ВЛИЯНИЕ ВКЛАДА ПОЛА ГИЛСТЕРСА В УЛУЧШЕНИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПОДГОТОВКУ ЛЮДЕЙ К ПОДКЛЮЧЕННОМУ ОБЩЕСТВУ

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К УФЕ В СЕТЕВОМ ОБЩЕСТВЕ Фальте/сын Владимир Афександрович, педагог дополнительного образования, Школа «Гимназия 44», г. Курск

В современном мире цифровая грамотность является ключевым компонентом социализации современного человека в сетевом обществе. Компьютерная грамотность включает в себя овладение личностью метапредметной деятельностью и состоит из социализации, безопасности в сетевом обществе, информационной и компьютерной компетентности. и индивидуальная траектория. Все эти условия позволяют человеку стать активным участником информационного обмена.

Ключевые слова: сетевое общество; цифровая грамотность; информационная и компьютерная компетентность; социализация; готовность.

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ФАКТОР удк 37.013.42

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ЖИЗНИ ВАК РФ 13.00.01

В СЕТЕВОМ ОБЩЕСТВЕ

В современном мире цифровая грамотность является ключевым компонентом & Файтельсон В. А., 2019 том социализации современного человека в сетевом обществе. Компьютерная грамотность включает в себя владение индивидуальным мегапредметной средой и состоять из социализации, безопасности в сетевом обществе, информационно-компьютерной компетентности и индивидуальной траектории. Все эти условия позволяют человеку стать активным поставщиком информационных услуг.

Ключевые слова: сетевое общество; цифровая грамотность; информационно-компьютерная компетентность; социализация; готовность.

ФАЙТЕЛЬСОН Владимир Александрович, педагог дополнительного образования, МВОУ СО/Л «Гимназия 44», Курск

С цифровизацией всех сфер деятельности человека наступают такие социокультурные новые понятия, как «компьютерная грамотность» и «цифровая грамотность».

1. Медиаграмотность (восприятие информации, выраженной в Интернет-сетях и медиа-источниках),

2. Умение критического восприятия информации (понимание, интерпретация, оценка}.

3. Сетевая концепция (обмен информацией с другими пользователями, а также задействуются внешние ресурсы).

4. Возможности креативных действий (создание собственной информации в разных формах).

По измерению Д. Белшоу, цифровая грамотность состоит из нескольких аспектов.

Культурный. В Интернете существуют различные цифровые пространства, которые имеют религиозный, культурный и этнический оттенок. Грамотный пользователь умеет, понимать и уважать эти различия.

Когнитивный. В сетевом обществе настройки контролируются с учетом индивидуальных особенностей. 8 в этом аспекте быть гра-

мотным означает быть лояльным к чужому поведению в сети, правильное указание на недостаточное обслуживание в общении с компьютерным пользователем.

Конструктивный. Возможность войти в сообщество по интересам и создать в сети свой круг общения.

Креативный. Умение создавать сетевые объекты (группы, сообщества, форумы) и мо-нетезировзть их.

Коммуникативная сеть с помощью создания удобных удаленных форм взаимодействия с другими пользователями и элементами других сетевых обществ.

Гражданский. Умение человека с помощью цифровых технологий в общении с другими людьми. Это обеспечивает лучшую организацию для решения задач любой сложности.

Режим рефлексии. Осознание личности обновляемых технологий и желания с их помощью раздвигать границы понимания и личных интересов. Всегда имеет значение быть любопытным.

Режим уверенного пользователя. Человек понял, что виртуальная среда постепенно увеличивалась с реальностью, но они всё ещё далеки от полного взаимного «отзеркаливания» нормативов, традиций существования. Появляется дополнительная ответственность за свои действия и в первую очередь, и в цифровых мирах.

Согласно Дагу Белшоу, цифровая грамотность может формироваться только на постоянном самообразовании и наращивании опыта работы с ПК. Без этого какие-либо информационно-компьютерные компетенции будут постоянно устаревать.

По всем мнению, эти понятия синонимичны и представляют собой осознанную потребность в социализации или приближении к сетевому обществу с помощью информационно-компьютерных технологий, путем активного создания вокруг себя безопасного сетевого

коммуникативно-медийного пространства согласно своим индивидуальным особенностям, мировоззренческим ценностям и личностным установкам».

Учитывая это, была апробирована модель цифровой грамотности, основанная на четырех компонентах, расширяющих понятие «компьютерной грамотности». Следует подробнее отметить содержательные аспекты используемой модели. Модель цифровой грамотности состоит из отдельных ветвей: индивидуальная траектория обучения, безопасность, ИКТ-компетентность и социализация. При этом, каждый раздел включает в себя несколько частей.

Становление и развитие человека как самостоятельной части социума сводится к обучению, которое должно быть самостоятельным, адаптивным и непрерывным в течение всей егожизни. Также учитываются различные особенности обучения (социальные, психологические, возрастные и т.д.). Компонент индивидуальной траектории обучения позволяет самостоятельно овладевать новыми технологиями, учитывать возрастной аспект, физические и психологические особенности обучающегося, а также разделять его знания по уровням пользования ИКТ,

– уровень начинающего пользователя (характеризующийся навыками выполнения определенных отдельных операций с использованием программного и аппаратного обеспечения и универсального прикладного программного обеспечения, но этого недостаточно для самостоятельного решения прикладных задач);

– уровень опытного пользователя (характеризуется способностью самостоятельно справляться с типичными задачами, аналогичными ранее решенным задачам, в основном на репродуктивном уровне);

– уровень квалифицированного пользователя (способность учащегося решать как стандартные, так и новые нестандартные задачи, видеть новые точки применения универсальных информационных и компьютерных технологий на продуктивном уровне деятельности).

Надо отметить, что еще одним компонентом компьютерной грамотности является безопасность в цифровой среде. Кибербезопас-ность создает условия для информационной

защиты человека и его личных данных от разнообразных угроз. Для этого пользователю нужно освоить ряд навыков:

1. Использование технологий обеспечения целостности, конфиденциальности, аутентификации и доступности передаваемой информации и процессов ее обработки.

2. Преимущественное использование лицензионного программного обеспечения и оборудования,

3. Применение технологий защиты информации (использование различных паролей, защита данных, лицензионное ПО).

Таким образом, у человека вместо традиционно свойственной иллюзии безопасности Интернета и анонимности, появится осознание ответственности о взаимодействии с информационным пространством за свою цифровую самозащиту и за свои действия.

При замкнутом и ограниченном социуме,» сетевое пространство трансформируется в место для выплеска проявлений сетевой агрессии и негативной консолидации маргинальных групп, отражающее архаичные устои.

Безопасность в сетевой среде рассматривается как ряд подходов, затрагивающих антропологические и “жизненные” аспекты компьютерной грамотности: вопросы Интер-нет-аддикции и других видов зависимости, ки-бер-буллинга, всевозможные формы кибермо-шенничества, воровства персональных данных, понимание последствий ряда информационно-коммуникационных операций, например, публикации в Интернете фотографий и видеоматериалов, проблемы пиратства, нарушения законодательства об интеллектуальной собственности.

Для сохранения безопасности в цифровой среде современный человек должен обладать рядом умений и навыков, способствующих противостоять различным угрозам, анализировать и принимать решения, позволяющие минимизировать отрицательные воздействия цифрового общества. Такие знания и умения, как толерантное поведение, уважение к свободе и мнению других, умение выявлять фей-ковые новости и манипуляции являются основным критерием социальной безопасности в сетевом обществе.

Таким образом, компонент безопасность является набором технического и социально-психологического характера: защита своих персональных данных, обеспечение конфиденциальности данных, защита от компьютерных вирусов, отношение к пиратскому медийному контенту и программному обеспечению,

ш о; ь-X

уровень культуры общения в социальных сетях, соблюдение этических и правовых норм при размещении цифрового контента в сети.

При изучении теоретических понятий, касающихся вопросов процесса формирования готовности к жизни в условиях сетевого общества предполагается, с одной стороны, развитие информационно-компьютерной компетентности, с другой стороны, обеспечение социально-педагогического процесса.

Информационно-компьютерная компетентность (ИКК) начала формироваться у людей ещё на заре компьютерных технологий. Однако ИКК формировалось как фактор профессиональной компетентности у студентов физи-ко математических и технических факультетов в вузах.

Ключевой особенностью современного информационного общества является системное применение информационно-комму-никационных технологий в различных видах деятельности, создание единого информационного пространства, которое обеспечивает доступ к информации и формирует условия для производства и самореализации. Это позволяет обратиться к разработке и теоретическому обоснованию особенностей процесса формирования информационно-компьютерной компетентности у обучающихся.

В нашем исследовании, ИКТ-компетент-ность – это способность обучающихся использовать информационные и компьютерные технологии для доступа, поиска, организации, обработки, оценки информации, для синтезирования и передачи новых знаний, совершенствования собственных умений и навыков работы с техническими средствами и программным обеспечением для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях современного прогрессирующего сетевого общества.

Можно обозначить перечень ряда навыков и умений, входящих в понятие информационно-компьютерной компетентности:

а) определение информации (умение интерпретировать и детализировать вопрос, нахождение в тексте информации, определение терминов и понятий);

б) доступ к информации (соответствие результатов поиска, формирование стратегии поиска, качество синтаксиса);

в) управление информацией (создание структурированной информации; использование классификации информации);

г) интегрирование информации (умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников; умение грамотно излагать обобщенную информацию);

д} оценивание информации (отбор информационного материала в соответствии с потребностью);

е) создание информации (умение сделать вывод на основании имеющейся информации для решения конкретной задачи, умение обосновать свои выводы; умение структурировать созданную информацию с целью повышения конкретики);

ж) передача информации (умение адаптировать информацию для конкретной аудитории, а также грамотно цитировать источники, знать все требования, относящиехся к стилю конкретного общения).

Обучение детей в решении социальных проблем с применением ИКТ отражает принципиально новую идею интеграции двух современных тенденций в развитии образования – ориентации на организованное воздействие на социализациюобучающихся и компьютеризацию учебно-воспитательного процесса.

Согласно О. Г. Левиной и М. И. Рожкову, социализация – это процесс и результат интеграции индивида в общество, усвоения элементов культуры, социальных норм и ценностей (адаптации) и, одновременно, его самореализации в данном социальном контексте (автоматизация). Социальная адаптация предпо-

Вследствие вышесказанного, введение понятия “сетевой социализации” требует некоторой конкретизации. Прежде всего, речь может идти о “психологическом измерении”, содержащем в себе требования к психофизиологическому состоянию сетевого общества. Это и психологическая устойчивость пользователя Интернета, и открытость, и готовность к общению, и свобода от “Интернет-зависимости”, и разумный баланс между “он-лайном” и внесетевыми практиками.

Таким образом, в сетевом обществе социа-лизация личности происходит в цифровом пространстве (социальные сети, форумы, чаты и т.д.) и в реальной жизни. При этом, реализации принципа социальной пробы заключает-

ся в социальной активности ребенка в сетевом обществе. Обучающийся приобретает опыт с работой над информацией о социальных объектах и явлениях, познает и усваивает опыт своего социального взаимодействия с внешним миром с помощью современных технологий.

1. Абрамов Ю. Ф. Информационная деятельность и мировоззрение / К). Ф. Абрамов, Н. П. Ващекин / /Иркутск, 1990. -291 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Алюшина, Ю. И. Наше видение модели специа листа /Ю. И. Алюшина, Н. А. Дмитриевская, Л.ё. £фи-мова // Научное обеспечение открытого образования. – М. : М1УЭСИ, 2000. – 174 С.

3. Ананьев 6. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев// СПб. : Питер, 2001. – 282 с.

4. Андреев А, А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А. А. Андреев, В. И. Солдаткин. – М, : МЭСИ, 1999,- 196 с.

Режим доступа: fittp://t m ,1 f m о. ru/tm Ï0ÇBM Ь/ doc/getthes,php?id=34 (Дата обращения 23 мая 2008 г.).

6. Берлинер Э. M. Microsoft Windows 7. Руководство пользователя / Э. М. Берлинер, И. Б, Глазыри-на, Б. Э. Гяазырин //Москва; Санкт-Петербург: Русская редакция, 2010. – 395 е.: ил., 23 см. -приложение: С 383-395.

7. Зубов Ю. С. Информатизация и информационная культура / Сборник статей “Проблемы информационной культуры” под ред. Ю. С. Зубова, И. М. Андреевой // М. : Изд-во Моск. гос. ун-та культу ры, 1994,- С 5–П.

9. Лапчик М,П. И КТ-компетентность педагоги чес ких кадров : монография / М. П. Лапчик. – Омск : Изд-во Ом ГПУ, 2007. – 143 с.

12. Морозова, И. В. Конструирование электрон ных образовательных ресурсов в обучении информатике как средство раз вития универсальных учебных действий будущих учителей: автореф.

дис____канд. пед. наук / И. В. Морозова//Ярослав

ский государственный университет им. имени К. Д, Ушинского. Ярославль, 2014. – С. 23.

13. Первин Ю. А, Курс “Основы информатики” для начальной школы / Ю. А. Персии // Информатика и образование. – 2002.- № 12.- С.7-12.

M Q-Ш о; h-X

14. П лещ ков Е. О. Влияние всемирной компьютерной сети на процесс социализации современной молодежи / Плешков Е. О. // Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования: материалы Междунар. науч. практ. конф. (под общ. ред. В.Н. Скворцова). – Тамбов, 201 А. – С. 105-109,

15. Фриндте В. Публичное конструирование Я & опосредованном компьютером общении / В. Фриндте,Т. Кслср// Гуманитарные исследования Интернета. – М„ 2000. – С 40-54.

бинский государственный педагогический университет. – Челябинск, 2012, -С. 27.

УДК 37.016:004.9 DOI 10.37972/chgpu.2020.79.44.020

О. В. Елъцова1’2, М. В. Емельянова 1 К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

‘Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я, Яковлева, г. Чебоксары, Россия

2Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Надыма, г. Надым, Россия

Аннотация. В настоящей статье автором рассматривается вопрос о цифровой грамотности. Изучаются роль цифровой грамотности в современном обществе, история возникновения понятия. Приводятся ведущие определения и подходы к структуре понятия «цифровая грамотность». Рассмотрены основные компоненты цифровой грамотности, определена необходимость формирования цифровой грамотности на всех уровнях образования. Сделан вывод о том, что цифровая грамотность – важнейший навык, необходимый для успеха в XXI веке, наравне с умениями критически мыслить, вести коммуникацию, сотрудничать, решать проблемы.

Ключевые слова: грамотность, цифровая грамотность, цифровые компетенции, цифровое потребление, цифровая безопасность.

О. V. Eltsova1’2, M. V. Emelyanova1 ON THE CONCEPT OF DIGITAL LITERACY

‘/. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia 2 Secondary School № 3 of Nadym, Nadym, Russia

Abstract. This article addresses the issue of digital literacy; considers the role of digital literacy in modern society, the origin of the concept; provides the key definitions and approaches to the structure of digital literacy. The article also considers the main components of digital literacy, determines the need to develop digital literacy at all the levels of education; concludes that digital literacy is the most important skill for being successful in the 21st century along with the ability of critical thinking, communication, cooperation and problem solving.

Keywords: literacy, digital literacy, digital competences, digital consumption, digital security.

Актуальность исследуемой проблемы. В современном обществе цифровая грамотность является одним из важных личностных образований человека. Цель статьи -проанализировать содержание и структуру понятия «цифровая грамотность», используемые в современных исследованиях.

Материал и методика исследований. В ходе исследования осуществлен анализ научной литературы, нормативных документов, педагогического опыта; применялись также такие методы, как сравнение, классификация, педагогическое наблюдение, обобщение, моделирование.

Результаты исследований и их обсуждение. Способность человека успешно заниматься той или иной практической деятельностью обозначают такими категориями, как «грамотность», «квалификация», «компетентность», «образованность». Каждая из этих категорий сейчас используется и на практике, и в теоретических исследованиях,

представляя собой грани указанной способности. Ключевой среди них является грамотность, так как она состоит из знаний, умений и навыков, заключающихся в способности оперировать знаковыми системами искусственных и естественных языков при восприятии и выполнении поставленных задач; это способность современного человека действовать в соответствии с объективной логикой окружающего предметного мира и достигать поставленных целей.

В рамках формирования информационного общества, доступного для всех, ЮНЕСКО в 2000 г. была учреждена программа «Информация для всех» (http://www.ifapcom.ru). Была установлена область деятельности программы, прежде всего связанная с использованием человеческих ресурсов и возможностей для современного информационного мира.

Итак, цифровая грамотность – это достаточно важное образование личности, она оказывает влияние на все области человеческой жизни и профессиональной деятельности.

Но что включает в себя это понятие в современном мире? Все исследователи говорят о том, что нельзя отождествлять обычную грамотность и цифровую. Цифровая грамотность позволяет человеку, обладающему ей, быть интеллектуально мобильным, взаимодействовать с людьми так, как это не может сделать человек, владеющий только традиционной грамотностью.

Впервые понятие «цифровая грамотность» ввел Пол Гилстер в 1997 году, который рассматривал ее как умение воспринимать предоставленную в широком круге источников и во множестве разнообразных форматов информацию, пользоваться ею с помощью компьютеров. По П. Гилстеру, в настоящее время работа в интернете с гипертекстом, который предлагает возможность быстрого перемещения от одного ресурса к другому, способствует возникновению новых шаблонов поведения, изменению образа действий человека при общении. Возникает сетевое мышление, основной характеристикой которого можно назвать высокую степень информационно-коммуникационной активности.

Г. У. Солдатовой предложена четырехкомпонентная структура цифровой компетентности, включающая в себя:

– умения и навыки;

– ответственность (в том числе безопасность).

На текущий момент едва ли можно назвать нашу страну лидером цифровизации: доступность интернета в России по сравнению с Европой до сих пор достаточно низкая -чуть более 70 % против 90 %; далеко не у всех есть кредитные карты, и не каждый россиянин в состоянии записаться к врачу через сайт «Госуслуги». Более того, согласно исследованию НАФИ, лишь 42 % россиян пользуются мобильным интернетом. Преимущества сервисов в оптимизированном цифровом формате не всегда донесены до потенциальных пользователей, что создает определенный мотивационный барьер.

В 2017 году на государственном уровне был поднят вопрос о том, что повышать степень осведомленности граждан о правилах безопасного пользования цифровыми технологиями необходимо уже на уровне начальной школы. Развитие цифровой экономики и связанные с этим задачи модернизации образовательных систем и проектов – один из национальных приоритетов, указанных в указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В Российской Федерации образовательные инициативы в сфере цифровой грамотности реализуются точечно на федеральном уровне, в том числе в рамках мероприятий «Университет 20.35». В регионах комплексные образовательные программы в сфере повышения цифровой грамотности детей и молодежи развиты недостаточно. Это повышает риски для учащихся и молодежи в их личностной и профессиональной деятельности в сфере информационных технологий (кибербезопасность, цифровая гигиена и медиапотребление, использование интернет-сервисов, в том числе финансовых и т. д.).

Под цифровым потреблением понимается использование услуг интернета для жизни и работы. Сюда входят: стационарный интернет, который есть сейчас почти в каждом доме; мобильный интернет; цифровые устройства, которыми люди начинают пользоваться иногда до того, как начинают говорить; интернет-СМИ, новости; социальные сети разных форматов; государственные услуги; облачные технологии для хранения и передачи данных.

Цифровыми компетенциями называют навыки эффективного пользования технологиями. К ним относятся поиск информации в разнообразных источниках, использование цифровых устройств и функционала социальных сетей, покупки в интернете, совершение финансовых операций с использованием технологий, производство медийного контента, синхронизация устройств, критическое восприятие информации.

Цифровая безопасность обозначает в рамках цифровой грамотности такие основы сетевой безопасности, которые включают в себя защиту персональных данных, формирование надежных паролей, обращение только к легальному контенту, сетевой этикет, репутацию в Сети, создание резервных копий информации, хранение.

Прошло не так много лет, но понятие цифровой грамотности, которое ранее отождествлялось только с умением человека использовать компьютер, теперь воспринимается как весьма серьезный инструмент информационной деятельности и рассматривается наряду с другими понятиями, связанными с технологической грамотностью, такими как компьютерная грамотность, ИКТ-грамотность. Информационное общество нацелено на потребителя электронных услуг, и цифровая грамотность содействует обретению гражданами важных жизненных навыков. Цифровая грамотность является катализатором развития современного человека.

Компонент Знания Навыки Установки в отношении

Информационная грамотность Отличительные черты информации и различные источники информации Поиск соответствующей запросу информации и ее сопоставление Польза и вред информации

Компьютерная грамотность Устройство компьютера, его функции Использование компьютера и аналогичных устройств Роль компьютера в ежедневной жизни

Медиаграмотность Медиа-контент и его источники Поиск новостей и проверка их достоверности Достоверность информации, сообщаемой через СМИ

Коммуникативная грамотность Специфика диалога при цифровой коммуникации Использование современных средств коммуникации Сетевой этикет

Технологические инновации Современные технологические тенденции Работа с гаджетами и приложениями Польза технологических инноваций

Предлагаем использовать следующее определение: цифровая грамотность – знания, умения и мотивация в области разработки, безопасного и эффективного использования и применения цифровой информации и ресурсов. Цифровая грамотность предусматривает овладение знаниями, закрепление, освоение и эффективное использование навыков и умений.

Рассмотрим компоненты цифровой грамотности:

Когнитивный компонент структуры цифровой грамотности характеризуется системой знаний прикладного характера, являющихся ядром цифровой грамотности.

Деятельностный компонент содержит умения, навыки эффективного осуществления базовых операций самостоятельной работы с цифровыми ресурсами, а также способы планирования и деятельности по решению задач с использованием цифровых данных и ресурсов.

Нацеленность на создание сознательной потребности человека в компетентном использовании цифровой среды характеризует мотивационную составляющую цифровой грамотности.

В понятии «цифровая грамотность» выделяются шесть главных умений:

– найти нужную информацию в интернете и быть в состоянии оценить ее достоверность и качество;

– произвести анализ проблемы и подобрать те цифровые инструменты, которые смогут найти ее решение;

– непрерывно обучаться в течение всей жизни, используя доступность информации;

– оценивать постоянно меняющиеся технологические инструменты и выбирать их них наиболее подходящие для решения конкретной проблемы;

– обучаться и перестраиваться, чтобы успешно работать с постоянно обновляющимися цифровыми инструментами;

Учитывая современный уровень использования технологий, а также благоприятные условия для развития грамотного общества, мы считаем, что цифровую грамотность и детей, и молодежи необходимо повышать. Сложность современного информационного мира в том, что доступность технологий и умение искать нужную информацию не обеспечивают наличия у молодежи навыков, необходимых для успешного существования в цифровом обществе. Уверенно пользующиеся технологиями дети и молодые люди часто переоценивают свои умения. Им не хватает знаний для эффективного использования технологий, критической оценки своих умений, они не могут избежать риска и подвергают себя опасности. Формирование и развитие цифровой грамотности должно давать молодым людям навыки не только необходимые, но и востребованные.

Использование цифровых образовательных ресурсов может стать эффективным инструментом обучения, воспитания и развития школьников и подготовки их к жизни в цифровом обществе.

Специально разработанные программы и мероприятия для детей и подростков по формированию и развитию цифровой грамотности необходимы. Благодаря им подрас-

тающее поколение сможет научиться безопасно, разумно, ответственно и эффективно пользоваться доступными цифровыми и интернет-ресурсами, критически осмысляя происходящее. Вместе с тем молодым людям необходимо овладевать навыками, необходимыми для успешной жизни в XXI веке. Цифровая грамотность сегодня – это, разумеется, ответственность не только образовательных организаций. Семья, общество, библиотека, бизнес также должны сыграть свою роль.

Цифровая грамотность является важнейшим навыком, который в условиях XXI века необходим для успешности ничуть не меньше, чем умение критически мыслить, а также умение решать проблемы, сотрудничать и общаться друг с другом. Некоторые исследователи называют цифровую грамотность столь же важной, как умение читать и писать, давая ей название «четвертой грамотности». Большое значение имеет повышение цифровой грамотности как отдельного гражданина, так и населения всей страны в целом. Если говорить об уровне цифровой грамотности отдельного человека, мы считаем, что от способности человека находить необходимую информацию в условиях огромных объемов данных, передавать ее, использовать возможности, открывающиеся с появлением цифровых ресурсов, напрямую зависит, сможет ли он адаптироваться к требованиям современности. Человек, обладающий цифровой грамотностью, может отбирать нужную ему информацию из огромных потоков данных в интернете, он понимает, как устроен виртуальный мир, и способен быть в цифровой среде в безопасности. Если говорить о населении России, то общий уровень цифровой грамотности складывается из уровней цифровой грамотности каждого гражданина. А это, в свою очередь, влияет на культурный уровень населения, на то, способен ли человек в эпоху цифровой экономики внести свой вклад для выведения страны на передовые позиции в сфере инноваций. Поэтому мы считаем, что программы развития цифровой грамотности должны внедряться уже в школьное образование.

Резюме. Цифровая грамотность учащегося – личностное образование субъекта, включающее следующие компоненты: систему знаний, умений и навыков в сфере использования цифровых ресурсов и цифровой информации, положительную мотивацию к цифровой активности, положительный опыт работы в Сети; позволяющие находить, оценивать, использовать, распространять и создавать контент при помощи современных информационных технологий. Рекомендуемое включение в школьное образование программ развития цифровой грамотности позволит детям и молодежи осознанно выбирать релевантную информацию из большого потока, понимать, как работает виртуальный мир, и не подвергать себя опасности в цифровой среде.

2. Гендина И. И. Информационная грамотность в контексте других видов грамотности: дайджест зарубежного опыта : по материалам докладов // Школьная библиотека. – 2009. – № 9-10. – С. 28-39.

3. Давыдов С. Т., Логунова О. С. Проект «Индекс цифровой грамотности»: методические эксперименты // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4M). -2015. -№41. – С. 120-141.

4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / под ред. Б. Дендева. – М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013.-320 с.

9. Цифровая компетентность подростков и родителей : результаты всероссийского исследования / Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова. – М. : ФондРазвития Интернет, 2013. – 144 с.

ХО. Хуатэн Ма. Цифровая трансформация Китая. Опыт преобразования инфраструктуры национальной экономики. – М. : Альпина Паблишер, 2019. – 250 с.

Статья поступила в редакцию 25.10.2019

2. Gendina N. I. Informacionnaya gramotnost’ v kontekste drugih vidov gramotnosti: dajdzhest zarabezhnogo opyta : po materialam dokladov // Shkol’naya biblioteka. – 2009. – № 9-10. – S. 28-39.

3. Davydov S. G., Logimova O. S. Proekt «Indeks cifrovoj gramotnosti»: metodicheskie eksperimenty // Sociologiya: metodologiya, metody, matematicheskoe modelirovanie (4M). -2015. – № 41. – S. 120-141.

4. Informacionnve i kommunikacionnye tekhnologii v obrazovanii / pod red. B. Dendeva. – M. : НТО YuNESKO, 2013, – 320 s.

9. Cifrovaya kompetentnost’ podrostkov i roditelej : rezul’taty vserossijskogo issledovaniya / G. U. Soldatova, T. A. Nestik, E.-1. Rasskazova, E.-Yu. Zotova. – M. : Fond Razvitiya Internet, 2013. – 144 s.

10. Huaten Ma. Cifrovaya transformaciya Kitaya. Opyt preobrazovaniya infrastruktury nacional’noj ekonomiki. – M. : Al’pina Pablisher, 2019. -250 s.

The article was contributed on October 25, 2019

Сведения об авторах

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *