Инструкция
по охране труда при проведении занятий в кабинете кулинарии
Настоящая инструкция по охране труда в кабинете кулинарии школы разработана в соответствии с Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года N 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда», вступившим в силу 1 марта 2022 года, разделом Х Трудового кодекса Российской Федерации; с учетом СП 2. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и СанПиН 1. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и иных нормативных правовых актов по охране труда. Данная инструкция по охране труда в кабинете кулинарии устанавливает требования охраны труда перед началом, во время и по окончании осуществления образовательной деятельности в кабинете кулинарии школы в рамках предмета «технология», обозначает безопасные методы и приемы приготовления пищи, а также требования охраны труда в возможных аварийных ситуациях в помещении. Ответственным за соблюдение норм и требований охраны труда в кабинете кулинарии является учитель технологии, непосредственно проводящий занятия в учебном кабинете и соблюдающий инструкцию по охране труда для учителя технологии. График работы учебного кабинета определяется утвержденным в соответствующем порядке расписанием учебных занятий. Педагог проводит в начале года вводный инструктаж на первом уроке технологии в начале учебного года, первичные (текущие) инструктажи с внесением записей в журнал инструктажа обучающихся – перед проведением практических работ по приготовлению пищи и работе с кухонным оборудованием впервые, повторный – не реже одного раза в 6 месяцев, внеплановый – при введении в действие новых или изменении нормативных актов и инструкций, при замене кухонного оборудования, возникновении несчастного случая или при перерывах в учебе более двух месяцев. В целях соблюдения требований охраны труда в кабинете кулинарии необходимо:
- соблюдать требования охраны труда и производственной санитарии, инструкции по охране труда, инструкцию по охране жизни и здоровья обучающихся;
- обеспечивать режим соблюдения норм и правил по охране труда и пожарной безопасности во время организации образовательной деятельности;
- соблюдать правила личной гигиены;
- знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации, сигналы оповещения о пожаре;
- уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
- знать месторасположение аптечки;
- соблюдать инструкцию по пожарной безопасности в кабинете технологии;
- соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, Правила внутреннего распорядка обучающихся, режим работы и времени отдыха, Устав общеобразовательной организации.
Перечень профессиональных рисков и опасностей в кабинете кулинарии:
- нарушение остроты зрения при недостаточной освещённости рабочего места;
- травмирование при неаккуратном обращении с ножом, движущиеся части машин, механизмов и бытовых электроприборов;
- термические ожоги при неаккуратном обращении с горячей жидкостью и паром;
- термические ожоги при неаккуратном обращении с электроплитой;
- поражение электрическим током при прикосновении к токоведущим частям электрооборудования и электроприборов (электроплита и иные бытовые электроприборы), кабелям питания с нарушенной изоляцией (при включении или выключении электроприборов и (или) освещения в помещении);
- поражение электрическим током при отсутствии заземления;
- высокая плотность эпидемиологических контактов.
Для обеспечения пожарной безопасности в кабинете кулинарии в месте, близком к выходу, должны быть размещены первичные средства пожаротушения (огнетушители), иметься аптечка первой помощи. В кабинете кулинарии применяются следующие индивидуальные средства защиты для учителя и обучающихся:
- халат хлопчатобумажный;
- фартук;
- косынка.
В кабинете кулинарии применяются следующие коллективные средства защиты для учителя и обучающихся:
- прихватки;
- перчатки для мытья посуды;
- диэлектрические коврики на полу (если покрытие пола выполнено из токопроводящего материала).
В кабинете для выполнения кулинарных работ на видном месте должна быть размещена данная инструкция по охране труда в кабинете кулинарии, а также инструкция по охране труда для учащихся в кабинете, правила поведения в кабинете кулинарии, правила безопасной работы с имеющимися бытовыми электроприборами. В случае травмирования в кабинете кулинарии уведомить непосредственного руководителя. При обнаружении недостатков в работе кухонного оборудования, бытовых электроприборов или поломок мебели необходимо сообщить заместителю директора по административно-хозяйственной части, изъять и не использовать до полного устранения всех выявленных недостатков и получения разрешения. В целях соблюдения правил личной гигиены и эпидемиологических норм в кабинете кулинарии необходимо:
- не находиться в помещении в верхней одежде;
- мыть руки с мылом после соприкосновения с загрязненными предметами, перед началом работы в кабинете (готовкой пищи), после посещения туалета и окончания работы;
- осуществлять проветривание учебного кабинета;
- соблюдать требования СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21, СП 3.1/2.4.3598-20.
Все положения данной инструкции по охране труда обязательны для исполнения педагогами общеобразовательной организации, которые проводят занятия с обучающимися в учебном кабинете кулинарии. Педагогические работники, осуществляющие деятельность в кабинете кулинарии, допустившие нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции, рассматриваются, как нарушители производственной дисциплины и могут быть привлечёны к дисциплинарной ответственности и прохождению внеочередной проверки знаний требований охраны труда, а в зависимости от последствий – и к уголовной; если нарушение повлекло материальный ущерб – к материальной ответственности в установленном порядке.
Требования охраны труда перед началом работы
В кабинете кулинарии перед началом образовательной деятельности необходимо оценить состояние электрооборудования:
- осветительные приборы должны быть исправны и надежно подвешены к потолку, иметь целостную светорассеивающую конструкцию и не содержать следов загрязнений;
- коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, корпуса выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.
Удостовериться в наличии первичных средств пожаротушения, срока их пригодности и доступности, в наличии аптечки первой помощи и укомплектованности ее медикаментами. Убедиться в свободности выхода из учебного кабинета кулинарии, проходов. Убедиться в безопасности рабочих мест:
- проверить мебель на предмет ее устойчивости и исправности;
- оценить покрытие столов и стульев, которое не должно иметь дефектов и повреждений;
- проверить состояние отключающих устройств и устройств заземления технологического оборудования;
- проверить плотность подведения кабелей питания к бытовым кухонным электроприборам, не допускать переплетения и защемления кабелей питания;
- убедиться в отсутствии посторонних предметов на бытовых электроприборах (электроплита, микроволновая печь, холодильник и т.д.);
- убедиться в наличии и исправном состоянии диэлектрических ковриков на полу.
Удостовериться в исправности:
- вытяжной вентиляции для электроплиты;
- холодильника, кухонной электроплиты, микроволновой печи и иных имеющихся бытовых электроприборов для приготовления пищи;
- наглядных пособий.
Убедиться в наличии и целостности прихваток, перчаток для мытья посуды. Удостовериться в целостности кухонной и столовой посуды, кухонного инвентаря. Проверить заточку ножей. Перед практическими занятиями по приготовлению блюд надеть халат, фартук, головной убор. В отсутствии обучающихся произвести проветривание кабинета кулинарии в соответствии с показателями продолжительности по СанПиН 1. 3685-21, а именно:
Температура наружного
воздуха, °СДлительность проветривания помещений, мин. Учебные кабинеты
в малые перемены, минУчебные кабинеты
в большие перемены, мин
от +10 до +64-1025-35
от +5 до 03-720-30
от 0 до -52-515-25
от -5 до -101-310-15
ниже -101-1,55-10
Температура воздуха в кабинете кулинарии должна соответствовать требуемым санитарным нормам 18-20°С, в теплый период года не более 28°С. В кабинете кулинарии могут находиться комнатные растения только нейтрального действия. Приступать к образовательной деятельности в кабинете кулинарии разрешается при соответствии учебного кабинета гигиеническим нормативам, после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей.
Требования охраны труда во время работы в кабинете кулинарии
Запрещается использовать кабинет кулинарии в качестве учебного кабинета для занятий по другим предметам, а также размещения групп продленного дня. Допустимое количество рабочих мест в кабинете кулинарии должно соответствовать норме из расчета 6 м2/рабочее место. При использовании маркерной доски в кабинете кулинарии цвет маркера должен быть контрастного цвета по отношению к цвету доски. В целях обеспечения необходимой естественной освещенности учебного кабинета кулинарии на подоконниках не размещаются цветы, посуда, учебники и иные предметы. В кабинете кулинарии запрещено хранение любого оборудования на шкафах. Обучающиеся рассаживаются с учетом наличия заболеваний органов дыхания, слуха и зрения. Дети со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Обучающимся с ревматическими заболеваниями, склонными к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. При расположении столов, используемых при организации обучения и воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, следует учитывать особенности физического развития обучающихся. Обучающиеся входят в помещение для занятий только с разрешения учителя технологии. Надевают фартук и косынку, заправляют волосы под головной убор. Электрическую плиту включает и выключает только учитель технологии. Перед началом работ с обучающимися проводится инструктаж по правилам безопасного выполнения работ и работе с кухонным оборудованием и инвентарем впервые, учащиеся проходят обучение безопасными методам и способам выполнения кулинарных работ с использованием кухонного оборудования и инвентаря. Инструктаж и обучение проводится применительно особенностей занятия, акцентируется внимание на опасных факторах, которые могут возникнуть при выполнении работ. Во время осуществления образовательной деятельности необходимо соблюдать порядок в кабинете кулинарии, не загромождать рабочие места, а также выход из кабинета и подходы к первичным средствам пожаротушения. Контролировать выполнение обучающимися в кабинете кулинарии требований по мерам индивидуальной защиты в процессе выполнения работ. Необходимо поддерживать дисциплину и порядок во время занятий, не разрешать обучающимся самовольно уходить из кабинета без разрешения учителя, не оставлять обучающихся одних без контроля. Электроплиты и иные кухонные бытовые приборы использовать только в исправном состоянии, соблюдая правила безопасности и технические руководства по эксплуатации. Кухонный инвентарь, столовую и кухонную посуду использовать только в исправном состоянии, соблюдая правила безопасности труда. При использовании ножей и вилок соблюдать осторожность, не направлять их заостренные части на себя и людей. Соблюдать максимальную осторожность при работе с режущими приборами (ножами, скребками, тёрками). Соблюдать осторожность при работе с ручными терками. Плотно удерживать обрабатываемые продукты (фрукты, овощи и т. ), не обрабатывать слишком маленькие части. Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты нарезать на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания. Пальцы левой руки должны быть согнуты и находиться на безопасном расстоянии от лезвия ножа. Сырые и вареные овощи, мясо, хлеб нарезать на разных разделочных досках в соответствии с их маркировкой. При подаче продуктов на режущие части мясорубки использовать специальные толкатели. Контролировать расположение кухонного инвентаря и посуды, исключать возможность его падения и опрокидывания. Соблюдать правила гигиены во время кулинарных работ. При выполнении работ с горячими жидкостями (вода, жир и др
- не наклоняться над кухонной посудой и не заглядывать в нее;
- следить, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через край;
- при снятии крышек и самой горячей кухонной посуды с плиты пользоваться прихватками;
- сковородку ставить и снимать сковородником с деревянной ручкой;
- крышки горячей посуды снимать от себя.
При готовке блюд:
- не наклоняться над кухонной посудой и не заглядывать в нее;
- пользоваться только эмалированной посудой;
- пользоваться ножом с осторожностью, не направлять заостренную часть на себя и окружающих;
- мясо проталкивать в мясорубку деревянным пестиком;
- хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты нарезать на разделочных досках, соблюдая правильные и безопасные приемы резания;
- соблюдать осторожность при работе с ручными терками, плотно удерживать обрабатываемые продукты (фрукты, овощи и т.д.), не проводить обработку слишком маленьких частей;
- картофель чистить желобковым ножом, рыбу – скребком.
При использовании бытовых кухонных электроприборов в кабинете кулинарии запрещается:
- включать в электросеть и отключать от неё бытовые электроприборы мокрыми и влажными руками;
- передвигать включенные в электросеть кухонные бытовые электроприборы;
- нарушать последовательность включения и выключения, технологические процессы;
- допускать попадание жидкости на поверхность электрического оборудования;
- размещать на электроприборах предметы (бумагу, ткань, вещи и т.п.);
- разбирать включенные в электросеть приборы;
- прикасаться к оголенным или с поврежденной изоляцией кабелям питания;
- сгибать и защемлять кабели питания;
- оставлять без присмотра включенные кухонные бытовые электроприборы.
Не использовать в помещении учебного кабинета переносные отопительные приборы с инфракрасным излучением, а также не сертифицированные удлинители. В кабинете кулинарии после каждого урока необходимо проводить сквозное проветривание. Конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания помещения в любое время года. Проветривание в присутствии детей не проводится. Строго запрещено сидеть или вставать на подоконник, для предупреждения выпадений из окна, а также ранения стеклом. Требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной защиты в кабинете кулинарии:
- халат должен быть застегнут на все пуговицы, полностью закрывать туловище и руки до запястья, не содержать в карманах острые и бьющиеся предметы;
- фартук должен облегать;
- волосы должны быть заправлены под косынку или колпак.
Не допускается в кабинете нарушать настоящую инструкцию по охране труда в кабинете кулинарии, иные инструкции по охране труда при выполнении работ и работе с бытовыми электроприборами и кухонным инвентарем, установленный режим рабочего времени и времени отдыха.
Требования охраны труда в аварийных ситуациях
Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций в кабинете кулинарии, причины их вызывающие:
- повреждение столовой посуды вследствие нарушения правил обращения с посудой и ее использования;
- разлив жидкости, жира на пол вследствие неаккуратного обращения;
- неполадки в работе бытового кухонного электроприбора, короткое замыкание, ощущение действия тока, появлении искр, дыма и запаха тлеющей изоляции электропроводки вследствие неисправности электроприбора;
- возникновение задымления или возгорания в кабинете кулинарии вследствие неисправности бытового электроприбора, кабелей питания, нахождения посторонних предметов или пролива жира (масла) на электроплите;
- прорыв системы отопления, водоснабжения, канализации из-за износа труб;
- террористический акт или угроза его совершения.
В случае, если разбилась столовая посуда, не собирать ее осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок. При разливе жидкости, жира немедленно убирать ее с пола. При возникновении неполадок в работе бытового кухонного электроприбора, коротком замыкании, ощущении действия тока, появлении искр, дыма и запаха тлеющей изоляции электропроводки незамедлительно обесточить электроприбор (отключить от электрической сети), изъять или ограничить к нему доступ. Сообщить об этом заместителю директора по административно-хозяйственной работе (завхозу). Работу с прибором можно продолжать только после устранения возникших неполадок, замене электроприбора на новый и получения разрешения на использование. В случае появления задымления или возгорания в кабинете кулинарии необходимо немедленно вывести детей из кабинета – опасной зоны, вызвать пожарную охрану по телефону 01 (101 – с мобильного), оповестить голосом о пожаре и вручную задействовать АПС, сообщить директору школы. При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей принять меры к ликвидации пожара в начальной стадии с помощью первичных средств пожаротушения. При использовании огнетушителей не направлять в сторону людей струю углекислоты или порошка. При получении травмы обучающимся в кабинете кулинарии необходимо оперативно оказать ему первую помощь, воспользовавшись аптечкой. Вызвать медицинского работника школы, при необходимости, вызвать скорую медицинскую помощь по телефону 03 (103) и сообщить о происшествии директору общеобразовательной организации. Обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия, а если это невозможно (существует угроза жизни и здоровью окружающих) – фиксирование обстановки путем составления протокола, фотографирования или иным методом. При аварии (прорыве) в системе отопления, водоснабжения и канализации в кабинете кулинарии необходимо вывести обучающихся из помещения, оперативно сообщить о происшедшем заместителю директора по административно-хозяйственной части общеобразовательной организации. В случае угрозы или возникновения очага опасного воздействия техногенного характера, угрозы или приведения в исполнение террористического акта следует руководствоваться Планом эвакуации, инструкцией о порядке действий в случае угрозы и возникновении ЧС террористического характера.
Требования охраны труда по окончании работы
После завершения занятия в кабинете кулинарии необходимо:
- проконтролировать приведение в надлежащий порядок рабочих мест обучающимися;
- отключить вытяжку над электроплитой;
- отключить бытовые кухонные электроприборы от электросети в той последовательности, которая установлена инструкциями по эксплуатации оборудования;
- отключить питание на розетки в распределительном щитке кабинета;
- проследить за сохранностью кухонного инвентаря и посуды, столовой посуды после выполнения кулинарных работ;
- обеспечить организованный выход всех учеников из учебного кабинета.
Внимательно осмотреть учебный кабинет кулинарии. Убрать наглядные пособия и раздаточный материал в места хранения. Осуществить сквозное проветривание кабинета кулинарии. Удостовериться в противопожарной безопасности помещения. Удостовериться, что противопожарные правила в помещении соблюдены, огнетушители находятся в установленных местах. При окончании срока эксплуатации огнетушитель необходимо передать лицу, ответственному за пожарную безопасность в школе, для последующей перезарядки. Установить в помещении новый огнетушитель. Проконтролировать проведение влажной уборки, а также вынос мусора из помещения кабинета кулинарии. Снять спецодежду, проверить на целостность. Закрыть окна, вымыть руки, перекрыть воду и выключить свет. Сообщить непосредственному руководителю о недостатках, влияющих на безопасность труда, пожарную безопасность, обнаруженных во время работы в кабинете кулинарии. При отсутствии недостатков закрыть кабинет кулинарии на ключ.
Инструкцию разработал: ____________ /_______________________/
С инструкцией ознакомлен (а)
«___»___________202__г. ____________ /_______________________/
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Правила работы за станками
Для начала нужно ознакомить мальчиков с общими правилами безопасности работы с любым видом станков.
Перед началом работы:
- Надеть одежду, защищающую от загрязнений, волосы спрятать под головной убор.
- Проверить, надёжно ли закреплён инструмент.
- Закрепить деталь для обработки в тисках, патроне или иной части инструмента.
- Проверить, как работает станок «вхолостую».
Во время работы:
- Подавать заготовку к вращающемуся инструменту нужно плавно, не допуская резких движений.
- Если нужно отойти от станка, его следует выключить.
- Трогать руками патрон, оправку или сверло нельзя.
- Перед тем, как остановить работу станка, нужно достать заготовки, это позволит избежать поломки оборудования.
После окончания работы:
- После полной остановки работы станка удалить стружку щёткой (ни в коем случае не руками.
- Протереть инструменты и станок, показать рабочее место преподавателю.
Примерная инструкция по технике безопасности на занятиях по трудовому обучению
Общие требования безопасности
К занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.
Опасность возникновения травм:
при работе с острыми и режущими инструментами; при работе с конторским клеем; при нарушении инструкции по ТБ.
В кабинете должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.
Требования безопасности перед началом занятий
Приготовить необходимые материалы и инструменты.
Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении работы.
Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
При слабом зрении надеть очки.
Надеть рабочую одежду — нарукавники, фартук.
Требования безопасности во время занятий
Выполнять все действия только по указанию учителя.
Ножницы передавать друг другу острым концом вниз.
При резании бумаги, ткани не направлять ножницы к себе или товарищу.
Не делать резких движений во время работы.
Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.
При работе швейной иглой надеть наперсток.
Осторожно пользоваться конторским клеем.
Не покидать рабочее место без разрешения учителя.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю.
При возникновении пожара в кабинете немедленно прекратить занятия, по команде учителя организованно, без паники покинуть помещение.
При получении травмы немедленно сообщить о случившемся учителю.
Требования безопасности по окончании занятий
После окончания работы произведите уборку своего места.
Вложите ножницы в футляр, швейные иглы в подушечку-игольницу.
О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.
Проверьте безопасность рабочего места, убраны ли все иголки.
Приведите себя в порядок, вымойте лицо и руки с мылом.
Рекомендуем посмотреть
Инструкция по ТБ для учащихся при проведении культурно-массовых мероприятий
Инструкция по ТБ для учащихся при ручной обработке древесины
Инструкция по ТБ для учащихся при кулинарных работах
Инструкция по ТБ при проведении занятий со спортивными и подвижными играми
Инструкция по ТБ при организации внеклассной работы
Примерная инструкция по технике безопасности при работе с тканью
Требования безопасности при работе с иголками и булавками
Шейте с наперстком.
Храните иголки и булавки в определенном месте (специальной коробке, подушечке и т. ), не оставляйте их на рабочем месте (столе), ни в коем случае не берите иголки, булавки в рот.
Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой.
Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя.
Требования безопасности при работе с ножницами
Храните ножницы в определенном месте (коробке).
Кладите их сомкнутыми остриями от себя.
Требования безопасности при работе на швейной машине
Проверяйте наличие и исправность заземления электрической швейной машины.
Волосы убирайте под косынку. Концы галстуков и косынок не должны свисать.
Не наклоняйтесь близко к движущимся частям машины.
Не держите пальцы рук около лапки во избежание прокола иглой.
Перед стачиванием убедитесь в отсутствии булавок или иголок на линии шва изделия.
Требования безопасности при работе с утюгом
Не оставляйте включенный электроутюг в сети без присмотра.
Включайте и выключайте утюг сухими руками.
Ставьте утюг на асбестовую, мраморную или керамическую подставку.
Следите за нормальной работой утюга, о всех неисправностях сообщайте учителю.
Следите за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
Отключайте утюг только за вилку.
В помещениях с бетонными полами во время утюжки обязательно стойте на резиновом коврике.
Требования безопасности по окончании работы
Аккуратно уберите свое рабочее место.
Сдайте все инструменты и оборудование учителю
Отключите все электрические приборы и оборудование.
Проветрите помещение, при необходимости сделайте влажную уборку.
Приведите себя в порядок, вымойте руки с мылом.
При работе с металлом следуйте правилам, изложенным ниже.
До начала работы:
- Надеть фартук и нарукавники или халат, головной убор.
- Надеть очки (при рубке металла).
- Проверить инвентарь (совок, сметку, щётку для чистки напильников, сиденье, подставную решётку) на наличие неисправностей. При их обнаружении обратиться к преподавателю.
- Если всё в порядке, разложить их в последовательности, указанной преподавателем.
- Убедиться в исправности верстачных тисков.
- Закрепить деталь, которая будет подвергнута обработке, в тисках. Плавно опустить рычаг тисков.
- Следить за исправностью и налаженностью инструментов (поверхности молотка, кувалды и других ударных инструментов должны быть выпуклыми, заострённые инструменты должны иметь деревянную рукоятку без сколов и трещин, длина зубила должна быть не меньше 15 см, а оттянутая его часть – 6-7 см).
- Ключи должны соответствовать гайке по размеру.
- При разрезании металла ножницами, нужно придерживать отрезаемую часть рукой в рукавице или перчатке.
После окончания занятия:
- Проверить исправность оборудования, при обнаружении поломки сообщить преподавателю.
- Очистить оборудование от следов работы.
- Убраться на рабочем месте. Отходы собрать в специальную ёмкость.
- Положить инструменты в порядке, указанном учителем.
- Привести в порядок себя.
Покинуть кабинет, получив разрешение учителя.
Стенды
Красочно оформленные стенды помогут донести до учеников правила техники безопасности в кабинете технологии в ненавязчивом виде.
Они будут «работать» эффективно, если разместить их в правильном месте, лучше, непосредственно в классе. Информация о работе за станком пригодится в столярном цехе, а техника безопасности при работе с электроплитой будет полезна там, где проходят уроки по кулинарии.
Правила процесса с рабочими инструментами и рабочими материалами
Обращаться с рабочим инструментом и материалом тоже нужно уметь. И хотя подавляющее большинство детей знает, что клей предназначен для склеивания различных поверхностей, а иглой нужно шить, все же приведем алгоритмы действий работы с различными инструментами и материалами.
Со швейной иглой
- Сохранять иглу следует строго в игольнице, иначе высок риск потерять опасный приспособления и средства.
- Запрещено оставлять на столе иголку без длинной нитки, можно только отдельно в специальной игольнице.
