Спортивный снаряд «перекладина»
Соревнования проходят только среди мужчин и входят в программу командного и индивидуального многоборья, а также выделены в отдельную дисциплину.
В 1811 году под Берлином строят гимнастическую площадку, которую оборудуют специальными снарядами — турниками (перекладинами), параллельными брусьями, конем, шестами, лестницами для лазанья. В настоящее время на этом месте построен многофункциональный спортивный комплекс. В 1952 году городской совет Берлина принимает решение назвать этот объект в честь «отца спортивной гимнастики» — Фридриха Людвига Яна.
Первые перекладины представляют с собой деревянную конструкцию, состоящую из двух стоек и деревянной перекладины диаметром 60-70 мм. Стойки располагают друг от друга на расстоянии 1800 мм.
В 1850 году деревянную перекладину заменяют на более прочную — стальную, что позволяет делать упражнения более увереннее.
В 1896 году на Мраморном стадионе в Афинах разыгрывается первый олимпийский комплект медалей в командных и индивидуальных соревнованиях на перекладине. Побеждает команда гимнастов из Германии, и первым Олимпийским чемпионом становится в упражнениях на перекладине немецкий гимнаст Герман Вайнгертнер.
В 1903 году на I чемпионате мира по спортивной гимнастике в соревнованиях на перекладине показывает лучший результат французский гимнаст Жозеф Мартинес.
Перекладина гимнастическая соревновательная
Используется для занятий гимнастикой в спортивных залах и открытых уличных площадках. Конструкция регулируется по высоте в зависимости от роста спортсмена.
Современная гимнастическая перекладина состоит из:
- высокопрочного стального стержня;
- двух телескопических стоек;
- 4 растяжек (цепь, трос, талреп).
Перекладина гимнастическая пристенная
Для экономии места в спортивном зале устанавливают гимнастическую перекладину пристенную. Конструкция регулируется по высоте в зависимости от роста спортсмена.
Пристенная перекладина состоит из:
- стального стержня;
- одной телескопической стойки, которая крепится к полу при помощи растяжек;
- стойки навесной, которая крепится анкерными болтами к стене.
Требования Международной федерации гимнастики к перекладине
Длина 240 см. Диаметр 2,8 см. Высота от пола 280 см. Длина матов для приземления 1200 см, ширина 300 см, высота матов для приземления 20 см.
Производство гимнастической перекладины на территории России регулируется национальным стандартом ГОСТ Р 55675-2013 «Оборудование гимнастическое. Перекладины. Требования и методы испытаний с учетом безопасности» от 01. 2015 года.
Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений европейского регионального стандарта ЕН 12197:1997 «Оборудование гимнастическое. Перекладины. Требования безопасности и методы испытаний» и устанавливает функциональные требования и требования безопасности к трем типам перекладин: зафиксированной в напольных углублениях, зафиксированной напольной пластиной и болтом, зафиксированной тросами.
Техника безопасности на уроках гимнастики
Учащимся нельзя: – покидать место проведения занятия без разрешения учителя;- толкаться, ставить подножки в строю и движении;
Нельзя на снаряде находиться одновременно двум занимающимся. Во время выполнения упражнений не выбегайте на дорожку, не мешайте другим. За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от урока. Техника безопасности на уроках гимнастики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Художественная гимнастика
Художественная гимнастика — вид спорта, выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).
В последнее время выступления без предмета не проводятся на соревнованиях мирового класса. При групповых выступлениях используются или одновременно два вида предметов (например — обручи и мячи), или один вид (пять мячей, пять пар булав). Победители определяются в многоборье, в отдельных видах и групповых упражнениях.
Площадка для вольных упражнений
Вольные упражнения выполняются гимнастами на специально оборудованной площадке размером 14×14 м с обязательным выделением рабочей зоны.
Ковер гимнастический для вольных упражнений, сертифицированный ФИЖ, состоит из 3 слоев:
- Базовый слой (помост). Представляет собой устойчивое основание из фанеры, установленное на более чем 2000 пружин, чтобы обеспечить гимнасту моментальный отскок при выполнении элемента.
- Средний слой. Состоит из пены двойной плотности в форме «пазл», придает площадке высокий уровень комфорта и амортизации.
- Верхний слой. Состоит из дорожек, которые скрепляют между собой при помощи монтажной ленты.
- На верхний слой наносится разметка в виде квадрата 12х12 м контрастной лентой.
Тренировочный ковер состоит из двух слоев — мягкого многослойного настила из пенополиэтилена и безворсового ковролина.
Положения техники безопасности на уроках физической культуры
Уроки по физической культуре подразумевают вероятность получения различного рода травм, что накладывает на учителя дополнительные обязанности по обеспечению безопасности учащихся. Поэтому учитель должен ежедневно перед началом урока напоминать о ТБ на уроках, в зависимости от места, где проходит урок (спортивный зал, спортивный манеж, улица и т. ), а также от тех видов упражнений, которые будут выполнять дети.
Вводные положения техники безопасности на уроках физической культуры:
- К уроку физической культуры допускаются дети, которые прошли полностью инструктаж по ТБ.
- На уроках по физической культуре могут заниматься только те дети, которые имеют необходимый уровень здоровья.
- Дети, которые имеют частичное или полное освобождение от занятий физической культурой, должны присутствовать на уроках и заниматься теоретическим изучением дисциплины.
- После болезни, для допуска к уроку физической культуры, ученик должен представить учителю справку из медицинского учреждения, где проходил лечение.
- Для занятий физической культурой ученики должны иметь специальную сменную одежду и обувь.
- На занятиях строго запрещено жевать жвачку, а также принимать пищу.
Техника безопасности на уроках физической культуры до начала занятий:
- Посещать уроки физической культуры ученик должны в специальной спортивной форме и обуви.
- Переодеваться на занятие необходимо в специально отведенном месте (раздевалке; мальчики и девочки переодеваются в разных раздевалках).
- В карманах спортивной формы не должно быть предметов, которые могут представлять опасность во время проведения занятия.
- Подготовка спортивного инвентаря к уроку осуществляется с разрешения и под руководством учителя.
- Во время занятий ученик должны точно выполнять все указания и команды учителя.
Инструкция по технике безопасности на уроках физической культуры во время занятий:
- Каждый ученик должен перед началом урока прослушать инструктаж по ТБ, только после этого он может быть допущен к уроку.
- Запрещено покидать спортивный зал или спортивную площадку без разрешения учителя.
- Запрещено самостоятельно выполнять упражнения и брать спортивный инвентарь без разрешения учителя.
- Во время выполнения задания находится на отведенном для этого месте (во время бега, бежать по своей дорожке; во время зарядки стоять на своем месте, на безопасном расстоянии от соседа и т.д.).
- При выполнении заданий (бег, прыжки и т.д.) минимизировать столкновения и падения (соблюдать дистанцию, не останавливаться резко, не менять траекторию и т.п.).
- Не выполнять упражнения на мокром полу или скольком и рыхлом грунте.
- Прежде, чем приступить к выполнению ряда упражнений (метание) убедиться в том, что в секторе броска нет людей.
- При ухудшении состояния или получения травмы, прекратить выполнение задания и обратиться к учителю.
Техника безопасности на уроках физической культуры после занятий:
- Нельзя покидать спортивный зал или площадку до звонка.
- Убирать спортивный инвентарь только с разрешения учителя.
- Покидать место занятий спокойным шагом.
- В раздевалке вести себя тихо, не кричать, не мешать другим ученикам.
- После занятий обязательно вымыть руки с мылом.
Во время занятий на улице, категорически запрещено покидать спортивную площадку, где проходит урок и тем более территорию школы.
Типичные травмы
- 1 Типичные травмы
- 2 Общие требования
- 3 Обязанности учеников
- 4 Действия в экстренных ситуациях
- 5 Окончание занятия
Пожалуй, самый травмоопасный предмет из школьной программы – это уроки физической культуры. К примеру, при занятиях гимнастикой высок риск таких типичных повреждений:
- ссадины и срывы мозолей;
- ушибы тела и головы;
- разрывы сухожилий, мышц
- растяжения в локтях, запястьях, плечах, коленных и голеностопных суставах
Это лишь малая часть последствий неправильного поведения при занятиях на уроках физической культуры. Далее рассмотрим правила, которыми руководствуются все учебные заведения перед допуском учащихся к урокам.
https://youtube.com/watch?v=_3wniredK4w%3Ffeature%3Doembed
Первый слайд презентации
Раздел:
ГИМНАСТИКА
Термин «гимнастика»
Направления гимнастики
Техника безопасности во время урока
История становления Олимпийских игр древности и современности
Гимнастика имеет свои достоинства: многообразие упражнений, разносторонность и гармоничность их влияния на формирование физических способностей занимающихся, воспитание социально приемлемых форм межличностных отношений, построенных на стратегии партнерства и сотрудничества.
В настоящее время гимнастика включает в себя основную гимнастику, которой занимаются во всех учебных заведениях и в армии; спортивные виды гимнастики — спортивная гимнастика, художественная гимнастика, аэробика, акробатика.
Основная гимнастика — это строевые и общеразвивающие упражнения, упражнения на снарядах, прыжки и акробатические упражнения. Средства основной гимнастики
Строевые упражнения
Общеразвивающие Акробатические упражнения (ОРУ)
Прикладные упражнения
Вольные упражнения
Упражнения художественной гимнастики
упражнения
Прыжки
Упражнения на снарядах
Спортивная гимнастика
включает в себя женское многоборье (опорный прыжок, брусья разновысокие, бревно, вольные упражнений) и
мужское многоборье (конь с ручками, кольца, перекладина, вольные упражнения, брусья параллельные, опорный прыжок). В программе олимпийских игр с 1896г.
Художественная гимнастика
– это женский олимпийский вид спорта. В нее входят упражнения танцевального характера с предметами (мячом, обручем, булавами, скакалкой, лентой). Художественная гимнастика — сравнительно молодой вид спорта; своим появлением он обязан мэтрам балета прославленного Мариинского театра. За небольшой срок своего существования. 1980 год стал для художественной гимнастики поворотным, после завершения Олимпийских игр в Москве. С 1984г. вошел в летние Олимпийские игры.
Эстафеты
Учащийся должен:
выполнять эстафету по своей дорожке;
после передачи эстафеты встать в конец своей команды;
Запрещается:
* начинать эстафету без сигнала учителя;
* во время эстафеты выходить из строя;
* продолжать эстафету до того,
как впереди стоящий игрок
передал вам эстафету
касанием руки;
* садиться на пол или залазить
на спортивное оборудование
Спортивный снаряд «кольца»
В программу мужских соревнований включены упражнения на кольцах.
Кольца для спортивной гимнастики представляют собой П-образную раму, закрепленную тросовыми растяжками к закладным элементам пола. К раме тросовыми подвесками крепятся кольца. Профессиональные гимнастические кольца выдерживают нагрузку на разрыв более 400 кг. В местах соединения тросов с ремнями надеваются защитные манжеты из натуральной кожи.
Согласно правилам вида спорта «Спортивная гимнастика», кольца:
- подвешивают на тросах, заканчивающихся ремнями длиной 70 см и шириной 4 см;
- высота подвеса от пола 580 см;
- расстояние между кольцами 50 см;
- высота колец над полом 280 см;
- внутренний диаметр кольца 18 см;
- диаметр профиля 2,8 см.
Виды гимнастических колец
- Кольца деревянные.
- Кольца пластиковые.
- Кольца-тренеры.
- Кольца металлические.
- Кольца детские.
Кольца выпускаются диаметром:
- 28, 30, 32, 35, 40 мм — для взрослых;
- 25 мм — для детей.
Производство гимнастических колец на территории России регулируется национальным стандартом ГОСТ Р 56436-2015 «Оборудование гимнастическое. Кольца. Функциональные требования, требования безопасности и методы испытаний» от 01. 2016 года.
Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений европейского регионального стандарта ЕН 12655:1998* «Оборудование гимнастическое. Кольца. Функциональные требования, требования безопасности и методы испытаний» и устанавливает функциональные требования, требования безопасности и методы испытаний гимнастических колец.
Для изготовления колец применяется:
- дерево (береза, дуб, бук, граб);
- многослойная фанера;
- пластик;
- металл.
https://youtube.com/watch?v=E0YV5rocoGA%3Ffeature%3Doembed
Отшлифованные деревянные кольца обладают хорошим сцеплением во время хвата, эстетичны и приятны на ощупь. К недостаткам можно отнести — небольшой срок эксплуатации, высокую цену.
В тренажерных залах встречаются кольца из ударопрочного пластика с рельефной поверхностью для лучшего сцепления. Пластиковые кольца выдерживают высокие перепады температур, легко моются, имеют большой срок эксплуатации и невысокую стоимость. Выпускаются одним диаметром — 28 мм.
Для силовых тренировок применяются металлические кольца. Такой снаряд для лучшего хвата покрывают толстым слоем резины или шершавым напылением. Металлические кольца хорошо подходят спортсменам в весовой категории больше 100 кг.
Для начинающих спортсменов выпускаются кольца-тренеры. Отличаются от обычных гимнастических колец специальными утолщениями в виде накладок. Спортсмен самостоятельно может менять глубину хвата, постепенно усложняя упражнение.
В любительском спорте кольца крепят при помощи нейлоновых строп с пружинным замком. Стропы легко устанавливаются и позволяют быстро менять высоту колец.
https://youtube.com/watch?v=2zAZCnNhOGs%3Ffeature%3Doembed
Требования безопасности при несчастных
случаях и экстремальных
ситуациях. Учащийся должен:
при получении травмы или ухудшения самочувствия
прекратить занятия и поставить в известность учителя
физкультуры;
с помощью учителя оказать травмированному первую
медицинскую помощь, вызвать врача;
при возникновении пожара в спортзале немедленно
прекратить занятие, организованно, под
руководством учителя покинуть место
проведения занятия через запасные выходы
согласно плану эвакуации. 2021
15
Автобиографии и мемуары
А я поделюсь своим опытом, расскажу о трудностях и превратностях спортивного пути художественной гимнастки и дам советы, как пройти этот путь и не сломаться, вновь взлететь после падения и как не потерять веру в себя и свою уникальность.
Замечательная книга, легкая для восприятия, написанная живым языком, с юмором, прекрасно начитанная, вдохновляющая и мотивирующая, очень полезная и для детей и для их родителей от умной, тонкой, талантливой, доброй девушки, уже так много добившейся в своей жизни в свои 22 года. Побольше бы таких книг!
Жизнь моя — моя гимнастика
Биография заслуженного тренера СССР и России по художественной гимнастике Ольги Буяновой «Жизнь моя — моя гимнастика».
Книга состоит из пяти глав. «Оксана», «Две Наташи» и «Даша» рассказывают об основных ученицах Ольги Буяновой. Это семикратная чемпионка мира по художественной гимнастике Оксана Костина, трехкратная чемпионка мира Наталья Липковская и двукратная чемпионка мира Наталья Королева, а также серебряный призер Олимпийских игр-2012 и четырехкратная чемпионка мира Дарья Дмитриева.
https://youtube.com/watch?v=PI2nUkJuWFM%3Ffeature%3Doembed
Презентация книги Ольги Буяновой «Жизнь моя — моя гимнастика»
Магия побед
Светлана Хоркина — уникальная российская гимнастка, двукратная олимпийская чемпионка, многократная чемпионки мира и Европы, рекордсменка Книги рекордов Гиннесса, общественный деятель, в недавнем прошлом депутат Государственной думы и сотрудник Администрации Президента Российской Федерации, звезда многих телешоу.
Эта книга — ее искренний рассказ о пути к олимпийским вершинам, становлении личности и характера, который помогал ей как в спорте, так и в последующей жизни после него.
https://youtube.com/watch?v=V0Ngo_TBTFM%3Ffeature%3Doembed
Светлана Хоркина о книге «Магия побед» и ситуации в спорте
Честная игра
Эта книга написана четырехкратным олимпийским чемпионом по спортивной гимнастике Алексеем Немовым в соавторстве с известным спортивным журналистом Ириной Степанцевой.
«Честная игра» — это жизненный путь великого спортсмена, начинавшего свою дорогу к олимпийскому пьедесталу в спортивной секции Тольятти и завершившего карьеру на олимпиаде в Афинах. Через трудности и испытания, которые выпали на долю Алексея, через всю свою спортивную жизнь он пронес правило Fair play, помогавшее ему достойно воспринимать и победы, и поражения, без которых немыслим большой спорт.
«А я ведь и не знал, куда меня ведут. Просто помню: большое пространство и очень светло. Мгновение какое-то. Дело было, видимо, вечером. И свет, особенно после улицы, казался неестественно ярким. Ребятишки висели на перекладине, что-то пытались изобразить на ней. Тренер им помогал».
«Да что вы, маленький еще ваш-то. Сколько? Ну вот — четыре года всего, значит, надо писать водить, сопли вытирать. И кто это будет делать? Приходите, когда подрастет».
Отрывок из книги «Честная игра»
Кульбиты на шпильках
Мир рухнул. Я разжала пальцы и, будто погрузившись в состояние невесомости, медленно-медленно соскользнула вниз. Казалось, что все вокруг растворилось, я потеряла ощущение времени. Уже не было ни азарта борьбы, ни океана эмоций, лишь размытые лица зрителей и звенящая тишина в ушах. Закончив упражнение, я спокойно ушла с помоста. Без истерики, без слез, с достоинством олимпийской чемпионки.
Пройдя сквозь строй удивленных тренеров, спортсменов, журналистов, не обращая на них внимания и не отвечая на вопросы, как будто вокруг никого не было, я села на первый попавшийся автобус и уехала. Меня все потеряли.
Мировая общественность была в шоке: все видели своими глазами, как я соскочила со своих любимых брусьев, своей «коронки», которая неминуемо должна была принести мне еще одну олимпийскую медаль. Прекратила выступление и куда-то исчезла, никому ничего не объяснив.
Несломленная
Роман шестикратной чемпионки мира по художественной гимнастике Ляйсан Утяшевой не столько о спорте, сколько о Человеке, приговоренном Жизнью к нескончаемым испытаниям на прочность.
В мир спорта, где все ставится на победу, Ляйсан пришла в четыре года. Пришла побеждать. И побеждала! Несмотря на распад семьи, которая представлялась нерушимой и незыблемой. Вопреки тому, что была похищена бандитами, вымогавшими за нее выкуп. Назло ужасной травме, которая должна была навечно приковать ее к инвалидному креслу. Наперекор неразделенной любви, оказавшейся куда болезненнее переломов. Не отчаиваясь из-за того, что каждый этап своей жизни приходится начинать с чистого листа.
Жизнь всегда преподает уроки. Только успевай заучивать их. Можно даже не наизусть. Лишь бы только понять, осознать. Прочувствовать и сформулировать для себя. Только после этого осознания будет позволено идти дальше, вперед.
https://youtube.com/watch?v=1KRbfo2ZIH4%3Ffeature%3Doembed
Ляйсан Утяшева. Встань и иди
Диалоги о художественной гимнастике
Судьбы людей в спорте, как и в искусстве, зависят не только от самих людей, но в большей мере от тех, кто их окружает. Понимать, поддерживать и помнить или же отказать в этом — право современников. Более сорока лет у руководства художественной гимнастикой России стояла Татьяна Григорьевна Вавич, а сменила ее на этом посту Эльвира Петровна Аверкович — одна из первых Чемпионок мира. Эта книга напоминает любителям спортивной эстетики, что российская художественная гимнастика имеет долгую историю и своих главных действующих лиц.
Невозможное — возможно
Эта автобиографическая книга впервые вышла в 2007 году в Испании. В 2011 году на турнире «Vitry Cup» прошла презентация второго дополненного издания. По признанию самих авторов — известного тренера и бронзовой олимпийской чемпионки, — целью написания книги стало желание поделиться чувствами, связанными с гимнастикой за многие годы. Нина и Елена Витриченко показали художественную гимнастику изнутри с разных взглядов — тренера и гимнастки, матери и дочки и передали эмоции, связанные с трудностями совместных тренировок, первых выступлений, первой Олимпиады.
Стать собой
Звезда мировой художественной гимнастики Ирина Чащина написала книгу для тех, кто пока в себе сомневается. Одновременно эта книга и практическое руководство для тех, кто готов совершить прорыв. Прорыв к успеху, здоровью, радости и красоте. Советы олимпийской призерки работают. Непонятно почему и непонятно как, но точно одно — после ее книги как-то само собой вдруг получается идти в фитнес-клуб, заниматься физкультурой дома, освоить азы йоги, сидеть на диете, приготовить кулинарный шедевр для любимого, выбрать правильный наряд на вечеринку, практиковать детокс по аюрведе, а также узнать массу других полезных в повседневной жизни вещей.
В общем, наконец-то радикально заняться собой. Может, советы от Ирины Чащиной работают и потому, что это не очередное бездушное пособие «100 рецептов красоты», а монолог живой современной девушки, успешной и в спорте и в личной жизни. Она объездила полмира, многое узнала и попробовала, а главное — испытала на себе все то, что советует другим. В своей книге Ирина Чащина впервые публикует фрагменты дневника, которые она ведет уже многие годы.
«Ольга, мы тебя любим!» — такими плакатами встречали поклонники спорта за рубежом выступления прославленной советской гимнастки. В своей книге она вспоминает детство, первые шаги по гимнастическому помосту, рассказывает о времени своей спортивной зрелости, о трудной поре ухода из спорта, о поисках, порой неудачных, своего дальнейшего пути.
«Петли» я всегда боялась. Да, да, да! Даже освоив ее до автоматизма, до почти стопроцентной стабильности, я всегда, до самого последнего дня в большом спорте, подходила к брусьям, и сердце мое проваливалось в преисподнюю страха. Ватные ноги, головокружение, тошнотворная слабость. Мысль о побеге, о позорном побеге под улюлюканье, под свист зала всякий раз принимала вполне реальные очертания. Не знаю, как выходило у других, я стыдилась расспрашивать. Быть может, это искало выход естественное, обыкновенное волнение, посещающее без спроса всех спортсменов. В том числе и тех — я уверена, — кому журналисты приклеивают сомнительные ярлыки типа «человек без нервов», «железный».
Гимнастика достойна гимнов
Заслуженный тренер СССР В. Растороцкий, воспитавший плеяду замечательных гимнасток, среди которых Л. Турищева, Н. Шапошникова, Н. Юрченко, размышляет о роли спортивного педагога в формировании личности, повествует о штурме головокружительных вершин современной гимнастики, заглядывает в ее завтрашний день, делится тренерскими радостями и горестями. Опытный наставник рассказывает также, как достигается совершенство, сколько стоит победа и чем отличается подлинное творчество от ремесла.
Жизнь моя — гимнастика
Известная советская гимнастка, чемпионка мира и Олимпийских игр, в своей книге показывает, как от поколения к поколению развивалась и усложнялась современная гимнастика, какой вклад внесли в нее советские спортсменки, рассказывает о замечательной школе своего тренера — В. Растороцкого и о своем пути в большом спорте. Лит. запись и предисловие Т. Любецкой.
Счастливый помост
Известная советская гимнастка, чемпионка мира и Олимпийских игр, в своей книге показывает, как Почему плачут чемпионки, как готовят виртуозные гимнастические трюки, сколько «смежных» профессий у тренера — об этом и о многом другом вы узнаете из книги Нелли Ким. Просто и вдохновенно рассказывает известная спортсменка о любимой до самозабвения гимнастике, о творческих и нравственных исканиях, о нелегком пути н мечте.
Гимн гимнастике
Спорт, фитнес Альбом рассказывает об одном из самых сложных и красивых видов спорта — спортивной гимнастике. В нем раскрываются основные качества и психология гимнастики. Читатель познакомится как с миром соревнований, так и с подготовкой к ним, с тренировочным трудом, поиском новых элементов, историей гимнастики. Для широкого круга читателей.
Восхождение. Гимнастика на олимпиадах
Автор книги, известный советский гимнаст, президент ФИЖ, побывал на шести Олимпиадах, трижды выходил на старт олимпийских состязаний. В книге он рассказывает, как от Олимпиады к Олимпиаде изменялась и усложнялась современная гимнастика, как на смену одному поколению гимнастов приходило другое, и какой след оставили в ней выдающиеся спортсмены разных стран и разных поколений — В. Чукарин, Б. Шахлин, Л. Латынина, Л. Турищева, О. Корбут, Т. Оно, М. Церар и другие.
«Спорт, музыка, грация» — рассказ о художественной гимнастике в Советском Союзе, о ее благотворном влиянии на физическое, эстетическое и нравственное совершенствование человека. Этой цели служат очерк о художественной гимнастике, беседа с первой чемпионкой мира Людмилой Савинковой, рассказы о последующих чемпионках мира — Елене Карпухиной, Галине Шугуровой, Ирине Дерюгиной. Художественная гимнастика — спорт творческий в своей основе. О том, как девушки создают свои оригинальные, сложные и зрелищно прекрасные композиции, рассказывается в специальном разделе.
Гимнастика сквозь годы
Прошлому, настоящему и в какой-то мере будущему советской гимнастики посвящена книга заслуженного мастера спорта Ларисы Латыниной. Многолетний опыт — четырнадцать лет выступлений и десять лет работы старшим тренером — дает ей возможность на ярких примерах показать искусство воспитания выдающихся мастеров гимнастики, раскрыть законы науки побеждать. Автор дает портреты гимнасток разных поколений и талантливых советских тренеров.
Первый номер
Чемпион мира и Олимпийских игр по спортивной гимнастике рассматривает проблемы мужской гимнастики в СССР, рассказывает о массовых соревнованиях гимнастов, о путях в большой спорт.
Равновесие
Книга девятикратной олимпийской чемпионки, восьмикратной чемпионки мира, старшего тренера сборной команды СССР Ларисы Латыниной.
Содержание
I. Общие требования безопасности. Требования безопасности перед началом занятий. Требования безопасности во время занятий. Требование безопасности во время занятий лёгкой
атлетикой. Требования безопасности во время проведения
подвижных игр. Требования безопасности при несчастных
случаях и экстремальных ситуациях. Требования безопасности по окончании занятий
Художественные книги
Как романтично звучит — Дотянуться до звезд. Трудно найти человека, который не мечтал бы об этом. У Евы Грачевой путь к звездам начался в маленьком провинциальном городке, в тот самый день, когда мама привела ее на тренировку гимнасток. Непросто это — подчинить свою жизнь одной цели: вверх, вверх, вверх к победной ступеньке на пьедестале. Приходится отказываться от всего, в том числе от самого дорогого, и падения бывают катастрофическими. Но все равно — тот, кто научился преодолевать себя, достигнет многого. Дотянуться до звезд возможно, но путь к ним будет тернистым.
Прототипами персонажей и вдохновителями этой книги, которая писалась на протяжении двух с половиной лет, стали многие реальные спортсменки российской сборной и другие люди, имеющие отношение к большому спорту. История, рассказанная автором, не только про спорт. Это повествование об искренней вере, настоящей дружбе, любви, подлинной человечности, и той цене, которую каждый из нас платит за мечты, достижения и ошибки.
Эта история не только о спорте. Это история о жизни, где есть место горечи утрат первых потерь, место настоящей дружбе, место зависти и жестокой мести, место любви, а главное веры в себя!
Очень понравилась книга! Естественно полезла искать, кто мог стать прототипом Евы Грачевой. Вычислить год Олимпиады в Рио не сложно, но вот с золотой медалисткой — не сошлось. Вряд ли у москвички Маргариты Мамун могла быть такая история.
Королева гимнастики, или Дорога к победе
Олеся и Соня были совершенно разными, но их объединяла общая страсть — художественная гимнастика. Обе не могли представить без нее жизни. Прыжки, вращения, шпагаты, а еще часы тренировок, когда, несмотря на боль и усталость, нельзя отдохнуть.
Целеустремленной, напористой Олесе на ковре не было равных. Техничная, упрямая Соня поражала всех своим мастерством. Непримиримые соперницы на соревнованиях, занимающие высшие ступени пьедестала почета, невзлюбили друг друга с первого взгляда. Но, попав к выдающемуся тренеру сборной России, девчонки поняли, что придется оставить личную вражду во имя общего успеха.
Смогут ли стать подругами те, что много лет были соперницами? Да и как поделить «золото» Олимпийских игр, ведь оно бывает только одно!
Мне очень понравилась книга Веры Ивановой «Королева гимнастики, или Дорога к победе». Она рассказывает о суровых буднях спортсменок. О том, как им приходится бороться не только с травмами и растяжениями, но и с личными переживаниями, страхами и соперниками.
В этой книги отлично показана профессиональная спортивная сторона художественной гимнастики. Здесь рассказывают о системе отбора, системе участия в Олимпийских играх. Да, конечно, когда пишешь книгу о спорте нужно быть очень осторожной, ведь эту книгу могут прочитать и профессионалы спорта.
Но главное в этой книге очень отлично показаны отношения между людьми. Главные героини: Олеся и Соня очень разные и их начальное отношение к гимнастике различное. Олеся — вспыльчивая, резкая девушка. Она живет эмоциями и чувствами, которые не раз мешают ей в течение книги. Ее другу Ивану приходится несладко. Она любит его, но ищет приключений и развлечений в жизни. Так она натыкается на акробата Гошу, знакомство с которым в результате приводит к травме.
Я советую прочитать эту книгу, всем тем, кто умеет добиваться своего и любит побеждать.
Солнце на перекладине
Повесть известного писателя Бориса Штейна «Солнце на перекладине» — один из лучших образцов молодежной советской прозы. Ее герои — молодые гимнасты. Они взрослеют, мужают, влюбляются, ищут себя в спорте и жизни. Повесть несколько раз издавалась в Таллине, в Москве, в Ленинграде и пользовалась неизменный читательским успехом.
Некоторые из них предпочли бы, чтобы их дети занимались спортом не столько ради результатов, сколько ради действительно укрепления здоровья — и не по четыре часа, и не каждый день, а в умеренных пределах. Но таких милосердных спортивных секций в городе не было, поэтому им оставалось только радоваться, что их мальчишки попали в эту самую специализированную школу олимпийского резерва.
Отрывок из «Солнце на перекладине»
Вольные упражнения
Поздравительные речи, дорогие подарки, громадные букеты цветов, вспышки фотоаппаратов, пресс-конференции и официальные приемы. Теперь все это в прошлом. Совсем еще юная гимнастка, став чемпионкой мира, после травмы позвоночника вынуждена выйти из состава сборной Советского Союза и оставить занятия спортивной гимнастикой.
Вернувшись в свой город, Таня приступает к обучению в обычной средней школе. Но этот привычный каждому мир остается чужд и во многом непонятен ей, а потому каждый день приносит лишь новые испытания. Конфликт с учителями школы и одноклассниками доводит девушку до состояния нервного срыва. Новая еще более тяжелая травма выпадает на долю юной гимнастки. Травма не только физическая, но и душевная.
Выстоять, преодолеть свой недуг, найти в себе силы для восстановления и вернуться к полноценной жизни — вот задачи, которые стоят перед Таней теперь. А упорство, целеустремленность, закаленный за годы занятий спортом характер помогут ей на этом непростом пути. События и этапы жизни чередуются для Тани, словно программа вольных упражнений, которую она должна выполнить, получив заветный высший балл за её исполнение.
Неспортивная история
Сценарий «Неспортивная история» был дипломной работой Игоря Агеева. Единственный раз публиковался в журнале «Киносценарии» № 1 за 1987 год. Послужил основой к скандальному фильму «Куколка» Исаака Фридберга.
Мелькают газетные заголовки, фотографии. «Королевы помоста». Гимнастка застыла в воздухе высоко над бревном. «Успех советской сборной». Брусья. Летит гимнастка с перекладины, ноги разведены, носочки оттянуты. «Браво, девушки!», «Так держать!», «Советские гимнастки — чемпионки мира».
Отрывок из сценария «Неспортивная история»
Счастливчик
Петру Сергеевичу Глебову семь лет. Но он талантливый гимнаст, и это делает его жизнь непохожей на жизнь других мальчишек. Мальчика приглашают учиться в Москву. Что из всего этого получилось, читатель узнает, познакомившись с повестью.
Окончание занятия
По технике безопасности на уроках после завершения всех заданий ученик должен по команде учителя убрать весь спортивный инвентарь в специально отведенные места и так же организованно покинуть зал. После чего, дети моют руки с мылом и переодеваются.
Это общие рекомендации по безопасности на уроках гимнастики в школе, более подробная инструкция есть в каждом учебном заведении, как правило, ее дают на подпись ученикам. Следуя простым правилам, проверенным годами практики, можно сильно сократить риск от занятий спортом и предупредить угрозу травм заранее.
https://youtube.com/watch?v=k7bt3iKQIYU%3Ffeature%3Doembed
Командная гимнастика
Командная гимнастика зародилась в Скандинавии, в которой являлась основным видом гимнастики в течение 20 лет. Первое официальное соревнование было проведено в Финляндии в 1996 году, и теперь проводится каждые 2 года. Соревнование команд, клубов состоит из трех категорий: женские, мужские и смешанные команды. Состоит из трех видов: вольные упражнения, прыжки с мини-батута и акробатические прыжки. В каждой из трех дисциплин число гимнастов — от 6 до 12 человек. Командная гимнастика включает в себя наиболее динамичные виды гимнастических упражнений: групповые вольные упражнения, акробатические и опорные гимнастические прыжки. Ей присущи музыкальность, выраженная двигательно-образовательная направленность, оптимальная сложность упражнений.
Действия в экстренных ситуациях
Техника безопасности на уроках предусматривает своевременное оповещение учителя о любой нестандартной ситуации. Если кому-то стало плохо или получена травма, нельзя скрывать этот факт. Пострадавшему предоставляется покой и вызывается врач, если своими усилиями ликвидировать травму нельзя.
В случае пожара нужно придерживаться техники безопасности на гимнастике на уроках физкультуры для учеников, инструкция обязывает прекратить любое занятие и организованной группой вместе с преподавателем эвакуироваться согласно соответствующему плану, оповестить руководство и вызвать пожарную службу.
МЕТАНИЕ
Перед метанием убедиться, что в направлении броска
никого нет. При групповом метании стоять с левой стороны от
метающего. Находясь вблизи зоны метания, следить за тем, чтобы
выполняющий бросок был в поле зрения. После броска идти за снарядом только
с разрешения учителя. При метании в цель предусмотреть
опасность при отскоке снаряда
Спортивный снаряд «конь»
Конь — специальный снаряд с ручками. На нем гимнасты выполняют комбинации маховых и вращательных движений, стойки на руках.
Прототипом спортивного снаряда считается деревянная конструкция, напоминающая форму коня, только без ручек. На ней воины конницы Александра Македонского отрабатывали навыки быстро садиться и слезать с коня. Подобными тренажерами пользовались римские кавалеристы, средневековые рыцари.
«Отец современной гимнастики», Фридрих Людвиг Ян, для физической подготовки молодежи в спортивно-гимнастических обществах предложил использовать брусья, сводные подвесы, бревно и коня.
До 1956 года форма снаряда видоизменялась: то напоминала неровный круп лошади (задняя часть корпуса), то ассиметричная форма менялась на симметричную. После сертификации спортивного снаряда Международной федерацией гимнастики (ФИЖ) существенные изменения в конструкцию гимнастического коня больше не вносились.
Виды гимнастического коня
- Конь гимнастический прыжковый.
- Конь гимнастический маховый. Отличается от прыжкового наличием ручек (опор). Расстояние между опор в профессиональных моделях регулируется +/-10 см.
- Конь гимнастический универсальный. В снаряде есть возможность снимать и одевать ручки.
Виды гимнастического снаряда конь
Конь гимнастический маховый
Первый Олимпийский чемпион в дисциплине «Конь» — Иштван Пелле(Венгрия) в 1932 году. Первые чемпионы мира — Жорж Дежаэжер(Франция), Жозеф Люкс (Франция), Хенрикус Тиссен (Нидерланды) в 1903 году.
Сборная конструкция имеет:
- Корпус деревянный или пластиковый с закругленными краями и углами. Для уменьшения болевых ощущений у спортсменов сверху корпус покрыт пеноматериалом и чехлом из искусственной высокопрочной кожи.
- Четыре стационарные ноги.
- Четыре выдвижных телескопических опор (копыт).
- Две симметрично расположенные ручки.
- Комплект для крепления к полу.
Устройство гимнастического коня
Сборная конструкция имеет: 1. Корпус деревянный или пластиковый с закругленными краями и углами. Для уменьшения болевых ощущений у спортсменов сверху корпус покрыт пеноматериалом и чехлом из искусственной высокопрочной кожи. Четыре стационарные ноги. Четыре выдвижных телескопических опор (копыт). Две симметрично расположенные ручки. Комплект для крепления к полу.
Требования Международной федерации гимнастики к гимнастическому коню
Длина 160 см. Ширина 35 см. Высота (от пола) 115 см. Высота ручек 12 см. Диаметр ручек 3, 4 см. Расстояние между ручками 40-45 см. Высота обкладки (гимнастических матов) 10 см.
https://youtube.com/watch?v=xRDCSc3Nkzw%3Ffeature%3Doembed
Конь гимнастический для опорного прыжка
До 2001 года спортивный снаряд конь используют для выполнения и упражнений, и прыжков. В соревнованиях среди женщин снаряд ставят поперек, мужчин — вдоль. Большое количество травм во время выполнения прыжков подталкивает производителей спортивного инвентаря к поиску нового снаряда для выполнения опорного прыжка.
Разработкой и производством «коня гимнастического прыжкового» начинает заниматься компания «Janssen Fritsen», являющаяся официальным партнером ФИЖ, а бывшему тренеру сборной ГДР Диттеру Хофманну предлагают стать консультантом проекта.
На чемпионате мира 1997 году в Лозанне проходит демонстрация нового снаряда. С 2001 он стал использоваться на всех соревнованиях под эгидой ФИЖ. Нового гимнастического коня для опорного прыжка также называют стол для опорного прыжка.
Устройство гимнастического коня для опорного прыжка
Размеры гимнастического коня для опорного прыжка
Ширина стола отталкивания 90 +/- 5 см. Длина стола отталкивания ( в горизонтальной проекции ) 120 +/- 5 см. Высота 105-135 см.
Производство гимнастического коня на территории России регулируется национальным стандартом ГОСТ Р 56896-2016 «Оборудование гимнастическое. Кони и козлы. Функциональные требования, требования безопасности и методы испытаний» от 01. 2017 года.
Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений европейского регионального стандарта ЕН 12196:2003 «Оборудование гимнастическое. Кони и козлы. Функциональные требования, требования безопасности и методы испытаний» и устанавливает функциональные требования, требования безопасности и методы испытаний гимнастических коней и козлов.
Подготовительные снаряды
- Доска с ручками. Применяется для обучения гимнастов двойным круговым движениям ногами.
- Гимнастический грибок. Предназначен для отработки базовых гимнастических упражнений на тренировках. Состоит из опоры и деревянного корпуса в форме полусферы, покрытого пенополиэтиленом и искусственной замшей. Выпускают модели с ручкой и без. Грибок устанавливают на пол или подставку с регулируемой высотой. Размеры: высота от пола — 48 см, диаметр — 60 см.
- Конь гимнастический напольный с двумя или одной ручкой. Используется для отработки упражнений на начальном этапе обучения. Отличается от соревновательного снаряда короткими ножками. Высота от пола в зависимости от модели — 20-50 см.
- Низкий конь. Высота от 50 до 65 см. Помогает гимнасту постепенно перейти от гимнастического грибка к коню.
- Снаряд для опорного прыжка из пеноматериала. Состоит из трех модулей, предназначен для выполнения опорного прыжка на начальном этапе обучения.
- Козел гимнастический. Укороченный вариант гимнастического коня. Представляет собой сборно-разборную конструкцию, состоящую из корпуса и четырех опор. Размер корпуса: длина — 60-67 см, ширина — 30-35 см. Предназначен для выполнения гимнастических упражнений на тренировках.
Требования безопасности перед
началом занятий
Надеть на себя спортивную форму и обувь. Снять с себя предметы, представляющие опасность
(серьги, часы, браслеты и т. Убрать из карманов спортивной
формы колющие предметы и
мобильные телефоны. По команде учителя встать в строй
ПРЫЖКИ
Учащийся должен:
выполнять прыжки, когда учитель дал разрешение;
выполнять прыжки поочерёдно;
после выполнения прыжка быстро вернуться на своё место
с правой или левой стороны дорожки для разбега. Запрещается:
* выполнять прыжки на неровной и скользкой поверхности;
* перебегать дорожку для разбега
во время выполнения попытки
другим учащимся;
* приземляться на руки
Требования безопасности во время
занятий
Учащийся должен:
внимательно слушать и чётко
выполнять задания учителя;
брать спортивный инвентарь и
выполнять упражнения с
разрешения учителя;
во время передвижений
смотреть вперёд, соблюдать
достаточные интервал и
дистанцию, избегать
столкновений
Общие требования безопасности
Учащийся должен:
иметь опрятную спортивную форму, (шорты, футболку,
костюм), чистую спортивную обувь, исключающую
скольжение, плотно облегающую ногу;
заходить в спортзал по звонку с учителем;
после болезни предоставить учителю справку от врача;
в случае освобождения от занятий после болезни
присутствовать на уроке в спортивной одежде;
бережно относиться к спортивному инвентарю и
использовать его по назначению;
знать и выполнять инструкцию по мерам
безопасности.
Спортивная акробатика включает четыре группы упражнений
Гимнастика является частью комплексной программы по физическому воспитанию и одной из основных дисциплин учебного плана физической культуры в школе.
УРОКИ ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЕ
Урок является основной формой организации занятий по гимнастике в школе. Урок должен содержать определенные общие задачи, выполнение которых обеспечивается всем процессом обучения, и складывается из последовательно решаемых конкретных задач:
Образовательных;
Оздоровительных;
Воспитательных;
Физическое воспитание дошкольников. Шебеко, В. – М.
Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении. Воротилкина, И. Метод, пособие. – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 144 с.
Техника гимнастических упражнений. Гавердовский, Ю. Попул. учеб. пособие. – М. : Тера – Спорт, 2002. – 512 с.
Гимнастика: Учеб. для студентов вузов / Под ред. Журавина, Н. Меньшикова. – М. : Академия, 2001. – 448 с.
Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Глазырина Л. – М. : Владос, 1999. – 175 с.
Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте/ Ю. Жедезняк, П. Петров – М. : Академия, 2001. – 264 с.
Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет / Науч. ред. М Безруких. – М. : Владос, 2001. – 336 с.
Воспитатели по физической культуре в дошкольных учреждениях. Кожухова Н. – М. : Академия, 2002. – 316 с.
Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). Пензулаева, Л. – М. : Владос, 2001. – 128 с.
Спортивный снаряд «брусья»
В спортивной гимнастике мужчины выполняют упражнения на параллельных брусьях, женщины — на разновысоких брусьях.
Простые упражнения на параллельных брусьях выполнялись в начале XIX века. Создателями брусьев считаются — Фридрих Людвиг Ян (основатель спортивно-гимнастических обществ), разновысоких — Франциско Аморос (родоначальник французской системы гимнастики).
В 1872 году в Москве выходит из печати книга Наполеона Лэне «Практическая гимнастика: Руководство к постепенному упражнению гимнастикой во всех ее разнообразных видах и разветвлениях» в переводе В. Пуаре. В ней дается описание 3 групп упражнений, одна из которых посвящена упражнениям на неподвижных и подвижных снарядах, в том числе и на разновысоких брусьях.
В 1896 году соревнования среди мужчин на параллельных брусьях включают в программу I Олимпийских игр в Афинах и I чемпионата мира по спортивной гимнастике в 1903 году в Антверпене (Бельгия). Первым Олимпийским чемпионом становится гимнаст Альфред Флатов (Германия), первыми чемпионами мира — Жозеф Мартинес (Франция), Франсуа Энтж(Люксембург).
На XX чемпионате мира по спортивной гимнастике впервые проходят соревнования среди женщин. В столице Венгрии Будапеште гимнастки выполняют упражнения на мужских брусьях. Золотую медаль в многоборье получает команда из Чехословакии.
На XXII чемпионате мира в 1950 году женщины впервые выполняют упражнения на разновысоких брусьях в индивидуальном многоборье, в командных соревнованиях гимнасткам разрешают делать выбор между брусьями и кольцами.
С 1952 года соревнования на разновысоких брусьях выделяют в отдельную дисциплину. Первой Олимпийской чемпионкой в упражнениях на брусьях становится гимнастка Маргит Коронди (Венгрия) на XV Летних Олимпийских играх в Хельсинки (Финляндия), первой чемпионкой мира (1954 год) — Агнеш Келети (Венгрия).
Усовершенствование снаряда
Конструкция разновысоких брусьев изменяется до 1967 года:
- 1953 год. Р. Ройтер и Р. Шпитус для придания устойчивости снаряду устанавливают в середине стоек верхней жерди растяжки. Демонстрацию новых брусьев немецкая фирма по производству спортивного оборудования и инвентаря «Reuther/Spieth» проводит на спортивном празднике в Гамбурге.
- 1965 год. Р. Ройтер меняет конструкцию брусьев. Сдвоенные жерди крепятся к основанию и с помощью растяжек фиксируются к полу. Установка обладает существенными преимуществами перед существующими конструкциями. Она становится подвижной, разборной, практически в 10 раз легче других конструкций, проста в транспортировке и установке, в ней легко регулируется расстояние между жердями.
- 29 июля 1966 года на установку выдается патент № 1478057 и начинается серийное производство фирмой «Spieth /Esslingen».
- 1967 год. На чемпионате Европы гимнастки официально выполняют упражнения на новых разновысоких брусьях.
- 1967 год. Международная федерация гимнастики одобряет конструкцию брусьев.
- 1989 год. Деревянную жердь меняют на жердь из стекловолокна с деревянным покрытием.
Виды гимнастических брусьев
- Параллельные гимнастические брусья.
- Асимметричные (разновысокие) гимнастические брусья.
Требования Международной федерации гимнастики к параллельным брусьям
Длина жерди 350 см. Профиль жердей овальный: вертикальная ось 5 см, горизонтальная ось 4 см. Высота жердей над полом 200 см. Расстояние между стойками в длину 230 см, в ширину 48 см. Расстояние между внутренними поверхностями жердей 42-52 см. Высота матов 20 см.
Требования Международной федерации гимнастики к разновысоким брусьям
Длина жердей 240 см. Диаметр профиля 4 см. Высота над полом: верхней жерди 250 см, нижней — 170 см. Расстояние между внутренними поверхностями жердей 130-180 см. Высота матов 20 см.
Производство гимнастических брусьев на территории России регулируется национальным стандартом ГОСТ Р 55674-2013 «Оборудование гимнастическое. Брусья комбинированные асимметричные и параллельные брусья. Требования и методы испытаний с учетом безопасности» от 01. 2015 года.
Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений европейского стандарта ЕН 914:2008 «Снаряды гимнастические. Брусья, комбинированные асимметричные и параллельные брусья. Требования и методы испытаний, включая безопасность» и устанавливает функциональные требования, требования двум типам брусьев: параллельным брусьям и комбинированным асимметричным/параллельным брусьям.
Что такое гимнастика и виды гимнастики?
Система специально разработанных физических упражнений, применяемых для развития и совершенствования двигательных навыков. Высококоординационный вид спорта. Он состоит из упражнений на гимнастических снарядах, а также вольных упражнений и опорных прыжков. Входит в число древнейших видов спорта
Какие виды бывают гимнастики?
К спортивным видам гимнастики относятся: спортивная, художественная, акробатическая, эстетическая, командная, аэробическая гимнастика
Что такое методы гимнастики?
Методы — это способы применения гимнастических упражнений и других средств гимнастики с целью специально запланированного воздействия на занимающихся
В чем смысл гимнастики?
Гимнастика – универсальный вид спорта, который развивает все двигательные способности человека, обладает огромным разнообразием упражнений, адаптируется под любой возраст и, самое главное, безопасный. Именно поэтому оздоровительной гимнастикой можно заниматься от 1,5 до 100 лет