МОСКВА, 20 июня 2018 года. 26% россиян продемонстрировали высокий уровень базовых компетенций в цифровой среде. Индекс цифровой грамотности* составил 52 п.п. из 100 возможных. При этом россиянам свойственна легкомысленность в сфере защиты информации: только 38% респондентов делают резервные копии собственных данных, а 44% пользователей не знают, как правильно поступать в случае получения от знакомого человека письма с вирусом.
Об этом свидетельствуют результаты исследовательского спецпроекта Аналитического центра НАФИ «Цифровая грамотность для экономики будущего». В рамках проекта были проведены всероссийские опросы населения**, а также кабинетное исследование мировых практик оценки цифровых компетенций взрослого населения.
Индекс цифровой грамотности россиян
Под цифровой грамотностью понимается базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющий человеку эффективно решать задачи в цифровой среде.
Компоненты цифровой грамотности:
Индекс цифровой грамотности рассчитывался как среднее значение по всем указанным компонентам и составил 52 п.п. из 100 возможных. 26% россиян продемонстрировали высокий уровень базовых компетенций в цифровой среде (доля респондентов с Индексом 90 п.п. и выше).
Самые развитые компетенции россияне демонстрируют в области медиаграмотности (подиндекс равен 65 п.п.). Самый низкий индекс – в области компьютерной грамотности (подиндекс равен 46 п.п.).
В Москве и Санкт-Петербурге, а также в городах-миллионниках индекс равен 59 п.п., в то время как в селе он почти на 10 п.п. ниже – 49 п.п. Чем выше уровень образования у человека, тем выше у него и уровень цифровой грамотности. Также уровень цифровой грамотности зависит от возраста – чем моложе люди, тем выше у них уровень цифровой грамотности. Значимых гендерных различий не обнаружено (53 п.п. среди мужчин и 50 п.п. среди женщин).
В целом россиянам в отношении цифровых компетенций свойственны устойчивые наборы базовых навыков при недостатке знаний и этических установок (подиндекс по навыкам – 55 п.п., по установкам – 53 п.п., по знаниям – 47 п.п.).
Уровень информационной грамотности
Одним из признаков достаточного уровня знаний является умение делать выводы о каком-то факте на основе разных источников. Большая часть россиян серьезно подходят к вопросу анализа информации и предпочитают изучать разные ресурсы (74%). С точки зрения навыков 81% легко находят нужную информацию в интернете (среди тех, у кого есть компьютер).
С этической стороной информационной грамотности ситуация не столь однозначна. Этот индикатор показывает, насколько глубоко человек рефлексирует по поводу найденной информации. 45% не задумываются о пользе и вреде информации, которую они получают в интернете.
Уровень компьютерной грамотности
Основными признаками человека, обладающего комьютерной грамотностью, являются понимение технических составлюящих компьютера и легкость в использовани устройства вне зависимости от платформы, а также понимание целей использования гаджетов.
78% пользователей в России считают работу на компьютере несложной. Однако чуть менее половины людей старше 55 лет (43%) испытывают трудности. Для сравнения, только 10% людей 18-24 лет и 12% людей 25-34 лет считают работу на компьютере сложной. Людям с высшим образованием это дается проще (85%), чем тем, у кого уровень образования ниже (74%).
Лишь 59% россиян могут оценить технические характеристики компьютера. 75% россиян пользуются компьютером для решения повседневных задач – для работы, учебы, или досуга и развлечений.
Молодежь и мужская аудиория лучше разбираются в компьютерах и программном обеспечении. Чем старше человек, тем хуже его знания в области компьютерной грамотности.
Уровень медиаграмотности
Медиаграмотность позволяет человеку ориентироваться в медиа-пространстве, искать нужные новости, допуская, что СМИ могут неполно сообщать новости и информацию.
51% россиян не подвергают сомнению факты, опубликованные в СМИ, которым они доверяют. Каждый четвертый россиянин признался, что ему сложно отслеживать новости, ориентироваться в большом потоке событий (26%). Чем моложе человек, тем проще ему это дается.
Большая часть россиян (72%) осознают, что СМИ, которые они сами выбирают, могут не всегда представлять информацию достоверно. При этом почти треть россиян (28%) уверены, что те СМИ, которым они доверяют, правдиво освещают информацию и события. В достоверности информации, которую транслируют СМИ, больше всего сомневаются люди с высшим образованием, а также люди в возрасте от 18 до 34 лет.
Уровень коммуникативной грамотности
Уровень знаний в области коммуникативной грамотности демонстрирует способность проанализировать позицию другого человека, высказывающегося в интернете.
58% россиян анализируют позицию своего собеседника во время беседы в интернете, причем среди молодежи эта доля выше.
Измерение уровня коммуникативных навыков подразумевает оценку опыта использования современных цифровых каналов общения (мессенджеры, социальные сети). Большинство россиян (75%) свободно пользуются современными средствами коммуникации: в первую очередь это молодые люди от 18 до 24 лет (95%) и от 25 до 34 лет (86%).
Большинство россиян (76%) считают, что в онлайн-пространстве должны сохраняться те же нормы общения, которые используются в жизни.
Цифровая грамотность и безопасность
Риски пробелов в цифровой грамотности заключаются в неадекватной оценке роли информации в современном мире, что, в свою очередь, ведет к непониманию того, что информацию нужно защищать. 44% россиян уверены, что способны защитить собственные персональные данные. Примечательно, что более половины российских интернет-пользователей (55%) считают, что защита их персональных данных – не их забота. По их мнению, этим должны заниматься владельцы сайтов, провайдеры сервисов, государство.
72% пользователей выкладывают в сеть личные фотографии, каждый пятый (19%) – сведения о членах своей семьи. Только треть респондентов делают резервные копии собственных данных (35%). Каждый пятый россиянин осуществляет платежи через публичные Wi-Fi сети (22%).
38% россиян используют один и тот же пароль для разных аккаунтов. Такая же доля пользователей не используют регулярно обновляемое антивирусное ПО.
44% пользователей поведут себя некорректно, если получат от знакомого человека письма с вирусом. Каждый десятый отправит сообщение с вирусом обратно адресату, еще 9% открыли бы письмо. 4% считают, что достаточно перезагрузить компьютер и от этого вирус пропадет. При этом пользователи интернета знают, как себя вести при получении электронного письма от незнакомого человека с просьбой зайти на веб-сайт (71%). Каждый десятый будет консультироваться со знакомым специалистом по данному вопросу.
Отношение человека к инновационным технологиям тесно связано с медиаграмотностью, информационной, компьютерной и коммуникативной грамотностью: если человек следит за технологиями, он больше заинтересован в развитии собственной цифровой грамотности.
Треть россиян следят за новинками в сфере инноваций (36%). Чем старше человек, тем реже он старается быть в курсе технологических новинок. Половина россиян осознают, что современные гаджеты помогают в повседневной жизни и упрощают ее (58%). При этом 53% отметили, что им сложно осваивать современные технологии.
Знания в области работы с информацией, % опрошенных
Навыки в области работы с информацией, % опрошенных
Установки в области работы с информацией, % опрошенных
Знания в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
Знания в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по уровню образования
Навыки в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
Навыки в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по уровню образования
Установки в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
Установки в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по уровню образования
Знания в области медиаграмотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
Знания в области медиаграмотности, % опрошенных, разбивка по уровню образования
Навыки в области медиаграмотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
Установки в области медиаграмотности, % опрошенных
Знания в области коммуникативной грамотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
Навыки в области коммуникативной грамотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
Установки в области коммуникативной грамотности, % опрошенных
Знания о технологических инновациях, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
Знания о технологических инновациях, % опрошенных, разбивка по уровню образования
Знания о технологических инновациях, % опрошенных, разбивка по полу
Навыки использования технологических инноваций, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
Навыки использования технологических инноваций, % опрошенных, разбивка по полу
Отношение и установки к технологическим инновациям, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
Индекс цифровой грамотности, разбивка по возрастным группам
Индекс цифровой грамотности, разбивка по полу
Индекс цифровой грамотности, разбивка по типу населенного пункта
Индекс цифровой грамотности, значение по видам грамотности
«Как Вы считаете, насколько безопасно пользоваться интернетом?», % опрошенных, разбивка по возрастным группам
«Как Вы считаете, насколько безопасно пользоваться интернетом?», % опрошенных, разбивка по полу
«Как Вы считаете, насколько безопасно пользоваться интернетом?», % опрошенных, разбивка по уровню образования
«Как Вы считаете, насколько безопасно пользоваться интернетом?», % опрошенных, разбивка по пользующимся/не пользующимся интернетом
Доля пользователей, которые обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете, % пользователей интернета, разбивка по возрастным группам
Доля пользователей, которые обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете, % пользователей интернета, разбивка по полу
Доля пользователей, которые обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете, % пользователей интернета, разбивка по уровню образования
Доля пользователей, которые используют один и тот же пароль для разных аккаунтов, % пользователей интернета, разбивка по полу
Доля пользователей, которые используют один и тот же пароль для разных аккаунтов, % пользователей интернета, разбивка по уровню образования
Доля пользователей, которые регулярно обновляют антивирус, % пользователей интернета
Доля пользователей, которые осуществляют платежи, подключаясь через публичные Wi-Fi сети, например, в кафе или на улице, % пользователей интернета, разбивка по возрастным группам
«Что Вы предпримите, если в электронном письме от знакомого Вам человека обнаружен вирус?», % пользователей интернета
«Что Вы предпримите, если в электронном письме от незнакомого человека с просьбой зайти на веб-сайт?», % пользователей интернета
Александрова А. В., Курашова С. А., Кондрашева Н. Н. (2017). Проблема формирования и развития цифровых компетенций персонала в авиастроении // Бабкин А. В. (ред.) (2017). Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика Труды VIII научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого: 544-549.
Берман Н. Д. (2017). К вопросу о цифровой грамотности // Современные исследования социальных проблем. Т. 8. № 6-2: 35-38.
Веселовский М. Я., Измайлова М. А., Абрашкин М. С. (2018). Приоритеты и главные инструменты развития цифровой экономики России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). Т. 9. № 2: 192-199.
Войнилов Ю. Л., Мальцева Д. В, Шубина Л. В. (2016). Медиаграмотность в России: картография проблемных зон // Коммуникации. Медиа. Дизайн. Т.1. №2: 95-114 (электронный ресурс). Режим доступа: https://cmd-journal.hse.ru/article/view/4478/8404 (Дата обращения: 14.11.2018).
Голубовская Т., Гребенников С., Капустинский Я. и др. (2015). Индекс цифровой грамотности. Москва: РОЦИТ.
Давыдов С. Г., Логунова О. С. (2015). Проект “Индекс цифровой грамотности”: методические эксперименты // Социология: методология, методы, математическое моделирование. № 41: 120-141.
Джаилиди Г. А., Гринь В. А., Радуль Н. П. и др. (2016). Опыт внедрения в работу ветеринарной службы Краснодарского края информационной системы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде // Ветеринария Кубани. № 4: 21-24.
Задорин И. В., Мальцева Д. В., Шубина Л. В. (2017). Уровень медиаграмотности населения в регионах России: сравнительный анализ // Коммуникации. Медиа. Дизайн. Т.2. №4: 123-141 (электронный ресурс). Режим доступа: https://cmd-journal.hse.ru/article/view/7477/8462 (Дата обращения: 14.11.2018).
Индекс цифровой грамотности – 2016 (2016) // БИТ. Бизнес & Информационные технологии. № 9 (62): 10-12.
Китайцева О. В. (2016). Возможности обеспечения финансовой грамотности россиян в цифровом обществе // Рулиене Л. Н., Маланов И. А., Лобанов Н. А. (ред.) (2016). Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития Материалы второго этапа 13-й Международной конференции. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет: 189-193.
Кузнецова А. В. (2010). Значение профилактики компьютерной аддикции у младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. Т.1. №2. С.181.
Кузьмин Е. И., Жилавская И. В., Игнатова Д. Д. (ред.) (2014). Медийно- информационная грамотность в России: дорога в будущее. Москва: МЦБС.
Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (ред.) (2013). Медиа- и информационная грамотность в обществах знания. Москва: МЦБС.
Кузьмин Е. И., Паршакова А. В., Борисенко А. С. (ред.) (2017). Медийно- информационная грамотность и формирование культуры открытого правительства. Москва: МЦБС.
Латухина К. (2017). Владимир Путин: Внедрить цифровые технологии во все сферы жизни // Российская газета. 04.6.2017 (Электронный ресурс). Режим доступа: https://rg.ru/2017/06/04/reg-szfo/vladimir-putin-vnedrit-cifrovye-tehnologii-vo-vse-sfery-zhizni.html (Дата обращения: 14.11.2018).
Семенов М. С. (2017). Структура ИКТ-компетентности // Информатизация образования: теория и практика сборник материалов Международной научно- практической конференции: 299-302.
Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. (2013). Цифровая грамотность и безопасность в интернете: Методическое пособие для специалистов основного общего образования. Москва: Google.
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. (2014). Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей // Национальный психологический журнал. №2
: 27-35.
Уразова М. С. (2015). Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении // Техника и технологии: роль в развитии современного общества. №6: 57-62.
Цифровая грамотность как драйвер роста (2018) // Университетская книга. № 5: 34-39.
Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности (2013). Москва: МЦБС.
Шариков А. В. (2016). О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности // Журнал исследований социальной политики. Т. 14. № 1: 87-98.
Alcock M., Fisher M. L., Hargadon S., Jacobs H. H., Sheskey B., Tolisano S. R. (2014). Mastering digital literacy. Bloomington, IN: Solution Tree Press.
Ávila J., Pandya J. Z. (eds.) (2013). Critical digital literacies as social praxis : intersections and challenges. New York: Peter Lang.
Banzato M. (2011). Digital literacy : cultura ed educazione per la società della conoscenza. Milan: B. Mondadori.
Cartelli A. (ed.) (2012). Current trends and future practices for digital literacy and competence. Hershey, PA: Information Science Reference.
Davies J. (2003). D OA: education in the electronic culture. Lanham, Md.: Scarecrow Press.
Digital literacy : concepts, methodologies, tools, and applications (2013). Херши, Пенсильвания: Справочник по информатике.
Друкри Т. (1996). Электронная культура: технологии и визуальное представление. Нью-Йорк: Диафрагма.
Грамотность Е* (2001). Вашингтон, округ Колумбия: Национальный институт грамотности.
Эванс С.Х., Кларк П. (1984). Компьютерная культура. Индианаполис, Индиана: White River Press.
Гилстер П. (1997). Цифровая грамотность. Нью-Йорк: Компьютерный паб Wiley.
Хоббс Р. (2017). Создавать, чтобы учиться: введение в цифровую грамотность. Хобокен, Нью-Джерси, США: Уайли, Блэквелл.
Хофстеттер Ф. Т., Сине П. (1998). Интернет-грамотность. Бостон: Ирвин/МакГроу-Хилл.
Хоук А., Богарт К. (1974). Медиаграмотность: задуматься. Дейтон, Огайо: Pflaum/Standart.
Листер М. (1995). Фотоизображение в цифровой культуре. Лондон; Нью-Йорк: Рутледж.
Малой Р. В., Малиновский А. (2017). Работа Wiki: преподавание веб-исследований и цифровой грамотности в классах истории и гуманитарных наук. Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд.
Мартин Л. Э. М. (1997). Проблема интернет-грамотности: инструкция-конвергенция Сети. Нью-Йорк: Хаворт Пресс.
Монако Ж. (1978). Медиакультура: телевидение, радио, пластинки, книги, журналы, газеты, кино. Нью-Йорк: Паб Dell. Компания
Медиаобразование (1984). Париж, ЮНЕСКО.
Мур Д. У. (1995). Виртуальная одежда императора: голая правда об интернет-культуре. Чапел-Хилл, Северная Каролина: Algonquin Books.
Пейджелс Х. Р. (1984). Компьютерная культура: научное, интеллектуальное и социальное влияние компьютера. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Нью-Йоркская академия наук.
Портер Д. (1997). Интернет-культура. Нью-Йорк: Рутледж.
Спилка Р. (ред.) (2010). Цифровая грамотность для технической коммуникации: теория и практика XXI века. Нью-Йорк: Рутледж.
Визингер С., Беливо Р. (2016) Цифровая грамотность: введение в медиа, идентичность и эволюцию технологий. Нью-Йорк: Питер Лэнг.
Результаты 2017 года продемонстрировали неуклонный рост большинства измеряемых показателей. Индекс цифровой грамотности по России в целом вырос на 5,7% и на данный момент составляет 5,99 пункта. по десятибалльной шкале, с разбросом от 4,17 до 6,41 пт. между федеральными округами. Особый рост продемонстрировал субиндекс цифровых компетенций, достигнутый в 2017 г. отметки в 6,84 пт.
На протяжении трех лет показателю цифровых компетенций уделялось особое внимание, поскольку для получения от Интернета и цифровых технологий максимальное использование гражданами требует именно высокоразвитых цифровых технологий – способности уверенно, эффективно и безопасно использовать и применять технологии в разных формах жизни.
В первой и второй волне исследования цифровых навыков с незначительным отрывом занимали лишь третье место. В связи с этим РОЗИТ инициировал совместную работу государства, бизнеса и общественных организаций по просвещению населения по созданию специализированных курсов, проведению единоразовых уроков для всех групп населения, выпуску просветительских брошюр, инфографики и реализации интернет-проектов.
По его словам, наблюдается тенденция роста практически всех компетенций – от проведения финансовых операций через Интернет до производства выведенного контента. Ключевыми в 2017 году стали эксперты в области поиска информации в Интернете, ведения финансовых операций в Интернете, а также потребления товаров и услуг в Интернете. Самыми популярными преимуществами операций, осуществляемых через Интернет, остались использование местного банка и покупка товаров или услуг в российских интернет-магазинах. Однако их значения увеличились, соответствуя максимальным.
Ключевые тренды цифровой грамотности 2017 года:
Напоминаем, всероссийское исследование «Индекс цифровой грамотности граждан РФ» – проект Региональной организации организации «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ), направленное на измерение уровней знаний и умений населения, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. .
Партнеры исследования в 2017 году: Ростелеком (генеральный партнер), Координационный центр доменов . РУ и . РФ (отраслевой партнер), РАЭК (отраслевой партнер), МГТС (партнер), ВЦИОМ (исследовательский партнер), НИУ ВШЭ (исследовательский партнер), TNS (исследовательский партнер).
Другие новости
Подпишитесь на нашу рассылку
Полезные материалы об интернет-безопасности и опросы с призами — в нашей ежемесячной рассылке.
Подпишитесь и будьте в курсе!
Об Акции
Диктант состоит из тестирований, разработанных с учетом разных возрастных категорий: для детей (10-13
лет), подростков (14-17 лет), взрослых (18-59 лет) и людей старшего возраста (60 лет и старше).
Что мы измеряем в ходе Цифрового Диктанта?
Каждое тестирование включает 4 смысловых блока. Первый блок посвящен основам цифрового потребления,
а
именно, различным устройствам и знаниям базовых программ и приложений. Второй – цифровым
компетенциям (работе с интернетом, социальными сетями, интернет-магазинами и другими
онлайн-сервисами). Третий – цифровой безопасности, в том числе защите своих персональных данных и
устройств. Четвертый дополнительный блок – новым технологиям, включая искусственный интеллект и умные голосовые помощники.
Цифровой Диктант также позволяет познакомиться с цифровыми сервисами и
продуктами,
в том числе отечественного производства.
Партнерские возможности
Хотите внести значительный вклад в повышение цифровой грамотности в России? Присоединяйтесь к акции и
станьте партнером Цифрового Диктанта или региональной площадкой.
Больше возможностей в разделе «Партнерские
диктанты»
Повышение цифровой грамотности
Для всех, кто заинтересован в развитии своих цифровых навыков и компетенций, в рамках Акции
функционирует раздел с образовательно-просветительскими материалами по цифровой грамотности
«Библиотека
знаний». В ней собраны различные учебные пособия для разных возрастных категорий по самым актуальным
темам: от базового пользования браузером и текстовыми редакторами до создания собственного сайта
с
помощью онлайн-конструктора.
14 февраля 2019 года в рамках Cyber Security Forum в Москве, в МИА “Россия Сегодня” состоялась презентация результатов ежегодного всероссийского исследования РОЦИТ “Индекс цифровой грамотности граждан РФ 2018”.
В 2018 году РОЦИТ в партнерстве с исследовательской группой ЦИРКОН провел четвертую волну ежегодного всероссийского исследования “Индекс цифровой грамотности граждан РФ”, по результатам которого среднее значение Индекса составило 4,52 пункта, что на 14,7% меньше в сравнении с прошлым годом (5,99 пт.) и на 2,7% меньше, чем в начале измерений в 2015 году (4,79 пт.).
Такое резкое падение среднего значения объясняется в первую очередь увеличением диспропорций между уровнем цифровых компетенций, цифрового потребления и цифровой безопасности россиян. Если в 2015 и 2016 году цифровые компетенции граждан были их главной уязвимостью, то в 2017 и 2018 годах они вышли на первое место по значению. При этом, по сравнению с прошлыми годами в знаниях и навыках россиян значительно увеличился разрыв между цифровыми компетенциями и цифровой безопасностью.
Среди ключевых тенденций развития цифровой грамотности в 2018 году: развитие инфраструктуры и вовлеченности россиян в информационные процессы, а также рост и расширение спектра цифровых компетенций.
По данным установочного исследования Mediascope, в первом полугодии 2015 года среднемесячная доля россиян, пользующихся мобильным интернетом, составляла 51,6%. В 2018 году этот показатель достиг уже 67,6%. При этом, на фоне развития мобильного интернета снизилась активность использования десктопного интернета.
В 2018 году россияне стали больше пользоваться финансовыми онлайн-сервисами, электронными государственными услугами и поисковыми системами. Если в 2015 году каждый или почти каждый день к поисковым системам обращались 38,9% соотечественников, в 2018 году – уже 49,7%.
Сегодня множество устройств буквально “заставляют” пользователей совершенствоваться и осваивать все новые и новые модели поведения для удобства и скорости осуществления коммуникации, оплаты, передачи данных и других операций. Однако более активное пользование приводит и к более высокому уровню знания, действия в онлайн-среде становятся более осознанными, у россиян растет уровень критического мышления. Пользователи только учатся понимать разницу между легальным и пиратским контентом и ПО, начинают задумываться о безопасности онлайн-платежей, а потому оценивают свой уровень цифровой безопасности как более низкий
В частности, по сравнению с прошлым годом, резко сократилось количество людей, которые, не обладая необходимыми знаниями, будут пытаться починить свое электронное устройство (8% в 2018 году против 22% в 2017 году). Также граждане стали чаще сомневаться в том, что способны отличить легальный контент от нелегального, что обладают необходимыми знаниями для защиты своих персональных данных онлайн.
В 2015 году полностью согласились с утверждением «Мне всегда (или почти всегда) удается отличить легальный контент (музыку, фильмы, электронные книги и т.д.) от пиратского» 21,7% респондентов, в 2018 году — 17,0%. В 2015 году с утверждением «Я обладаю необходимыми умениями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию при работе в интернете» были полностью согласны 24,1% россиян, в 2018 году – 22,1%.
Другими словами, развитие компетенций обостряет для пользователей проблему информационной безопасности, что и показывает динамика индекса за весь период измерений. Например, покупать в интернете могут многие, а вот уберечь себя способны далеко не все.
Исследование 2018 года также продемонстрировало сохранение региональных диспропорций и неравномерность развития федеральных округов.
Наибольшую стабильность в развитии цифровой грамотности показывают Северо-Западный, Уральский и Приволжский ФО. За 4 года измерений они сохранили свои позиции в общем рейтинге за счет устойчивого и равномерного развития своих показателей. При этом, темпы развития в этих округах отличаются достаточно значительно.
Наибольший рост продемонстрировали 2 федеральных округа: Дальневосточный и Сибирский. В частности, Дальневосточный ФО вышел с третьего места на второе. Он сохранил лидерство в области цифровой безопасности, поднялся по уровню цифрового потребления с 3-го места на 2-е. Однако опередить Центральный ФО ему удалось прежде всего за счет значительного развития цифровых компетенций (скачок с 7-го места на 2-е). Потенциал этого региона был отмечен еще в первой волне измерений. Также стоит отметить положительную динамику Сибирского ФО, который за 4 года исследований переместился с 7-го места на 5-е за счет нивелирования диспропорций между субиндексами цифровых компетенций, цифровой безопасности и цифрового потребления.
По данным установочного исследования Mediascope, в первом полугодии 2015 года среднемесячная доля россиян, пользующихся мобильным интернетом, составляла 51,6%. В 2018 году этот показатель достиг уже 67,6%. При этом, на фоне развития мобильного интернета снизилась активность использования десктопного интернета.
Сегодня множество устройств буквально “заставляют” пользователей совершенствоваться и осваивать все новые и новые модели поведения для удобства и скорости осуществления коммуникации, оплаты, передачи данных и других операций. Однако более активное пользование приводит и к более высокому уровню знания, действия в онлайн-среде становятся более осознанными, у россиян растет уровень критического мышления. Пользователи только учатся понимать разницу между легальным и пиратским контентом и ПО, начинают задумываться о безопасности онлайн-платежей, а потому оценивают свой уровень цифровой безопасности как более низкий.
В частности, по сравнению с прошлым годом, резко сократилось количество людей, которые, не обладая необходимыми знаниями, будут пытаться починить свое электронное устройство (8% в 2018 году против 22% в 2017 году). Также граждане стали чаще сомневаться в том, что способны отличить легальный контент от нелегального, что обладают необходимыми знаниями для защиты своих персональных данных онлайн.
Наибольший рост продемонстрировали 2 федеральных округа: Дальневосточный и Сибирский. В частности, Дальневосточный ФО вышел с третьего места на второе. Он сохранил лидерство в области цифровой безопасности, поднялся по уровню цифрового потребления с 3-го места на 2-е. Однако опередить Центральный ФО ему удалось прежде всего за счет значительного развития цифровых компетенций (скачок с 7-го места на 2-е). Потенциал этого региона был отмечен еще в первой волне измерений. Также стоит отметить положительную динамику Сибирского ФО, который за 4 года исследований переместился с 7-го места на 5-е за счет нивелирования диспропорций между субиндексами цифровых компетенций, цифровой безопасности и цифрового потребления.
Курс читается для студентов 1-го курса факультета гуманитарных наук.
Проводится с 2017 года.
Лектор на ИЯМК: Скоринкин Даниил (почта, Telegram)
Лекции первого потока (БИЯ171-176) проходят по понедельникам 12:10-13:30
Лекции второго потока (БИЯ177-1712) проходят по понедельникам 13:40-15:00
Лектор на филологии: Борис Орехов
Лекции проходят по пятницам 10:30-12:00
Лектор на истории искусств и культурологии: Мороз Георгий
Лекции проходят по пятницам 13:40-15:00
Каналы в telegram для объявлений:
История искусств и культурология: ссылка
Чат для вопросов группы БИЯ171 https://t.me/bil171
Чат для вопросов группы БИЯ172 https://t.me/bil172
Чат для вопросов группы БИЯ173 https://t.me/joinchat/Awzcwkc7V_ZvzfGtGxNc5w
Чат для вопросов группы БИЯ174 https://t.me/joinchat/ARC6kw8zu_f6Iu_zXJu2aw
Чат для вопросов группы БИЯ175 https://t.me/joinchat/GxwSEQ9UNk_AKBoLxm2Orw
Чат для вопросов группы БИЯ176 https://t.me/joinchat/CzqJzA_c6XpeCync3HkCtQ
Чат для вопросов группы БИЯ177 https://t.me/joinchat/GxwSEREdWGu92G7t3I6KYA
Чат для группы БИЯ178 https://t.me/joinchat/ADMP3RIffGx8FLNYkrkVpQ
Чат для вопросов группы БИЯ1711 https://t.me/joinchat/CRujZw8ahq88_Kvofv6Kaw
Чат для вопросов группы БИЯ1712 https://t.me/joinchat/CRujZwufUx0IRPcxXCPNsg
Канал для группы БФИИЛ172 https://t.me/digitalliteracy172
Чат для группы БФИИЛ173 https://t.me/joinchat/EGSMoRL3LqYva8eu3JQS2g
Чат для группы БФИИЛ174 https://t.me/joinchat/Dl_WVg2won0Djrv2l0yKsA
Чат для группы БКТ171
Чат для группы БКТ172
Правила выставления оценок
Подведение итогов промежуточной аттестации по дисциплине проводится только на основании результатов текущего контроля без проведения аттестационного испытания в форме экзамена, т.е.:
О_рез = О_нак
Накопленная оценка по дисциплине для студентов ОП «ИЯМК», «Филология», «Культурология», «История искусств» рассчитывается по формуле:
O_нак = 0.7*O_тек + 0.3*O_кр
Текущая оценка вычисляется как средняя арифметическая по всем домашним заданиям (причем
средняя оценка по всем домашним заданиям не может быть больше 10 баллов).
Одна контрольная работа, которая пройдет *здесь появится дата и время* (распределение по аудиториям вышлет учебная часть).
Результирующая оценка по учебной дисциплине округляется к ближайшему целому (*.5 округляется вверх).
В колонках с накопленными указана средняя по ДЗ!
Правила сдачи домашних заданий
Домашние задания сдаются по умолчанию в репозиториях, указанных в форме (пожалуйста, пройдите этот опрос)
Лекции и семинары
Конспекты семинаров для ИЯМК будут выкладываться здесь.
Конспекты семинаров для культурологов и искусствоведов будут выкладываться здесь.
Конспекты семинаров для филологов будут выкладываться здесь.
Цифровая грамотность российских педагогов
Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе (весна-лето 2019)
пунктов составляет уровень цифровой грамотности педагогов
пункта – уровень цифровой грамотности в среднем по России
Цель проекта
Сбор данных осуществлялся методом онлайн-опроса учителей школ и преподавателей вузов по структурированной анкете, включающей закрытые и открытые вопросы (Приложение 1). Для получения объективной картины опрошенным педагогам предлагалось не только ответить на вопросы теста, но и оценить долю педагогов в их учебных заведениях, которые не работают с цифровыми технологиями и не используют их в педагогической деятельности.
В исследовании приняли участие 634 преподавателя (высшее образование), а также 555 учителей (общее образование). Результаты исследования были взвешены с целью соблюдения пропорции распределения численности педагогов по федеральным округам России. Максимальная статистическая ошибка результатов исследования составляет ±3,9% для выборки преподавателей вузов и ±4,2% для выборки учителей школ.
Основные выводы
Цифровая грамотность учителей школ
Индекс цифровой грамотности учителей составляет 87 п.п. из 100 возможных, что является достаточно высоким показателем. В разрезе компонентов цифровой грамотности наиболее низкое значение — у подиндекса «отношение к технологическим инновациям» (76 п. п.). По данному индикатору измерялось знание современных технологических тенденций, навыки работы с современными гаджетами и приложениями и установки в отношении пользы технологических инноваций. Наиболее высокий уровень учителя продемонстрировали в информационной и компьютерной грамотности — показатели составляют 93 п. п. и 92 п. п. соответственно.
Цифровая грамотность учителей вузов
Преподаватели высших учебных заведений также демонстрируют высокие показатели знаний, навыков и установок в области цифровых технологий. Очевидно, работа в системе современного образования оказывается невозможной без знаний, навыков и установок во всех пяти компонентах цифровой грамотности. Индекс цифровой грамотности преподавателей высших учебных заведений составляет 88 п. п. из 100 возможных. В разрезе компонентов индекса цифровой грамотности преподавателей вузов хуже всего, как и у школьных учителей, представлен показатель отношения к технологическим инновациям: значение компонента у преподавателей вузов — 78 п. п.
Сравнение уровня цифровой грамотности педагогов и других социальных подгрупп
В 2018 году Аналитическим центром НАФИ было проведено первое в России комплексное измерение уровня цифровой грамотности. В рамках исследования были получены значения индекса цифровой грамотности как для россиян в целом, так и для отдельных социальных подгрупп. Учителя школ и преподаватели вузов обладают высоким уровнем цифровой грамотности, который существенно превышает среднероссийский уровень. Так, по России в целом индекс цифровой грамотности взрослого населения по аналогичной методике измерения составляет 52 п. п. из 100 возможных.
Если сравнивать уровень цифровой грамотности педагогов и их учеников, можно отметить, что уровень цифровой грамотности педагогов превышает уровень цифровой грамотности подростков 12–17 лет и молодых людей 18–24 лет, несмотря на то, что и представители данных целевых подгрупп продемонстрировали достаточно высокий уровень цифровой грамотности — 73 п.п из 100 возможных — среди подростков (14–17 лет), и 77 п. п. из 100 возможных — среди молодых людей в возрасте 18–24 года.
Готовность педагогов к использованию цифровых технологий в учебном процессе
В последние годы во многих странах, в том числе и в России, предпринимается много усилий, направленных на изучение условий и последствий применения в образовательном процессе цифровых технологий, описывающих изменение учебной и внеучебной работы педагогов, новых требований, предъявляемых к ним администрациями учебных заведений. При этом широко освещаются как положительные, так и отрицательные последствия этого процесса. Детальный анализ опыта стран, являющихся лидерами в области образования, позволил уйти от простого перечня требований, предъявляемых к техническим навыкам педагогов, применяемых на учебных занятиях. Напротив, исходным и разделяемым нами являлось определение ИКТ‑компетенций педагога, описывающее их как систему прикладных знаний, навыков и установок, позволяющих организовать все стадии педагогической работы и улучшить качество обучения на основе возможностей, предоставляемых цифровыми технологиями (индивидуализация обучения, техническое решение творческих задач, интерактивная проектная работа и др.).
Разделяя данный подход, в 2018 году Аналитический центр НАФИ от лица Российской Федерации вступил в работу межстрановой экспертной группы Европейской комиссии (European Commission) по разработке рамки цифровых компетенций педагогов. Итогом совместной работы экспертов стала Европейская рамка технологических компетенций (European Digital Competence Framework 2.0) для педагогов (DigCompEdu). В DigCompEdu выделены 22 компетенции педагогов, сгруппированные в шесть блоков:
Похожие публикации
Диктант состоит из тестирований, разработанных с учетом разных возрастных категорий: для детей (7-13 лет), подростков (14-17 лет), взрослых (18-59 лет) и людей старшего возраста (60 лет и старше).
Каждое тестирование включает 4 смысловых блока. Первый блок посвящен основам цифрового потребления, а именно, различным устройствам и знаниям базовых программ и приложений. Второй – цифровым компетенциям (работе с интернетом, социальными сетями, интернет-магазинами и другими онлайн-сервисами). Третий – цифровой безопасности, в том числе защите своих персональных данных и устройств. Четвертый дополнительный блок – новым технологиям, включая искусственный интеллект, интернет вещей и блокчейн. Цифровой Диктант также позволяет познакомиться с цифровыми сервисами и продуктами, в том числе отечественного производства.
В рамках Акции также реализована возможность проведения корпоративных диктантов по цифровой грамотности и других тестирований по актуальным тематикам. Диктанты по цифровой грамотности уже успешно прошли участники конкурса «Лидеры России», сотрудники Почты России, а также участники Кружкового движения НТИ. Кроме того, на платформе были проведены партнерские тестирования, приуроченные к 10-летию домена . РФ и Дню русского языка.
Для всех, кто заинтересован в развитии своих цифровых навыков и компетенций, в рамках Акции функционирует раздел с образовательно-просветительскими материалами по цифровой грамотности «Библиотека знаний». В ней собраны различные учебные пособия для разных возрастных категорий по самым актуальным темам: от базового пользования браузером и текстовыми редакторами до создания собственного сайта с помощью онлайн-конструктора.