ЗНАЧЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

Региональный общественный центр интернет технологий (РОЦИТ) — одна из старейших общественных организаций Рунета, которая занимается созданием дружественной интернет-среды и популяризацией интернеттехнологий с 1996 года, проводит всероссийское исследование, которое позволит оценить уровень знаний россиян о современных технологиях и электронных услугах (сайт доступа — Индекс цифровой грамотности). В основу положены следующие основные понятия: цифровая грамотность, цифровое потребление, цифровые компетенции, цифровая безопасность.

– набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Включает в себя: цифровое потребление; цифровые компетенции; цифровую безопасность.

– использование интернет услуг для работы и жизни. Включает в себя: фиксированный интернет, мобильный интернет, цифровые устройства, интернет-СМИ, новости, социальные сети, Госуслуги, телемедицину, облачные технологии.

навыки эффективного пользования технологиями. Включают в себя: поиск информации, использование цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, финансовые операции, онлайн-покупки, критическое восприятие информации, производства мультимедийного контента, синхронизация устройств.

– основы безопасности в Сети. Включает в себя: защиту персональных данных, надежный пароль, легальный контент, культуру поведения, репутацию, этику, хранение информации, создание резервных копий.

Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало  рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью. Цифровая грамотность служит катализатором развития, потому что содействует самообразованию и приобретению других важных жизненных навыков гражданина информационного общества, потребителя электронных услуг. Ц ИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ Компьютерная грамотность включает и пользовательские, и специальные технические навыки в области компьютеров.

включает коммуникационную составляющую как набор пользовательских навыков для использования сервисов и культурных предложений, которые поддерживаются компьютером и распределяются через Интернет, и информационную составляющую, которая сосредоточена на ключевых аспектах общества, основанного на знаниях: способности оптимальным образом находить, получать, выбирать, обрабатывать, передавать, создавать и использовать цифровую информацию.

2 для оценки цифровой грамотности педагогов  применяется подход основанный  на оценке индикаторов информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, медиаграмотности и отношения к технологиям. Каждый из перечисленных индикаторов оценивается в трех аспектах: когнитивном (знания), техническом (навыки) и этическом (установки):

• когнитивный аспект характеризует то, как человек оценивает и создает информацию, критически подходит к работе с ней, компьютером, медиа, как он коммуницирует с другими пользователями и как относится к технологиям;

• технический аспект отражает умение найти нужную информацию, медиаматериал, а также понимание того, как работают цифровые устройства и новые технологии;

• этический аспект оценивает установки людей на следование общепринятым нормам при использовании инструментов цифровой среды. Например, понимание необходимости проверять достоверность информации и ее источников, соблюдение норм общения в сети и т. д.

Какими ключевыми компетенциями должен обладать учитель будущего?

— И сейчас, и в будущем учитель не только должен давать готовые знания, но и научить ученика добывать их и грамотно использовать: его задача научить детей учиться. Ключевыми компетенциями, которыми должен обладать учитель будущего, с одной стороны, являются ИКТ-компетенции. Педагог должен демонстрировать знания современных технологических тенденций, навыки работы с электронными образовательными ресурсами, современными гаджетами и приложениями.

С другой стороны, учитель будущего должен владеть soft skills компетенциями: иметь высокий уровень эмоционального интеллекта, уметь работать в команде, эффективно выстраивать коммуникацию, проявлять лидерские качества и принимать оперативные решения.

опубликовал список необходимых цифровых педагогических компетенций современного педагога. Всего в списке десять цифровых навыков:

Результаты оценки уровня цифровой грамотности показывают, что две трети учителей и преподавателей имеют достаточно знаний, навыков и следуют верным установкам. Тем не менее существует необходимость развития у педагогов: • знаний в области современной ком       пов их работы • навыков использования современных технологий (гаджетов и приложений) • установок в области верификации ин

Данный шаг является необходимой предпосылкой для последующего развития ИКТ-компетенций, применяемых в профессиональной деятельности педагогами.

Сайт классный руководитель XXI века «Классный руководитель XXI века» – сетевое методическое объединение, в котором о классном руководстве есть практически всё. Вашему вниманию представлены авторские материалы – своеобразная методическая копилка современного классного руководителя:

Кроме методической копилки классного руководителя в сообществе «Классный руководитель XXI века» вы найдете обсуждение по важнейшим, ключевым вопросам. Традиционными рубриками стали:

Сайт для классных руководителей

На страницах этого сайта Вы найдете следующую информацию:

Сайт pedsovet.su для классного руководителя

) содержит подборку очень полезных рубрик. Например, беседа «Музыка и мы» помогает выявить уровень музыкальной культуры студентов, совершенствовать умение понимать характер и содержание музыкальных образов, развивать потребность общения с серьезными произведениями. Устный журнал «Наш друг – кино» знакомит ребят с историей возникновения советского кинематографа, со спецификой и жанрами киноискусства; способствует развитию зрительской активности, художественного вкуса, формированию навыков киновосприятия и стремления к самовоспитанию. В статьях «Не погибай по неведению» представлено много разнообразной познавательной и полезной информации различных времен и народов.

«Сценарии школьных и внешкольных праздников») классные руководители, учителя, педагоги-организаторы, заместители директора по воспитательной работе смогут найти самые разные разработки. С их помощью можно подготовить и провести любое мероприятие -1 сентября, День знаний, День учителя, праздник Золотой осени, Новогодний бал, 23 февраля, День защитника Отечества, День святого Валентина, 8 Марта, Последний звонок, Выпускной бал, Вечер встречи выпускников и другие. Кроме того, здесь есть театрализованные представления, сценки, юмористические пьесы, мини-представления, сценарии КВН, авторские, театральные традиционные сценарии с участием сказочных героев и персонажей.

«Добрая дорога Детства») есть сказки по Правилам дорожного движения и всевозможные методические разработки для педагогов. Архив содержит массу материалов для подготовки мероприятия, познакомит с различными формами организации работы в направлении предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма в других регионах страны, проинформирует о различных конкурсах. На сайте действует школа безопасности, ответы на задания которой дети могут присылать в редакцию. Здесь же можно узнать об условиях проведения соревнований «Безопасное колесо», о конкурсе среди образовательных учреждений на лучшую организацию профилактической работы, а также отследить статистику по ДТП в вашем регионе. Еще тут есть интересные странички, посвященные истории нашей Родины, ее памятникам, событиям.

School Goes Digital Межшкольного Ресурсного Центра) – один из самых интересных. На нем представлено более 30 активных ссылок на различные интернет-ресурсы для классных руководителей. Здесь есть сценарии школьных мероприятий, электронные презентации для классных часов, форум для вожатых, информация об этикете и многое другое.

«Внеклассные мероприятия» () представлен полный цикл календарных, школьных и тематических праздников для детей младшего и среднего возраста. Предлагаются лучшие сценарии, утренники, викторины, КВНы, беседы, а также конкурсы, игры, эстафеты, загадки, ребусы, кроссворды и сказки. Продумана программа мероприятий, учитывающая познавательные интересы школьников определенного возраста. Все это сделано с учетом конкретных условий – в школе, техникуме, на природе, на переменах,  во внеурочное и каникулярное время. Преподавателям, методистам, социальным работникам этот сайт поможет сделать праздничные мероприятия действительно интересными и запоминающимися детям.

Интернет-сообщество Екатерины Пашковой ) даст любому классному руководителю множество полезных материалов для подготовки классного часа, родительского собрания. Сайт поможет организовать работу с учащимися, стоящими на  учете, составить «Расписание классного руководителя», подобрать нужную форму работы с одаренными детьми, семьей и так далее. Здесь есть анкета для учащихся или родителей, с помощью которой гораздо проще анализировать те или иные ситуации. Очень много презентаций для проведения различных праздников. Все это помогает сэкономить время подготовки мероприятия, сделать его более содержательным и красочным.

Статья по теме:

«Компьютерная грамотность, как компонент функциональной грамотности в школе»

учитель начальных классов

Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится всё более зависимым от информационных технологий и будущее неизбежно потребует от сегодняшних школьников и педагогов большого запаса разнообразных знаний, включая и знания информационных технологий. Информационно-компьютерная грамотность педагога должна развиваться и совершенствоваться на уровне элементарной, функциональной и системной компетентности.

Давайте же разберем, что такое «функциональная грамотность», в частности и «компьютерная грамотность».

) — владение минимальным набором знаний и навыков работы на , использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества.

Понятие «компьютерная грамотность» возникло в годы компьютеризации образования. К концу 80-х годов XX века содержание понятия компьютерной грамотности стало системным и включало представление о новых информационных технологиях, основных понятиях алгоритмизации и программирования. Компьютерная грамотность определяется как знание основ вычислительной техники и языков программирования

Компьютерная грамотность даёт знания об информационном обществе и компьютеризации, умение и навыки пользования компьютером и личностных качеств, обеспечивающих успешность создания гибридного  Позволяет широко использовать компьютер в качестве средства познавательной деятельности.

Обучение компьютерной грамотности предполагает не только изучение информационной технологии, т. е., не ограничивается чисто техническим подходом. Важно создать условия для формирования у людей новых, современных представлений о роли информации и информационных процессов в природе, чтобы они могли ориентироваться в огромном океане информации, и помочь усвоить правила работы с самой разнообразной информацией.

Содержание компьютерной грамотности сформировалось к концу 90-х гг., и, согласно Г. К. Селевко (академик Международной академии наук педагогического образования, профессор, автор «Энциклопедии образовательных технологий»)

Можно сделать вывод, что компьютерная грамотность включает знание того, как, когда и где следует применять компьютер. Следовательно, «компьютеризация» означает техническое оснащение, а понятие «информатизации» – явление социальное.

Информатизация есть период развития человеческой цивилизации, характеризующийся изменениями в производственной сфере, увеличением доли информационной составляющей и охватывающий, период примерно с 50-х годов XX столетия и по настоящее время.  Информатизация рассматривается и как процесс, и как явление, влияющие на становление информационной цивилизации.

Процесс информатизации школьного образования можно разбить на четыре этапа:

Компьютер нужен учителю как дополнительный, а может быть, и как основной инструмент в учебном процессе. Это уже не роскошь – это необходимость. Учитель должен уметь пользоваться компьютерной техникой, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Информационная культура постоянно меняется и учитель должен не стоять на месте, а двигаться вперед.

Использование ИКТ на школьных уроках –совершенствование, разработка новых методик и программ актуальны на сегодняшний день, именно компьютер поможет школьникам оживить сухие строки учебника, наглядно представить явления, наблюдение которых невозможно организовать в школе по техническим или природным условиям. Удачная учебная программа заставит ученика занять активную позицию исследователя, а не наблюдателя, почувствовать значимость изучаемого предмета для его жизни.

Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс позволяет наряду с традиционными методами обучения использовать моделирование, проектирование и программирование, которые способствуют межпредметной интеграции знаний, творческому развитию мышления, активизируя учебную деятельность школьников.

По мнению экспертов, новые компьютерные технологии обучения позволяют повысить эффективность занятий по естественнонаучным дисциплинам на 30%.

Мультимедийные презентации, выполненные с использованием приложения PowerPoint и содержащие текст, формулы, рисунки, анимации, звуковые и видеофрагменты, позволяют рационально организовать урок, сделать его более наглядным и насыщенным, активизировать познавательную деятельность учащихся.

Внедрение новейших информационных технологий в учебно– воспитательном процессе позволяет преподавателям воплотить свои педагогические идеи, представить их вниманию коллег и получить оперативный отклик, а учащимся дает возможность без помощи других выбирать образовательную траекторию – последовательность и темп исследования тем, систему тренировочных заданий и задач, методы контроля знаний.

Всемирный день компьютерной грамотности принято ежегодно отмечать 2 декабря, начиная с 2001 года.

В российском образовательном интернет-пространстве немного творческих площадок, где учитель мог бы сам создавать дидактические игры, тренажёры, тесты.

Наш учитель всегда жаждет творчества. И ему, как правило, недостаточно готовых решений, которые размещаются на образовательных сайтах и порталах. Современный учитель хочет сам создавать тесты, тренажёры, дидактические игры.

Разнообразие конструкторов поможет учителю готовить тренажёры, тестеры, дидактические игры, направленные на различные уровни обученности детей, на формирование различных универсальных учебных действий.

Я хочу познакомить Вас с несколькими платформами, которые будут помощниками Вам при планировании уроков, проведение проверочных работ, контроле знаний. Большой плюс, что многие платформы можно использовать детям на мобильном телефоне.

Руководитель проекта — Павел Китьян, собравший вокруг себя молодую команду.

еТреники – это онлайн-конструктор, который позволяет создавать 5 типов учебных тренажёров.

Сервис полностью русскоязычный и бесплатный. Редактор довольно простой. Есть возможность изменять размер шрифта, что позволяет адаптировать тренажёры к воспроизведению на любых устройствах. Все готовые разработки публикуются в общем доступе.

Пользоваться данными конструкторами крайне просто.

С его помощью можно создавать тесты на соответствие. Правда, вместо обычно принятого перетаскивания объектов (drag and drop) или графического отображения с помощью линий разработчики придумали оригинальную физическую модель.

Своеобразие тренажёра в том, что он укрепляет навыки пространственного мышления. Ученик изначально должен мысленно представить себе путь, по которому должен пройти блок.

Затем быстро перестроить перегородки в нужном направлении.

Фактически любой учитель-предметник может найти применение данному тренажёру. Вовсе не обязательно вписывать слова. Это может быть тренажёр по устному счёту.

Большим плюсом конструктора является возможность редактировать размеры шрифтов.

Это очень важно для использования тренажёра в классе на большом экране или интерактивной доске.

Конструктор позволяет учитывать способности учеников и их возрастную категорию.  Для этого вам необходимо внести коррективы в задержку начала движения блока.

Тест на соответствие. Ученик  должен соотнести текстовые подписи с точками на карте.

Надпись перетягивается учеником к предполагаемому географическому объекту. Итоги о выполнении теста ученик получает цветными кружками, так и количественными данными. Такой тренажёр будет весьма полезен на уроках окруж.мира, географии и истории. Возможности конструктора намного возрастут, если в качестве подложки можно было бы использовать любые карты и даже изображения.  Например, атлас органов человека или строение почвы и т.п.

Данный конструктор предназначен для создания тренажёров по разбору слов по составу. Такого рода тренажёры можно использовать не только на уроках русского, но и других языков.

полностью бесплатный онлайн-сервис, с помощью которого можно самостоятельно создавать интерактивные упражнения с целью проверки и закрепления полученных знаний.

Сервис предлагает на выбор 21 шаблон для разработки упражнений и игр:

Можно создавать упражнения не с нуля, а использовать готовые работы, выполненные другими авторами. Их можно посмотреть в разделе . Готовые работы как нельзя лучше подходят в качестве шаблонов, ведь в них можно просто поменять несколько данных на нужные. И вот уже готово идеальное для вашего урока упражнение!

Чтобы создать новое упражнение, нужно нажать соответствующую кнопку

Затем выбрать нужный шаблон (раскроется окно с примерами упражнений этого шаблона, что дает возможность понять принцип задания, которое предстоит выполнить), нажать кнопку Создать новое упражнение

Заполните все поля в выбранном типе упражнения:

После заполнения всех полей нажмите кнопку Завершить и показать в предварительном просмотре

Прорешайте задание в предварительном просмотре: если что-то надо изменить, то нажмите Настроить ещё раз, если все готово, то нажмите

После создания интерактивного задания, его требуется сохранить на свой компьютер, либо сделать общедоступным для всех пользователей сервиса. С учениками можно делиться ссылкой на упражнение или QR-кодом, а также есть возможность встроить готовое задание на сайт, доску Miro и другие сервисы.

Wordwall – многофункциональный онлайн-инструмент для создания как интерактивных, так и печатных материалов. Алгоритм работы примерно такой же, как в LearningApps. Однако качество шаблонов в Wordwall и функциональные возможности выше, а создавать упражнения там ещё проще.

Сервис предлагает 3 тарифных плана: бесплатный базовый, стандартный и профессиональный.

Создание интерактивного упражнения займёт минимум вашего времени. Большим подспорьем в игре является подключение к поисковой системе Bing, которая поможет вам быстро найти нужное изображение.

Чтобы создать новое упражнение, нажмите на кнопку  Выберите шаблон и заполните все поля, при необходимости нажимая кнопку . Подсказку к созданию выбранного типа упражнения вы найдете, нажав кнопку . После заполнения всех полей нажмите

Готовое упражнение можно внедрить на сайт, отправить ссылкой или QR-кодом ученикам. Можно назначить задание, где ученик указывает свою фамилию. Благодаря этому вы сможете отследить результаты работы каждого ученика.

Взнания – конструктор для создания интерактивных материалов к урокам. Изначально сервис был ориентирован на уроки иностранного языка, но сейчас функционал всё больше расширяется. Можно создавать интерактивные уроки на заучивание или на проверку знаний, обучающие онлайн-игры и интерактивные видео со встроенными заданиями. Есть возможность проводить соревнования между учениками в режиме реального времени.

Результаты всех учеников попадают в единый журнал. Большой плюс для учителя – автоматическая проверка результатов. Легко отслеживать прогресс учеников.

Большинство нужных и эффективных функций бесплатны. Данная платформа представлена в мобильном приложении, что становится очень актуальным, так как ученик может выполнять задания, где и когда ему удобно.

OnlineTestPad– это бесплатный конструктор, с помощью которого можно создавать разнообразные онлайн-задания: тесты, кроссворды, сканворды, опросы, логические игры, диалоговые тренажёры.

Конструктор тестов предусматривает варианты 14 типов вопросов, в том числе: установление последовательности, заполнение пропусков, последовательное исключение, диктант, мультивыбор или выбор одного решения, ввод чисел и текста, добавление файлов.

Кроссворды можно создавать как классические, так и сканворды, филворды, судоку.

Вам будет доступен просмотр каждого результата, статистики ответов и набранных баллов по каждому вопросу, статистики по каждому результату. В табличном виде представлены все результаты, регистрационные параметры, ответы на все вопросы, которые вы можете сохранить в Excel.

, программа,  где можно легко превратить текст в видеоролики с визуальными персонажами. Это может быть полезно, например, при создании презентаций, обучающих видео, новостных выпусков, контента для пабликов в социальных сетях. ( Покажу на примере онлайн)

Компьютерная грамотность рассматривается сейчас как умение, такое же необходимое, как умение читать и писать.

Владение компьютерной грамотностью является сегодня одним из требований к выпускнику, и перед преподавателем информатики стоит задача выработать определенные качества, необходимые человеку, который будет учиться, работать в информационном обществе, и дать знания, необходимые для использования компьютеров в той или иной профессиональной облас

Приложение 1 (раздаточный материал).

– полностью бесплатный онлайн-сервис, с помощью которого можно самостоятельно создавать интерактивные упражнения с целью проверки и закрепления полученных знаний.

— образовательная платформа, содержащая электронные продукты для учителей. Здесь содержатся ЭФУ различных учебников и вспомогательных материалов для учителя. После регистрации педагогу будут доступны сервисы «Классная работа» и «Контрольная работа», с помощью которых легко планировать уроки, создавать презентации и красочные наглядные материалы.7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов — это удобная онлайн-платформа с продуманной навигацией, где педагог начальных классов может легко найти нужный материал. Ресурс содержит обширную коллекцию иллюстраций, фотографий и видеоматериалов для оформления презентаций, наглядных материалов или слайд-шоу.

8. « Страна мастеров» – кладезь идей для креативных учителей, детей и их родителей. На этом ресурсе можно найти различные техники рисования, лепки и конструирования. А ещё здесь содержится информация о различных выставках, конкурсах, мастер-классах и онлайн-мероприятиях для всех, кто хочет раскрыть свой творческий потенциал.

– содержит обширную подборку аудиофайлов с различными звуками: музыкальные инструменты, птицы, транспорт, насекомые, бытовые приборы, природа, люди. – интерактивный математический тренажер для 1-4 классов.

11. Сайт http://akademius.narod.ru/index1.html

Онлайн-тестирования по русскому языку, математике и истории для учащихся 1-5 классов. , программа,  где можно легко превратить текст в видеоролики с визуальными персонажами.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *