ШОРТ-ЛИСТ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА«Выставочная деятельность библиотек,обслуживающих детей: современные решения и подходы»ВЫЛОЖЕН календарный план на IV квартал 2023 года
ГБУ ДО ЦДЮТТ Московского района Санкт-Петербурга
Педагог дополнительного образования
Шибаева Татьяна Петровна
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Глава I. Теоретические подходы к вопросу формирования компьютерной
1) Что такое браузер? a) Это Internet Explorer b) Программа для поиска и просмотра на экране компьютера информации из компьютерной сети c) Программа для защиты от вирусов 2) Отметьте интернет – ресурсы, которые являются социальными сетями? a) ВКонтакте b) Яндекс c) Википедия 3) К какому типу программ относится программа MS Excel? a) графический редактор b) электронная таблица c) музыкальный проигрыватель 4) На слайде презентации может находиться: a) видеоролик b) сетевое расположение c) свойства системы 5) Какая клавиша используется для удаления неправильно введённого символа, расположенного слева от курсора? a) INS b) BASKSPACE c) DEL 6) С помощью какой программы создаются презентации: a) Power Point b) Word c) Блокнот 7) Одна из основных возможностей программы PowerPoint: a) организация вычислений b) редактирование файлов c) сохранение и демонстрация презентации 8) По нажатию на какую клавишу идет выполнение команды «Начать показ слайдов»: a) F5 b) Enter c) F1 9) Как выйти из режима просмотра презентации: a) ESC b) ENTER c) F5 10) Можно ли цвет фона изменить для каждого слайд: a) нет b) да c) по желанию
Таблица лидеров
Эта таблица лидеров в настоящее время является частной. Нажмите Поделиться, чтобы сделать ее общедоступной.
Эта таблица лидеров была отключена владельцем ресурса.
Эта таблица лидеров отключена, так как у вас и у владельца ресурса разные значения параметров.
Викторина “Игровое шоу” — это открытый шаблон. Он не создает баллы для таблицы лидеров.
Требуется вход в систему
Тема
Дополнительные форматы будут отображаться при выполнении занятия.
Цифровая грамотность. Безопасность в сети ИНТЕРНЕТ . Интернет – цензор для школ Подготовила: учитель информатики МАОУ « Шихабыловская ООШ» Александрова К. С.
Путешествия во времени – насколько мы изменились?
Цифровая грамотность — это набор знаний, умений и навыков, которые необходимы для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Что значит обладать цифровой грамотностью в современных условиях? Умение быстро находить и оценивать информацию; Уметь создавать собственный алгоритм чтения; Умение быстро создавать связи между идеями и опытом; Умение снимать, копировать и редактировать цифровые фотографии и видео; Умение создавать мультимедийные документы; Умение создавать и поддерживать динамические онлайн профили и управлять большими и сложными онлайн социальными сетями; Умение эффективно учиться и ориентироваться в онлайн-мирах и взаимодействовать в виртуальных средах; Умение защитить свои личные данные от неправомерного использования другими. Цифровая грамотность — это набор знаний, умений и навыков, которые необходимы для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.
По результатам исследования доля россиян, обладающих достаточным уровнем цифровой грамотности, практически не менялась на протяжении последних трех лет: э то 26% населения в 2018 году, 27% – в 2019г., 30% – в 2020 г. Россияне понимают важность компетенций в цифровой сфере. Большинство (65%) считают, что в организации, где они работают, персонал могут сократить из-за автоматизации процессов и внедрения новых технологий. Каждый четвертый работающий (24%) полагает, что сам может лишиться работы, если не будет проходить обучение в цифровой сфере. При этом чаще дополнительное обучение в области цифровой грамотности проходят те, у кого она уже и так на достаточно высоком уровне. Цифровая грамотность – будущее человечества
Объекты , являющиеся опасными в Интернете: – нежелательные программы; – защита личных данных; – мошенничество; – виртуальные «друзья»; – пиратство; – online -игры ; – этика; – критический подход к информации. Современные дети являются самыми настоящими проводниками интернет- технологий. Именно поэтому сегодня мы очень много внимания уделяем безопасному интернету. И главная наша задача – научить ребят оценивать контент, понимать, какие сайты и материалы глобальной сети станут для них незаменимыми помощниками, а какие несут в себе угрозу, представляют реальную опасность. ” Что такое цифровая грамотность?”. Это умение искать, анализировать и потреблять информацию безопасно для твоего здоровья, справляться с рисками цифровой среды и добиваться успеха в ней.
Интернет Цензор – интернет-фильтр, предназначенный для блокировки потенциально опасных для здоровья и психики подростка сайтов. В основе работы программы лежит технология “белых списков”, гарантирующая 100% защиту от опасных и нежелательных материалов.
Спасибо за внимание!
Цифровая грамотность в дошкольном образовании
С самого рождения дети имеют все более широкий доступ к целому ряду цифровых технологий. Мультимедиа неизбежно внедряется в их повседневную жизнь. А развитие цифровых технологий позволяет использовать мультимедиа в образовании детей.
Цифровая грамотность в дошкольном образовании заключается в рассмотрении возможности использования цифровых технологий в дошкольном образовании для раннего приобретения цифровых навыков как части общего развития детей дошкольного возраста.
Многие маленькие дети попадают в среду раннего обучения с разной степенью способностей к цифровым технологиям. Таким образом, для многих воспитателей дошкольного образования, обучающих цифровой грамотности в дошкольном образовании, речь идет не о технической компетентности, а скорее о способности применять эффективное педагогическое взаимодействие. Кроме того, они также понимают, что «моральная работа» также имеет больший вес, чем работа с техническими компетенциями с цифровыми технологиями в дошкольном образовании.
В дошкольном образовании, например, можно использовать аудиосказки и интерактивные доски.
Использование цифрового повествования в дошкольном образовании дает много преимуществ для детей дошкольного возраста. Рассказывание историй само по себе заставляет нас чувствовать себя частью сообщества, что также важно в условиях раннего обучения. Оно учит истории жизни и формирует ментальные модели. Это побуждает детей становиться создателями контента, а не быть просто потребителями.
Цифровые технологии и интерактивные медиа не должны заменять другие полезные образовательные мероприятия, такие как творческая игра, прогулка на свежем воздухе и социальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в дошкольных учреждениях. Поэтому педагоги должны обеспечить баланс деятельности в программах для детей младшего возраста, а цифровые технологии следует признать ценными инструментами, если они используются преднамеренно с детьми, чтобы расширить и поддержать активное, практическое, творческое и подлинное взаимодействие с окружающими.
Таким образом, цифровая грамотность в дошкольном обучении становится неизбежной необходимостью. Но на сегодняшний день необходимо разработать безопасную и эффективную программу для обучения цифровой грамоте дошкольников, создать базу необходимых материалов (программ, приложений, игр и т.д.), поскольку педагоги дошкольных учреждений не имеют таких ресурсов.
1. Абрамова И. В. Необходимость введения основ компьютерной грамотности в начальной школе и в дошкольном образовательном учреждении / И. В. Абрамова // Символ науки. – 2018. – №1. – С. 10-13.
2. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М.: ТЦ Сфера – 2019. с64
3. Ерыкова Н. А. Игры на интерактивной доске по развитию речи старших дошкольников// Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2017. – №5. – с.48-55.
4. Кулаева А. В., Хохлова Л. А. И КТ-компетентность – требование профессионального стандарта педагога// Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2020. – №10. – с. 12-19.
Библиотека для цифрового поколения
Категория: Жизнь детских библиотек
Создано 17.06.2021 14:57
Детская библиотека третьего тысячелетия – явление неординарное и многообразное. Здесь дети читают, обсуждают прочитанное, играют в литературных спектаклях, путешествуют по виртуальному миру и с удовольствием общаются. В современной библиотеке юные читатели все больше становятся не потребителями, а участниками культурного процесса, получая возможность транслировать свой собственный взгляд на мир и участвовать в его преобразовании. Когда ребенок переступает порог детской библиотеки, он должен попадать в особый мир, позволяющий реализовывать разнообразные сценарии его самостоятельного развития и досуга, приспособленный для решения многих задач. Безусловно, для этого библиотека должна предложить новые качественные услуги. В качестве традиционного книгохранилища «цифровому поколению» библиотека неинтересна. Детские библиотеки Белгородчины нуждаются в трансформации формы и содержания, необходим «апгрейд» библиотечного взаимодействия с читателями – детьми. Белгородская государственная детская библиотека А. А. Лиханова разработала областной проект «Библиотека для цифрового поколения: трансформация формы и содержания». Версия 1.0», направленный на развитие содержательной деятельности детских библиотек, повышение качества и доступности библиотечного обслуживания читателей – детей, эффективное функционирование в соответствии с запросами ребёнка, общества и государства. Первым шагом в реализации проекта стало изучение мнения юных пользователей и их родителей о библиотеках и библиотечных услугах. Проведено два этапа анкетирования, в которых приняли участие 2300 человек. Анализ анкет позволил наметить перспективы развития в современной ситуации цифровизации библиотечной деятельности. Проделана большая предварительная работа для определения вектора развития библиотечной услуги читателю-ребенку. Состоялась стратегическая сессия «Развитие детских библиотек Белгородской области», в которой приняли участие специалисты управления культуры области и специалисты библиотек области. Именно на стратегической сессии были сформированы основные модули взаимодействия детской библиотеки с современным «цифровым» поколением детей. Следующим закономерным этапом стала разработка нормативно-правовых документов: «Модельный стандарт деятельности детских библиотек Белгородской области» и «Стратегия развития детских библиотек Белгородской области». Стратегия определяет приоритетные направления развития детских библиотек на период до 2030 года. Ключевым положением, на котором базируется Стратегия, является признание детей особой группой читателей, имеющей право на приоритетное специализированное библиотечно-информационное обслуживание. Принятие Стратегии будет способствовать устойчивому развитию детских библиотек области и созданию условий для их эффективного функционирования. Для формирования привлекательного образа библиотек, расширения спектра услуг заключен договор о сотрудничестве с детским психологом. Именно психолог, на наш взгляд, необходим в современной библиотеке, т.к. важно помочь ребенку осознать важность читательской активности и повышения читательской грамотности. Используя психологические приемы и формы работы возможно приобщить к чтению наибольшее количество детей, сделать библиотеку наиболее комфортным и дружелюбным местом для ребенка. В ходе проекта в государственной детской библиотеке А. А. Лиханова создан «Центр психологии детского чтения». Психологом проведены групповые занятия для различных возрастных групп детей – подростков и младших школьников. Занятия направленны на развитие коммуникативных навыков, познавательной активности, формирования читательского интереса. Беседы с психологом, направленные на развитие семейного чтения, выстраивание коммуникативных связей в семье вокруг книги, значении чтения для развития психики ребенка вызвали большой интерес у родителей. Психолог говорила с родителями о том, что прочитанная вместе хорошая книга может помочь родителям и детям в нахождении новых взглядов на ту или иную проблему, новых подходов к их решению, да и просто способствовать новому ракурсу традиционного семейного общения. Занятия с психологом проводились не только для читателей государственной детской библиотеки А. А. Лиханова, но и апробированы на детской аудитории двух библиотек области – центральной детской библиотеки Яковлевского городского округа и Уразовской детской библиотеки-филиала Валуйского городского округа. Встречи организованы в режиме онлайн. Для специалистов детских библиотек области организованы практические семинары «Внедрение новых услуг в деятельность детских библиотек области» с участием психолога, где были даны теоретические и практические рекомендации по психологии библиотечного общения. Реализация проекта позволила смоделировать деятельность детских библиотек в нескольких направлениях (модулях): Обучающий; Вдохновляющий; Перформативный; Коммуникативный (Общение).
Такое зонирование информационно-библиотечного пространства решает следующие задачи:
• трансформация традиционной библиотечной деятельности, используя современные модули развития;• внедрение информационно-коммуникационных технологий, новых форматов работы с детьми для актуализации библиотечной деятельности;• освоение современных методик использования гуманитарных ресурсов во все направления библиотечной деятельности. Специалистами научно-методического отдела библиотеки разработаны методические рекомендации по модернизации информационно-библиотечного деятельности по данным модулях: «Библиотека – обучающее пространство»«Библиотека – перформативное пространство»«Библиотека – пространство для встреч»«Библиотека – пространство для вдохновения»Методические издания содержат теоретический материал, практические рекомендации и конкретные примеры по организации особого пространства развития читателей в детской библиотеке. Издания адресованы практикам, предоставляющим библиотечные услуги детскому населению региона, материалы способствуют формированию социально-значимых результатов проекта. Проведен областной семинар с презентацией методических рекомендаций по внедрению новых услуг в деятельность детских библиотек области. По итогам реализации проекта состоялся брифинг, в котором приняли участие представители местных СМИ и управления культуры области. На брифинге была озвучена социальная значимость проекта и дальнейшие перспективы развития библиотек области для современных читателей. Реализация проекта «Библиотека для цифрового поколения: Трансформация формы и содержания». Версия 1.0» – попытка заглянуть вперед и увидеть будущее библиотек. Мы уверены, что библиотеки продолжат играть важную роль в жизни детей и взрослых, ведь современная детская библиотека – не только территория чтения, это неотъемлемый компонент социокультурной инфраструктуры местного сообщества, где роль знаний, образованности, информированности постоянно растет.
Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям.
Для ознакомления детей младшего школьного возраста с элементами компьютерной грамотности необходимо учитывать психологические и возрастные особенности развития; принципы обучения; специфику учебного материала и дидактических задач урока; гигиенические условия; использовать разнообразные методы и приёмы.
Рассмотрим психологические и возрастные особенности развития младших школьников. Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. Начинается в 7 лет и длится примерно до 10лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется. Ребёнок приобретает новую социальную роль — роль школьника, которая непосредственно связана с учебной деятельностью. Его самосознание меняется коренным образом, что приводит к переоценке ценностей. Ведущей деятельностью данного периода является учебная деятельность.
Младший школьный период характеризуется совершенствованием высшей нервной деятельности, развитием психических функций ребенка. Этот возрастной период занимает особое место в психологии, потому что обучения в школе является качественно новым этапом психологического развития личности. В это время психическое развитие ребенка осуществляется в процессе учебной деятельности.
Все познавательные психические процессы становятся произвольными. Воля проявляется во внимании, памяти, мышлении. Наблюдается тесная взаимосвязь между всеми психическими процессами.
У младших школьников преобладает наглядно-образный тип мышления, поэтому они обращают внимание на все яркое.
Дальнейшее развитие получает интеллектуальная рефлексия — способность рассматривать и оценивать собственные действия, умение анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности.
Для более продуктивного обучения надо учитывать специфику памяти детей. Младшие школьники легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. В начальных классах запоминание носит механический характер, который основан на многократном повторении. Учитель должен знать особенности памяти младших школьников, чтобы лучше строить занятия.
Учеба, будучи ведущим типом деятельности, ставит ряд требований к младшему школьнику. Происходит изменение режима его дня, ритм школьной жизни способствует развитию умений и навыков, которые необходимы для успешного обучения. Младший школьник учится правильно распределять своё время, взаимодействовать с коллективом. Ребёнок начинает меньше двигаться, его основные нагрузки связанны теперь с умственной деятельностью, но у него по-прежнему остаётся потребность в игровой деятельности. В младшем школьном возрасте игра занимает не так много времени, как в дошкольном периоде, но играет немалую роль в психическом развитии ребенка.
Школьников, в отличие от детей дошкольного возраста, которых больше всего привлекает сам процесс игры, начинает интересовать ее результат, поэтому игры школьников требуют четкой организации и целенаправленности.
Учебная деятельность побуждается различными мотивами: у ребёнка наблюдается познавательная активность, появляется стремление к саморазвитию. Учебная деятельность начинает приобретать большое значение для младшего школьника. Успехи в учебе способствуют формированию его адекватной самооценки, в то время как, неудачи зачастую приводит к формированию комплексов неполноценности или развитию синдрома хронической неуспеваемости.
К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность. В поведении учащегося начальных классов проявляется послушание, подражательность.
В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. Учитель является для них авторитетом, поэтому он должен создать благоприятные условия для формирования высоконравственной личности.
Несмотря на желание младших школьников обучаться, могут быть и проблемы, связанные с потерей интереса к обучению. Причинами этого явления могут быть:
– перегрузка однообразным учебным материалом;
– несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
– ограниченные возможности для творческого самоуправления.
Задача обучения не только научить детей младшего школьного возраста читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить компьютерной грамотности.
Последнее особенно важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
Таким образом, чтобы формирование компьютерной грамотности младших школьников было продуктивным, чтобы лучше организовать учебную деятельность и правильно построить занятие, педагогу необходимо учитывать их психологические и возрастные особенности, появившиеся новообразования этого периода.
Организация учебного процесса в начальной школе должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка.
На занятии с детьми младшего школьного возраста с целью формирования компьютерной грамотности применяются следующие принципы обучения:
– принцип доступности, учитывающий уровень подготовки и возрастные особенности учащихся;
– принцип систематичности и последовательности, требующий располагать материал с учетом логики изучаемой системы знаний и закономерностей развития понятии в сознании учащихся;
– принцип единства обучения, воспитания и развития, предполагающий неразрывную связь обучения и воспитания;
– принцип наглядности, ориентирующий на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления;
– принцип связи теории с практикой, предполагающий вовлечение учащихся в разнообразные виды учебно-познавательной деятельности, позволяющий применять приобретенные в процессе обучения знания;
– принцип активности и сознательности в обучении, требующий активизации учебно-познавательной деятельности, развития их самостоятельности;
– принцип преемственности, предполагающий установление необходимых межпредметных и внутрипредметных связей в процессе обучения, организацию учебной деятельности с учетом уровня предшествующей подготовки учащихся;
– принцип индивидуального подхода в обучении в сочетании с принципом коллективной организации учебной деятельности.
Выбирая методы и приемы обучения детей младшего школьного возраста для формирования компьютерной грамотности, педагог стремится найти эффективные методы обучения, которые обеспечивали бы развитие умственных и творческих способностей, познавательной и самостоятельной деятельности, успешному усвоению материала.
Формирование компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе может происходить с помощью:
В процессе обучения методы и приемы находятся в различных сочетаниях. Они могут меняться местами. Один и тот же способ деятельности учащихся в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в другом – как прием обучения. Например, объяснение, беседа являются самостоятельными методами обучения. Если же они используются в ходе практической работы для привлечения внимания учащихся, то объяснение и беседа выступают как приемы обучения, входящие в метод упражнения.
В современной дидактике выделяют традиционные методы обучения:
– словесные методы (слово);
– наглядные методы (наблюдаемые предметы, наглядные пособия);
– практические методы;
– методы проблемного обучения.
Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения, позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, подразделяются на виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция. Слово активизирует воображение, память, чувства.
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учеников; к ним относятся упражнения, практические работы. Этими методами формируются практические умения и навыки. Практическое занятие основной вид учебных занятий, направленный на формирование практических умений и навыков.
Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций, т. е. таких условий, при которых необходимо включение процессов активного мышления, познавательной деятельности для нахождения новых способов и приемов выполнения задания.
Выбор метода обучения зависит от:
– общих целей образования, воспитания и развития учеников;
– особенностей изучаемого предмета;
– цели, задач и содержания материала конкретного урока;
– возрастных особенностей учеников;
– уровня подготовленности учеников;
– материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
– возможностей преподавателя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
Задача формирования компьютерной грамотности не может быть полностью достигнута без использования методов и средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) должны выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье.
Процесс обучения должен быть не только занимательным, но и увлекательным. Использование на занятиях игровых технологий позволяет повысить интерес воспитанников к предмету. У детей вырабатывается умение сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям.
Цель современных методик, направленных на формирование компьютерной грамотности, предусматривает решение следующих задач:
– дать учащимся общее представление об информационной картине мира, способах получения, хранения, обработки и передачи информации человеком;
– способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления и рефлексии младших школьников;
– выработать навыки культурно-продуктивного общения;
– научить использованию компьютера для получения новых знаний.
– использование проверочных тестов для закрепления пройденного материала;
– проведение работ, стимулирующих интерес и активность ребят;
– применение наглядных пособий и электронных развивающих книг;
– включение игровых и конкурсных элементов в ходе занятия.
В результате изучения вопроса методов и приёмов формирования компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста, можно сделать выводы:
При систематической работе с детьми младшего школьного возраста педагог может сформировать умения работать с компьютером и повысить компьютерную грамотность, согласно требованиям ФГОС начального общего образования, в котором прописано примерное планирование в области использования информационных технологий для первого класса.
Оно включает в себя следующие знания: назначение основных устройств компьютера, включение и выключение его, запуск и завершение программы; клавиатура, общие представления о правилах клавиатурного письма и пользование мышью; соблюдение безопасных приёмов труда; файлы и папки, простейшие операции с ними; простые информационные объекты (текст, рисунок); выполнение предложенных заданий, создание небольших текстов и оформление его; знание элементов графической грамоты, виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, развёртка, линии чертежа; использование плоских и объёмных геометрических фигур; изготовление изделий по простейшему чертежу.
Подводя итоги проведенной работы, можно отметить, что цель достигнута.