Виды инструктажей на уроке трудового обучения.
Трудовое обучение – это часть всего учебно-воспитательного процесса в школе, оно служит всестороннему и гармоническому развитию личности учащихся, подготовке к практической деятельности. Роль трудового обучения в умственном воспитании обуславливается тем, что в труде у человека расширяется круг восприятия и представления, совершенствуются познавательные способности, формируются основные процессы умственной деятельности (анализ, синтез, индукция, дедукция), вырабатывается умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.
Задачи, стоящие перед учителем при изучении материала
Вводный инструктаж по всей теме проводится для того, чтобы открыть перспективы изучения темы, а также настроить учащихся на выполнение данных учебных заданий. На такой вводный инструктаж затрачивается от 7-10 мин. Он может быть:
по материалам урока по операционной теме.
При обходе рабочих мест учитель подходит к каждому учащемуся, учитывая индивидуальные способности, наблюдает за работой. Если учащиеся допускают ошибки, останавливают работу, и при помощи наводящих вопросов добиваются, чтобы сам учащийся нашел ошибку и исправил ее, если учащийся не может найти ошибку или исправить, учитель практически показывает трудовой прием и операции. Если учащийся справляется с заданием, необходимо похвалить и инструктировать следующих учащихся.
Общие сведения
Инструктаж – это форма обучения, с помощью которой учитель доносит до учащихся требования по организации труда и соблюдению техники безопасности в ходе самостоятельной деятельности. В процессе ВИ раскрываются поставленные педагогом цели и изучается теоретический материал. Вводные и иные инструктажи на уроках технологии направлены на обобщение, систематизацию, закрепление ранее полученных знаний. Помимо этого, они позволяют развить общие компетенции и личные качества.
Проведение инструктажей относится к обязательным процедурам, регламентированным на законодательном уровне. Данное мероприятие способствует пониманию обучающимися принципов изготовления тех или иных изделий, а также техники безопасности. Дополнительно они прививают интерес к определенным видам деятельности и улучшают способность детей решать разные задачи. Любой инструктаж сопровождается рассмотрение технологических карт, чертежей, схем и других наглядных материалов.
На заметку! Главное назначение инструктажа на уроке технологии – ознакомить учеников с материалами и приспособления, которые будут использоваться при выполнении практических заданий.
Помимо этого, педагог должен сообщить детям о распространенных ошибках и способах их предупреждения. Обязательная часть инструктажа – рассказ о технике безопасности, дисциплине труда и санитарно-гигиенических требований. При проведении обучения учитель должен соблюсти 3 условия:
Инструктаж – это фундамент СУОТ. Система управления охраной труда направлена на сохранение человеческих жизней и здоровья в процессе работы.
Назначение
Проведение инструктажа на уроках технологии относится к обязательным мероприятиям по охране труда. Благодаря данной форме обучения ученики получают как теоретические знания, так и практические навыки для безопасного выполнения работ. Программа инструктажей в образовательных учреждениях должна разрабатываться в соответствии с нормативными требованиями и преследовать единую цель – защитить учеников от травматизма, аварий или несчастных случаев.
Инструктажи развивают и личные качества учащихся, например, самостоятельность или инициативность. В ходе подготовки дети учатся выявлять опасные ситуации, оказывать первую медицинскую помощь или организовать эвакуацию. После обучения может проводиться контрольная проверка знаний.
В случае опасности как ученики, так и педагоги должны четко соблюдать инструкции и другие законные предписания. В противном случае не избежать утери материальных ценностей, имущества и человеческих жертв. Инструктаж на уроках технологии – это действенный метод предотвращения ЧП.
Какие виды проводятся
Первостепенное мероприятие по охране труда в общеобразовательном учреждении – это обучение детей безопасным методам и приемам выполнения работ. Для этого педагогами перед практическими занятиями проводится несколько видов инструктажей: вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.
Опасности на уроке технологии
Во время учебно-воспитательного процесса на уроках технологии с учащимися могут произойти несчастные случаи. Их главные причины заключаются в нарушении организационных требований к проведению урока, неправильном размещении оборудования, отсутствии инструктажей и недостаточное материально-техническое оснащение занятий. Помимо этого, травматизм может возникнуть вследствие неудовлетворительного санитарно-гигиенического состояния кабинетов.
Опасности на уроке технологии:
Для исключения травматизма и несчастных случаев дети должны придерживаться утвержденной техники безопасности. Инструктаж на уроках технологии бывает как теоретический, так и практический.
Кто отвечает за безопасность
Согласно законодательству РФ, образовательные учреждения несут ответственность за жизнь и здоровье своих учеников во время учебного процесса. Данное положение закреплено в статье 28 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012. Одним из определяющих факторов успешного функционирования школ, колледжей и университетов является внедрение СУОТ и снижение травматизма. При этом особую актуальность приобретают вопросы обеспечения безопасности в ходе уроков технологии. Для этого руководитель должен установить строгую ответственность педагогов за детей.
Если причинение вреда здоровью ребенка произошло в результате нарушения норм и требований безопасности или правил охраны труда, наказание может быть достаточно суровым, вплоть до уголовной ответственности.
На заметку! В процессе образовательной деятельности учитель обязан проводить вводный инструктаж при переходе от одного вида работ к другому.
При непроведении инструктажей учитель технологий может получить дисциплинарное наказание – отстранение от должности, понижение, выговор или увольнение. В некоторых случаях вменяются штрафные санкции, размер которых в 2023 году составляет от 6 000 до 150 000 рублей.
Оказание первой помощи
Чтобы обеспечить комфорт, пострадавшему нужно придать оптимальное положение тела. При оказании первой помощи следует постоянно следить за состоянием человека, в том числе психологическое. Важно вести беседу с пострадавшим, успокоить его и не допустить паники. Далее пострадавший передается врачам.
Оказывать доврачебную помощь может как педагог, так и ученики. Для этого необходимо использовать аптечку, состав которой должен отвечать требованиям СанПин. В стандартный набор входят бинты, салфетки, вата, пинцет, йод, прочее.
Требования к проведению вводного инструктажа
Необходимость проведения инструктажей закреплена в нескольких законодательных актах – ТК РФ и в Федеральном законе от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ. Помимо этого, в 2021 году вступил в законную силу новый Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.09.2022 N 796, который ввел ряд требований относительно подготовки учеников к самостоятельной деятельности.
Общие требования относительно проведения вводного инструктажа на уроке технологии указаны и в других нормативных актах.
Кто проводит
Вводный инструктаж проводит учитель технологии. Согласно профстандарту, данный педагог осуществляет воспитание и обучение детей с учетом специфики преподаваемого предмета. Благодаря этому учащиеся приобретают знания о средствах и процессах труда, изделиях. Проведение вводного инструктажа на уроках технологии педагогом осуществляется в несколько этапов.
Прежде всего учитель должен установить существующие опасные и вредные факторы. На основе полученной информации разрабатывается программа ВИ. Методическую помощь могут оказывать и другие педагоги. Готовая программа утверждается руководителем образовательного учреждения.
Когда проводится
Инструктаж может проводиться перед уроком, во время или после выполнения работ.
Структура
С 2022 года акцент при проведении инструктажей сместился с теоретической части на практическую. Содержание программы:
Общие положения
Первый раздел программы инструктажа по охране труда – это «Общие положения». Здесь указывается, что документ разрабатывается в силу требований Постановления Правительства от 24.12.2021 N 2464, а также иных законодательных актов. Главное назначение обучения – исключение опасностей, аварийных ситуаций и травматизма. Во время первичного инструктажа ученикам рассказывает об основах организации охраны труда.
Проводится подготовка до начала самостоятельной деятельности. К урокам в кабинете технологии могут быть допущены только те учащиеся, которые прошли ВИ и медицинский осмотр.
На заметку! Организация первичного обучения – это профилактическое мероприятия по охране труда.
Проводится вводный инструктаж на первом уроке в начале учебного года. Результаты подготовки фиксируются в журнале учета. Требования по технике безопасности должны соблюдаться всеми учениками.
Общие требования безопасности
Входить в кабинет технологии необходимо спокойно и аккуратно, не создавая давки. Каждый школьник должен придерживаться правил личной гигиены и поддерживать свое рабочее место в чистоте. Трогать кабели питаний или электрооборудование без разрешения педагога запрещено.
Опасности в кабинете технологии:
В ходе занятий для защиты учеников необходимо использовать защитные средства – диэлектрические коврики, халаты, косынки, прочее. Загромождать проходы в кабинете портфелями, мебелью или другими предметами запрещено. Выполнять работы, которые не относятся к теме урока нельзя. При ухудшении самочувствия, травмировании или неисправности оборудования следует приостановить занятие и принять соответствующие меры.
Перед началом урока
Перед уроком обучающиеся должны надеть спецодежду и убрать волосы под головной убор. Портфели и сумки располагаются таким образом, чтобы они не загромождали пути. Помимо этого, ученикам необходимо вымыть руки и осмотреть рабочее место.
Требования перед работами:
Помимо этого, перед работами детям необходимо внимательно прослушать инструктаж. Приступать к занятиям можно только после выполнения всех подготовительных мероприятий.
Во время урока
В данном разделе инструкции по охране труда указываются:
Во время занятий ученики должны неукоснительно соблюдать распоряжения, данные учителем технологии.
В аварийных ситуациях
К возможным аварийным ситуациям относят неисправность мебели или оборудование, ухудшение погоды во время прогулки, пожар, прорыв коммуникационных систем, террористический акт. Прежде всего ученикам необходимо оценить ситуацию и оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. Во время пожара начальнику цеха следует остановить работу, отключить оборудование и вызвать спасательную службу. Наряду с этим педагогу требуется организовать эвакуацию.
На заметку! О любой ситуации, угрожающей жизни, необходимо сообщить учителю.
Собирать разбитую посуду можно только в перчатках, используя совок и щетку.
По окончании урока
После урока необходимо отключить электроприборы, привести в порядок рабочее место, снять СИЗ, вымыть руки и лицо. Выносить из кабинета инструменты или инвентарь запрещено.
Правила проведения
Для проведения первичного инструктажа можно составить тематический план. При этом программа для девочек и мальчиков может несколько изменяться в зависимости от специфики их деятельности.
Текущий инструктаж
Текущий инструктаж проводится во время самостоятельной работы учеников. Он может быть фронтальным, групповым или персональным. Содержание программы ТИ подбирается исходя из условий необходимости – учитель корректирует действия обучающихся, которые могли стать причиной травматизма или аварии. В ходе текущего инструктажа педагог оценивает степень овладения детьми полученных знаний и умения претворять их на практике.
Заключительный инструктаж
В конце урока может организоваться заключительный инструктаж. Стандартно он состоит из:
Дополнительно учитель может продемонстрировать удавшиеся работы и поставить оценки.
Инструктаж – объяснение и показ способов трудовых действий, к-рые направлены на формировании представлений о правильном и безопасном выполнении этих действий и на корректировку практической Д учащихся. Вводный инструктаж служит для подготовки учащихся к выполнению сам-ной работы. В процессе вводного инструктажа раскрываются цели и задачи сам-ной работы, связи её держания с содержанием изученного теоретич-ого материала. Он сопровождается расм-ем технологич-их карт, чертёжей, схем, технических требований, демонстрацией эталонов учебно-пр-венных работ. Во время инструктажа учащиеся знакомятся с материалами и приспособлениями, к-рые будут применяться в ходе сам-ной работы. Учитель объясняет и показывает приёмы и послед-ность выполнен учебных заданий обращает вним шк-ков на требования к кач-ву выполнения работ, сообщает о типичных ошибках во время их выполнения и указывает способы предупреждения этих ошибок.
Сообщает правила техн безоп-сти, учебно-пр-венной санитарии и дисциплины труда. Организует проверку усвоения учащимися содержания вводного инструктажа и даёт разрешение приступить к работе. Продолжительность ВИ обычно не превышает 10 – 12 минут учебного времени. Он проводится на всех уроках предусматривающих сам-ную работу шк-ков. По сути своей, технология вводного инструктажа опр-ется задачами и содержанием этой работы. Поэтому и приступить к её разработке уч-ль может только тогда, когда решит все вопросы по проектир-ю сам-ной работы шк-ков.
Цель ВИ – раскрыть учащимся содержание трудовой Д в данной предстоящей практич-ой работе. Текущий. Содержание оперативной подготовки уч-ля к сам-ной работе шк-ков, в первую очередь, зависит от целей и задач, к-рые он наметил решить в ходе её проведения. В системе учебных, В-ных и развивающих задач на организацию сам-ной работы основное влияние оказывает четыре задачи: 1. Формир-ие умен и нав; 2. совершенствование умен и нав; 3. развитие шк-ков; 4. реализация задач пр-водит-ного труда и школьного предприним-ства. Текущий инструктаж проводится во время выполнения учащимися практич-кой работы. Его задача – непосредст-ное направление, корректировка Д учащихся по выполнению учебно-трудового задания.
Он включает в себя: остановку работы учащихся; обращение внимания на работу ученика, допустившего ошибку; собеседование со всеми учащимися по этому поводу; заключение уч-ля; показ уч-лем правильных приёмов; воспроизведение приёмов учеником, допустившего ошибку; разрешение классу продолжать работу. Заключительный инструктаж. Заключительный инструктаж проводится с целью подведения итогов урока технологии. Он включает в себя демонстрацию кач-венно выполненных изделий и изделий бракованных, расм-ет типичные ошибки, допущенные учащимися и инструктирует их о способах предупреждения этих ошибок. В процессе инструктажа обращает вним шк-ков на соблюдение ими технологич-ой дисциплины, культуры труда и правил техн безопасн.
Определение оценки учебной Д шк-ков можно пр-вести тремя способами: 1. После выполн всеми шк-ками учебных заданий. 2. По ходу окончания учащимися выполнен учебных заданий. Уровень сформированности у шк-ков разный, одни из них раньше заканчивают работу, др позже. Использование этой особенности лежит в основе этого способа. 3. После окончан учащимися выполнения учебных заданий в процессе уборки ими своих рабочих мест. В этом случае уборка рабочих мест происходит в регламенте сам-ной работы, что способствует повышению эффектив-сти исп-ния учебного времени. Третий способ педагогически более целесообразен. После определения учителем оценки он приступает к подведению итогов урока.
31. Контроль и коррекция уч-ной Д шк-ков
Под контролем поним выявление, измерение ЗУН учащихся, проверка – основной элемент контроля; под оценкой ЗУН понимают процесс оценки (сравнивания) достижения учащимися уровня ЗУН, как этапного представления – 5 (отлично) владеет в полной мере, 4 (хорошо) достаточно, 3 (удовлетворительно) не достаточно. 2 (плохо) не владеет. Оценка ЗУН формируется на основе: показателей сформированности знаний закономерностями, правилами, методами и процедурами; показателями сформированности умении выполнение действии по алгоритму, моделир-ие практич-ого выполнения действий, умение сопоставлять действие с действительностью; Показатели сформированности навыков (что и для умений), но оцениваются скорости Ф-ции контроля знан и умен учащихся: обучающая – в процессе контроля учащийся повторяет, осмысливает, корректирует и закрепляет знан и умен, В-вающая – приучение учащихся к системной работе, дисциплинированности, выработке волевых усилий; развивающая – направляет на развитие рефлекторного мышления, нравственных волевых и др кач-в личности.
Виды контроля: предварит-ный – направлен на выявление ЗУН на начальном этапе обучения или перед изучением новой темы. После предварит-ого контроля необходимо ликвидировать все выявленные пробелы; текущий контроль – направлен на проверку ЗУН на каждом уроке, он должен быть разнообразен и гибок; Периодический – применяют после изучения разделов программ или после периодов обучения, цель диагностирование кач-ва усвоения учащимися взаимосвязи м/д структурными элементами учебного материала, к-рый изучается в разных разделах курса: итоговый – проводится в конце каждой четверти. Цель – диагностика кач-ва фактич-ой обученности в соответствии с поставленными на данном этапе задачами. Методы контроля: способы диагностир-я Д, обеспечивающие обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успеваемости и эффективности учебного процесса. Цель контроля состоит в диагностировании знаний и умений учащихся. Фомы контроля знан и умен учащихся – многочисленные, разнообразные в школьной программе сущ-ет несколько форм контроля: – индивидуальный опрос, контрольные беседы, выставление по урочных баллов, годовых оценок, программир-ный контроль, тестовое задание, краткая сам-ная работа, письменная контрольная работа, контрольная – лаб-ная работа, устный зачёт по изученной теме. Принципы оценки и учёта и контроля ЗУН- объективность, системность, наглядность. Объективность требует исп-ние надежных диагностич-ких процедур, дружеское отнош-е ко всем учащимся, адекватный критически оценки ЗУН. Системность – в необходимости проведения диагностики на всех этапах учебного процесса. Должны комплексно исп-ться различные формы, методы, ср-ства. Наглядность – требует оглашение уч-лем оценок, объявление и обсуждение рез-татов с привлечением всех заинтересованных лиц.
Раздел: Педагогика Количество знаков с пробелами: 120580 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
1 файл
Методика проведения занятий по технике безопасности на уроках технологии
Уроки технологии сопряжены с повышенным риском травматизма школьников. Именно по этой причине учителю очень важно держать на контроле поведение своих подопечных и не допускать опасного и неадекватного поведения, контролировать безопасность и работоспособность школьного инвентаря. Перед тем как приступить к выполнению учебных заданий каждый школьник должен подробно ознакомиться с техникой безопасной работы с инструментами.
Готовясь к занятиям, учитель должен тщательным образом продумывать межпредметные связи и уметь их раскрывать в процессе обучения.
В методике проведения занятия по технике безопасности на уроках технологии при подготовке учащихся выделяются письменный и устный (вводный, текущий, заключительный) инструктажи.
Вводный инструктаж на уроке предназначен для демонстрации учителем того или иного трудового приема для всей группы детей. Поэтому рабочее место учителя должно быть на возвышении, оснащено необходимым оборудованием, экраном, стеллажами для наглядных пособий, классной доской.
Ценность устного инструктажа, во-первых, заключается в его краткости, а во-вторых, в достаточной насыщенности его определенным содержанием, раскрывающим перед детьми сущность операций, приемов работы и новых технологических процессов, а так же указывающим на наиболее рациональные трудовые способы и приемы выполнения трудовых заданий.
Лично показывая приемы работы, необходимо от обучающихся требовать соблюдения правил техники безопасности, строгого выполнения всех технических требований, которые предъявляются к изделиям, объяснять, как необходимо пользоваться технической документацией и чертежами, приучать связывать практическую работу и теоретические знания, указать на наиболее часто встречающиеся ошибки и предупреждать их появление.
Продолжительность инструктажа должна быть установлена в зависимости от периода или стадии обучения и изучаемого материала.
Из практики работы и анализа теоретических источников можно сделать вывод, что полный инструктаж необходим только в том случае, когда учащиеся только знакомятся с новым видом работы. Но если полный инструктаж будет повторяться многократно, то это приведет не только к ненужной потере отведенного учебного времени, но так же и к тому, что учащиеся привыкнут получать все уже в готовом виде. Неполный же инструктаж может заставить их больше самостоятельно трудиться, думать. Таким образом, степень полноты выбранного инструктажа определяется в зависимости от этапа, содержания и периода освоения трудовых операций, и с учетом уровня практической и теоретической подготовленности обучающихся данного класса.
Во всех случаях, при проведении вводного инструктажа, необходимо стремиться создавать проблемные ситуации, которые побуждают учащихся к активным практическим действиям и творческому мышлению.
Одной из основных задач вводного инструктажа является проверка того, насколько достаточными являются знания школьников для выполнения практических упражнений. Если наблюдается недостаточность этих знаний, то в процессе инструктажа этот пробел ликвидируется. Как показывает практика, вводный инструктаж еще не гарантирует правильное выполнения предложенного трудового задания. По этой причине обычно за вводным инструктажем следует текущий инструктаж.
Текущий инструктаж может быть дан в индивидуальном порядке непосредственно на рабочем месте учащегося и дает возможность проанализировать упущения и недостатки выполнения учащимся организации рабочего места, трудовых приемов и т.п.
Текущий инструктаж в себя включает:
− установление правильности выполнения детьми основных и вспомогательных трудовых приемов, действий, операций;
− контроль качественных показателей и интенсивности работы учащихся, предупреждение возможного брака;
− разъяснения опасности нарушения предложенных правил техники безопасности.
Текущий инструктаж зачастую проводится в процессе обхода рабочих мест. Наблюдая за работой детей, при необходимости даются дополнительные объяснения, показываются приемы работы, корректируются действия школьников, побуждая их к самостоятельным действиям, при этом предупреждаются или исправляются допускаемые ими ошибки.
Перед окончанием урока работа каждого школьника проверяется, необходимо установить нормы выработки или процент выполнения и дать оценку работы. К анализу выполненных работ должны быть привлечены сами школьники, что повышает их самостоятельность и ответственность. Затем необходимо приступить к заключительному инструктажу. Для заключительного инструктажа материалом служат наблюдения за выполнением учащимися различных трудовых заданий в процессе всего урока. Если кто-нибудь из детей нарушал правила техники безопасности, то об этом должно быть сообщено всей группе.
Как показывает практика, после группового вводного инструктажа при изучении нового приема некоторые учащиеся сразу же нуждаются в индивидуальном дополнительном инструктаже. Не всегда у учителя имеется возможность быстро оказать учащимся помощь, в результате чего они понапрасну теряют учебное время. Здесь на помощь приходит применение письменных инструктажей, позволяющих всем детям включиться в работу сразу после вводного инструктажа. Инструкция разрабатывается таким образом, чтобы ею можно было пользоваться максимально легко. Она должна в себе содержать конкретные основные сведения, а не только общие рассуждения. Расположение в ней материала должно быть строго последовательным. В трудовой подготовке учащихся могут часто применяться следующие виды письменных инструкций: учебная карта-задание; учебная операционная и учебная инструкционная карта.
Учебная инструкционная карта составляется с целью обучения определенным действиям: выполнение приемов, позиций, переходов, операций и установок в целом. В ней заключается наиболее полная расшифровка полностью всей структуры технологического процесса. При составлении инструкционных учебных карт исходят из принципов последовательного усложнения работ и последовательного включения в каждую очередную работу не только новых, но и прежде всего уже освоенных трудовых приемов, с целью закрепления которых требуется достаточно частое их повторение.
На протяжении всего урока оценивается:
Техника безопасности в мастерской на уроках технологии описывает так называемую базовую модель поведения учащихся всех классов, помогающая избежать травм детей.
На уроках технологии имеется повышенный риск получения травм. Именно по этой причине учителю важно держать на постоянном контроле детей. Не стоит допускать опасного и поведения. Учитель так же должен в обязательном порядке контролировать безопасность и работоспособность школьного инвентаря. Перед тем как приступить к выполнению учебных заданий, каждый школьник должен ознакомиться с техникой безопасности работы с предложенными инструментами.
ПРОВЕДЕНИЕ ИНСТРУКТАЖЕЙ НА ПРАКТИЧЕСКОМ УРОКЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Домнина Анна Ивановна1, Мочалова Анастасия Сергеевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Шамина Екатерина Максимовна11Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студентка группы Т-16
АннотацияВ данной статье можно познакомиться с понятием инструктажа. Также авторы подробно разбирают 3 вида инструктажей на примере конкретного урока по технологии.
Ключевые слова: безопасность, инструктаж, обход, технология
Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Инструктаж – это доведение до учеников содержания основных требований к организации безопасного труда и соблюдению правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок, разбор происшедших или возможных ошибок на рабочих местах инструктируемых, углубление знаний и навыков безопасного производства работ, поддержание и расширение знаний по правилам пожарной безопасности.
Рассмотрим 3 вида инструктажей (вводный, текущий и заключительный) на примере урока по технологии на тему: «Сервировка стола к завтраку».
Ученики должны чётко следуя указаниям учителя освоить способы складывания салфеток. Для выполнения данной практической работы каждый ученик получит 3 салфетки. Учитель будет медленно показывать и объяснять каждое действие, а ученики должны пытаться максимально точно это действие повторить и запомнить. Для получения качественной и эстетичной работы ученики должны проверить чистоту рук и рабочего места. После каждого продемонстрированного действия учитель контролирует качество выполнения учениками складывания, а также сами ученики должны контролировать свои действия в соответствии с действиями учителя.
Обход 1. Учитель посвящает правильной организации учащимися рабочих мест, проверяет чистоту рабочего места и рук, отсутствие лишних предметов на рабочих местах и наличие у каждого ученика трех салфеток для выполнения практической работы.
Обход 2. Посвящается правильности выполнения учащимися всех продемонстрированных учителем действий, анализу допускаемых ошибок и при необходимости наглядному повтору действия.
Обход 3. Посвящается правильности выполнения учениками контроля и самоконтроля своей деятельности.
Учитель демонстрирует наиболее удавшиеся работы и разбирает вместе с учениками ошибки и причины неудавшихся работ. Ученики оценивают свои работы и получают оценки учителя.
Все статьи автора «Шамина Екатерина Максимовна»
Виды инструктажей на уроке трудового обучения. doc
Трудовое обучение – это часть всего учебно- воспитательного процесса в школе, оно служит всестороннему и гармоническому развитию личности учащихся, подготовке к практической деятельности. Роль трудового обучения в умственном воспитании обуславливается тем, что в труде у человека расширяется круг восприятия и представления, совершенствуются познавательные способности, формируются основные процессы умственной деятельности (анализ, синтез, индукция, дедукция), вырабатывается умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.
Задачи, стоящие перед учителем при изучении материала.
Вводный инструктаж по всей теме проводится для того, чтобы открыть перспективы изучения темы, а также настроить учащихся на выполнение данных учебных заданий. На такой вводный инструктаж затрачивается от 7-10 мин. Он может быть:
Вводный инструктаж по материалам урока по операционной теме.
Текущий инструктаж по операционной теме.
Вводный инструктаж (10-12 минут) проводится на самом первом занятии. Рекомендуется осветить следующий перечень положений в применении к условиям кабинета химии:
После вводного инструктажа следует проверить усвоение учащимися изложенного материала. Это делается путем фронтального опроса или с применением билетов программированного контроля.
Первичный на рабочем месте инструктаж (12-15 минут) по технике безопасности проводят на первом занятии тут же после вводного. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
Повторный инструктаж проводится не позже чем через 6 месяцев. В нем затрагиваются все вопросы, перечисленные для первичного на рабочем месте инструктажа. Особое внимание обращается на те операции, которые учащиеся будут выполнять в оставшиеся до конца учебного года время.
Пакеты документов для школы Положениядляшколы Инструкциидля детскихлагерей Должностныеинструкциидля школы Документыпо Охране трудав школе Пожарнаябезопасностьв школе Инструкциидлякабинетов Документыпо ГО и ЧСв школе Документыдля котельнойшколы Инструкциидля организацийпитания
Пакеты документов для детского сада ПоложениядляДОУ Должностныеинструкциидля ДОУ Охранатрудав ДОУ Пожарнаябезопасностьв ДОУ Документыпо ГО и ЧСв ДОУ Документыдля котельнойДОУ
Заключение
Под охраной труда в образовательном учреждении подразумевают систему управления и надзора, направленную на сохранение человеческих жизней в процессе труда. Реализуется она с помощью комплекса организационных и иных мероприятий. К общим мероприятиям в рамках СУОТ относят организацию инструктажей. Школы находятся под особым контролем надзорных органов. Ежедневно здесь присутствует большое количество штатного персонала и детей, которые нуждаются в дополнительно защите от несчастных случаев со стороны взрослых.
Инструктаж – это форма обучения в виде разъяснения правил поведения при выполнении определенных работ. Данное мероприятие способствует пониманию обучающимися принципов изготовления тех или иных изделий, а также техники безопасности. Дополнительно они прививают интерес к определенным видам деятельности и улучшают способность детей решать разные задачи. Любой инструктаж сопровождается рассмотрение технологических карт, чертежей, схем и других наглядных материалов.