Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков. Уровни цифровой (информационной) грамотности. Роль цифровой грамотности учащихся в практике дополнительного образования.
Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью. Цифровая грамотность служит катализатором развития, потому что содействует самообразованию и приобретению других важных жизненных навыков гражданина информационного общества, потребителя электронных услуг. Цифровая грамотность – рамочное понятие, объединяющее важные группы навыков. включает и пользовательские, и специальные технические навыки в области компьютеров. Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена. В этом определении есть два очень важных момента:
1. Умение формулировать информационную потребность. На языке современных педагогических методик, это называется определением границы знания / незнания. Это еще не формулировка запроса, а лишь понимание того, что именно на этом этапе необходима новая информация.
2. Умение интерпретировать информацию. Не просто законспектировать, усвоить материал, а сделать из него свои выводы, внятно сформулировать смысловые итоги поиска и представить их в виде нового информационного продукта.
Можно сказать, что информационная грамотность – это «технология» учебы. Она складывается из умения человека:
· осознать личную потребность в информации для решения той или иной проблемы;
· выработать стратегию поиска, ставя значимые вопросы;
· найти информацию, соответствующую данной теме;
· оценить релевантность найденной информации, отсортировать, организовать, проанализировать ее;
· оценить качество информации, точность, авторитетность и достоверность;
· сформировать собственное отношение к этой информации;
· представить аудитории или самому себе свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы;
· осознать, что использование навыков информационной грамотности в процессе решения проблемы (или учебной задачи) можно распространить на все сферы жизни человека.
Эти умения определены понятием «информационная грамотность», поэтому мы можем взять их в качестве показателей. При этом у каждого из этих показателей можно выделить высокий, средний и низкий уровни развития. Такого рода типология дает представление о дифференцированном подходе к развитию информационной грамотности, когда при наличии высоких уровней контактного или креативного показателей возможен средний или даже низкий уровень информационного и оценочного показателей. Если же говорить об уровнях перцептивного показателя, то у многих людей при наличии ярко выраженного одного показателя остальные могут проявляться в неразвитом, «свернутом» состоянии. Несомненно, одно: без развитой способности к анализу и оценке текстов, их использования для решения каких-либо задач невозможно говорить о высоком уровне информационной грамотности человека. Только практические умения создавать тексты не могут сами по себе сделать индивида информационно грамотным.
Уровни содержательных показателей информационной грамотности личности :
1. Высокий уровень: осознание значимости информации для решения какой-либо проблемы; выработка стратегии поиска информации; умение самостоятельно найти информацию; оценить, проанализировать, отсортировать информацию; сформировать собственное отношение к этой информации; умение представить собственную точку зрения аудитории; умение обработать информацию программными средствами.
2. Средний уровень: не совсем может осознать значимость информации для решения какой-либо проблемы; выработать стратегию поиска информации; находят информацию по подсказкам, с частичной помощью преподавателя; не совсем умеют оценить, проанализировать, отсортировать информацию и сформировать собственное отношение к этой информации; испытывают затруднения в представлении собственной точки зрения аудитории; обработать информацию программными средствами с затруднениями.
3. Низкий уровень: не осознает значимость информации для решения какой-либо проблемы; не может выработать стратегию поиска информации; находят информацию только по подробным инструкциям учителя; не умеют оценить, проанализировать, отсортировать информацию и сформировать собственное отношение к этой информации; с трудом представляют собственную точку зрения аудитории; обработать информацию программными средствами по подробным инструкционным картам.
На сегодняшний день дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга. Информационные технологии и здесь востребованы и актуальны . Рассмотрим их применение в различных областях дополнительного образования.
Использование ИТ в техническом направлении:
Использованием ИТ в технической направленности в современном мире никого не удивишь. Это норма. И поэтому мы подробно не будем останавливаться на данном направлении. В связи с этим «помолодел» возраст учащихся, занимающихся в объединениях. Сейчас педагог дополнительного образования, посещает курсы по робототехнике. В планы Дворца входит написание отдельной программы по данному курсу и активное внедрение этого кружка в систему. Ведется работа количеством компьютерных программ (Adobe Photoshop, Microsoft Office Publisher, Adobe InDesign).
Хотелось обратить внимание на то, как можно использовать ИТ в направлениях, которые, на первый взгляд далеки от техники и науки.
Использование ИТ в художественном направлении:
Современное музыкальное образование проявляет возрастающий интерес к компьютерным технологиям. Музыкальная информатика, использующая компьютерный инструментарий с целью освоения необходимых знаний, умений и навыков, широко практикуется в музыкальном образовании западных стран. Сферой ее внимания является, главным образом, обучение по предметам музыкально-теоретического и исторического циклов, а также решение некоторых учебных задач, связанных с исполнительской и композиторской деятельностью. Сюда входят: обучение с помощью компьютера, обучение с развлечением, технология интерактивного мультимедиа, интернет.
Компьютерные программы также используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. Компьютерные программы позволяют определять диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т.п. Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром». Компьютерные программы позволяют проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений.
На теоретических музыкальных уроках уже просто не обойтись без презентаций. Активно используют ИТ в своей работе и педагоги, работающие в вокальной, театральной студиях. Такие программы, как Finale– программа для набора и вёрстки нотного текста, Band-in-a-Box, Cakework– программы для создания минусовок, SoundForge– программа для обработки музыкальных фрагментов (изменение формата, обрезка), TimeFactory– программа для изменения тональности и темпа – стали неотъемлемой частью работы вокальной студии.
Использование ИТ в физкультурно-спортивном направлении:
В первый момент кажется, что использовать ИТ на уроке физкультуры невозможно, ведь физкультура – это, прежде всего движение. Однако, практика показывает, что и здесь использование ИТ уместно. Вот некоторые примеры:
— текстовые документы – заявки, отчёты, положения о соревнованиях, печатание грамот. Параллельно с текстовыми документами можно создать базу данных по итогам выступлений команд школы на спортивных соревнованиях.
— использование мультимедиа: занятия физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций позволяет эффективно решить эту проблему. С помощью презентации можно продемонстрировать технику выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение различных теоретических вопросов.
— использование тестирующих компьютерных программ. Тесты могут использоваться на любом этапе обучения.
— использование видеозаписей игр для анализа.
ИКТ можно с успехом применять при внеклассной работе: различные презентации, видеоролики, изготовление слайд-шоу спортивной тематики для популяризации спорта.
Использование ИТ в работе кружков прикладного направления:
Кружок вязания, изостудия, художественное конструирование, вышивка бисером, моделирование одежды для кукол тоже не обходятся без ИТ. Это создание слайд-шоу, презентаций, видео мастер-классов. На обычном занятии, запустив фильм, педагог может как бы «раздвоиться». На экране он объясняет выполнение операции, в классе — практически помогает тому ребенку, у которого возникают затруднения. Этот же фильм может помочь ребёнку восполнить пропущенный материал.
Использование ИТ в военно-патриотическом направлении:
В кружках военно-патриотической направленности педагоги активно используют различные, в том числе, онлайн обучающие программы. Это и тренажёры по вождению; это ПДД в режиме реального времени; это различного вида тесты; это просмотр различного вида фильмов по направлениям военно-прикладного мастерства.
Результатами применения ИКТ в дополнительном образовании становятся всестороннее развитие учащихся, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества дополнительного образования. Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата. Использование современных информационных технологий на занятиях делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к изучаемому предмету. Широкое использование компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.
Итак, мы приходим к выводу, что информационная грамотность личности – это совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих выбору, использованию, созданию, критическому анализу, оценке и передаче информационных сообщений, текстов( в различных видах, формах и жанрах), анализу сложных процессов функционирования информационных потоков. Живущему в цифровую эпоху человеку, окруженному ИКТ, важно развивать осознанное восприятие технологического прогресса. Для принятия информированных решений он должен учитывать положительные и отрицательные последствия любых изменений и понимать, что при выборе технологических альтернатив прогресс является лишь одним из нескольких возможных вариантов. Успешное развитие ИКТ и медиа технологий будет зависеть от нашей способности осознанно принимать решения, предвидя их потенциальное воздействие. Общество глобальных коммуникаций несет в себе огромный потенциал, но и таит определенные риски. Данный потенциал может быть реализован в интересах общества при условии непрерывного укрепления сознательности и ответственности каждого человека и общества в целом.
ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ
Анализ современных исследований в области цифровизации образования
показывает, что этап цифровизации идет следующим после компьютеризации
В нашей стране уже успешно завершился этап формирования и
совершенствования инфраструктуры и цифровизация современного
образования, прежде всего, должна осуществляться через мотивацию и
подготовку учителей к эффективному её использованию. Компьютеры,
поступившие в школы, стали катализаторами инновационных процессов в
образовании и широко применялись для преподавания, обучения, получения
доступа к данным, управления и коммуникационного взаимодействия школ.
Оценка результатов образования почти всегда связана с видами
образовательной деятельности, основанными на применении ИКТ, а методика
обучения с использованием ИКТ получает все большее распространение.
Региональный общественный центр интернет технологий (РОЦИТ) —
одна из старейших общественных организаций Рунета, которая занимается
созданием дружественной интернет-среды и популяризацией интернет-
технологий с 1996 года, проводит всероссийское исследование, которое
позволит оценить уровень знаний россиян о современных технологиях и
электронных услугах (сайт доступа — Индекс цифровой грамотности). В
основу положены следующие основные понятия: цифровая грамотность,
Компьютерная грамотность включает и пользовательские, и
ИКТ грамотность включает коммуникационную составляющую как
набор пользовательских навыков для использования сервисов и
культурных предложений, которые поддерживаются компьютером и
распределяются через Интернет, и информационную составляющую,
которая сосредоточена на ключевых аспектах общества, основанного
на знаниях: способности оптимальным образом находить, получать,
выбирать, обрабатывать, передавать, создавать и использовать
Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (IFAP) на основе
международного опыта сформулировала «индикаторы развития
информационного общества», определяя цифровую грамотность как
важнейший жизненный навык. В мае 2007 г. были утверждены 16 ключевых
индикаторов для мониторинга процесса достижения задач в области
образования в условиях формирования информационного общества. Многие из
них имеют прямое отношение к цифровой грамотности: навыки в области ИКТ,
гражданские навыки, навыки в области самообразования, участие взрослых в
непрерывном обучении на протяжении жизни.
Высокая ценность этих ключевых навыков, несомненно, требует
непрерывного развития цифровой грамотности граждан.
Цифровая грамотность – важный жизненный навык, влияющий на
все области современной жизни и профессиональной деятельности.
Для семи из шестнадцати индикаторов развития информационного
общества центральную роль играет именно цифровая грамотность. В прошлом
веке сдвиг от производства товаров к предоставлению услуг привел к
построению экономики, основанной на информации и знаниях. Компьютеры
заменяют работников в выполнении рутинных физических и умственных задач,
но они же дополняют творческий, исследовательский, интеллектуальный труд.
Современные организации и компании столкнулись с проблемой
реструктуризации рабочего процесса, что означает появление
распределенных организационных структур, децентрализацию процесса
принятия решений, более широкий обмен информацией, гибкий рабочий
график и сотрудничество внутри команды, работающей над проектом.
Компании, реализующие такие перемены в организационных структурах и
деловой практике, нуждаются в новых навыках, особенно в области ИКТ, новой
организации рабочих мест с использованием коммуникаций, обмена
информацией и компьютерного моделирования производственных процессов.
Процент рутинных умственных и физических задач в экономике снижается, а
доля нерутинных аналитических и интерактивных задач возрастает.
Возникающая в итоге новая кадровая политика требует от работников
способности гибко реагировать на сложные проблемы, эффективно
использовать коммуникации, обрабатывать информацию, работать в команде,
использовать информационные технологии и производить новые знания.
Сегодня новым вызовом для традиционной системы образования
становится необходимость закладывать основы цифровой грамотности на всех
уровнях образования, а это требует профессионального развития
преподавателей и учителей. Вопросы формирования цифровой грамотности в
системе общего образования решаются на основе обзора опыта принятия
решений по данной проблеме в разных странах, в том числе по развитию
интеграции ИКТ в образовательные программы, в информационную
образовательную среду сетевого взаимодействия школ и управления школами
на основе использования ИКТ.
Цифровая грамотность и базовые компетенции
Цифровую грамотность следует развивать в связи с общими задачами
образования: если использование ИКТ является базовым навыком, оно должно
быть включено в школьную программу. Представляется, что цифровая
грамотность оказывает благотворное воздействие на формирование других
базовых навыков и компетентностей учащихся. Постоянно растет объем
национальных и международных свидетельств позитивного влияния цифровых
технологий на общие измеряемые результаты обучения.
Цифровая грамотность способствует успешному обучению: учащиеся
легче получают доступ к информации по мере того, как растет объем баз
данных цифровых хранилищ, а это упрощает доступ по сравнению с работой с
традиционными, бумажными ресурсами обучения. Компонентом цифровой
грамотности является и управленческая информация, предоставляемая
учащимся и используемая ими в частной жизни, когда они вступают в онлайн
сообщества и работают с различными сетями. С другой стороны,
интегрированная и оценочная информация становится частью навыков,
осваиваемых в классе, когда учитель выступает как эксперт по оценке
информации, показывая ученикам различия между надежными и бесполезными
Наиболее важны компоненты цифровой грамотности общие для
будущих пользователей компьютера и профессионалов в области ИКТ –
доступ, управление, оценка, интеграция, создание и коммуникационный
обмен информацией в индивидуальной или коллективной работе в сети,
поддержка компьютерных технологий, веб-среда для обучения, работы и
досуга. Эти навыки напрямую связаны с базовыми компетенциями,
следовательно, цифровая грамотность так же насущна, как и традиционная
грамотность – чтение и письмо, математические навыки и управление
Доступ к информации определяется как идентификация информационных
источников, а также освоение способов сбора и получения информации, что
является одним из базовых компонентов грамотности. Цифровая среда
значительно увеличивает объем потенциальных источников знаний. Однако
поиск информации в этой среде требует более изощренных навыков по
управлению информацией. При использовании Интернета не всегда возможно
применить существующие традиционные организационные или
классификационные схемы для оценки содержания источника. Например,
книги и журналы могут оцениваться по репутации их издателя, но большинство
веб-сайтов не имеет указаний на то, что они созданы уважаемым учреждением,
Оценка информации (вынесение суждений о ее адекватности,
актуальности, пользе, качестве, релевантности или эффективности) играет
здесь особую роль. Способность определить авторитетность или время
создания источника информации, полученного онлайн, предполагает наличие
навыков цифровой грамотности, которые человек может приобрести лишь в
результате обучения и практического опыта. Таким образом, управление
информацией стало насущной частью программ формирования цифровой
грамотности, которая, в свою очередь, опирается на другие виды грамотности и
обеспечивает учащихся инструментарием для их развития.
Интеграция – еще один навык, связанный с базовыми компетенциями. В
случае цифровой грамотности этот навык предполагает интерпретацию и
репрезентацию информации с использованием инструментов ИКТ. Самая
трудная задача – научиться синтезировать, суммировать, сравнивать и выявлять
противоречия в информации, получаемой из разнообразных источников.
Интеграция требует решения определенных технических задач: зачастую
разные типы данных должны обрабатываться одновременно.
Следовательно, для процесса интеграции необходима и визуальная, и
вербальная грамотность, чтобы сопоставлять и увязывать друг с другом тексты,
таблицы и изображения. Учебные программы, сформированные с встраиванием
ИКТ в конкретные учебные дисциплины, приобретают в этом контексте
особую ценность и ориентированы на междисциплинарный подход.
Создание новых знаний – ключевая задача всех основных видов
грамотности. Аналогичным образом построение новой цифровой информации
путем адаптации, применения компьютерных программ, дизайна, изобретения
или разработки авторских материалов также составляет ядро цифровой
грамотности. Владение ИКТ входит в число первейших технических навыков,
способных поддерживать процесс творчества. И КТ стимулируют
формирование новых методов творчества и жанров в науке и искусстве.
Наконец, коммуникации представляют собой важный компонент основных
видов грамотности, который радикально изменился в цифровую эпоху. И КТ
обеспечивают более быструю передачу информации и более убедительную ее
презентацию для более широкой аудитории, чем могли предоставить любые
прежние средства коммуникаций. Цифровая грамотность может поддерживать
другие виды грамотности, предоставляя наиболее адекватный и удобный канал
коммуникации с целью адаптации и предоставления информации во множестве
Для того чтобы развить у учащихся навыки, адекватные XXI веку,
работники образования должны научиться уверенно использовать ИКТ и
интегрировать цифровую грамотность с другими своими профессиональными
компетентностями в жизни. Молодые преподаватели, родившиеся уже в
цифровую эру, могут стать хорошим примером таких специалистов, активно
использующих ИКТ, но пока не обязательно обладающих достаточной
грамотностью для применения ИКТ в учебном процессе. Цифровая
грамотность преподавателей должна включать в себя знания и навыки в
области образовательной политики и этики применения ИКТ, они должны
следить за темпом инноваций в цифровом образовании. Цифровая грамотность
преподавателей должна включать в себя способность эффективно использовать
ИКТ в обучении, профессиональном развитии и организации учебной
деятельности, разнообразные комплексы навыков, необходимых в этих сферах.
Оценка уровня цифровой грамотности
Наиболее распространенным инструментом для оценки цифровой
грамотности является электронное или цифровое портфолио – собрание
электронных свидетельств, собранных и определяемых пользователем,
обычно с использованием Web.
Каждое электронное свидетельство может включать электронный текст,
файлы с изображениями, мультимедиа, данные из блогов и гиперссылки.
Электронные портфолио одновременно являются демонстрацией умений
пользователя и платформой для самовыражения, а также, если они размещены в
Интернете, ими можно динамично управлять на протяжении необходимого
времени. Некоторые электронные портфолио имеют установки, позволяющие
варьировать степень доступа аудитории, так что их можно использовать для
Вот три основных типа электронных портфолио, хотя о них можно
говорить и в других контекстах:
направленное на развитие (например, рабочее);
рефлексивное (например, учебное);
презентационное (например, пакет образцов работы).
Портфолио, направленное на развитие, – это регистрация того, что автор
сделал за определенный период времени, оно может быть структурировано в
связи с результатами пользователя. Рефлексивное портфолио включает личные
размышления по поводу контента и оценки того, что он означает для развития
владельца портфолио. Презентационное портфолио показывает достижения
владельца в плане конкретной работы или в отношении поставленных целей,
следовательно, оно составлено избирательно. Когда оно используется для
заявки на получение работы, его можно назвать «карьерным портфолио». Три
основных типа могут соединяться для достижения определенных учебных,
личных или деловых целей; владелец электронного портфолио обычно сам
определяет уровень доступа к нему.
1. Тимофеева Н. М. Цифровая грамотность как компонент жизненных
2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Электронный
ресурс. Доступ: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
3. Кучмаева О. В., Ростовская Т. К., Рязанцев С. В. Вызовы цифрового
будущего и устойчивое развитие России. Социально-политическое положение и
демографическая ситуация в 2017–2018 годах. М.: ИСПИ РАН, 2018.
4. Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной
грамотности II Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества
(МЦБС), Москва. 2013. С. 68.
5. Шариков А. В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности.
Журнал исследований социальной политики. 2016. Т. 14. № 1. С. 87-98.
6. Давыдов С. Г., Логунова О. С. Проект “Индекс цифровой грамотности”:
методические эксперименты. Журнал «Социология: методология, методы,
математическое моделирование». 2015. № 41. С. 120-141.
7. Давыдов С. Г., Логунова О. С., Шариков А. В. Цифровая грамотность
российских регионов: индустриальный взгляд. X VII Апрельская
международная научная конференция по проблемам развития экономики и
общества: в 4 кн. Кн. 3. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 238-246.
УДК 37.016:004.9 DOI 10.37972/chgpu.2020.79.44.020
О. В. Елъцова1’2, М. В. Емельянова 1 К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
‘Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я, Яковлева, г. Чебоксары, Россия
2Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Надыма, г. Надым, Россия
Аннотация. В настоящей статье автором рассматривается вопрос о цифровой грамотности. Изучаются роль цифровой грамотности в современном обществе, история возникновения понятия. Приводятся ведущие определения и подходы к структуре понятия «цифровая грамотность». Рассмотрены основные компоненты цифровой грамотности, определена необходимость формирования цифровой грамотности на всех уровнях образования. Сделан вывод о том, что цифровая грамотность – важнейший навык, необходимый для успеха в XXI веке, наравне с умениями критически мыслить, вести коммуникацию, сотрудничать, решать проблемы.
Ключевые слова: грамотность, цифровая грамотность, цифровые компетенции, цифровое потребление, цифровая безопасность.
О. V. Eltsova1’2, M. V. Emelyanova1 ON THE CONCEPT OF DIGITAL LITERACY
‘/. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia 2 Secondary School № 3 of Nadym, Nadym, Russia
Abstract. This article addresses the issue of digital literacy; considers the role of digital literacy in modern society, the origin of the concept; provides the key definitions and approaches to the structure of digital literacy. The article also considers the main components of digital literacy, determines the need to develop digital literacy at all the levels of education; concludes that digital literacy is the most important skill for being successful in the 21st century along with the ability of critical thinking, communication, cooperation and problem solving.
Keywords: literacy, digital literacy, digital competences, digital consumption, digital security.
Актуальность исследуемой проблемы. В современном обществе цифровая грамотность является одним из важных личностных образований человека. Цель статьи -проанализировать содержание и структуру понятия «цифровая грамотность», используемые в современных исследованиях.
Материал и методика исследований. В ходе исследования осуществлен анализ научной литературы, нормативных документов, педагогического опыта; применялись также такие методы, как сравнение, классификация, педагогическое наблюдение, обобщение, моделирование.
Результаты исследований и их обсуждение. Способность человека успешно заниматься той или иной практической деятельностью обозначают такими категориями, как «грамотность», «квалификация», «компетентность», «образованность». Каждая из этих категорий сейчас используется и на практике, и в теоретических исследованиях,
представляя собой грани указанной способности. Ключевой среди них является грамотность, так как она состоит из знаний, умений и навыков, заключающихся в способности оперировать знаковыми системами искусственных и естественных языков при восприятии и выполнении поставленных задач; это способность современного человека действовать в соответствии с объективной логикой окружающего предметного мира и достигать поставленных целей.
В рамках формирования информационного общества, доступного для всех, ЮНЕСКО в 2000 г. была учреждена программа «Информация для всех» (http://www.ifapcom.ru). Была установлена область деятельности программы, прежде всего связанная с использованием человеческих ресурсов и возможностей для современного информационного мира.
Итак, цифровая грамотность – это достаточно важное образование личности, она оказывает влияние на все области человеческой жизни и профессиональной деятельности.
Но что включает в себя это понятие в современном мире? Все исследователи говорят о том, что нельзя отождествлять обычную грамотность и цифровую. Цифровая грамотность позволяет человеку, обладающему ей, быть интеллектуально мобильным, взаимодействовать с людьми так, как это не может сделать человек, владеющий только традиционной грамотностью.
Впервые понятие «цифровая грамотность» ввел Пол Гилстер в 1997 году, который рассматривал ее как умение воспринимать предоставленную в широком круге источников и во множестве разнообразных форматов информацию, пользоваться ею с помощью компьютеров. По П. Гилстеру, в настоящее время работа в интернете с гипертекстом, который предлагает возможность быстрого перемещения от одного ресурса к другому, способствует возникновению новых шаблонов поведения, изменению образа действий человека при общении. Возникает сетевое мышление, основной характеристикой которого можно назвать высокую степень информационно-коммуникационной активности.
Г. У. Солдатовой предложена четырехкомпонентная структура цифровой компетентности, включающая в себя:
– умения и навыки;
– ответственность (в том числе безопасность).
На текущий момент едва ли можно назвать нашу страну лидером цифровизации: доступность интернета в России по сравнению с Европой до сих пор достаточно низкая -чуть более 70 % против 90 %; далеко не у всех есть кредитные карты, и не каждый россиянин в состоянии записаться к врачу через сайт «Госуслуги». Более того, согласно исследованию НАФИ, лишь 42 % россиян пользуются мобильным интернетом. Преимущества сервисов в оптимизированном цифровом формате не всегда донесены до потенциальных пользователей, что создает определенный мотивационный барьер.
В 2017 году на государственном уровне был поднят вопрос о том, что повышать степень осведомленности граждан о правилах безопасного пользования цифровыми технологиями необходимо уже на уровне начальной школы. Развитие цифровой экономики и связанные с этим задачи модернизации образовательных систем и проектов – один из национальных приоритетов, указанных в указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В Российской Федерации образовательные инициативы в сфере цифровой грамотности реализуются точечно на федеральном уровне, в том числе в рамках мероприятий «Университет 20.35». В регионах комплексные образовательные программы в сфере повышения цифровой грамотности детей и молодежи развиты недостаточно. Это повышает риски для учащихся и молодежи в их личностной и профессиональной деятельности в сфере информационных технологий (кибербезопасность, цифровая гигиена и медиапотребление, использование интернет-сервисов, в том числе финансовых и т. д.).
Под цифровым потреблением понимается использование услуг интернета для жизни и работы. Сюда входят: стационарный интернет, который есть сейчас почти в каждом доме; мобильный интернет; цифровые устройства, которыми люди начинают пользоваться иногда до того, как начинают говорить; интернет-СМИ, новости; социальные сети разных форматов; государственные услуги; облачные технологии для хранения и передачи данных.
Цифровыми компетенциями называют навыки эффективного пользования технологиями. К ним относятся поиск информации в разнообразных источниках, использование цифровых устройств и функционала социальных сетей, покупки в интернете, совершение финансовых операций с использованием технологий, производство медийного контента, синхронизация устройств, критическое восприятие информации.
Цифровая безопасность обозначает в рамках цифровой грамотности такие основы сетевой безопасности, которые включают в себя защиту персональных данных, формирование надежных паролей, обращение только к легальному контенту, сетевой этикет, репутацию в Сети, создание резервных копий информации, хранение.
Прошло не так много лет, но понятие цифровой грамотности, которое ранее отождествлялось только с умением человека использовать компьютер, теперь воспринимается как весьма серьезный инструмент информационной деятельности и рассматривается наряду с другими понятиями, связанными с технологической грамотностью, такими как компьютерная грамотность, ИКТ-грамотность. Информационное общество нацелено на потребителя электронных услуг, и цифровая грамотность содействует обретению гражданами важных жизненных навыков. Цифровая грамотность является катализатором развития современного человека.
Компонент Знания Навыки Установки в отношении
Информационная грамотность Отличительные черты информации и различные источники информации Поиск соответствующей запросу информации и ее сопоставление Польза и вред информации
Компьютерная грамотность Устройство компьютера, его функции Использование компьютера и аналогичных устройств Роль компьютера в ежедневной жизни
Медиаграмотность Медиа-контент и его источники Поиск новостей и проверка их достоверности Достоверность информации, сообщаемой через СМИ
Коммуникативная грамотность Специфика диалога при цифровой коммуникации Использование современных средств коммуникации Сетевой этикет
Технологические инновации Современные технологические тенденции Работа с гаджетами и приложениями Польза технологических инноваций
Предлагаем использовать следующее определение: цифровая грамотность – знания, умения и мотивация в области разработки, безопасного и эффективного использования и применения цифровой информации и ресурсов. Цифровая грамотность предусматривает овладение знаниями, закрепление, освоение и эффективное использование навыков и умений.
Рассмотрим компоненты цифровой грамотности:
Когнитивный компонент структуры цифровой грамотности характеризуется системой знаний прикладного характера, являющихся ядром цифровой грамотности.
Деятельностный компонент содержит умения, навыки эффективного осуществления базовых операций самостоятельной работы с цифровыми ресурсами, а также способы планирования и деятельности по решению задач с использованием цифровых данных и ресурсов.
Нацеленность на создание сознательной потребности человека в компетентном использовании цифровой среды характеризует мотивационную составляющую цифровой грамотности.
В понятии «цифровая грамотность» выделяются шесть главных умений:
– найти нужную информацию в интернете и быть в состоянии оценить ее достоверность и качество;
– произвести анализ проблемы и подобрать те цифровые инструменты, которые смогут найти ее решение;
– непрерывно обучаться в течение всей жизни, используя доступность информации;
– оценивать постоянно меняющиеся технологические инструменты и выбирать их них наиболее подходящие для решения конкретной проблемы;
– обучаться и перестраиваться, чтобы успешно работать с постоянно обновляющимися цифровыми инструментами;
Учитывая современный уровень использования технологий, а также благоприятные условия для развития грамотного общества, мы считаем, что цифровую грамотность и детей, и молодежи необходимо повышать. Сложность современного информационного мира в том, что доступность технологий и умение искать нужную информацию не обеспечивают наличия у молодежи навыков, необходимых для успешного существования в цифровом обществе. Уверенно пользующиеся технологиями дети и молодые люди часто переоценивают свои умения. Им не хватает знаний для эффективного использования технологий, критической оценки своих умений, они не могут избежать риска и подвергают себя опасности. Формирование и развитие цифровой грамотности должно давать молодым людям навыки не только необходимые, но и востребованные.
Использование цифровых образовательных ресурсов может стать эффективным инструментом обучения, воспитания и развития школьников и подготовки их к жизни в цифровом обществе.
Специально разработанные программы и мероприятия для детей и подростков по формированию и развитию цифровой грамотности необходимы. Благодаря им подрас-
тающее поколение сможет научиться безопасно, разумно, ответственно и эффективно пользоваться доступными цифровыми и интернет-ресурсами, критически осмысляя происходящее. Вместе с тем молодым людям необходимо овладевать навыками, необходимыми для успешной жизни в XXI веке. Цифровая грамотность сегодня – это, разумеется, ответственность не только образовательных организаций. Семья, общество, библиотека, бизнес также должны сыграть свою роль.
Цифровая грамотность является важнейшим навыком, который в условиях XXI века необходим для успешности ничуть не меньше, чем умение критически мыслить, а также умение решать проблемы, сотрудничать и общаться друг с другом. Некоторые исследователи называют цифровую грамотность столь же важной, как умение читать и писать, давая ей название «четвертой грамотности». Большое значение имеет повышение цифровой грамотности как отдельного гражданина, так и населения всей страны в целом. Если говорить об уровне цифровой грамотности отдельного человека, мы считаем, что от способности человека находить необходимую информацию в условиях огромных объемов данных, передавать ее, использовать возможности, открывающиеся с появлением цифровых ресурсов, напрямую зависит, сможет ли он адаптироваться к требованиям современности. Человек, обладающий цифровой грамотностью, может отбирать нужную ему информацию из огромных потоков данных в интернете, он понимает, как устроен виртуальный мир, и способен быть в цифровой среде в безопасности. Если говорить о населении России, то общий уровень цифровой грамотности складывается из уровней цифровой грамотности каждого гражданина. А это, в свою очередь, влияет на культурный уровень населения, на то, способен ли человек в эпоху цифровой экономики внести свой вклад для выведения страны на передовые позиции в сфере инноваций. Поэтому мы считаем, что программы развития цифровой грамотности должны внедряться уже в школьное образование.
Резюме. Цифровая грамотность учащегося – личностное образование субъекта, включающее следующие компоненты: систему знаний, умений и навыков в сфере использования цифровых ресурсов и цифровой информации, положительную мотивацию к цифровой активности, положительный опыт работы в Сети; позволяющие находить, оценивать, использовать, распространять и создавать контент при помощи современных информационных технологий. Рекомендуемое включение в школьное образование программ развития цифровой грамотности позволит детям и молодежи осознанно выбирать релевантную информацию из большого потока, понимать, как работает виртуальный мир, и не подвергать себя опасности в цифровой среде.
2. Гендина И. И. Информационная грамотность в контексте других видов грамотности: дайджест зарубежного опыта : по материалам докладов // Школьная библиотека. – 2009. – № 9-10. – С. 28-39.
3. Давыдов С. Т., Логунова О. С. Проект «Индекс цифровой грамотности»: методические эксперименты // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4M). -2015. -№41. – С. 120-141.
4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / под ред. Б. Дендева. – М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013.-320 с.
9. Цифровая компетентность подростков и родителей : результаты всероссийского исследования / Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова. – М. : ФондРазвития Интернет, 2013. – 144 с.
ХО. Хуатэн Ма. Цифровая трансформация Китая. Опыт преобразования инфраструктуры национальной экономики. – М. : Альпина Паблишер, 2019. – 250 с.
Статья поступила в редакцию 25.10.2019
2. Gendina N. I. Informacionnaya gramotnost’ v kontekste drugih vidov gramotnosti: dajdzhest zarabezhnogo opyta : po materialam dokladov // Shkol’naya biblioteka. – 2009. – № 9-10. – S. 28-39.
3. Davydov S. G., Logimova O. S. Proekt «Indeks cifrovoj gramotnosti»: metodicheskie eksperimenty // Sociologiya: metodologiya, metody, matematicheskoe modelirovanie (4M). -2015. – № 41. – S. 120-141.
4. Informacionnve i kommunikacionnye tekhnologii v obrazovanii / pod red. B. Dendeva. – M. : НТО YuNESKO, 2013, – 320 s.
9. Cifrovaya kompetentnost’ podrostkov i roditelej : rezul’taty vserossijskogo issledovaniya / G. U. Soldatova, T. A. Nestik, E.-1. Rasskazova, E.-Yu. Zotova. – M. : Fond Razvitiya Internet, 2013. – 144 s.
10. Huaten Ma. Cifrovaya transformaciya Kitaya. Opyt preobrazovaniya infrastruktury nacional’noj ekonomiki. – M. : Al’pina Pablisher, 2019. -250 s.
The article was contributed on October 25, 2019
Сведения об авторах