Данный раздел относится к технике безопасности на уроках технологии в 5 классе, 6 классе, 7 классе, 8 классе и старше классах школы. В нем рассматриваются инструкции и правила техники безопасности на уроках в кабинете технологии, для девочек – в швейной мастерской и кулинарии, для мальчиков – в учебных мастерских.
Также, данная страница посвящена инструкциям по технике безопасности на уроках технологии в 1, 2, 3 и 4 классах начальной школы для девочек и мальчиков, правилам по технике безопасности и безопасным методам выполнения работ с использованием ножниц, иголок, клея и других принадлежностей.
Для мальчиков на странице: техника безопасности на уроках технологии для мальчиков
Учитель обязан донести до учащихся технику безопасности в кабинете технологии, объяснить правила поведения в кабинете, научить безопасным способам использования швейных машин, утюга, электроплиты и иного оборудования для шитья и приготовления пищи. На первом уроке технологии проводится вводный инструктаж по технике безопасности и охране труда в кабинете технологии.
Программа инструктажей обучающихся по охране труда и технике безопасности на уроках технологии в 5-11 классах
Все виды инструктажей следует считать элементами учебы. При инструктаже особое внимание надо уделять обучающимся 5 класса и новым ученикам. Эти категории обучающихся наиболее подвержены травматизму из-за неопытности. По характеру и времени проведения инструктажи подразделяют на:
2) первичный на рабочем месте;
Вводный инструктаж и первичный на рабочем месте проводятся по утвержденным программам.
по безопасности труда проводит учитель технологии. О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. Вводный инструктаж включает в себя общие правила поведения учащихся в кабинете технологии.
по охране труда на рабочем месте до начала учебной деятельности проводит учитель технологии по инструкциям по охране труда, разработанным для отдельных видов работ (с учащимися перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерски).
проходят все обучающиеся не реже, чем через 6 месяцев. Его проводят с целью проверки знаний правил и инструкций по охране труда, а также с целью повышения знаний. Повторный инструктаж проводится по программам первичного.
Внеплановый инструктаж проводится:
• при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, по охране труда, а также изменений к ним;
• при нарушении учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, отравлению.
• при перерывах в работе более двух месяцев.
Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой учащихся. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин или обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения. Внеплановый инструктаж отмечается в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с указанием причин его проведения. Внеплановый инструктаж проводит непосредственно учитель технологии.
Целевой инструктаж проводят:
– при выполнении разовых работ,
– при проведении экскурсии, организации массовых мероприятий с учащимися (походы, субботники и др.).
Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний устным опросом, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы
Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе или практическим занятиям не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.
Примерный перечень основных вопросов вводного инструктажа
1. Общие сведения о мастерской (назначение, оборудование).
2. Опасные и вредные производственные факторы в мастерской.
3. Виды спецодежды и средств индивидуальной защиты.
4. Правила внутреннего распорядка в швейных мастерских, ответственность за нарушение правил.
5. Анализ травматизма учащихся за прошедший год.
6. Общие правила действия учащихся в различных ситуациях при возникновении травматических случаев.
7. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.
8. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые при занятиях в кабинете технологии.
Примерный перечень основных вопросов первичного инструктажа на рабочем месте
1. Общие сведения о технологическом процессе и оборудовании на данном рабочем месте. Основные опасные и вредные производственные факторы, возникающие при данном технологическом процессе (работе на швейной машине; при работе с утюгом, ножницами, иглами и т.д.)
2. Безопасная организация и содержание рабочего места.
3. Опасные части машины, механизма, инструмента.
4. Порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудования, инструмента и приспособлений).
5. Безопасные приемы и методы работы. Действия при возникновении опасной ситуации.
6. Средства индивидуальной защиты на данном рабочем месте и средства пользования ими.
9. Характерные причины случаев травм.
Общие сведения
Инструктаж – это форма обучения, с помощью которой учитель доносит до учащихся требования по организации труда и соблюдению техники безопасности в ходе самостоятельной деятельности. В процессе ВИ раскрываются поставленные педагогом цели и изучается теоретический материал. Вводные и иные инструктажи на уроках технологии направлены на обобщение, систематизацию, закрепление ранее полученных знаний. Помимо этого, они позволяют развить общие компетенции и личные качества.
Проведение инструктажей относится к обязательным процедурам, регламентированным на законодательном уровне. Данное мероприятие способствует пониманию обучающимися принципов изготовления тех или иных изделий, а также техники безопасности. Дополнительно они прививают интерес к определенным видам деятельности и улучшают способность детей решать разные задачи. Любой инструктаж сопровождается рассмотрение технологических карт, чертежей, схем и других наглядных материалов.
На заметку! Главное назначение инструктажа на уроке технологии – ознакомить учеников с материалами и приспособления, которые будут использоваться при выполнении практических заданий.
Помимо этого, педагог должен сообщить детям о распространенных ошибках и способах их предупреждения. Обязательная часть инструктажа – рассказ о технике безопасности, дисциплине труда и санитарно-гигиенических требований. При проведении обучения учитель должен соблюсти 3 условия:
Инструктаж – это фундамент СУОТ. Система управления охраной труда направлена на сохранение человеческих жизней и здоровья в процессе работы.
Назначение
Проведение инструктажа на уроках технологии относится к обязательным мероприятиям по охране труда. Благодаря данной форме обучения ученики получают как теоретические знания, так и практические навыки для безопасного выполнения работ. Программа инструктажей в образовательных учреждениях должна разрабатываться в соответствии с нормативными требованиями и преследовать единую цель – защитить учеников от травматизма, аварий или несчастных случаев.
Инструктажи развивают и личные качества учащихся, например, самостоятельность или инициативность. В ходе подготовки дети учатся выявлять опасные ситуации, оказывать первую медицинскую помощь или организовать эвакуацию. После обучения может проводиться контрольная проверка знаний.
В случае опасности как ученики, так и педагоги должны четко соблюдать инструкции и другие законные предписания. В противном случае не избежать утери материальных ценностей, имущества и человеческих жертв. Инструктаж на уроках технологии – это действенный метод предотвращения ЧП.
Какие виды проводятся
Первостепенное мероприятие по охране труда в общеобразовательном учреждении – это обучение детей безопасным методам и приемам выполнения работ. Для этого педагогами перед практическими занятиями проводится несколько видов инструктажей: вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.
Опасности на уроке технологии
Во время учебно-воспитательного процесса на уроках технологии с учащимися могут произойти несчастные случаи. Их главные причины заключаются в нарушении организационных требований к проведению урока, неправильном размещении оборудования, отсутствии инструктажей и недостаточное материально-техническое оснащение занятий. Помимо этого, травматизм может возникнуть вследствие неудовлетворительного санитарно-гигиенического состояния кабинетов.
Опасности на уроке технологии:
Для исключения травматизма и несчастных случаев дети должны придерживаться утвержденной техники безопасности. Инструктаж на уроках технологии бывает как теоретический, так и практический.
Кто отвечает за безопасность
Согласно законодательству РФ, образовательные учреждения несут ответственность за жизнь и здоровье своих учеников во время учебного процесса. Данное положение закреплено в статье 28 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012. Одним из определяющих факторов успешного функционирования школ, колледжей и университетов является внедрение СУОТ и снижение травматизма. При этом особую актуальность приобретают вопросы обеспечения безопасности в ходе уроков технологии. Для этого руководитель должен установить строгую ответственность педагогов за детей.
Если причинение вреда здоровью ребенка произошло в результате нарушения норм и требований безопасности или правил охраны труда, наказание может быть достаточно суровым, вплоть до уголовной ответственности.
На заметку! В процессе образовательной деятельности учитель обязан проводить вводный инструктаж при переходе от одного вида работ к другому.
При непроведении инструктажей учитель технологий может получить дисциплинарное наказание – отстранение от должности, понижение, выговор или увольнение. В некоторых случаях вменяются штрафные санкции, размер которых в 2023 году составляет от 6 000 до 150 000 рублей.
Оказание первой помощи
Чтобы обеспечить комфорт, пострадавшему нужно придать оптимальное положение тела. При оказании первой помощи следует постоянно следить за состоянием человека, в том числе психологическое. Важно вести беседу с пострадавшим, успокоить его и не допустить паники. Далее пострадавший передается врачам.
Оказывать доврачебную помощь может как педагог, так и ученики. Для этого необходимо использовать аптечку, состав которой должен отвечать требованиям СанПин. В стандартный набор входят бинты, салфетки, вата, пинцет, йод, прочее.
Требования к проведению вводного инструктажа
Необходимость проведения инструктажей закреплена в нескольких законодательных актах – ТК РФ и в Федеральном законе от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ. Помимо этого, в 2021 году вступил в законную силу новый Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.09.2022 N 796, который ввел ряд требований относительно подготовки учеников к самостоятельной деятельности.
Общие требования относительно проведения вводного инструктажа на уроке технологии указаны и в других нормативных актах.
Кто проводит
Вводный инструктаж проводит учитель технологии. Согласно профстандарту, данный педагог осуществляет воспитание и обучение детей с учетом специфики преподаваемого предмета. Благодаря этому учащиеся приобретают знания о средствах и процессах труда, изделиях. Проведение вводного инструктажа на уроках технологии педагогом осуществляется в несколько этапов.
Прежде всего учитель должен установить существующие опасные и вредные факторы. На основе полученной информации разрабатывается программа ВИ. Методическую помощь могут оказывать и другие педагоги. Готовая программа утверждается руководителем образовательного учреждения.
Когда проводится
Инструктаж может проводиться перед уроком, во время или после выполнения работ.
Структура
С 2022 года акцент при проведении инструктажей сместился с теоретической части на практическую. Содержание программы:
Общие положения
Первый раздел программы инструктажа по охране труда – это «Общие положения». Здесь указывается, что документ разрабатывается в силу требований Постановления Правительства от 24.12.2021 N 2464, а также иных законодательных актов. Главное назначение обучения – исключение опасностей, аварийных ситуаций и травматизма. Во время первичного инструктажа ученикам рассказывает об основах организации охраны труда.
Проводится подготовка до начала самостоятельной деятельности. К урокам в кабинете технологии могут быть допущены только те учащиеся, которые прошли ВИ и медицинский осмотр.
На заметку! Организация первичного обучения – это профилактическое мероприятия по охране труда.
Проводится вводный инструктаж на первом уроке в начале учебного года. Результаты подготовки фиксируются в журнале учета. Требования по технике безопасности должны соблюдаться всеми учениками.
Общие требования безопасности
Входить в кабинет технологии необходимо спокойно и аккуратно, не создавая давки. Каждый школьник должен придерживаться правил личной гигиены и поддерживать свое рабочее место в чистоте. Трогать кабели питаний или электрооборудование без разрешения педагога запрещено.
Опасности в кабинете технологии:
В ходе занятий для защиты учеников необходимо использовать защитные средства – диэлектрические коврики, халаты, косынки, прочее. Загромождать проходы в кабинете портфелями, мебелью или другими предметами запрещено. Выполнять работы, которые не относятся к теме урока нельзя. При ухудшении самочувствия, травмировании или неисправности оборудования следует приостановить занятие и принять соответствующие меры.
Перед началом урока
Перед уроком обучающиеся должны надеть спецодежду и убрать волосы под головной убор. Портфели и сумки располагаются таким образом, чтобы они не загромождали пути. Помимо этого, ученикам необходимо вымыть руки и осмотреть рабочее место.
Требования перед работами:
Помимо этого, перед работами детям необходимо внимательно прослушать инструктаж. Приступать к занятиям можно только после выполнения всех подготовительных мероприятий.
Во время урока
В данном разделе инструкции по охране труда указываются:
Во время занятий ученики должны неукоснительно соблюдать распоряжения, данные учителем технологии.
В аварийных ситуациях
К возможным аварийным ситуациям относят неисправность мебели или оборудование, ухудшение погоды во время прогулки, пожар, прорыв коммуникационных систем, террористический акт. Прежде всего ученикам необходимо оценить ситуацию и оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. Во время пожара начальнику цеха следует остановить работу, отключить оборудование и вызвать спасательную службу. Наряду с этим педагогу требуется организовать эвакуацию.
На заметку! О любой ситуации, угрожающей жизни, необходимо сообщить учителю.
Собирать разбитую посуду можно только в перчатках, используя совок и щетку.
По окончании урока
После урока необходимо отключить электроприборы, привести в порядок рабочее место, снять СИЗ, вымыть руки и лицо. Выносить из кабинета инструменты или инвентарь запрещено.
Правила проведения
Для проведения первичного инструктажа можно составить тематический план. При этом программа для девочек и мальчиков может несколько изменяться в зависимости от специфики их деятельности.
Текущий инструктаж
Текущий инструктаж проводится во время самостоятельной работы учеников. Он может быть фронтальным, групповым или персональным. Содержание программы ТИ подбирается исходя из условий необходимости – учитель корректирует действия обучающихся, которые могли стать причиной травматизма или аварии. В ходе текущего инструктажа педагог оценивает степень овладения детьми полученных знаний и умения претворять их на практике.
Заключительный инструктаж
В конце урока может организоваться заключительный инструктаж. Стандартно он состоит из:
Дополнительно учитель может продемонстрировать удавшиеся работы и поставить оценки.
Вводный инструктаж
для учащихся в кабинете технологии
(разделы «Создание изделий из текстильных материалов» и «Кулинария»)
1.1. Настоящий вводный инструктаж по технологии для учащихся школы разработан в соответствии с СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» с изменениями от 24 ноября 2015г; Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г “Об образовании в Российской Федерации” в редакции от 26 июля 2019 года; Письмом Минобрнауки России № 12-1077 от 25 августа 2015 года «Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» и иными нормативно-правовыми актами, Правилами внутреннего распорядка обучающихся общеобразовательного учреждения.
1.2. К урокам в кабинете технологии допускаются учащиеся, прошедшие вводный инструктаж по правилам безопасности в кабинете технологии (обслуживающего труда), медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья и усвоившие основные требования безопасного выполнению работ со швейным и кухонным оборудованием, швейными принадлежностями и кухонным инвентарем.
1.3. Данный вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете технологии составлен для учащихся в целях обеспечения охраны здоровья и безопасных условий обучения на уроках при изучении разделов «Создание изделий из текстильных материалов» и «Кулинария», а также на дополнительных занятиях по технологии в образовательном учреждении.
1.4. Проведение вводного инструктажа на уроках технологии регистрируют в журнале инструктажа учащихся 5, 6, 7 и старше классов с подписью инструктируемого и инструктирующего. Дата регистрации вводного инструктажа в специальном журнале по технике безопасности должна совпадать с записью о проведении данных инструктажей в классном журнале.
1.5. Вводный инструктаж проводится с учащимися в кабинете технологии на первом уроке в начале учебного года, а также с вновь прибывшими обучающимися школы в течение учебного года. Учителю технологии вводный инструктаж рекомендуется проводить с использованием современных технических и демонстрационных средств обучения, а также наглядных учебных пособий.
1.6. Соблюдение требований данного вводного инструктажа обязательно для всех обучающихся, занимающихся в кабинете технологии (домоводства) образовательного учреждения.
Общие требования безопасности для учащихся в кабинете технологии
2.1. Учащиеся должны спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета технологии.
2.2. Каждый школьник должен соблюдать правила личной гигиены и требования санитарных норм, поддерживать своё рабочее место в чистоте, соблюдать порядок проведения работ (изготовления изделия, приготовления блюда и т.д.).
2.3. Обучающиеся должны строго соблюдать требования инструкций по правилам безопасности при работе с иголками, ножницами, швейными машинками, утюгом, электроплитой и иным оборудованием.
2.4. Учащиеся не должны прикасаться к кабелям питания электрооборудования и электроприборов, подходить к электрическому щитку, что является зоной особой опасности (напряжение 220 В).
2.5. В процессе занятий в кабинете технологии могут иметь место вредные и опасные факторы:
2.6. При нахождении в кабинете технологии необходимо соблюдать правила пожарной безопасности и правила обращения с бытовыми электроприборами.
2.7. Во время проведения работ на уроке для защиты учащихся должны, в зависимости от типа опасности, применяться диэлектрические коврики, хлопчатобумажный халат и косынка, наперстки, прихватки. Электроприборы должны быть заземлены (занулены).
2.8. Учащимся запрещается без разрешения учителя подходить к имеющемуся в кабинете технологии оборудованию и пользоваться им, трогать электрические разъемы и кабели питания.
2.9. Запрещается загромождать в кабинете проходы портфелями, сумками, передвигать учебные столы и стулья, швейные машинки.
2.10. Запрещается без разрешения учителя технологии осуществлять включение и работу с бытовыми электроприборами, проводить работы, не имеющие отношения к теме урока.
2.11. Не вносить и не выносить из кабинета технологии, без указания учителя, любые предметы, инструменты, инвентарь и материалы, электроприборы.
2.12. При ухудшении самочувствия или неисправности оборудования, при получении травмы (уколы, порезы, ожоги и т.п.) необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю технологии.
Требования безопасности перед началом урока технологии
3.1. Перед началом занятий учащиеся готовятся к уроку, надевают халаты, девочки волосы тщательно заправляют под косынки.
3.2. Портфели и сумки необходимо расположить так, чтобы они не загромождали проходы.
3.3. Перед началом урока необходимо вымыть руки, проверить санитарное состояние своего рабочего места, удостовериться, нет ли на рабочем месте посторонних вещей, предметов, иголок, булавок.
3.4. Требования к учащимся перед работой в кабинете технологии:
3.5. Перед началом каждой новой темы, учащийся внимательно прослушивает инструктаж по безопасным методам и приемам выполнения работы и изучает правила, описывающие работу: при приготовлении пищи; при работе, связанной с кройкой и шитьём; при использовании электрического утюга, швейной машинки, электроплиты, миксера и т.д.
3.6. Перед началом выполнения кулинарных работ необходимо проверить исправность оборудования, изучить его маркировку. Осмотреть посуду на наличие трещин и сколов. При обнаружении любых неисправностей сообщить учителю.
3.7. При работе по кройке и шитью необходимо проверить отсутствие ржавых иголок и булавок перед работой с тканью, наличие диэлектрического коврика под ногами при работе со швейной машинкой и электроплитой.
3.8. Проверить визуально исправность вилки и изоляции электрошнура утюга, убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около гладильного места.
3.9. Бытовые электроприборы, иголки, ножницы, кухонную посуду и инвентарь необходимо размещать таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
3.10. Приступать к работе разрешается после выполнения подготовительных мероприятий, устранения всех недостатков и с разрешения учителя технологии.
Требования безопасности на уроке технологии
4.1. Пребывание школьников в кабинете технологии (швейная мастерская, кабинет кулинарии) может осуществляться только с разрешения преподавателя. Все работы должны проводиться при личном присутствии в кабинете учителя технологии.
4.2. На занятиях в кабинете технологии учащиеся должны быть внимательны, дисциплинированы, осторожны, не оставлять рабочее место без разрешения учителя.
4.3. На уроках технологии учащиеся выполняют виды работ согласно тематического планирования и программы. В подготовительной части урока дети получают знания о безопасной организации труда, о приёмах и методах безопасного выполнения работы.
4.4. В течение урока учащиеся должны придерживаться следующих правил:
4.5. Учащимся запрещается:
4.6. Выполнять задания необходимо аккуратно, соблюдая порядок проведения работ и выполняя требования безопасности труда, соблюдать тишину и порядок, выполнять требования учителя.
4.7. Необходимо быть особенно осторожными при обращении с горячими жидкостями и посудой на уроках кулинарии, соблюдать осторожность при чистке и резке овощей, при пользовании мясорубкой и ручными терками.
4.8. При работе с ручными терками плотно удерживать обрабатываемые продукты (фрукты, овощи и т. д.), не обрабатывать слишком маленькие части.
4.9. Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты нарезать на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания. Пальцы левой руки должны быть согнуты и находиться на безопасном расстоянии от лезвия ножа. Сырые и вареные овощи, мясо, рыбу, хлеб нарезать на разных разделочных досках в соответствии с их маркировкой.
4.10. Электрическую плиту включает и выключает только учитель технологии.
4.11. Снимать крышки горячей посуды только с помощью ухваток. Открывать и выливать содержимое только от себя. Следить, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через края.
4.12. При работе с мясорубкой мясо и другие продукты проталкивать в мясорубку не руками, а специальным деревянным пестиком.
4.13. При работе со швейной машинкой пальцы рук держать на безопасном расстоянии от движущихся частей.
4.14. Не оставлять без присмотра включенные нагревательные приборы, утюг ставить на подставку.
4.15. Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно ткань водой.
4.16. Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот, не вкалывать их в свою одежду.
4.17. Хранить иголки и булавки в определённом месте (подушечке – игольнице, специальной коробке и т.д.), не оставлять их на рабочем месте.
4.18. Шить иголками только с напёрстком.
4.19. Нахождение на рабочем месте предметов, не требующихся для выполнения работы, запрещается.
4.20. Не выносить из кабинета технологии иголки, булавки, ножницы, кухонный инвентарь и посуду.
4.21. При получении травмы или плохом самочувствии немедленно сообщить учителю технологии.
4.22. Обо всех неполадках в работе оборудования, электроприборов необходимо ставить в известность преподавателя.
4.23. Запрещается самостоятельно устранять любые неисправности используемого оборудования и электроприборов.
4.24. При возникновении в кабинете технологии во время работы аварийной ситуации, не допускать паники и действовать по указанию учителя.
Требования безопасности в кабинете технологии в аварийных ситуациях
5.1. При возникновении аварийной ситуации в кабинете технологии срочно сообщить учителю и действовать по его указанию.
5.2. При получении травмы учащимся, сообщить учителю и, при необходимости, помочь ему вызвать медицинского работника общеобразовательного учреждения для оказания медицинской помощи пострадавшему.
5.3. При обнаружении неисправности в работе электроприборов, повышенном их нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции и т.д. немедленно сообщить об этом учителю технологии.
5.4. В случае, когда разбилась столовая посуда, не собирать ее осколки незащищёнными руками, а использовать для этой цели щётку и совок.
5.5. Не оставлять своего рабочего места без разрешения учителя технологии.
5.6. В случае возникновения аварийной ситуации, создающей угрозу для жизни и здоровья, учащиеся должны быть готовы организованно, без паники, быстро покинуть кабинет под руководством педагога.
5.7. При внезапном заболевании, получении травмы, либо плохом самочувствии, сообщить учителю технологии.
Требования безопасности по окончании урока технологии
6.1. Отключить электроприборы (утюг, миксер) от сети.
6.2. Проверить поверхность рабочего стола на отсутствие иголок и булавок, привести в порядок свое рабочее место.
6.3. Столовую и кухонную посуду вымыть и расположить в места хранения.
6.4. Снять индивидуальные средства защиты и вымыть руки с мылом.
6.5. Собрать тетради и учебник, письменные принадлежности.
6.6. Выходить из кабинета технологии спокойным шагом и по указанию преподавателя.
6.7. Запрещено выносить из учебного кабинета иголки, булавки, нитки, электроприборы, кухонную и столовую посуду и иное оборудование без указания учителя.
6.8. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы в кабинете, сообщить учителю технологии.
Вводный инструктаж разработал: ______________ /_______________________/
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Журналы и акты для работы в кабинете технологии
Учитель технологии несет полную ответственность за безопасность образовательной деятельности, осуществляемой с обучающимися в кабинете технологии, за выполнение детьми правил техники безопасности при взаимодействии с кухонным оборудованием и кухонным инвентарем, технологическим оборудованием швейной мастерской.
Техника безопасности на уроках технологии для девочек
В рамках охраны труда на уроках в кабинете технологии (обслуживающий труд, делопроизводство) для девочек представлены инструкции по технике безопасности на уроках при работе с ножницами, иголками и булавками, при работе с утюгом, со швейными машинками и оверлоком, при работе по приготовлению пищи, на пришкольном участке.
Инструкции для учащихся в швейной мастерской
При работе со швейными машинами учащимся необходимо знать и строго соблюдать данные инструкции по охране труда и технике безопасности для учащихся (девочки) в кабинете технологии (обслуживающего труда). Задачей учителя является обучение учащихся безопасным методам и приемам работы со швейным оборудованием в швейной мастерской.
Помимо соблюдения общей инструкции по охране труда при работе с технологическим оборудованием учитель должен знать и ознакомить учащихся с производственной инструкцией по эксплуатации оборудования, используемого на уроках технологии.
Инструкции для учащихся в кабинете кулинарии
Данные инструкции по охране труда в кабинете кулинарии предназначены как для учителя технологии (обслуживающего труда), так и для учащихся при приготовлении пищи на уроках технологии. В помещении находится электроплита и иное кухонное электрооборудование, что подразумевает строгое соблюдение требований инструкции по охране труда и технике безопасности в кабинете кулинарии.
Инструкции для учащихся при выполнении общественно-полезного труда
По окончании работ в кабинете кулинарии требуется отключить электропитание в последовательности, указанной в инструкции по эксплуатации на оборудования, бытовую электротехнику с учетом характера выполняемых работ. К уборке рабочего места можно приступать только при отключении всех токонесущих устройств.
Охрана труда в кабинете технологии для учителя
В распоряжении учителя технологии (обслуживающего труда) может быть кабинет швейного дела и кабинет кулинарии, где на уроках технологии для девочек должны соблюдаться основные правила и требования техники безопасности. В кабинетах технологии расположено электрооборудование, которое при несоблюдении правил и инструкций по охране труда может привести к травмированию.
Инструкции по охране труда для учителя технологии
Учитель должен строго соблюдать требования охраны труда в кабинете технологии, внимательно изучить инструкции по охране труда для учителя, при эксплуатации швейного и кухонного оборудования, надлежащим образом оформить уголок охраны труда для учащихся, укомплектовать аптечку первой помощи и разместить огнетушители.
Перед началом урока учитель технологии должен выполнить требования по охране труда, осмотреть помещение кабинета, проверить исправность электроприборов и технологического оборудования, убедиться в безопасности рабочих мест, проверить на устойчивость и исправность мебель, убедиться в исправности освещения.
Заключение
Под охраной труда в образовательном учреждении подразумевают систему управления и надзора, направленную на сохранение человеческих жизней в процессе труда. Реализуется она с помощью комплекса организационных и иных мероприятий. К общим мероприятиям в рамках СУОТ относят организацию инструктажей. Школы находятся под особым контролем надзорных органов. Ежедневно здесь присутствует большое количество штатного персонала и детей, которые нуждаются в дополнительно защите от несчастных случаев со стороны взрослых.
Инструктаж – это форма обучения в виде разъяснения правил поведения при выполнении определенных работ. Данное мероприятие способствует пониманию обучающимися принципов изготовления тех или иных изделий, а также техники безопасности. Дополнительно они прививают интерес к определенным видам деятельности и улучшают способность детей решать разные задачи. Любой инструктаж сопровождается рассмотрение технологических карт, чертежей, схем и других наглядных материалов.