Будьте внимательны к предупреждениям о возможных сходах лавин. Избегайте
пересекать рискованные склоны. Если же этого не избежать, то проходите их по
одному: остальные члены группы смогут помочь, если склон вдруг начнет
Будьте внимательны к первым признакам схода лавин – это звуки трескающегося
льда, белая пыль, клубящаяся выше по склону горы, катящиеся вниз снежные
комья, отдаленный глухой гул.
Если вы видите, что находитесь на пути лавины, оцените ситуацию, прежде чем
предпринять что-либо. Не бегите от лавины вниз по склону: она может развивать
скорость до 30 м/с.
Попытайтесь отбежать с ее пути или забраться на высоту (на дерево, скалу или
большой камень), чтобы пропустить лавину под собой.
Если лавина близко, освобождайтесь от рюкзака, лыж, палок, так как они будут
только мешать, когда вы окажетесь под снегом.
Если такое все-таки случится, закройте лицо и старайтесь не дышать, иначе снег
набьется вам в рот и вы задохнетесь.
Катясь в снегу, попытайтесь зацепиться за что-нибудь – например, за выступ
скалы. Даже если обвал и накроет вас на время, он может пронестись дальше,
оставив вас висящим на выступе.
Если лавина все-таки потащила вас за собой, старайтесь удержаться на ее гребне.
Барахтайтесь как умеете, но продвигайтесь к краю, руками отгребая от себя
В а ш и д е й с т в и я:
Если у вас есть время, то перед тем как покинуть дом, следует выключить газ и
электричество, собрать с собой необходимые документы, вещи первой
необходимости и небольшой запас продуктов (дня на два-три), медикаменты,
перевязочные материалы.
Если наводнение застало вас на открытом месте или в лесу, необходимо
постараться быстро выйти на возвышенное место, забраться на дерево или
попытаться уцепиться за те предметы, которые способны удерживать человека на
Если на вашем пути разлившаяся река, проявите максимум осторожности, когда
будете переправляться через нее.
Прежде всего поищите более мелкое место для переправы.
Приладьте повыше сумку или рюкзак, чтобы не замочить их при переправе;
расстегните одну из лямок рюкзака, сумку повесьте за одну ручку, чтобы при
необходимости вы быстро от них освободитесь.
Возьмите длинную палку, чтобы измерять глубину.
Урок ОБЖ в 10 классе
Тема: Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного
Задачи: 1) образовательная – познакомить учащихся с видами ЧС природного
характера, общими правилами поведения при возникновении подобных
чрезвычайных ситуаций; 2) практическая – совершенствовать навыки безопасного
поведения и действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного
характера; 3) экологическая – познакомить учащихся с возможными
экологическими последствиями ЧС техногенного и природного характеров.
Цель: разработать план мероприятий при различных стихийных бедствиях, общий
план поведения при ЧС.
Учебно-наглядный комплекс: слайды:
1) Ст. федерального закона «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
2) Алгоритмы действий при различных ЧС;
3) Физическая карта Евразии;
4) Снимки с изображениями различных стихийных бедствий и их последствий.
осмотр внешнего вида,
объявление темы урока и цели.
Изучение новой темы.
Учитель: Стихийные бедствия угрожают обитателям нашей планеты с
начала цивилизации. Где-то в большей мере, в другом месте менее. Стопроцентной
безопасности не существует нигде. Природные катастрофы могут приносить
колоссальный ущерб, размер которого зависит не только от интенсивности самих
катастроф, но и от уровня развития общества и его политического устройства.
Статистически вычислено, что в целом на Земле каждый стотысячный человек
погибает от природных катастроф. Согласно другому расчету, число жертв
природных катастроф в последние 100 лет составляет 16 тыс. ежегодно.
Беседа по вопросам:
• Что понимается под стихийными бедствиями?
• Какие стихийные бедствия возможны на территории нашей страны?
• Приведите примеры значительных стихийных бедствий.
• Какие стихийные бедствия возможны в нашей местности?
(Заслушиваются и обсуждаются ответы учащихся
Учитель: К стихийным бедствиям обычно относятся землетрясения,
наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов,
обвалы, засухи, ураганы и бури. К таким бедствиям в ряде случаев могут быть
отнесены также пожары, особенно массовые лесные и торфяные. Опасными
бедствиями являются, кроме того, производственные аварии. Особую опасность
представляют аварии на предприятиях нефтяной, газовой и химической
Делаем вывод: по причинам возникновения различают два основных типа
чрезвычайных ситуаций: природные (стихийные бедствия), техногенные
Остановимся на природных ЧС. Вы все слушаете радио, смотрите телевизор
или читаете газеты. Какие природные катаклизмы случались в мире в последние
годы и каковы их последствия? (примерные ответы учащихся:
– На прошлой неделе ураган “Айк” разрушил в Мексиканском заливе по
меньшей мере 49 нефтедобывающих платформ, приносящих в общей сложности
1000 баррелей в день, сообщает The Associated Press.
– 19/09/08 В течение суток на территории Российской Федерации в
Приволжско-Уральском регионе продолжают действовать 2 очага природных
пожаров на общей площади 9 га. Всего с начала пожароопасного периода 2008 г.
возникло 22609 очагов природных пожаров на общей площади 1232941,5 га.
– 22/09/08 В результате наводнения в Грузии населенное азербайджанцами
село Гачиани Гардабанского района столкнулся с серьезными проблемами. Село
Гачиани полностью затоплено, дома 8 тысяч жителей села оказались под водой.
Вчера в результате наводнения в Грузии погибли, по меньшей мере, 8 человек.
Затоплены улицы столицы страны Тбилиси. Двум тысячам азербайджанцев,
которые работают в торговом центре «Лило» вблизи Гардабани, в результате
бедствия нанесен серьезный ущерб
Обратимся к истории:
Заслушиваются заметки учащихся о стихийных бедствиях, произошедших в
разные годы, и угадываются учащимися класса, о каком конкретно бедствии идет
1) 1950 год. Тибет. Это стихийное бедствие привело к радикальному
изменению горного ландшафта на значительной территории: разрушались и
двигались горы, возникали гигантские провалы и щели.
Учитель: О каком природном явлении говорится? (землетрясение – колебания и
смещения земной поверхности, подземные толчки и удары, возникающие в
результате естественных процессов или деятельности человека)
2) Это стихийное бедствие неоднократно пришлось испытать жителям
Киргизии. Так, в 1963 г. три волны. накрыли озеро Иссык-Куль. Его чаша
наполнилась глиной, обломками горных пород.
Учитель: О чем идет речь? (сель – стремительный бурный поток воды с большим
содержанием камней, песка, глины и других материалов)
3) Еще в 218 г. до н. это природное явление в Альпах накрыло и едва не
погубило все войско карфагенского полководца Ганнибала.
Учитель: В горах что опасно? (лавина – сорвавшиеся со склона большие массы
4) Это природное явление случилось на Антильских островах. Оно рушило
каменные здания, вырывало с корнем деревья. На острове Барадос были
разрушены все населенные пункты, а развалины зданий унесены в море.
Свыше 400 судов было потоплено в бухтах. Жертвами стали десятки тысяч
Учитель: Что это за бедствие? (ураган – ветер, скорость которого составляет
более 115 км/ч)
5) Это произошло в 1984 г. в Волго-Вятском районе. Скорость вращения
вихревых воздушных потоков доходила до 200 км/ч, ширина полосы
движения до 500 м, пройденный путь – до нескольких десятков километров.
Были разрушены тысячи строений, повалены деревья, водонапорные и
силосные башни, прервано водо- и электроснабжение, остановлен транспорт.
Учитель: Что это за явление? (смерч – торнадо, возникают при столкновении
воздушных масс различной температуры и влажности)
6) В 1995 г. это стихийное бедствие в Северной Корее нанесло стране ущерб в
размере порядка $20 млрд. Была уничтожена большая часть
сельскохозяйственных посевов, что поставило население страны на грань
голодной смерти.
Учитель: Какое бедствие может уничтожить посевы? (наводнение – затопление
водой значительной местности в результате подъема воды)
7) В 1911 г. в горах Памира в результате стихийного бедствия образовалась
естественная плотина высотой 301 м. На месте долины возникло Сарезское
озеро глубиной 500 м и длиной 60 км. Озеро наполнялось водой 30 лет.
Учитель: (сначала было землетрясение, а потом обвал 2,2 млрд м
земли и горных
8) В 525 г. до н. во время этого природного явления в Сахаре погибло 50-
тысячное войско персидского царя Камбиза
Учитель: Что характерно для пустынь? (песчаные бури – перенос большого
количества пыли и песка)
Учитель: С учетом государственной важности данной проблемы в 1994г
Российской Федерации принят Федеральный закон «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
• «Ст. Основные понятия.
Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории,
сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы,
стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой
человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде,
значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности
Учитель: Как вы думаете, что включает в себя понятие «предупреждение
чрезвычайных ситуаций»? (Учащиеся дают предположительные ответы)
Сравним ваши ответы с определением, зафиксированным в федеральном законе.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий,
проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное
уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение
здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и
материальных потерь в случае их возникновения
Учитель: Человек не может устоять перед силами природы, но знать о них, о
причинах возникновения, последствиях, как правильно себя вести, чтобы не
попасть в беду, мы просто обязаны, если нам дорога жизнь. Вы сейчас можете
думать, что вы еще дети, что за ваши жизни ответственны взрослые и вам незачем
знать, как поступать в той или иной ситуации. Но недалеко то время, когда вы сами
вам скажет – завтра ты будешь там, где произойдет землетрясение, узнай правила
поведения в условиях землетрясения, если хочешь выжить? Поэтому мы должны
научиться этим правилам сейчас, когда у нас есть возможности для этого, и
помнить о них в непредвиденных ситуациях.
Работа в группах: «Ваши действия при ЧС природного характера». Учащиеся
разбиваются на 5 групп, разрабатывают план действий для конкретной ситуации.
1 группа: Бури и сильные ветры
2 группа: Землетрясение
3 группа: Лесной пожар
4 группа: Под снегом (после схода лавины, провал в глубокий снег, снежный занос)
5 группа: Наводнение
Учитель: Заслушаем ответы представителей групп, может, от других групп
поступят дополнения.
Теперь посмотрим рекомендации и сравним с ними наши ответы:
Узнав о приближении бури, плотно закройте и укрепите все двери и окна
стекла наклейте крест-накрест полоски пластыря.
Приготовьте свечи (может отключиться электричество).
Отключите электроприборы и внешнюю телеантенну.
Не оставляйте на улице ничего, что может унести ветер.
Если приближается ураган, постарайтесь держаться подальше от берега
моря, от рек и низин: вас там могут настигнуть поднятые ураганом волны.
В деревенском доме переберитесь в наиболее просторную и прочную его
часть, а лучше всего – в подвал.
Если ураган застиг вас на возвышенном и открытом месте, ползите в сторону
какого-нибудь укрытия (к скалам, к лесозащитной полосе), которое могло бы
погасить силу ветра. Но берегитесь падающих сучьев и веток, тем более –
Бывает, что прежде чем вступить в решающую стадию, ураган немного стихает
(центр урагана уходит вверх). Не обманитесь и оставайтесь на месте, потому
что скоро ветер возобновится, но с другой стороны.
Если землетрясение застигло вас в помещении, постарайтесь как можно скорее
покинуть его и оказаться на улице – желательно подальше от зданий. Если же
выбраться из дома по каким-либо причинам невозможно (обвалилась лестница,
завалило выход и т. ), укройтесь под прочным столом или под кроватью, либо
встаньте в дверном проеме или в углу, образованном капитальными стенами.
Держитесь подальше от окон: они могут не выдержать вибрации и вы
поранитесь битыми стеклами.
Ни в коем случае нельзя пользоваться лифтами, так как они в любой момент
могут выйти из строя.
Нельзя пользоваться спичками, свечками и зажигалками, поскольку из-за
утечки газа из разрушенных или поврежденных коммуникаций может
произойти взрыв.
Если землетрясение застало вас на улице, держитесь подальше от домов, линий
электропередачи и вообще от всяких непрочных построек, которые могут
Укрывайтесь в подвалах, подземных переходах и тоннелях. Покрытия могут
обрушиться и завалить выход или придавить вас.
ПОМНИТЕ: после первого толчка могут последовать другие толчки. Они обычно
происходят через несколько часов.
Если пожар только-только начинает разгораться при вас, попытайтесь сбить
пламя метелкой из веток.
Двигайтесь от края к центру горящего места, так, чтобы ветер дул вам в спину,
подгребайте за собой угли.
Если поймете, что вам с пожаром не справиться, отступите и идите за
помощью. При этом двигайтесь в подветренную сторону, чтобы не оказаться в
кольце огня. Помните, что лесные пожары распространяются с огромной
скоростью и легко переходят через широкие реки, озера, дороги.
Уходить от огня следует по диагонали с его дороги в направлении реки или
Относительно безопасными местами являются также вспаханное поле,
большой пустырь или каменистая гряда.
Следует избегать бурелома: сухие деревья и трава вспыхивают моментально.
В мягкой земле можно вырыть яму и укрыться в ней, закрывшись курткой или
одеялом, чтобы защититься от жара.
Когда фронт огня пройдет, идите в том направлении, где огонь уже потух.
Соберите все свои силы, чтобы выбраться на поверхность, когда лавина
замедлит движение. Потом это сделать будет много труднее, так как снег после
остановки обвала быстро твердеет.
Отодвиньте обеими руками снег над головой, чтобы создать пространство для
Попробуйте определить, куда надо двигаться, для этого накопите во рту
побольше слюны и сплюньте ее сквозь зубы. Если она попадет вам в нос, вы
будете знать, что находитесь вверх ногами.
Если вы не можете пробиться наружу, то, ожидая спасателей, старайтесь
экономить кислород: дышите и двигайтесь как можно медленнее.
электричество, собрать с собой необходимые документы, вещи первой
Если наводнение застало вас на открытом месте или в лесу, необходимо
постараться быстро выйти на возвышенное место; забраться на дерево или
на воде.
Если на вашем пути разлившаяся река, проявите максимум осторожности,
когда будете переправляться через нее.
Приладьте повыше сумку или рюкзак, чтобы не замочить их при переправе;
необходимости вы быстро от них освободились.
Идите немного под углом против течения, чтобы оно не сносило вас и,
главное, не могло сбить; двигаться следует боком вперед, отрывая ногу от дна
только после того, как плотно поставите другую.
При движении не переплетайте ноги, чтобы не потерять равновесия.
Если вы форсируете реку не в одиночку, а группой, пусть кто-нибудь, взяв
один конец веревки, переберется со страховкой на берег и закрепит его там,
привязав к дереву или большому камню; после этого можно начинать
переправу; идти нужно, одной рукой придерживаясь за веревку, а в другой
держа палку.
Если вы форсируете реку группой, но у вас нет веревки, можно обойтись и без
нее, двигаясь гуськом и держась за плечи товарища, идущего впереди: шагать
можно и одновременно, и поочередно, но главное, каждый должен страховать
идущего впереди.
III. Итог урока.
Мы узнали, что предположительно нужно делать в той или иной ситуации
можно выделить основные моменты, которые встречаются в любом из этих
алгоритмов. Представьте, что вы находитесь дома. Как вы узнали о бедствии?
Ваши дальнейшие действия?
Алгоритм действий при ЧС:
Выводы: возникновение страха и паники – главные причины стресса и гибели
людей. Изучая курс ОБЖ, вы уменьшаете вероятность ошибок при действиях в
чрезвычайных ситуациях, получаете дополнительные знания о преодолении
возникающих трудностей, больше узнаете и полюбите природу и историю родного
Домашнее задание.
1) найти и ознакомиться с содержанием ст. 18 и 19 федерального закона о
правах и обязанностях граждан РФ в области защиты населения и
территорий от ЧС и социальной защите пострадавших.
2) охарактеризовать ЧС экологического и социального характеров.
Тема: «Опасные ситуации природного характера, причины их возникновения
и возможные последствия».
Тип уроков: комбинированный
Целевые установки на достижение результата:
– личностные: формировать умение представлять результата своей деятельности,
соотносить полученный результата с поставленной целью
-метапредметные: формировать умение работать с информацией: самостоятельно вести
поиск источников; проводить анализ и обработку информации; формировать овладение
коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного
ведения диалога и дискуссии.
– предметные: научить различать чрезвычайные ситуации природного характера,
объяснять причины их возникновения, доказать важность проблемы защиты человека при
планируемые результаты: характеризовать ЧС природного характера, объяснять причины
возникновения ЧС, знать правила поведения при возникновение конкретной ЧС ситуации
природного характера, анализировать права и обязанности граждан в области
безопасности жизнедеятельности в случае возникновения ЧС ситуации.
Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование: проектор, доска, компьютер
Ребята! Сегодня вы узнаете какие опасности могут подстерегать вас, когда вы находитесь
дома, на улице, в школе, на отдыхе, а также научитесь правилам поведения в опасных
Тема нашего урока «Безопасность в чрезвычайных ситуациях (ураганы,наводнения
Чрезвычайная ситуация – это опасность, угрожающая сразу многим людям.
Чрезвычайные ситуации могут быть природные, техногенные и экологические.
Мы с вами будем говорить о природных чрезвычайных ситуациях. опасность для
человека представляют ураганы,наводнения, землетрясения и пожары.
Ураган-это ветер разрушительной силы,имеющий скорость более 30 м. сек, вызывает
значительные разрушения, наносят большой материальный ущерб.
Наводнение это временный подъем воды в реке, озере или море. При этом вода
затопляет и разрушает дома, мосты, дороги, линии электропередач. Причины
– обильные осадки, дожди;
– интенсивное таяние снега;
– образование заторов (льдины весной);
– разрушение плотин и дамб;
Наводнения приводят к гибели людей, непоправимому экологическому вреду, наносят
материальный ущерб, охватывая громадные территории. Затапливается множество
населённых пунктов, промышленных предприятий и инженерных коммуникаций.
Полностью парализуется хозяйственная и производственная деятельность.
Почти каждый месяц мы получаем сообщения о наводнениях, произошедших в разных
точках мира.
Каждый уч-ся должен знать, как действовать во время наводнения.
Как только сработает сигнал о наводнении «Внимание всем!», передаваемый сиренами,
прерывистыми гудками транспортных средств. Необходимо без промедления покинуть
зону затопления. Как можно быстрее найти возвышенное место и подняться на него,
чтобы вода вас не смыла.
Следующее стихийное бедствие, о котором мы поговорим, – землетрясение.
Человечество давно знакомо с этим бедствием, которое уже унесло много миллионов
жизней, и которое в настоящее время невозможно заранее предсказать.
Землетрясение – это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в
результате внезапных смещений и разрывов в земной коре.
Землетрясения характеризуются разрушением зданий, сооружений, пожарами и
человеческим жертвами.
Самые безопасные места в помещении – это углы пересечения капитальных стен,
дверные проемы в капитальных стенах, рядом с массивной устойчивой мебелью.
Как необходимо вести себя при землетрясении.
Если землетрясение застало вас в доме:
Немедленно покинуть его, то в этом случае необходимо осторожно и быстро покинуть
здание, отбежать от него на безопасное расстояние.
Если не удалось покинуть здание, постарайтесь добраться до безопасного места и
защитить голову от падающих предметов. Можно спрятаться под обеденный или
письменный стол , другую прочную мебель. Наибольшую опасность представляют
падающие сверху предметы, камни, балки и т.
Не пытайтесь покинуть здание до окончания сильных подземных толчков. Не пользуйтесь
Держитесь подальше от окон, зеркал, витрин, неустойчивой мебели.
Если землетрясение застало вас на улице:
Отойти на открытое место.
Не подходить к поврежденным зданиям, оборванным проводам, столбам и линиям
электропередач, не стойте под мостами, навесами.
Не возвращаться в дом, пока землетрясение не закончится.
Если вы находитесь в машине, нужно остановиться и выйти из нее.
Если вы оказались в завале:
Осмотрите себя, пошевелите руками и ногами. Если у вас кровотечение, постарайтесь
остановить его подручными средствами.
Устройтесь поудобнее, уберите от себя острые обломки.
Старайтесь не кричать напрасно. Лучше стучите по плитам металлическим предметом.
Звать на помощь надо в тех случаях, когда рядом не слышно гула работающей техники и
доносятся чьи-то голоса.
Следующее стихийное бедствие-это пожар.
Пожар – это неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой гибель людей,
уничтожение материальных ценностей. Пожары возникают стихийно (до 10%) или по воле
человека (до 90%).
Причины пожаров:Неосторожное обращение с огнем,молнии. ,поджоги.
Пожар опасен высокой температурой горения и быстрой, неконтролируемой скоростью
движения огня, а также, возможностью отравления продуктами горения.
Пожары по месту возникновения делятся на лесные и пожары в зданиях и сооружениях.
Основными причинами возникновения лесных пожаров является деятельность человека.
Лесные пожары уничтожают деревья и кустарники, заготовленную в лесу древесину.
Кроме того, лесной пожар представляет серьезную опасность для людей и
сельскохозяйственных животных.
По характеру распространения огня лесные пожары бывают низовыми и верховыми. При
низовых пожарах огонь движется со скоростью 1 км/ч. только по надпочвенному слою,
верховые – 3-10 км/ч, охватывающие кроны деревьев.
Как действовать во время лесного пожара.
Выходить из горящего леса необходимо в направлении, перпендикулярном
распространению огня, то есть по «горелому» лесу.
Двигаться вдоль речек, ручьев, по воде.
Рот и нос прикрывать влажной ватно-марлевой повязкой, платком, полотенцем.
Слайд 13.
В случае пожара в зданиях и сооружениях нужно действовать следующим образом.
Немедленно покинуть загоревшееся здание и сразу же позвонить в пожарную команду
по телефону 01, (с мобильного телефона) Никогда не прячьтесь в загоревшейся квартире
в комнаты, не объятые огнем, а еще хуже в кладовках, в ванных.
Не открывайте во время пожара окна, двери, балконы. Свежий воздух только усиливает
разбушевавшийся огонь.
Если вы звоните в пожарную часть и сообщаете о пожаре, то наши пожарные будут
благодарны, если все вы четко сообщите:
– Где происходит пожар, адрес.
– Что горит.
– Свое имя и фамилию.
Это нужно знать для того, чтобы пожарные быстро смогли оказать помощь.
Не паниковать, говорите по телефону чётко и спокойно.
Мы с вами говорили о чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях.
Хочется надеяться, что вам никогда не придется оказаться там, где жизнь человека
подвергается риску. Но если все-таки это произойдет, то самое главное – не паниковать и
знать все, о чем мы говорили на уроке.
Тема урока: «Безопасное поведение при ЧС природного характера».
ФИО: Турасова Наталья Леонидовна.
Учебное заведение: Р. Коми, г. Ухта, МОУ «СОШ №4»
Должность: Преподаватель-организатор ОБЖ
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности
Класс: 7 класс
Тема: Безопасное поведение при ЧС природного характера.
Тип урока: обобщение изученного материала.
Формы работы учащихся: работа с учебником, составление таблицы, соревнование в форме игры.
Время проведения: 45 минут.
Оборудование: компьютер, экран.
Приемы: проблемный вопрос, сводная таблица, игра.
Цель урока: создать условия для осознания степени опасности природных явлений для жизнедеятельности человека.
Задачи урока/занятия как планируемые результаты обучения
Вид планируемых учебных действий Учебные действия Планируемый уровень достижения результатов обучения Предметные создают целостную картину опасных природных событий, которые раньше изучались по частям; выявляют их поражающие факторы и способы защиты; средний уровень:понимание, воспроизведение, реконструкция (преобразование) информации Познавательные УУД осуществляют поиск информации в учебнике; систематизируют информацию, подводят итоги работы, формулируют выводы. средний уровень: осуществляют поиск информации в учебнике и выполняют учебные действия с подсказкой учителя; Регулятивные УУД принимать учебную задачу, определять и формулировать цель и задачи своей деятельности; отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников средний уровень: составляют план своих действий на основе предложенного учителем алгоритма действий; Коммуникативные УУД развить умение учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; понимать позицию других собеседников (взгляды, интересы). договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что- то сообща; средний уровень: совместные (парные), действия по составлению таблицы, выполняемые под руководством учителя; Личностные развитие познавательных интересов, умения работать с различными источниками информации; формирование адекватного отношения к опасным природным явлениям средний уровень: умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников; высокий уровень: понимание значимости изучаемого материала для личной безопасности и безопасности своих близких;
Технологическая карта урока
Этапы урока, время Задачи этапа Формируемые УУД и предметные действия Деятельность учителя Деятельность ученика Методы, технологии и приемы Организационный момент 2 мин. Подготовка учащихся к работе Регулятивные: принимать учебную задачу Приветствуют учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Отвечают на приветствие, настраиваются на работу. словесный Стадия вызова8 мин Создание положительного настроя на занятие Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстникамиРегулятивные: самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий Активизирует учащихся о теме занятия, рассказывает о цели, ходе занятия. Просит учащихся дать характеристику опасным природным явлениям. Приложение № 1 Слушают и взаимодействуют с учителем в соответствии с целевой установкой. Устно отвечают на поставленные вопросы. Самостоятельно формулируют тему. словесный Стадия содержания24 мин Формирование навыков систематизации, обобщения и конкретизации ранее полученных знаний Предметные:выделяют из общей характеристики стихийных бедствий их поражающие факторы и заполняют таблицу. Познавательные: осуществляют поиск информации, систематизируют информацию, подводят итоги работы, формулируют вывод. Коммуникативные: обмениваются мнениями в паре, активно слушают одноклассников по команде, понимают их позицию; Личностные: проявлять любознательность и интерес к изучению опасных проявлений природы, осознанно выполнять правила безопасности. Дает задание для самостоятельной работы: заполнить таблицу. Стихийное бедствие Поражающий фактор Подводит итоги, дополняет и исправляет информацию, проводит игру «Проверь себя» с использованием мультимедийной презентации. Приложение №3 Читают учебник, собственные конспекты. Обсуждают в парах. Делают записи в тетрадях. Устно отвечают на поставленные учителем вопросы, по мере необходимости исправляют, дополняют в тетради. Команды участвуют в игре Проблемное изложение(постановка проблемы перед учащимися при введении темы) Частично-поисковые (выбор необходимой информации для выполнения заданий из предложенного материала) Интерактивные( работа в паре по обработке представленной информации, сотрудничество с участниками команды) Рефлексия3 мин Анализ и оценка успешности достижения цели Регулятивные: оценка своих действий. Личностные: формирование чувства удовлетворенности от успешной учебной деятельности, самоопределение. Организует работу по подсчету набранных баллов каждой команды, объявляет оценки. Эмоционально делятся своими мнениями по поводу проделанной работы. Словесный, диалог, объяснительно-иллюстративный (на доске итоги подсчета баллов каждой команды) Задание на дом2 мин Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания Познавательные: осуществляют поиск информации. Объясняет выполнение задания по теме следующего урока «Человек и стихия». Записывают домашнее задание
Основное содержание урока.
Организационныймомент. (2 мин)
– приветствие учащихся;
– отметка отсутствующих;
Стадия вызова(8 мин)
Учитель: стихийные бедствия – это опасные природные явления, которые угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации. Стопроцентной безопасности не существует нигде на Земле.
Стихийные бедствия могут возникать как независимо друг от друга, так и во взаимосвязи: одно из них может повлечь за собой другое. Независимо от источника возникновения, стихийные бедствия характеризуются значительными масштабами и различной продолжительностью. Какие природные явления относятся к стихийным бедствиям?
Ученики: перечисляют названия.
Учитель: домашним заданием было повторить тему «ЧС природного характера». Дайте краткую характеристику каждого опасного природного явления?
Ученики отвечают и слушают друг друга. Приложение №1
Учитель подводит итог: стихийные бедствия уносят сотни и тысячи жизней по всей планете. Человек бессилен предотвратить сами природные процессы, но в его силах избежать жертв и ущерба. Для каждого такого природного явления характерно наличие присущих ему поражающих факторов. Как вы думаете для чего нам надо знать поражающие факторы стихийных бедствий?
Ученики выдвигают предположения, примерно такого характера: « врага надо знать в лицо».
Учитель подводит детей к формулировке темы урока « Безопасное поведение при ЧС природного характера»
III. Стадия содержания24 мин.
Учитель организует работу в парах: используя учебник, свои конспекты заполните таблицу по всем стихийным бедствиям и подготовьтесь к игре «Проверь себя», для этого вам необходимо повторить
относительно безопасные места для человека при угрозе и возникновении стихийных бедствий.
Названиестихийного бедствия Поражающий фактор
Ученики в течение 7 минут обсуждают информацию в парах и записывают в тетрадях.
Учитель просит учеников с места зачитать то, что они записали в таблице.
Идет обсуждение по уточнению и дополнению данных. В итоге работы правильно заполненная таблица. Приложение №2.
Учитель делит класс на две команды и объясняет правила игры.
3 человека жюри из учеников. Ведущий учитель. Игровое поле на экране. Всего 12 вопросов. Вопросы имеют разную «стоимость», баллы прописаны на игровом поле. У каждой команды есть право выбора вопроса, количество баллов записывается на доске. Если ответ неверный, то право ответа передаётся другой команде. Выигрывает та команда, которая набирает большее количество баллов.
Команды учащихся на игровом поле по очереди выбирают задания и отвечают на них.
Рефлексия 5 минут
По окончании игры учитель оценивает работу учащихся на уроке, ставит оценки.
Молодцы, ребята! С заданиями справились хорошо. А теперь ответьте на вопрос? Знания, которые вы получили на уроке, могут быть полезны в повседневной жизни?
Заслушиваются ответы учеников.
Учитель: каждый из нас, однажды, может оказаться в подобной ситуации, поэтому знать
как действовать в момент угрожающий для жизни и здоровья необходимо.
Задание на дом 1 мин. Прочитать параграф 9. Дать характеристику основным типам темперамента.
Приложение №1.
Самыми разрушительными из стихий считаются землетрясения. Количество жертв исчисляется сотнями тысяч. Подводные землетрясения являются причиной разрушительной волны – цунами. Цунами производят опустошительные разрушения на суше. На протяжении многих веков это необузданное природное явление держит людей в страхе, поэтому и называют волнами-убийцами.
Извержения вулканов происходят реже, чем землетрясения, но также становятся гигантскими катаклизмами, имеющими планетарные последствия. В России все вулканы расположены в сейсмоопасных районах Камчатки и Курильских островов.
Сель (по-арабски “бурный поток”) – это внезапно формирующийся в руслах горных рек временный грязекаменный поток. Такая смесь воды, грязи, камней, деревьев и других предметов несется со скоростью до 15 км/ч, сметая мосты, постройки, заваливая селения. Оползни – это отрыв и скольжение верхних слоев почвы вниз по склону под действием силы тяжести. При этом по склону сползают огромные массы грунта вместе с постройками, деревьями и всем, что находится на поверхности земли. Ураган (циклон, тайфун – от кит. “большой ветер”) – это ветер огромной разрушительной силы. Он опустошает все на своем пути: ломает деревья, разрушает строения, создает на побережье волны высотой до 30 м, может быть причиной ливней, града.
Буря – разновидность урагана. Скорость ветра при бури гораздо меньше, чем при урагане, однако буря чаще всего сопровождается переносом песка, пыли или снега.
Торнадо – это атмосферные вихри, имеющие форму воронки. В этом вихре скорость ветра может достигать неправдоподобной величины – 300 м/с. Воронка, которая образуется при торнадо, способна разрушить любые постройки и превратить любой предмет на своем пути в мелкие щепки.
Лесные и торфяные пожары представляют серьезную опасность для экономики любой страны. Горит лес и его обитатели, наносится непоправимый вред здоровью людям.
Стихийное бедствие Поражающий фактор Землетрясение сотрясение грунта; падение строительных конструкций, оторванных электропроводов; пожары Сель движущийся с огромной скоростью грязекаменный поток Оползни сползание огромных масс грунта по склону Извержение вулкана огненная лава, летящие вулканические бомбы, горячий пепел, ядовитые газы Ураган, смерч, буря скоростной напор ветра, осадки в виде ливней, снега града Наводнение затопление суши Цунами ударное действие волны, затопление суши Лесной пожар огонь, уничтожающий все на своем пути, угарный газ