В УЧЕБНИКЕ ПО ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Читайте только на ЛитРес!

Учебник «Финансовая грамотность. Цифровой мир», предназначенный для учащихся 10—11 классов, является практическим курсом по финансовой грамотности. Отличительной его особенностью является погружение в цифровой мир финансовых взаимоотношений человека и общества, человека и государства. В учебнике рассматриваются наиболее значимые явления в цифровом мире, с которыми учащиеся встретятся или уже встречаются в повседневной жизни. Наряду с теоретическими знаниями законов финансового мира учащиеся не только получают практические навыки построения своего финансового бюджета и плана, но и узнают о тех подводных камнях, которые могут встречаться на их пути.

Каждая тема учебника сопровождается практическими заданиями в виде дебатов или выступлений, что развивает у учащихся критическое мышление и умение аргументировать свою позицию, а также помогает им освоить навык публичных выступлений. Практические задания дают возможность учащимся не только закрепить пройденный материал, но и творчески подойти к оформлению его результатов.

Оставьте отзыв

Дата выхода на ЛитРес:

Общее кол-во страниц:

В учебнике рассматриваются теоретические подходы и практические рекомендации, включенные в понятие «цифровая грамотность». Современный интерес к осмыслению сущностных характеристик цифровой грамотности проявляется в многочисленных публикациях, изданных за последние два десятилетия.
Утверждение Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» инициировало широкое освещение в научной литературе самых разных аспектов информационной среды.
На первый план выходит цифровая компетентность специалистов, вовлеченных в цифровую экономику, определяемая набором знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов информационного пространства.
Авторы выделяют четыре базовых блока в рассмотрении цифровой грамотности: информационно-коммуникационные технологии; цифровое представление информации; инструменты коммуниации в цифровой экономике; управление рисками в сфере информационной безопасности.
«Цифровая грамотность» – это учебник для студентов, преподавателей, а также для всех, кого интересуют современные информационные технологии. В доступной форме в книге изложены основные постулаты информатики. Практические задания, а также вопросы для повторения в конце каждой главы помогут читателю усвоить предложенный материал.

Фрагмент текстового слоя документа размещен для индексирующих роботов.
Для полноценной работы с документом, пожалуйста, перейдите в
ридер.

М. Д. Сулейманов, Н. С. Бардыго

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

учебник

Minkail D. Suleymanov, Nikolay S. Bardygo

Digital literacy

Москва
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
2019

В учебнике рассматриваются теоретические подходы и практи-
ческие рекомендации, включенные в понятие «цифровая грамот-
ность». Современный интерес к осмыслению сущностных характе-
ристик цифровой грамотности проявляется в многочисленных пуб-
ликациях, изданных за последние два десятилетия.
Утверждение Национальной программы «Цифровая экономика
Российской Федерации» инициировало широкое освещение в науч-
ной литературе самых разных аспектов информационной среды.
На первый план выходит цифровая компетентность специалистов,
вовлеченных в цифровую экономику, определяемая набором знаний
и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного ис-
пользования цифровых технологий и ресурсов информационного
пространства.
Авторы выделяют четыре базовых блока в рассмотрении циф-
ровой грамотности: информационно-коммуникационные техноло-
гии; цифровое представление информации; инструменты коммуни-
кации в цифровой экономике; управление рисками в сфере инфор-
мационной безопасности.
«Цифровая грамотность» – это учебник для студентов, препо-
давателей, а также для всех, кого интересуют современные инфор-
мационные технологии. В доступной форме в книге изложены ос-
новные постулаты информатики. Практические задания, а также во-
просы для повторения в конце каждой главы помогут читателю
усвоить предложенный материал.
Ключевые слова: цифровая экономика, информационно-
коммуникационные технологии, цифровая информация, электронное
правительство, цифровая подпись, цифровые формы информацион-
ной коммуникации, электронные услуги, государственные информа-
ционные системы, риски в сфере информационной безопасности.

ВВЕДЕНИЕ

На рубеже веков в окружающем нас мире произошли радикальные
изменения в сфере сбора, обработки и хранения информации.
Бурное развитие информационных технологий, конвергенция
компьютерных систем, коммуникаций различных видов, индустрии
развлечения, производства бытовой электроники приводят к необходимости
пересмотреть представления об информационной индустрии,
ее роли и месте в обществе.

Сейчас уже все страны осознали этот факт, они принимают новые
законы, перестраивают деятельность государственных органов,
ответственных за формирование и проведение информационной и
телекоммуникационной политики.

Особое внимание при этом уделяется расширению применения

новых информационных технологий в деятельности самого государства,
его органов и в сферах, финансируемых из государственных
фондов – в образовании, здравоохранении, науке, культуре и т.д.

Отсюда возникает необходимость в разработке государственной
информационной политики, под которой понимается регулирующая
деятельность государственных органов, направленная на развитие
информационной сферы общества, которая охватывает не
только телекоммуникации, информационные системы или средства
массовой информации, а всю совокупность производств и отношений,
связанных с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией,
передачей информации во всех ее видах – деловой, развлекательной,
научно-образовательной, новостной и т.п.

Такая широкая трактовка государственной информационной

политики представляется сегодня неоспоримой, поскольку новейшие
телекоммуникационные и компьютерные технологии интен-

сивно размывают барьеры между различными секторами информационной
индустрии.

Сегодня информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

включают уже все виды технологий, используемых для обработки
информации. И КТ дают возможность представлять любой вид информации –
чисел, текстов, звука, изображения – в цифровом формате,
пригодном для хранения и обработки на компьютере. А возможность
передачи информации с компьютера на компьютер с по-
мощью интернет-технологий обеспечивает доступ любого пользова-
теля к мировому информационному пространству.

Таким образом, современные информационные технологии

стали ключевым звеном в крупных системах обработки данных, они
необходимы для обеспечения всех видов работ на персональном
компьютере, без них не обойтись в науке и образовании, в управле-
нии, автоматизированном проектировании и создании систем с ис-
кусственным интеллектом. В конечном счете новые информацион-
ные технологии заняли место современных технологических систем
огромного стратегического значения в сфере политики, обороны,
экономики, социальных отношений, в науке и культуре.

Предлагаемый читателю учебник представляет собой полный
курс дисциплины «Цифровая грамотность» по программам эконо-
мических вузов. Он имеет целью наиболее полно познакомить
обучающихся с современными компьютерными технологиями, ко-
торые обеспечивают освоение базовых методов сбора, обработки,
передачи и хранения информации на основе использования
средств вычислительной техники и средств передачи информации
в образовательном процессе, повседневной жизнедеятельности.
Сверхзадача – решение задачи цифровой грамотности – набора
знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффек-
тивного использования цифровых технологий и ресурсов интерне-
та, включающего в себя цифровое потребление, цифровые компе-

тенции, цифровую безопасность.

Данный учебник возможно использовать как личную рабочую
тетрадь, для самообразования.

Технологии и методики освоения материала:

1. Учебник личностно ориентирован, поэтому работа по изуче-
нию материала, записи и пометки предполагается делать непосред-
ственно на его страницах.

2. Изучите структуру учебника. Темы для освоения выстроены
в определенной логике, обеспечивающей реализацию принципа «от
простого к сложному».

3. Выстройте для себя траекторию возможных результатов: от-
метьте то, что вы уже умеете и знаете, определитесь с тем, что
наиболее актуально и интересно для вас и чего вы хотите достичь.

4. Изучите глоссарий в конце учебника, используйте его по ме-
ре необходимости. В процессе освоения материала дополните поня-
тиями, которые для вас оказались новыми.

5. Учебник содержит практические задания, которые помогут
не только получить информацию по текущей теме, но и использовать
полученные знания в повседневной жизни. Выполняя задания,
используйте издание в качестве рабочей тетради.

6. Помните: процесс обучения – это процесс увязывания нового
знания с уже известным. Заканчивая работу по теме, вернитесь к
таблице «Мои результаты». Отметьте изменения, которые произошли.

7. В конце учебника есть место для личных записей. Фиксируйте
там информацию для более глубокого освоения темы.

Условные обозначения:

р

– рекомендуем запомнить;

а

– рекомендуем записать;

п

– рекомендуем выполнить практическое задание.

ГЛАВА 1. К ОМПЕТЕНТНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННО-
КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И ЦИФРОВАЯ
ГРАМОТНОСТЬ

§ 1. Информационно-коммуникационные технологии

Понятие коммуникационных и информационных технологий.

Процессы информатизации в современном обществе, а также

тесно связанная с ними реформа образовательной деятельности, характеризуются
совершенствованием и массовым распространением
современных ИКТ. Их активно используют для передачи данных и
обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в совре-

менной системе дистанционного и открытого образования.

Термин «технология» пришел к нам из греческого

языка, а в переводе он означает «наука». Современное пони-

мание данного слова включает в себя применение инженерных и
научных знаний для решения конкретных практических задач. Тогда
информационно-коммуникационная технология – это такая техноло-
гия, которая направлена на преобразование и обработку информа-
ции.

Но и это еще не все. По сути, информационно-коммуникацион-

ная технология является обобщающим понятием, описывающим
различные механизмы, устройства, алгоритмы, способы обработки
данных. Важнейшим современным устройством ИКТ является ком-
пьютер, снабженный необходимым программным обеспечением.
Вторым по счету, но не менее важным оборудованием считаются
средства коммуникации с размещенной на них информацией.

Основное средство ИКТ-технологии для информационной сре-

ды системы образования – это персональный компьютер, оснащен-
ный необходимым программным обеспечением (системного и при-

кладного характера), а также инструментальные средства.

К системным в первую очередь относят операционный

софт. Он обеспечивает взаимодействие всех программ
ПЭВМ с оборудованием и пользователем ПК. В данную ка-

тегорию также включают сервисный и служебный софт.

К прикладным программам относится обеспечение, которое

представляет собой инструментарий информационных технологий –
работа с текстами, графикой, таблицами и т.д. Современная система
образования широко использует универсальный прикладный офис-
ный софт и средства ИКТ, такие как текстовые процессоры, подго-
товка презентаций, электронные таблицы, графические пакеты, ор-
ганайзеры, базы данных и т.п.

При этом с организацией компьютерных сетей и аналогичных

им средств процесс образования перешел в новое качество.
В первую очередь это связано с возможностью оперативного полу-
чения информации из любой точки мира. Благодаря глобальной
компьютерной сети Интернет теперь возможен мгновенный доступ к
информационным ресурсам планеты (электронным библиотекам,
хранилищам файлов, базам данных и т.д.). В этом популярном ре-
сурсе опубликовано более двух миллиардов различных мультиме-
дийных документов. Сеть открывает доступ и позволяет использо-
вать другие распространенные ИКТ-технологии, к их числу относят-
ся группы новостей, электронная почта, чат, списки, рассылки.

Кроме того, разработано специальное программное обеспечение

для общения онлайн (в режиме реального времени), позволяющее по-
сле установления сеанса передавать текст (вводится с клавиатуры), а
также звук, изображение и различные файлы. Такой софт дает воз-
можность организовать совместную связь удаленных пользователей, с
запущенным на локальном персональном компьютере обеспечением.
Появление новых алгоритмов сжатия информации позволило суще-

ственно повысить качество передаваемого звука, теперь оно фактиче-
ски не уступает качеству обычной телефонной сети.

Практическое задание

1. Установить на ПК программу CCleaner. C Cleaner – утилита для

чистки мусора в операционной системе.

Домашняя страница: http://www.ccleaner.com/

2. Опишите этапы процесса установки программы.

3. Удалите программу CCleaner.

4. Опишите этапы процесса удаления программы.

5. Изучить основные термины программного обеспечения.

В результате этого произошел скачок в развитии относительно

нового средства ИКТ – интернет-телефонии. С помощью специаль-
ного программного обеспечения и периферийных устройств через
сеть можно организовывать аудио- и видеоконференции.

Для организации эффективного поиска в телекоммуникацион-

ных сетях используют автоматизированные поисковые программы,
цель которых заключается в сборе данных о различных ресурсах ми-
ровой паутины и предоставлении пользователю услуги быстрого до-
ступа к ним. Благодаря поисковым системам можно находить доку-
менты, мультимедийные файлы, адресную информацию о людях и
организациях, программное обеспечение. Использование ИКТ поз-
воляет открыть широкий доступ к учебной, методической и научной
информации, помимо этого, становятся возможными оперативная
организация консультационной помощи, а также моделирование
научной и исследовательской деятельности. И конечно же, проведе-
ние виртуальных занятий (лекций, семинаров) в реальном времени.

Другие книги автора

Общественные науки. Финансовая грамотность. Цифровой мир. 10-11 классы. Базовый уровень

С. В. Толкачёва

Читай где угоднои на чем угодно

Как слушать читать электронную книгу на телефоне, планшете

Доступно для чтения

Читайте бесплатные или купленные на ЛитРес книги в мобильном приложении ЛитРес

Установите бесплатное приложение «Читай!» и откройте его

В главном меню в «Мои книги» находятся ваши книги для чтения

Вы можете читать купленные книги и в других приложениях

Загрузите этот файл в свое устройство и откройте его в приложении.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *