Наш мир давно перешагнул на новый этап развития: ежедневно появляется новое программное обеспечение и новые виды автоматизации производства, техническое оборудование, гаджеты и другие сложные устройства. Дома стали умными и превратились в одну большую экосистему, которая обслуживает наш быт, а смартфоны стали нашими проводниками в мире цифрового медиаконтента.
Поэтому мы, как цифровые граждане, должны хорошо понимать, что такое компьютерная грамотность и как безопасно обращаться с потоками информации.
По результатам исследования, которое провел аналитический центр «НАФИ», с 2020 года уровень цифровых компетенций россиян вырос. А именно в последнее время доля россиян с начальным уровнем компьютерной грамотности сократилась, а доля людей с необходимым базовым уровнем — увеличилась. Однако доля тех, кто обладает продвинутым уровнем цифровых компетенций, остается неизменной с 2019 года — 27%.
Становится понятно, что цифровая грамотность — это не только умение использовать свой компьютер или смартфон для просмотра видосиков в интернете. Понятие цифровой грамотности включает в себя большой спектр компетенций: от использования цифровых технологий и программирования до защиты от взлома и хищения персональных данных. Что же входит в цифровую грамотность и почему она так важна? Давайте разбираться.
На курсах цифровой грамотности в онлайн-школе Skysmart мы расскажем (и покажем!) ещё больше: научим работать с компьютером и полезными программами, поможем закрепить новые навыки на увлекательных интерактивных заданиях.
Научим детей защищаться от мошенников в сетиА также монтировать видео, создавать классные презентации и простые игры
Какие навыки и знания ищут работодатели уже сейчас и почему
В начале 1980-х годов, с началом цифровой революции, компании повсеместно стали переходить от аналоговых технологий к цифровым и индустриальная эра подошла к закату. Рабочие процессы автоматизировались, людей стали заменять роботы, и часть сотрудников сократили, но другая часть осталась и адаптировалась к изменениям.
С цифровой революцией пришли новые возможности, должности и новые требования к сотруднику. Появилась срочная необходимость в программировании автоматизированных систем, развертке коммуникаций, роботостроении и техническом обслуживании новых продуктов.
Яркий пример — система планирования ресурсов предприятия, или ERP-система. Это программное обеспечение, в котором можно управлять финансами, цепочками поставок, операциями, торговлей, отчетностью, производством и персоналом. Давайте подумаем, какие специалисты должны писать код для такой массивной программы? Да это же очень крутые ребята! Они не только пишут код, но и понимают структуру и специфику каждого отдела производства, то есть в их компетенции входит изучение процессов торговли, логистики и кадровой службы. Задача этих специалистов — не только выстроить процессы, но и сделать их максимально автоматизированными.
Если же мы представим современного бухгалтера, который с пачкой отчетных документов бежит в налоговую, вместо того чтобы подать все через цифровой портал, мы сильно удивимся, ведь он тратит время и ресурсы своего работодателя.
Цикл обновления кадров в компаниях бесконечен. Там, где сотрудник не справляется со своими обязанностями в связи с цифровизацией его рабочего места, его заменяют на более компетентного.
Давайте рассмотрим основные цифровые навыки, на которые делают ставку современные работодатели:
Что такое цифровая грамотность и почему она вам нужна
Уметь пользоваться основными компьютерными программами — не значит обладать цифровой грамотностью. Разбираемся, что ещё важно знать.
Оля Ежак для Skillbox Media
Обозреватель Skillbox Media, отраслевой журналист. Работала с TexTerra, SMMplanner, «Нетологией», «ПланФактом», Semantica. Написала больше 60 текстов для рекламных кампаний в «Дзене». Вела нишевой канал на YouTube.
Цифровая грамотность — очень обширное понятие. Это элементарная защита от хакеров, понимание принципов защиты персональных данных, распознавание фишинга и компетенции во многих других сферах. Даже знания о том, как работает NFC в банковских карточках и смартфонах, тоже относятся к цифровой грамотности.
Умение пользоваться разными сервисами в интернете — тоже цифровая грамотность, но нулевого уровня. От того, что вы можете написать что-то другу в соцсети, вы не становитесь грамотным и защищённым.
Хорошо. Человека с натяжкой можно назвать освоившим основы цифровой грамотности, если он понимает, что такое https в доменном имени сайта и может без труда освоиться в новом интерфейсе. На более продвинутом уровне человек считается освоившим цифровую грамотность, если он может:
А ещё понимает, как обеспечить конфиденциальность в интернете, как вычислять фейки и автоматизировать рутинные процессы в Сети.
Это только примеры, и далеко не все. Человек с высоким уровнем цифровой грамотности — тот, кто безопасно и комфортно пользуется интернетом и современными технологиями.
Цифровую грамотность не преподают в школах и вузах (а жаль), поэтому никто не поставит двойку на экзамене. Зато экзаменом выступит сама жизнь. Многие хакерские атаки на корпорации начинаются с того, что взрослый образованный человек открывает письмо от неизвестного адресата и скачивает оттуда файл, запускающий троян в сеть компании. Он делает это, если не знает основ цифровой грамотности.
Да, но только в одной области. И то не факт: вы можете не сообщать никому , но дать взаймы написавшему в мессенджер старому знакомому, у которого что-то случилось. А потом окажется, что его страница в соцсети взломана и на самом деле вы перевели деньги мошеннику.
Мы уже говорили, что цифровая грамотность — очень обширное понятие. Можно не вводить нигде данные от личных кабинетов, но при этом не знать ничего о персональных данных, не хранить данные в безопасности и не уметь проверять достоверность информации.
Так называют всё, что позволяет идентифицировать вас. Персональные данные — серия и номер паспорта, адрес, Ф. И. О., номер телефона. Их нужно уметь защищать, чтобы они не попали в руки мошенников, и это тоже цифровая грамотность.
Если ваши данные окажутся у злоумышленников, они смогут взять кредит или начать вас шантажировать, как было с Рафаэлем Халиловым из Москвы. Поэтому важно понимать, какие данные можно выкладывать в открытый доступ, а какие нет и как правильно пользоваться сервисами, которые требуют их.
Да, можете, но такую защиту может обойти любой, даже слабый, элементарный вирус. Данные нужно хранить в безопасности и делать резервные копии файлов. Ведь если компьютер взломают, можно потерять все данные и потом мучительно их восстанавливать.
О безопасности передачи файлов тоже стоит задуматься: отправка по электронной почте никак их не защищает. Лучше использовать специальные сервисы, позволяющие разграничивать доступ к информации и делать её доступной после введения пароля.
Хотя бы для того, чтобы не переводить деньги мошенникам, которые взламывают страницы и пишут от имени ваших друзей с просьбой срочно перевести деньги на Qiwi-кошелёк. И чтобы вы, увидев в соцсетях об очередном сборе денег на лечение, могли отличить пост мошенника от поста о реальном ребёнке, которому нужна помощь.
А ещё умение проверять достоверность информации пригодится в работе. С ним вы не сделаете фатальных ошибок, и не придётся переделывать большую часть проекта.
Да, потому что цифровизация с каждым годом сильнее проникает в нашу жизнь. Согласно отчёту KMDA, всё больше руководителей в России осознают её важность и внедряют её. Со временем на офисной работе останутся грамотные сотрудники, а те, кто не сможет справляться с современными технологиями, будут вынуждены перейти в другую сферу деятельности. Но и в жизни цифровая грамотность тоже пригодится: с ней вы не потеряете деньги и сохраните семейные фото и видео, а не лишитесь их из-за того, что полетел жёсткий диск.
Внимательно изучать всё вокруг — читать сервисов, обращать внимание на новости о случаях мошенничества, учиться выявлять фейковые новости и проверять информацию, пока не найдёте её первоисточник. А ещё можно читать разные образовательные статьи или пройти системное обучение, где вам расскажут, как пользоваться разным софтом, безопасно обмениваться файлами и работать с информацией.
Жизнь можно сделать лучше!Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие. А мы поможем с трудоустройством и важными для работодателей навыками.
Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков. Уровни цифровой (информационной) грамотности. Роль цифровой грамотности учащихся в практике дополнительного образования.
Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью. Цифровая грамотность служит катализатором развития, потому что содействует самообразованию и приобретению других важных жизненных навыков гражданина информационного общества, потребителя электронных услуг. Цифровая грамотность – рамочное понятие, объединяющее важные группы навыков. включает и пользовательские, и специальные технические навыки в области компьютеров. Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена. В этом определении есть два очень важных момента:
1. Умение формулировать информационную потребность. На языке современных педагогических методик, это называется определением границы знания / незнания. Это еще не формулировка запроса, а лишь понимание того, что именно на этом этапе необходима новая информация.
2. Умение интерпретировать информацию. Не просто законспектировать, усвоить материал, а сделать из него свои выводы, внятно сформулировать смысловые итоги поиска и представить их в виде нового информационного продукта.
Можно сказать, что информационная грамотность – это «технология» учебы. Она складывается из умения человека:
· осознать личную потребность в информации для решения той или иной проблемы;
· выработать стратегию поиска, ставя значимые вопросы;
· найти информацию, соответствующую данной теме;
· оценить релевантность найденной информации, отсортировать, организовать, проанализировать ее;
· оценить качество информации, точность, авторитетность и достоверность;
· сформировать собственное отношение к этой информации;
· представить аудитории или самому себе свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы;
· осознать, что использование навыков информационной грамотности в процессе решения проблемы (или учебной задачи) можно распространить на все сферы жизни человека.
Эти умения определены понятием «информационная грамотность», поэтому мы можем взять их в качестве показателей. При этом у каждого из этих показателей можно выделить высокий, средний и низкий уровни развития. Такого рода типология дает представление о дифференцированном подходе к развитию информационной грамотности, когда при наличии высоких уровней контактного или креативного показателей возможен средний или даже низкий уровень информационного и оценочного показателей. Если же говорить об уровнях перцептивного показателя, то у многих людей при наличии ярко выраженного одного показателя остальные могут проявляться в неразвитом, «свернутом» состоянии. Несомненно, одно: без развитой способности к анализу и оценке текстов, их использования для решения каких-либо задач невозможно говорить о высоком уровне информационной грамотности человека. Только практические умения создавать тексты не могут сами по себе сделать индивида информационно грамотным.
Уровни содержательных показателей информационной грамотности личности :
1. Высокий уровень: осознание значимости информации для решения какой-либо проблемы; выработка стратегии поиска информации; умение самостоятельно найти информацию; оценить, проанализировать, отсортировать информацию; сформировать собственное отношение к этой информации; умение представить собственную точку зрения аудитории; умение обработать информацию программными средствами.
2. Средний уровень: не совсем может осознать значимость информации для решения какой-либо проблемы; выработать стратегию поиска информации; находят информацию по подсказкам, с частичной помощью преподавателя; не совсем умеют оценить, проанализировать, отсортировать информацию и сформировать собственное отношение к этой информации; испытывают затруднения в представлении собственной точки зрения аудитории; обработать информацию программными средствами с затруднениями.
3. Низкий уровень: не осознает значимость информации для решения какой-либо проблемы; не может выработать стратегию поиска информации; находят информацию только по подробным инструкциям учителя; не умеют оценить, проанализировать, отсортировать информацию и сформировать собственное отношение к этой информации; с трудом представляют собственную точку зрения аудитории; обработать информацию программными средствами по подробным инструкционным картам.
На сегодняшний день дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга. Информационные технологии и здесь востребованы и актуальны . Рассмотрим их применение в различных областях дополнительного образования.
Использование ИТ в техническом направлении:
Использованием ИТ в технической направленности в современном мире никого не удивишь. Это норма. И поэтому мы подробно не будем останавливаться на данном направлении. В связи с этим «помолодел» возраст учащихся, занимающихся в объединениях. Сейчас педагог дополнительного образования, посещает курсы по робототехнике. В планы Дворца входит написание отдельной программы по данному курсу и активное внедрение этого кружка в систему. Ведется работа количеством компьютерных программ (Adobe Photoshop, Microsoft Office Publisher, Adobe InDesign).
Хотелось обратить внимание на то, как можно использовать ИТ в направлениях, которые, на первый взгляд далеки от техники и науки.
Использование ИТ в художественном направлении:
Современное музыкальное образование проявляет возрастающий интерес к компьютерным технологиям. Музыкальная информатика, использующая компьютерный инструментарий с целью освоения необходимых знаний, умений и навыков, широко практикуется в музыкальном образовании западных стран. Сферой ее внимания является, главным образом, обучение по предметам музыкально-теоретического и исторического циклов, а также решение некоторых учебных задач, связанных с исполнительской и композиторской деятельностью. Сюда входят: обучение с помощью компьютера, обучение с развлечением, технология интерактивного мультимедиа, интернет.
Компьютерные программы также используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. Компьютерные программы позволяют определять диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т.п. Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром». Компьютерные программы позволяют проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений.
На теоретических музыкальных уроках уже просто не обойтись без презентаций. Активно используют ИТ в своей работе и педагоги, работающие в вокальной, театральной студиях. Такие программы, как Finale– программа для набора и вёрстки нотного текста, Band-in-a-Box, Cakework– программы для создания минусовок, SoundForge– программа для обработки музыкальных фрагментов (изменение формата, обрезка), TimeFactory– программа для изменения тональности и темпа – стали неотъемлемой частью работы вокальной студии.
Использование ИТ в физкультурно-спортивном направлении:
В первый момент кажется, что использовать ИТ на уроке физкультуры невозможно, ведь физкультура – это, прежде всего движение. Однако, практика показывает, что и здесь использование ИТ уместно. Вот некоторые примеры:
— текстовые документы – заявки, отчёты, положения о соревнованиях, печатание грамот. Параллельно с текстовыми документами можно создать базу данных по итогам выступлений команд школы на спортивных соревнованиях.
— использование мультимедиа: занятия физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций позволяет эффективно решить эту проблему. С помощью презентации можно продемонстрировать технику выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение различных теоретических вопросов.
— использование тестирующих компьютерных программ. Тесты могут использоваться на любом этапе обучения.
— использование видеозаписей игр для анализа.
ИКТ можно с успехом применять при внеклассной работе: различные презентации, видеоролики, изготовление слайд-шоу спортивной тематики для популяризации спорта.
Использование ИТ в работе кружков прикладного направления:
Кружок вязания, изостудия, художественное конструирование, вышивка бисером, моделирование одежды для кукол тоже не обходятся без ИТ. Это создание слайд-шоу, презентаций, видео мастер-классов. На обычном занятии, запустив фильм, педагог может как бы «раздвоиться». На экране он объясняет выполнение операции, в классе — практически помогает тому ребенку, у которого возникают затруднения. Этот же фильм может помочь ребёнку восполнить пропущенный материал.
Использование ИТ в военно-патриотическом направлении:
В кружках военно-патриотической направленности педагоги активно используют различные, в том числе, онлайн обучающие программы. Это и тренажёры по вождению; это ПДД в режиме реального времени; это различного вида тесты; это просмотр различного вида фильмов по направлениям военно-прикладного мастерства.
Результатами применения ИКТ в дополнительном образовании становятся всестороннее развитие учащихся, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества дополнительного образования. Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата. Использование современных информационных технологий на занятиях делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к изучаемому предмету. Широкое использование компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.
Итак, мы приходим к выводу, что информационная грамотность личности – это совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих выбору, использованию, созданию, критическому анализу, оценке и передаче информационных сообщений, текстов( в различных видах, формах и жанрах), анализу сложных процессов функционирования информационных потоков. Живущему в цифровую эпоху человеку, окруженному ИКТ, важно развивать осознанное восприятие технологического прогресса. Для принятия информированных решений он должен учитывать положительные и отрицательные последствия любых изменений и понимать, что при выборе технологических альтернатив прогресс является лишь одним из нескольких возможных вариантов. Успешное развитие ИКТ и медиа технологий будет зависеть от нашей способности осознанно принимать решения, предвидя их потенциальное воздействие. Общество глобальных коммуникаций несет в себе огромный потенциал, но и таит определенные риски. Данный потенциал может быть реализован в интересах общества при условии непрерывного укрепления сознательности и ответственности каждого человека и общества в целом.
ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ
Анализ современных исследований в области цифровизации образования
показывает, что этап цифровизации идет следующим после компьютеризации
В нашей стране уже успешно завершился этап формирования и
совершенствования инфраструктуры и цифровизация современного
образования, прежде всего, должна осуществляться через мотивацию и
подготовку учителей к эффективному её использованию. Компьютеры,
поступившие в школы, стали катализаторами инновационных процессов в
образовании и широко применялись для преподавания, обучения, получения
доступа к данным, управления и коммуникационного взаимодействия школ.
Оценка результатов образования почти всегда связана с видами
образовательной деятельности, основанными на применении ИКТ, а методика
обучения с использованием ИКТ получает все большее распространение.
Региональный общественный центр интернет технологий (РОЦИТ) —
одна из старейших общественных организаций Рунета, которая занимается
созданием дружественной интернет-среды и популяризацией интернет-
технологий с 1996 года, проводит всероссийское исследование, которое
позволит оценить уровень знаний россиян о современных технологиях и
электронных услугах (сайт доступа — Индекс цифровой грамотности). В
основу положены следующие основные понятия: цифровая грамотность,
Компьютерная грамотность включает и пользовательские, и
ИКТ грамотность включает коммуникационную составляющую как
набор пользовательских навыков для использования сервисов и
культурных предложений, которые поддерживаются компьютером и
распределяются через Интернет, и информационную составляющую,
которая сосредоточена на ключевых аспектах общества, основанного
на знаниях: способности оптимальным образом находить, получать,
выбирать, обрабатывать, передавать, создавать и использовать
Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (IFAP) на основе
международного опыта сформулировала «индикаторы развития
информационного общества», определяя цифровую грамотность как
важнейший жизненный навык. В мае 2007 г. были утверждены 16 ключевых
индикаторов для мониторинга процесса достижения задач в области
образования в условиях формирования информационного общества. Многие из
них имеют прямое отношение к цифровой грамотности: навыки в области ИКТ,
гражданские навыки, навыки в области самообразования, участие взрослых в
непрерывном обучении на протяжении жизни.
Высокая ценность этих ключевых навыков, несомненно, требует
непрерывного развития цифровой грамотности граждан.
Цифровая грамотность – важный жизненный навык, влияющий на
все области современной жизни и профессиональной деятельности.
Для семи из шестнадцати индикаторов развития информационного
общества центральную роль играет именно цифровая грамотность. В прошлом
веке сдвиг от производства товаров к предоставлению услуг привел к
построению экономики, основанной на информации и знаниях. Компьютеры
заменяют работников в выполнении рутинных физических и умственных задач,
но они же дополняют творческий, исследовательский, интеллектуальный труд.
Современные организации и компании столкнулись с проблемой
реструктуризации рабочего процесса, что означает появление
распределенных организационных структур, децентрализацию процесса
принятия решений, более широкий обмен информацией, гибкий рабочий
график и сотрудничество внутри команды, работающей над проектом.
Компании, реализующие такие перемены в организационных структурах и
деловой практике, нуждаются в новых навыках, особенно в области ИКТ, новой
организации рабочих мест с использованием коммуникаций, обмена
информацией и компьютерного моделирования производственных процессов.
Процент рутинных умственных и физических задач в экономике снижается, а
доля нерутинных аналитических и интерактивных задач возрастает.
Возникающая в итоге новая кадровая политика требует от работников
способности гибко реагировать на сложные проблемы, эффективно
использовать коммуникации, обрабатывать информацию, работать в команде,
использовать информационные технологии и производить новые знания.
Сегодня новым вызовом для традиционной системы образования
становится необходимость закладывать основы цифровой грамотности на всех
уровнях образования, а это требует профессионального развития
преподавателей и учителей. Вопросы формирования цифровой грамотности в
системе общего образования решаются на основе обзора опыта принятия
решений по данной проблеме в разных странах, в том числе по развитию
интеграции ИКТ в образовательные программы, в информационную
образовательную среду сетевого взаимодействия школ и управления школами
на основе использования ИКТ.
Цифровая грамотность и базовые компетенции
Цифровую грамотность следует развивать в связи с общими задачами
образования: если использование ИКТ является базовым навыком, оно должно
быть включено в школьную программу. Представляется, что цифровая
грамотность оказывает благотворное воздействие на формирование других
базовых навыков и компетентностей учащихся. Постоянно растет объем
национальных и международных свидетельств позитивного влияния цифровых
технологий на общие измеряемые результаты обучения.
Цифровая грамотность способствует успешному обучению: учащиеся
легче получают доступ к информации по мере того, как растет объем баз
данных цифровых хранилищ, а это упрощает доступ по сравнению с работой с
традиционными, бумажными ресурсами обучения. Компонентом цифровой
грамотности является и управленческая информация, предоставляемая
учащимся и используемая ими в частной жизни, когда они вступают в онлайн
сообщества и работают с различными сетями. С другой стороны,
интегрированная и оценочная информация становится частью навыков,
осваиваемых в классе, когда учитель выступает как эксперт по оценке
информации, показывая ученикам различия между надежными и бесполезными
Наиболее важны компоненты цифровой грамотности общие для
будущих пользователей компьютера и профессионалов в области ИКТ –
доступ, управление, оценка, интеграция, создание и коммуникационный
обмен информацией в индивидуальной или коллективной работе в сети,
поддержка компьютерных технологий, веб-среда для обучения, работы и
досуга. Эти навыки напрямую связаны с базовыми компетенциями,
следовательно, цифровая грамотность так же насущна, как и традиционная
грамотность – чтение и письмо, математические навыки и управление
Доступ к информации определяется как идентификация информационных
источников, а также освоение способов сбора и получения информации, что
является одним из базовых компонентов грамотности. Цифровая среда
значительно увеличивает объем потенциальных источников знаний. Однако
поиск информации в этой среде требует более изощренных навыков по
управлению информацией. При использовании Интернета не всегда возможно
применить существующие традиционные организационные или
классификационные схемы для оценки содержания источника. Например,
книги и журналы могут оцениваться по репутации их издателя, но большинство
веб-сайтов не имеет указаний на то, что они созданы уважаемым учреждением,
Оценка информации (вынесение суждений о ее адекватности,
актуальности, пользе, качестве, релевантности или эффективности) играет
здесь особую роль. Способность определить авторитетность или время
создания источника информации, полученного онлайн, предполагает наличие
навыков цифровой грамотности, которые человек может приобрести лишь в
результате обучения и практического опыта. Таким образом, управление
информацией стало насущной частью программ формирования цифровой
грамотности, которая, в свою очередь, опирается на другие виды грамотности и
обеспечивает учащихся инструментарием для их развития.
Интеграция – еще один навык, связанный с базовыми компетенциями. В
случае цифровой грамотности этот навык предполагает интерпретацию и
репрезентацию информации с использованием инструментов ИКТ. Самая
трудная задача – научиться синтезировать, суммировать, сравнивать и выявлять
противоречия в информации, получаемой из разнообразных источников.
Интеграция требует решения определенных технических задач: зачастую
разные типы данных должны обрабатываться одновременно.
Следовательно, для процесса интеграции необходима и визуальная, и
вербальная грамотность, чтобы сопоставлять и увязывать друг с другом тексты,
таблицы и изображения. Учебные программы, сформированные с встраиванием
ИКТ в конкретные учебные дисциплины, приобретают в этом контексте
особую ценность и ориентированы на междисциплинарный подход.
Создание новых знаний – ключевая задача всех основных видов
грамотности. Аналогичным образом построение новой цифровой информации
путем адаптации, применения компьютерных программ, дизайна, изобретения
или разработки авторских материалов также составляет ядро цифровой
грамотности. Владение ИКТ входит в число первейших технических навыков,
способных поддерживать процесс творчества. И КТ стимулируют
формирование новых методов творчества и жанров в науке и искусстве.
Наконец, коммуникации представляют собой важный компонент основных
видов грамотности, который радикально изменился в цифровую эпоху. И КТ
обеспечивают более быструю передачу информации и более убедительную ее
презентацию для более широкой аудитории, чем могли предоставить любые
прежние средства коммуникаций. Цифровая грамотность может поддерживать
другие виды грамотности, предоставляя наиболее адекватный и удобный канал
коммуникации с целью адаптации и предоставления информации во множестве
Для того чтобы развить у учащихся навыки, адекватные XXI веку,
работники образования должны научиться уверенно использовать ИКТ и
интегрировать цифровую грамотность с другими своими профессиональными
компетентностями в жизни. Молодые преподаватели, родившиеся уже в
цифровую эру, могут стать хорошим примером таких специалистов, активно
использующих ИКТ, но пока не обязательно обладающих достаточной
грамотностью для применения ИКТ в учебном процессе. Цифровая
грамотность преподавателей должна включать в себя знания и навыки в
области образовательной политики и этики применения ИКТ, они должны
следить за темпом инноваций в цифровом образовании. Цифровая грамотность
преподавателей должна включать в себя способность эффективно использовать
ИКТ в обучении, профессиональном развитии и организации учебной
деятельности, разнообразные комплексы навыков, необходимых в этих сферах.
Оценка уровня цифровой грамотности
Наиболее распространенным инструментом для оценки цифровой
грамотности является электронное или цифровое портфолио – собрание
электронных свидетельств, собранных и определяемых пользователем,
обычно с использованием Web.
Каждое электронное свидетельство может включать электронный текст,
файлы с изображениями, мультимедиа, данные из блогов и гиперссылки.
Электронные портфолио одновременно являются демонстрацией умений
пользователя и платформой для самовыражения, а также, если они размещены в
Интернете, ими можно динамично управлять на протяжении необходимого
времени. Некоторые электронные портфолио имеют установки, позволяющие
варьировать степень доступа аудитории, так что их можно использовать для
Вот три основных типа электронных портфолио, хотя о них можно
говорить и в других контекстах:
направленное на развитие (например, рабочее);
рефлексивное (например, учебное);
презентационное (например, пакет образцов работы).
Портфолио, направленное на развитие, – это регистрация того, что автор
сделал за определенный период времени, оно может быть структурировано в
связи с результатами пользователя. Рефлексивное портфолио включает личные
размышления по поводу контента и оценки того, что он означает для развития
владельца портфолио. Презентационное портфолио показывает достижения
владельца в плане конкретной работы или в отношении поставленных целей,
следовательно, оно составлено избирательно. Когда оно используется для
заявки на получение работы, его можно назвать «карьерным портфолио». Три
основных типа могут соединяться для достижения определенных учебных,
личных или деловых целей; владелец электронного портфолио обычно сам
определяет уровень доступа к нему.
1. Тимофеева Н. М. Цифровая грамотность как компонент жизненных
2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Электронный
ресурс. Доступ: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
3. Кучмаева О. В., Ростовская Т. К., Рязанцев С. В. Вызовы цифрового
будущего и устойчивое развитие России. Социально-политическое положение и
демографическая ситуация в 2017–2018 годах. М.: ИСПИ РАН, 2018.
4. Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной
грамотности II Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества
(МЦБС), Москва. 2013. С. 68.
5. Шариков А. В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности.
Журнал исследований социальной политики. 2016. Т. 14. № 1. С. 87-98.
6. Давыдов С. Г., Логунова О. С. Проект “Индекс цифровой грамотности”:
методические эксперименты. Журнал «Социология: методология, методы,
математическое моделирование». 2015. № 41. С. 120-141.
7. Давыдов С. Г., Логунова О. С., Шариков А. В. Цифровая грамотность
российских регионов: индустриальный взгляд. X VII Апрельская
международная научная конференция по проблемам развития экономики и
общества: в 4 кн. Кн. 3. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 238-246.
Практические советы по компьютерной грамотности
То есть все, что вы получаете из СМИ, новостных порталов, мессенджеров, социальных сетей и т. д. Немалая часть информации в интернете является фейком, поэтому фильтруйте источники и перепроверяйте достоверность увиденного, будь то новостная статья, видео в тиктоке или письмо с предложением перейти по ссылке.
Бережно относитесь к персональным данным и цифровому портрету
Наше поведение в Сети запоминают поисковые системы и сайты, которые мы посещаем. Фактически мы сами предоставляем информацию о себе в свободном доступе, а, как гласит известный мем, все, что попало в интернет, остается там навсегда.
Правильное отношение к сохранности своей персональной, конфиденциальной или корпоративной информации защитит вас от мошенников, буллинга и ответственности перед правоохранительными органами.
Проверьте свой технический бэкграунд
Проанализируйте свой уровень работы с компьютером или телефоном и постарайтесь его повысить:
Школа будущих профессий Skysmart Pro предлагает курсы программирования, которые подойдут для разного уровня подготовки. Вы сможете узнать основы цифровой грамотности, начать свой путь в разработке сайтов или приложений для телефонов, научиться программировать на языке Python или создать игры на различных движках. Приоткройте дверь в мир IT вместе с нами!
Как оценить уровень своей цифровой грамотности
Для оценки уровня своей компьютерной грамотности задайте себе несколько вопросов:
Если на все эти вопросы вы ответили «да», то ваш уровень цифровой грамотности очень высокий! 😎 Если же в большинстве пунктов ответ отрицательный, возможно, вы в зоне риска.
Пройти более детальное тестирование для оценки компьютерной грамотности вы можете на сайте проекта «Цифровой гражданин».
Низкая компьютерная грамотность может подвергнуть человека и организацию большой опасности. Давайте рассмотрим рядовой случай.
Как можно оценить уровень компьютерной грамотности этой учительницы? Совсем безобидная оплошность привела к серьезной проблеме. Если бы классная руководительница знала, что сторонние письма открывать необходимо с тщательной проверкой данных, умела пользоваться антивирусом и понимала последствия заражения — она никогда бы не открыла это письмо.
Это пример низкого уровня цифровой грамотности, который в современном мире недопустим.
Выберите идеального наставника по программированию 15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения
Из чего складывается цифровая грамотность
Давайте более конкретно рассмотрим, что может входить в понятие цифровой грамотности.
Цифровая грамотность — это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых инструментов и технологий, а также ресурсов интернета. Основами компьютерной грамотности являются цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровая безопасность.
Высокая степень компьютерной грамотности помогает учиться: по сравнению с традиционными бумажными ресурсами обучения получать доступ к информации из цифровых источников легче.
Компонентом цифровой грамотности являются и персональные данные, которые студенты предоставляют и используют для вступления в онлайн-сообщества и работы с различными сетями.
Стартуй в программировании прямо сейчасРеши свою первую настоящую задачу на JavaScript и поделись крутым результатом с друзьями