Научи себя беречь урок безопасности

Разработка урока « ВИЧ – инфекция и СПИД » план-конспект урока по биологии (10 класс)

На данный момент просвещение молодежи по вопросам СПИДа – лучший способ предотвращения этой болезни. На сегодняшний день – это самое лучшее из имеющихся «средств» профилактики СПИДа.

Урок предназначен для учащихся десятых классов, как обобщение темы «Цитология», но разработка может быть использована во время проведения внеклассных мероприятий: классных часов, конференций во время тематических недель и т.

ВложениеРазмер razrabotka_uroka. doc 60. 5 КБ

Предварительный просмотр

Разработка урока « ВИЧ – инфекция и СПИД »

Выполнила : Дорошина Ирина Икаровна,

Красносельского района СПб

Цель: выявить степень информированности учащихся 10 классов гимназии о проблемах СПИДа.

Задачи: – доказать важность распространения информации о СПИДе среди учащихся

– познакомить учащихся с определениями ВИЧ и СПИД, историей открытия, симптомами и путями передачи вируса

– проконтролировать знания учащихся через анкетирование

– сформировать представление о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности

Оборудование: плакат « животная клетка», из презентации « СПИД» и диска

материал достаточно объемный, урок следует начать с изучения нового материала.

Изучение нового материала

Введение ( рассказ учителя ). Наше здоровье – важнейшая жизненная ценность не только для личности, но и для общества. Здоровье следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все, что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части целого. Каждую составную часть необходимо рассматривать в контексте понятия « здоровье в целом ». Аспекты здоровья: физический, эмоциональный, интеллектуальный, социальный, личностный и духовный.

Характеристика аспектов здоровья ( заранее подготовленные рассказы учащихся ).

Физический аспект. Под этим аспектом здоровья понимается то, как функционирует наш организм, здоровье всех его систем. Нам важно знать, как наш организм должен функционировать, чтобы мы могли определить здоровы мы или с нами что-то неладно.

Интеллектуальный аспект. Под этим аспектом понимается то, как мы получаем информацию, знание того, где можно получить нужную информацию и как пользоваться уже полученной информацией. Необходимо умение извлекать знания из самых разнообразных источников и пользоваться ими с тем, чтобы принимать решения, касающиеся своего организма.

Эмоциональный аспект здоровья означает понимание своих чувств и умение выражать их. Знание своего отношения к самому себе и окружающим людям помогает выражать свои чувства в форме, понятной для других. Необходимо уверенное владение целым рядом эмоций и знание того, какие из них допустимы, а какие нет.

Социальный аспект здоровья подразумевает осознание себя в качестве личности мужского или женского пола и взаимодействие с окружающими. Необходимо понимать, что действительно важно для нас в отношениях с друзьями, родными, приятелями, приятельницами и другими людьми, с которыми нам приходится общаться. Необходимо развивать в себе навыки, которые помогли бы в общении со всеми этими людьми.

Личностный аспект здоровья означает то, как мы осознаем себя в качестве личности, как развивается наше «я», чего мы стремимся достичь, и что каждый понимает под успехом. Каждый человек самореализуется по своему, и способ самореализации зависит от того, что мы ценим и чего хотим добиться на благо себе и общества. Мы сами определяем для себя то, что приносит чувство наибольшего удовлетворения.

Духовный аспект здоровья отражает суть нашего бытия ( то, что действительно важно для нас, то что мы более всего ценим ). Это центр нашей жизни, обеспечивающий целостность нашей личности, позволяющий нам понять остальные пять аспектов здоровья и составить свое отношение к ним.

В целом важен каждый из аспектов здоровья. Каждый влияет на все остальные. Если человек сделал что-либо с одной из частей своего здоровья, это отразится на других частях. Любое решение, принятое человеком относительно своего физического здоровья скажется на остальных аспектах его здоровья.

На предыдущей теме рассматривались вирусы, их строение и значение.

Почему вирусы называют внутриклеточными паразитами?

Какое строение у вирусов?

Какие вирусные болезни растений, животных и человека вам известны?

сегодня речь пойдет об одном из них – вирусе иммунодефицита человека – ВИЧ.

ВИЧ относится к ретровирусам. Их генетический материал – РНК. Но когда вирус проникает в клетку хозяина, на этой РНК начинается синтез ДНК, то есть процесс, обратный обычной транскрипции. Отсюда и название – « ретро » – назад, обратно. В ДНК

форме вирус включается в генетический аппарат клетки – хозяина, и в этом его главная опасность. В этой форме вирус может быть «спящим», латентным, он размножается вместе с клеткой хозяина, ничем себя проявляя, чтобы через несколько клеточных поколений проявить себя бурным размножением.

Иногда вирус, включаясь в геном хозяина, превращает клетку в злокачественную. Так могут возникать саркомы, опухоли молочной железы, лейкозы.

Аббревиатура СПИД расшифровывается как синдром приобретённого иммунодефицита. Это значит, что СПИД – заболевание, которое человек может приобрести. Это заболевание передается ВИЧ. Болезнь действует на иммунную систему, которая защищает организм от различных инфекций и болезней. Вирус ослабляет иммунную систему до такой степени, что организм становится неспособным противостоять болезням, так называемым сопутствующим инфекциям (болезням, которые могут появиться как результат того, что ослабленная иммунная система предоставляет возможность для развития в организме патогенной микрофлоры, вызывающей заболевания). Это называется синдромом; то есть накоплением болезней и инфекций. Люди, больные СПИДом, чаще умирают именно по этой причине.

Быть инфицированным ВИЧ – это не то же самое, что болеть СПИДом. Человек может быть инфицирован этим вирусом от десяти до двенадцати лет, прежде чем действительно заболеет СПИДом. Однако уже с момента получения вируса этот человек может передать его другим людям, даже не будучи больным.

Каковы симптомы СПИДа?

– увеличение лимфатических узлов

– сухой не проходящий кашель

– частые случаи поноса

– обильное потоотделение по ночам

– быстрые и незапланированные потери веса

– непрекращающиеся инфекционные заболевания

– багровые бугорки на коже, которые несколько напоминают клубнику или грибы

– резкая потеря чувствительности в руках и ногах

– потеря координации движений

– нарушение умственной деятельности.

Как передается вирус, вызывающий СПИД (ВИЧ)?

В июне 1981 г. американских врачей насторожил непонятный факт. В Лос – Анжелесе сразу пять молодых мужчин заболели редкой формой пневмонии, вызываемой простейшими условно – патогенными возбудителями, не опасными для здорового человека. Болезнь они вызывают лишь в том случае, когда у людей ослаблена иммунная система, защищающая нас от бактерий и вирусов и ликвидирующая в организме клетки, получившие способность к злокачественному росту.

Резко возросла в США также заболеваемость одной из форм рака – саркомой Капоши.

Возникло подозрение, что и пневмония, и саркома – лишь побочные следствия болезни, разрушающей иммунную систему человека. Впервые она была обнаружена у гомосексуалистов. Высказывались предположения, что СПИД передаётся при ненормальных половых отношениях. Однако действительность оказалось хуже.

СПИД передаётся при:

– любых половых контактах

– при переливании крови от донора и через не простерилизованный шприц

– мать – носительница этого возбудителя – заражает им ребенка при родах и через молоко.

Человек не может получить ВИЧ:

-при укусах насекомых

-пользуясь общественным туалетом

– через воду в фонтанчике для питья

– при контакте с потными или слезными выделениями инфицированных людей

– кусая один и тот же бутерброд, пользуясь одним и тем же стаканом или полотенцем с инфицированным (если на этих предметах нет следов свежей крови)

– при кашле или чихании зараженного в сторону здорового

– купаясь вместе с больным человеком.

Как же обстоят дела со СПИДом сегодня?

С момента выявления в 1982 году в США заболевания количество выявленных случаев возрастало ежегодно в два раза. Значительное количество случаев было отмечено среди представителей африканской расы.

В 80-е годы наряду с увеличением числа зараженных отмечалось распространение

ВИЧ-инфекции на ранее свободных от неё территориях (Европа, Австралия, Азия), что позволяет рассматривать ситуацию как пандемию.

С 1988 года Африка занимает первое место по количеству ВИЧ инфицированных людей. Уже сегодня в ЮАР болен каждый восьмой житель страны, в Ботсване – каждый третий.

В странах Экваториальной Африки ВИЧ- инфекцией заражены около 22,5 млн. человек.

В Южную и Юго-Восточную Азию СПИД пришел на пять лет позже. СПИД – главная причина гибели жителей Азии в возрасте от 15 до 45 лет. Сейчас инфицированы уже пять миллионов граждан этого региона.

Распространение ВИЧ в Латинской Америке началось в конце 70-х. С того момента умерло 520 тыс. человек.

Страны Северной Америки уже прошли пик новых случаев в середине 80-х годов. ДО настоящего времени СПИД остаётся основной причиной смерти молодых женщин и мужчин до 40 лет, а так же детей в возрасте от года до пяти лет.

В странах Южной Европы СПИД поражает в основном колющихся наркоманов. Совместное пользование иглой способствовали распространению СПИДа во Франции, Ирландии, Швейцарии.

Первый больной СПИДом в России был выявлен в 1987 году. Это был москвич, который долгое время работал в Африке переводчиком. Оттуда он привёз вирус в нашу страну.

Далее большая часть заражений приходилось на регионы, не подготовленные к эпидемии: Калининград, Краснодарский край, Ростовская область, Тверская область, Нижний Новгород, Саратов. Основную часть новых пациентов составили наркоманы в возрасте 20 – 30 лет, вводившие себе наркотики внутривенно.

По данным ООН Россия относится к странам с самыми высокими темпами распространения ВИЧ-инфекции.

В наш город СПИД пришел в 1987 году. Средний возраст инфицированных составляет 27 лет. ВИЧ выявляет даже у 14-16 летних подростков.

В настоящее время интенсивные поиски учёных и врачей направлены на разработку и поиск новых лечебных и профилактических препаратов, которые помогут в борьбе с этой страшной и смертельной болезнью. Эффективной вакцины против СПИДа не существует, проводятся испытания генноинженерных вакцин. Однако лечение – это уже второй этап борьбы. На первом плане должны стоять профилактические мероприятия, которые заключаются в следующем:

Широкая пропаганда среди населения вопросов, связанных с заражением ВИЧ.

Строгий контроль за донорской кровью.

Борьба с наркоманией, проституцией, беспорядочными половыми связями, гомосексуализмом.

Учащиеся отвечают на вопросы анкеты «Что вы знаете о СПИД»

Верно (В) – Неверно (Н)

Письменно ответить на вопрос:

Что бы вы почувствовали (подумали), узнав, что один из ваших друзей инфицирован вирусом, вызывающим СПИД ( ВИЧ )? Как вы думаете, отразилось бы это на вашей дружбе с ним? Обоснуйте свой ответ.

В будущем, проводя урок по СПИД, следует обратить особое внимание на вопросы:

– об отличии в понятиях «СПИД» и «ВИЧ»

– акцентировать внимание на то, что ВИЧ не может передаваться через пот, слюну, мочу, слёзы, кал, а передаётся только через кровь, сперму, влагалищные секреции

– обратить внимание на то, что здоровье человека состоит не только из физического аспекта, но и из интеллектуального, эмоционального, личностного, духовного и социального.

Методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОБЖ 11 классТема урока: “ВИЧ-инфекция и СПИД: без мифов и иллюзий”. Цель: познакомить учащихся с заболеванием СПИДом и мерами его профилактики. Задачи:Сформировать у учащихся пред.

ОБЖ_11класс_14_ВИЧ-инфекция и СПИД

Учебный материал по курсу ОБЖ для 11 классов старшей школы.

«Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе» Учитель ОБЖ, МОУ ИРМО «Усть-Кудинская СОШ» – Маркина Римма Фарисовна, I квалификационная категория.

Обучающая цель: ознакомить с информацией о ВИЧ/СПИДе, повысить мотивацию на безопасное поведение. формирование у учащихся новых понятий ВИЧ-инфекция, СПИД и способов действия,.

Презентация для бесед с учащимися.

План конспект урока по ОБЖ «Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе»

ознакомить с информацией о ВИЧ/СПИДе, повысить мотивацию на безопасное поведение. формирование у учащихся новых понятий ВИЧ-инфекция, СПИД и способов действия, системы научных.

ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И СПИДА.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И СПИДА.

Информационная безопасность

Научи себя беречь урок безопасности

«Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи» говорили древние. Все мы живем в современном и сложном мире, где, к сожалению, существует много опасностей, которые подстерегают нас на жизненном пути. Для того, чтобы обезопасить себя в той или иной сложной ситуации или вообще ее избежать необходимо знать: какие бывают чрезвычайные ситуации и как себя вести, если случилась беда.

Контакты служб психологической помощи

Телефоны и реквизиты УправленияУправление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области

(Управление Роскомнадзора по Курской области)

Красная площадь, д. 8, г. Курск, 305000

Руководитель Управления – Анпилогов Андрей Викторович 34-94-93

Приемная, старший специалист 1 разрядаМариян Марина Ивановна34-94-93

Начальник отдела организационной, финансовой, правовой работы и кадров – главный бухгалтерАрхипенко Наталья Николаевна34-94-92

Начальник отдела контроля и надзора в сфере связиПаньков Павел Николаевич34-94-96

Начальник отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникацийБурка Сергей Владимирович34-94-98

Отдел по защите прав субъектов персональных данных 34-94-99

Материалы для родителей и обучающихся

ЕДИНЫЙ УРОК БЕЗОПАСНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТВ Российских школах проходит Единый урок по безопасности в Интернет

Инициатором проведения Единого урока выступила спикер Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В. Матвиенко.

Единый урок проходит при активной поддержке Минобрнауки РФ, Минкомсвязи РФ, Института развития Интернета, федеральных и региональных органов власти, а также представителей интернет-отрасли и общественных организаций.

Единый урок представляет собой цикл мероприятий для школьников, направленных на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности, а также на обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.

В нашем учреждении пройдут тематические уроки, родительские собрания и другие мероприятия.

Обучающихся мы просим регистрацию на сайте квеста по цифровой грамотности «Сетевичок» www. Сетевичок. рф, а их родителей (законных представителей) пройти опрос на сайте www. Родители. сетевичок.

В соответствии с решениями парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшими 17 апреля 2017 года в Совете Федерации, и планом мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы, утверждённым приказом Минкомсвязи России N288 от 27. 2018, в образовательных организациях Российской Федерации проходят Единые уроки по безопасности в сети «Интернет» (далее — Единый урок).

Методические рекомендации, материалы для проведения тематических занятий в образовательных организациях и другая информация о проведении Единого урока размещена на сайте Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества на которого возложены функции по информационно-методическому сопровождению Единого урока, в разделе «Проекты», подраздел «Единый урок безопасности в сети».

Просим родительское сообщество гимназии со всей ответственности подойти к информационной безопасности детей и подростков в сети Интренет:

Ознакомиться с материалами сайта WWW. Единыйурок. рф, WWW. Сетевичок. рф,Пройти анкетирование, предложенное на данных сайтах.

Пройти анкетирование по безопасности в сети Интернет (ссылка)

по обучению учащихся правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактике интернет-зависимости

Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения реализации образовательными организациями системы мероприятий, направленных на обучение учащихся правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактику интернет-зависимости, националистических проявлений в молодежной среде и устранение риска вовлечения подростков в противоправную деятельность. (Рекомендации разработаны на основании письма Министерства образования и науки Мурманской области от 12. 2014 №17-02/9115-ИК «О методическом обеспечении деятельности по противодействию экстремизму среди обучающихся и профилактике интернет-зависимости»).

Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29. 2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т.

Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет. Также следует обратить внимание на гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:

школьникам среднего и старшего возраста можно проводить перед монитором до двух часов в день, устраивая 10-15-минутные перерывы каждые полчаса;ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю;лучше работать за компьютером в первой половине дня;комната должна быть хорошо освещена;при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту;расстояние от глаз до монитора – 60 см;периодически делать зарядку для глаз. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в структуру основной образовательной программы основного общего образования включена программа воспитания и социализации учащихся, которая содержит такое направление, как формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. В рамках этой программы может осуществляться информационно-просветительская работа среди школьников, пропагандирующая важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет.

В образовательных организациях необходимо проводить занятия для учащихся по основам информационной безопасности («основы медиабезопасности»); знакомить родителей с современными программно- техническими средствами (сетевыми фильтрами, программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводить специальные мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.

В качестве возможного варианта предоставления учащимся соответствующих знаний может быть использована учебная программа

Содержание программы направлено на обучение учащихся полезному и безопасному использованию сети Интернет и социальных сетей, обучению критической оценке онлайн контента и навыкам сетевой коммуникации. Авторами программы разработано методическое пособие для преподавателей и практикумы для проведения уроков, а также запущен интернет-ресурс «Разбираем Интернет» (www. razbiraeminternet. ru). На этом сайте в игровой форме представлены мультимедийные средства обучения для детей и подростков, надо рекомендовать обучающимся посещать этот сайт.

Содержательная часть и объем учебного курса может определяться индивидуально, в зависимости от потребностей конкретной общеобразовательной организации и учащихся. Обучение навыкам безопасного и эффективного использования интернет-ресурсов возможно в рамках учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и в рамках программ факультативов, кружков, элективных курсов, а также индивидуальных учебных планов, реализуемых образовательными организациями. Материалы бесплатны и доступны для скачивания www. razbiraeminternet. ru/teacher.

Рекомендации по безопасному использованию Интернета для несовершеннолетних и их родителей даны и на сайте Майкрософт.

Вышеуказанные сетевые ресурсы могут быть использованы для проведения педсоветов в образовательных организациях по вопросам безопасности детей в сети Интернет.

Рекомендуется провести анкетирование обучающихся и родителей по вопросам безопасного использования сети Интернет. Вопросы для анкетирования учащихся и родителей представлены на сайте «Детионлайн»

В основной школе учащиеся активно начинают использовать Интернет для разработки школьных проектов. Кроме того, они загружают музыку, пользуются электронной почтой, играют в онлайновые игры и так далее. Все более часто их любимым способом общения становится мгновенный обмен сообщениями. Для учащихся этого возраста желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения взрослых, является абсолютно нормальным. Педагогам для обеспечения интернет-безопасности учащихся 10-15 лет необходимо:

познакомить учащихся с ответственным, достойным поведением в Интернете;рассказать об основных опасностях и правилах безопасного использования сети Интернет;убедить никогда не выдавать личную информацию, в том числе фамилию, имя, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату рождения, по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете;объяснить опасность личных встреч с друзьями по Интернету без присутствия взрослых;убедить сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им. ознакомь с правилами поведения на форумах и чатах, убедить их, что они не должны использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям. Организуя работу с учащимися старших классов по безопасному использованию информации в Интернете, следует обратить внимание на неформальные молодежные объединения, которые возникают в образовательной организации. Сетевая безопасность подростков – трудная задача, поскольку об Интернете они знают зачастую больше, чем их родители. Тем не менее, участие взрослых тоже необходимо:

Беседуйте с подростками об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются. Спрашивайте о людях, с которыми подростки общаются по мгновенному обмену сообщениями, и убедитесь, что эти люди им знакомы. Интересуйтесь, какими чатами и досками объявлений пользуются подростки, и с кем они общаются. Поощряйте использование модерируемых (контролируемых) чатов и настаивайте, чтобы они не общались с кем-то в приватном режиме. Настаивайте, чтобы подростки осторожно соглашались или не соглашались вовсе на личные встречи с друзьями из Интернета. Напоминайте, какие опасности это может за собой повлечь. Убедите подростков никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете. Напоминайте, чем это может обернуться. Помогите подросткам защититься от спама. Научите их не выдавать в Интернете своего электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры. Обсудите с подростками азартные сетевые игры и связанный с ними риск. Результатами мероприятий по безопасному использованию Интернета могут стать как бумажные, так и электронные ресурсы, созданные учащимися: рисунки, сочинения (рассказы, сказки, стихи), буклеты, презентации. Интересной формой представления результатов могут стать театрализованные выступления и видеофильмы учащихся.

Рекомендуем обратить внимание на создание условия для ознакомления с результатами творчества учащихся. Разработанные материалы можно размещать на сайте образовательной организации, в социальных сетях, блогах и сетевых сообществах.

Для эффективной профилактики интернет-зависимости, профилактики националистических проявлений в молодежной среде и устранения риска вовлечения подростков в противоправную деятельность педагогам необходимо проводить разъяснительную и консультационную работу с родителями учащихся с целью объяснения правил, рисков предоставления детям средств связи с выходом в Интернет.

Возможно проведение бесед о работе учащихся в сети Интернет на классных и общешкольных родительских собраниях или при индивидуальных встречах; информирование через школьный сайт на страничке для родителей. На таких страничках можно разместить рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у детей, по обеспечению безопасности детей в Интернете.

Эффективной мерой является установка на компьютер программного обеспечения с функциями «родительского контроля». Родителям можно порекомендовать установить на домашнем компьютере бесплатную программу «Интернет Цензор www. icensor.

Родителям могут быть даны следующие рекомендации по формированию у учащихся навыков безопасного поведения в сети Интернет:

Научите детей советоваться с вами перед раскрытием информации через электронную почту, чаты, доски объявлений, регистрационные формы и личные профили. Научите детей не загружать программы, музыку или файлы без вашего разрешения. Позволяйте заходить на детские сайты только с хорошей репутацией и контролируемым общением. Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни. Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится. Единство родительских и педагогических усилий поможет оптимально использовать «плюсы» и нейтрализовать «минусы» работы с ресурсами всемирной Сети.

Интернет-ресурсы для педагогических работников:

Международный квест по цифровой грамотности «Сетевичок», ориентированный на детей и подростков. Национальная премия за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок»Всероссийское исследование детей и подростков «Образ жизни российских подростков в сети». Конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок»Рекомендации парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве»: /rekomendacii. pdf

Методические рекомендации по проведению Единого урока по безопасности в сети «Интернет»: /metodrec2017. pdf

Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся (воспитанников)

Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.

Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.

Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.

Проявляйте интерес к “виртуальной” жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.

Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.

Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.

Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.

В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.

Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.

Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.

Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.

Письмо Рособразования от 3 сентября 2008 года №17-02-09-185 «О предоставлении уведомлений об обработке персональных данных»

Письмо Рособразования от 27 июля 2009 года №17-110 «Об обеспечении защиты персональных данных»-

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года №687

Постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 2008 года №512 “Об утверждении требований к материальным носителям”

Приказ ФСТЭК России, от 18 февраля 2013 года № 21 “Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер”

Рекомендации ФСТЭК России по обеспечению безопасности информации информационных ресурсов

Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»

Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 года №152-ФЗ-

Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О защите детей”

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью”

Для соблюдения требований Федерального закона от 27. 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»  администрация школы должна получить от сотрудников и родителей каждого обучающегося согласие на обработку персональных данных. Без такого согласия мы не сможем организовать качественную и полноценную деятельность по оказанию образовательных услуг в привычном режиме.

Администрация школы гарантирует, в случае получения такого согласия с Вашей стороны, принятие максимального качества мер по защите персональных данных в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Научи себя беречь урок безопасности

Научи себя беречь урок безопасности

Научи себя беречь урок безопасности

Научи себя беречь урок безопасности

Научи себя беречь урок безопасности

Разработка урока по биологии “Осторожно СПИД”; 9-10 класс

Данная тема урока возникла в связи с необходимостью снижения роста ВИЧ-инфицированности среди молодежи. Необходимо помочь подростку защитить свое здоровье, воспитать ответственное поведение, выработать стратегию поведения в сложных жизненных ситуациях, чтобы не заразиться ВИЧ-инфекцией. Урок может проводиться в рамках часов по биологии, ОБЖ, факультативных занятиях, элективных курсах.

ИГРА « ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ

ЦЕЛЬ: раскрыть глобальный характер экологической проблемы сохранения человечества.

Убедить учащихся в том, что сознательная предосторожность совершенно исключает инфицирование. Нравственный выбор в личном поведении- пока единственный способ избежать перспективы инфицирования. Формировать сознание, самопознание и мотивацию ребенка, активной жизненной позиции. Выяснить зону ближайшего действия, узнать интересы учащихся.

Обеспечить в ходе занятия повторение, закрепление определенных основных понятий, теорий, научных фактов по теме «ВИЧ инфекция и СПИД, профилактика инфицирования.

Отработать навыки планирования ответа в быстром темпе, умение выяснять главное, навыки контроля и самоконтроля. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

Обеспечить нравственное воспитание учащихся, таких качеств как коллективизм и наставничество. Устранять типичные недостатки в воспитании Воспитывать стремление к самообразованию и самосовершенствованию.

Развитие интеллекта, воли, способностей школьников; развить у учащихся умение сравнивать, сообщать изучаемые факты, развивать на уроке эмоциональные удивления, радости, занимательности.

Обратить особое внимание на развитие определенных сторон их интеллекта, воли, эмоций, способностей.

ОБОРУДОВАНИЕ: глобус ,газетные материалы, брошюры, плакаты, мультимедийное учебное пособие «СПИД-чума XX века», анкеты, карточки с написанными фактами риска, табло-мишень с карточками-вопросами, тесты командам, две доски с фломастерами.

Ожидаемый результат: учащиеся получат информацию, которая поможет учащимся решить ,какой характер поведения является разумным и ответственным. Выработают умения и навыки ,необходимые для развития правильной линии поведения, при которой можно предупредить инфицирование ВИЧ-СПИД Помочь учащимся осознать угрозу данной болезни как для личности, так и для общества.

Тип урока: урок-тренинг.

Представление участников-волонтеров, членов факультатива»Мое здоровье – мое богатство»,жюри, Доктора, библиотекаря

Знакомство (имя и качество, которое помогает в жизни. Ирина -Искренняя, Саша – самостоятельный и тд.

Выбор двух племен, вождя и название племени

1 случаи ВИЧ-инфекции и СПИДа обнаружены в Центральной Африке ,5 0-60-х годах XX века- широкое распространение в 70-х г. 2006 г. ВОЗ-50млн человек Вич-инфицированы. В России более 370 тысяч человек. В Тверской области более 4 тыс. (1998г) каждый 2 ВИЧ-инфицированный заражается половым путем, каждый день на 3-5 человек становиться больше. По ВИЧ-инфицированным Тверь на 5 месте в России после Калининграда, Краснодарского края. Ростовской обл. , Московской обл. В Тверской области заражено 6 тысяч человек 78 % передача вируса половым путем.

Анкета проведена заранее учеником факультатива. »Доктор» объявляет результаты.

Правило поднятой руки

Право обратиться в библиотеку и к доктору.

они знают по этой теме.

Соревнование «Расскажи мне, расскажи

участники команд получают задание составить рассказ из начала

СПИД- болезнь, которая.

возникает, когда вирус ВИЧ уже порядком разрушил иммунную систему, в результате чего развиваются инфекции и раковые опухоли, что приводит к смерти. Нет лекарств.

который не видно в обычный микроскоп, ВИЧ проникнув в клетку хозяина, в иммунную клетку, разрушает их, вызывает «оппортунистическую инфекцию» туберкулез, инфекции желудочно-кишечного тракта, инфекции головного мозга, менингит.

Свободный выбор ,формирует сознание, т е знания которые он принял для руководства к своей деятельности. Работа в группе позволяет * узнать как думают другие и возможность оценить их мнение. Отвечают на вопросы теста сам, затем вместе в команде. (в конце фразы ставят «да» или «нет») Листочки с тестами проверяет жюри и объявляет результаты, если правильный ответ 1 балл, если нет отнимают баллы от предыдущего задания.

СПИД опасен, потому что:

ЛЮБОЙ может заразиться ,даже ребенок

Почти НАВЕРНЯКА заболевшие СПИДом УМИРАЮТ

У большинства носителей ВИЧ НЕТ никаких признаков

ВИЧ не передается через воздух, воду ,пищу

Заразиться можно через кровь ,подовым яутем, грудное молоко, при

вынашивании ребенка беременной женщиной

ВИЧ не может существовать вне организма длительное время

Не переноситься животными

ТЕСТ « Что ты знаешь о СПИДе?»

Люди со СПИДом всегда опасны.

ВИЧ можно подцепить через сиденье в туалете.

4Жешцины передают ВИЧ мужчинам

Вирус иммунодефицита человека находиться в крови, сперме,

Анализ антител может показать наличие ВИЧ в крови

СПИД снижает сопротивляемость организма к инфекциям

ВИЧ может проникать через неповрежденную кожу

Мать, носящая ВИЧ, может передать его своему ребенку, если будет

кормить его грудным молоком

10ВИЧ поражает клетки лимфоциты Т-хелперы

После игры учащийся»Доктор» показывает слайды профилактики инфицырования и признаки болезни СПИД.

По кругу все ,кому пощекотали ладошку тот инфицированный,

рукопожатием руки мы показываем с кем общаемся. В конце игры

почти все ВИЧ-инфицированы (несмотря на хорошую теоретическую

Изменение стратегий поведения

ЗА каждый ответ получают балл, нет ответа минус балл. Игру проводит ученик факультатива.

ИГРА «Меткий стрелок»

На стене висит круг, разбитый на 4 части (красный, синий, зеленый, желтый) учащийся попадает в какой-либо цвет и получает вопрос.

Какие жидкости в мужской репродуктивной системе могут содержать ВИЧ? (сперма)

Какие жидкости в женской репродуктивной системе могут содержать

ВИЧ? (Менструальная кровь, жидкость влагалища)

Можно ли вылечить ВИЧ? (нет)

Что такое «опорный период? (время выработки антител)

Как расшифровать сочетание букв «СПИД»?

Почему СПИД относится к ЗППП? (передается половым путем)

Что такое иммунитет?

Какие клетки организма используют ВИЧ для размножения? (клетки

иммунной системы – т-хелперы)

Через какое время вырабатываются антитела на ВИЧ? (3-6 месяцев)

Игра «Шкала риска»

Участникам необходимо определить степень риска заражения ВИЧ-инфекцией.

РО (риск отсутствует) РН (риск небольшой) РБ(риск большой) Касание друг друга одеждой. Растирание спины -массаж.

Поездка на автобусе вместе с ВИЧ-инфицированным Использование общей бритвы для бритья ног и лица Пользование туалетом общего пользования Разрезание кожи ножом, которым пользуются другие Посещение школы вместе с ВИЧ-инфицированным Укус комара Сухой поцелуй

Уборка пролитой ВИЧ-инфицированной крови без перчаток Пользоваться общей иглой, вымытой водой Искусственное дыхание «рот в рот» Уход за больным СПИДом. Множественные половые связи Половые связи с презервативом Использование общих игл для нанесения татуировок Поцелуй в губы Купание вместе с ВИЧ-инфицированным

Почему?(боязнь заразиться ВИЧ)

Почему ,как вы думаете некоторые молодые люди очень бояться ВИЧ

-их информация не очень точна

-болезнь тяжелая и смертельная

-они не знают как она передается

-возможно их поведение было связано с риском

Что можно сделать, чтобы предотвратить этот страх перед ВИЧ?

-получить более надежную и точную информацию -побеседовать со специалистом в области медицины пройти обследование на ВИЧ -знать те аспекты поведения ,которые связаны с риском

Жюри оглашают результаты , племена выжили и с каким результатом баллов.

Задачи этого этапа:

ПОДВЕСТИ ИТОГИ ИГРЫ

ВЫЯСНИТЬ СБЫЛИСЬ ЛИ ОЖИДАНИЯ УЧАСТНИКОВ

ЗОЦЕНИТЬ ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ ИНФОРМИРОВАННОСТ.

Сегодня я понял.

Сегодня меня раздражало.

Мне очень понравилось.

Если руки вверх- у меня все удалось, настроение отличное

Руки вниз – я устал, настроения нет

Руки вперед- среднее самочувствие, настроен на дальнейшую работу.

А,В,Ляхович,А,Т,Голиусов,В,А,Полесский,ПрофилактикаВИЧ-СПИД и других инфекций, передающихся половым путем, Медицина для Вас , Москва 2003г.

Материалы Всероссийской научно-практической конференции» Здоровье школьников,

Профилактика социально-значимых заболеваний. »2006год г. Тверь. Москва-Тверь Научная книга 2006г.

Роненсон О. Щеголева С. Учебно-методический комплекс просветительская прграмма по вопросам наркомании, ВИЧ-инфекции и болезней, передаваемых половым путем. Тверь 1998г.

Сведения об авторе.

Юрикова Лариса Павловна, учитель биологии, высшей категории, Почетный работник общего образования РФ ,победитель конкурса лучших учителей РФ, серебряный призер конкурса РФ методических разработок учителей по гендерному воспитанию » Академии

«Always». Муниципальное образовательное учреждение»Средняя общеобразовательная школа №5»,г. Торжок, Тверской обл.

Урок – конференция 10 класс. Урок – конференция 10 класс. – презентация

1 Урок – конференция 10 класс

2 Урок – конференция 10 класс

3 План урока-конференции 1. Вступительное слово учителя биологии (актуализация знаний – что учащиеся знают о СПИДе, заполнение анкеты «Веришь – не веришь») 2. История открытия ВИЧ 3. Строение вирусов 4. Особенности строения ВИЧ 5. Проникновение ВИЧ в клетки 6. Симптомы заболевания 7. Стадии заболевания 8. Методы лечения СПИДа 9. Ситуация по ВИЧ в мире 10. Ситуация по ВИЧ в России 11. Ситуация по ВИЧ в Санкт-Петербурге 12. Профилактика заболевания 13. Просмотр видеофрагмента 14. Заполнение анкеты «СПИД и общество»

4 Строение вируса Вирусы нельзя увидеть в оптический микроскоп, так как их размеры меньше длины световой волны. Разглядеть их можно лишь с помощью электронного микроскопа. Фотография бактериофага (увеличение раз).

5 Строение вируса 1 – сердцевина (однонитчатая РНК) 2 – белковая оболочка (капсид) 3 – дополнительная липопротеидная оболочка 4 – капсомеры (структурные части капсида) Капсид и дополнительная оболочка несут защитные функции, способствуют проникновению вируса в клетку Полностью сформированный вирус называется вирионом Схематично строение РНК-содержащего вируса со спиральным типом симметрии и дополнительной липопротеидной оболочкой

6 Классификация вируса Вирусы подразделяются на: дезоксивирусы и рибовирусы Дезоксивирусы ДНК двухнитчатая ДНК однонитчатая Кубический тип симметрии Кубический тип симметрии Смешанный тип симметрии Без определенного типа симметрии Рибовирусы РНК двухнитчатая РНК однонитчатая Кубический тип симметрии Кубический тип симметрии Спиральный тип симметрии

7 Строение ВИЧ Синдром приобретенного иммунного дефицита (СПИД) – это сравнительно новое, но очень страшное инфекционное заболевание, возникшее перед человечеством в самом конце II тысячелетия. Не случайно его еще называют “чумой ХХ века”. Особенностью ВИЧ является его способность проникать в клетки иммунной системы и разрушать их в процессе своего размножения. Это приводит к расстройству всей иммунной системы человека, в результате чего организм утрачивает свои защитные свойства и не в состоянии противостоять возбудителям различных инфекций и убивать опухолевые клетки. Вирус иммунодефицита человека

8 Источники заражения ВИЧ ВИЧ-инфицированные на всех стадиях заболевания Половые контакты Инфицированные матери при рождении и кормлении грудью Инъекционные наркоманы При переливании зараженной крови и использовании необеззараженными инструментами Татуировки, пирсинги, прокалывание ушей, использование чужой бритвы и зубной щетки

9 Проникновение ВИЧ в клетку CD 4 gp 120 клетка ВИЧ

10 Основные стадии заболевания 1. Инкубационный период: от 2-4 недель до 8 месяцев. Первичные проявления болезни выражаются в увеличении лимфатических узлов, лихорадочном состоянии, потливости в ночное время, головной боли, кашле. Латентный период. Проявления болезни отсутствуют. Длится обычно 1-3 года. Стойкое увеличение лимфатических узлов: шейных, подчелюстных, затылочных, но, как правило, не паховых. Постепенное повышение температуры до 38С-39C, недомогание, сонливость, сильная утомляемость, обильное потоотделение и др. Собственно СПИД, который проявляется тяжелыми заболеваниями, связанными с иммунной системой.

11 Клинические симптомы СПИДа Основные : потеря веса более, чем на 10% от прежнего веса; лихорадка, длящаяся более месяца; понос, длящийся более месяца (с перерывами или постоянно); сильная утомляемость и слабость Вторичные: кашель, продолжающийся более одного месяца; стоматит; язвенные поражения кожи; опоясывающий лишай; увеличение лимфоузлов одной или нескольких групп (исключая паховые) в течение трех месяцев

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *