безопасность при погодных условиях урок

Урок 21Опасные погодные условия

Погода — это основной фактор, от которого зависит безопасность человека в природных условиях. Некоторые погодные явления существенно осложняют пребывание человека в природной среде.

Собираясь в поход, необходимо узнать, как меняется погода в местах планируемого отдыха в различное время года.

Известно, что для любой местности и каждого вида туристического похода (пешего, горного, водного, лыжного) можно выделить наиболее благоприятные и неблагоприятные по условиям погоды сезоны. Так, для самодеятельных горных походов наиболее благоприятным сезоном почти во всех районах страны считается вторая половина лета (июль — август).

Для лыжного туризма в средней полосе предпочтительнее март, а в северных районах — март — апрель.

В природной среде человек чаще всего встречается с такими погодными явлениями, как атмосферные осадки (дождь, снег, град). В городе или селе они не причиняют больших неудобств, так как человек может укрыться в зданиях, общественном транспорте и др.

Другое дело в природной среде, где надо суметь обеспечить защиту от неблагоприятной погоды, используя снаряжение и естественные укрытия.

Опытные туристы советуют при кратковременных интенсивных осадках (сильный дождь) остановиться в первом же удобном месте и переждать непогоду в укрытии, под тентом или накидкой.

безопасность при погодных условиях урок

Продолжать движение в дождь и снег можно на технически несложном участке, по тропам, по равнинной местности, укрывшись накидкой. Сразу же после перехода под дождём (или в снег) необходимо организовать бивак, лучше всего в укрытии, где можно развести костёр, переодеться, высушить намокшую одежду и обувь.

Что делать во время грозы

Особенную осторожность нужно проявлять во время грозы. Это погодное явление связано с развитием кучево-дождевых облаков и скоплением в них больших электрических зарядов. Наибольшую опасность для человека представляет прямое попадание молнии.

Молния — это гигантский электрический разряд, возникающий между грозовыми облаками или между облаками и землёй. Опасны также токи, образующиеся в земле после ударов молнии о земную поверхность.

Предвестники грозы — мощные кучево-дождевые облака, многократные вспышки молний, раскаты грома. Непосредственно перед началом грозы обычно наступает затишье или ветер меняет направление, затем внезапно резко усиливается ветер (шквал) и начинается дождь.

При приближении грозы, до начала наступления дождя, следует постараться отыскать безопасное место, разбить бивак или сделать укрытие.

Если вы при приближении грозы находитесь на возвышенности (на хребте, холме, крутом склоне), необходимо как можно быстрее спуститься вниз, чтобы избежать попадания молнии.

Если вы находитесь в воде, необходимо быстро выйти на берег.

Если вы находитесь в лесу, лучше всего укрыться среди невысоких деревьев с густым подлеском.

Помните, что среди деревьев прямому попаданию молнии менее подвержены берёза и клён, наиболее — дуб и тополь.

На открытой местности следует выбирать песчаные или каменистые участки, можно спрятаться в сухой яме, канаве, овраге.

В горах нежелательно искать убежище от грозы в небольших гротах (неглубоких пещерах с широким входом), скальных ямах, впадинах, так как есть опасность поражения токами, образующимися в земле после ударов молнии.

Если всё же пришлось укрыться в пещере, гроте, большой впадине, нельзя находиться у входа или в дальнем углу такого места, безопасным является положение человека, когда расстояние между ним и стенками составляет не менее 1 м.

безопасность при погодных условиях урок

Выбрав место в укрытии, необходимо сесть, подтянув колени к груди и обхватив их руками. Недопустимо касаться головой, спиной или другими частями тела поверхности скал или грунта.

Для изоляции туловища и ног от земной поверхности можно использовать рюкзак и другие предметы снаряжения, завернув эти предметы в полиэтиленовую плёнку.

Во время грозы нельзя:

■ располагаться рядом с железнодорожным полотном, у водоёма, у высокого объекта (дерева);
■ прислоняться головой, спиной или другими частями тела к поверхности скал, стволов деревьев;
■ останавливаться на опушках леса и лесных полянах.

Что делать во время пурги

В зимнее время немалую опасность для человека, находящегося в природных условиях (лыжный поход), представляет пурга, метель. Пурга характеризуется сильным ветром со снегом. Она может продолжаться от нескольких часов до нескольких суток.

В пургу, при сильном ветре и холоде, у человека нарушается нормальное дыхание, теплозащитные свойства одежды снижаются, из-за плохой видимости он теряет ориентировку, может заблудиться, выбиться из сил и погибнуть.

Для того чтобы не попасть в пургу на маршруте, необходимо вовремя подготовиться к ней и знать признаки её приближения.

безопасность при погодных условиях урок

Пурга не наступает внезапно. Перед её началом происходит повышение температуры воздуха и постепенное увеличение скорости ветра. Предвестником пурги бывает появление растущей на горизонте тёмно-серой или чёрной тучи с меняющимися очертаниями. Постепенно усиливается и делается порывистым ветер, который поднимает снег и разгоняет позёмку. Туча застилает всё небо, и начинается пурга.

безопасность при погодных условиях урок

Лучше всего переждать пургу в лагере на биваке. Если группа при приближении пурги находится в движении на маршруте, необходимо немедленно остановиться, поставить лагерь и ждать, когда она закончится.

безопасность при погодных условиях урок

Если при приближении пурги есть возможность укрыться в лесу, необходимо двигаться, предварительно надев ветровки, пуховики, утеплённые рукавицы.

Первоочередная задача, стоящая перед группой туристов до или после наступления пурги, — устройство бивака. При постановке палатки следует найти хотя бы частичное укрытие от ветра. Палатку устанавливают входом с подветренной стороны, её растяжки закрепляют, воткнув их в снег лыжами или лыжными палками. После установки палатки заносят рюкзаки, которые укладывают у задней наветренной стенки и по углам палатки.

Во время разбивки бивака в пургу нельзя отходить от палатки. Турист, отошедший от палатки и потерявший из виду лагерь, должен вернуться назад по своим следам. Если следы замело, следует остановиться и принять все меры по самостоятельному устройству временного укрытия.

Признаки ухудшения погоды

Если днём ясно, а к вечеру облака сгущаются, то следует ожидать дождь или перемену погоды.

Волнистые (высококучевые) облака, напоминающие рябь или гребни волн, — верный признак наступления ненастной погоды уже через несколько часов.

Об ухудшении погоды могут свидетельствовать и другие признаки.

■ Температура воздуха в зимнее время несколько повышается, наступает потепление. Летом уменьшается разница между температурой воздуха днём и ночью, вечером теплее, чем днём. ■ Ветер усиливается, особенно к вечеру, нарушаются правильные суточные изменения местных ветров. ■ Увеличивается облачность, облака движутся в противоположную сторону или поперёк того направления, в котором дует ветер у земной поверхности. ■ Солнце садится в тучу, вечерняя заря ярко-красного цвета.

безопасность при погодных условиях урок

■ Для чего нужно знать прогноз погоды перед выходом на природу?
■ Как вы можете обеспечить свою защиту от атмосферных осадков в природных условиях?
■ Чем опасна гроза для человека, находящегося в природных условиях?

Перечислите меры предосторожности, которые следует принимать, чтобы защититься от пурги. Запишите их в дневник безопасности.

безопасность при погодных условиях урок

Используя материалы параграфа и сети Интернет, начертите таблицу в дневнике безопасности и заполните её.

безопасность при погодных условиях урок

безопасность при погодных условиях урок

Урок 12Погодные явления и безопасность человека

Погода — что под ней следует понимать?

Снежный занос и метель

Контрольные вопросы. Задания

Презентации к уроку

Конспект

Цели и задачи учебного занятия:

-Обучающая: расширить существующие знания учащихся об погодных условиях, научить безопасному поведению при грозе, гололеде, метели.

-Развивающая: развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать коллективно, применять полученные знания в повседневной жизни

-Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к своему здоровью при различных погодных условиях.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук или стационарный компьютер.

• Книга для учителя «Методические материалы и документы по курсу «Основы Безопасности Жизнедеятельности». • Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности». • Мультимедийная презентация «Погодные условия». • Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-х классов общеобразовательных школ под общей редакцией А. Смирнова. – М. : Просвещение, 2009.

I этап учебного занятия: организационный момент
ЦельЗадачиДлительность
Мотивация обучающихся на восприятие материалаПодготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока3 минуты. Деятельность учителяДеятельность учеников
Приветствие, опрос учащихся по пройденной ранее теме «Безопасное поведение в бытовых ситуациях». Назовите основные меры безопасности при пользовании различными электроприборами. Какие правила следует соблюдать в повседневной жизни, чтобы избежать травмПриветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя
II этап учебного занятия: определение темы и постановка цели урока
ЦельЗадачиДлительность
Определить тему урока. Поставить перед учащимися цель урокаСориентировать и настроить учащихся на работу в течение всего урока3 минуты. Деятельность учителяДеятельность учеников
Ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили о чрезвычайных ситуациях техногенного характера , сегодня мы с вами поговорим о иных ЧС , но какого характера – попытайтесь определить сами послушав этот отрывок из песни. Фрагмент песни «У природы нет плохой погоды»Как вы думаете, о ЧС какого характера мы будем с вами говорить?Правильно о ЧС природного характера, а именно сегодня с вами разберем тему “Погодные условия и безопасность человека в этих погодных условиях”Слайд1 – тема урокаСлушают учителя
III этап учебного занятия: изучение нового материала
ЦельЗадачиДлительность
формирование знаний учащихся об особенностях погодных условий, обеспечить усвоение знаний о правилах безопасного поведения во время грозы, гололеде, метели Научить предвидеть и объяснять причины опасностейВоспитать серьезное отношение к великому богатству каждого – жизни и здоровью27 минут
Деятельность учителяДеятельность учеников
Слова учителя: в песне пелось о погоде, как вы думаете. Что под ней следует понимать?Слайд 2 – погодаКакие основные показатели определяют состояние погоды?Слайд 3 – показатели погодыСлайд 4 – метеостанцииДля предсказания погоды на земле существуют наземные метеостанции. Во всем мире их около 20 тысяч. Они собирают данные о температуре воздуха, давлении, влажности, направлении и силе ветра. Эти данные обобщаются, и на их основе создается прогноз погоды, который вы слышите по радио и телевидению. Чтобы избежать неприятных последствий, в повседневной жизни необходимо руководствоваться показаниями синоптиковСлушают учителя. Дети пытаются ответить на поставленные вопросы
Кроме того, в природе бывают погодные явления, которые при определенных условиях опасны для здоровья человека. Сегодня мы поговорим о трех погодных явлениях это гроза, гололед, метельСлушают учителя
Слайд 5 – Гроза – бурное ненастье с дождем, громом и молниямиСлайд 6 – признаки приближения грозыСлайд 7 – чем опасна грозаСлушают учителя
Слайд 8 – Гололед-это слой плотного льда, который образуется на земной поверхности и на предметах при намерзании капель переохлажденного дождя и мороси обычно при температуре воздуха от 0 до-3Слушают учителя
Учащиеся делятся на 3 группы
Слова учителя: ребята, после прослушанной информации о погодных явлениях, я предлагаю каждой группе сформулировать правила безопасного поведения. 1-я группа – правила безопасного поведения при грозе2-я группа – правила безопасного поведения при гололеде3-я группа – правила безопасного поведения при метелиДети формулируют правила безопасного поведения. (После составления правил, заслушивается один ученик из группы. ) Сопоставляются со слайдами которые приготовил учительСлайд 10 – правила поведения при грозеСлайд 11 – правила поведения при гололедеСлайд 12 – правила поведения при метелиПравильноДети озвучивают правила безопасного поведения при грозе, гололеде, метели
IV этап учебного занятия: Этап закрепления и обобщения знаний
ЦельЗадачиДлительность
Закрепить полученные знанияЗакрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу5 минут
Деятельность учителяДеятельность учеников
Слова учителя: Ребята, ну а теперь давайте на практике отработаем наши сформулированные правила, каждой группе предлагается решить по одной ситуационной задаче и озвучить правильное решениеСлайд-13-текст ситуационных задач
V этап учебного занятия: заключительный. Подведение итогов
ЦельЗадачиДлительность
Подвести итог занятия, закрепить усвоенные знания, выставить оценки за ответы с местаПроанализировать, дать оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу на будущее, поставить задачи на следующий урок. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения2 минуты
Деятельность учителяДеятельность учеников
Слова учителя: Для безопасного поведения при различных погодных условиях, человек должен быть подготовлен к вероятным экстремальным ситуациям, уметь предвидеть и предотвратить их, знать источники и зоны повышенной опасности Знание и учет зон повышенной опасности позволяет прогнозировать развитие возможных экстремальных ситуаций, предусмотреть соответствующие правила поведения и обеспечения своей безопасности. Знание особенностей погодных условий, умение строить свое поведение в соответствии с обстоятельствами должны стать достоянием каждого из вас. Закончим урок Правилами, сформулированными Яцеком Палкевичем: предвидеть опасность, по возможности избегать ее и при необходимости – действовать. Слушают учителя
Ну, а теперь домашнее задание: (14 слайд)1. Найдите в художественной литературе описание грозы, метели, гололедаДети записывают домашнее задание в тетрадь и прощаются с учителем

Презентация к конспекту урока “Погодные явления и безопасность человека”

“Погодные явления и безопасность человека”

Следующая страница Презентации к уроку

Снежный занос и метель

Снежный занос — это природное явление, связанное с обильным выпадением снега при скорости ветра свыше 15 м/с (54 км/ч) и продолжительности снегопада более 12 ч.

Метель — это перенос снега ветром над землёй. Часто метель сопровождается снегопадом. В метели может участвовать как снег, отложенный на поверхности земли, так и снег, выпадающий из облаков, который ещё не коснулся поверхности.

Пурга — сильный ветер со снегопадом.

Снежные заносы и метели приводят к тому, что под снегом оказываются здания, останавливается движение на автомобильных и железных дорогах, нарушается нормальная жизнь населённых пунктов. Высота снежного заноса может достигать более 1 м. При метели возможно частичное разрушение зданий и крыш, а также обрыв воздушных линий электропередачи.

Безопасное поведение во время метели и пурги

✽ При получении сигнала о приближении метели плотно закройте окна и двери, чердачные люки. Уберите с балконов и подоконников вещи, чтобы их не унесло воздушным потоком. Позаботьтесь о средствах автономного освещения (фонарях, керосиновых лампах, свечах), так как электроэнергию могут отключить. Подготовьте лопаты для уборки снега.

✽ Во время пурги старайтесь не выходить из дома.

✽ После метели в условиях снежного заноса необходимо определить возможность выбраться из-под заносов самостоятельно. В этом случае полностью действуйте по плану родителей, помогайте им предпринять все меры для благополучного выхода из создавшегося положения.

✽ Если сильная пурга застала вас в дороге, зайдите в первый попавшийся дом и попроситесь остаться в нём до её окончания. В данном случае риск общения с незнакомыми людьми оправдан.

Следующая страница Контрольные вопросы. Задания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дмитриевская средняя общеобразовательная школа

Яковлевского района Белгородской области»

Подготовил: преподаватель-организатор ОБЖ

Колесников Г.

-Развивающая: развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать коллективно, применять полученные знания в повседневной жизни

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук или стационарный компьютер.

  • Книга для учителя «Методические материалы и документы по курсу «Основы Безопасности Жизнедеятельности».
  • Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности».
  • Мультимедийная презентация «Погодные условия».
  • Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-х классов общеобразовательных школ под общей редакцией А.Т.Смирнова. – М.: Просвещение, 2009.

Ход урока.

I этап учебного занятия: организационный момент Цель Задачи Длительность Мотивация обучающихся на восприятие материала Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока. 3 минуты. Деятельность учителя Деятельность учеников Приветствие, опрос учащихся по пройденной ранее теме «Безопасное поведение в бытовых ситуациях» 1. Назовите основные меры безопасности при пользовании различными электроприборами 2. Какие правила следует соблюдать в повседневной жизни, чтобы избежать травм. Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. II этап учебного занятия: определение темы и постановка цели урока Цель Задачи Длительность Определить тему урока. Поставить перед учащимися цель урока. Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение всего урока. 3 минуты. Деятельность учителя Деятельность учеников Ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили о чрезвычайных ситуациях техногенного характера , сегодня мы с вами поговорим о иных ЧС , но какого характера –попытайтесь определить сами послушав этот отрывок из песни Фрагмент песни «У природы нет плохой погоды»Как вы думаете, о ЧС какого характера мы будем с вами говорить??Правильно о ЧС природного характера, а именно сегодня с вами разберем Погодные условия и безопасность человека в этих погодных условияхСлайд1 – тема урока Слушают учителя. III этап учебного занятия: изучение нового материала Цель Задачи Длительность формирование знаний учащихся об особенностях погодных условий, обеспечить усвоение знаний о правилах безопасного поведения во время грозы, гололеде, метели Научить предвидеть и объяснять причины опасностей. Воспитать серьезное отношение к великому богатству каждого – жизни и здоровью. 27 минут. Деятельность учителя Деятельность учеников Слова учителя: в песне пелось о погоде, как вы думаете Что под ней следует понимать? Слайд 2 – погода Какие основные показатели определяют состояние погоды? Слайд 3 – показатели погоды Слайд 4 – метеостанции Для предсказания погоды на земле существуют наземные метеостанции. Во всем мире их около 20 тысяч. Они собирают данные о температуре воздуха, давлении, влажности, направлении и силе ветра. Эти данные обобщаются, и на их основе создается прогноз погоды, который вы слышите по радио и телевидению. Чтобы избежать неприятных последствий, в повседневной жизни необходимо руководствоваться показаниями синоптиков. Слушают учителя. Дети пытаются ответить на поставленные вопросы. Кроме того, в природе бывают погодные явления, которые при определенных условиях опасны для здоровья человека. Сегодня мы поговорим о трех погодных явлениях это гроза, гололед, метель Слушают учителя. Слайд 5 – Гроза – бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Слайд 6 – признаки приближения грозыСлайд 7 – чем опасна гроза Дети слушают учителя. Слайд 8 – Гололед-это слой плотного льда, который образуется на земной поверхности и на предметах при намерзании капель переохлажденного дождя и мороси обычно при температуре воздуха от 0 до-3 Дети слушают учителя Слайд 9 – Снежный занос – это природное, связанное с обильным выпадением снега при скорости ветра 15м/с. Метель-это перенос снега со снегопадом Дети пытаются сформулировать ответ на поставленный вопрос учителя. Учащиеся делятся на 3 группы Слова учителя: ребята, после прослушанной информации о погодных явлениях, я предлагаю каждой группе сформулировать правила безопасного поведения. 1-я группа – правила безопасного поведения при грозе 2-я группа – правила безопасного поведения при гололеде 3-я группа – правила безопасного поведения при метели Дети пытаются сформулировать правила безопасного поведения. (После составления правил, заслушивается один ученик из группы. ) Сопоставляются со слайдами которые приготовил учитель Слайд 10 – правила поведения при грозе Слайд 11 – правила поведения при гололеде Слайд 12 – правила поведения при метелиПравильно. Дети озвучивают правила безопасного поведения при грозе, гололеде, метели. IV этап учебного занятия: Этап закрепления и обобщения знаний Цель Задачи Длительность Закрепить полученные знания Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. 5 минут Деятельность учителя Слова учителя: Ребята, ну а теперь давайте на практике отработаем наши сформулированные правила, каждой группе предлагается решить по одной ситуационной задаче и озвучить правильное решение Слайд-13-текст ситуационных задач Дети решают ситуационные задачи, в группах, озвучивают их решения. V этап учебного занятия: заключительный. подведение итогов Цель Задачи Длительность Подвести итог занятия, закрепить усвоенные знания, выставить оценки за ответы с места. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу на будущее, поставить задачи на следующий урок. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. 2 минуты. Деятельность учителя Деятельность учеников Слова учителя: Для безопасного поведения при различных погодных условиях, человек должен быть подготовлен к вероятным экстремальным ситуациям, уметь предвидеть и предотвратить их, знать источники и зоны повышенной опасности Знание и учет зон повышенной опасности позволяет прогнозировать развитие возможных экстремальных ситуаций, предусмотреть соответствующие правила поведения и обеспечения своей безопасности. Знание особенностей погодных условий, умение строить свое поведение в соответствии с обстоятельствами должны стать достоянием каждого из вас. Закончим урок Правилами, сформулированными Яцеком Палкевичем: предвидеть опасность, по возможности избегать ее и при необходимости – действовать. Слушают учителя. Ну, а теперь домашнее задание: (14 слайд)Найдите в художественной литературе описание грозы, метели, гололеда. Дети записывают домашнее задание в тетрадь и прощаются с учителем.

Тема: Погодные явления и безопасность человека.

Форма урока: комбинированный урок.

Цели урока: Образовательные – научить учащихся действиям в экстремальных погодных  ситуациях

Развивающие – развитие памяти, преодоление трудностей, умение оценивать степень риска при опасных ситуациях природного характера, повышение стимула к изучению способов обеспечения безопасности.

Воспитательные – развитие познавательного интереса, осознание проблемы опасности при экстремальных природных явлениях, развитие внимания, содействие формированию понимания и оценки опасностей, расширения кругозора учащихся.

Образовательные – рассмотреть разновидности опасных ситуаций природного характера, выработать понимание алгоритма действий при возникновении опасных ситуаций.

Воспитывающие – воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье: свое и окружающих; уметь работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.

Развивающие – совершенствование умений школьников по оказанию само – и взаимопомощи.

– Как Вы меня слышите? (Хорошо, плохо).

– Кого нет в классе? (Ответы учащихся).

– Проверить присутствующих по классному журналу

Проверка домашнего задания.

Какие правила помогают избежать опасности в бытовых условиях?

III Изучение нового материала.

План урока.

Погода и погодные явления, опасные для человека.

Правила безопасного поведения во время грозы.

Правила безопасного поведения во время метели.

Правила безопасного передвижения по улице в гололед.

У всех нас есть любимая погода и не очень. Кому то нравиться солнечная, а кому то пасмурная погода

-Как вы думаете, от чего зависит изменение погоды?

Нашу Землю окружает воздушная оболочка.

– Как она называется? Атмосфера. Изменения воздушной оболочки определяют погоду, потому что она подвижна, непостоянна и изменчива.

– А что же такое погода?

Погода – это состояние атмосферы в определенном месте и в определенное время. ( записываем определение в тетрадь).

– Какие основные показатели определяют состояние погоды?

облачность и осадки.

(записать в тетрадь)

– Как называются люди, которые предсказывают погоду?

– Как вы думаете, как синоптики узнают о погоде.

-С помощью метеостанций (их на земле около 20000)

– В природе бывают погодные явления, которые при определенных условиях опасны для здоровья человека.

– Какие опасные явления могут встречаться?

(облачность, дождь, гроза, гололед, метель ).

Работа с карточками.

Опасные погодные явления Предвестники опасного погодного явления гроза гололед метель

Что такое гроза?

Гроза – это бурное ненастье с дождем громом и молниями.

Чем опасна гроза?

-молниевым разрядом.

-сильным ветром.

-сильным ливнем с градом.

Смотрим картинку. (диск ОБЖ 5-11 кл)

О какой опасности идет речь? (гололед)

Есть два вида опасности: гололед и гололедица. Мы с вами посмотрим чем они отличаются.

Работа с учебником

Откройте учебник на странице 77, прочитайте и сравните, что у них общего и какие отличия.

Чем для человека опасны гололед и гололедица? (получением травм)

Зимой очень часто случаются снежные заносы и метели

Что такое метель: это перенос снега ветром в приземном слое воздуха.

Снежный занос – это природное явление, связанное с обильным выпадением снега при скорости ветра  больше15 м/с и продолжительности снегопада более 12 часов.

– под снегом оказываются здания,

-останавливается движение транспорта,

– нарушается нормальная жизнь населенных пунктов,

– обрыв линий электропроводов.

Закрепление пройденного материала

– Сейчас мы проверим, как вы запомнили материал, я вам дам правила а вы найдете ошибки.

Верно ли это ? Если верно то ставь +, если нет то –

Погоду предсказывают дикторы на телевидении.

Когда холодно и идет снег нужно надеть летний костюм.

Когда жарко нужно надеть легкую одежду.

В дождь нужно надевать одежду, защищающую от дождя.

Гроза – это солнце и ветер.

Гроза опасна молнией, ветром, ливнем с градом.

Гололедица – это тонкий слой льда, который образуется на земной поверхности после оттепели или дождя в результате похолодания.

В гололед нужно наклеить лейкопластырь на сухую подошву и каблук.

Метель – это перенос снега ветром в приземленном слое воздуха.

Во время пурги нужно идти гулять

10-11 правильных ответов – 5 баллов

8-9 – 4 балла

6-7 – 3 балла

Просмотр содержимого документа

«Конспект урока по ОБЖ для учащихся 5 класса»

План – конспект внеурочного занятия по ФГОС.

Воспитатель: 3 класса МБОУ «Гимназия №8», Медведева Татьяна Сергеевна

Тема учебного занятия: «Безопасность в любую погоду»

Место урока в теме: 8 занятие в программе внеурочной деятельности «Здоровым быть – здорово!»

Тип урока: открытие новых знаний

Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Развивающая цель: формирование знаний, умений и навыков сохранения здоровья и безопасности в любую погоду, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Воспитательная цель: воспитать у обучающихся сознательное отношение к здоровому образу жизни и мерам безопасности.

  • создать условия для выявления правил поведения при любой погоде: в жару, в холод, во время дождя, при грозе;
  • обеспечить изучение оказания первой помощи при перенагревании, тепловом ударе, при солнечном ожоге и обморожении, если вы попали под дождь;
  • научить применять полученные знания на практике
  • развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;
  • воспитывать в детях стремление быть здоровыми, вести здоровый образ жизни.
  • сознательное отношение личности к своему здоровью и здоровому образу жизни;
  • наличие у обучающихся основ теоретических знаний о правилах поведения в любую погоду и практических умений по оказанию первой помощи.

Личностные действия: развитие познавательных интересов; осознание причастности к успеху в учебной деятельности.

Регулятивные действия: оценивание и корректировка результата деятельности обучающихся других групп; планирование деятельности, постановка цели, предполагаемый результат; оценка и самооценка (в группе) правильности выбора информации; оценка – осознание того, что усвоено, качество и уровень усвоения знаний, сравнение предполагаемого результата и полученного.

Познавательные действия: умение создавать устное высказывание; выделение и формулирование познавательной цели; построение речевого высказывания; поиск и выделение информации в тексте, классификация, синтез.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, умение отстаивать свое мнение, слышать и слушать других; управление поведением партнера, умение договариваться, решать учебные проблемы; постановка вопросов, управление поведением партнера, сотрудничество в группах, умение вступать в диалог;

Оборудование и атрибуты к занятию: презентация, фонограмма «Песня Львёнка и Черепахи», фонограмма «Времена года», кружки: красный, жёлтый , зелёный, салфетки, вазелин, горчица, наборы одежды, бумажные модели детей.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Оекская средняя общеобразовательная школа»

Технологическая карта урока ОБЖ с использованием ЦОР

«Погодные условия и безопасность человека».

Тема: Погодные условия и безопасность человека.

Заместитель директора по ОБЖ. Учитель ОБЖ Щипец Любовь Алексеевна

«Погодные условия и безопасность человека», 6 класс

Продолжение учебного занятия: 40 мин.

-Обучающая: расширить существующие знания учащихся об погодных условиях, научить безопасному поведению при грозе, гололеде, метели.

-Развивающая: развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать коллективно,  применять полученные  знания. в повседневной жизни

-Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к своему здоровью при различных погодных условиях.

Оборудование:  мультимедийный проектор, ноутбук или стационарный компьютер.

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6-х классов общеобразовательных школ под общей редакцией А. Смирнова. – М. : Просвещение, 2009.

Деятельность учеников Приветствие, опрос учащихся по пройденной ранее теме  «Автономное существование человека в природе» 1. Что следует понимать под автономным существованием человека в природе. Какие личные качества необходимы для успешного выживания человека в природной среде. Назовите последовательность действий человека, попавшего в условия вынужденной автономии в природной среде. Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Индивидуальные карточки- тесты

Ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили об активном отдыхе на природе и безопасности в различных ситуациях аварийного характера, сегодня мы с вами поговорим о иных ЧС , но какого характера –попытайтесь определить сами послушав этот отрывок из песни

Фрагмент песни «У природы нет плохой погоды»

Как вы думаете о ЧС  какого характера мы будем с вами говорить??

Правильно о ЧС природного характера, а именно сегодня с вами разберем  Погодные условия и безопасность человека в этих погодных условиях

формирование знаний учащихся об  особенностях погодных условий, обеспечить усвоение знаний о правилах безопасного поведения во время грозы, гололеде и метели

Слова учителя: в песне пелось о погоде, как вы думаете

Слайд 3-показатели погоды

Слайд 5-Гроза-бурное ненастье с дождем, громом и молниями.

Слайд6-признаки приближения грозы

Слайд-7-чем опасна гроза

Слайд-8 Гололед-это слой плотного льда, который образуется на земной поверхности и на предметах при намерзании капель переохлажденного дождя и мороси обычно при температуре воздуха от 0 до-3

Слайд-9 Снежный занос-это природное , связанное с обильным выпадением снега при скорости ветра 15м/с

Слова учителя: ребята, после прослушанной информации о погодных явления, я предлагаю каждой группе  сформулировать правила безопасного поведения.

1-я группа –правила безопасного поведения при грозе

2-я группа правила безопасного поведения при гололеде

3-я группа- правила безопасного поведения при метели

Дети  пытаются сформулировать правила безопасного поведения.

(После  составления правил, заслушивается один ученик из группы. ) Сопоставляются со слайдами которые приготовил учитель

Слайд-5,6,7,9,10,-правила поведения при грозе

Слайд- 8-правила поведения при гололеде

Слайд-11,–правила поведения при метели

Слова учителя: Ребята, ну а теперь я дам карточки-тесты, что бы отработали наши сформулированные правила, а остальным предлагается решить ситуационную задачу и озвучить правильное решение

Слайд-25-текст ситуационных задач

Слова учителя: Для безопасного поведения при различных погодных условиях, человек должен быть подготовлен к вероятным экстремальным ситуациям, уметь предвидеть и предотвратить их, знать источники и зоны повышенной опасности Знание и учет зон повышенной опасности позволяет прогнозировать развитие возможных экстремальных ситуаций, предусмотреть соответствующие правила поведения и обеспечения своей безопасности. Знание особенностей погодных условий, умение строить свое поведение в соответствии с обстоятельствами должны стать достоянием каждого из вас. Закончим урок Правилами, сформулированными Яцеком Палкевичем: предвидеть опасность, по возможности избегать ее и при необходимости – действовать. Слайд 28

Ну, а теперь домашнее задание: (27слайд)

Как вы думаете о ЧС какого характера мы будем с вами говорить??

Слайд-8 Гололед-это слой плотного льда, который образуется на земной поверхности и на предметах при намерзании капель переохлажденного дождя и мороси обычно при температуре воздуха от 0 до-3

Слайд-9 Снежный занос-это природное , связанное с обильным выпадением снега при скорости ветра 15м/с

Слова учителя: ребята, после прослушанной информации о погодных явления, я предлагаю каждой группе сформулировать правила безопасного поведения.

Слайд-10-правила поведения при грозе

Слайд-11-правила поведения при гололеде

Слайд-12 –правила поведения при метели

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *