ВЛАДЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ

ВЛАДЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ


ВЛАДЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ

Цифровая грамотность — это способность человека разбираться в цифровых технологиях и гаджетах. Почему люди считают, что цифровая грамотность упрощает жизнь и приносит пользу, какие навыки говорят о том, что вы владеете цифровой грамотностью, и как эту грамотность повысить — об этом в нашей статье.

Что такое цифровая грамотность?

Почему важна цифровая грамотность?

7 навыков цифровой грамотности, которые могут улучшить вашу жизнь

Сбор и обработка информацииПовышение производительностиПокупка вещейИспользование соцсетейКибербезопасность и защита от мошенниковЗащита интеллектуальной собственности в интернетеАдаптация к новым технологиям

Как повысить свою цифровую грамотность?

Шаг 1. Начните с прохождения бесплатных онлайн-курсов и уроковШаг 2. Постараться закрепить знания на практикеШаг 3. Прокачивайте навыки

Что такое цифровая грамотность?

Цифровая грамотность — это способность находить, оценивать, использовать, создавать контент и делиться им с помощью онлайн-ресурсов, таких как сайты, соцсети, видео и электронные книги.

Цифровая грамотность — это обширный термин, который охватывает всё, что связано с цифровыми данными: технологии, ресурсы, программы, приложения и результаты от их использования.

Если вы нашли эту статью через поисковик, вбив запрос в поисковую строку, вы использовали сразу несколько навыков цифровой грамотности:

Когда вы ищите информацию в интернете, создаете страничку во ВКонтакте, читаете электронную книгу, отмечаете дату рождения друга в онлайн-календаре или используете приложение для вызова такси, вы демонстрируете цифровую грамотность.

Почему важна цифровая грамотность?

Сегодня развитие цифровой грамотности жизненно необходимо. Если человек не умеет пользоваться цифровыми технологиями, он упускает много возможностей.

Навыки цифровой грамотности позволяют:

Но самое главное, обладая цифровой грамотностью, человек чувствует себя защищенным в сети — он понимает, как распознать мошенника, защитить себя от фишинговой атаки или сохранить свои персональные данные в тайне.

Ещё цифровая грамотность помогает не нарушить закон в интернете и отличить реальную новость от фейка. И это далеко не полный список причин. Но чтобы всё это уметь, пользователю нужно освоить определенные навыки.

7 навыков цифровой грамотности, которые могут улучшить вашу жизнь

Цифровая грамотность уже прочно вошла в нашу жизнь. Осведомленность об информационных технологиях стала обязательным требованием не только для работников, но и для студентов и даже школьников.

Так, Минкомсвязь России с 2013 года внедряет курсы основ цифровой грамотности в учебные программы ведущих российских вузов. А к 2024 году министерство планирует обучить цифровой грамотности 75% населения.

Владеть цифровой грамотностью значит владеть определенными навыками. Ниже мы собрали список из 8 навыков, обладание которыми говорит о цифровой грамотности человека.

Сбор и обработка информации

Умение искать, собирать и анализировать информацию в интернете — первоочередной навык. Если человек знает, как использовать поисковые системы для поиска информации, он получает доступ к многочисленным онлайн-ресурсам — библиотекам, книгам, контенту и новостям со всего мира.

Повышение производительности

Умение использовать технологии для повышения своей производительности — еще один важный навык цифровой грамотности. Работа с текстовыми редакторами (Microsoft Word или Google Docs) и электронными блокнотами (например, Evernote и Todoist) облегчает хранение и структурирование информации.


ВЛАДЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ

Компьютерные программы помогают собирать, упорядочивать и хранить данные, доступ к которым можно получить с любого устройства. Изображение

Возможность делать покупки онлайн существенно облегчает жизнь. Это экономит не только время, но ещё и деньги. Навык проявляется в умении искать товары на специализированных сайтах и маркетплейсах, сравнивать цены и находить более выгодные предложения.

Использование соцсетей


ВЛАДЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ

В любой соцсети навык цифровой грамотности проявляется в умении продвигать свой бренд или компанию, искать клиентов, повышать лояльность, генерировать лидов и др. Изображение

Навык помогает не стать жертвой мошенников и не слить свои персональные данные. Для этого нужно понимать правила безопасности в интернете и знать, как можно защитить свои пароли и личную информацию: уметь придумывать надёжные пароли, использовать VPN, соблюдать правила работы сайтов.

Защита интеллектуальной собственности в интернете

Любой желающий может легко получить доступ к текстам, картинкам и другим материалам в цифровой среде. Но пользователи, владеющие этим навыком цифровой грамотности, умеют использовать чужие объекты без нарушений авторского права и знают, как защитить свою интеллектуальную собственность.

Адаптация к новым технологиям

Еще один навык цифровой грамотности — это способность быстро адаптироваться к новым технологиям. Важно развивать гибкость мышления и следить за новинками.

Как повысить свою цифровую грамотность?

Мы сделали для вас инструкцию из 6 простых шагов, которые помогут вам прокачать свои навыки.

Шаг 1. Начните с прохождения бесплатных онлайн-курсов и уроков

Если вы только начинаете осваивать цифровые навыки, лучше всего начать с онлайн-курсов, уроков или модулей. Они бесплатные и помогут получить общее представление об изучаемом предмете.

Если вы захотите более углублённо изучить какую-то тему, просто найдите специализированный бесплатный курс или видео на Youtube.

Вот ресурсы на русском языке, которые вам могут подойти:

Шаг 2. Постараться закрепить знания на практике

Идеальная ситуация, если вы сможете интегрировать новые навыки в работу и повседневную жизнь. Начните с чего-то простого, например, создайте новый профиль в социальной сети. Затем перейдите к чему-то вроде хранения всех ваших заметок, задач и важных документов в онлайн-редакторе.

Чем больше вы будете прилагать усилий для внедрения цифровых технологий и интернета в свою жизнь, тем быстрее будут улучшаться ваши навыки.

Шаг 3. Прокачивайте навыки

Пройдите тест на сайте «Цифровой гражданин» ещё раз, оцените уровень своих знаний. Если что-то забыли, восполняйте пробелы.

Освоение базовых знаний — это здорово, но на этом останавливаться не стоит. Подумайте, что вам интересно, и углубитесь в это направление. Поищите подходящие курсы и образовательный контент на сайте Университет 20.35 — это проект, направленный на развитие общих и специализированных навыков цифровой грамотности у общества.

Высоких вам конверсий!

Наш мир давно перешагнул на новый этап развития: ежедневно появляется новое программное обеспечение и новые виды автоматизации производства, техническое оборудование, гаджеты и другие сложные устройства. Дома стали умными и превратились в одну большую экосистему, которая обслуживает наш быт, а смартфоны стали нашими проводниками в мире цифрового медиаконтента.

Поэтому мы, как цифровые граждане, должны хорошо понимать, что такое компьютерная грамотность и как безопасно обращаться с потоками информации.

По результатам исследования, которое провел аналитический центр «НАФИ», с 2020 года уровень цифровых компетенций россиян вырос. А именно в последнее время доля россиян с начальным уровнем компьютерной грамотности сократилась, а доля людей с необходимым базовым уровнем — увеличилась. Однако доля тех, кто обладает продвинутым уровнем цифровых компетенций, остается неизменной с 2019 года — 27%.

Становится понятно, что цифровая грамотность — это не только умение использовать свой компьютер или смартфон для просмотра видосиков в интернете. Понятие цифровой грамотности включает в себя большой спектр компетенций: от использования цифровых технологий и программирования до защиты от взлома и хищения персональных данных. Что же входит в цифровую грамотность и почему она так важна? Давайте разбираться.

На курсах цифровой грамотности в онлайн-школе Skysmart мы расскажем (и покажем!) ещё больше: научим работать с компьютером и полезными программами, поможем закрепить новые навыки на увлекательных интерактивных заданиях.

Научим детей защищаться от мошенников в сетиА также монтировать видео, создавать классные презентации и простые игры

Из чего складывается цифровая грамотность

Давайте более конкретно рассмотрим, что может входить в понятие цифровой грамотности.

Цифровая грамотность — это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых инструментов и технологий, а также ресурсов интернета. Основами компьютерной грамотности являются цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровая безопасность.

Высокая степень компьютерной грамотности помогает учиться: по сравнению с традиционными бумажными ресурсами обучения получать доступ к информации из цифровых источников легче.

Компонентом цифровой грамотности являются и персональные данные, которые студенты предоставляют и используют для вступления в онлайн-сообщества и работы с различными сетями.

Стартуй в программировании прямо сейчасРеши свою первую настоящую задачу на JavaScript и поделись крутым результатом с друзьями

Как оценить уровень своей цифровой грамотности

Для оценки уровня своей компьютерной грамотности задайте себе несколько вопросов:

Если на все эти вопросы вы ответили «да», то ваш уровень цифровой грамотности очень высокий! 😎 Если же в большинстве пунктов ответ отрицательный, возможно, вы в зоне риска.

Пройти более детальное тестирование для оценки компьютерной грамотности вы можете на сайте проекта «Цифровой гражданин».

Низкая компьютерная грамотность может подвергнуть человека и организацию большой опасности. Давайте рассмотрим рядовой случай.

Как можно оценить уровень компьютерной грамотности этой учительницы? Совсем безобидная оплошность привела к серьезной проблеме. Если бы классная руководительница знала, что сторонние письма открывать необходимо с тщательной проверкой данных, умела пользоваться антивирусом и понимала последствия заражения — она никогда бы не открыла это письмо.

Это пример низкого уровня цифровой грамотности, который в современном мире недопустим.

Выберите идеального наставника по программированию 15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения

Какие навыки и знания ищут работодатели уже сейчас и почему

В начале 1980-х годов, с началом цифровой революции, компании повсеместно стали переходить от аналоговых технологий к цифровым и индустриальная эра подошла к закату. Рабочие процессы автоматизировались, людей стали заменять роботы, и часть сотрудников сократили, но другая часть осталась и адаптировалась к изменениям.

С цифровой революцией пришли новые возможности, должности и новые требования к сотруднику. Появилась срочная необходимость в программировании автоматизированных систем, развертке коммуникаций, роботостроении и техническом обслуживании новых продуктов.

Яркий пример — система планирования ресурсов предприятия, или ERP-система. Это программное обеспечение, в котором можно управлять финансами, цепочками поставок, операциями, торговлей, отчетностью, производством и персоналом. Давайте подумаем, какие специалисты должны писать код для такой массивной программы? Да это же очень крутые ребята! Они не только пишут код, но и понимают структуру и специфику каждого отдела производства, то есть в их компетенции входит изучение процессов торговли, логистики и кадровой службы. Задача этих специалистов — не только выстроить процессы, но и сделать их максимально автоматизированными.

Если же мы представим современного бухгалтера, который с пачкой отчетных документов бежит в налоговую, вместо того чтобы подать все через цифровой портал, мы сильно удивимся, ведь он тратит время и ресурсы своего работодателя.

Цикл обновления кадров в компаниях бесконечен. Там, где сотрудник не справляется со своими обязанностями в связи с цифровизацией его рабочего места, его заменяют на более компетентного.

Давайте рассмотрим основные цифровые навыки, на которые делают ставку современные работодатели:

Практические советы по компьютерной грамотности

То есть все, что вы получаете из СМИ, новостных порталов, мессенджеров, социальных сетей и т. д. Немалая часть информации в интернете является фейком, поэтому фильтруйте источники и перепроверяйте достоверность увиденного, будь то новостная статья, видео в тиктоке или письмо с предложением перейти по ссылке.

Бережно относитесь к персональным данным и цифровому портрету

Наше поведение в Сети запоминают поисковые системы и сайты, которые мы посещаем. Фактически мы сами предоставляем информацию о себе в свободном доступе, а, как гласит известный мем, все, что попало в интернет, остается там навсегда.

Правильное отношение к сохранности своей персональной, конфиденциальной или корпоративной информации защитит вас от мошенников, буллинга и ответственности перед правоохранительными органами.

Проверьте свой технический бэкграунд

Проанализируйте свой уровень работы с компьютером или телефоном и постарайтесь его повысить:

Школа будущих профессий Skysmart Pro предлагает курсы программирования, которые подойдут для разного уровня подготовки. Вы сможете узнать основы цифровой грамотности, начать свой путь в разработке сайтов или приложений для телефонов, научиться программировать на языке Python или создать игры на различных движках. Приоткройте дверь в мир IT вместе с нами!

Развитие цифровых навыков сегодня в приоритете — и у взрослых, и у детей. Последним, кажется, должно быть проще освоить сервисы, программы. Однако исследование НИУ ВШЭ «Роль семьи в образовании ребенка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой» показывает, что до уверенного владения цифровыми навыками школьникам ещё далеко.

Исследователи опросили 14 337 родителей школьников 1–11-х классов из разных регионов России и выяснили, как они оценивают навыки своих детей и есть ли у ребят полноценный доступ к компьютерной технике в целом.

Хотя в наши дни может показаться, что доступ к технологиям есть практически у всех, на деле это не так. В 2020/2021 году у детей 17% респондентов компьютеров не было ни дома, ни в школе.


ВЛАДЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ

Конечно, у большинства (74%) возможность пользоваться благами прогресса всё же есть. Ещё 9%, хотя и не обладают личным компьютером, могут воспользоваться техникой в школе. Правда, многие дети получают доступ к ней только непосредственно во время занятий.

Непростая ситуация с техникой отразилась и на цифровых компетенциях детей. Так, больше трети опрошенных родителей (37%) считают, что их дети не обладают навыками, которые перечислили исследователи (например, работа с текстовыми редакторами, установка программного обеспечения и так далее). В сёлах эта доля составила 42%.

Ещё 16% родителей сочли, что у их детей нет навыков работы с цифровой информацией (например, создания и потребления цифрового контента), среди сельских жителей так ответили 22% опрошенных.

Учитывая, что для обучения в интернет-среде нужно обладать цифровой грамотностью, недостаточная развитость таких навыков мешает и равному доступу к онлайн-образованию. Сложно ожидать отличных результатов дистанционного обучения от ребят, которые не умеют пользоваться базовыми сервисами.

Судя по ответам респондентов, чаще всего дети работают с текстовыми редакторами — 42% родителей ответили, что дети используют их для учёбы. Второй по популярности ответ (34%) — создание электронных презентаций, третий (30%) — редактирование фото-, видео- и аудиофайлов. Причины у такого распределения очевидны — редакторские программы часто используются для подготовки домашних заданий, рефератов, докладов и проектов.


ВЛАДЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ

Однако с подключением и установкой новых устройств, созданием таблиц и установкой компьютерных программ ситуация оказалась значительно хуже: этими навыками обладают не более 20% ребят, если судить по ответам родителей. Последнее место занимает использование языков программирования — с ними, по оценке родителей, работали только 4% детей.

Что касается работы с цифровой информацией, результаты оказались в целом предсказуемыми. Больше половины опрошенных родителей (57%) ответили, что дети справляются со скачиванием игр или игровым контентом онлайн, — эта позиция, конечно, оказалась на первом месте.


ВЛАДЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ

Зато куда меньше ребят пользовались сервисами для онлайн-конференций (например, Zoom) — по крайней мере, так думают только 34% родителей. Столько же респондентов ответили, что их дети используют научно-популярный и развлекательный цифровой контент.

Реже всего, по мнению родителей, школьники редактируют веб-сайты — положительный ответ на вопрос исследователей дали всего 2% опрошенных.

Оказалось, что для разных социальных групп некоторые навыки наиболее характерны. Например, для детей, которые проживают в мегаполисе и с высшим образованием у родителей, характерно владение сервисами для онлайн-конференций, языками программирования и умением устанавливать программное обеспечение. К тому же они чаще ведут блоги, совершают покупки и потребляют интернет-контент в целом.

Опираясь на данные, полученные от родителей, исследователи разделили семьи на несколько групп по уровню работы с компьютером и взаимодействия с цифровой информацией:

У ребят из этой группы в той или иной степени развиты все интересующие исследователей навыки. Более того, они владеют навыками сложными — например, могут или пробовали установить операционную систему. Характерно, что обычно родители этих школьников обладают соответствующими ресурсами. Группа немногочисленна, и в ней наблюдается серьёзный гендерный разрыв — здесь 77% мальчиков.

В эту группу включили школьников, у которых цифровые навыки развиты лучше, чем у ребят из других групп, но меньше, чем у «профессиональных». Например, в 8–9-х классах доля таких учеников составляет 15%, а в 10–11-х классах — 21%. Хотя в этой группе уже чуть больше девочек, преобладают там всё равно мальчики — 67%.

К этой категории относятся те, у кого есть только базовые навыки работы с ПК, — такие ребята могут создать текст, таблицу, презентацию или отредактировать фото. То есть вещи, которые чаще всего нужны для выполнения домашних работ и проектов. Чем старше ребята, тем значительнее доля этой группы. Если в 1–4-х классах она составляет 10%, то в 5–7-х классах — 26%, а к 10–11-му классу — уже 45%.

Основные навыки работы с компьютерами у детей из этой группы развиты слабо, но они при этом активно потребляют и создают контент. Например, ведут блоги, делают онлайн-покупки и так далее. Примечательно, что в младших классах доля этой группы составляет 19%, по мере взросления ребят количество её участников растёт — до седьмого класса. А потом начинается спад — и к старшим классам доля составляет всего 11%. Девочек в этой группе чуть больше, чем мальчиков, — 56%.

В эту категорию входят те, кто слабо владеет навыками работы с ПК и цифровой информацией. Предсказуемо, это в основном относится к младшим школьникам, только начавшим учёбу. Чем старше дети, тем меньше эта группа: если в 1–4-х классах она составляет 70%, то в 10–11-х классах — всего 14%.

В целом чуть больше половины владеют относительно продвинутыми навыками, 48% показывают не лучшие результаты.


ВЛАДЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ

Естественно, развитие навыков во многом зависит от возможностей. Доли практически всех групп (кроме потребителей интернет-контента) оказались выше среди тех, у кого дома есть компьютер.

А вот ребята, у которых доступа к технике нет вообще (ни в школе, ни дома), предсказуемо в отстающих — у 56% из них слабые цифровые навыки. Среди их сверстников, более удачливых в плане обладания техникой, доля ребят с низкой степенью владения цифровыми навыками — 17%. Казалось бы, проблему можно решить в школе, но на деле этого недостаточно — среди тех, у кого доступ к ПК есть только в учебном учреждении, 46% также обладают слабыми навыками.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *