2
Содержание Источники опасности на кухне Правила безопасной работы Проверь себя с горячими предметами с горячими жидкостями с режущими предметами с кухонными электроприборами
3
При приготовлении пищи необходимо соблюдать правила техники безопасности
4
Источники опасности на кухне Высокая температура Острая поверхность Режущая поверхность Электрический ток
5
Источники опасности на кухне огонь горячие конфорки
6
Источники опасности на кухне тостер духовка
7
Источники опасности на кухне Нагретая посуда
8
Источники опасности на кухне Терки и шинковки
9
Источники опасности на кухне Ножи кухонные
10
Источники опасности на кухне Ломтерезка Мясорубка
11
Источники опасности на кухне овощечистка рыбочистка
12
Источники опасности на кухне сырорезка яйцерезка
13
Источники опасности на кухне Электроприборы
14
Правила безопасной работы с горячими предметами Пользоваться прихватками Сковороду брать с помощью сковородника Закладывать продукты в кипящую жидкость осторожно, избегая брызг Не касаться нагретых частей посуды
15
Правила безопасной работы с горячими жидкостями Не доливать жидкости до краев кастрюли Класть продукты на сковороду с разогретым маслом осторожно, избегая брызг Избегать попадания капелек воды на разогретую сковороду с маслом Открывать крышку в направлении «от себя»
16
Правила безопасной работы с режущими предметами Работать с ножом осторожно, на разделочной доске При работе с теркой избегать работы с мелкими кусочками Продукты в мясорубку проталкивать с помощью пестика Не касаться режущей поверхности руками
17
Правила безопасной работы с кухонными электроприборами Перед работой проверить исправность электрошнура Не пользоваться приборами с неисправностями, поврежденным шнуром Включать и выключать электроприборы только за вилку сухими руками
18
Перед началом работы Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку Проверить исправность кухонного инвентаря и его маркировку Проверить целостность эмалированной посуды, отсутствие сколов эмали, а также отсутствие трещин и сколов столовой посуды Включить вытяжную вентиляцию Проверить исправность электрооборудования, убедиться в наличии на полу диэлектрических ковриков
19
Во время работы Соблюдать осторожность при нарезке продуктов Соблюдать осторожность при работе с ручными терками, надежно удерживать обрабатываемые продукты, не обрабатывать мелкие куски Передавать ножи и вилки друг друга только ручками вперед Следить, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через край, крышки горячей посуды брать полотенцем или прихваткой и открывать от себя Сковороду ставить и снимать с плиты сковородником Не оставлять без присмотра включенные в электросеть электроприборы
20
Во время работы Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты нарезать хорошо наточенными ножами на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания: пальцы левой руки должны быть согнуты и находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа. Сырые и вареные овощи, мясо, рыбу, хлеб нарезать на разных разделочных досках в соответствии с их маркировкой. Соблюдать осторожность при работе с ручными терками, надежно удерживать обрабатываемые продукты, не обрабатывать мелкие части
21
По окончании работы Выключить электроплиту и другие электроприборы, при выключении из электророзетки не дергать за шнур. Тщательно вымыть рабочие столы, посуду, кухонный инвентарь. Провести влажную уборку помещения, снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.
22
Действия в аварийных ситуациях При неисправности кухонного инвентаря прекратить работу и сообщить учителю. При разливе жидкости или жира немедленно убрать ее с пола. В случае, если разбилась столовая посуда, осколки ее не убирать с пола руками, пользоваться веником и совком. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю.
23
Проверь себя В чем опасность этих предметов?
24
Проверь себя В чем опасность этих предметов?
25
Проверь себя Найди ошибку При нарезке продуктов обязательно соблюдается максимальная осторожность При нарезке продуктов работа обязательно должна быть выполнена быстро При работе на ручной тёрке не измельчаются слишком мелкие продукты. Закладывать продукты в кипящую жидкость на расстоянии 15-20см от поверхности жидкости
26
Проверь себя Найди ошибку При приготовлении фарша на мясорубке продукт проталкивается пальцами левой руки Передавая нож, держать его необходимо за рукоятку и передавать его рукояткой вперед Нарезку продуктов осуществлять на разделочных досках При работе на ручной тёрке продукты измельчаются до конца
27
Проверь себя Найди ошибку Включать электроприборы следует, предварительно смочив руки Перед работой убедиться в исправности кухонных приборов Во время работы электрокофемолки проверять степень помола, не выключая её Нарезку осуществлять, удерживая продукт на ладони правой руки
о
требованиях к организации горячего питанияшкольников,
которые нужно знать родителямВ каждом образовательном
учреждении необходимо иметь утвержденное организатором питания и согласованное
с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора примерное
цикличное меню, включающее необходимые пищевые продукты (молочная продукция,
мясо говядины, рыба, сливочное масло, сыр, ржаной хлеб, свежие овощи и фрукты и
др. ), готовые блюда с щадящими технологиями их приготовления, сбалансированные
по содержанию основных пищевых веществ, энергии, макро и микроэлементов, в т. кальция, фосфора, йода, витамина С, которые так необходимы детям для роста и
развития. В питании детей запрещено
использование маринованных овощей (с добавлением уксуса), кремовых кондитерских
изделий, молочных продуктов с добавлением растительных жиров, сырокопченых
колбасных изделий, грибов, майонеза, кетчупа, кофе натурального, кулинарных
жиров, газированных напитков, карамели, а также не готовятся жареные во фритюре
пищевые продукты, заливные блюда, макароны по-флотски, яичница-глазунья,
блинчики с мясом и творогом, паштеты, первые и вторые блюда на основе сухих
концентратов быстрого приготовления. В питании детей используются
только блюда, включенные в утвержденные сборники рецептур, предназначенные для
организации питания детей. Интервалы между приемами пищи не
должны превышать 3,5-4 часов. Нужно помнить, что готовые блюда
реализуются на пищеблоке в течение 2-х часов с момента их приготовления,
поэтому заявка на приготовление блюд для организации питания определенного
количества детей подается заранее (накануне), также нужно учитывать, что, если
ребенок по каким-либо причинам не пришел вовремя в столовую на горячий завтрак
или горячий обед, его порция не может быть оставлена по истечении
установленного срока с момента изготовления блюда. Горячие готовые блюда (супы,
соусы, напитки), вторые блюда и гарниры при раздаче должны иметь определенную
температуру, для чего в расписании учебных занятий специально выделяется одна
большая в 30 минут или две перемены по 20 минут, а пищеблок оснащается
мармитами – специальным оборудованием для поддержания определенной температуры
пищи. Готовые блюда не повторяются в
течение дня и в смежные дни. Ежедневно в обеденном зале школы
вывешивается фактическое меню с указанием наименования и выхода блюд. При
организации платного питания вывешивается второе меню с указанием наименования,
выхода, стоимости и пищевой ценности каждого блюда. На линии раздачи для визуального
контроля ребенка за объемом отпускаемых порций готовых блюд выставляются
контрольные блюда горячего завтрака и обеда. Для органолептической объективной
оценки качества приготовленных блюд в каждом образовательном учреждении должна
быть создана бракеражная комиссия, в состав которой в обязательном порядке
входят: представитель пищеблока (организатора питания), медицинский работник,
представитель школьной администрации, которая ежедневно проводит бракераж всех
приготовленных на пищеблоке блюд с записью в специальном журнале. Наряду с основным горячим
питанием в школах возможна организация дополнительного питания через буфеты
образовательных учреждений, которые предназначены для реализации мучных
кондитерских (без кремовых) и булочных изделий, пищевых продуктов в
промышленной потребительской упаковке (кондитерские изделия сахарные (ирис
тираженный, зефир, кондитерские батончики, конфеты, кроме карамели), питьевая
негазированная вода, соковая продукция, молочная продукция, орехи (кроме
арахиса), сухофрукты), свежих фруктов в условиях свободного выбора. Ассортимент
дополнительного питания утверждается руководителем образовательного учреждения
и (или) руководителем организации общественного питания образовательного
учреждения ежегодно перед началом учебного года и согласовывается с органом
государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Кроме этого, санитарными
правилами и нормативами СанПиН 2. 09-08 допускается выдача пищевых продуктов
в потребительской таре через аппараты автоматической выдачи, а также реализация
соков, нектаров, стерилизованного молока и молочных напитков емкостью упаковки
не более 350 мл; бутилированной питьевой воды без газа емкостью не более 500
мл, при соблюдении условий хранения продукции. Обращаем внимание, что отсутствие
постоянного контроля за температурным режимом в аппаратах, а также за сроками
годности и реализации через них вышеперечисленных пищевых продуктов, исключает
возможность их реализации через аппараты автоматической выдачи. При этом
технические характеристики торговых автоматов, в которых осуществляется
приготовление горячих напитков, должны предусматривать проведение
водоподготовки, обеспечивающей показатели безопасности воды, входящей в состав
напитков. В соответствии с Федеральным
законом от 29. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
организация питания обучающихся возлагается на образовательную организацию,
которая обязана создать необходимые условия для организации питания
обучающихся, охраны и укрепления их здоровья. Образовательная организация в
случае принятия решения об установке торговых автоматов, обязана учесть мнения
родителей, законных представителей детей, обязана предусмотреть (в договоре)
обязательства обслуживающей их организации по проведению еженедельной
санитарной обработки внутренних поверхностей автоматов и контроля соблюдения
сроков годности реализуемых продуктов, режим заправки, а также контроля документов
о качестве и безопасности продукции. Также, следует иметь ввиду, что
организация автоматизированной торговли пищевыми продуктами в образовательных
учреждениях предполагает размещение аппаратов, установка которых изначально не
предусмотрена проектом образовательной организации. Аппараты
автоматической торговли пищевыми продуктами не должны размещаться в проходах и
уменьшать полезную площадь рекреаций, холлов, коридоров.
1
Лекция : « Обеспечение безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов »
2
Выпуск качественных, безопасных продуктов питания, оптимальная работа объектов направлена на предупреждение инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, связанных с питанием. Проблемы безопасности продовольственного сырья и продуктов питания актуальны и решаются на разных уровнях, что вытекает из закона РФ « О качестве и безопасности пищевых продуктов » (2000) и согласуется с приоритетами « Концепции государственной политики в области питания населения на период до 2010 года », этапы реализации которой завершаются. На одном из первых мест влияния на безопасность продуктов ( начиная непосредственно с сырья и заканчивая готовыми пищевыми продуктами ) находятся загрязнения микробиологического происхождения. Патогенные, условно – патогенные микроорганизмы, микроскопические грибы оказывают непосредственное влияние на порчу и стабильное хранение пищевых продуктов, при этом не исключается негативное влияние для потребителей продуктов птицеводства и животноводства, сверхнормативного содержания в пищевом сырье ряда антибиотиков, нитратов и нитритов, сульфаниламидных и гормональных препаратов.
3
На микробиологическую контаминацию продовольственного сырья оказывают внимание следующие факторы : – воздушно – пылевой ; – загрязненная питьевая вода ; – сточные воды ; – вода поверхностных водоёмов ; – почва ; – больной человек и бактерионосители ; – больные животные и бактерионосители ; – пораженные микробами растения.
4
Контаминация сырья и пищевых продуктов происходит при хранении, транспортировке, производстве, особенно на малых предприятиях, в розничной торговле, в учреждениях общественного питания, упаковке и маркировке. Проблемы качества и безопасности продовольственного сырья остаются актуальными, что связано с резким возрастанием потока импорта, в том числе из стран СНГ ; по прямым поставкам, договорам между производителем и торговой организацией ; поступлением сырья и продуктов питания по бартеру ; в связи с предпринимательской деятельностью отдельных граждан. Установлено, что контаминированные микроорганизмами пищевые продукты на протяжении ряда лет остаются причастными к вспышкам пищевых отравлений и острых кишечных инфекций. Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания для человека во многом связана с их определенной микробиологической чистотой. Пищевые продукты являются хорошей средой, через которую распространяются различные микроорганизмы. К тому же для них характерна подвижность к температурным факторам, и они могут развиваться даже в период их сроков годности. Отмечена неравномерность отдельных видов продукции и блюд как факторов передачи пищевых отравлениях и инфекциях. На долю блюд общественного питания ( салатов, винегретов, гарниров, вторых блюд, десертов и т. ), изготовленных с нарушением технологии или обсемененных в процессе производства, пришлось 57,2% случаев.
5
Всемирная организация здравоохранения разработала специальный перечень пищевых продуктов по степени загрязнения микроорганизмами и их значимости при возникновении пищевых отравлений : 1 категория – пищевые продукты или их компоненты, которые часто служат прямым источником пищевых отравлений : молочные продукты, мучные кондитерские изделия со сливочным кремом ; 2 категория – пищевые продукты или их компоненты, являющиеся источником пищевых отравлений : злаковые продукты, пищевой мед, шоколад ; 3 категория – пищевые продукты или их компоненты, которые при несоблюдении санитарных требований к их приготовлению могут быть причиной пищевых отравлений : начинка для кондитерских изделий ; 4 категория – пищевые продукты или их компоненты, в редких случаях являющиеся причиной пищевых отравлений : изделия с быстрозамороженными фруктами ; 5 категория – пищевые продукты или их компоненты, подвергшиеся термической обработке, обеспечивающей их безопасность : галеты, крекер, печенье, карамель леденцовая ; 6 категория – пищевые добавки, загрязняющие основной продукт : красители, ароматические вещества, ферменты, стабилизаторы, усилители вкуса.
6
Хранение продуктов Во время хранения пищевые продукты претерпевают физические, химические и биологические изменения. Физические процессы возникают в продуктах под действием температуры, влажности, света, механических воздействий. Химические процессы происходят в пищевых продуктах, когда отдельные пищевые вещества превращаются в новые образования, ухудшающие качество продуктов. Например, жиры в процессе длительного хранения прогоркают, длительно хранящийся чай теряет вкус и аромат. Скорость химических процессов замедляется при снижении температуры хранения. К биологическим процессам в продуктах питания относятся « дыхание », брожение, гниение, плесневение. Протекают эти процессы под действием ферментов, находящихся в продуктах. При хранении пищевых продуктов главным факторами, вызывающими изменения качества продуктов, являются температура, влажность, свет, микроорганизмы, товарное соседство.
7
При хранении продуктов необходима благоприятная температура. Для большинства продуктов оптимальная температура около 0° С, для сухих продуктов 14 – 17° С. Недопустимы резкие температурные перепады при хранении продуктов, ведущие к усилению биохимических и химических процессов. Величина оптимальной влажности воздуха при хранении зависит от свойств продукта. При высокой относительной влажности воздуха (85 – 95%) хранят продукты с высоким содержанием влаги ( свежие овощи, плоды ), при низкой относительной влажности воздуха (65 – 75%) – сухие продукты ( мука, сахар ). Изменение относительной влажности воздуха может вызвать нежелательные изменений качества продуктов. Слишком влажный воздух способствует порче продуктов – плесневению, загниванию. Свет при хранении продуктов также оказывает относительное воздействие на них. Жиры под действием света прогоркают, изменяя цвет и приобретая неприятный вкус, сокращаются сроки хранения продуктов, окрашенные продукты обесцвечиваются. Поэтому большинство продуктов хранят без естественного освещения. Товарное соседство также важно при размещении продуктов. Нельзя вместе хранить сухие и влажные продукты, пахнущие с продуктами, воспринимающими запахи.
8
Для хранения скоропортящихся продуктов необходимо иметь холодильные установки. Скоропортящиеся продукты должны храниться при температуре от 0° С до +6° С, не превышая следующих сроков : – охлажденная рыба – 2 суток ; – мясо охлажденное – 3 суток ; – мороженая рыба – 3 суток ; – мясо мороженое ( при температуре 0° С ) – 5 суток ; – колбасы полукопченые и варено-копченые – 10 суток ; – сливочное масло – 10 суток ; – топленое коровье масло и сыры – 15 суток ; – диетические яйца хранят при температуре от ° С до 20° С – 7 дней ; – столовые яйца – при температуре не выше 20° С – 25 суток, при температуре от 0° С до 2° С – не более 120 суток ; – мороженое может храниться при температуре не выше –12° С до 5 дней ; – температура хранения свежих овощей и фруктов в зависимости от их вида колеблется от 3° С до 12° С при относительной влажности воздуха от 70 до 90%; – замороженные овощи и фрукты хранят при температуре –18° С и относительной влажности воздуха 90 – 95% в течение 9 – 12 месяцев, при температуре до –12° С до 5 дней.
9
Для продления сроков хранения и сохранения товарного вида пищевых продуктов отечественные и особенно зарубежные производители включают в них различные химические добавки – консерванты, антиоксиданты, стабилизаторы, усилители вкуса и аромата, антифламинги. Наличие добавок указывается на упаковке продаваемых продуктов. Химические добавки к пищевым продуктам под индексами разбиты на группы : Е 100 – Е 182 – пищевые красители. Например, кремовая розочка на торте может содержать один из красителей. Е 200 – Е 299 – консерванты. Естественные консерванты как соль, сахар, уксус и т. указываются без буквенно – цифровой шифровки. Е 300 – Е 399 – антиоксиданты предохраняют жидкости от скисания во время длительного хранения. Е 400 – Е 499 – стабилизаторы, сохраняющие консистенцию продукта, например, пирожные и суфле остаются пышными, а пастила и зефир не слеживаются. Е 500 – Е 599 – эмульгаторы, поддерживающие структуру продукта, например, чтобы не было осадка в пиве или растительном масле. Е 600 – Е 699 – усилители вкуса и аромата, используют в сухих соках и имитациях « под натуральные продукты ». Е 900 – Е 999 – антифламинги, сдерживают образование пены в пиве, водах, соке. Они же не дают слеживаться муке, сахару, соли. Органы санэпиднадзора проверяют новые пищевые продукты и сейчас запрещено применять для производства и продажи населению ряд пищевых добавок, которые признаны вредными для здоровья.
10
Запрещены для использования пищевые добавки : Аллергены Е 131, Е 141, Е 215, 216, 217, 218, Е 230, 231, 232, вызывающие аллергические реакции кожи, органов дыхания, желудочные расстройства. Яды Е 121, Е 123, вызывающие отравления при большой дозе и расстройство органов пищеварения при употреблении в небольшом количестве. Канцерогены Е 211, Е 240, Е 330, Е 442, способствующие развитию злокачественных образований. Увидев на этикетке, упаковке запрещенный к применению индекс ( символ ) или слова « консервант », « эмульгатор », « краситель » и т. , не следует покупать и употреблять такие пищевые продукты. В суррогатной еде содержатся вещества ( консерванты, стабилизаторы и др. ), которых нет в естественных продуктах, поэтому организм человека « не привык и не умеет » их перерабатывать. Они скапливаются в тканях и могут привести к непредсказуемым последствиям. Овощи, выращенные с использованием нитратных удобрений, представляют опасность для здоровья людей, так как в растениях нитраты превращаются в нитриты – соли азотистой кислоты ( ядовитое вещество ).
11
Ослабить действие нитритов можно, используя особенности отдельных видов растений : – если у свеклы обрезать верхушку на четверть и хвостик на одну восьмую, то будет удалено три четверти нитратов ; – в капусте больше всего « химии » в кочерыжке и верхних листьях. Квашеную капусту следует потреблять не раньше чем через неделю после засола, за это время нитраты выпадут в рассол ; – в редиске нужно срезать верхушку и хвостик ; – варка картофеля в мундире снизит вдвое количество нитратов ; – морковь следует обрезать на полтора – два сантиметра с двух концов. Беловатая сердцевина моркови указывает на избыток нитратов ; – в кабачках больше всего нитратов в тонком слое под кожицей и около хвостика ; – в огурцах следует обрезать ту часть, которая прикрепляется к стеблю ; – в лопнувших, рассеченных, подпорченных корнеплодах нитраты уже перешли в нитриты ; – в нарезанной зелени нитраты быстро переходят в нитриты, поэтому её нужно сразу после шинковки есть.
12
УПАКОВКА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ Бутерброды в газеты сегодня уже никто не заворачивает, а крупы и сахар не насыпает в наволочки, всевозможных нарядных пакетиков, плёнок, баночек и бутылочек, в которые упаковывают еду, великое множество. Но все ли они безопасны ? По данным последних исследований учёных, блестящие пакетики для чипсов могут вызывать рак из – за используемого в производстве таких упаковок токсичного клея. В мясе, рыбе, мягких сырах и овощах, упакованных в вакуумный полиэтилен, в бескислородной среде быстро заводятся болезнетворные бактерии. А Еврокомиссия намерена запретить помещать в упаковки с детской едой игрушки. Долгое время для изготовления игрушек использовались такие токсичные вещества, как кадмий, свинец и фталаты.
13
« Мы очень правильно жили раньше, потому что еда упаковывалась в серую бумагу, а напитки разливались в стеклянную посуду. И это экологически безопасно, – утверждает Валерий Петросян, эксперт ООН по химической безопасности, заслуженный профессор МГУ, академик, председатель секции химии РАЕН, президент центра « Экология и здоровье », ректор Открытого экологического университета. – Белая бумага – это отбеленная хлором серая. Следовательно, в белой бумаге есть токсичные хлорорганические соединения, которые могут легко переходить из этой бумаги в жирные продукты ( масло, колбасу, сыр ). Поэтому заворачивать в белую бумагу бутерброды вредно для здоровья ». Больше всего страшных историй ходит по поводу пластика. При производстве многих его сортов используются ядовитые химикаты, способные проникать в продукты. Особо опасными токсикологи называют бисфенол А и фталаты. К сожалению, их наличие могут установить только высококвалифицированные эксперты. « Эти вещества подобны женским гормонам эстрогенам. Их накопление в организме может помешать завести здоровое потомство. Если беременная женщина постоянно пила воду и сок из бутылок, в состав которых входили биосфенол и фталаты, велика вероятность, что впоследствии у её ребёнка будут проблемы с развитием половой системы. Самый безопасный сегодня пластик – полиэтилен и полипропилен. Полистерол может содержать мономерный стирол, обладающий ярко выраженной токсичностью, а поливинилхлорид ( ПВХ ) разрушает печень человека. На каждом фирменном продукте должен стоять знак, подсказывающий, из чего он сделан. Если маркировки нет, от греха подальше лучше купить продукт в стеклянной бутылке или банке.
14
СПРАВКА Значок PVC ( ПВХ – поливинилхлорид ) или цифра 3 в треугольнике на дне бутылки или другой пластиковой упаковки предупреждает о её ядовитости. Невредный пищевой пластик помечается буквами РЕ ( ПЭ ) – полиэтилен, РЕТ F ( ПЭТФ ) или РЕТ ( ПЕТ ) – полиэтилентерефталат, РР ( ПП ) – полипропилен, изображением вилки и стакана, цифрами 0,5 и 1. PS ( ПС ) означает полистирол, его код – цифра 6.
15
Консервные банки со сгущёнкой и тушенкой, казалось бы, могут храниться чуть ли не вечно. А сейчас стало модно наливать жидкости в металлические банки. Сегодня так много сплавов, что даже специалист не в состоянии понять, из чего сделана банка, нет ли в ней свинца или олова. Под действием агрессивной среды – кислых соков, пива, энергетических и алкогольных коктейлей – вредные металлы могут переходить в продукт. И чем дольше банка хранится, тем выше этот риск. Что касается мясных и рыбных консервов, то надо учитывать наличие в них токсина ботулинуса, смертельно опасного природного яда. В закрытой банке его количество минимально, но стоит её открыть, как в присутствии кислорода на металлической поверхности начинается лавинообразное увеличение этого токсина. Прежде чем есть, выложите консервы на тарелку, а остатки, которые не съели, – в стеклянную банку, закройте её и уберите в холодильник. Если вы оставите консервы в металлической банке и на следующий день будете из неё есть, у вас будут крупные неприятности, вплоть до того, что утром вы уже не проснётесь.
16
Борьба с микроорганизмами, насекомыми, грызунами Мероприятия по уничтожению микроорганизмов называются дезинфекцией, насекомых – дезинсекцией, грызунов – дератизацией. При дезинфекции производят полную или частичную обработку помещений. Оборудования или инвентаря. В качестве дезинфицирующих средств используют 0,2 – 0,5% осветленный раствор хлорной извести и 0,5 – 1% раствор хлорамина. Столы увлажняют дезинфицирующим раствором в течение 30 минут, а мелкие неметаллические предметы погружают на 30 минут в 0,5% осветленный раствор хлорной извести или 0,2% раствор хлорамина. Крупные металлические предметы промывают 2% содовым раствором с последующим прошпариванием кипятком. Перед дезинфекцией пищевые продукты убирают и тщательно укрывают. После окончания обработки помещение тщательно проветривают, а инвентарь, оборудование, полы и панели промывают горячей водой. Для получения 2% раствора 200 г хлорной извести растворяют в 10 л воды. Чтобы получить получить 0,2% раствор, нужно 1 л 2% раствора хлорной извести развести в 10 л воды. Для приготовления 0,5% раствора хлорамина растворяют 50 г порошка в 10 л воды.
17
Для борьбы с мухами должны выполняться следующие профилактические мероприятия : – тщательная уборка помещений ; – сбор пищевых отходов в емкости с плотно закрытыми крышками ; – своевременное удаление и вывоз пищевых отходов, после чего емкости чистят, моют, дезинфицируют ; – с наступлением теплого времени ( весной ) все открывающиеся окна и дверные проемы должны быть закрыты сетками ; – для истребления мух применяют липкую бумагу и специальные электроловушки. Специальные мероприятия по обработке мест возможного выплода мух должны проводиться специалистами отделов профилактической дезинфекции. В целях предупреждения появления тараканов необходимо заделывать щели в перегородках, стенах, шкафах и др. , не допускать скопления крошек, остатков пищи на столах, а также в ящиках и на полках. При обнаружении тараканов необходимо произвести тщательную уборку помещения и ошпаривание кипятком мест скопления насекомых. Для борьбы с тараканами применяют два эффективных способа : голод и холод. Чтобы не дать тараканам размножиться, не следует оставлять им ни крошки продуктов, ни капли воды. Особенно тараканы не переносят отсутствие воды, без которой они долго не живут. Если есть возможность проморозить дом или квартиру в течение суток, то тараканы уйдут или погибнут. Хорошим средством для борьбы с тараканами является смесь сверепережженой буры с гороховой или картофельной мукой в пропорции 1:1 или раствора борной кислоты, разлитой в мелкие тарелочки. Однако, как показывает опыт, лучше всего воспользоваться ловушками типа « Комбат » или « Райд ».
18
Для защиты от проникновения грызунов ( крыс, мышей ) щели в полу, отверстия в потолке вокруг технических вводов заделываются кирпичом, цементом или листовым железом ; вентиляционные отверстия и каналы должны быть закрыты металлическими сетками с ячейками не более 2,5×2,5 мм, а люки оборудуются плотными крышками или металлическими решетками. В случае появления грызунов применяются механические способы их уничтожения ( верши, капканы, мышеловки ). Уничтожение грызунов важно не только потому, что они наносят материальный ущерб, но и являются переносчиками ряда опасных инфекционных заболеваний – туляремии, желтухи, чумы.
«Письмо украинскому сверстнику». Петербургские школы получили методички уроков о событиях на Украине
Петербургские школы получили из Минобрнауки четкие рекомендации, как рассказывать ученикам о событиях на Украине. Формулировки уложены в четыре методички — в зависимости от возраста и характера беседы. В фокусе — агрессия НАТО и информационные войны.
«Урок истории 6–8 класс», «Урок истории 9–11 класс», «Сценарий урока 7–8 класс» и, наконец, «Беседа о важном для 9–11 классов» — так называются документы, подлинность которых «Фонтанке» подтвердили петербургские учителя, уже получившие их. При этом собеседники издания подчеркнули, что методички нужны не для навязывания детям какой-либо информации, а для «объяснения взвешенной государственной позиции».
Ранее в СМИ появились сообщения, что методички начали получать от местных администраций учителя школ Москвы и Московской области, а также Калужской, Сахалинской и Тульской областей. Тексты рекомендаций якобы должны лечь в основу уроков, запланированных на 1 марта.
«Отдельных уроков по этой теме проводить не планируется, — рассказала «Фонтанке» учитель обществознания одной из петербургских школ. — Но методички нужны, чтобы педагоги знали, как отвечать на вопросы учеников. Пока, по моим наблюдениям, такие вопросы задают только ученики 10–11-х классов».
При этом педагоги замечают, что ситуация на Украине становится темой для разговоров между детьми на переменах начиная с пятого-шестого класса.
Урок на тему «Моя страна» для 6–8-х классов начинается с работы с картой: по изложенному в методичке сценарию занятия детям предлагается показать на карте Россию, Украину, их столицы, обратить внимание на расположение Донецкой и Луганской областей. Затем идет обсуждение смысла поговорки «Единство народов — несокрушимая крепость», разбор слова «добрососедство». Школьникам предлагается подумать, почему соседи могут стать врагами. В качестве возможного варианта ответа предлагается цитата Владимира Путина: «Наш ответ на ложь — это правда. в истории нет и не может быть «невыгодных» или «неудобных» страниц». Важная часть урока — просмотр фрагмента видеообращения президента о признании независимости ЛНР и ДНР.
Уже в шестом классе детям предстоит узнать и обдумать термин «информационная война». В качестве возможных вариантов ответа на вопрос, что это, предлагается такой: »В основе этого мифотворчества не просто ошибки и искажения отдельных исторических фактов, а системно организованный механизм по перекодировке сознания, прежде всего молодежи».
Особое внимание на уроке уже в 7-м классе предлагается обратить на НАТО. Рассказать о том, когда и кого эта организация бомбила. Затем детей знакомят с историей возникновения и расширения НАТО, с текстом Минских соглашений, предлагают перечислить «достижения России последнего времени» (надежная банковская система, развитие производства и импортозамещения, космодром Восточный, Крымский мост и так далее). Также предлагается такой зачин для дискуссии учителя с классом: «Вспомните историю. Россия всегда выступала гарантией безопасности Украины и ее независимости. Можно ли описать действия нашей страны как помощь старшего младшему?»
Цель урока, рассчитанного на 9–11-й классы, такая же, как и в методичке для младших учеников: «. основываясь на достоверных фактах и документах, сформировать у учеников среднего звена школы адекватную позицию по вопросу проведения Вооруженными силами России специальной миротворческой операции по защите Донецкой и Луганской народных республик».
Видеообращение президента ученикам предлагается обсудить в парах и ответить на вопросы: «Какие аргументы глава нашего государства приводит в доказательство того, что на Украине в последние 30 лет наблюдается эскалация внутригражданского противостояния и возникают предпосылки к гражданской войне?» и «Какие из приведенных аргументов тронули вас больше всего? Как вы понимаете слова «антироссийский путь» Украины? В чем он может заключаться?». Следом перечислены возможные варианты ответов с опорой на тезисы из видеообращения президента.
Далее старшеклассникам предлагается практический блок: как распознать фейковые новости. В качестве примера для разбора предлагается фейковая новость о том, как «на украинском острове Змеиный, защищая его до последнего, все ребята-пограничники геройски погибли».
«Мы, Россия, всегда поддерживали и заботились об Украине — потому что мы является одним народом, и между нашими странами не может быть ненависти, — говорится в «Сценарии урока для 7–8 классов». — Но, к сожалению, в 2014 году на территории Украины произошел государственный переворот, антиконституционный и кровавый, в ходе которого погибло много ни в чём не повинных людей, к власти пришло проамериканское правительство, и фактически было установлено внешнее управление этим суверенным государством. Часть населения этой страны не приняла переворот. Это касалось людей, которые проживали тогда в Крыму, это касалось и тех, кто проживал и проживает сегодня в Донбассе».
«Вопрос: Это война с Украиной? Можно ли было обойтись без нее?
Ответ: Идёт не война с Украиной, а специальная миротворческая операция, цель которой — сдержать националистов, которые притесняют русскоговорящее население.
Её цель — защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима. И для этого мы будем стремиться к демилитаризации и денацификации Украины, а также преданию суду тех, кто совершил многочисленные кровавые преступления против мирных жителей, в том числе и граждан Российской Федерации».
Урок обществознания «Беседа о важном» рассчитан на 9–11-е классы, а также студентов колледжей и педагогических вузов.
При этом стоить отметить, что у разных стран в основу гимна ложатся самые разные стихотворения, написанные в те исторические времена, когда их слова были актуальны. И не всегда они находят отражение в современных гимнах. Так, у Украины куска про «москалей» сейчас все же нет.
Вот как в методичке объясняются причины происходящего на Украине сейчас: «Еще несколько лет назад стало ясно, что произойдет, если огромная, усиленная украинская армия — оболваненная, настроенная к России исключительно ненавистнически, — обрушится на нашу страну. Никакой другой цели, кроме затягивания времени и подготовки к будущей войне, со стороны Украины не просматривалось. Через три — максимум через четыре года Россия столкнулась бы не просто с войной, а с войной на истребление и порабощение и, как прямо недавно заявил Владимир Зеленский — с использованием ядерного оружия. А такие возможности у Украины с учетом ее союзников, безусловно, есть. То, что происходит на Украине сейчас, называется в международной практике принуждением к миру». В финале урока приводится цитата киногероя Данилы Багрова: «В чем сила, брат? Сила в правде».
Собеседники «Фонтанки» в педагогической среде подчеркивают, что ни они сами, ни руководство школ пока не планирует проводить занятия по этим «сценариям». «Методические материалы были разосланы учителям, чтобы они знали, как отвечать на возможные вопросы школьников, чтобы не сформировать у них ложных представлений о происходящих на Украине событиях», — подчеркивают те, кто получил методички.
Лена Ваганова, Венера Галеева,
Безопасность пищевых продуктов – это способ обработки, приготовления и хранения продуктов питания для предотвращения заболеваний, передающихся с пищей. Работники сферы общественного питания должны проходить обучение по безопасности пищевых продуктов чтобы защитить своих клиентов, сотрудников и компанию. Чтобы помочь вам с учебным материалом, мы составили список из 10 лучших курсов по безопасности пищевых продуктов, которые вы можете использовать для обучения своей команды.
Стандарты безопасности пищевых продуктов (США, Великобритания или АС)
Курс ” Стандарты безопасности пищевых продуктов (США, Великобритания или АС) ” от EdApp охватывает основные рекомендации по безопасности пищевых продуктов, такие как дезинфекция поверхностей, контактирующих с продуктами питания, для снижения риска заражения и приготовление мяса при правильной температуре. Несмотря на то, что некоторые правила одинаковы, они могут отличаться в разных регионах, поэтому в курсе основное внимание уделяется Управлению по контролю за продуктами и лекарствами Пищевой кодекс 2017 года. Этот кодекс применяется к индустрии гостеприимства, независимо от региона.
Для Великобритании курс охватывает руководящие принципы, установленные Агентством по пищевым стандартамуполномоченным правительством агентством, ответственным за Великобританию, Северную Ирландию и Уэльс.
Раздел курса AU охватывает Критические контрольные точки анализа рисков‘гибкий, систематический подход, рекомендованный для обеспечения безопасности пищевых продуктов.
Уникальные особенности курса:
- Уроки легко усваиваются (микроуроки).
- Фокус на трех регионах
Плюсы/минусы использования этого курса для обучения вашей команды:
- EdApp – это универсальнаясистема управления учебным контентом (LCMS), что означает, что все, что вам нужно, начиная с подготовки курса и заканчивая его внедрением, доступно в одном месте.
- После того, как ваша команда завершит изучение материала курса, можно пройти тест на понимание.
Почему вы должны учиться с его помощью:
Вы должны использовать этот курс для обучения вашей команды, потому что он является тщательным и редактируемый (вы можете выбрать, какие фрагменты дать вашей команде). Только несколько курсов по безопасности пищевых продуктов охватывают стандарты для США, Великобритании и АС.
Загрязнение пищевых продуктов
Курс EdApp ” Загрязнение пищевых продуктов ” обучает тому, что ваша команда должна знать о процедурах уборки кухни и безопасном обращении с продуктами питания. Ваши сотрудники узнают, что такое пищевое загрязнение и почему его следует избегать любой ценой. Учащиеся узнают о многочисленных видах загрязнения, таких как химическое, физическое, аллергенное и биологическое. Если вы хотите, чтобы ваши сотрудники узнали обо всем этом, то вам стоит пройти именно этот курс. Однако все мы знаем, что у взрослых людей короткий промежуток времени. Учитывая это, будет полезнее, если вы используете интересный курс для обучения на рабочем местеКомпания EdApp сделала этот курс очень интерактивным и увлекательным, так что здесь нет никаких проблем.
Уникальная особенность курса:
- Курс полностью редактируемый, поэтому его адаптация для вашей команды не будет проблемой.
- Один из немногих курсов, в котором рассматриваются аллергены в связи с загрязнением пищевых продуктов.
- Ваши сотрудники будут иметь круглосуточный доступ к материалам. Они также смогут учиться на любое устройство.
- Эти микроуроки легко усваиваются и идеально подходят для вашей команды, у которой может быть не так много свободного времени.
Почему вы должны учиться на нем:
Этот курс охватывает надлежащие процедуры уборки, которые должны знать сотрудники вашей кухни, если они хотят поддерживать безопасные условия для приготовления пищи.
Правильное хранение продуктов может показаться простым вопросом, но, как и в большинстве случаев, знание – ключ к успеху. Научите свою команду правильно хранить сырое мясо, птицу и морепродукты в холодильнике.
Опасности, связанные с безопасностью пищевых продуктов
Если вы ищете курс, который научит вашу команду всем различным типам факторов риска безопасности пищевых продуктов и пищевых опасностей, которые могут разрушить ваш бизнес, то курс EdApp “Опасности безопасности пищевых продуктов ” идеально подходит для включения в вашу программу обучения. Он проведет ваших сотрудников через факторы риска безопасности пищевых продуктов и четыре типа пищевых опасностей (аллергенные, физические, биологические и химические). EdApp обратился к лучшим источникам, включая правительственные агентства со всего мира, которые несут эту информацию, и убедился, что она актуальна, релевантна и точна.
- Курс поможет вашей команде понять риски, связанные с безопасностью пищевых продуктов, путем анализа статистических данных ВОЗ.
- В конце курса есть редактируемый тест, который можно использовать для проверки понимания материала сотрудниками.
Вам не нужно беспокоиться, если у вас есть многоязычная команда разбросанных по всему миру, поскольку материал может быть перевести на более чем 100 языков одним нажатием кнопки.
Ваши клиенты должны быть приоритетом №1, и этот курс позволит защитить их от пищевых опасностей, снабдив вашу команду необходимыми знаниями для выполнения своей работы.
Источники, использованные для составления курса, являются авторитетными и тщательно проверенными, что гарантирует соответствие всех материалов международным стандартам.
Руководство по организации питания
Руководство по работе с продуктами питания от EdApp освещает область пищевой промышленности, которая часто остается без внимания. –бегуны в пищевой промышленности. Не позволяйте жаргону сбить вас с толку, мы говорим об официантах или серверах. В дополнение к традиционному обучению серверов, этот курс рассказывает о том, как официанты должны безопасно транспортировать еду от кухни до клиента. В курсе также рассматривается вопрос о том, как представить клиентам чистый внешний вид, чтобы сохранить презентабельность. Этот курс может быть полностью отредактирован, чтобы показать, как чистота обеспечивает безопасность пищи. Например, рассказать о том, как подстригать ногти, чтобы избежать попадания загрязняющих веществ в пищу.
Курс помогает вашим сотрудникам понять, как чистота и презентабельность помогают клиентам получить лучшие впечатления, что означает возвращение бизнеса для компании.
- Одним из больших преимуществ использования этого курса является тот факт, что в нем есть примеры геймификации которые привлекут внимание ваших сотрудников.
- Еще одним преимуществом является возможность использовать Brain Boost, который использует интервальное повторение. Эта функция дает уроки на все более высоких уровнях, чтобы знания закреплялись в долгосрочной памяти.
Если вы хотите, чтобы ваша команда узнала о том, как правильно убирать со столов, о правилах поведения, гигиене и о том, как все это связано с безопасностью пищевых продуктов, вам стоит записать их на этот курс.
Онлайн-обучение по безопасности пищевых продуктов 3-го уровня
Лидеры должны руководить спереди. Как руководитель или менеджер в пищевом бизнесе, этот курс, аккредитованный CPD, предназначен для того, чтобы вы получили необходимую информацию для обучения своих сотрудников. Этот курс предназначен для руководителей, однако он может быть полезен всем сотрудникам кухни. Он предлагает самостоятельное обучение и рассчитан на 9-14 часов.
- Курс охватывает более 12 тем, которые приведут к созданию более безопасной пищевой среды.
- Курс может быть лицензирован Highfield eLearning.
- Если вы обучите свою команду с помощью этого курса, они смогут заниматься в своем собственном темпе на широком спектре устройств.
- Благодаря глубине охвата материала, курс может быть полезен любому члену вашей команды, а не только конкретным сотрудникам.
К сожалению, курс не бесплатный и может оказаться дорогостоящим в зависимости от размера вашей команды.
- Вы можете использовать этот курс, если хотите, чтобы ваша команда узнала о стандартах безопасности пищевых продуктов, таких как HACCP.
- Курс включает в себя викторины и оценки
- Привлекательные образы способствуют пониманию.
2018 Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов Введение
Если вы являетесь руководителем или хотите стать лидером в пищевой промышленности, вам стоит обратить внимание на этот курс. Цель этого курса – научить вас требованиям стандарта ISO 22000:2018. Обладая этими знаниями, вы сможете внедрять, постоянно совершенствовать и управлять системами безопасности пищевых продуктов в своей компании. К счастью для потенциальных студентов, для поступления на этот курс не требуется никаких предварительных знаний.
Уникальная особенность/особенности курса:
Обучение знаниям, необходимым для достижения соответствия ISO 22000:2018.
Плюсы/минусы использования данного курса для обучения вашей команды:
- Данный курс обучает принципам системы HACCP.
- Курс включает в себя модель PDCA и риск-ориентированное мышление в процессах системы менеджмента.
Против использования данного курса для обучения вашей команды:
Весь курс недоступен в Интернете
- Содержание курса включает материал, который научит подходу к безопасности пищевых продуктов на основе риск-ориентированного мышления.
- Вы научитесь понимать и ценить обязательства и ответственность руководства.
Сертифицированный профессионал – безопасность пищевых продуктов (CP-FS)
Этот курс предназначен для тех, кто хочет получить сертификат CP-FS. Обычно это люди, чья работа связана с безопасностью и защитой продуктов питания. Курс Certified Professional – Food Safety был разработан экспертами отрасли таким образом, чтобы научить вашу команду безопасности продуктов питания для розничной торговли. Это один из курсов, который может быть использован для подготовки кандидатов к сдаче экзамена на получение диплома CP-FS Национальной ассоциации гигиены окружающей среды.
Курс служит хорошим средством подготовки к важному экзамену по безопасности пищевых продуктов.
- 40 уроков курса проходят самостоятельно, поэтому вы можете заниматься в свободное время.
- В конце курса есть экзамен, состоящий из 50 вопросов с множественным выбором, которые проверят ваше понимание.
курс не является бесплатным
- Любой человек в сфере пищевой промышленности может использовать этот курс для изучения причин и профилактики заболеваний пищевого происхождения.
- Вы и ваша команда узнаете о борьбе с вредителями и о том, как проводить проверки плана объекта.
HACCP – управление опасностями на уровне розничной торговли
Этот курс HACCP представляет собой онлайновый самоучитель по системе HACCP и ее предпосылкам. Если ваша передовая команда в розничной торговле продуктами питания нуждается в обучении для выполнения требований HACCP, вы можете записать их на этот курс. Он будет полезен для передового персонала розничной торговли, персонала по контролю качества и обеспечению качества розничной торговли, персонала по безопасности пищевых продуктов, руководителей и сотрудников розничного производства.
- Этот курс охватывает предварительные условия HACCP, чего не делают многие другие.
- Еще один уникальный момент обучения – ведение документации.
Вся ваша команда может обучаться по этому курсу, поэтому вам, скорее всего, не понадобится использовать несколько материалов.
Против использования этого курса для обучения команды:
Курс очень длинный, состоит из 14 модулей, каждый из которых в среднем длится до 1,5 часов.
Вы должны обучить свою команду с помощью этого курса, если хотите, чтобы они были осведомлены об опасностях, связанных с безопасностью пищевых продуктов, принципах HACCP, о том, как проводить анализ опасностей и разрабатывать корректирующие действия.
Диплом по безопасности пищевых продуктов
Этот дипломный курс длится 15-20 часов и имеет аккредитацию CPD. Сотрудники, участвующие в этом курсе, узнают о надлежащей гигиене и профилактике вредителей как способах обеспечения безопасности продуктов питания. Также будут рассмотрены такие важные темы, как заболевания, передающиеся с пищей, закупка продуктов питания и несчастные случаи на предприятиях общественного питания. В настоящее время курс предлагает 10% скидку на сертификацию. Если вы являетесь начинающим менеджером по безопасности пищевых продуктов на пищевом предприятии, в ресторане или любом другом виде пищевого бизнеса, вы, несомненно, сможете извлечь пользу из этого курса.
- Один из немногих курсов, в котором рассматривается безопасность пищевых продуктов в части, касающейся качества льда, пара и воды.
- Другим уникальным учебным моментом этого курса является информация, предоставляемая для составления графика уборки.
Плюсы использования данного курса для обучения вашей команды:
- После окончания курса у вас будет возможность получить диплом Alison, который можно использовать для улучшения своего резюме.
- Доступны три варианта диплома (цифровой, в рамке, физический).
- Вам придется заплатить за получение сертификата, несмотря на то, что записаться и изучить курс можно бесплатно.
- Курс длительный и отнимает много времени у занятых профессионалов.
- После прохождения курса ваша команда будет понимать, как контролировать пищевые опасности и аллергены.
- Руководители поймут, как поддерживать эффективную систему управления инцидентами.
Внутренний аудитор систем менеджмента безопасности пищевых продуктов ISO 22000
Если вы ищете курс для подготовки внутренних аудиторов в области безопасности пищевых продуктов, то этот курс именно такой. Курс предоставляет учащимся инструменты, необходимые для проведения аудитов систем безопасности пищевых продуктов по ISO 22000 и последующего составления отчетов об эффективности этих систем в соответствии с ISO 19011. Он не такой короткий, как другие в этом списке, но для курса по аудиту он не слишком длинный. Для этого курса существует довольно много требований к знаниям, поэтому лучше проверить, каковы они, прежде чем зачислять свою команду.
Предназначен для профессионалов, занимающихся аудитом безопасности пищевых продуктов.
Плюсы использования этого курса для обучения вашей команды:
- Учащиеся, которые пройдут оценку курса в конце, получат сертификат.
- Курс объясняет вашим сотрудникам роль внутреннего аудитора.
- Курс не полностью доступен онлайн.
- Для прохождения курса требуется много предварительных знаний.
- Если вам нужен сертифицированный аудитор, который проводит аудит с целью постоянного совершенствования, вы можете записать на курс одного из сотрудников.
- Учащиеся изучат системы менеджмента безопасности пищевых продуктов на основе процессов.
Вам также может быть интересно:
- 10 лучших онлайн-курсов по гигиене питания
- Обучение безопасности пищевых продуктов в 2021 году
Шохалевич Ольга
Конспект НОД по ОБЖ «Полезные и вредные продукты»
Конспект НОД по ОБЖ по теме : «Полезные и вредные продукты»
Цель занятия: Способствовать формированию у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
— закрепить понятия «фрукты — овощи»; учить классифицировать продукты по этим признакам;
— познакомить с продуктами, необходимыми человеку каждый день;
— научить детей выбирать самые полезные продукты;
— дать представление о витаминах и их содержании в продуктах.
— помочь детям правильно ориентироваться в ассортименте продуктов растительного происхождения, сознательно выбирать более полезные, и по возможности включить их в ежедневный рацион;
— развивать логическое мышление, упражнять в классификации предметов;
— развивать связную речь детей, словарный объём детей;
— развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, аргументировать свое мнение;
— активизировать познавательную деятельность воспитанников, их интеллект, память, внимание, слух.
— формировать познавательный интерес к рациональному питанию, желание быть здоровым;
— воспитывать стремление к здоровому образу жизни, к занятиям спортом;
— воспитание позитивного отношения к ответам друг друга, содействовать деятельному общению детей;
— показать детям, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья;
— привести к пониманию, что питаться нужно правильно, чтобы быть здоровыми.
Методы и приемы:
— создание проблемной ситуации;
— объяснительно-иллюстрационный метод;
— игровой метод;
— совместная деятельность с детьми.
— беседы о здоровом питании;
— чтение художественной литературы, книги для детей «О здоровом питании», энциклопедии для любознательных «Все обо всем»,
— сюжетно-ролевые игры «Овощи и фрукты — полезные продукты»;
— рисование овощей, фруктов (нарисуем «Домики для витаминов»).
— расширить словарный запас детей: «витамины», «жиры», «белки», «углеводы».
Материалы и оборудование:
— 2 бумажные или матерчатые дорожки разные по цвету;
— игрушки Витаминка, Незнайка (театр бибабо);
— коробка с сюжетными картинками;
— 2 кастрюли;
— фрукты, овощи, продукты — иллюстрации.
— муляжи овощей, фруктов.
— сигнальные карточки: зеленые и красные;
— дидактическая игра «Вредно-полезно».
— иметь представление о содержании витаминов в продуктах, овощах и фруктах;
— уметь работать в группе, уметь делать выводы, понимать причинно-следственные связи;
— уметь высказывать свою точку зрения свое собственное мнение;
Виды детской деятельности:
— продуктивная.