СОГЛАСОВАНО: Председатель профкома В. Орлов _____________ «____» ___________ 20____г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ Дубровинская СОШ С. Евланова __________________ «____» ___________ 20____г.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ЗАНЯТИЙ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ ИОТ – 018
К занятиям легкой атлетикой допускаются учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
- При проведении занятий по легкой атлетике соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
- При проведении занятий по легкой атлетике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:
- травмы при падении на скользком грунте или твердом покрытии;
- травмы при нахождении в зоне броска во время занятий по метанию;
- выполнение упражнений без разминки.
- При проведении занятий по легкой атлетике должна быть медаптечка, с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.
- При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации школы. При неисправности спортивного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом учителю.
- В процессе занятия обучающиеся должны соблюдать порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены.
- Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.
2 Тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме – месте приземления, проверить отсутствие в песке посторонних предметов.
Протереть насухо спортивные снаряды для метания (диск, ядро, гранату и т.
Провести разминку.
При групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке. Дорожка должна продолжаться не менее чем на 15 м за финишную черту.
- Во избежание столкновений исключить резко «стопорящую» остановку.
- Не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки.
- Перед выполнением упражнений по метанию посмотреть, нет ли людей в секторе метания.
- Не производить метания без разрешения учителя, не оставлять без присмотра спортивный инвентарь.
- Не стоять справа от метающего, не находиться в зоне броска, не ходить за снарядами для метания без разрешения учителя.
- Не подавать снаряд для метания друг другу броском.
При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю.
Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.
- Снять спортивный костюм и спортивную обувь.
- Тщательно вымыть руки с мылом.
Зав. спортивным залом ____________________
«____» _________________ 20____г.
Инструкция
по охране труда для учителя математики
Настоящая инструкция по охране труда для учителя математики в школе разработана в соответствии с Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года N 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда», вступившим в силу 1 марта 2022 года; Постановлениями Главного государственного санитарного врача России от 28. 2020г №28 «Об утверждении СП 2. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и от 28. 2021г №2 «Об утверждении СанПиН 1. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; разделом Х Трудового кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами по охране труда. Данная инструкция по охране труда для учителя математики устанавливает требования охраны труда перед началом, во время и по окончании работы сотрудника, выполняющего обязанности учителя математики в школе, требования охраны труда в аварийных ситуациях, определяет безопасные методы и приемы работ на рабочем месте. Инструкция по охране труда составлена в целях обеспечения безопасности труда и сохранения жизни и здоровья учителя математики при выполнении им своих трудовых обязанностей и функций. К выполнению обязанностей учителя математики в общеобразовательной организации допускаются лица:
- имеющие образование, соответствующие требованиям к квалификации (профстандарта) по своей должности;
- соответствующие требованиям, касающимся прохождения предварительного и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению директора, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раз в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, наличия личной медицинской книжки с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе.
Принимаемый на работу учитель математики обязан пройти в установленном порядке вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте до начала самостоятельной работы (если его профессия и должность не входит в утвержденный директором Перечень освобожденных от прохождения инструктажа профессий и должностей), проходить повторные инструктажи не реже одного раза в шесть месяцев, а также внеплановые и целевые в случаях, установленных Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Учитель математики должен изучить настоящую инструкцию, пройти обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда, обучение методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим, обучение правилам пожарной безопасности и электробезопасности и проверку знаний правил в объеме должностных обязанностей с присвоением I квалификационной группы допуска по электробезопасности.
Учитель математики в целях соблюдения требований охраны труда обязан:
- соблюдать требования охраны труда и производственной санитарии, инструкции по охране труда, охране жизни и здоровья обучающихся;
- обеспечивать режим соблюдения норм и правил по охране труда и пожарной безопасности во время организации образовательной деятельности;
- соблюдать правила личной гигиены;
- знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации, сигналы оповещения о пожаре;
- уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
- знать месторасположение аптечки и уметь оказывать первую помощь пострадавшему;
- соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка и Устав общеобразовательной организации;
- соблюдать установленные режимы труда и отдыха;
- соблюдать должностную инструкцию учителя математики в школе.
В процессе работы возможно воздействие на учителя математики следующих опасных и (или) вредных производственных факторов:
- напряженность трудового процесса: нагрузка на голосовой аппарат;
- тяжесть трудового процесса: рабочая поза (длительное нахождение в положении “стоя” в течение рабочего дня).
Факторы признаются вредными, если это подтверждено результатами СОУТ. Перечень профессиональных рисков и опасностей при работе учителем математики:
- нарушение остроты зрения при недостаточной освещённости рабочего места;
- перенапряжение зрительного и голосового анализаторов;
- зрительное утомление при длительной работе с документами, тетрадями;
- поражение электрическим током при прикосновении к токоведущим частям электрооборудования и электроприборов с нарушенной изоляцией (при включении или выключении электроприборов и (или) освещения в помещениях);
- повышенное психоэмоциональное напряжение;
- повышенный уровень шума;
- высокая плотность эпидемиологических контактов.
В случае травмирования уведомить заместителя директора по УВР любым доступным способом в ближайшее время. При неисправности оборудования, мебели, ЭСО и иной оргтехники сообщить заместителю директора по административно-хозяйственной части и не использовать до устранения всех недостатков и получения разрешения. В целях соблюдения правил личной гигиены и эпидемиологических норм учитель математики должен:
- оставлять верхнюю одежду, обувь в предназначенных для этого местах;
- мыть руки с мылом, использовать кожные антисептики после соприкосновения с загрязненными предметами, перед началом работы, после посещения туалета, перед приемом пищи;
- не допускать приема пищи в кабинете математики;
- осуществлять проветривание учебного кабинета;
- соблюдать требования СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21, СП 3.1/2.4.3598-20.
Запрещается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте или в рабочее время. При заведовании учебным кабинетом математики необходимо соблюдать инструкцию по охране труда для заведующего учебным кабинетом общеобразовательной организации, при замене уроков использовать инструкцию по охране труда для учителя на замене. Учитель математики, допустивший нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечён к дисциплинарной ответственности и прохождению внеочередной проверки знаний требований охраны труда, а в зависимости от последствий – и к уголовной; если нарушение повлекло материальный ущерб – к материальной ответственности в установленном порядке.
Требования охраны труда перед началом работы
Учитель математики общеобразовательной организации должен приходить на работу в чистой, опрятной одежде, перед началом работы вымыть руки. Прибыть на работу заблаговременно для исключения спешки и, как следствие, падения и получения травмы. Визуально оценить состояние выключателей, включить полностью освещение в кабинете математики и убедиться в исправности электрооборудования:
- осветительные приборы должны быть исправны и надежно подвешены к потолку, иметь целостную светорассеивающую конструкцию и не содержать следов загрязнений;
- уровень искусственной освещенности в кабинете математики должен составлять не менее 300 люкс;
- коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, корпуса выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.
Проверить окна на наличие трещин и иное нарушение целостности стекол. Удостовериться в наличии первичных средств пожаротушения, срока их пригодности и доступности, в наличии аптечки первой помощи и укомплектованности ее медикаментами. Убедиться в свободности выхода из кабинета математики, проходов и соответственно в правильной расстановке мебели в учебном кабинете:
- между столами и стенами (светонесущей и противоположной светонесущей), а также между рядами столов – 50см;
- от учебной доски до первого ряда столов – 240 см;
- удаленность от учебной доски до последнего ряда столов – не более 860 см;
- парты (столы) расставлены в следующем порядке: меньшие по размеру – ближе к доске, большие по размеру – дальше от доски, цветовая маркировка присутствует.
Убедиться в безопасности рабочего места, проверить на устойчивость и исправность мебель в кабинете математики, убедиться в устойчивости находящихся в сгруппированном виде методических материалов и тетрадей. Провести осмотр санитарного состояния кабинета математики. Подготовить для работы требуемый учебный материал и оборудование, электронные средства обучения. Проконтролировать наличие и исправное состояние наглядных и учебных пособий, приспособлений для черчения на доске, моделей геометрических тел. Произвести сквозное проветривание учебного кабинета, открыв окна или форточки и двери. Окна в открытом положении зафиксировать крючками, а форточки должны быть с ограничителями. Удостовериться, что температура воздуха в помещении кабинета соответствует требуемым санитарным нормам 18-24°С, в теплый период года не более 28°С. Провести проверку работоспособности персонального компьютера, удостовериться в исправности ЭСО, оргтехники, мультимедийного проектора в кабинете математики. Приступать к работе разрешается после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей.
Требования охраны труда во время работы
Во время работы необходимо соблюдать порядок в учебном кабинете, где проводятся занятия по математики, не загромождать свое рабочее место и места обучающихся, а также выход из кабинета и подходы к первичным средствам пожаротушения. В целях обеспечения необходимой естественной освещенности учебного кабинета математики не ставить на подоконники цветы, не располагать тетради, учебники, глобусы и иные предметы. В кабинете математики соблюдать инструкцию по охране труда в учебном кабинете. Поддерживать дисциплину и порядок во время занятий, требования настоящей инструкции по охране труда, не разрешать ученикам самовольно уходить из кабинета без разрешения учителя математики, не оставлять обучающихся одних без контроля. Во время перерывов между занятиями в отсутствии обучающихся проветривать помещение в соответствии с показателями продолжительности, указанными в СанПиН 1. 3685-21, при этом оконные рамы фиксировать в открытом положении. Наглядные и учебные пособия, приспособления для черчения на доске, модели геометрических тел применять только в исправном состоянии, соблюдая правила безопасности и утверждённые методики. Все используемые в кабинете математики демонстрационные электрические приборы должны быть исправны и иметь заземление/зануление. Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения (ЭСО) необходимо использовать в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом. При использовании ЭСО выполняет мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране. Выключает или переводит в режим ожидания интерактивную доску и другие ЭСО, когда их использование приостановлено или завершено. Расстояние от ближайшего места просмотра телевизионной аппаратуры до экрана должно быть не менее 2 метров. При использовании электронного оборудования, в том числе сенсорного экрана, клавиатуры и мыши, интерактивного маркера ежедневно дезинфицирует их в соответствии с рекомендациями производителя либо с использованием растворов или салфеток на спиртовой основе, содержащих не менее 70% спирта. При проведении практических работ на местности, экскурсий по математики провести с детьми соответствующие инструктажи с записью в журнале регистрации инструктажей обучающихся. Не использовать в помещении кабинета математики переносные отопительные приборы с инфракрасным излучением, а также кипятильники, плитки, электрочайники, не сертифицированные удлинители. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконник. Учителю математики необходимо придерживаться правил передвижения в помещениях и на территории школы:
- во время ходьбы быть внимательным и контролировать изменение окружающей обстановки;
- ходить по коридорам и лестничным маршам, придерживаясь правой стороны;
- при передвижении по лестничным пролетам следует соблюдать осторожность и внимательность, не перепрыгивать через ступеньки, не перевешиваться через перила, ходить осторожно и не спеша;
- не проходить ближе 1,5 метра от стен здания общеобразовательной организации.
При использовании ЭСО и оргтехники учителю математики запрещается:
- смотреть прямо на луч света исходящий из проектора, прежде чем повернуться к классу лицом, необходимо отступить от интерактивной доски в сторону;
- включать в электросеть и отключать от неё приборы, подключать комплектующие составляющие приборов мокрыми и влажными руками;
- нарушать последовательность включения и выключения, технологические процессы;
- размещать на электроприборах предметы (бумагу, ткань, вещи и т.п.);
- разбирать включенные в электросеть приборы;
- прикасаться к оголенным или с поврежденной изоляцией проводам;
- сгибать и защемлять кабели питания;
- прикасаться к работающему или только что выключенному мультимедийному проектору, необходимо дать ему остыть;
- допускать обучающихся к переноске и самостоятельному включению ЭСО;
- оставлять без присмотра включенные электроприборы.
Соблюдать во время работы настоящую инструкцию по охране труда для учителя математики, иные инструкции по охране труда при выполнении работ и работе с оборудованием, установленный режим рабочего времени и времени отдыха. При длительной работе с документами, тетрадями, за компьютером (ноутбуком) с целью снижения утомления зрительного анализатора, предотвращения развития познотонического утомления через час работы делать перерыв на 10-15 минут, во время которого следует выполнять комплекс упражнений для глаз, физкультурные паузы.
Требования охраны труда в аварийных ситуациях
Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций, причины их вызывающие:
- пожар, возгорание, задымление, поражение электрическим током вследствие неисправности ЭСО и иной оргтехники, шнуров питания;
- неисправность мебели вследствие износа, порчи;
- неисправность ЭСО и иной оргтехники;
- прорыв системы отопления, водоснабжения, канализации из-за износа труб;
- террористический акт или угроза его совершения.
Учитель математики обязан немедленно известить заместителя директора по УВР или директора школы:
- о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью обучающихся и работников общеобразовательной организации;
- о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний;
- о каждом несчастном случае, произошедшем в школе;
- об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).
В случае получения травмы учитель математики обязан прекратить работу, позвать на помощь, воспользоваться аптечкой первой помощи, поставить в известность директора школы (при отсутствии иное должностное лицо) и обратиться в медицинский пункт. При получении травмы иным работником или обучающимся необходимо оказать ему первую помощь. Вызвать медицинского работника общеобразовательной организации, при необходимости, вызвать скорую медицинскую помощь по телефону 03 (103) и сообщить о происшествии директору общеобразовательной организации. Обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия, а если это невозможно (существует угроза жизни и здоровью окружающих) – фиксирование обстановки путем составления схемы, протокола, фотографирования или иным методом. В случае появления задымления или возгорания в учебном кабинете, учитель математики обязан немедленно прекратить работу, вывести детей из учебного кабинета – опасной зоны, вызвать пожарную охрану по телефону 01 (101 – с мобильного), оповестить голосом о пожаре и вручную задействовать АПС, сообщить директору школы. При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей принять меры к ликвидации пожара в начальной стадии с помощью первичных средств пожаротушения. При использовании огнетушителей не направлять в сторону людей струю углекислоты или порошка. При аварии (прорыве) в системе отопления, водоснабжения и канализации в кабинете математики необходимо вывести обучающихся из помещения, оперативно сообщить о происшедшем заместителю директора по административно-хозяйственной части общеобразовательной организации. При возникновении неисправности в оргтехнике, ЭСО или ином электроприборе необходимо прекратить с ним работу и обесточить, сообщить заместителю директора по административно-хозяйственной работе и использовать только после выполнения ремонта (получения нового) и получения разрешения. В случае угрозы или возникновения очага опасного воздействия техногенного характера, угрозы или приведения в исполнение террористического акта следует руководствоваться Планом эвакуации, инструкцией о порядке действий в случае угрозы и возникновении ЧС террористического характера.
Требования охраны труда по окончании работы
Внимательно осмотреть учебный кабинет математики. Убрать учебные и наглядные пособия, методические пособия и раздаточный материал, приспособления для черчения, модели геометрических тел и фигур, которые использовались на занятиях, в места хранения. Отключить ЭСО и оргтехнику, другие имеющиеся электроприборы от электросети. Проветрить учебный кабинет математики. Удостовериться в противопожарной безопасности помещения. Удостовериться, что противопожарные правила в помещении соблюдены, огнетушители находятся в установленных местах. При окончании срока эксплуатации огнетушителя передать его лицу, ответственному за пожарную безопасность в школе, для последующей перезарядки. Установить в помещении новый огнетушитель. Проконтролировать проведение влажной уборки, а также вынос мусора из помещения учебного кабинета математики. Закрыть окна, вымыть руки, перекрыть воду и выключить свет. Сообщить непосредственному руководителю о недостатках, влияющих на безопасность труда, пожарную безопасность, обнаруженных во время работы. При отсутствии недостатков закрыть учебный кабинет математики на ключ.
Инструкцию разработал: ___________ /______________________/
С инструкцией ознакомлен (а)
«___»___________202__г. ___________ /______________________/
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Инструкция
“Правила безопасности при выполнении лабораторных работ по биологии”
Настоящая инструкция по правилам безопасности при выполнении лабораторных работ по биологии разработана для обучающихся с учетом СП 2. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Письма Минобрнауки России №12-1077 от 25 августа 2015 года «Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» и иных нормативных правовых актов. Данные правила устанавливают требования техники безопасности для обучающихся перед началом, во время и по окончании лабораторных работ по биологии, безопасные методы и приемы проведения и выполнения лабораторных работ учащимися, а также требования безопасности в возможных аварийных ситуациях. Настоящая инструкция по правилам безопасности разработана с целью предотвращения случаев травмирования обучающихся при проведении лабораторных работ на уроках биологии в общеобразовательной организации. К проведению лабораторных работ по биологии могут быть допущены обучающиеся с 6 класса, которые изучили данную инструкцию, прошли соответствующие инструктажи, усвоили безопасные правила выполнения работ, прошли медицинский осмотр, не имеют каких-либо противопоказаний по состоянию здоровья. Опасными факторами при проведении лабораторных работ по биологии являются:
- порезы рук при неправильном обращении со стеклянной лабораторной посудой, режущими и колющими предметами;
- повреждения кожи (химические ожоги) при контакте с различными растворами без средств индивидуальной защиты;
- отравление химическими веществами при попадании их в кишечно-желудочный тракт;
- аллергические реакции организма на те, или иные химические вещества;
- термические ожоги при неаккуратной работе со спиртовками, сухим спиртом.
Не допускается приступать к выполнению лабораторной работы по биологии в случае плохого самочувствия или внезапной болезни. О плохом самочувствии обучающийся должен сообщить учителю биологии. При выполнении лабораторных работ по биологии необходимо соблюдать:
- правила безопасности при работе со стеклянной лабораторной посудой;
- правила безопасности при работе с химическими реактивами;
- правила безопасности при работе со спиртовкой и сухим горючим.
Для устранения возможного возгорания при выполнении лабораторных работ в кабинете биологии необходимо иметь в доступном месте первичные средства пожаротушения (песок, покрывало для изоляции очага возгорания, огнетушитель), для оказания первой помощи – медицинскую аптечку. Обучающиеся, нарушившие настоящую инструкцию и правила безопасности при проведении лабораторных работ в кабинете биологии, привлекаются к ответственности, и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
Требования безопасности перед началом лабораторных работ
Воспользоваться необходимыми индивидуальными средствами защиты (халат хлопчатобумажный белый, перчатки резиновые, защитные очки). Детально изучить содержание и порядок выполнения лабораторной работы по биологии, пройти инструктаж учителя биологии, ознакомиться с безопасными приемами выполнения лабораторной работы. Подготовить рабочий стол, убрать посторонние предметы, бумагу и все, что может препятствовать безопасному проведению лабораторной работы по биологии и создать дополнительную опасность. Проверить собранность и целостность лабораторного оборудования, его наличие, наличие необходимых препаратов и реактивов. Устойчиво расположить лабораторное оборудование в необходимом порядке.
Требования безопасности во время лабораторных работ по биологии
Обучающимся нужно обеспечить точное выполнение всех указаний учителя биологии при проведении лабораторной работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких действий. Обучающийся точно выполняет указания учителя биологии при работе с микроскопом в отношении соблюдения порядка действий. При изготовлении препаратов для рассматривания их под микроскопом, следует осторожно брать покровное стекло большим и указательным пальцами за края и с аккуратностью опускать на предметное стекло, чтобы оно свободно легло на препарат. При применении режущих и колющих инструментов следует брать их только за ручки, не направляя заостренные части на себя и на других обучающихся, класть режущие и колющие предметы на рабочее место заостренными концами от себя. Во время лабораторной работы по биологии запрещается вставать с рабочего места и подходить к другому рабочему месту, принимать пищу и напитки. Без разрешения учителя биологии обучающемуся запрещается производить любые опыты и смешивать реактивы. Соблюдать осторожность при проведении лабораторных опытов с использованием лабораторной посуды и приборов из стекла, не бросать, не ронять, не ударять их. Тонкостенную лабораторную посуду необходимо закреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз. Для нагревания жидкости в пробирке или колбе их необходимо брать в специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы ни в коем случае не направлять на себя и на своих одноклассников. Нельзя нагревать пробирку с растворами реагирующих веществ на сильном пламени, так как при этом жидкость выбрасывается из пробирки, что ведет к потере исследуемого вещества. При нагревании жидкостей не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них. При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть всю пластинку, а затем вести местный нагрев. Кипячение горючих жидкостей на открытом огне строго запрещена. При работе со спиртовкой следует беречь одежду и волосы от возможности воспламенения, нельзя зажигать одну спиртовку от другой, извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, задувать пламя спиртовки, гасят его посредством специального колпачка. При работе с сухим спиртом следует беречь одежду и волосы от возгорания, нельзя задувать пламя сухого спирта, гасят его посредством специального колпачка. Используя растворы кислот и щелочей, надо наливать их только в стеклянную посуду, не допуская попадания их на кожу, глаза и одежду. Работая с твердыми химическими реактивами, нельзя брать их незащищенными руками, для опыта набирать лишь неметаллическими специальными ложечками. Запрещено пробовать на вкус химические реактивы, вещества и растворы. При необходимости определения запаха того или иного вещества следует приближать к себе его пары руками, а не наклоняться к посуде, в которой оно находится. Чтобы избежать отравлений и аллергических реакций, не стоит нюхать растения, а также пробовать их на вкус. Запрещается сливать отработанные растворы химических реактивов в канализацию. Обучающиеся должны обеспечить соблюдение порядка проведения лабораторной работы в кабинете биологии, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место. При выполнении лабораторной работы по биологии учащимся необходимо строго соблюдать требования данной инструкции и правил техники безопасности, правила пожарной безопасности в кабинете биологии, правила поведения на уроке.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
В случае ухудшения самочувствия при выполнении лабораторной работы необходимо сообщить учителю биологии. Признаки аварийной ситуации:
- появление резкого, неприятного запаха, вызывающий кашель;
- появление запаха, вследствие разгерметизации влажных препаратов;
- возникновение возгорания, вследствие небрежного обращения со спиртовкой, сухим спиртом или неисправностями в электрооборудовании.
Средства и действия, направленные на ликвидацию неприятного запаха:
- сообщить учителю биологии;
- срочно эвакуироваться из кабинета биологии в безопасное место.
Если при проведении работы разбилась лабораторная посуда, запрещено собирать осколки незащищенными руками, необходимо использовать для этой цели щетку и совок. Действия, направленные на ликвидацию возгорания, возникшего вследствие небрежного обращения со спиртовкой, сухим спиртом:
- прекратить доступ воздуха, закрыв спиртовку или сухой спирт специальным колпачком;
- немедленно сообщить учителю биологии.
Если во время выполнения лабораторной работы произошел случайный разлив легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ, необходимо уведомить об этом учителя биологии, убирать самостоятельно разлитые вещества нельзя. Если учеником получена травма, надо немедленно сообщить об этом учителю биологии. В свою очередь преподаватель биологии должен оперативно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать медицинского работника школы, сообщить о происшествии администрации общеобразовательной организации. При обнаружении неисправности инструмента, лабораторного оборудования и его целостности лабораторную работу необходимо немедленно прекратить и доложить об этом учителю биологии.
Требования безопасности по окончании лабораторных работ
Необходимо привести в порядок свое рабочее место, предоставить учителю биологии или лаборанту возможность собрать использованное оборудование, приборы, инструменты, препараты, химические реактивы. Запрещено прятать и уносить с кабинета биологии лабораторное оборудование, химические реактивы, инструменты и препараты, микропрепараты и гербарий, остатки сухого горючего. Отработанные водные растворы реактивов нельзя сливать в канализацию, их ликвидируют в закрывающийся сосуд из стекла, вместимость которого должна быть не меньше трех литров с крышкой для их последующего уничтожения. Тщательно вымыть руки с мылом. По указанию учителя спокойно и не толкаясь выйти из кабинета биологии.
Инструкцию разработал: ______________ /_______________________/
С инструкцией ознакомлен (а)
«___»____________202___г. ______________ /_______________________/
Открытый урок в 5 «А» классе на тему “Гимнастика”
Купина Ирина Валерьевна – учитель физической культуры высшей квалификационной категории
Тема урока: «Виды гимнастики. Техника безопасности на уроках гимнастики».
Цель урока: Познакомить учащихся с видами гимнастики, а также с техникой безопасности на уроках гимнастики.
Закрепить знания учащихся о соблюдении техники безопасности на уроках гимнастики;
Формировать устойчивый интерес к самопознанию и любознательности в области спорта; акцентировать внимание школьников на необходимость занятий гимнастикой;
Воспитывать культуру общения, повышать интерес учащихся к теоретическим урокам по физической культуре.
Тип урока: образовательно-познавательная направленность
Метод проведения: групповой, игровой
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, бочонки, указка
Дата и время проведения: ____________________
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников ВремяОрганизационный Постановка цели и задач урока Знакомство с этапами урока 2 мин 2. Знакомство с видами гимнастики 1. Рассказать какие виды гимнастики существуют (демонстрация слайдов)2. Закрепить материал (ответы на вопросы) Внимательно слушают и смотрят презентацию. По окончании отвечают на вопросы и дополняют друг друга 13 мин 3. Познакомить учащихся с техникой безопасности на уроках гимнастики 1. Рассказать общие требования по технике безопасности, технику безопасности до урока, во время урока, после окончания, опасность возникновения травм, предотвращение травм на уроках2. Закрепить материал (ответы на вопросы) Внимательно слушают и смотрят презентацию. По окончании отвечают на вопросы и дополняют друг друга 13 мин 4. Физкультминутка Учитель включает видеоролик Дети выполняют физкультминутку 2 мин 5. «Своя игра» – спортивные игры, гимнастика Учитель знакомит с правилами игры. Учебно-познавательная игра включает темы: волейбол, баскетбол, футбол, гимнастика, загадки Дети вытаскивают бочонки, которые соответствуют теме, отвечают на вопросы по группам 12 мин 6. Физминутка для глаз Учитель включает видеоролик Дети выполняют физминутку 1 мин 7. Итоги Подведение итогов урока, озвучивание оценок мин
Приветствие. Постановка цели и задачи урока.
Знакомство с видами гимнастики.
В школе мы изучаем множество различных дисциплин. И одной из них является учебный предмет – физическая культура и раздел в ней – гимнастика.
Рассмотрим основные виды гимнастики.
Одним из мероприятий, оказывающим благоприятное воздействие на здоровье организма, является утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика, зарядка, это комплекс физических упражнений, выполняемых после пробуждения. Зарядка помогает скорее проснуться вашему сознанию и всему организму.
Помимо специфического влияния, облегчающего процесс перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования, выполнение упражнений утренней гимнастики увеличивает уровень общей физической активности человека.
Физкультура в школе проходит либо в специально оборудованном спортивном зале, либо на улице, также на специально оборудованной площадке.
Физкультура в школе, каждый её урок, обычно состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть, или разминка, готовит организм к нагрузке.
Основная часть предусмотрена для разучивания новых упражнений, а также для занятий бегом, прыжками, метанием, лазаньем, для упражнений на координацию, подвижных спортивных игр, эстафет.
Заключительная часть предназначена для того, чтобы организм правильным образом пришел в норму, наладилось дыхание и пульс.
В процессе учебной деятельности учащимся, на протяжении одного и нескольких уроков, трудно постоянно удерживать активное внимание.
Для предупреждения утомления детям необходим отдых в виде физических упражнений, а физкультминутки являются непродолжительным активным отдыхом.
Гигиеническая гимнастика не ставит целью тренировку организма. Гигиеническая гимнастика улучшает самочувствие и настроение человека, устраняет застойные явления, улучшает кровообращение и лимфообращение, в целом, работу всего организма. Гигиеническая гимнастика является отличным средством для профилактики разнообразных заболеваний. Гигиеническая гимнастика не использует обычно никаких подручных средств, даже небольшие гантели исключены.
Среди множества техник сохранения здорового веса и стройной фигуры ритмическая гимнастика занимает особое место.
Упражнения ритмической гимнастики – это простые движения, которые выполняются без гантелей или другого спортивного инвентаря.
Упражнения ритмической гимнастики также известны как «общеукрепляющие упражнения», помогающие укреплять многочисленные мышцы и группы мышц, в том числе сердечную и скелетные мышцы. Упражнения ритмической гимнастики тренируют силу, выносливость, гибкость, быстроту реакции и координацию движений.
Многоборный вид спорта, куда входят: у мужчин – вольные упражнения, упражнения на коне, кольцах, брусьях и перекладине, а также опорные прыжки; у женщин – опорные прыжки, упражнения на разновысоких брусьях, бревне и вольные упражнения.
Спортивная акробатика – это вид спорта дающий полноценную нагрузку на все мышечные группы и позволяющий выступать как индивидуально, так и в групповых упражнениях. Основу акробатики составляют приёмы вращения тела и сохранения равновесия в необычных, разнообразных условиях опоры.
Все упражнения, выполняемые спортсменами, классифицируются на несколько видов: упражнения балансового характера (статика), упражнения вольтажного характера (броски), упражнения темпового характера и комбинированные упражнения.
Художественная гимнастика является одним из видов спорта, близким к искусству танца. Художественная гимнастика – соревнования женщин в выполнении под музыку комбинаций из различных пластичных и динамичных гимнастических и
танцевальных упражнений с предметом (лентой, мячом, обручем, скакалкой, булавами) и без него. Важное место в художественной гимнастике занимают такие виды искусства, как танец и музыка. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Элементы танца расширяют общий кругозор занимающихся, знакомят с народным творчеством; развивают у них любовь к искусству своего народа, народов мира.
Вопросы для повторения.
– Какие виды гимнастики Вы знаете? (перечислить и рассказать кратко, что о ней узнали).
Техника безопасности на уроках гимнастики.
На уроках физической культуры мы изучаем различные виды спорта: лёгкая атлетика, гимнастика, баскетбол, футбол, волейбол, плавание, лыжи, конькобежный спорт, спортивные и подвижные игры. Каждый из этих видов имеет свои особенности в организации урока и свои правила по технике безопасности. Пренебрегая этими правилами, каждый из вас ставит под угрозу свою жизнь и здоровье. Можно на всю оставшуюся жизнь лишить себя радости движения и стать инвалидом, нарушив лишь однажды законы и правила, пренебрегать которыми просто опасно для жизни. Зная и соблюдая ТБ, вы сможете избежать многих неприятностей связанных с нарушением здоровья. При занятиях физическими упражнениями и спортом иногда случайно или из-за несоблюдения правил безопасности мы можем получить травму. Разберём основные правила техники безопасности на уроках гимнастики.
– Общие требования безопасности:
– Опасность возникновения травм:
- При выполнении упражнений без использования гимнастических матов;
- При выполнении упражнений на загрязненных спортивных снарядах, а также при выполнении упражнений на снарядах с влажными ладонями;
- В спортивном зале должны быть огнетушители и аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.
– Требования безопасности перед началом занятий:
- Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой или чешки;
- Протереть гриф перекладины сухой тряпкой и зачистить шкуркой;
- Проверить надежность крепления перекладины, опор гимнастического коня и козла, закрепление спортивных винтов брусьев;
- В местах соскока со снарядов положить гимнастические маты так, чтобы их поверхность была ровной.
– Требования безопасности во время занятий:
- Не выполнять упражнения на спортивных снарядах без учителя или его помощника, а также без страховки;
- При выполнении прыжков и соскоков со снарядов приземляться мягко, на носки, пружинисто приседая;
- Не стоять близко к снаряду при выполнении упражнений другим учащимся;
- Не выполнять упражнения на спортивных снарядах с влажными ладонями;
- При поточном выполнении упражнений (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений.
- Запрещается жевать жевательную резинку на уроках физкультуры;
- Мобильных телефонов на уроке не должно быть;
- У девочек волосы должны быть прибраны;
- На уроках учащиеся обязаны выполнять только те упражнения, которые соответствуют целям и задачам урока;
- Во время самостоятельного выполнения упражнений учащиеся должны учитывать свой уровень физической подготовленности, состояние здоровья;
- Запрещается самостоятельно брать спортивный инвентарь, находящийся в спортивном зале;
- Запрещается выполнение любых упражнений на перекладине и шведских стенках без разрешения учителя;
- Запрещается виснуть на баскетбольных кольцах и крепеже баскетбольных щитов.
– Требования безопасности в аварийных ситуациях:
- При появлении во время занятий боли в суставах рук, покраснения кожи или потертостей на ладонях, а также при плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю;
- При возникновении пожара в спортивном зале немедленно прекратить занятия, эвакуировать учащихся из зала, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к ликвидации очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения;
- При получении учащимися травмы немедленно оказать ему первую помощь, обратиться к школьному врачу и сообщить о случившемся администрации школы и родителям; при необходимости доставить пострадавшего в ближайшую больницу;
- При обнаружении поломок спортивного оборудования немедленно сообщать об этом учителю физкультуры;
- В случае плохого самочувствия на уроке учащийся должен незамедлительно сообщить об этом учителю физкультуры. Также он обязан проинформировать учителя о травме или плохом самочувствии, которые проявились до урока, на уроке, после урока физической культуры.
– Требования безопасности по окончании занятий:
- Убрать спортивный инвентарь в места для его хранения;
- Протереть гриф перекладины сухой тряпкой и зачистить шкуркой;
- Снять спортивный костюм и спортивную обувь.
- Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
– Предотвращение травм на уроках гимнастики:
- Выполнять разминку (15 мин.);
- Соблюдение техники безопасности;
- Правильное выполнение методических и организационных указаний учителя;
- Своевременный врачебный контроль;
Вопросы для повторения:
– опасность возникновения травм;
– требования перед началом занятий;
– требования во время занятий;
– требования в аварийных ситуациях;
– требования по окончании занятий;
– требования предотвращения травм на уроках гимнастики.
Всё выше перечисленное и дополненное вами, позволяет нам сделать следующий вывод: травмы нарушают нормальный ход учебного процесса, затрудняют усвоение учебного материала, отрицательно сказываются на успеваемости, препятствуют овладению двигательными навыками по программе гимнастика и наносят вред здоровью.
Физкультминутка – видеоролик
«Своя игра» – спортивные игры и загадки.
Вопросы по разделам программы: волейбол, баскетбол, футбол, гимнастика и загадки. Дети делятся на 4 группы, выбирают капитана. Капитан каждой команды вытаскивает один из бочонков, который соответствует одному из разделов. Каждая группа отвечает на вопросы своего раздела. За правильный ответ команда получает очко. Если команда не может ответить на вопрос своего раздела, то любая команда может ответить на этот вопрос и получает заветное очко в свою копилку за правильный ответ. Затем ход переходит к другой команде и т. Как только команды ответили на все вопросы разделов, отвечают на раздел – загадки. Чья команда быстрее и правильно даст разгадку получает заветное очко. По окончании игры, подсчитываются очки, набранные во время игры.
Физминутка для глаз – видеоролик
Подведение итогов урока. Озвучивание оценок.
Что является правилом техники безопасности на уроке физической культуры?
Учащимся нельзя: – резко открывать двери и виснуть на них, выключать свет, трогать плафоны в раздевалке, спортивном зале, – вставлять в розетки посторонние предметы, – пить холодную воду до и после урока , – заниматься на непросохшей площадке, скользком и неровном грунте
Что такое техника безопасности своими словами?
Техника безопасности — комплекс организационных и технических мероприятий, защитных средств и методов, реализуемых для обеспечения безопасности трудовой и бытовой деятельности. 20 мая 2020 г
Что относится к технике безопасности?
Техника безопасности Техника безопасности, один из разделов охраны труда, представляющий собой систему организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов. Проведение мероприятий по Т. , а также создание и применение технических средств Т