презентация к уроку PPTX / 3. 11 Мб
Урок №1 (5 класс)
Тема урока: Цели изучения курса «Информатика и ИКТ». Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас
знакомство учащихся со структурой учебника, со способами доступа к ресурсам Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов;
рассмотрение правил техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе;
закрепление правил поведения в компьютерном классе;
формирование понятий: информация, виды информации, органы чувств;
обобщение и систематизация представлений учащихся об информа-ции и способах её получения человеком из окружающего мира;
ввести новые и закрепить полученные ранее понятия, умения работать с учебником и электронными ресурсами к нему, осуществить первичный контроль.
развивать логическое мышление, познавательный интерес, любознательность, расширять кругозор.
воспитывать информационную и коммуникативную культуру, интерес к предмету
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма работы: фронтальная
Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый
Место урока в теме: вводный урок
персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ПК учащихся
Приветствие. Проверка присутствующих, готовности к уроку.
Разделить обучающихся на 2 группы.
Одна группа называет профессию, вторая дает ответ, как в той или иной профессии можно использовать компьютеры?
Предложить обучающимся из слов информация, компьютер, алгоритм выбрать главное для науки информатика.
Вспомнить, какие задачи решает наука информатика, в каких сферах деятельности человек использует компьютер, чем компьютер может помочь человеку? (учитель подводит итог по каждому вопросу)
Мотивация учебной деятельности
В начальной школе вы учили информатику. Вы учились работать с многими программами. Кто назовет программы, с которыми работали в 3-е и 4-ом классе? (предполагаемые ответы детей: Power Point, Word, Paint, TuxPaint)
Теперь вы уже в 5-ом классе. Вы продолжите осваивать компьютер, познакомитесь с новыми программами, сможете расширить свои знания и представления об информации и информационных процессах. Объявление темы и целей урока (слайды 1-2)
Объяснение нового материала
Ребята, у вас на партах новый учебник. Вы теперь часто будете с ним работать. А для того, чтобы уметь работать с учебником, давайте познакомимся с авторами нашего учебника. Кто авторы учебника? (ответы детей Босова Л. и Босова А
Свой учебник авторы начали словами обращения к вам, ребята. Если кто-то уже читал это обращение, то расскажите, о чем рассказывают авторы?
А еще в учебнике есть условные обозначения. Давайте рассмотрим систему условных обозначений, предложенных авторами. Откройте учебники на странице 4, там нарисованы все обозначения, с которыми вы сейчас познакомитесь, и всегда будете знать, что интересного можно узнать после изучения новой темы, какие задания выполнять устно, какие письменно, на какие вопросы ответить, какие задания надо выполнить за компьютером и многое другое.
Показ обозначений и объяснение по каждому из них. (слайды 3-4)
Дополнительно вы найдете в учебнике много ссылок на электронные ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Они помогут вам дополнить и расширить знания, полученные из учебника.
В пятом классе мы продолжим изучать устройство компьютера, работать в текстовом, графическом редакторе, в сети Интернет.
Ребята, вы так же каждый урок будете работать за компьютерами, а значит, нам необходимо вспомнить технику безопасности в компьютерном классе и правила поведения, как организовать свое рабочее место в компьютерном классе.
Показ плакатов (слайд 5). Показ видеоролика. Правила техники безопасности на уроках информатики. mp4
С каждым годом объем информации становится все больше и больше. На нас с вами обрушивается огромный поток информации. Ребята, вы должны уметь ориентироваться в мире информации, понимать, что такое информация и как ее использовать. Вам необходимо знать, какая бывает информация, какие действия можно совершать с информацией, как кодировать информацию, как ее передавать, хранить.
Каждый день вы узнаете что-то новое, получаете информацию.
Работа с учебником. (слайд 6)
Ребята, давайте запишем в тетради определение, что же такое информация.
Информация — это знания, получаемые вами в школе; сведения, которые вы черпаете из книг, телепередач; новости, которые вы слышите по радио или от окружающих.
Кто из вас может еще чего-то добавить к этому определению? (ответы детей)
Рассказ учителя.
Окружающий нас мир — мир информации. Вы проснулись и услышали запах с кухни. Вы поняли, что мама готовит семье завтрак. Вы идете в школу и слышите шелест листьев, видите, как качаются деревья — вы получили информацию о том, что на улице ветер. Услышали приятный запах черемухи или каштана. Вы получили информацию. Люди и все живые существа получают информацию из окружающего мира через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния. (показ слайда)
Ребята, посмотрите на рис. 1 вашего учебника на странице 6. Что вы можете сказать о размере и форме представленных на этом рисунке фигур?(ответы детей)
А теперь возьмите линейку и проверьте, отличаются ли длины этих линий.
Как видите, иногда людям необходимы специальные устройства и приборы, чтобы получать более точную информацию: линейка, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т. (слайд)
Виды информации по форме представления.
Ребята, по форме представления информация бывает:
Действия с информацией
Потребность человека выразить имеющуюся у него информацию привела к появлению речи, письменности, развития разных видов искусств. Важную информацию человек старается запомнить, более сложную для запоминания — записать в записную книжку, чтобы сохранить. Получив какую-либо информацию, человек пытается ее обдумать, обработать, сделать какой-то вывод.
Например, вам задали задачку, вы ее читаете, обдумываете решение, записываете – вы обрабатываете информацию.
Вам нужно сделать перевод какого-то текста, заучить правило или стихотворение, решить математическую задачу, выполнить упражнение по языку – это действия человека с информацией. Но, чтобы приготовить какое-то блюдо, пошить какую-то одежду в первый раз, человеку необходимо иметь информацию, как это делать. Например, найти рецепт блюда или выкройку. Только тогда все получится.
Закрепление полученных знаний
Сегодня на уроке вы узнали, на какие виды делится вся информация, с помощью каких органов чувств мы получаем мы ту или иную информацию. Сейчас, мне бы хотелось проверить хорошо ли вы усвоили новую тему с помощью теста. (слайд 8). А теперь, давайте ответим на тестовые задания. (слайды 9-18)
Вопрос 1. Какие органы чувств человека воспринимают раздавшийся звонок в дверь квартиры:
органы осязания.
Вопрос 2. Могут ли хранить информацию растения и животные?
могут и растения, и животные;
ни растения, ни животные.
сведения из словарей;
сведения об окружающим нас мире и происходящих в нем процессах;
сведения из новостей радио.
Вопрос 4. Является ли информацией текст параграфа, который вы только что прочитали?
Вопрос 5. Классный руководитель дал задание начертить ваш маршрут движения со школы домой. Какую информацию должен сдать каждый ученик классному руководителю?
графическую и текстовую.
Вопрос 6. Мама написала записку классному руководителю о том, что ее ребенок опоздает на урок по уважительной причине. Какая это информация?
числовая информация.
Вопрос 8. Какой из видов информации не встречается в Вашем учебнике информатики?
Вопрос 9. Укажите орган чувств, с помощью которого здоровый человек получает большую часть информации.
Вопрос 10. Действия человека с информацией, укажите лишнее:
решение примера по математике;
приготовление обеда.
Рефлексия (слайд 19)
Что сегодня я узнал(а)?
Мне было тяжело или нет?
Я понял(а) материал или были затруднения?
Я научился чему-то новому?
Я смог(ла) добиться результата?
Подведение итогов урока. Оценивание
Домашнее задание (слайд 20)
Выучить § 1 стр. 5-9, выполнить задание 7 страница 9
Тема урока: Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.
предметные – общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики;
метапредметные – целостные представления о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; умение работать с учебником;
личностные – умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
знакомство учащихся информатикой как наукой, с её местом в системе наук, с целями изучения курса информатики;
обобщение и систематизация знаний учащихся о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни;
знакомство с особенностями изложения учебного материала в учебнике;
повторение правил техники безопасности и организации рабочего места при работе со средствами ИКТ
Вид и форма урока: урок ознакомления с новым материалом.
Форма: беседа.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран.
Электронное приложение к уроку: презентация «Введение в курс информатики»
Организационный момент.
Объявление темы и целей урока.
– Вы уже имеете достаточный опыт работы с информационно-коммуникационными технологиями. Но именно с этого урока мы начнем знакомство с информатикой как наукой.
Основная часть урока.
Основная часть урока строится в форме беседы на основе презентации «Введение»
– Информатика – очень молодая наука. Начинается история развития информатики с момента появления первых электронно-вычислительных машин в конце 40-х – начале 50-х годов ХХ века.
Первоисточниками научной области информатики принято считать кибернетику, теорию информации, теорию алгоритмов и архитектура ЭВМ.
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Этапы информационного развития человечества.
Обсуждение происходит в форме беседы. Обращается внимание учащихся на то, какие возможности появляются у человека с каждой информационной революцией (изобретение письменности, книгопечатания, появление средств связи, компьютеров). Также учащиеся делают выводы о том, какие возможности откроются перед ними в процессе изучения информатики.
Далее учащиеся знакомятся с учебником.
– Для того, чтобы достигнуть таких возможностей мало просто прочитать материал учебника. Наш учебник – это своеобразный навигатор в мире информации.
Учащиеся рассматривают учебник, обращается внимание на то, что кроме учебника учащиеся могут использовать и ресурсы сети Интернет.
Далее определяются рабочие места учеников. Проводится инструктаж по технике безопасности и организации рабочего места. Обсуждается необходимость соблюдения санитарно-гигиенических норм работы на компьютере в школе и дома.
Практическая часть.
10 минут учащиеся работают с клавиатурным тренажером «Руки солиста».
Подведение итогов.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Урок 1Цели изучения курса информатикиТехника безопасности и организация рабочего места
ЗАПОМНИТЕ! К каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение.
Во время работы следует быть предельно внимательным.
Во избежание несчастного случая, поражения электрическим током, поломки оборудования рекомендуется выполнять следующие правила:
• Входите в компьютерный класс спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель и оборудование и только с разрешения преподавателя. • Не включайте и не выключайте компьютеры без разрешения преподавателя. • Не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей. • Не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора. • Не размещайте на рабочем месте посторонние предметы. • Не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители. • Не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе компьютера немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю. • Работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками; легко нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов и не задерживая клавиши в нажатом положении.
ЗАПОМНИТЕ! Если не принимать мер предосторожности, работа за компьютером может оказаться вредной для здоровья.
Чтобы не навредить своему здоровью, необходимо соблюдать ряд простых рекомендаций:
• Неправильная посадка за компьютером может стать причиной боли в плечах и пояснице. Поэтому садитесь свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, но вытягивайте их и не подгибайте. • Если стул с регулируемой высотой, то её следует отрегулировать так, чтобы угол между плечом и предплечьем был чуть больше прямого. Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см. Линия взора должна быть направлена в центр экрана. Если вы имеете очки для постоянного ношения, работайте в очках. • Плечи при работе должны быть расслаблены, локти — слегка касаться туловища. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура. • При напряжённой длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали.
Правильная посадка
Самое главное
При работе за компьютером необходимо помнить: к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение. Поэтому во время работы надо быть предельно внимательным и соблюдать все требования техники безопасности.
Чтобы работа за компьютером не оказалась вредной для здоровья, необходимо принимать меры предосторожности и следить за правильной организацией своего рабочего места.
Плакат «Техника безопасности»
Цели изучения курса информатики и ИКТ
Информатика как учебный предмет была введена в школу с 1985 года. Этот курс назывался «Основы информатики и вычислительной техники». Коллективом авторов, среди которых А. Ершов и В. Монахов, было создано учебное пособие для школы. Его основная идея – обучение школьников основам алгоритмизации и программирования.
В дальнейшем, появление и распространение прикладных компьютерных программ (редакторов, электронных таблиц, систем управления базами данных) привело к необходимости обучения школьников основам информационных технологий.
С 1994 года в 8 – 9 классах школ был введен курс «Информатика». Он получил название «пользовательский», так как кроме основ алгоритмизации включал вопросы использования компьютера для решения простейших информационных задач, таких как: подготовка текстовых документов, проведение расчетов, поиск информации в базах данных и т. Через 10 лет информатику вводят в школу с 7-го, а позднее и с 6-го класса.
Одна из основных целей образования в целом – развитие личности ребенка, его интереса к учению. Исходя из этого, основные цели изучения учебного предмета «Информатика» следующие.
Общеобразовательные – дать каждому школьнику начальные фундаментальные знания основ науки информатики, включая представления о процессах преобразования, передачи и использования информации, раскрыть значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роль информационных технологий и вычислительной техники в развитии современного общества. Усвоение этих знаний призвано влиять на общее развитие учащегося, формирование его мышления и творческих способностей.
Практические – внести вклад в допрофессиональную подготовку учащихся, т. вооружить знаниями и умениями, которые могли бы содействовать подготовке к трудовой и технологической деятельности после окончания школы, знакомили бы учащихся с начальными сведениями о профессиях, связанных с компьютерной техникой и информационными технологиями. Это означает, что школьный курс информатики должен быть практико ориентированным.
Воспитательные – развить осознание возможностей, роли компьютеров и средств информационных технологий в развитии общества и цивилизации в целом. Например, цели воспитания связаны с формированием черт и качеств личности, необходимых для эффективного и безопасного использования компьютера, а также тех, формированию которых способствует именно компьютер. Уроки информатики могут способствовать воспитанию качеств:
1) эмоционально-положительная направленность на практическую деятельность;
2) стремление к самоутверждению и созидательной деятельности через освоение компьютера;
3) бережное отношение к технике и информации; неприятие компьютерного вандализма и вирусотворчества;
4) личная ответственность за результаты своей работы на компьютере; ответственность за решения, принимаемые на основе компьютерных данных; объективное отношение к данным компьютерных вычислений, т. критичность и самокритичность мышления;
5) потребность и умение работать в коллективе.
Информатика сегодня — это «. одна из стратегически важных и перспективных «точек роста» мировой науки. Происходит философское переосмысление роли информатики и информационных процессов в развитии природы и общества, растет понимание общенаучного значения информационного подхода как метода научного познания».
Компьютерный практикум ЦОР
Тема урока «Введение. Техника безопасности и организация рабочего места.
Информатика. Информация» (5 класс, 1-2 блок)
Цели урока: сформировать представления о требованиях безопасности и гигиены при работе с компьютером, воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости, помочь учащимся усвоить понятие информации и информатики.
Здравствуй! Сегодня мы познакомимся с техникой безопасности при работе с ПК.
1) Правила техники безопасности и организации рабочего места: (После знакомства с правилами учащиеся подписываются в журнале по ТБ в получении инструктажа
ТБ в кабинете информатики:
· входите в кабинет спокойно, осторожно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель, оборудование и только с разрешения учителя;
· не входите в верхней и влажной одежде;
· не включайте самостоятельно компьютеры.
ТБ перед началом работы:
· не размещайте на рабочем месте посторонние предметы;
· убедитесь в отсутствии видимых повреждений аппаратуры.
ТБ во время работы на ПК:
· включайте и перезагружайте ПК только с разрешения учителя;
· не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей;
· не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора;
· работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками;
· на клавиши нажимайте легко, не задерживая их в нажатом положении; не допускайте резких ударов по клавишам;
· не вставайте с рабочего места, когда входят в кабинет посетители;
· не перемещайтесь по кабинету без разрешения учителя;
· не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;
· при неполадках и сбоях в работе ПК немедленно прекратите работу и сообщите об этом учителю.
ТБ после окончания работы на ПК:
· выйдите из прикладных программ;
· с разрешения учителя выключите ПК;
· наведите порядок на рабочем столе;
· приставьте стул;
· сдайте рабочее место учителю. Чтобы работать за компьютером, необходимо знать правила техники безопасности.
- Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны.
- Не размещайте на рабочем столе посторонние предметы.
- Не включайте и не выключайте компьютеры без разрешения учителя.
- Не трогайте провода и разъемы соединительных кабелей
- Не прикасайтесь к экрану монитора
- Работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками
- Избегайте резких движений и не покидайте рабочее место без разрешения учителя
- Не пытайтесь самостоятельно устранить неполадки в работе компьютера — немедленно сообщайте учителю.
Чтобы работа за компьютером не оказалась вредной для здоровья, придерживайтесь следующих рекомендаций:
- Располагайтесь перед компьютером так, чтобы экран монитора находился на расстоянии 50-70 см от глаз;
- Ноги ставьте на пол одна возле другой, не вытягивайте и не подгибайте;
- Плечи расслабьте, локтями слегка касайтесь туловища. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.
- Сидите свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула.
- Каждые 5 минут старайтесь отрывать взгляд от экрана и смотреть на что-нибудь вдали.
Проверка т/б (тест, оценивание)
Термин “информатика” (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает “информационная автоматика”. Informatique = information + automatique
Информатика = информация + автоматика
Широко распространён также англоязычный вариант этого термина – “Computer science”, что означает буквально “компьютерная наука”.
Computer science- Компьютерная наука
Посмотрите – два определения, так непохожих друг на друга, но определяющие одно понятие. С одной стороны, это наука об информации, а с другой – наука о компьютерах. Что же верно? Правильно будет объединить об высказывания и определить информатику как:
Информатика – это техническая наука, определяющая сферу деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера.
Компьютер – универсальный прибор для обработки информации.
Термин “информация” происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение.
Информация (information – англ. ) – сведения об окружающем нас мире, которые можно собирать, хранить, использовать и передавать.
Как следует из определения, с информацией всегда связывают три понятия:
потребитель информации – тот элемент окружающего мира, который использует информацию (для выработки поведения, для принятия решения, для управления или для обучения). Потребитель настоящей информации – сам читатель;
сигнал – материальный носитель, который фиксирует информацию для переноса ее от источника к потребителю. В данном случае сигнал носит электронный характер. Если же студент возьмет данное пособие в библиотеке, то та же информация будет иметь бумажный носитель. Будучи прочитанной и запомненной студентом, информация приобретет еще один носитель – биологический, когда она “записывается” в память обучаемого.
Взаимосвязь введенных понятий показана на рисунке:
Объективность – не зависит от чего-либо мнения.
Достоверность – отражает истинное положение дел.
Полнота – достаточна для понимания задачи и принятия решения.
Актуальность – важна и существенна для настоящего времени.
Ценность (полезность, значимость) обеспечивает решение поставленной задачи, нужна для того чтобы принимать правильные решения.
Понятность (ясность) – выражена на языке, доступном получателю.
Кроме того информация обладает еще следующими свойствами.
Атрибутивные свойства (атрибут – неотъемлемая часть чего-либо).
Важнейшими среди них являются:
– дискретность (информация состоит из отдельных частей, знаков);
– непрерывность (возможность накапливать информацию).
Динамические свойства связаны с изменением информации во времени:
– копирование – размножение информации;
– передача от источника к потребителю;
– перевод с одного языка на другой;
– перенос на другой носитель;
– старение (физическое – носителя, моральное – ценностное).
Практические свойства – информационный объем и плотность.
Информация хранится, передается и обрабатывается в символьной (знаковой) форме. Одна и та же информация может быть представлена в различной форме:
1) Знаковой письменной, состоящей из различных знаков среди которых выделяют символьную в виде текста, чисел, спец. символов; графическую; табличную и т.
2) В виде жестов или сигналов.
3) В устной словесной форме (разговор).
Практическая работа (смотри приложение)
Практическая работа.
Задание 1. 2 В следующих примерах определите свойства встречающейся информации:
а) Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но. на японском языке.
б) На следующий день вступительная комиссия вывесила правильные решения всех задач.
в) Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: “Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?” Оракул ответил: “Государь, ты разрушишь великое царство”. Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: “Государь, а разве твое царство было не велико?”
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
https://youtube.com/watch?v=K0px2wo-Y7c%3Frel%3D0
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Урок №1. Тема ТБ и организация рабочего места в кабинете информатики»
Урок 1. Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.
- знакомство обучающихся с целями изучения курса информатики и ИКТ в 8 классе;
- напомнить учащимся о правилах поведения в кабинете информатики и при работе с компьютерной техникой и правильной организации рабочего места;
- развивать логическое мышление обучающихся;
- пополнить словарный запас по предмету;
- продолжить работу по развитию познавательного интереса к предмету;
Форма организации урока: фронтальная
Метод проведения урока: словесный, наглядно-демонстрационный
Тип урока: изучение нового материала
Аппаратное обеспечение: мультимедийный проектор, видеоролик, презентация
Литература: Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Л. Босова, А. Босова.
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.
А сейчас мы с вами рассмотрим предысторию информатики, понятие “информатика” и цели изучения курса информатики.
Слайд 1: Тема: “Введение в курс информатики и ИКТ”
Слайд 2: Информатика:
- 50-е гг XX в: дисциплина, изучающая структуру и общие свойства научной информации;
- 60-е гг XX в: калька с французского «informatique» – наука о компьютерах и их применении, «computer sience»
- 70-е гг XX в: название фундаментальной естественной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации
Слайд 3: Истоки информатики: кибернетика
Первоисточником научной области информатики принято считать кибернетику, рождение которой связывается с выходом в 1948 г. книги Норберта Винера «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине».
Слайд 4: Истоки информатики: теория информации
К первоисточникам современной информатики относится теория информации, зародившаяся в 1930-х гг. в работах Ральфа Хартли и Клода Шеннона
Слайд 5: Истоки информатики: теория алгоритмов
К первоисточникам современной информатики относится теория алгоритмов, основоположниками которой являются Алан Тьюринг, Эмиль Пост, Андрей Андреевич Марков.
Слайд 6: Истоки информатики: архитектура ЭВМ
К первоисточникам современной информатики относится работы Джона фон Неймана по архитектуре ЭВМ.
Слайд 7: Наука информатика: Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Слайд 8: Этапы информационного развития человечества: IV тыс. до н. – изобретение письменности, позволившее накапливать и распространять знания. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других. достигали более высокого культурного и экономического уровня
Слайд 9: Этапы информационного развития человечества: XVI в. – изобретение книгопечатания, обеспечившее возможность не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной.
Слайд 10: Этапы информационного развития человечества: Конец XIX в. – появление средств связи (телеграф, телефон, радио), позволивших оперативно передавать информацию на любые расстояния.
Слайд 11: Этапы информационного развития человечества: 70-е гг. XX в. – появление микропроцессорной техники и персональных компьютеров; возникновение компьютерных телекоммуникаций, радикальное изменение систем хранения и поиска информации.
Слайд 12: Информационное общество: новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.
Слайд 13: Информатика в школе как самостоятельный предмет изучается в школе с 1985 г.
Слайд 14: Изучение информатики позволит:
В рабочей тетради: стр. 3, задание № 1. (самостоятельно)
Итак, что нового вы сегодня узнали?
Перечислите правила ТБ в кабинете информатики;
Что бы работа за компьютером не оказалась вредной, каких рекомендаций нужно придерживаться?
Что такое информатика?
§ Введение с. 3 (читать), ответить на вопросы в карточке.
Конспект к уроку информатики «Техника безопасности и организация рабочего места» 5 класс
Тип урока:
урок изучения нового материала.
Цель: Сформировать представление о требованиях безопасности
и гигиены, познакомиться с правилами при работе с компьютером.
Образовательная: усвоение правил при работе с компьютером, правил
поведения в кабинете информатики.
Развивающая: способность развить умения соблюдать правила по
технике безопасности в кабинете информатики.
Воспитательная: содействовать развитию информационной культуры.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, рабочие
тетради, доска, мел.
Орг. момент. Знакомство с классом.
Орг. момент. Знакомство с классом. (3 мин)
Приветствие. Знакомство с
классом. Закрепление рабочих мест за учащимися.
Актуализация
знаний. (4 мин)
(На данном этапе, данного
урока, учителю нужно заинтересовать учеников к предмету информатика, дать им
понять, что изучение информатики дает им неограниченные возможности в любом
виде деятельности, облегчает творческий труд – дает возможность
автоматизировать рутинную деятельность: написание и оформление текстов, выполнение
расчетов, поиск нужной информации в интернете, создание и заполнение базы
данных и т. Также следует пояснить, как будут проходить уроки, сколько
тетрадей нужно иметь учащимся, какие темы они будут изучать в течение года,
чтобы они примерно поняли, чем будут заниматься на уроках. )
– Сегодня на уроке, мы с вами познакомимся с новым учебным предметом,
который называется ИНФОРМАТИКА. Информатика – это сложная, но очень интересная
дисциплина, она раскроет перед вами удивительные возможности.
Теоретическая
часть. (27 мин)
трогать разъемы
соединительных кабелей;
прикасаться к
питающим проводам и устройствам заземления;
прикасаться к
экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры;
включать и
отключать аппаратуру без указания учителя;
класть диск,
книги, тетради на монитор и клавиатуру;
работать во
влажной одежде и влажными руками.
При появлении запаха гари
немедленно прекратите работу,
выключите
аппаратуру и сообщите об этом преподавателю.
убедитесь в
отсутствии видимых повреждений рабочего места;
сядьте так,
чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы, не наклоняясь пользоваться
клавиатурой и воспринимать передаваемую на экран монитора информацию;
разместите на столе тетрадь, учебное пособие, так,
чтобы они не мешали работе на компьютере;
внимательно
слушайте объяснение учителя и старайтесь понять цель и последовательность
действий;
Во время
работы: строго выполняйте все указанные выше правила, а также текущие
указания учителя; следите за исправностью аппаратуры и немедленно
прекращайте работу при появлении необычного звука или самопроизвольного
отключения аппаратуры. Немедленно докладывайте об этом преподавателю;
плавно нажимайте на клавиши, не допуская резких
ударов;
не пользуйтесь клавиатурой, если не подключено
напряжение;
работайте на клавиатуре чистыми руками;
никогда не пытайтесь самостоятельно устранить
неисправность в работе аппаратуры;
не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят
посетители.
По окончании работы: закройте
все приложения. Вы должны хорошо знать и грамотно выполнять эти правила, точно следовать
указаниям преподавателя, чтобы: избежать несчастных случаев; успешно
овладевать знаниями, умениями, навыками; сберечь государственное имущество —
вычислительную технику и оборудование. Вы отвечаете за состояние рабочего места и сохранность размещенного на нем
оборудования.
Невыполнение правил —
грубейшее нарушение порядка и дисциплины.
ВАШЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО:
Чтобы учиться
было комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, вы должны уметь
правильно организовать свое рабочее место.
Правильная
рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему
кровотоку и дыханию.
Во время работы лучевая
трубка видеомонитора является источником электромагнитного излучения, которое
при работе вблизи экрана неблагоприятно действует на зрение, вызывает усталость
и снижение работоспособности. Поэтому надо работать на расстоянии 60—70 см, допустимо не менее 50 см, соблюдая правильную
посадку, не сутулясь, не наклоняясь; учащимся, имеющим очки для
постоянного ношения,— в очках. Работа на компьютере требует большого внимания, четких действий и самоконтроля. Поэтому нельзя работать: при недостаточном освещении; при плохом
самочувствии.
ПРАВИЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПОЗА:
Следует
сидеть прямо (не сутулясь)
Недопустимо
работать, развалившись в кресле.
Не следует
высоко поднимать запястья и выгибать кисти
Колени – на
уровне бедер или немного ниже.
Нельзя
скрещивать ноги, класть ногу на ногу
Необходимо
сохранять прямой угол (900) в области локтевых, тазобедренных и
голеностопных суставов.
Так же при работе
необходимо:
Дышать ритмично,
свободно, глубоко, чтобы обеспечивать кислородом все части тела;
Держать в
расслабленном состоянии плечи и руки – в руках не будет напряжения, если плечи
опущены;
Чаще моргать и
смотреть вдаль.
При ощущении
усталости какой-то части тела сделайте глубокий вдох и сильно напрягите
уставшую часть тела.
При ощущении
усталости глаз следует в течении 2-3 мин окинуть взглядом комнату,
устремить взгляд на разные предметы, смотреть в даль (в окно).
Если резко возникло
общее утомление, появилось дрожание изображение на экране, следует немедленно
сообщить об этом учителю.
Мы с вами много писали и немного
устали, давайте сейчас сделаем упражнения для глаз и для рук.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ.
Закрыть глаза,
сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить
мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на
переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем
открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Не поворачивая
головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем посмотреть
вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией
взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.
Начинаем новый день,
Прогоняй скорее лень. Спать кончай, глаза протри,
На зарядку – раз, два, три.
Рассчитайтесь по порядку,
Снова солнцу улыбнись,
На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись.
Вдох глубокий,
Руки шире,
Не спешите – три, четыре. Раз, два, три, четыре –
Нет ребят дружнее в мире.
Грудь вперед, не отставай,
Упражненье начинай,
Раз, два, три, четыре –
Крепки наши мускулы,
Пять, шесть, семь, восемь –
И глаза не тусклые.
Работа за
компьютером. (5 мин)
А теперь давайте, сядем за
компьютер и немного поработаем.
Внимательно
осмотрите свое рабочее место.
Включите компьютер. На передней панели системного блока находится кнопка с надписью POWER для
включения и выключения компьютера. Нажмите ее. Во включенном состоянии должна
светиться синяя лампочка (индикатор).
Убедитесь, что
монитор включен. Он так же имеет кнопку включения и индикатор, красного цвета.
Рассмотрите
клавиатуру. Нажмите несколько клавиш.
Рассмотрите мышь. Переверните ее.
Положите ладонь на
мышь, чтобы указательный и средний пальцы свободно легли на кнопки мыши.
Найдите на экране
монитора указатель мыши – белую стрелку. Подвигайте мышь по коврику и
проследите, как перемещается указатель по экрану.
Поднимите мышь,
подвигайте ею в воздухе. Убедитесь, что указатель мыши на экране монитора
не движется.
Домашнее
задание. (1 мин)
Откройте дневники и запишите
домашнее задание. Выучить конспект в тетради и к каждому правилу, нарисуйте рисунок. Например: рисунок.
Итог урока. (2
мин)
Итак, давайте подведем
итоги сегодняшнего урока. Но сначала выставим оценки за урок. Вот теперь, друзья, немного
Вы с компьютером знакомы. Если дальняя дорога
Приведет его в ваш дом,
Вы скажите всем вокруг:
«Вот компьютер – лучший друг!»
– Что вы узнали на уроке?
– На уроке мы узнали, для чего нужен компьютер, для чего мы учимся на нем
работать. Как правильно организовать свое рабочее место, чтобы учиться было
безопасно и интересно. Научились включать и выключать компьютер. Спасибо за урок.
Правила
поведения в кабинете информатики.
В кабинете информатики строго запрещается:
трогать разъемы соединительных кабелей;
прикасаться к питающим проводам и устройствам
заземления;
прикасаться к экрану и к тыльной стороне
монитора, клавиатуры;
включать и отключать аппаратуру без указания учителя;
класть диск, книги, тетради на монитор и клавиатуру;
работать во влажной одежде и влажными руками.
Правила поведения
в кабинете информатики.