О ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ К ВОПРОСУ О ЦИФЕРНОЙ ГРАМОТО ТНОСТИ СТУДЕНТА

Том 16, №1, 2023

Салганова Е. И., Осипова Л. Б. (2023). Цифровая грамотность студентов: компетентностный подход // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 16. № 1. С. 227–240. D OI: 10.15838/esc.2023.1.85.12

В настоящее время цифровые технологии оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие различных сфер жизнедеятельности общества. В связи с этим возрастает значимость сформированности цифровых компетенций обучающейся молодежи. Данные компетенции необходимы современному поколению для эффективной трудовой деятельности, безопасного использования цифровой среды. В статье представлены обзор и систематизация научных концепций, раскрывающих содержание цифровой грамотности. Предложено соотношение научных категорий «цифровая грамотность» и «цифровая компетенция». Конкретными фактами подтверждено, что применение в образовании цифровых технологий предполагает формирование цифровых компетенций, важность которых не подлежит сомнению, как и то, что цифровая грамотность способствует развитию навыков поиска, анализа, критического осмысления полученной информации, а также компетентному использованию цифровых платформ, сетевых технологий с соблюдением основ безопасности в цифровой среде. В связи с этим цель авторского исследования состоит в выявлении уровня сформированности цифровых компетенций студентов в системе высшего образования (на примере Челябинской области). Научная новизна работы заключается в теоретическом обосновании содержания цифровой грамотности и систематизации подходов на основе компетентносного подхода. В данном контексте представляют интерес результаты опроса студентов четырех вузов г. Челябинска, направленного на выявление региональных особенностей и проблем формирования цифровых компетенций в системе высшего образования. Результаты исследования могут стать важным методологическим инструментом в определении групп риска по уровню сформированности цифровых компетенций среди обучающихся, разработке методов безопасного использования цифрового контента, профилактики распространения деструктивных интернет-практик среди молодежи и безопасного использования ими цифрового контента

Ключевые слова

информатизация, система высшего образования, цифровые технологии, студенческая молодёжь, цифровые компетенции, студенческая молодежь, цифровая грамотность, цифровая безопасность

Количество просмотров

всего: , в этом году: , в этом месяце: , сегодня:

Количество скачиваний

Полная версия статьиВ подборке

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ

Для цитирования: Подповетная Ю. В., Рулевская Л. П., Подповетный А. Д. Формирование цифровой грамотности студентов // Управление в современных системах. 2023. №2. С. 6779.

DOI: 10.24412/2311-1313-38-67-79 УДК 378.145 ББК 65.01

Подповетная Ю. В.1, ФГОБУВО «Финансовыйуниверситет при Правительстве Российской Федерации»; ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет» Рулевская Л. П. 2, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации» Подповетный А. Д. 3, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве

Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования задала вектор на модернизацию информационных технологий в образовательном процессе и формирование цифровой грамотности студентов различных направлений и специальностей. В статье рассмотрены основные направления данной стратегии, обоснована необходимость формирования цифровой грамотности в профессиональной деятельности. Особое внимание уделено процессу взаимодействия преподавателя и студентов в цифровой образовательной среде университета. С целью обеспечения эффективного процесса формирования цифровой грамотности студентов, раскрыты авторские методы поиска необходимой и актуальной информации. Даны рекомендации по формированию навыков онлайн-исследований на основе собственного профессионально-педагогического опыта авторов статьи.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая грамотность, профессиональная деятельность, образовательный процесс.

Цифровизация постепенно захватывает мировое сообщество и образование тому не исключение. Во многих развивающихся странах информационные технологии занимают такое же значимое место в образовательном процессе, как математика, письмо, чтение и другие

основополагающие предметы. В современном обществе активно применяются информационные технологии, как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности. Практически перед любым специалистом встает задача по сбору, обработке, анализу и хранению профессиональной информации. В этом наиболее эффективно помогают владения базовыми знаниями, умениями, навыками и концепциями в сфере информационных технологий. Важно отметить, что в современных условиях в большинстве профессий и рабочих сред используется множество технологий – информационных и цифровых. Поэтому работодатели должны быть уверены в компетентности кандидатов, которых принимают на работу.

Правительство РФ стремится создать такие условия, чтобы каждый обучающийся был обеспечен доступом к лучшим образовательным программам. В связи с этим 14.07.2021г. Министерством науки и высшего образования была публикована Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования, в которой разработаны и описаны проекты, каждый из которых должен обеспечить продвижение к «цифровой зрелости» по одному или нескольким направлениям:

• «Архитектура цифровой трансформации»;

• «Единая сервисная платформа науки»;

• «Маркетплейс программного обеспечения и оборудования»;

• этическое использование цифровых ресурсов;

• понимание цифровых следов;

• защита себя в интернете;

• работа с цифровой связью;

Рассмотрим данные темы более подробно в аспекте цифровой грамотности студентов:

2. Этическое использование цифровых ресурсов. Студенты вузов обычно знают, как правильно цитировать информацию из печатных источников, однако они могут упустить вопрос о цитировании информации из Интернета. Преподаватели вузов должны акцентировать внимание на данном вопросе и проводить беседы с обучающимися об интеллектуальной собственности, материалах, защищенных авторским правом, и о том, как правильно ссылаться на информацию. Особенно важно отметить, что копирование текста с веб-сайта является плагиатом, как и кража текста из книги.

5. Работа с цифровой связью. Сегодня большинство студентов инженерных вузов, так или иначе, используют технологии для общения. Вот почему так важно проводить с ними работу о том, как безопасно и правильно общаться. Это включает в себя как личное, так и профессиональное общение. Практически каждая карьера требует цифровых коммуникаций в определенный момент. Если студенты не разбираются в ответственных профессиональных коммуникациях, их карьера может закончиться, даже не успев начаться.

6. Киберзапугивание. Киберзапугивание – использование технологий как средство преследования других, что стало повседневным явлением в России и других странах. Изучение данного аспекта в образовательном процессе вуза поможет остановить кибер-хулиганов и предотвратить домогательства в будущем. В результате данные занятия имеют центральное место при обучении цифровой грамотности студентов вуза.

Анализ цифровой грамотности в профессиональной деятельности

1. информационная и медиакомпетентность: знания, умения, мотивация и ответственность, связанные с поиском, пониманием, организацией, архивированием цифровой информации, ее критическим осмыслением и созданием материалов с использованием цифровых ресурсов (текстовых, изобразительных, аудио и видео);

2. коммуникативная компетентность: знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для онлайн-коммуникации в различных формах (электронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети и др.);

3. техническая компетентность: знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие эффективно и безопасно использовать компьютер и соответствующее программное обеспечение для решения различных задач;

Тем не менее, владение цифровой грамотностью – это не то же самое, что просто хорошо учиться. Она включает в себя следующие способности:

• быть в курсе существующих технологий;

• правильно общаться в онлайн-среде;

• управлять своими идеями в онлайн-среде;

• управлять командами, используя технологии.

Облачные сервисы в формировании цифровой грамотности студентов

Было время, когда вся информация и различное программное обеспечение (ПО) хранились на компакт-дисках. Сейчас же в редких случаях студенты прибегают к флеш-накопителям, а в основном информация размещается в облачном пространстве и там же передается. На сегодняшний день облачное хранилище стало одним из самых удобных и эффективных способов хранения данных в Интернете. В мире облачных вычислений есть много поставщиков облачных хранилищ, и эта область настолько обширна, что теперь каждая крупная технологическая компания владеет отдельным хранилищем, что помогает получать значительную прибыль от пользователей. В хранилище данных облачных вычислений пользователь вместо того, чтобы сохранять данные в локальном или физическом хранилище (на жестком диске), хранит данные где-то в удаленном месте, к которому можно получить доступ через подключение к Интернету.

Облачное хранилище – это модель хранения цифровых данных, которые находятся на нескольких серверах и в разных местах. Поскольку он основан на сети, пользователь может получить к нему доступ в любое время с подключением к Интернету, и сейчас есть много компаний, предлагающих услуги облачных вычислений с бесплатными базовыми учетными записями. Существует ряд форм облачных вычислений, например, Flickr, YouTube, GoogleDocs и Netflix. Перечислим ряд преимуществ облачного хранилища для образовательного процесса университета:

• хороший способ сделать резервную копию компьютера без необходимости копировать данные на диск или жесткий диск пользователя;

• пользовательские файлы в безопасности, и риск потери данных из-за аппаратного сбоя снижается;

• легкий доступ к планам занятий и заметкам для совместного использования на нескольких устройствах;

• достойная безопасность, которая требует аутентификации и пароля;

• предыдущие версии работ пользователя сохраняются, чтобы была возможность вернуться или проследить хронологию;

• полезно для совместных проектов, над которыми работает команда;

• сокращает фотокопирование, экономя время, деньги и углеродный след;

• создает возможность распечатывать документы на домашнем принтере с мобильного устройства или планшета.

При использовании облачных сервисов следует помнить о безопасности и выборе надежных паролей, чтобы обеспечить безопасность работы. В противном случае есть риск предоставления доступа к изменению, скачиванию или удалению данных пользователя недобросовестными хакерами. Необходимо чтобы на оборудовании, компьютере или ноутбуке было установлено новейшее антивирусное программное обеспечение. Также использование авторитетного поставщика услуг, который использует как минимум 256-битное шифрование AES и двухэтапную проверку. Пользователь можете зашифровать свои данные локально, прежде чем сохранять их в Яндекс, Dropbox, Google Диске или других облачных сервисах.

1. «Перетаскивание». Опция перетаскивания может перемещать исходные данные пользователя из одного места в другое, поэтому необходимо проверять, что данная опция отключена. Лучше использовать метод копирования и вставки.

2. Интернет-зависимость. Без подключения к Интернету пользователь не сможете получить доступ к своим данным при загрузке файла из облачного хранилища. Если есть сбой в Интернете, это может привести к повреждению данных, которые были загружены.

3. Безопасность данных и конфиденциальность. У многих поставщиков облачных хранилищ отсутствуют поля безопасности данных и конфиденциальности, и во многих случаях происходит утечка данных из облачного хранилища.

4. Затраты. Большинство лучших облачных хранилищ стоят дорого; это потому, что они специально разработаны для деловых целей. Если в вузе используется менее дорогой план, возможно, придется пойти на компромисс с некоторыми функциями. Здесь может быть альтернатива использования различных сервисов размещения данных.

Dropbox является одним из самых популярных и известных сервисов, предлагающих онлайн-хранилища для широкого спектра приложений, от стандартов Linux до MacOSX, Android и iOS. Dropbox имеет хорошую скорость синхронизации, а это означает, что он будет

проверять наличие последней версии файлов, над которыми работает пользователь, что весьма полезно для сокурсников, совместно работающих над проектом. Это также удобно для отправки ссылок друзьям и другим участникам образовательного процесса, не являющимся пользователями Dropbox, для обмена данными. Но автор не может установить разрешения, чтобы предотвратить редактирование файлов другими пользователями. Таким образом, приложения в DropBox полезны для создания и размещения простых веб-сайтов, как для студенческих, так и для рабочих проектов. Если студенты изучают творческие вычисления, то они могут создать блог, чтобы продемонстрировать свои 3D-методы для графических и анимационных модулей.

Для студентов DropBox предлагает базовую бесплатную учетную запись с 2 ГБ онлайн-хранилища. Этого может быть достаточно для документов, но для фотографий, музыки и видео этого точно не хватит. Пользователь может перейти на план объемом 2 ТБ примерно за 9,99 $ / месяц, если ему нужно больше места для хранения. Также можно получить дополнительное бесплатное хранилище, предложив друзьям попробовать Dropbox: при каждой подписке за приглашение 500 МБ, отправитель может дополнительно заработать до 16 ГБ.

Гугл Диск – еще один популярный облачный сервис, предлагающий широкий спектр приложений и хранилищ для портативных устройств и настольных компьютеров. Существуют также связанные службы, такие как Gmail и Календарь Google, для планирования учебного года и образовательного процесса. 15 ГБ свободного места доступны при настройке учетной записи Google или привязке к существующей из Gmail или даже к учетной записи YouTube. Это отличный вариант хранения, если студент, либо преподаватель часто использует GoogleDocs, со встроенной системой контроля версий, позволяющей просматривать прошлые версии документов. Пользователь может сделать файлы доступными в автономном режиме с возможностью просматривания их на своем телефоне или планшете, а также сканировать бумажные документы, которые можно сохранить в формате PDF.

Другими облачными сервисами, на которые стоит обратить внимание при формировании цифровой грамотности студентов вузов, являются Облако (от Mail), Яндекс Диск, МТС-вторая память, OpenDrive и AppleiCloud для обмена изображениями, музыкой и другими файлами, а также для синхронизации электронной почты, календаря контактов и многого другого.

Как для преподавателя, так и для студентов существует ряд полезных приложений, таких как ScannerPro для iPhone и iPad. Пользователь может отсканировать свои документы и необходимые учебники/ учебные пособия, чтобы не использовать печатные издания. Если на телефоне установлена операционная система Android, то пользователь можете использовать DroidScan. Также существует универсальный способ использования умной камеры Алиса, установленной в браузере Яндекса. Evernote Web Clipper (расширение для браузера) поможет студентам и преподавателям сохранять в своем аккаунте веб-страницы полезных исследований из Интернета.

Технология формирования цифровой грамотности в образовательной среде

1) недостаток технических средств в образовательных учреждениях;

2) отсутствие в учебных планах дисциплин, направленных на изучение информационных и цифровых технологий;

3) недостаточный уровень подготовки преподавателей к внедрению ИКТ в образовательный процесс;

4) преобладание академического способа преподавания и отсутствие качественно новых средств обучения;

5) низкий уровень информационной грамотности и ограниченный доступ в Интернет.

С учетом сказанного, можно сделать вывод, что умения и навыки, связанные с поиском

информации в Интернете относятся к «информационной или цифровой грамотности», которая является важным жизненным атрибутом. Одновременно возникает вопрос: «Каким образом обучать студентов информационной (цифровой) грамотности и навыкам онлайн-исследований». В этом аспекте можно выделить следующие рекомендации:

• данные навыки необходимо развивать как можно раньше (начальная школа, или даже детский сад);

• регулярное встраивание онлайн-исследований в образовательный процесс;

• предоставление большого количества возможностей для практики и обратной

• регулярные курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей в данном направлении;

• работа с библиотекарем (с целью формирования корректных запросов при поиске информации в Интернете).

Следует также отметить, что современным преподавателям и студентам вуза комфортно осуществлять поиск информации, так как многие учебные аудитории хорошо оснащены необходимыми устройствами и доступом к Интернету, а это в свою очередь влияет на доступ к огромному количеству информации. При этом стоит обратить внимание на то, что существует ряд нюансов, на которые студентам вуза, а также преподавателям следует ориентироваться:

• какие поисковые запросы вводить в яндекс, google или другие поисковые системы;

• на какие результаты поиска ориентироваться и использовать (избегая при этом неуместных или нерелевантных сайтов, рекламных объявлений);

• как определить, какая информация достоверна, актуальна и необходима для студентов;

• как обрабатывать, синтезировать, оценивать и представлять информацию;

• как сравнить ряд источников, чтобы оценить их надежность и релевантность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• как правильно цитировать информацию из электронных источников и др.

Проект News Literacy предлагает следующие советы, которые обучающиеся могут использовать при оценке информации:

2. Думайте критически о новостях и информации. Кто создавал отчеты и редакционные статьи? Для чего? Информация проверена? Если да, то как? Что такое документация? Является ли она достоверной?

3. Научитесь замечать предвзятость. Следите за нагруженными или подстрекательскими словами. Есть ли у автора план? Представлено ли более одной стороны истории? Тема обсуждается?

4. Остерегайтесь информации, найденной в Википедии. Записи могут быть изменены кем угодно в любое время. Это ставит под сомнение точность информации в любой момент. Тем не менее, первоисточники, на которые есть ссылки в записях, часто представляют собой богатый кладезь надежной информации.

5. Не позволяйте себя одурачить. Никто не любит быть обманутым. Если что-то кажется невероятным, вероятно, так оно и есть.

С целью помощи студентам вузов увидеть, как выглядят «хорошие» результаты поиска в Интернете, можно предложить использовать Sweet Search. Этот инструмент выполняет поиск по 35000 веб-сайтов, которые были проверены экспертами-исследователями, библиотекарями и учителями, чтобы убедиться, что найденная там информация надежна и достоверна. Хотя существует ограниченное количество веб-сайтов, на которые Sweet Search ссылается, он может возвращать большое количество результатов с тех веб-сайтов, которые носят образовательный характер и «набиты» информацией. Доступ к кнопке расположен в меню в верхнем левом углу экрана и предоставит Sweet Search 2Day, тщательно подобранную подборку образовательных ресурсов, учебных советов, статей, исторических событий и биографий, собранных из Интернета. Под строкой поиска также есть две кнопки, с помощью которых студенты смогут найти новости или информацию об истории.

После того, как студенты некоторое время использовали Sweet Search, можно предложить выполнить тот же поиск, используя Google, выбранную ими поисковую систему, и сравнить результаты, которые они получают для одного и того же поиска на обоих сайтах. Важно обсудить со студентами и объяснить им почему некоторые веб-сайты занимают более высокие позиции в результатах поиска Google и что это может означать для достоверности информации.

Кроме того, при формировании цифровой грамотности у студентов вузов важно использовать такие информационные ресурсы, которые помогут эффективно осуществить данный процесс и сформировать необходимые навыки:

3. Веб-сайт цифрового гражданства InCtrl – это веб-сайт с занятиями и упражнениями, которые обучают ключевым понятиям цифровой грамотности. Данный ресурс охватывает: информационную грамотность; этическое использование цифровых ресурсов; понимание цифровых следов; защиту себя в интернете; управление цифровой связью; киберзапугивание. Каждая тематическая область включает видеоролики и планы занятий для соответствующих занятий, однако сайт не включает процесс оценивания результатов студентов, поэтому потребует от преподавателя дополнительных организационных моментов.

4. Воспитание здравого смысла. Common Sense Education – один из самых известных веб-сайтов по цифровой грамотности. Данный ресурс охватывает: информационную грамотность; этическое использование цифровых ресурсов; понимание цифровых следов; защиту себя в интернете; управление цифровой связью; киберзапугивание. Веб-сайт призван помочь молодым людям действовать ответственно и безопасно при использовании технологий. На сайте есть большая база данных контента для обучения навыкам цифровой грамотности. Учебная программа включает планы занятий, видео, интерактивный контент, оценки и другие ресурсы. Однако веб-сайт может быть довольно громоздким.

Перечисленные выше сервисы ориентированы на то, чтобы помочь преподавателю вуза включить занятия по цифровой грамотности в образовательный процесс и научить студентов быть «хорошими» цифровыми гражданами.

1. Независимое исследование цифровых продуктов. Цифровая грамотность во многом заключается в том, чтобы понять, как использовать технологии, которые пользователь ранее никогда не использовал или о которых имеет лишь поверхностное представление. Продукты IT компаний постоянно обновляются и развиваются, и то же самое должно относиться и к людям, работающим над ним, то есть приходится учиться чему-то новому в режиме нон-стоп.

2. Знакомство с терминами и распространенными платформами. Сотрудник может не воспринимать такой термин, как, например, Wi-Fi, как особое знание, но тридцать лет назад он едва существовал как концепция. Есть много терминов, которые знает средний интернет-пользователь, и многие из них можно понять, прочитав немного больше. Цифровая грамотность означает, что пользователь знает, как ориентироваться в цифровом ландшафте. Опыт работы с базовым офисным программным обеспечением также является частью цифровой грамотности. Специалисты должны знать, как использовать приложения Microsoft Office, Яндекс, Мой офис или Google. Принципы, которые корпорация Microsoft определила при создании своего пакета офисных программ, были переняты многими разработчиками программного обеспечения.

3. Сотрудничество. Конструктивные взаимоотношения с другими сотрудниками с первого взгляда может показаться не совсем цифровым навыком, но каждый сотрудник является частью команды. Многие работодатели полагаются на цифровые инструменты и программное обеспечение для облегчения совместной работы. Сотруднику не нужно быть опытным пользователем каждой отдельной платформы с первого дня, но возможность навигации без особых проблем ценна для результативной работы.

4. Адаптация к новым технологиям. Одним из наиболее важных аспектов цифровой грамотности является способность очень быстро адаптироваться к новым технологиям. Сотрудник должен сохранять открытость к инновациям всякий раз, когда они внедряются в рабочем моменте. Это самый важный навык, поскольку он позволяет рабочему месту оставаться гибким и быть в курсе последних достижений в соответствующей отрасли каждой компании. Рабочая система стремится достигать определенного уровня комфорта в повседневном режиме и окружающих ее процессах, однако мир в этот момент не застывает во времени. Будут внедряться новые инструменты, технологии и программное обеспечение, и специалистам нужно будет уметь осваивать их по мере необходимости.

5. Обучение или объяснение используемых компанией технологий. Это может иметь значение в разных аспектах. Возможно, компания научит «новобранца» пользоваться техническими инструментами, которые ему понадобятся ежедневно. Но может случиться, что компании нужно будет перевести то, как использует конкретную платформу в кросс-функциональной команде. Цифровая грамотность – это и понимание, и передача знаний на постоянной основе. Это важно, потому что до конца своей карьеры специалист будет заниматься как обучением, так и преподаванием технологий.

В заключении отметим, что цифровая грамотность – это передаваемый навык. Большинство из перечисленных выше навыков цифровой грамотности не совсем связаны с технологиями, но когда они применяются в цифровом мире, то они создают ценные навыки для современной рабочей силы. Самое важное и актуальное в цифровой грамотности для студентов инженерных вузов заключается в том, что она не ограничивается конкретными технологиями или системами. Способность адаптироваться к новым технологиям – это навык, который будет расти каждый раз, когда специалист осваиваете новую платформу, и может взять его с собой в любую работу.

1. Башарина О. В., Яковлев Е. В. Формирование основ цифровой безопасности как компонента цифровой компетентности // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. Т. 2. № 26. С. 31-36.

2. Борисова Е. В. Развитие профессионализма профессорско-преподавательского состава, как инструмент управления качеством в системе высшего образования // Современные технологии управления. 2019. № 12 (72) URL: https://sovman.ru/article/7205/ (дата обращения: 12.01.2023).

3. Вишнеков А. В., Иванова Е. М., Ерохина Е. А. Опыт применения цифровых технологий при переходе базового университетского образования на онлайн-формат обучения // Информационные технологии. 2021. Т.27. № 9. С. 494-504. D OI: 10.17587/it.27.494-504.

4. Малетова М. И., Новикова Л. А. Цифровая грамотность студентов вузов: вызовы и возможности // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Педагогика. Психология. 2020. Т. 30. № 2. С. 195-203.

5. Меренков А. В., Мельникова О. Я. Практики организации подготовки инженерных кадров, востребованных индустрий 4.0. // Инженерное образование. – 2021. № 29. С. 23-33. D OI: 10.54835/18102883_2021_29_2.

6. Турашова, Ш. П. Формирование навыков цифровой грамотности у студентов вузов / Ш. П. Турашова // Образование и воспитание. 2022. № 2 (38). С. 50-53.

7. Цифровая компетентность подростков и родителей: результаты всероссийского исследования / Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова. М.: Фонд Развития Интернет. 2021. 144 с.

8. Bach С., Sulikov R. Competence development in theory and practice: competence, meta-competence, transfer competence and competence development in their systematic context // Management. 2019. V. 14

. P. 289-304.

9. Blended learning: the new normal and emerging technologies / C. Dziuban, C. R. Graham, P. D. Moskal, A. Norberg, N. Sicilla // International journal of educational technology in Higher Education. 2018. V. 15. № 3. P. 1-16.

10. Fernández-Sanjurjo J., Fernández-Costales A., Arias Blanco J. M. Analysing students’ content-learning in science in CLIL vs. non CLIL programmes: empirical evidence from Spain // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. 2019. № 22

. Р. 661-674.

11. Li K., Keller J. M. Use of the ARCS model in education: a literature review // Computers & Education. 2018. V. 122. С. 54-62.

12. Русли Р., Рахман А., Абдулла Х. Данные о восприятии студентами онлайн-обучения с использованием подхода Heutagogy на факультете математики и естественных наук Universitas Negeri Makassar, Индонезия // Краткие данные. 2020. Т.29. 105152. Д ОИ: 10.1016/j.dib.2020.105152.

13. Ру И., Нагель Л. Поиск наилучшего сочетания глубокого обучения в перевернутом классе – взгляд на восприятие студентов через призму исследовательского сообщества // Международный журнал образовательных технологий в высшем образовании. 2018. Т.15. № 6. С. 1-28.

14. Видьястути Э. Сусиана. Использование модели ADDIE для разработки учебного материала по актуарной математике // Физический журнал: Серия конференций. 2019. Т. 1188. С. 012052. Д ОИ: 10.1088/17426596/1188/1/012052.

15. Рабочая группа по образованию: цифровые навыки для жизни и работы / Д. Ачоарена, Н. Селвин, Б. Чакрун, Ф. Мяо, М. Уэст, К. Колиньи. – Рабочая группа по образованию. ООН НЕСКО, 2017. 124 с. U RL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000259013 (дата обращения: 20.04.2023).

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Подповетная Ю. В., Финансовый университет при Правительстве РФ;

Южно-Уральский технологический университет

Рулевская Л. П., Финансовый университет при Правительстве РФ Подповетный А. Д., Финансовый университет при Правительстве РФ

Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования задала вектор модернизации информационных технологий в образовательном процессе и формирования цифровой грамотности студентов различных направлений и специальностей. В статье рассматриваются основные направления данной стратегии, обосновывается необходимость формирования цифровой грамотности в профессиональной деятельности. Особое внимание уделено процессу взаимодействия преподавателя и студентов в цифровой образовательной среде вуза. В целях обеспечения эффективного процесса формирования цифровой грамотности учащихся раскрыты авторские методы поиска необходимой и актуальной информации. Даны рекомендации по формированию навыков онлайн-исследования на основе собственного профессионально-педагогического опыта авторов.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая грамотность, профессиональная деятельность, образовательный процесс

Библиографическое описание

Костюкова, Е. В. Формирование цифровой грамотности студентов педагогического колледжа во внеурочной деятельности / Е. В. Костюкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 3

. — С. 48-52. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/127/4141/ (дата обращения: 01.10.2023).

Еще несколько лет назад ИКТ-компетентность достигается как умение работать с компьютером, т.е. е. компьютерная грамотность, позже значение расширилось и стало включать в себя умение работать с информацией и пользоваться телекоммуникационными технологиями, т. е. е. информационная грамотность. Сейчас можно говорить о новой технологии XXI века — «цифровой грамотности», под которой понимается набор знаний, умений, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета.

Педагогу необходимо идти к новым формам, методам и средствам работы, чтобы учащиеся развивали цифровую грамотность.

Так зародилась тематическая методическая система — Формирование цифровой грамотности студентов педагогического колледжа во внеурочной деятельности.

На первом этапе работы проведено анкетирование студентов на тему: «Мобильные устройства в моей жизни».

Цель анкетирования — определение уровня понимания возможностей мобильного устройства.

Таким образом, приведенные обстоятельства определили задачу: с помощью каких форм организации обучения можно повысить уровень цифровой грамотности студентов?

Проблема породила два противоречия:

Первое — между регулярным использованием студентами современных цифровых мобильных устройств и недостатком знаний о возможности их применения в учебной и профессиональной деятельности.

Второе место между общим вектором Российского образования в области развития информационных и коммуникационных технологий и установленного уровня цифровой грамотности студентов и преподавателей.

Для изучения данной проблемы была определена цель — уменьшить цифровую грамотность студентов, используя разные формы внеурочной деятельности.

Рассмотрим основные принципы методической системы.

Ц1 Понимание работы и настройки мобильного интернета;

Ц3 Понимание безопасного использования социальных сетей;

Ц4 Понимание возможности потребления товаров и услуг через интернет;

Ц5 Понимание способов защиты персональных данных в сети интернет;

Ц6 Умение ориентироваться с помощью GPS-навигации и GPS-точек;

Ц7 Умение считывать и создавать QR-коды;

Ц8 Умение работать в облачных технологиях (сервисы Web 2.0);

Ц9 Умение создавать, настраивать и редактировать совместные документы (сервисы Web 2.0);

Ц10 Умение пользоваться цифровыми государственными услугами;

Ц11 Умение правильного поиска информации в интернете;

Ц12 Умение создавать мультимедийный контент для интернета;

Ц13 Готовность к использованию мобильных устройств в повседневной жизни и профессиональной деятельности;

Ц14 Соблюдение этических норм при размещении цифрового контента.

Основное содержание методической системы включает описание форм внеурочной деятельности, направленных на формирование цифровой грамотности.

Первая форма— выставка творческих работ «Интернет меня научит».

Целю является развитие творческих способностей студентов через изготовление продуктов творческой деятельности на основе мастер-классов, размещенных в сети Интернет.

Еще Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Только творческий педагог может развить творческое начало в ребенке».

Формируемые цифровые компетенции: Ц3, Ц5, Ц8, Ц11, Ц13.

Будущему учителю необходимо научиться пользоваться пошаговыми мастер-классами, которые размещены в сети Интернет. Студенты учатся выполнять правильные поисковые запросы, сохранять мастер-классы на компьютер или мобильное устройство.

По результатам работы студентов организуется выставка «Интернет меня научит».

Вторая форма работы— Сетевой проект (организация проектной деятельности, которая подразумевает удаленное взаимодействие студентов).

Приведу пример сетевого проекта «Интернет-безопасность детей».

Цель — организовать работу студентов с помощью Google-технологий по изучению Интернет-безопасности детей.

Формируемые цифровые компетенции: Ц1, Ц3, Ц4, Ц5, Ц8, Ц9, Ц11, Ц12, Ц13, Ц14.

Студентам предлагается изучить данную тему, а также познакомиться с Google-технологиями, научиться создавать документы и открывать совместный доступ к ним.

Сетевой проект состоит из 5 смысловых частей (web-страниц):

Результатом работы по проекту является расширение знаний о правилах сетевого этикета, формирование умений работать в совместных документах с использованием облачных технологий.

Следующая форма работы — QR-квест

В городах все чаще можно встретить архитектурные достопримечательности, вывески, листовки и буклеты с QR-кодами. Такой код может заменить гида по городу, консультанта в магазине, кассира для выполнения быстрого платежа.

В рамках реализации внеурочной деятельности по информатике были проведены несколько квестов.

1 QR-квест Плакат «Календарь событий (апрель — июнь)»

Цель — познакомить обучающихся с технологией создания и считывания QR-кодов с помощью мобильных устройств.

Формируемые цифровые компетенции: Ц1, Ц5, Ц7, Ц8, Ц13.

Квест оформлен в виде плаката с информацией: что такое QR-код, что можно закодировать с его помощью, инструкция по считыванию QR-кода мобильным устройством.

Основную часть плаката занимают сами QR-коды, в которых закодированы:

 ссылка на сайт преподавателя, где размещены цель, задачи квеста, правила участия и сроки проведения;

 ссылка на таблицу «Путь к успеху», в которой студенты размещают результаты прохождения квеста.

Квест состоит из 9 заданий (кодов), которые относятся к календарным событиям и итогового задания. Любое задание — это закодированные ссылки с интерактивными упражнениями на онлайн-сервисе LearningApps.org или текстовые сообщения.

Преимущество организации QR-квеста в виде плаката заключается в том, что квест проходит в заочной форме, которая позволяет студентам изучить новый материал в удобном для себя темпе. Квест проходит в кабинете, поэтому студенты могут получить консультацию педагога.

2. Q R-квест «Колледж с многолетней историей»

Цель — познакомить студентов с историей колледжа и системой подготовки педагогических кадров в городе; вызвать интерес к самостоятельной деятельности с помощью мобильных устройств.

Формируемые цифровые компетенции: Ц1, Ц5, Ц7, Ц8, Ц11, Ц13.

Участники квеста объединяются в команды по 5–6 человек и получают путеводную карту, на которой расположены QR-коды. По данной карте участники квеста перемещаются по территории колледжа. Участники должны находить QR-коды (по принципу игры «12 записок»).

Считывание нового кода открывает задание, результатом которого является кодовое слово. Из полученных кодовых слов в конце квеста команды должны составить цитату Стива Джобса «Инновации отличают лидера от догоняющего». Затем ответ кодируется в QR-код и предоставляется организатору. Побеждает та команда, которая в кратчайшие сроки правильно выполнит все задания.

Преимущества данного квеста: динамичность игры, работа в команде, возможность перемещения.

3. QR-квест Путешествие по городу «Новый взгляд на старый город»

Цель — познакомить студентов с возможностями ориентирования на местности с помощью мобильных устройств по GPS-координатам; вызвать интерес к изучению истории города.

Формируемые цифровые компетенции: Ц1, Ц2, Ц5, Ц6, Ц7, Ц8, Ц11, Ц13.

При прохождении квеста студенты не только выполняют задания, но и знакомятся с понятиями GPS-навигация и GPS- точки.

Заранее зарегистрированные команды, получают задание, выполнив которое, они узнают первую GPS-точку. Попав на «точку», находящуюся в любой части города, участники находят QR-код и выполняют новое задание, получают координаты новой «точки» и фрагмент координат финальной «точки». Чтобы определить местоположение финальной «точки» надо найти все QR-коды квеста. Команда, первой пришедшая на финиш считается победителем.

Преимущество третьего квеста заключаются в том, что студенты учатся ориентироваться на местности используя GPS-навигацию; формируется умение работать в команде.

После реализации всех форм внеурочной деятельности по формированию цифровой грамотности студентов было проведено повторное анкетирование на тему «Мобильные устройства в моей жизни». Полученные результаты мы сравнили с первичными.

Выявлено, что процент использования мобильных устройств практически не изменился. Использование специализированных приложений повысилось на 33 %, применение Google-сервисов увеличилось на 61,5 %, при этом процент использования игр снизился почти на 20. При повторном анкетировании не выявлены студенты, которые не знают, как использовать мобильные устройства в профессиональной и учебной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что у студентов повысилась цифровая грамотность. Они осознанно стали использовать мобильные устройства и приложения.

При реализации новых форм организации внеурочной деятельности существуют объективные риски:

Риск 1. Студенты через открытый ресурс вовлекаются в публичное взаимодействие.

Не все родители позволяют детям бесконтрольно находиться в интернет-пространстве.

Для устранения риска возможно организовать сетевой проект для родителей и детей, с целью повышения степени доверия родителей к Интернет-ресурсам.

Риск 2. Недостаточное техническое обеспечение образовательного учреждения, недостаток технических устройств для организации смешенного обучения с помощью технологий web 2.0.

Меры по снижению риска достаточно просты — использовать технологию BYOD — возьми свое мобильное устройство с собой. Совместно со студентами на их мобильных устройствах устанавливаются необходимые приложения и используются на уроках и во внеурочной деятельности.

Новизна методической системы состоит в разработке новых форм внеурочной деятельности по формированию цифровой грамотности студентов.

Перспективой развития данной методической системы является разработка мобильных приложений, позволяющих создать игровую учебно-развивающую среду в мобильном устройстве, а также организация проектной деятельности по изучению дополненной реальности.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, методическая система, сетевой проект, студент, цифровая грамотность студентов, устройство, Интернет, мобильное устройство, умение, цифровая грамотность.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *