Правила ТБ в кабинете информатики
Инструкция по правилам техники безопасности в кабинете информатики для учащихся.
Казьмина Светлана Муратовна, учитель информатики филиала МБОУ Ржаксинской сош №2 им. Пономарева в д. Вишневка
Описание разработки
- К работе в компьютерном классе допускаются лица, ознакомленные с данной инструкцией по технике безопасности и правилам поведения.
- Работа учащихся в компьютерном классе разрешается только в присутствии преподавателя (инженера, лаборанта).
- Во время занятий посторонние лица могут находиться в классе только с разрешения преподавателя.
- Во время перемен между уроками проводится обязательное проветривание компьютерного кабинета с обязательным выходом учащихся из класса.
- Помните, что каждый учащийся в ответе за состояние своего рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.
Перед началом работы необходимо:
- Убедиться в отсутствии видимых повреждений на рабочем месте;
- Разместить на столе тетради, учебные пособия так, что бы они не мешали работе на компьютере;
- Принять правильною рабочую позу.
- Посмотреть на индикатор монитора и системного блока и определить, включён или выключен компьютер. Переместите мышь, если компьютер находится в энергосберегающем состоянии или включить монитор, если он был выключен.
При работе в компьютерном классе категорически запрещается:
- Находиться в классе в верхней одежде;
- Класть одежду и сумки на столы;
- Находиться в классе с напитками и едой;
- Располагаться сбоку или сзади от включенного монитора;
- Присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки;
- Передвигать компьютеры и мониторы;
- Открывать системный блок;
- Включать и выключать компьютеры самостоятельно.
- Пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;
- Перекрывать вентиляционные отверстия на системном блоке и мониторе;
- Ударять по клавиатуре, нажимать бесцельно на клавиши;
- Класть книги, тетради и другие вещи на клавиатуру, монитор и системный блок;
- Удалять и перемещать чужие файлы;
- Приносить и запускать компьютерные игры.
Находясь в компьютерном классе, учащиеся обязаны:
- Соблюдать тишину и порядок;
- Выполнять требования преподавателя и лаборанта;
- Находясь в сети работать только под своим именем и паролем;
- Соблюдать режим работы (согласно п. 9.4.2. Санитарных правил и норм);
- При появлении рези в глазах, резком ухудшении видимости, невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появления боли в пальцах и кистях рук, усиления сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем преподавателю и обратиться к врачу;
- После окончания работы завершить все активные программы и корректно выключить компьютер;
- Оставить рабочее место чистым.
Работая за компьютером, необходимо соблюдать правила:
- Расстояние от экрана до глаз – 70 – 80 см (расстояние вытянутой руки);
- Вертикально прямая спина;
- Плечи опущены и расслаблены;
- Ноги на полу и не скрещены;
- Локти, запястья и кисти рук на одном уровне;
- Локтевые, тазобедренные, коленные, голеностопные суставы под прямым углом.
Требования безопасности в аварийных ситуациях:
- При появлении программных ошибок или сбоях оборудования учащийся должен немедленно обратиться к преподавателю (лаборанту).
- При появлении запаха гари, необычного звука немедленно прекратить работу, и сообщить преподавателю (лаборанту).
Содержимое разработки
ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВИЛАМ ПОВЕДЕНИЯ
В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
- Убедиться в отсутствии видимых повреждений на рабочем месте;
- Разместить на столе тетради, учебные пособия так, что бы они не мешали работе на компьютере;
- Принять правильною рабочую позу.
- Посмотреть на индикатор монитора и системного блока и определить, включён или выключен компьютер. Переместите мышь, если компьютер находится в энергосберегающем состоянии или включить монитор, если он был выключен.
- Находиться в классе в верхней одежде;
- Класть одежду и сумки на столы;
- Находиться в классе с напитками и едой;
- Располагаться сбоку или сзади от включенного монитора;
- Присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки;
- Передвигать компьютеры и мониторы;
- Открывать системный блок;
- Включать и выключать компьютеры самостоятельно.
- Пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;
- Перекрывать вентиляционные отверстия на системном блоке и мониторе;
- Ударять по клавиатуре, нажимать бесцельно на клавиши;
- Класть книги, тетради и другие вещи на клавиатуру, монитор и системный блок;
- Удалять и перемещать чужие файлы;
- Приносить и запускать компьютерные игры.
- При появлении программных ошибок или сбоях оборудования учащийся должен немедленно обратиться к преподавателю (лаборанту).
- При появлении запаха гари, необычного звука немедленно прекратить работу, и сообщить преподавателю (лаборанту).
Похожие файлы
Научить соблюдению правил ТБ при работе с компьютерной техникой.
Знать и преминять правила и ТБ в кабинете информатики и ВТ, комплекс упражнений для глаз;
Уметь оказывать первую медицинскую помощь при поражении электрическим током;
Знать и применять действия при пожаре;
Закрепить полученные знания на уроке.
Воспитание сознательной учебной дисциплины, организованности, ответственности.
Развитие навыков учебно – познавательной деятельности;
Развитие концентрации внимания и более прочного запоминания учебного материала.
Организационный момент. (3 мин)
Постановка целей и задач урока. (1 мин)
III. Работа над изучаемым материалом. (25 мин)
Кабинет информатики отличается от других кабинетов тем, что в нем установлена дорогая, современная техника. Поэтому, чтобы сберечь и не нанести вреда технике и своему здоровью необходимо знать и применять технику безопасности и правила поведения в кабинете информатики и вычислительной техники. Как же нужно вести себя в кабинете информатики?
В кабинете вычислительной техники установлена дорогостоящая, сложная техника – компьютеры, принтер и другие технические средства. Поэтому: бережно обращайтесь с этой техникой; спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая столы, входите в кабинет и занимайте отведенное вам место, ничего не трогая на столах.
На вашем рабочем месте размещены составные части ЭВМ – клавиатура, монитор, системный блок, мышь. Во время работы лучевая трубка работает под высоким напряжением. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и монитором может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры. Поэтому
С Т Р О Г О З А П Р Е Щ А Е Т С Я:
трогать разъемы соединительных кабелей;
прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;
прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры, системного блока;
включать и отключать аппаратуру без указаний учителя;
класть предметы на монитор и клавиатуру;
работать во влажной одежде и влажными руками.
При появлении запаха гари, огня немедленно прекратить работу, выключить аппаратуру и сообщить об этом учителю.
Перед началом работы убедитесь в отсутствии видимых причин повреждений рабочего места; сядьте так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы, не наклоняясь пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экран монитора информацию; разместите на столе учебные принадлежности так, чтобы они не мешали работе на ЭВМ; внимательно слушайте объяснения учителя и старайтесь понять цель и последовательность действий, в случае необходимости обращайтесь к преподавателю; начинайте работу только по указанию учителя.
Во время работы на ЭВМ лучевая трубка является источником электромагнитного излучения, которое при работе вблизи экрана неблагоприятно действует на зрение, вызывает усталость и снижает работоспособность. Поэтому следует работать от монитора на расстоянии 60 – 70 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь. Учащимся, имеющим очки для постоянного ношения, быть в очках.
Работа на ЭВМ требует большого внимания, четких действий, поэтому нельзя работать при недостаточном освещении, при плохом самочувствии.
Во время работы:
строго выполняйте все указанные выше правила, а также текущие указания учителя;
следите за исправностью аппаратуры и немедленно прекращайте работу при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры, немедленно сообщить о случившемся учителю;
плавно нажимайте клавиши;
не пользуйтесь клавиатурой, если не подключено напряжение;
работайте чистыми руками;
не пытаться самопроизвольно отключать и исправлять неисправности;
не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.
Вы должны хорошо знать и грамотно выполнять эти правила, точно следовать указаниям преподавателя, чтобы успешно овладеть знаниями, умениями, навыками; сберечь школьное имущество.
Вы отвечаете за состояние своего рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.
НЕВЫПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛ – ГРУБЕЙШЕЕ НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА И ДИСЦИПЛИНЫ.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ ПРИ РАБОТЕ С КОМПЬЮТЕРОМ.
Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
- Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
- Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 – 4. До усталости глаза доводить нельзя. Затем посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
- Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 – 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 – 6. Аналогичным путем проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз.
Перевести взгляд быстро направо – вверх – налево – вниз и потом прямо вдаль на счет 1 – 6; затем налево – вверх – направо – вниз и посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ.
Поражение электрическим током приводит к шоку, остановке дыхания и работы сердца. Ток вызывает ожоги на месте входа и выхода. Переменный ток вызывает также сокращение мышц, что не позволяется пострадавшему выпустить из рук электрический провод.
Действия при поражении электрическим током
Выключить ток на электрощите или выдернуть штепсельную вилку.
Если вы не можете обесточить пострадавшего, то встаньте на деревянную коробку, резиновый коврик, толстую пачку газет и шваброй, деревянным стулом оттащите пострадавшего от источника тока. Не дотрагивайтесь до пострадавшего, его можно оттащит за сухой край одежды.
Если пострадавший без сознания, проверьте пульс и дыхание и вызовите скорую помощь, охладите ожоги водой.
До приезда пожарных выполнить следующие действия:
- Выключите электрическую цепь в сети компьютеров;
- Уберите из зоны огня горючие материалы (бумагу, шторы);
- Закройте двери, окна в помещении и тушите огонь огнетушителем или грубой материей накройте плотно очаг огня, чтобы предотвратить поступление кислорода;
- Пострадавших от огня обездвижить (любое движение способствует усилению пламени) и погасить горящую одежду водой или другой не воспламеняющей жидкостью, или пострадавшего плотно завернуть в пальто, одеяло, портьеру, часть тела с ожогами должна быть повернута кверху.
НЕ ПЫТАЙТЕСЬ БОРОТЬСЯ С ОГНЕМ, ЕСЛИ ВЫ НЕ ВЫЗВАЛИ ПОЖАРНУЮ БРИГАДУ И НЕ УБЕДИЛИСЬ, ЧТО ВЫ НЕ РИСКУЕТЕ СОБОЙ!
Закрепление изученного материала в форме самостоятельного повторения ТБ и ПП в кабинете информатики и ВТ по раздаточному материалу (тестам) и по вопросам, задаваемым учителем классу (10 минут)
- Как ученики входят в компьютерный класс?
- Как должны вести себя учащиеся на перемене в классе?
- Как должны вести себя ученики за партами?
- Правила поведения и техника безопасности за рабочими компьютеризированными местами.
- Какую зарядку для глаз проводят после работы за компьютером?
- Какую помощь оказывают человеку после поражения электрическим током?
- Назовите Ваши действия при пожаре.
в) сканер.
а) 60 – 70 см;
б) 40 – 50 см;
в) 20 – 30 см.
а) при работе за компьютером должны снять очки;
б) при работе за компьютером должны быть в очках;
в) нельзя работать за компьютером.
а) монитор и клавиатуру;
б) системный блок;
в) стол, на котором стоит компьютер.
а) плавно нажимать клавиши;
б) включать и отключать компьютер без разрешения учителя;
в) трогать разъемы соединительных кабелей;
г) играть на компьютере в игрушки;
д) работать во влажной одежде и влажными руками.
а) громко кричать;
б) позвать учителя по информатике;
в) отключить питание компьютера и вызвать помощь.
а) спокойно ходить, играть за компьютером;
б) бегать, сидеть за партами и повторять домашнее задание;
в) выйти из класса и проветрить его.
а) собрать портфель и спокойно, не торопясь покинуть помещение;
б) громко звать на помощь;
Обобщение результатов учителем (5 минут)
Закрепить компьютеры за учениками. Заполнить журнал по проведению инструктажа по технике безопасности и правилам поведения в кабинете информатики.
Организация работы на дом (1 минута)
Рассказать ТБ и ПП в кабинете информатики родителям. Повторить содержание §1 учебника.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Пушкинского муниципального района
«Софринская средняя общеобразовательная школа № 2»
План-конспект урока по информатике
«Техника безопасности в кабинете информатики»
учитель информатики: Муравьева Л.
Тема урока: Техника безопасности в кабинете информатики
познакомить обучающихся с правилами техники безопасности и правилами поведения в компьютерном классе;
научить применять комплекс упражнений для глаз при работе за компьютером;
закрепить полученные знания;
воспитание сознательной учебной дисциплины, организованности, ответственности;
развитие навыков учебно-познавательной деятельности;
развитие концентрации внимания и более прочного запоминания учебного материала;
развитие умения работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения,
развитие коммуникативных навыков.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.
- Организационный момент. Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Подведение итогов, выставление оценок.
Организационный момент. Актуализация знаний.
Кабинет информатики отличается от других кабинетов тем, что в нем установлена дорогая, современная техника. Как вы думаете, как же нужно вести себя в кабинете информатики? Что необходимо знать, чтобы сберечь и не нанести вреда технике и своему здоровью?
Необходимо знать и применять технику безопасности и правила поведения в кабинете информатики. Тема и цель урока. (презентация, слайд 1)
Изучение нового материала.
Изучение инструкции по правилам ТБ. (Приложение 1)
Обучающиеся ознакомившись с инструкцией, заполняют журнал инструктажа по ТБ.
Изучение комплекса упражнений для глаз при работе с компьютером (презентация, слайд 2)
Обучающиеся вместе с учителем проделывают упражнения для глаз. (Приложение 2)
- Как ученики входят в компьютерный класс?
- Как должны вести себя ученики за партами?
- Правила поведения и техника безопасности за рабочими компьютеризированными местами.
- Какую зарядку для глаз проводят после работы за компьютером?
Обучающимся раздаются карточки с заданием для индивидуальной работы. (Приложение 3)
Обучающиеся делятся на группы по 2 – 3 человека. Каждой группе предлагается продумать ситуацию и ответить на вопросы. (Приложение 4)
Подведение итогов, выставление оценок
Прочитать «Введение» в учебнике информатики.
Написать сообщение на тему «Применение компьютеров в разных областях человеческой деятельности», «Использование компьютеров в разных профессиях».
На вашем рабочем месте размещены составные части ЭВМ – клавиатура, монитор, системный блок, мышь. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и монитором может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры. Поэтому
не пытаться самопроизвольно отключать и исправлять неисправности.
в) не должны работать за компьютером.
Прилежный ученик, выполняя задание по карточке, прикрепил её скотчем к экрану монитора. Какие правила техники безопасности он нарушил?
Занимая рабочие места за компьютерами, два торопливых ученика «пробивали» себе дорогу, усердно работая локтями. Какие правила техники безопасности они нарушили?
Внимательная учительница на уроке информатики обнаружила, что рассеянный ученик жуёт жевательную резинку, и предложила ему с ней расстаться. Рассеянный ученик расстался с жевательной резинкой и прикрепил её к розетке. Какие правила техники безопасности он нарушил?
Шаловливые ученики весело резвились на перемене возле школы, обливая друг друга из водяных пистолетов. Прозвенел звонок, ученики пришли в кабинет информатики. Нарушили ли они правила техники безопасности? Если да, то, какие?
Перед уроком информатики у учеников 8 класса была физкультура. Спортивную форму и лыжи они принесли с собой на урок информатики. Нарушили ли они правила техники безопасности? Если да, то, какие?
Хвастливый ученик, решив показать свои глубокие познания своей однокласснице, стал отсоединять монитор и клавиатуру от компьютера. Нарушил ли он правила техники безопасности? Если да, то, какие?
Торопливый ученик, вбежав в кабинет информатики, включил компьютер себе и соседу и, ещё не зная, чем надо будет заниматься на уроке, стал нажимать на все клавиши. Нарушил ли он правила техники безопасности? Если да, то, какие?
Очень старательная ученица, выполняя задание на компьютере, придвинулась вплотную к экрану монитора и стала водить пальчиком по тексту на экране монитора. Нарушила ли она правила техники безопасности? Если да, то, какие?
Тема урока: Введение в предмет Вводный инструктаж по технике безопасности при работе на ПК Цели урока: познакомить учащихся с новым предметом, с правилами техники безопасности в кабинете информатики; работать над формированием у учащихся сознательного отношения к правилам; развивать внимание, речь, познавательный интерес к уроку; воспитывать сознательное и безопасное поведение при работе с вычислительной техникой. Форма проведения: урок – введение в предмет. Оборудование: презентация, карты для каждого учащегося (приложение 1), памятка для каждого учащегося «Правила техники безопасности в кабинете информатики» (приложение 2), карточка с заданием по технике безопасности для каждого ученика (приложение 3).
Знакомство с классом
Учитель: Итак, дорогие ученики! Вы начинаете путешествие по новой для вас стране, которая называется Информатика (слайд 1). В этой стране вы откроете для себя новые «города», «острова», познакомитесь с их «обитателями», научитесь понимать их язык – язык информатики, получите практические навыки работы с компьютером.
А что же такое информатика?
Ученики: ответы учеников.
Учитель: Запишем в тетрадь (слайд 2) Информатика – это наука о правилах работы с информацией.
Во всяком путешествии нужен хороший проводник, который поведет нас по стране знаний.
Кого вы уже успели заметить? Кто будет сопровождать нас в путешествии?
Ученики: (слайд 3) Кот, Гусеница, Воробей, Компьютроша.
Учитель: И первое задание от ваших помощников, нарисовать дома Компьютрошу, так как вы его себе представляете.
Перед началом путешествия наши помощники получили карту страны Информатика (слайд 4). На карте обозначены «города», «острова», но все они закрашены белым цветом. Пока они для нас неизвестны, неисследованы. И вам вместе с нашими помощниками предстоит их подробно изучить, заполнить «белые пятна».
Мудрый Кот подготовил для каждого из вас карту путешествия, которую вы приклеите в тетрадь (слайд 5).
Правила поведения учащихся в компьютерном классе
Учитель: В стране Информатика есть свои правила, которые необходимо соблюдать, сейчас мы с ними познакомимся (слайд 6-7).
Подробно с детьми обсуждается каждый пункт правил, выясняя, к чему может привести его нарушение.
1) В кабинет информатики входите только в сменной обуви, чистой, сухой одежде.
2) Спокойно заходите в кабинет и занимайте свое место за партой.
3) К работе за компьютером допускаются учащиеся, которые знакомы с техникой безопасности.
4) Начинайте и заканчивайте работу за компьютером только по указанию преподавателя.
5) Вы отвечаете за состояние рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.
6) Соблюдайте чистоту и порядок.
7) Спокойно выходите из кабинета на перемену.
8) На перемене находиться в классе запрещено.
Учитель: А сейчас мы прочитаем рассказ (слайд 8), который нам предлагают Воробей и Гусеница, и выясним, какие правила поведения в кабинете информатики нарушил ученик?
На перемене Ваня сломя голову влетел в кабинет информатики в грязной обуви и кинул портфель на компьютерный стол. Учитель сделал ему замечание. Но Ваня, не обращая внимания, включил электрический щит и сел работать за компьютер. Работа не ладилась. Ваня решил сам отремонтировать компьютер: отсоединил какие-то провода, нажимал все кнопки подряд. Но тут что-то задымилось. Ваня быстро схватил бутылку с водой и стал заливать пожар.
Обсудить с учениками, в чем заключались неправильные действия ученика, и как он должен был себя вести.
Инструкция по технике безопасности в компьютерном классе
Учитель: В стране Информатика есть свой необычный журнал, в котором все жители расписываются, за то, что они знают инструкцию по техники безопасности и всегда следуют ей. Так как мы теперь тоже будем являться раз в неделю жителями этой страны, мы должны знать эту инструкцию и тоже расписаться за нее в журнале. Познакомимся с ней.
1) (слайд 9-11) Начинайте и заканчивайте работу за компьютером только по указанию преподавателя.
2) Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны, точно выполняйте указания учителя.
3) Соблюдайте расстояние до экрана монитора — 60-70 см.
4) В кабинете информатики запрещается:
• трогать соединительные провода, электрические розетки;
• прикасаться к тыльной стороне всех устройств;
• включать и выключать электрический щит;
• самим устранять любые неисправности в работе аппаратуры;
• класть вещи на аппаратуру;
• работать вдвоем за одним компьютером.
5) При появлении дыма, запаха гари:
• немедленно прекратите работу;
• сообщите преподавателю.
6) При пожаре:
• соблюдайте спокойствие;
• отключите электрический щит;
• покиньте помещение;
Учитель: Ученый Кот желает проверить, как вы поняли все то, что нужно соблюдать для вас в новой стране Информатика. Для этого сядем за компьютеры (на компьютерах открыта программа «Мир информатики» 3 год обучения (слайд 12)). Все одели наушники. Подвели указатель мыши к надписи Правила поведения в кабинете информатики и щелкнули по ней.
Ученики: слушают текст.
Учитель: Посмотрите, внизу окна нарисован цветочек, подведите к нему указатель мыши (слайд 13) и щелкните. Прослушайте еще раз правила поведения в компьютерном классе.
Ученики: слушают правила.
Учитель: Выполните задание. Перед вами будут появляться картинки. Вы видите первую (слайд 14). Что делает ученица?
Ученики: Ученица набирает текст на клавиатуре.
Учитель: Она нарушает какие-нибудь правила?
Ученики: Ученица не нарушает правила.
Учитель: К какому слову вы должны подвести указатель мыши и щелкнуть по нему?
Ученики: Нужно щелкнуть по слову Можно (слайд 14).
Учитель: Теперь вы самостоятельно смотрите на следующие картинки и выбираете Можно или Нельзя!
Ученики: выполняют задание.
Учитель: Вот и закончился наш первый урок.
Ваши помощники и новые друзья вручают вам памятку «Правила техники безопасности в кабинете информатики» (слайд 15), чтобы вы их выучили и не забывали выполнять.
(слайд 16) Мы новую страну для вас показали,
Немного шутили, не все рассказали.
Да разве об информатике так сразу расскажешь?
Хорошее вспомнишь, и знанья покажешь?
Вы нас не корите, вы нас не судите.
А лучше к нам в гости на следующий урок приходите.
Домашнее задание (слайд 17)
1) Приклеить карту путешествия в тетрадь.
2) Нарисовать Компьютрошу таким, как я его себе представляю.
3) Выучить правила техники безопасности. Ответить письменно на вопрос.
Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики
Важнейшей ценностью для человека является здоровье.
ЗДОРОВЬЕ – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия.
По результатам исследований медиков к окончанию средней школы только один из десяти обучающихся является абсолютно здоровым.
Поэтому перед учителем стоит очень важная задача сохранения здоровья детей на своих уроках. Учителю информатики сложнее, чем его коллегам выполнить данную задачу, так как на уроках информатики предусматривается использование компьютера практически на каждом уроке, а работа за компьютером, может нанести вред здоровью ребенка.
Проблемы здоровьесбережения на уроках информатики усугубляются вредными факторами, которые оказывает компьютер на здоровье человека
Первый и самый главный фактор – это нагрузка на зрение
Именно из-за нагрузки на зрение у ребенка возникает головная боль и головокружение.
Человеческое зрение абсолютно не адаптировано к компьютерному экрану, мы привыкли видеть цвета и предметы в отраженном свете, экранное же изображение самосветящееся.
Глаза во время работы перебегают с листа на экран и обратно. Тысячи раз в день наше зрение должно перестраиваться с одного способа чтения на другой. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения.
Вторым по вредности фактором, является стесненная поза. Сидя за компьютером, мы смотрим на экран с определенного расстояния и одновременно держим руки на клавиатуре или мышке. Это вынуждает тело принять определенное положение, и не изменять его до конца работы. Любая поза при длительной фиксации вредна для опорно-двигательного аппарата.
Повторяющиеся однообразные движения (работа на клавиатуре) приводят к проблемам с суставами.
Следующий фактор – это стресс при потере информации
Если компьютер “зависает”, в результате сбоях программ теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность
К числу отрицательных факторов относятся электромагнитное и электростатическое поля, акустический шум.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики дает возможность учителю защитить своего ученика от отрицательного воздействия компьютера, а также поможет ему укрепить и сберечь свое здоровье.
Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.
3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 подгруппы:
– организационно-педагогические технологии (ОПТ), они определяют структуру учебного процесса, способствуют предотвращению состояния переутомления, гиподинамии;
Важным моментом является соблюдение санитарных норм и правил охраны труда
свежий воздух, проветренный класс, соответствующее освещение, подходящие по росту парты. Компьютеры в компьютерном классе должны быть установлены в соответствии с нормами СанПиНа.
Время работы за компьютером регламентировано Санитарными Нормами и Правилами
1 классов – 10 минут
2-5 классов -15 минут
6-7 классов – 20 минут
8-9 классов – 25 минут
10-11 классов – 30 минут на первом часе занятий
20 минут на втором
частая смена видов деятельности применяется с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся. Опрос, новый материал, практическая работа, выступление с небольшим сообщением по теме все это переключает внимание и немного разряжает обстановку, особенно это важно на последних уроках, когда концентрация внимания сильно снижена.
рациональное распределение нагрузки во время урока предполагает, что самая напряженная работа должна приходиться на его середину;
Физкультминутки – это неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий и лучшее лекарство от гиподинамии В связи с быстрой утомляемостью зрения при работе за компьютером, особое внимание уделяю гимнастике для глаз. Достаточно 3-4 упражнений, чтобы снять усталость
Снять утомление с глаз поможет рассматривание стереограмм или стереокартинок, их называют «спортом для глаз».
Стереокартинки — это нестандартный способ развлечься. На первый взгляд они представляют собой просто неразборчивые узоры, но если посмотреть на картинку правильно, то вы сможете увидеть то, что на самом деле изображено на ней.
Разглядывание таких картинок снимает усталость с глаз, укрепляет глазную мышцу, является хорошей тренировкой не только для зрения, но и для интеллекта, познавательных способностей, но главное при просмотре стереокартинок вы можете испытать настоящий восторг.
Количество доступных стереограмм должно было не большим, 3-4 шт. и постоянно обновляться.
К началу нового учебного года на компьютерах в компьютерном классе я установила обои со стереокартинками. Во время работы учеников за компьютерами я планирую раздавать распечатанные стереокартинки
Оптические иллюзии (иллюзии движения) Трудно поверить, что эта картинка не анимация. Иллюзия движения достигается сочетанием цветов, яркостью объектов и их повтором. Все эти уловки вводят в заблуждение наше периферическое зрение.
Их еще называют обманом зрения. Дети с удовольствием рассматривают подобные картинки. Для укрепления здоровья и восстановления зрительной функции- это то, что нужно!
Попробуйте и вы, во-первых, это просто интересно изменить свое восприятие картинки так, чтобы видеть по-разному, глаза учатся подстраиваться под образ, развиваются мышцы глаз, во-вторых, такие картинки концентрируют внимание. А, в третьих, подобные образы, отлично развивают воображение и пространственное мышление.
– психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, и тем воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников;
Создание благоприятного психологического климата на уроке
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, уместный юмор, все это создает благоприятный психологический климат на уроке.
Отсутствие страха и напряжения помогает каждому смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
Часто во время выполнения компьютерного практикума дети обращаются ко мне с просьбой послушать музыку, используя наушники. Планирую включать классическую музыку во всем классе.
Повышение интереса к предмету
Как правило дети сосредоточиваются лишь на том, что им нравится, дело, которое интересно и захватывает ребенка, не вызывает утомления. Поэтому я стараюсь сделать все, чтобы повысит интерес к учебному материалу – опираюсь на интересные жизненные факты, применяю необычные сравнения, использую ассоциации с жизненными ситуациями.
Снятие эмоционального напряжения Использование игровых технологий, оригинальных заданий и задач, введение в урок отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Особенно это необходимо на последних уроках, когда ребята устали и восприятие информации происходит с трудом. Стараюсь не планировать на последние уроки проверочные работы или объяснение какой-то сложной темы, хотя в рамках готового учебного плана это бывает довольно сложно
Создание ситуаций успеха
Уходя с урока, ученик должен чувствовать, что время потрачено не зря, что он узнал что-то новое, чего-то добился
Поэтому при опросе учеников учитываю качества их характера, уровень их подготовки. Сильным – каверзные вопросы, слабым – попроще.
Создаю разноуровневые контрольные, проверочные, практические работы.
Часто вызываю детей на диалог, прошу задавать вопросы, высказать свою точку зрения при обсуждении некоторой темы.
Интеграция здоровьесберегающих компонентов
В зависимости от содержания учебного материала на уроках, планирую вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни. Например:
Составление и редактирование текстов, посвященных здоровому образу жизни.
Разработка презентаций, буклетов по теме здоровьесбережения.
– учебно-воспитательные технологии (УВТ) включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, просвещение родителей учащихся
Из всего вышесказанного можно сделать вывод
Здоровье ученика в норме, если он а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой; б) в социальном плане – коммуникабелен, общителен; в) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться; г) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; д) в нравственном плане – честен, самокритичен.
А цель учителя – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья на весь период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.
МБОУ Задонская СОШ
регистрации инструктажа по технике безопасности
и правилам поведения в компьютерном классе
Вводный инструктаж по технике безопасности на уроках информатики (сентябрь)
Вводный инструктаж дается каждой группе отдельно в начале каждого учебного года на первом уроке до начала работы за компьютерами. После инструктажа учащиеся расписываются в журнале инструктажа.
Повторный инструктаж на рабочем месте (январь)
Повторный инструктаж проходят все учащиеся независимо от характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие. Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой учащихся, работающих на однотипном оборудовании и в пределах общего рабочего места по программе первичного инструктажа на рабочем месте или в объёме инструкций на рабочем месте.
Внеплановый инструктаж проводят при:
· введении в действие новых или переработанных нормативных актов, документов по технике безопасности и охране труда или внесении изменений и дополнений к ним;
· замене или модернизации оборудования, приборов и других факторов,
· влияющих на охрану труда;
· нарушении учащимся нормативных правовых актов, документов по технике безопасности и охране труда, которые могли бы привести или привели к травмированию, аварии или отравлению;
· длительных перерывах в работах;
· поступлении информационных материалов об авариях и несчастных случаях, происшедших на аналогичных производствах.
Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой учащихся одного класса. Объѐм и содержание инструктажа определяются в каждом отдельном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызванных необходимостью его проведения, а также с учетом уровня исполнения требуемых правил безопасности на рабочих местах. При регистрации внепланового инструктажа указывается причина его проведения.
по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе
К работе в компьютерном классе допускаются лица, ознакомленные с данной инструкцией по технике безопасности и правилам поведения.
Работа в компьютерном классе разрешается только в присутствии учителя, лаборанта.
Во время перемен между уроками проводится обязательное проветривание компьютерного кабинета с обязательным выходом учащихся из класса.
– убедиться в отсутствии видимых повреждений на рабочем месте;
– разместить на столе тетради, учебные пособия так, чтобы они не мешали работе на компьютере;
– принять правильную рабочую позу;
– если сеанс работы предыдущего пользователя не был завершен, завершить его.
При работе в компьютерном классе категорически запрещается:
– находиться в классе в верхней одежде;
– класть одежду и сумки на столы;
– находиться в классе с едой и напитками;
– располагаться сбоку или сзади от включенного монитора;
– присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки;
– передвигать компьютеры и мониторы;
– открывать системный блок;
– пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;
– перекрывать вентиляционные отверстия на системном блоке и мониторе;
– ударять по клавиатуре, нажимать бесцельно на клавиши;
– класть книги, тетради и т. на клавиатуру;
– удалять или перемещать чужие файлы;
– приносить и запускать компьютерные игры
Находясь в компьютерном классе, учащиеся обязаны:
– соблюдать тишину и порядок;
– выполнять все требования учителя и лаборанта;
– работать только под своим именем и паролем;
– соблюдать режим работы (продолжительность непрерывной работы за компьютером не более двух часов с обязательным 10-минутным перерывом и гимнастикой для глаз; продолжительность интенсивной работы с клавиатурой не более 30 минут с последующей гимнастикой для рук; общая продолжительность работы не более 4 часов в день);
– при появлении рези в глазах, резком ухудшении видимости, невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появлении боли в пальцах и кистях рук, усилении сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем преподавателю и обратиться к врачу;
– после окончания работы завершить все активные программы и корректно выключить компьютер;
– оставить рабочее место чистым.
Работая за компьютером, необходимо соблюдать правильную позу:
– расстояние от экрана до глаз 50-70 см (расстояние вытянутой руки);
– вертикально прямая спина;
– плечи опущены и расслаблены;
– ноги на полу и не скрещены;
– локти, запястья и кисти рук на одном уровне;
– локтевые, тазобедренные, коленные, голеностопные суставы под прямым углом.
– при появлении программных ошибок или сбоях оборудования немедленно обратиться к учителю, лаборанту;
– при появлении запаха гари, необычного звука немедленно прекратить работу и сообщить учителю.
регистрации инструктажа учащихся по технике безопасности при организации занятий в кабинете информатике
№ п/п Фамилия, имя инструктируемого класс вводныйсентябрь повторныйянварь внеплановый ФИО, должность проводившего инструктаж Подпись проводившего инструктаж дата инструктажа подпись дата инструктажа подпись дата инструктажа подпись
Электронное пособие для уроков информатики по
теме “Правила техники безопасности при работе
на компьютере”. Это презентация, выполненная в
Power Point.
Пособие состоит из нескольких блоков, работать
с которыми удобно используя систему гиперссылок:
– Инструкция по технике безопасности. – Ваше рабочее место. – Комплекс упражнений для глаз. – Правила техники безопасности в стихах.
После каждого из блоков предусмотрен возврат к
первому слайду на содержание.
Инструкция по технике безопасности
Это переработанная стандартная инструкция по
правилам техники безопасности при работе на
компьютере более доступным для учащихся языком
(особенно для учащихся младших классов, когда
изучение информатики начинается со 2 класса), для
более понятного восприятия и запоминания:
В кабинете вычислительной техники
установлена дорогостоящая, сложная и требующая
осторожного и аккуратного обращения аппаратура
— компьютеры , принтер, другие технические
средства.
Во время работы лучевая трубка монитора
(дисплея) работает под высоким напряжением. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и
мониторами может привести к тяжелым поражениям
электрическим током, вызвать загорание
аппаратуры.
Поэтому строго запрещается:
- трогать разъемы соединительных кабелей;
- прикасаться к питающим проводам и устройствам
заземления; - прикасаться к экрану и к тыльной стороне
монитора, клавиатуры; - включать и отключать аппаратуру без указания
преподавателя; - класть диск, книги, тетради на монитор и
клавиатуру; - работать во влажной одежде и влажными руками
При появлении запаха гари немедленно
прекратите работу, выключите аппаратуру и
сообщите об этом преподавателю.
Перед началом работы:
- убедитесь в отсутствии видимых повреждений
рабочего места; - сядьте так, чтобы линия взора приходилась в
центр экрана, чтобы не наклоняясь пользоваться
клавиатурой и воспринимать передаваемую на
экран монитора информацию; - разместите на столе тетрадь, учебное пособие,
так, чтобы они не мешали работе на компьютере; - внимательно слушайте объяснение учителя и
старайтесь понять цель и последовательность
действий;
Во время работы: строго выполняйте все
указанные выше правила, а также текущие
указания учителя;
- следите за исправностью аппаратуры и
немедленно прекращайте работу при появлении
необычного звука или самопроизвольного
отключения аппаратуры. Немедленно
докладывайте об этом преподавателю; - плавно нажимайте на клавиши, не допуская резких
ударов; - не пользуйтесь клавиатурой, если не подключено
напряжение; - работайте на клавиатуре чистыми руками;
- никогда не пытайтесь самостоятельно устранить
неисправность в работе аппаратуры; - не вставайте со своих мест, когда в кабинет
входят посетители.
По окончании работы: закройте все
приложения.
Вы должны хорошо знать и грамотно выполнять
эти правила, точно следовать указаниям
преподавателя, чтобы: избежать несчастных
случаев; успешно овладевать знаниями, умениями,
навыками; сберечь государственное имущество —
вычислительную технику и оборудование.
Вы отвечаете за состояние рабочего места и
сохранность размещенного на нем оборудования.
Невыполнение правил — грубейшее нарушение
порядка и дисциплины.
Ваше рабочее место
В этом блоке даны основные правила оформления
рабочего места, которые дети запоминают:
Существуют строгие нормативы правильной
посадки учащихся за компьютером;
– Следует сидеть прямо (не сутулясь). – Недопустимо работать развалившись в кресле. – Не следует высоко поднимать запястья и
выгибать кисти. – Колени – на уровне бедер или немного ниже. – Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу. – Необходимо сохранять прямой угол (900) в области
локтевых, тазобедренных и голеностопных
суставов. – Монитор необходимо установить на такой высоте,
чтобы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз,
угол наклона до 150. – Экран монитора должен находиться от глаз
пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но
не ближе 50 см. – Не располагайте рядом с монитором блестящие и
отражающие свет предметы. – Поверхность экрана должна быть чистой и без
световых бликов.
Комплекс упражнений для глаз
Комплекс упражнений для глаз должен
применяться на каждом уроке после 15-20 минут
работы за компьютером в зависимости от возраста
учащихся.
- Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на
счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы
глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5
раз. - Посмотреть на переносицу и задержать взор на
счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем
открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6.
Повторить 4-5 раз. - Не поворачивая головы, посмотреть направо и
зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем посмотреть
вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся
упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх,
вниз. Повторить 3-4 раза. - Перевести взгляд быстро по диагонали: направо
вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6;
затем налево вверх – направо вниз и посмотреть
вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Правила техники безопасности в стихах
Для учащихся младших классов предусмотрены
“Краткие правила техники безопасности в
стихах” для того, чтобы было легче и интересней
запоминать эти правила.
Тест
Для закрепления изученного материала
прилагается тест:
На каждый вопрос надо выбрать 1 из вариантов
ответов.
При наличие доступа в Интернет получаем
результат, оценку, + – отмечаются правильные и
неправильные ответы, и есть возможность
вернуться к неверному ответу для исправления.