Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет
Туезова Лариса Николаевна
Современный мир – это мир компьютерной техники
Наряду с огромными возможностями Интернета
как высокотехнологичного источника коммуникации
и инструмента поиска и получения информации,
проблема безопасности детей в сети становится
очень актуальной.
Основные угрозы безопасности детей в интернете
- Загрузка вредоносных программ
- Опасный контент
- Интернет-травля
- Интернет – хищники
- Интернет – мошенники
Загрузка вредоносных программ
Возможна при загрузке файлов, программ
или музыки из случайных источников
Опасным можно назвать различные материалы,содержащие:
- сцены насилия
- сцены неоправданной агрессии
- эротика и порнография
- нецензурная лексика
- информация, разжигающая расовую ненависть
- пропаганда нездорового образа жизни, неправильного питания
- пропаганда употребления наркотических веществ
- мошенническая информация
- азартные игры
Интернет-травля
осуществляется посредством:
- электронной почты
- программ для мгновенного обмена сообщениями (например, ICQ) в социальных сетях,
- через размещения на видеопорталах
- мобильного телефона (с помощью SMS-сообщений или надоедливых звонков).
Интернет – хищники
используют социальные сети, чаты,
мессенджеры, интернет – форумы и другие
социальные средства коммуникации для общения
с детьми и подростками с целью склонить их к
незаконным действиям различного характера
Интернет – мошенники
Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что хакер незаконно получает доступ и каким -либо образом использует личную информацию пользователя, с целью получить материальную прибыль
- Загрузочные
- Файловые
- Макро – вирусы
- Скрипт – вирусы
Самые эффективные
антивирусные программы
- Антивирус лаборатории Касперского
- Доктор Web
- AVAST
Советы по безопасной работе
в сети Интернет
Сложный пароль
Чем сложнее пароль, тем сложнее взломать
твой аккаунт
Никогда не рассказывай о себе незнакомым людям в Интернете: где ты живешь и учишься, не давай свой номер телефона.
Не говори никому о том, где работают твои родители, не сообщай номера их телефонов
Доверься интуиции
Если вас что-то пугает в работе компьютера,
немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим
взрослым.
Фильтры электронной почты
Используйте фильтры электронной почты для
блокирования спама и нежелательных
сообщений.
Не встречайся с незнакомцами
Никогда не договаривайся о встрече с
интернет – знакомыми без сопровождения
взрослых. Они не всегда являются теми, за
кого себя выдают
Если соблюдать эти простые правила, то
Если соблюдать эти простые правила, то
работа в Интернете станет безопасной,
полезной и увлекательной.
Вредоносная программа – любое программное обеспечение, предназначенное для
получения несанкционированного доступа к вычислительным ресурсам самой ЭВМ
или к информации, хранимой на ЭВМ, с целью несанкционированного использования
ресурсов или причинения вреда (нанесения ущерба) владельцу информации, и/или
владельцу ЭВМ, и/или владельцу сети ЭВМ, путём копирования, искажения, удаления
или подмены информации.
Возможна при загрузке файлов, программ или музыки из случайных источников
Опасным можно назвать различные материалы, содержащие:
• сцены насилия
• сцены неоправданной агрессии
• эротика и порнография
• нецензурная лексика
• информация, разжигающая расовую ненависть
• пропаганда нездорового образа жизни, неправильного питания
• пропаганда употребления наркотических веществ
• мошенническая информация
• азартные игры
Многие считают, что опасными бывают только интернет-ресурсы, но это далеко не
так. Перечисленную выше информацию, можно распространять в разном виде:
• видеофайлы;
• аудио;
• картинки;
• тексты;
• ссылки на сторонние ресурсы;
• программы.
Интернет-травля осуществляется посредством:
• электронной почты
• программ для мгновенного обмена сообщениями (например, ICQ) в социальных
• через размещения на видеопорталах (YouTube, Vimeo и др. ) непристойных
• мобильного телефона (с помощью SMS-сообщений или надоедливых звонков).
Интернет – хищники
Интернет – хищник (англ. online predator, cyberpredator, internet predator) — лицо,
совершающее домогательства по отношению к несовершеннолетним посредством сети
используют социальные сети, чаты, мессенджеры, интернет – форумы и другие
социальные средства коммуникации для общения с детьми и подростками с целью
склонить их к незаконным действиям различного характера
Грунская Нина Валентиновна
МБОУ Елизаветинская СОШ
учитель математики и информатики
Единый урок безопасности в сети Интернет.
(В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и
широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение
приобретает информационная безопасность детей. Просвещение
подрастающего поколения в части использования различных информационных
ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации
способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде,
сохранению здоровья и нормальному развитию).
Цель: сформировать у школьников активную позицию в получении знаний и
умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности,
предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.
Задачи: ознакомить учащихся:
– с правилами ответственного и безопасного поведения в современной
информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в
– как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т. электронных), как
отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и
опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их
доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;
– как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих
виртуальных друзей, и избегать выкладывать в сеть компрометирующую
Оборудование: медиапроектор, презентация Microsoft Power Point «Проблемы
информационной безопасности в сети Интернет».
Ведущие понятия: угроза, безопасность, информация, угроза информационной
Ход занятия.
Вступительная часть — сообщение цели занятия, основные правила,
продолжительность и режим предстоящей работы.
Беседа учителя и учащихся строится на основе работы с материалами
презентации «Проблемы информационной безопасности»
Слайд 1. Тема.
Учитель предлагает учащимся высказать мнение о том, как они понимают
понятия «угроза», «безопасность», «информация», «угроза информационной
Слайд 2. Знакомство с основными понятиями.
Безопасность – отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз.
Информация – сведения или сообщения.
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при
котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе
распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому,
психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от
2010 № 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их
здоровью и развитию”).
Учитель просит учащихся назвать, какие они знают источники информации.
Слайд 3. Источники информации.
Средства массовой коммуникации, в т. Интернет.
Литература.
Образование.
Личное общение.
Искусство.
Система социально-воспитательной работы и др.
Вывод. Любое из этих средств может быть использовано на благо или во вред
Слайд 4-7. Справочная информация.
средний возраст начала самостоятельной работы в Сети – 10 лет (в 2009 году – 11
лет); и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 9 лет;
30% несовершеннолетних проводят в Сети более 3 часов в день (при норме 2 часа
в неделю!).
Ежедневная детская аудитория Рунета:
самые “любимые” детьми ресурсы – социальные сети (78%); в них проводится до
60 минут в день.
Помимо социальных сетей, среди несовершеннолетних популярны следующие
виды и формы онлайн-развлечений:
• сетевые игры;
• просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ;
• обмен файлами;
• использование электронной почты, сервисов мгновенного обмена
• ведение блогов и пр.
• 4% детей сталкиваются в Интернете с порнографической продукцией
• 40% получают непосредственные предложения о встречах “в реале”.
Давайте вместе подумаем. Вопросы для коллективного обсуждения:
– Почему тема информационной безопасности является важной и почему эти
вопросы должны обсуждаться в школе?
– Из возможных причин, какие можно выделите аспекты, связанные с сущностью
Интернета и его значимостью как средства общения.
Работа в группах:
задание для групповой работы — подготовка коллективного ответа на вопрос:
«Какие основные правила безопасного поведения в Интернете вы можете
предложить?», «Какими правилами отбора (пользования) информации вы
рекомендуете сверстникам пользоваться?», «Как оградить себя от кибер-
преступлений?», «Какие существуют риски при пользовании интернетом, и как их
можно снизить?», «Какие виды мошенничества существуют в сети Интернет?»,
«Как защититься от мошенничества в сети Интернет?», «Виртуальный собеседник
предлагает встретиться, как следует поступить?», «Как вы можете обезопасить
себя при пользовании службами мгновенных сообщений?» и т.
(Возможные варианты работы: группы обсуждают все три вопроса. Каждая
группа обсуждает только один из вопросов.
Сказка о золотых правилах безопасности в Интернет
В некотором царстве, Интернет – государстве жил-был Смайл-царевич-
Тьютор-Королевич, который правил славным городом СоцОБРАЗом.
И была у него невеста– прекрасная Смайл-царевна-Он-лайн-Королевна, день и
ночь проводившая в виртуальных забавах. Сколько раз предупреждал е царевич
об опасностях, подстерегающих в сети, но не слушалась его невеста
покладая рук трудился Смайл-царевич, возводя город СоцОБРАЗ, заботился об
охране своих границ и обучая жителей города основам безопасности
жизнедеятельности в Интернет-государстве. И не заметил он, как Интернет-
паутина все-таки затянула Смайл-царевну в свои коварные сети. Погоревал – да
делать нечего: надо спасать невесту. Собрал он рать королевскую-
СоцОбразову – дружину дистанционную и организовал “Регату” премудрую.
Стали думать головы мудрые, как вызволить царевну из плена
виртуального. И придумали они Семь золотых правил безопасного поведения
в Интернет, сложили их в котомку Смайл-царевичу, и отправился он невесту
искать. Вышел на поисковую строку, кликнул по ссылкам поганым, а они
тут как тут: порно-сообщества Змея-искусителя-Горыныча, стрелялки-
убивалки Соловья-разбойника, товары заморские купцов шоповских, сети
знакомств-зазывалок русалочьих. Как же найти-отыскать Смайл-царевну?
Крепко задумался Тьютор-королевич, надел щит антивирусный, взял в руки
меч-кладенец кодовый, сел на коня богатырского и ступил в трясину
непролазную. Долго бродил он, отбиваясь от реклам шоповских зазывающих
и спамов завлекающих. И остановился на распутье игрища молодецкого
трёхуровневого, стал читать надпись на камне, мохом заросшим: на первый
уровень попадёшь – времени счёт потеряешь, до второго уровня доберёшься
– от родных-близких отвернёшься, а на третий пойдёшь – имя своё забудешь
понял Смайл-царевич, что здесь надо искать невесту.
Взмахнул он своим мечом праведным и взломал код игрища страшного!
Выскользнула из сетей разомкнувшихся Смайл – царевна, осенила себя
паролем честным и бросилась в объятия своего суженого. Обнял он свою
невесту горемычную и протянул котомочку волшебную со словами
поучительными: Вот тебе оберег от козней виртуальных, свято соблюдай
кланяйся всем подряд (не регистрируйся везде без надобности)!
путанными на подозрительные сайты: утопнуть в трясине можно!
Если пришло письмо о крупном выигрыше – это Обман-грамота: просто
так выиграть невозможно, а если хочешь зарабатывать пиастры, нужно
участвовать в полезных обучающих проектах – в Регате, например!
Чтобы не забыть тропинку назад и вернуться вовремя, бери с собой
Клубок волшебный (заводи себе будильник, садясь за компьютер)!
Если хочешь дружить с другими царствами-государствами, изучай полезные
социальные сервисы: они помогут тебе построить Мой королевский мир, свой
царский блог, форум для глашатаев важных – друзей званных Не забывай
обновлять антивирусную программу – иначе вирус Серый Волк съест весь твой
Не скачивай нелицензионные программные продукты – иначе пираты
потопят твой корабль в бурных волнах Интернет!
Залилась совестливыми слезами дева красная, дала своему наречённому
слово честное, что не будет пропадать в забавах виртуальных, а станет трудиться
на благо народа города своего СоцОБРАЗа, сама начнёт обучаться и
помогать будет люду заблудшему и погрязшему в трясине сетевой
зажили они дружно и счастливо с мечтою расширить границы
Слайды 8-11. Три основных правила безопасного поведения в сети.
Защитите свой компьютер.
• Регулярно обновляйте операционную систему.
• Используйте антивирусную программу.
• Применяйте брандмауэр.
• Создавайте резервные копии важных файлов.
• Будьте осторожны при загрузке содержимого
Помните! После публикации информации в Интернете ее больше невозможно
будет контролировать и удалять каждую ее копию.
Защитите себя в Интернете.
• Думайте о том, с кем разговариваете.
• Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением
людей, которым вы доверяете. При запросе предоставления личной
информации на веб-сайте всегда просматривайте разделы «Условия
использования» или «Политика защиты конфиденциальной информации»,
чтобы убедиться в предоставлении оператором веб-сайта сведений о целях
использования получаемой информации и ее передаче другим лицам.
• Всегда удостоверяйтесь в том, что вам известно, кому предоставляется
информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться.
Помните! В Интернете не вся информация надежна и не все пользователи
Думай о других пользователях.
• Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.
• При работе в Интернете будь вежлив с другими пользователями Сети.
• Имена друзей, знакомых, их фотографии и другая личная информация не
может публиковаться на веб-сайте без их согласия или согласия их
• Разрешается копирование материала из Интернета для личного
использования, но присвоение авторства этого материала запрещено.
• Передача и использование незаконных материалов (например, пиратские
копии фильмов или музыкальных произведений, программное обеспечение
с надорванными защитными кодами и т. ) является противозаконным.
• Копирование программного обеспечения или баз данных, для которых
требуется лицензия, запрещено даже в целях личного использования.
Помните! Неразрешенное использование материала может привести к
административному взысканию в судебном порядке, а также иметь прочие
Слайд 12. Дополнительные правила безопасного поведения в сети Интернет.
Закрывайте сомнительные всплывающие окна! Всплывающие окна — это
небольшие окна с содержимым, побуждающим к переходу по ссылке. При
отображении такого окна самым безопасным способом его закрытия является
нажатие значка X (обычно располагается в правом верхнем углу). Невозможно
знать наверняка, какое действие последует после нажатия кнопки «Нет».
Остерегайтесь мошенничества! В Интернете легко скрыть свою личность.
Рекомендуется проверять личность человека, с которым происходит общение
(например, в дискуссионных группах).
Помните! Большая часть материалов, доступных в Интернете, является
непригодной для несовершеннолетних.
Слайд 13.
Примерные материалы итогового анкетирования обучающихся
по теме “Безопасный Интернет”
Укажите свой возраст____________________________________________
Что такое Интернет?_____________________________________________
Какие опасности существуют в Интернете?__________________________
Использование Интернета является безопасным, если: * выберите один или
несколько вариантов из списка ответов
а)защитить свой компьютер, защитить себя в Интернете, соблюдать правила
б) разглашать личную информацию, заботиться об остальных, регулярно
обновлять операционную систему
в) защитить компьютер, создавать резервные копии документов, закону надо
Как защитить себя в Интернете? * выберите один или несколько ответов
а) защитить свой компьютер, расширять круг знакомств с неизвестными
б) стараться давать как можно меньше информации о себе
в) размещать фотографии свои, друзей и родственников
Как обезопасить свой компьютер? * выберите один вариант из списка ответов
а) выключить и спрятать в шкаф
б) установить антивирусную программу
Что надо делать, чтобы антивирусная программа была эффективной *
выберите один или несколько вариантов из списка ответов
а) лучше не иметь антивирусную программу
б) обновлять антивирусную базу
в) не посещать сайты, где нет достоверности, что сайт находится под
Кто создаёт опасные программы? * выберите один или несколько
а) чёрный властелин
г) пожиратели смерти
Перечислите правила поведения в Интернете * если вы не знаете ответа на
этот вопрос, то напишите “Без ответа»________________
А что для вас является “Безопасным Интернетом?” * если вы не знаете ответа
на этот вопрос, то напишите “Без ответа»_________
Размещение в дневниках правил безопасного поведения в сети.
И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или
общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!
Правовая база.
Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита
физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а
также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и
электронных СМИ – требование международного права. Международные
стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в
ФЗ от 29 декабря 2010 года “О защите детей от информации, причиняющей вред
их здоровью и развитию” устанавливает правила медиа-безопасности детей при
обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной
продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных,
а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных
сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет
информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором
отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе
распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому,
психическому, духовному и нравственному развитию.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ “О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
связи с принятием Федерального закона “О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию”, направленный на защиту детей от
разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия,
переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой
информации, от информации, способной развить в ребенке порочные
наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные
жизненные установки. Закон устанавливает порядок прекращения
распространения продукции средства массовой информации, осуществляемого с
нарушением законодательно установленных требований. Каждый выпуск
периодического печатного издания, каждая копия аудио-, видео- или
кинохроникальной программы должны содержать знак информационной
продукции, а при демонстрации кинохроникальных программ и при каждом
выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться
сообщением об ограничении их распространения. Закон запрещает размещение
рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе,
предназначенных для обучения детей, а также распространение рекламы,
содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в
детских образовательных организациях.
2011 на заседании Президиума Государственного совета и Комиссии
по реализации приоритетных национальных проектов и демографической
политике Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам
ребенка П. Астахов предложил провести в школах уроки медиа-безопасности.
Данная инициатива поддержана Президентом России Д. Медведевым.
Используемая литература и Интернет-ресурсы:
Гафнер. Информационная безопасность: учебное пособие: ГОУ ВПО
“Основы безопасности детей и молодежи в Интернете” — интерактивный
курс по Интернет-безопасности.
Вопросы обеспечения информационной безопасности от компании
Вопросы безопасности – сайт от компании Semantec
Специальный портал созданный по вопросам безопасного использования
Как рассказать школьникам о безопасности в сети
Близится еще одно событие в образовательном Календаре на 2020/21 учебный год — «День интернета. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет». Проведите занятие в один из дней с 28 по 30 октября, а мы расскажем об интересных материалах, которые доступны на нашем сайте и других ресурсах.
23 октября 2020
Элементарные навыки, помогающие жить и действовать безопасно, можно приобрести в школе — даже когда речь идет о безопасности в интернете. Как не попасться на уловки мошенников и уберечься от хакерских угроз, совершать онлайн-платежи без рисков и найти подлинные товары в интернете?
Для начала выясним, для чего вообще нужно проводить занятия по такой тематике:
Проблема информационной безопасности школьников в сети Интернет — одна из самых актуальных на современном этапе. Интернет уже с раннего возраста становится неотъемлемой частью жизни нового поколения.
Дети, захваченные безграничными возможностями современных технологий, зачастую не могут разглядеть рисков и угроз Сети и в результате оказываются среди наиболее уязвимых ее пользователей. Они могут стать жертвой шантажа, вымогательства, манипулирования, оскорблений и нападок со стороны других, потенциальными потребителями негативного интернет-контента (экстремистских материалов различного характера, аддиктивного поведения и зависимостей).
Из пояснительной записки Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий» к Методическим рекомендациям по организации и проведению тематических уроков согласно Календарю образовательных событий
А теперь поговорим о целях и задачах занятий по безопасности в сети. Вся методическая информация об уроках, посвященных сети Интернет, тоже прописана в пояснительной записке ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ:
Цели тематического урока:
- повышение уровня эрудированности школьников в области интернет-безопасности;
- развитие ключевых компетенций цифровой грамотности у школьников;
- воспитание сетевого этикета и навыков самоконтроля с целью обеспечения информационной безопасности;
- обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к данной проблеме.
Для достижения целей решаются следующие общие задачи тематического урока:
- ознакомить учеников с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет;
- помочь учащимся критически относиться к информационной продукции, распространяемой в сети Интернет;
- научить выявлению недостоверных или манипулятивных признаков информации на типичных примерах, распознавать признаки злоупотребления неопытностью и доверчивостью учащихся, попытки их вовлечения в противоправную деятельность;
- обучить избегать информации, способной причинить вред здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации учащихся;
- познакомить учащихся с нормами и правилами поведения в сети Интернет, основными технологиями противодействия недобросовестной информации.
Для разных уровней обучения — разные аспекты в рамках одной темы:
Для обучающихся начальной школы рекомендуется рассмотреть основные аспекты осуществления деятельности в сети Интернет и меры защиты, с учетом отсутствия у многих детей в данном возрасте собственной электронной почты.
Для обучающихся средней школы вопросы информационной безопасности могут быть расширены за счет изучения психологических и технических аспектов информационной безопасности, вопросов законодательства и ответственности, правил и условий получения, изготовления и распространения информации, получения знаний о мерах защиты, а также знаний источников и принципов работы сетевых рисков.
Для обучающихся старшей школы вопросы информационной безопасности должны быть изучены в той мере, которая позволит самому ученику стать источником достоверной информации по вопросам информационной безопасности для своих ровесников и младших школьников.
В официальном документе ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ ознакомьтесь с целями и задачами Урока безопасности для школьников с 1-го по 4-й, с 5-го по 9-й и с 10-го по 11-й классы, а также почитайте рекомендации по работе с родителями ребят.
Из бесплатного пособия по медиаграмотности, представленного на сайте ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ, можно почерпнуть материалы для проведения Урока безопасности. Пособие доступно в формате pdf — легко отправить ссылку ученикам, если вы перешли на дистанционный режим. В материале раскрываются важные темы: правила поведения в социальных сетях, новостная грамотность, пользование почтовыми сервисами и облачными хранилищами, электронные финансы, а также родительский контроль и digital-экология.
Наши самые интересные материалы о безопасности и поведении в сети
Из учебного материала по теме «Цифровая грамотность и шопинг в интернете», который тоже доступен для скачивания в формате pdf, ученики узнают, как совершать безопасные покупки онлайн.
А в онлайн-пособии «Информационная безопасность» представлены актуальные темы, связанные с жизнью в сети: киберугрозы, виды интернет-афер, интернет-мошенничество, нежелательный контент, создание безопасного аккаунта в соцсетях, помощь и решение проблем.
Яркие плакаты для проведения занятий — их можно распечатать и развесить в классе, или разослать ученикам в электронном варианте. Всего в наборе семь плакатов.
В сентябре успешно стартовал масштабный проект «Просвещения» «Всероссийский урок безопасности». Больше 100 тысяч человек приняли участие в первых уроках о действиях в чрезвычайных ситуациях, противодействии терроризму, безопасности в социуме и на дороге. З0 ноября начнется новый тематический модуль — по безопасности в сети. Он посвящен празднованию Международного дня информационной безопасности.
Урок безопасности по традиции пройдет в двух форматах — для школьников с 1-го по 11-й классы и для учителей. Педагоги проведут классные часы на актуальные темы, а ребята выполнят тест и узнают свой уровень знаний по тематическому блоку информационной безопасности.
На сайте урокбезопасности. рф участники найдут готовые методические рекомендации, видеоуроки, тестовые задания для очной и онлайн-проверки знаний. В течение всего учебного года проект будет обновляться — новые уроки запланированы в соответствии с Календарем образовательных событий Минпросвещения.
30 ноября в 16:00 Александра Митрохина — менеджер проектов команды модерации и администрирования ВКонтакте — проведет мастер-класс «Кибербулинг, угрозы и мошенничество — как ВКонтакте бережет пользователей от нежелательного контента».
Присоединиться к трансляции
2 декабря в 16:00 Игорь Ашманов — канд. тех. наук, президент АО «Крибрум», президент ГК «Ашманов и партнеры», заведующий кафедрой «Цифровая социология» Высшей школы современных социальных наук МГУ им. Ломоносова — проведет мастер-класс, посвященный цифровой гигиене — навыку безопасного и рационального поведения в сети.
«В настоящее время цифровой мир больше похож на джунгли, чем на благоустроенный парк. Пользователи интернета сталкиваются с проблемами поиска и оценки достоверности информации, фейками, токсичным и деструктивным контентом, травлей, фишингом. Задача мастер-класса — познакомить учащихся и педагогов с основными опасностями цифровой среды и научить их методам защиты», — прокомментировал Игорь Ашманов.
Трансляции пройдут эксклюзивно в сообществе «Просвещения» ВКонтакте.
Учебные материалы, разработанные авторами ведущих отечественных проектов в соответствии с Календарем образовательных событий на 2021/2022 учебный год, будут доступны после регистрации.
Проект «Урок безопасности» организован Группой компаний «Просвещение» и проектом ГЕРОИ при поддержке МЧС России, ЦОДД, «Крибрум» и ВКонтакте.
В сентябре успешно стартовал масштабный проект «Просвещения» «Всероссийский урок безопасности». Более 50 тысяч человек приняли участие в первых уроках, посвященных действиям в чрезвычайных ситуациях, противодействию терроризму терроризму и безопасности в социуме. 25 сентября начнутся второй и третий тематические модули, в ходе которых эксперты расскажут о правилах дорожного движения и мероприятиях, связанных с защитой населения от внешних угроз.
Урок безопасности по традиции пройдёт в двух форматах — для школьников с 1-го по 11-й классы и для учителей. Педагоги проведут классные часы на актуальные темы, а ребята выполнят тест и узнают свой уровень знаний по темам ПДД и гражданской обороны.
На сайте урокбезопасности. рф участники найдут готовые методические рекомендации, видеоуроки, тестовые задания для очной и онлайн-проверки знаний. В течение всего учебного года проект будет обновляться — новые уроки запланированы в соответствии с Календарём образовательных событий Минпросвещения, впереди нас ждут: безопасность в интернете, правильное питание, пожарная безопасность.
Вместе с вами мы хотим сделать ОБЖ современным и интерактивным, а не второстепенным предметом. Профильные эксперты и настоящие профессионалы познакомят зрителей с основами правильного поведения на дороге и в чрезвычайных ситуациях. Ведь знания о безопасности всегда будут первостепенными!
В прямом эфире эксперты ЦОДД расскажут о распространенных бытовых привычках пешеходов, которые часто приводят к печальным последствиям. Спикеры развеют мифы вокруг самокатов, дадут чёткие инструкции о том, как вести себя на проезжей части и вблизи оживлённой трассы и прокомментируют, как на законодательном уровне регулируются административные нарушения пешеходов.
Второй урок безопасности, посвящённый правилам дорожного движения, продлится пять дней — с 25 по 29 сентября. Следующий урок по теме «Гражданская оборона» пройдет с 4 по 6 октября.
Проект «Урок безопасности» организован Группой компаний «Просвещение» и проектом ГЕРОИ при поддержке МЧС России, ЦОДД и ВКонтакте.
В соответствии с пунктом 6 приказа Минцифры России от 1 декабря 2020 года №644 «О плане мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, на 2021 – 2027 годы» в образовательных организациях Российской Федерации с 01 октября по 10 декабря 2021 года проводится Единый урок по безопасности в сети «Интернет». Единый урок представляет собой цикл мероприятий, направленных на повышение уровня информационной безопасности детей, и направлен на обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве. Целевыми аудиториями Единого урока являются обучающиеся (воспитанники) от 5 до 19 лет, родители (законные представители) обучающихся, педагоги образовательных организаций. Мероприятия Единого урока проводятся до 10 декабря 2021 года и включают в себя участие образовательных организаций, школьников, педагогов, родителей в мероприятиях федерального уровня, региональных мероприятиях, а также организацию и проведение мероприятий, акций, информационное сопровождение на уровне муниципалитетов и образовательных организаций. Форма опроса о результатах участия в Едином урокеДля государственных и муниципальных организаций системы образования региона в Виртуальном кабинете на портале www. edu. yar. ru до 17:00 часов 10 декабря 2021 года открыта форма опроса для размещения информации об итогах участия в мероприятиях Единого урока по безопасности в сети «Интернет». Как участвовать в Едином уроке
- опубликуйте новость о проведении Единого урока на сайте образовательной организации
- примите участие в региональной видеоконференции 28 октября или после 30 октября посмотрите ее запись.
- в период проведения Единого урока регулярно публикуйте информацию о проведении мероприятий своей образовательной организации и вашем участии в предлагаемых организаторами мероприятиях.
- организуйте проведение просветительских мероприятий для всех обучающихся образовательных организаций, а также для воспитанников дошкольных организаций (от 5 лет);
- запланируйте и проведите тематические мероприятия для педагогов – расскажите о возможностях участия в мероприятиях, предлагаемых организаторами Единого урока, обсудите положения локальной документации об обеспечении информационной безопасности обучающихся в вашей образовательной организации, познакомьте под подпись всех сотрудников с алгоритмом действий при встрече на компьютере с нежелательным или запрещенным сайтом, познакомьте с полезными ресурсами, проведите воркшоп по конструированию форм и элементов занятий для детей и родителей, классных часов, интеллектуальных игр с использованием полезных ссылок, предложенных на сайте регионального ресурсного центра.
- разработайте план и помогите коллегам принять участие в ходе Единого урока в образовательной программе повышения квалификации «Основы обеспечения информационной безопасности детей» в рамках реализации п.63 распоряжения Правительства РФ от 23 января 2021 г. №122-р;
- проинформируйте родителей о мерах информационной безопасности детей через электронный дневник, на родительских собраниях, на тематических мероприятиях с участием приглашенных экспертов;
- определите группы учащихся, для которых образовательная организация обеспечит участие во Всероссийской контрольной работе по информационной безопасности;
- определите группы учащихся, для которых образовательная организация обеспечит участие в VIII международном квесте (онлайн-конкурсе) по цифровой грамотности «Сетевичок»;
- определите группы учащихся, для которых образовательная организация обеспечит участие в курсе для начального, общего и полного среднего образования межпредметной области «Основы кибербезопасности».
Участвуйте в региональных мероприятияхВидеоконференцииГУ ЯО ЦТИСО совместно с региональным управлением Роскомнадзора по Ярославской области проводит видеоконференции с использованием региональной системы видеоконференц-связи Webunicom:27 октября 11:00-12:00 для специалистов муниципальных органов управления образованием, курирующих направление, связанное с безопасным использованием сети «Интернет», и для государственных образовательных организаций. Вопросы видеоконференции: организационные вопросы участия в Едином уроке-2021, мероприятия 4 квартала 2021 г. в рамках исполнения региональной Программы обеспечения информационной безопасности детей и молодёжи, типовые нарушения в области защиты персональных данных. Материалы видеоконференции28 октября 14:00-15:00 для директоров и заместителей директоров общеобразовательных организаций (кроме Тутаевского и Ростовского МР). Вопросы видеоконференции
участие школы в Едином уроке-2021, соблюдение требований законодательства в области персональных данных при ведении сайта школы. Запись видеоконференции доступна для просмотра в Виртуальных кабинетах образовательных организаций и муниципальных органов управления образованием19 ноября в 14:00
ГУ ЯО ЦТИСО проводит в онлайн-режиме Семейный урок «Безопасный интернет» для обучающихся 5-7 классов и родителей. Урок будет проводиться с использованием региональной системы видеоконференц-связи Webunicom. Информация о порядке подачи заявок и участииКонкурсС 08 ноября 2021 в Управлении Роскомнадзора по Ярославской области начнется прием работ на конкурс детского рисунка, который проводится с целью улучшения знаний детей в области персональных данных. Участниками могут выступать дети в возрасте от 6 до 12 лет. Работы принимаются по 23 ноября 2021 (включительно). При направлении работы на конкурс почтой, рекомендуем учитывать сроки пересылки и график работы конкурсной комиссии. Обязательно ознакомьтесь с условиями конкурса на сайте регионального управления Роскомнадзора по Ярославской области. Итоги участия в Едином урокеГосударственные и муниципальные организации системы образования региона размещают информацию об итогах участия в мероприятиях Единого урока в срок до 17:00 часов 10 декабря 2021 года в Виртуальном кабинете на портале www. edu. yar. ru (раздел «Информационная карта и настройки виртуального кабинета»: «Заполнить опрос» – «Пройти опрос»). Информация, предоставленная муниципальными образовательными организациями по итогам участия в Едином уроке, будет доступна муниципальным органам управления образования через Виртуальный кабинет на портале www. edu. yar. ru для учета при подготовке отчетов по исполнению мероприятий Программы обеспечения информационной безопасности детей и молодёжи, производства информационной продукции для детей и молодёжи и оборота информационной продукции Ярославской области на 2021 – 2027 годы (утверждена постановлением Правительства области от 30. 2021 № 0276-п).
На сайте Единого урока по безопасности в сети “Интернет” стартовала Всероссийская контрольная работа по информационной безопасности. Контрольная работа пройдет с 1 октября по 16 декабря 2019 года. На сайте обучающиеся образовательных организаций в возрасте с 7 до 19 лет могут пройти тестирование, разделенное для трех возрастных категорий: младшая группа (6-11 лет), средняя (12-16 лет) и старшая (17-19 лет).
В каждом тесте представлены 20 вопросов, разработанные с учетом возрастной группы и включающие основные аспекты информационной безопасности: информационные, потребительские, технические и коммуникативные аспекты информационной безопасности.
В конце теста обучающийся может узнать сразу результаты своего тестирования, а также получить бесплатный электронный документ об успешном прохождении контрольной работы и об участии в Едином уроке безопасности в сети «Интернет» в 2019 году со своими результатами.
В Российских школах проходит Единый урок по безопасности в Интернет Инициатором проведения Единого урока выступила спикер Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В. Матвиенко.
Единый урок проходит при активной поддержке Минобрнауки РФ, Минкомсвязи РФ, Института развития Интернета, федеральных и региональных органов власти, а также представителей интернет-отрасли и общественных организаций. Единый урок представляет собой цикл мероприятий для школьников, направленных на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности, а также на обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.
Обучающихся мы просим регистрацию на сайте квеста по цифровой грамотности «Сетевичок» www. Сетевичок. рф, а их родителей (законных представителей) пройти опрос на сайте www. Родители. сетевичок.
Проведение Единого урока для детей
Единый урок для детей возможно провести в следующих формах, которые могут быть использованы как отдельно, так и совместно:
- Проведение традиционного урока, классного часа и деловой игры на основе предоставленных ниже методических материалов;
- Демонстрация мультфильма и/или видео-урока;
- Проведение Всероссийской контрольной работы по информационной безопасности (онлайн-тест) на портале Единого урока для детей www.Единыйурок.дети. По окончании тестируемому выдается сертификат, позволяющий оценить знания и выставить оценку. В тесте выдача вопросов выдается случайным образом из бассейна вопросов;
- Организация участия детей в международном квесте (онлайн-конкурсе) по цифровой грамотности «Сетевичок» на сайте www.Сетевичок.рф;
- Организовать раздачу листовок и распространение через дневники обучающихся тематических брошюр, которые можно распечатать самостоятельно организациями.
Материалы к урокам и занятиям:
- Методические рекомендации по основам информационной безопасности для обучающихся общеобразовательных организаций с учётом информационных, потребительских, технических и коммуникативных аспектов информационной безопасности направлены на организацию преподавания основ информационной безопасности в общеобразовательных организациях Российской Федерации. WORD. PDF.
- Курс для начального, общего и полного среднего образования межпредметной области «Основы кибербезопасности»: Курс “Основы кибербезопасности”, Учебные модули, Тематическое планирование 2-4 класс (Окружающий_мир) , Тематическое планирование 5-10 класс (ОБЖ) и Тематическое планирование 7-11 класс (Информатика);
- Рабочая программа квеста по цифровой грамотности “Сетевичок” для включения в программу внеурочной деятельности учреждения.
- Вклейки в дневники учащихся.Данные вкладки рекомендуется распечатать и вклеить в блок домашних заданий на субботу в дневники обучающихся.
- Методические материалы подготовлены специалистами ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования». Материалы 2017 года, рекомендации 2016 года, 2015 года, 2014 года.
- Учебное пособие по медиа-информационной грамотности от Министерства связи и массовых коммуникаций России.
- Материалы к урокам безопасного интернета также были подготовлены специалистами НП “Лига безопасного интернета”. Материалы к уроку в старших классах (Презентация), в средних классах (Презентация, Презентация в обновленном дизайне), в начальных классах. (Анимированая презентация, примерный конспект урока, презентация). Методические рекомендации по проведению уроков безопасного интернета в школах
- НП «Лига безопасного интернета» был осуществлен перевод на русский язык словенского мультсериала «SheepLive»: Белые овцы, Тайный друг, Не танцуй с волком, Девяносто девять, Невоспитанный, Болтун, Королева красоты, Карнавальный костюм, Бал-маскарад, Тысяча друзей, Чужой телефон, Фейерверк, Руки вверх, В глупом положении, Корзина покупок, Игра в снежки, Телефономания и Затуманенные головы
Для проведения Единого урока были разработаны рекомендации, которые содержат информацию обо всех аспектах и этапах работы органов по подготовке и проведению Единого урока.
Методические рекомендации по организации и проведению Единого урока для исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственную политику в сфере общего образования, органов управления образованием муниципальных образований и образовательных организаций в 2019 году. PDF/ WORD (методические рекомендации/форма отчета).
Типовые документы позволят облегчить работу ответственным исполнителям при организации соответствующей административной работе по проведению мероприятия:
Официальные документы
Письмо члена Совета Федерации от 1 октября 2019 года №66-02. 228/ЛБ о программе Единого урока безопасности в сети “Интернет”.
Рекомендации парламентских слушаний “Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве”, прошедшие в Совете Федерации 17 апреля 2017 года.
Приказ Минкомсвязи России от 27. 2018 N 88 “Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018 – 2020 годы”
Приказ Минкомсвязи России от 29. 2018 N 330 “О внесении изменения в план мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы, утвержденный приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27. 2018 № 88”
Письмо заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Т. Синюгиной от 27. 2019 N ТС-1314/04 “О календаре образовательных событий на 2019/2020 учебный год”. Так Минобрнауки России рекомендует общеобразовательным организациям провести Единый урок по безопасности в сети “Интернет” с 28 по 31 октября.
Письмо о поддержке Министерства образования и науки России цикла мероприятий проекта “Сетевичок”
Справочная информация
В соответствии с решениями парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшими 17 апреля 2017 года в Совете Федерации, и планом мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы, утверждённым приказом Минкомсвязи России №88 от 27. 2018, в образовательных организациях Российской Федерации осенью 2019 года пройдет Единый урок по безопасности в сети «Интернет» (далее – Единый урок).
Единый урок представляет собой цикл детских мероприятий, направленных на повышение уровня информационной безопасности, и направлен обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве. Именно формирование информационной и цифровой грамотности является одним из важнейших факторов не только в сохранении информационного суверенитета нашей страны и формирования всех сфер информационного общества, но и обеспечения развития цифровой экономики.
Единый урок, включая его мероприятия и информационно-методический контент по его проведению, ориентирован на возраст детей и подростков с 5 до 19 лет, что позволяет организовать обучение информационной безопасности и цифровой грамотности детей в старших группах детского сада до выпускников учреждений среднего профессионального образования.
Единый урок является одним из крупнейших мероприятий в сфере детства, а благодаря его проведению и реализации других программ обучения и повышения уровня знаний школьников в сфере информационной безопасности по данным различных исследований информационная культура и цифровая грамотность российских детей растет с каждым годом.
Единый урок ежегодно включается в календарь образовательных событий, формируемых Министерством просвещения Российской Федерации. Согласно письму заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Т. Синюгиной от 27 мая 2019 года N ТС-1314/04 О календаре образовательных событий на 2019/20 учебный год” Единый урок предлагается к проведению в образовательных организациях в конце октября.
Единый урок традиционно проходит в конце октября в образовательных организациях с 28 октября по 8 ноября, а дистанционные мероприятия Единого урока проходят с 1 октября по 10 декабря 2019 года.