Загрузка вредоносных программ
Вредоносная программа – любое программное обеспечение, предназначенное для
получения несанкционированного доступа к вычислительным ресурсам самой ЭВМ
или к информации, хранимой на ЭВМ, с целью несанкционированного использования
ресурсов или причинения вреда (нанесения ущерба) владельцу информации, и/или
владельцу ЭВМ, и/или владельцу сети ЭВМ, путём копирования, искажения, удаления
или подмены информации.
Возможна при загрузке файлов, программ или музыки из случайных источников
Опасным можно назвать различные материалы, содержащие:
• сцены насилия
• сцены неоправданной агрессии
• эротика и порнография
• нецензурная лексика
• информация, разжигающая расовую ненависть
• пропаганда нездорового образа жизни, неправильного питания
• пропаганда употребления наркотических веществ
• мошенническая информация
• азартные игры
Многие считают, что опасными бывают только интернет-ресурсы, но это далеко не
так. Перечисленную выше информацию, можно распространять в разном виде:
• видеофайлы;
• аудио;
• картинки;
• тексты;
• ссылки на сторонние ресурсы;
• программы.
Интернет-травля осуществляется посредством:
• электронной почты
• программ для мгновенного обмена сообщениями (например, ICQ) в социальных
• через размещения на видеопорталах (YouTube, Vimeo и др. ) непристойных
• мобильного телефона (с помощью SMS-сообщений или надоедливых звонков).
Интернет – хищники
Интернет – хищник (англ. online predator, cyberpredator, internet predator) — лицо,
совершающее домогательства по отношению к несовершеннолетним посредством сети
используют социальные сети, чаты, мессенджеры, интернет – форумы и другие
социальные средства коммуникации для общения с детьми и подростками с целью
склонить их к незаконным действиям различного характера
Современные мир – это мир, в котором стремительно развивается наука и техника, идет освоение акватории Мирового океана и земель Крайнего, Севера, растет численность населения, происходят изменения в климатической сфере. Все эти факторы определяют ряд противоречий, которые возникают между человеком и природой; человеком, обществом и государством, в следствие чего обостряются межнациональные и межрелигиозные конфликты, появляются новые опасности и угрозы, увеличиваются риски возникновения и масштабы природных катаклизмов. И задача государства – защитить гражданское общество, культурное наследие и материально-технические ресурсы от опасностей, которые возникают во время военных конфликтов, террористических актах, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Поэтому сегодня значительное внимание уделяется обучению населения правилам поведения на случай военных действий и при возникновении различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а гражданская оборона является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны.
Экскурс в историю
Организация по подготовке к защите и по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, берет свое начало в России со времен первой мировой войны, когда в 1918 г. пришлось принимать меры по защите Петрограда от бомбардировок германских аэропланов. Еще одним важным событием, которое заставило задуматься над проблемой обеспечения безопасности тыла, было применение в 1915 году в ходе боевых действий химического оружия.
4-го октября 1932 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР». Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны СССР, предназначенной для защиты населения страны от воздушного нападения противника.
Поэтому 4 октября в России отмечается День войск гражданской обороны МЧС Российской Федерации.
Местная противовоздушная оборона сыграла неоценимую роль в ходе Великой Отечественной войны, значительно сократив потери мирного населения и предотвратив разрушения объектов народного хозяйства и историко-культурных ценностей. В подразделения гражданской было привлечено почти всё трудоспособное население. Их силами были ликвидированы около 100 тысяч пожаров и загораний, предотвращены более 30 тысяч серьезных промышленных аварий, обезврежены более 400 тысяч авиационных бомб и около 2,5 миллионов снарядов и мин, спасены от гибели миллионы граждан. Также внесли неоценимый вклад в восстановление предприятий промышленности и сельского хозяйства. Так, за годы войны ими сооружено 205 мостов, разобрано свыше 400 тыс. м3 завалов.
В период «холодной» войны, с возникновением угрозы применения ядерного оружия и других средств массового поражения, возникла необходимость в создании новой системы оборонных мероприятий. Таким образом, 1961 году на базе МПВО в стране была создана новая общегосударственная всенародная оборонительная система – Гражданская оборона СССР, основная задача которой сводилась к защите населения страны от ядерного оружия массового поражения.
После катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г. и крупнейшего в истории Кавказа Спитакского землетрясения в 1988 г. , на гражданскую оборону была возложена новая функция – подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и защита населения от последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.
27 декабря 1990 г. в целях радикального улучшения работы по защите населения и народнохозяйственных объектов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени на правах Государственного комитета создается Российский Корпус спасателей. А в 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который в 1994 г. был переименован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
В мирное время гражданская оборона является составной обеспечения безопасности страны. Специализированные подразделения гражданской обороны России за прошедшие годы принимали участие более чем в 160 тысячах спасательных операций в России и 50-ти странах мира.
Силы гражданской обороны включают спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.
Работа специалистов этой службы является очень непростой, напряженной и крайне ответственной. От их личного профессионализма зависит большое количество жизней, часто их работа бывает связана с риском для здоровья и даже жизни.
По решению Генеральной Ассамблеи Международной организации гражданской обороны 1 марта отмечается Всемирный день гражданской обороны. Праздник приурочен к дате создания Международной организации гражданской обороны (1 марта 1972 года).
Организация и ведение гражданской обороны являются важнейшими функций государства: социальной, оборонной и экономической, которые направлены на:
- обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная);
- сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная);
- сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики, выживания населения, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).
Основные задачи в области гражданской обороны
В мирное время гражданская оборона выполняет задачи по созданию органов управления, подготовке сил и населения, поддержанию в готовности средств защиты, планомерному накоплению ресурсов, необходимых для выполнения мероприятий по гражданской обороне, созданию условий для оперативного развёртывания системы защитных мероприятий, сил и средств.
В угрожаемый период проводятся комплексы превентивных мер, направленных на повышение готовности органов управления и сил к выполнению задач по защите населения материальных и культурных ценностей, сохранению объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
В военное время гражданская оборона осуществляет комплекс мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, повышение устойчивости экономики в условиях применения противником современных и перспективных средств вооружённой борьбы, в том числе и оружия массового поражения.
Одной из основных задач в области гражданской обороны является подготовка населения.
Что же должны знать и уметь граждане Российской Федерации в области гражданской обороны?
Граждане Российской Федерации должны знать:
- принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций;
- правила поведения при возникновении опасностей военного времени;
- правила и порядок оказания само- и взаимопомощи при поражениях, травмах и ранениях.
Граждане Российской Федерации должны уметь:
- действовать по сигналам оповещения;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие из них;
- пользоваться убежищами, укрытиями и строить простейшие укрытия;
- оказывать доврачебную самопомощь и помощь пострадавшим;
- обеззараживать свое рабочее место, квартиру, прилегающую местность;
- уметь защитить детей, больных и престарелых при чрезвычайных ситуациях, надевать им средства индивидуальной защиты, обеспечивать безопасность при эвакуационных и других мероприятиях.
Сигналы гражданской обороны должен знать каждый!
Умение людей правильно действовать в условиях чрезвычайной ситуации и правильно использовать полученную информацию может сократить количество жертв. Поэтому необходимо знать сигналы оповещения и уметь правильно действовать по ним.
Теле- и радиовещание является основным способом оповещения людей в чрезвычайных ситуациях. Перед подачей речевой информации включаются сирены, производственные гудки и другие сигнальные средства. Это означает подачу предупредительного сигнала «ВНИМАНИЕ, ВСЕМ!».
Услышав сигнал, необходимо включить телевизор или радиоприемник и прослушать экстренное сообщение органов власти.
Эти сообщения будут содержать информацию об угрозе или начале военных действий, об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации, их масштабах, прогнозируемом развитии, неотложных действиях и правилах поведения граждан.
Необходимо внимательно прослушать и правильно понять переданное сообщение (Помните, оно будет передаваться несколько раз).
Строго и неукоснительно следуйте установленным правилам поведения в условиях угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций!
Для того чтобы защитить себя от опасностей, необходимо знать действия по таким сигналам, как: «ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА», «РАДИАЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ», «ХИМИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА», «УГРОЗА КАТАСТРОФИЧЕСКОГО ЗАТОПЛЕНИЯ». Это поможет сохранить жизнь и здоровье Вам и Вашим близким!
Ежегодно 1 марта отмечается Всемирный день гражданской обороны (World Civil Defence Day). В 1931 году по инициативе нескольких государств французский генерал медицинской службы Жорж Сен-Поль основал в Париже «Ассоциацию Женевских зон» — «зон безопасности», для создания посредством двухсторонних и многосторонних соглашений локальных зон безопасности во всех странах. Впоследствии Ассоциация была преобразована в Международную организацию гражданской обороны (International Civil Defence Organisation, ICDO; русск. — МОГО).
В 1972 году МОГО получила статус межправительственной организации. В настоящее время в МОГО входят 50 стран, еще 16 государств имеют статус наблюдателя. Всемирный день гражданской обороны, установленный в 1990 году, отмечается в странах — членах МОГО — с целью пропаганды знаний о гражданской обороне и поднятия престижа национальных служб спасения. День 1 марта выбран не случайно. Именно в этот день вступил в силу Устав МОГО, который одобрили 18 государств. Среди направлений деятельности МОГО следует выделить следующие:
МЧС России вошло в Международную организацию гражданской обороны в 1993 году. В настоящее время Российская Федерация является стратегическим партнером и крупнейшим донором МОГО, что позволяет МЧС России под эгидой МОГО реализовывать важнейшие проекты содействия международному развитию.
В связи с высокой социальной значимостью вопросов формирования культуры безопасности жизнедеятельности 2 марта 2020 года в школе прошёл открытый урок, посвящённый празднованию Всемирного дня гражданской обороны. Урок провёл учитель ОБЖ Тюкин И.
Для обучающихся 1-4 классов была проведена викторина “Огонь – друг и враг человека” (о безопасном использовании огня в повседневной жизни человека).
Для обучающихся 5-11 классов – квест-игра “Безопасный мир” (о безопасности и защите людей при ЧС)
Открытый урок закончился проведением тренировок по защите детей и персонала образовательных организаций от чрезвычайных ситуаций.
Как узнать про все на свете?
Ну конечно, в ИНТЕРНЕТЕ!
Там музеи, книги, игры,
Музыка, живые тигры!
Можно все, друзья, найти
В этой сказочной сети!
К созданию Интернета человечество шло долгие годы, изобретая новые и новые средства связи: изобретение телеграфа (1836); первый атлантический кабель для связи между континентами (1858); изобретение телефона (1876).
Первый электронный компьютер был создан в Америке в 1946 году и назывался ЭНИАК. Тогда у компьютера не было ни монитора, ни мышки, ни клавиатуры. Он напоминал огромный шкаф. Весил первый компьютер 27 тонн – как 5 взрослых слонов. Память у него была совсем маленькая и вмещала всего 20 цифр.
Днём появления сети Интернет принято считать 29 октября 1969 года. В 9 вечера, между первыми узлами сети, находящимися друг от друга на расстоянии 640 километров – в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса и в Стэндфордском исследовательском институте – провели первый сеанс связи. Оператор Чарли Клайн пытался выполнить удалённое подключение к компьютеру, находящемуся в Стэнфорде. Успешную передачу каждого введённого символа его коллега Билл Дювалль подтверждал по телефону. Вначале удалось отправить всего три символа «LOG», после чего сеть перестала работать. Символы «LOG» должны были быть словом LOGON (команда входа в систему). В рабочее состояние систему вернули уже к половине одиннадцатого вечера, и следующая попытка оказалась успешной.
После первой успешной передачи данных в сети ARPANET следующим значимым этапом стала разработка в 1971 году первой программы для отправки электронной почты по сети. Данная программа мгновенно обрела популярность.
К 1973 году в состав сети были включены первые зарубежные организации из Великобритании и Норвегии через трансатлантический телефонный кабель. С этого момента сеть стала считаться международной.
В 70-х годах прошлого века основным предназначением сети была пересылка электронной почты. В то же время появляются первые почтовые рассылки, различные доски объявлений и новостные группы. Бурное развитие различных протоколов передачи данных решили данную проблему. 1 января 1983 года сеть ARPANET закрепила за собой термин «Интернет».
Следующим этапом развития была разработка системы доменных имён (англ. Domain Name System, DNS), которая состоялась в 1984 году.
Так же в этом году появляется серьёзный конкурент сети ARPANET – межуниверситетская сеть NSFNet (англ. National Science Foundation Network).
В 1989 году знаменитый британский учёный Тим Бернерс-Ли предложил концепцию Всемирной паутины.
В 1990 году сеть ARPANET, проиграв в конкурентной борьбе NSFNet, прекратила своё существование. Так же в этом году состоялось первое подключение к сети Интернет по телефонной линии (Dialup access – «дозвон»).
1991 год ознаменовался общедоступностью Всемирной паутины в Интернете.
1990-е годы произошло массовое объединение большинства существовавших сетей под флагом Интернет. Открытость технических стандартов во много способствовала быстрому росту сети. К 1997 году в Интернете насчитывалось около 10 млн компьютеров и более 1 млн доменных имён. Сегодня Интернет – популярнейшее средство для обмена информацией.
Сейчас получить доступ в интернет можно через телефон, радио-каналы, сотовую связь, спутники связи, кабельное телевидение, специальные оптико-волоконные линии и даже электропровода. А 22 января 2010 года прямой доступ в Интернет появился и на Международной космической станции.
Сеть интернет связывает миллионы компьютеров по всему миру и уже проникла во все сферы человеческой жизни. Число пользователей интернета стремительно растет, особенно увеличивается состав юной аудитории.
В современном мире Интернет превратился в важнейший канал информации, стал неотъемлемой частью современной цивилизации. Вряд ли можно теперь представить человеческое общение, работу СМИ, образование, политическую жизнь, научные исследования и развлечения без интернет-технологий. Интернет стал средой, влияющей на жизнь многих миллионов пользователей, как взрослых, так и детей.
Сегодня формирование личности детей, их установок, мотивов, ценностных ориентиров и поведенческих навыков происходит на стыке виртуального мира и реальности. Ребята «живут» в мире интернета и цифровых технологий: оформляя страницы и общаясь в блогах, социальных сетях, обмениваясь информацией через сервисы мгновенных сообщений и электронные энциклопедии, участвуя в сетевых играх и сообществах игроков.
Развитие глобальной сети изменило привычный образ жизни, расширило границы знаний и опыта. Теперь появилась возможность доступа практически к любой информации, хранящейся на миллионах компьютерах во всём мире.
Всемирная сеть содержит намного больший̆ объем сведений, чем самые крупные библиотеки в мире: в интернете доступны справочные материалы, исторические документы, классическая литература и многое другое.
Интернет дает пользователю огромные возможности как высокотехнологичный источник коммуникации, как инструмент поиска и получения информации. Для того чтобы эффективно использовать этот инструмент, нужны как умения обращаться с ним, так и определенный жизненный опыт, позволяющий не захлебнуться в океане неограниченных возможностей интернета, вовремя разглядеть подводные камни, рифы и водовороты виртуального пространства.
Опасности в Интернете
Существует множество рисков, которые делают наше пребывание в Интернете не таким уж безопасным. Остановимся на них подробнее.
Вредоносные программы — это разнообразное программное обеспечение, умышленно созданное для нанесения вреда электронным устройствам или похищения информационных ресурсов, данных. Это вирусы, «троянские кони», «черви», «боты», программы слежки. Вредоносные программы, попадая на компьютер, способствуют снижению скорости при обмене данными, а также используют наш компьютер как базу для распространения своих вредоносных данных. Они могут использовать наш e-mail или профиль социальной сети как разносчика спама. Такие опасные файлы могут попадать на наши компьютеры:
– посредством посещения сомнительных веб-сайтов и скачанных с них файлов;
– из электронной почты через полученный спам;
– при помощи электронных носителей.
Это один из видов киберпреступления, целью которого является обман пользователей. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что хакер незаконно получает доступ и каким-либо образом использует вашу личную информацию, что предполагает мошенничество или обман. Четыре из пяти уголовных дел, расследуемых в России в плане киберпреступлений, связаны именно с Интернет-мошенничествами (кибермошенничеством).
К кибермошенничеству относится:
Фишинг- это преступная тактика, используемая интернет-мошенниками с целью обогащения, за счет кражи персональной информации жертвы.
Для фишинга характерны:
– Неожиданные сообщения в мессенджерах, смс, соцсетях и электронной почте от имени авторитетной организации (например, банка, платежной системы, онлайн-магазина и т. ) с побуждением, будь то угроза или просьба, перейти по фишинговой ссылке, либо ввести информацию в прикрепленную к письму форму.
– Зловредные баннеры и всплывающие окна, ведущие на фишинговые страницы.
Помимо классического фишинга существуют и другие способы выманивания денежных средств у доверчивых интернет-пользователей. Среди таковых:
Вишинг – вид телефонного мошенничества, когда злоумышленники звонят и под видом сотрудника банка, финансовой организации и проч. выманивают у жертв реквизиты банковской карты или побуждают совершить какие-либо действия с банковским счетом.
Смишинг – вид фишинга через смс.
Множество объявлений в социальных сетях, использующих призывы к благотворительности и давящие на жалость.
Несмотря на то, что социальные сети были созданы с благими намерениями, назвать их безопасным местом для общения нельзя: там слишком большой поток ненужной информации — от имеющей возрастные ограничения до запрещенной.
Регистрируясь в социальной сети, следует понимать, что действия на своей страничке могут просматриваться различными пользователями.
Доступная информация является уязвимой. Каким образом? Например, появлением кибербуллинга или груминга.
Кибербуллингпредставляет собой появление сообщений в социальных сетях, содержащих угрозы, оскорбления, запугивание или травлю. Есть случаи, когда чью-то страницу могут взломать, разместив на ней негативный контент, унижающий и оскорбляющий человека.
Кибербуллинг опасен тем, что агрессор может сохранять анонимность, вовлекать в травлю других людей. Это значит, что шансы поймать агрессора снижаются, но у него появляется возможность оскорбить жертву, распространить недостоверные сведения о ней среди большой группы людей. Кибербуллинг может навредить психологическому и эмоциональному состоянию человека.
Порой травля в сети переходит в реальную жизнь, особенно если агрессор и жертва учатся в одной школе, живут в одном районе.
Вероятность встреч с незнакомыми людьми и грумминг— ещё одна опасность использования социальных сетей. Добавляя в друзья совершенно незнакомых людей и общаясь с ними, дети подвергают себя опасности. Нередки случаи, когда, представляясь сверстником в онлайн-чате, злоумышленник настаивает на личной встрече, которая может обернуться насилием или даже похищением.
Это присутствие в интернете материалов противозаконного, неэтичного и иного вредоносного характера. Такие материалы могут быть представлены текстами, изображениями, звуковыми и видеофайлами, ссылками и баннерами на посторонние сайты. Несовершеннолетний гражданин может столкнуться с порнографическим контентом, призывами к использованию и приобретению наркотиков, призывами к участию в экстремистских действиях. Такой контент может нанести психологический вред сознанию детей и подростков, изменить их ценностные ориентации.
Правила безопасности в интернете
Мы хотим, чтоб Интернет
Был вам другом много лет!
Будете знать правила эти –
Смело плавайте в Интернете.
Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от опасностей Интернета и причинения возможного ущерба, вы должны предпринимать следующие меры предосторожности при работе в Интернете:
- Никогда не показывайте личную информацию в Интернете, такую, как адрес, номер телефона, имя, расположение школы, имена родителей. Веб-сайты или другие онлайн-сервисы могут попросить дать информацию для того, чтобы участвовать в конкурсах или получить бесплатные подарки. Некоторые веб-сайты не предоставляют доступ, если пользователь не дает им личной информации. Однако, как только личная информация дана, ваша конфиденциальность может быть нарушена. Имена могут в конечном итоге пойти на продажу в базе данных, или еще хуже, эта информация может быть использована для причинения вреда или эксплуатации.
- Используйте надежный пароль. Первое и главное правило сохранности Ваших данных, учетных записей, почтовой пересылки это надежный пароль. Периодически меняйте пароли на самых важных сайтах. Так вы уменьшите риск взлома вашего пароля.
- Всегда информируйте своих родителей, когда сталкиваетесь с чем-нибудь в Интернете, что заставляет чувствовать себя неловко.
- Никогда, ни при каких обстоятельствах не соглашайтесь встретиться лицом к лицу с виртуальным знакомым с кем переписывались в Интернете без разрешения родителей. Если всё-таки встреча состоится, она должна быть в общественном месте, и родители должны быть в курсе.
- Никогда не отвечайте на сообщения или объявления, которые являются сексуально непристойными, угрожающими или заставляющими себя чувствовать неловко в любом случае.
- Никогда не отправляйте личные материалы для онлайн-друзей, такие, как адрес, номер телефона или фотографии, без предварительного информирования родителей.
- Заходите в интернет с компьютера, на котором установлен фаервол или антивирус с фаерволом. Это в разы уменьшит вероятность поймать вирус или зайти на вредоносный сайт.
- Не нажимайте на красивые баннеры или рекламные блоки на сайтах, какими бы привлекательными и заманчивыми они не были. В лучшем случае вы поможете автору сайта получить деньги, а в худшем — получите вирус. Используйте плагины для браузеров, которые отключают рекламу на сайтах.
- Если вы работаете за компьютером, к которому имеют доступ другие люди, не сохраняйте пароли в браузере. В противном случае любой, кто имеет доступ к этому компьютеру, сможет зайти на сайт, используя ваш пароль.
- Не открывайте письма от неизвестных вам пользователей (адресов). Или письма с оповещением о выигрыше в лотерее, в которой вы просто не участвовали.
- Не нажимайте на всплывающие окна, где написано, что ваша учетная запись в социальной сети заблокирована. Это проделки злоумышленников! Если вас вдруг заблокируют, вы узнаете об этом, зайдя в эту социальную сеть, или администрация отправит вам электронное письмо.
- Уважайте друг друга в социальных сетях. Оскорбляя даже неизвестного вам человека, помните, что вы сделали это и в реальной жизни!
Пользуясь этими правилами безопасности в Интернете, вы существенно уменьшите риск получить вирус на свой компьютер или потерять учетную запись на любимом сайте. Будьте внимательны! Станьте грамотными потребителями цифровой эпохи!
Туяна Харгатханова
Отчет о Всероссийском уроке по основам безопасности жизнедеятельности к Всемирному Дню гражданской обороны
В целях повышения практической готовности педагогических работников и воспитанников к реагированию на возможные чрезвычайные ситуации, правилам безопасности в современном мире в нашем детском саду 1 марта 2022 года был реализован план мероприятий Всероссийского урока по Основам безопасности жизнедеятельности, приуроченных к празднованию Всемирного дня гражданской обороны.
Для педагогов ДОУ проведен внеплановый инструктаж «Об опасностях на объекте прилегающей к нему территории».
Во всех возрастных группах с детьми проведены разнообразные формы профилактической работы:
– ежедневно с воспитанниками проводилось: чтение художественной литературы, таких произведений как: русская народная сказка «Волк и семеро козлят», «Кошкин дом» С. Маршак, «Как неразлучные друзья дом охраняли», «Как неразлучные друзья в воде не тонули» А. Иванов, “Пожарные собаки Л. Толстой, «Айболит» К. Чуковский, «Чудесные таблетки» С. Михайлов и др. ; рассматривание иллюстраций по теме: «Будь осторожен», отгадывание загадок на тему: «В мире опасных предметов»; проведение дидактических и подвижных игр по ОБЖ, таких как: «Съедобное – несъедобное», «Как избежать неприятностей
Группы «Бабочки», «Улыбка», «Пчёлки», которые посещают дети с 1. 5 до 4 лет, познакомились со сказкой «Кошкин дом» и с удовольствием поиграли с персонажами кукольного театра в игры по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения.
Для средних и старшей и подготовительной групп детей детского сада
были проведены спортивные развлечения. С целью продолжения работы по ознакомлению детей со службами гражданской обороны и защиты и противодействия чрезвычайным ситуациям, формирования у воспитанников навыков безопасного поведения в чрезвычайных жизненных ситуациях. Также в процессе захватывающих соревнований педагогам ДОУ удалось решить ряд поставленных задач, таких как обучение детей, действиям в чрезвычайных ситуациях посредством эстафеты; развитие физических качеств: быстроту, ловкость, силу; воспитание дисциплинированности, собранности в критических ситуациях, взаимопомощь; дети еще раз потренировались в запоминании номеров телефонов служб спасения.
В средних группах «Колобки» и «Грибочки» ребята соревновались под лозунгом «Самый быстрый, самый смелый!» Ребята совершили увлекательное путешествие по станциям в мир безопасной жизнедеятельности :
– первая станция «При пожаре как один набираем ноль один». Здесь ребята отгадывали загадки. Узнали, что такое огонь и чем он опасен. Как вести себя, если начался пожар, а ты остался дома один;
– вторая станция «Скорая помощь», ребята ответили на вопросы как оказать помощь пострадавшему. Как правильно обработать рану. Как перевязать пострадавшего;
– третья станция «Тише едешь – дальше будешь», на этой остановке ребята ответили на вопросы викторины по правилам дорожного движения;
– четвертая станция «Сильные, смелые, ловкие, умелые», и в конце своего путешествия ребята с легкостью преодолели полосу препятствий.
Для детей старшей и подготовительной группы детского сада проведено спортивное развлечение «Cпасатели». Все мероприятия в детском саду, посвященные Всероссийскому дню открытого урока по ОБЖ прошли на «Ура!». Но, самым ярким событием сегодняшнего дня для старших дошкольников стало посещение детского сада экипажем Пожарно – спасательной части. Члены экипажа провели для ребят ознакомительную экскурсию «Из чего состоит пожарная машина», продемонстрировали способ выведения пострадавших из задымленного помещения.
Приносим слова благодарности экипажу Пожарно – спасательной части, за оказанную помощь в проведении мероприятий и за незабываемые впечатления ребят
Результаты по итогам проведенных мероприятий в ДОУ следующие:
дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге, о правилах поведения во время пожара и при других чрезвычайных ситуациях, о поведении дома и на улице, научились применять полученные знания в играх, инсценировках, в повседневной жизни.
И мы надеемся, что ребята будут соблюдать и применять все полученные знания по безопасность жизнедеятельности и беречь свое здоровье.
С 24 по 31 октября отдел электронных ресурсов приглашает школьников на урок безопасности
24 октября 2022
С 28 по 31 октября в России пройдет Всероссийский урок безопасности в сети Интернет. Инициатором и организатором акции выступает Совет Федерации.
Интернет не только является востребованным источником информации, но и может нести разнообразные угрозы. Мероприятия, проводимые в рамках акции, призваны обратить внимание школьников и их родителей на опасности, подстерегающие на просторах Интернета, в том числе интернет-зависимость и вред, который могут причинить интернет-мошенники.
Сотрудники отдела электронных ресурсов подготовили целый комплекс мероприятий, направленных на формирование безопасного поведения в онлайн-среде для детей и взрослых:
Невероятные приключения в лабиринтах Интернета: игра-путешествие.
- Цифровое поколение: в формате интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?».
- Кибербезопасность: интенсив – практикум.
- Онлайн-зависимость: урок безопасности.
- Медиавикторина «Такой Интернет, где опасности нет».
Мероприятия рассчитаны на разную возрастную аудиторию, уточнить возраст можно по телефону.
Посетители отдела электронных ресурсов смогут пройти тестирование на знание интернет-безопасности, прослушать рекомендательные беседы, познакомиться с позитивным интернет-контентом, посетить интерактивный музей информации, сделать селфи с экспонатами.
Занятия проводятся бесплатно для организованных групп в отделе электронных ресурсов по предварительной записи. Контактный телефон: 44-56-76.
Отдел электронных ресурсов
Грунская Нина Валентиновна
МБОУ Елизаветинская СОШ
учитель математики и информатики
Единый урок безопасности в сети Интернет.
(В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и
широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение
приобретает информационная безопасность детей. Просвещение
подрастающего поколения в части использования различных информационных
ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации
способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде,
сохранению здоровья и нормальному развитию).
Цель: сформировать у школьников активную позицию в получении знаний и
умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности,
предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.
Задачи: ознакомить учащихся:
– с правилами ответственного и безопасного поведения в современной
информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в
– как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т. электронных), как
отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и
опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их
доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;
– как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих
виртуальных друзей, и избегать выкладывать в сеть компрометирующую
Оборудование: медиапроектор, презентация Microsoft Power Point «Проблемы
информационной безопасности в сети Интернет».
Ведущие понятия: угроза, безопасность, информация, угроза информационной
Ход занятия.
Вступительная часть — сообщение цели занятия, основные правила,
продолжительность и режим предстоящей работы.
Беседа учителя и учащихся строится на основе работы с материалами
презентации «Проблемы информационной безопасности»
Слайд 1. Тема.
Учитель предлагает учащимся высказать мнение о том, как они понимают
понятия «угроза», «безопасность», «информация», «угроза информационной
Слайд 2. Знакомство с основными понятиями.
Безопасность – отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз.
Информация – сведения или сообщения.
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при
котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе
распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому,
психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от
2010 № 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их
здоровью и развитию”).
Учитель просит учащихся назвать, какие они знают источники информации.
Слайд 3. Источники информации.
Средства массовой коммуникации, в т. Интернет.
Литература.
Образование.
Личное общение.
Искусство.
Система социально-воспитательной работы и др.
Вывод. Любое из этих средств может быть использовано на благо или во вред
Слайд 4-7. Справочная информация.
средний возраст начала самостоятельной работы в Сети – 10 лет (в 2009 году – 11
лет); и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 9 лет;
30% несовершеннолетних проводят в Сети более 3 часов в день (при норме 2 часа
в неделю!).
Ежедневная детская аудитория Рунета:
самые “любимые” детьми ресурсы – социальные сети (78%); в них проводится до
60 минут в день.
Помимо социальных сетей, среди несовершеннолетних популярны следующие
виды и формы онлайн-развлечений:
• сетевые игры;
• просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ;
• обмен файлами;
• использование электронной почты, сервисов мгновенного обмена
• ведение блогов и пр.
• 4% детей сталкиваются в Интернете с порнографической продукцией
• 40% получают непосредственные предложения о встречах “в реале”.
Давайте вместе подумаем. Вопросы для коллективного обсуждения:
– Почему тема информационной безопасности является важной и почему эти
вопросы должны обсуждаться в школе?
– Из возможных причин, какие можно выделите аспекты, связанные с сущностью
Интернета и его значимостью как средства общения.
Работа в группах:
задание для групповой работы — подготовка коллективного ответа на вопрос:
«Какие основные правила безопасного поведения в Интернете вы можете
предложить?», «Какими правилами отбора (пользования) информации вы
рекомендуете сверстникам пользоваться?», «Как оградить себя от кибер-
преступлений?», «Какие существуют риски при пользовании интернетом, и как их
можно снизить?», «Какие виды мошенничества существуют в сети Интернет?»,
«Как защититься от мошенничества в сети Интернет?», «Виртуальный собеседник
предлагает встретиться, как следует поступить?», «Как вы можете обезопасить
себя при пользовании службами мгновенных сообщений?» и т.
(Возможные варианты работы: группы обсуждают все три вопроса. Каждая
группа обсуждает только один из вопросов.
Сказка о золотых правилах безопасности в Интернет
В некотором царстве, Интернет – государстве жил-был Смайл-царевич-
Тьютор-Королевич, который правил славным городом СоцОБРАЗом.
И была у него невеста– прекрасная Смайл-царевна-Он-лайн-Королевна, день и
ночь проводившая в виртуальных забавах. Сколько раз предупреждал е царевич
об опасностях, подстерегающих в сети, но не слушалась его невеста
покладая рук трудился Смайл-царевич, возводя город СоцОБРАЗ, заботился об
охране своих границ и обучая жителей города основам безопасности
жизнедеятельности в Интернет-государстве. И не заметил он, как Интернет-
паутина все-таки затянула Смайл-царевну в свои коварные сети. Погоревал – да
делать нечего: надо спасать невесту. Собрал он рать королевскую-
СоцОбразову – дружину дистанционную и организовал “Регату” премудрую.
Стали думать головы мудрые, как вызволить царевну из плена
виртуального. И придумали они Семь золотых правил безопасного поведения
в Интернет, сложили их в котомку Смайл-царевичу, и отправился он невесту
искать. Вышел на поисковую строку, кликнул по ссылкам поганым, а они
тут как тут: порно-сообщества Змея-искусителя-Горыныча, стрелялки-
убивалки Соловья-разбойника, товары заморские купцов шоповских, сети
знакомств-зазывалок русалочьих. Как же найти-отыскать Смайл-царевну?
Крепко задумался Тьютор-королевич, надел щит антивирусный, взял в руки
меч-кладенец кодовый, сел на коня богатырского и ступил в трясину
непролазную. Долго бродил он, отбиваясь от реклам шоповских зазывающих
и спамов завлекающих. И остановился на распутье игрища молодецкого
трёхуровневого, стал читать надпись на камне, мохом заросшим: на первый
уровень попадёшь – времени счёт потеряешь, до второго уровня доберёшься
– от родных-близких отвернёшься, а на третий пойдёшь – имя своё забудешь
понял Смайл-царевич, что здесь надо искать невесту.
Взмахнул он своим мечом праведным и взломал код игрища страшного!
Выскользнула из сетей разомкнувшихся Смайл – царевна, осенила себя
паролем честным и бросилась в объятия своего суженого. Обнял он свою
невесту горемычную и протянул котомочку волшебную со словами
поучительными: Вот тебе оберег от козней виртуальных, свято соблюдай
кланяйся всем подряд (не регистрируйся везде без надобности)!
путанными на подозрительные сайты: утопнуть в трясине можно!
Если пришло письмо о крупном выигрыше – это Обман-грамота: просто
так выиграть невозможно, а если хочешь зарабатывать пиастры, нужно
участвовать в полезных обучающих проектах – в Регате, например!
Чтобы не забыть тропинку назад и вернуться вовремя, бери с собой
Клубок волшебный (заводи себе будильник, садясь за компьютер)!
Если хочешь дружить с другими царствами-государствами, изучай полезные
социальные сервисы: они помогут тебе построить Мой королевский мир, свой
царский блог, форум для глашатаев важных – друзей званных Не забывай
обновлять антивирусную программу – иначе вирус Серый Волк съест весь твой
Не скачивай нелицензионные программные продукты – иначе пираты
потопят твой корабль в бурных волнах Интернет!
Залилась совестливыми слезами дева красная, дала своему наречённому
слово честное, что не будет пропадать в забавах виртуальных, а станет трудиться
на благо народа города своего СоцОБРАЗа, сама начнёт обучаться и
помогать будет люду заблудшему и погрязшему в трясине сетевой
зажили они дружно и счастливо с мечтою расширить границы
Слайды 8-11. Три основных правила безопасного поведения в сети.
Защитите свой компьютер.
• Регулярно обновляйте операционную систему.
• Используйте антивирусную программу.
• Применяйте брандмауэр.
• Создавайте резервные копии важных файлов.
• Будьте осторожны при загрузке содержимого
Помните! После публикации информации в Интернете ее больше невозможно
будет контролировать и удалять каждую ее копию.
Защитите себя в Интернете.
• Думайте о том, с кем разговариваете.
• Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением
людей, которым вы доверяете. При запросе предоставления личной
информации на веб-сайте всегда просматривайте разделы «Условия
использования» или «Политика защиты конфиденциальной информации»,
чтобы убедиться в предоставлении оператором веб-сайта сведений о целях
использования получаемой информации и ее передаче другим лицам.
• Всегда удостоверяйтесь в том, что вам известно, кому предоставляется
информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться.
Помните! В Интернете не вся информация надежна и не все пользователи
Думай о других пользователях.
• Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.
• При работе в Интернете будь вежлив с другими пользователями Сети.
• Имена друзей, знакомых, их фотографии и другая личная информация не
может публиковаться на веб-сайте без их согласия или согласия их
• Разрешается копирование материала из Интернета для личного
использования, но присвоение авторства этого материала запрещено.
• Передача и использование незаконных материалов (например, пиратские
копии фильмов или музыкальных произведений, программное обеспечение
с надорванными защитными кодами и т. ) является противозаконным.
• Копирование программного обеспечения или баз данных, для которых
требуется лицензия, запрещено даже в целях личного использования.
Помните! Неразрешенное использование материала может привести к
административному взысканию в судебном порядке, а также иметь прочие
Слайд 12. Дополнительные правила безопасного поведения в сети Интернет.
Закрывайте сомнительные всплывающие окна! Всплывающие окна — это
небольшие окна с содержимым, побуждающим к переходу по ссылке. При
отображении такого окна самым безопасным способом его закрытия является
нажатие значка X (обычно располагается в правом верхнем углу). Невозможно
знать наверняка, какое действие последует после нажатия кнопки «Нет».
Остерегайтесь мошенничества! В Интернете легко скрыть свою личность.
Рекомендуется проверять личность человека, с которым происходит общение
(например, в дискуссионных группах).
Помните! Большая часть материалов, доступных в Интернете, является
непригодной для несовершеннолетних.
Слайд 13.
Примерные материалы итогового анкетирования обучающихся
по теме “Безопасный Интернет”
Укажите свой возраст____________________________________________
Что такое Интернет?_____________________________________________
Какие опасности существуют в Интернете?__________________________
Использование Интернета является безопасным, если: * выберите один или
несколько вариантов из списка ответов
а)защитить свой компьютер, защитить себя в Интернете, соблюдать правила
б) разглашать личную информацию, заботиться об остальных, регулярно
обновлять операционную систему
в) защитить компьютер, создавать резервные копии документов, закону надо
Как защитить себя в Интернете? * выберите один или несколько ответов
а) защитить свой компьютер, расширять круг знакомств с неизвестными
б) стараться давать как можно меньше информации о себе
в) размещать фотографии свои, друзей и родственников
Как обезопасить свой компьютер? * выберите один вариант из списка ответов
а) выключить и спрятать в шкаф
б) установить антивирусную программу
Что надо делать, чтобы антивирусная программа была эффективной *
выберите один или несколько вариантов из списка ответов
а) лучше не иметь антивирусную программу
б) обновлять антивирусную базу
в) не посещать сайты, где нет достоверности, что сайт находится под
Кто создаёт опасные программы? * выберите один или несколько
а) чёрный властелин
г) пожиратели смерти
Перечислите правила поведения в Интернете * если вы не знаете ответа на
этот вопрос, то напишите “Без ответа»________________
А что для вас является “Безопасным Интернетом?” * если вы не знаете ответа
на этот вопрос, то напишите “Без ответа»_________
Размещение в дневниках правил безопасного поведения в сети.
И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или
общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!
Правовая база.
Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита
физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а
также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и
электронных СМИ – требование международного права. Международные
стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в
ФЗ от 29 декабря 2010 года “О защите детей от информации, причиняющей вред
их здоровью и развитию” устанавливает правила медиа-безопасности детей при
обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной
продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных,
а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных
сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет
информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором
отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе
распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому,
психическому, духовному и нравственному развитию.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ “О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
связи с принятием Федерального закона “О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию”, направленный на защиту детей от
разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия,
переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой
информации, от информации, способной развить в ребенке порочные
наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные
жизненные установки. Закон устанавливает порядок прекращения
распространения продукции средства массовой информации, осуществляемого с
нарушением законодательно установленных требований. Каждый выпуск
периодического печатного издания, каждая копия аудио-, видео- или
кинохроникальной программы должны содержать знак информационной
продукции, а при демонстрации кинохроникальных программ и при каждом
выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться
сообщением об ограничении их распространения. Закон запрещает размещение
рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе,
предназначенных для обучения детей, а также распространение рекламы,
содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в
детских образовательных организациях.
2011 на заседании Президиума Государственного совета и Комиссии
по реализации приоритетных национальных проектов и демографической
политике Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам
ребенка П. Астахов предложил провести в школах уроки медиа-безопасности.
Данная инициатива поддержана Президентом России Д. Медведевым.
Используемая литература и Интернет-ресурсы:
Гафнер. Информационная безопасность: учебное пособие: ГОУ ВПО
“Основы безопасности детей и молодежи в Интернете” — интерактивный
курс по Интернет-безопасности.
Вопросы обеспечения информационной безопасности от компании
Вопросы безопасности – сайт от компании Semantec
Специальный портал созданный по вопросам безопасного использования