- Передавать однокласснику иглу можно только в таком приспособлении и строго с кусочком нитки.
- Запрещается играть с иглой, брать ее в рот, облизывать, драться, угрожать товарищам. Нельзя втыкать иглу в форму одноклассников и угрожать ней.
- Требуется знать количество игл и пересчитывать каждый раз при завершении процесса.
- Если игла потерялась, требуется вывести всех ребят из класса и провести тщательный поиск.
- Сохранять игольницу требуется в закрытой коробке на специально отведенной полке в шкафу.
- Запрещено вертеться, отвлекаться, разговаривать при работе с иглой.
С шилом
- Сохранять приспособления и средства полагается в специально отведенном месте.
- Процесс осуществлять строго, следуя рекомендациям учителя и на специальной доске, которая защитит парту от царапин и проколов.
- Делать прокол требуется, вращая ручку приспособления вправо и влево.
- Следует быть особо осторожным и усидчивым при работе с шилом, так как высок риск поранить руку или материал.
- По завершении процесса требуется навести порядок и в шкаф переместить все приспособления и средства на специальную полку.
С канцелярским ножом
- Использовать следует лишь малую часть лезвия, согласно делениям, которые на нем.
- Процесс с приспособлениями и средствами следует организовать на специальной рабочей доске, которая защитит рабочее место от царапин и порезов.
- Выполняя процесс, требуется быть внимательный и осторожным.
- Запрещено баловаться и держать нож двумя руками – одна крепко держит нож, а вторая – материал.
- По завершении процесса лезвие требуется спрятать внутрь при помощи специального язычка убрать нож в коробку со собственными приспособления и средства.
С клеем
- Во время процесса требуется применять кисть, чтобы не испортить одежду и не замараться.
- Брать следует лишь небольшую часть, строго для процесса, чтобы избежать грязи на рабочем столе.
- Клей требуется наносить с центра листа при выполнении процесса, а затем тщательно и аккуратно промазать края, которые в противном случае будут отклеиваться.
- При работе с бумажным материалом и непосредственно самой бумагой следует подождать пару минут, чтобы разгладилась поверхность.
- С собой требуется иметь сухую тряпочку для удаления излишков клея.
- По завершении процесса требуется тщательно вымыть кисточку, затем навести порядок на рабочем столе и под ним.
С ножом
- Для процесса следует применять инструмент с тупым лезвием.
- При обработке бумажного материала ножом рекомендуется применять фальц линейку.
- Нож следует взять крепко, чтобы в процессе рука не могла соскользнула на опасное лезвие.
С циркулем
- Иголка циркуля и приспособления для рисования должны быть выровнены относительно друг друга.
- Требуется брать подходящий размер и туго заворачивать винт.
- При создании круга циркуль следует держать за верхушку крепко.
С линейкой
- Инструмент следует держать в левой руке, а приспособление для рисования в правой для точности чертежа.
- В процессе должен участвовать только острый карандаш.
- Рекомендуется линию рисовать с левой стороны.
- В процессе работы с карандашом, держать его требуется в наклоне.
- Запрещено сильно нажимать на карандаш и двигать линейку без нужды.
С природным материалом
- Запрещено ломать ветки.
- Запрещено использовать в работе сырые ветки в грязи.
- Для обрезания следует применять безопасный детский нож.
- Обрабатывать материал следует только на специальной доске.
- Сохранять материал требуется в сухом месте.
С пенопластом
- Резать материал теплой проволокой под строгим контролем учителя.
- Узкие листы выбранного материала следует обрезать на специальной подкладке.
- Запрещено зажигать, при горении выделяются ядовитые газы и опасный дым.
С глиной
- Лепку проводить строго на подкладке, ни в коем случае не класть материал на стол.
- Сохранять глину следует в коробке отдельно от учебников и рабочих тетрадей.
- По завершению процесса сначала требуется почистить при помощи руки, а потом помыть.
С ножницами
Перед работой требуется организовать проверку исправность приспособлений и средств.
- Запрещено работать ножницами с ослабленным креплением.
- Строго следить за движением в процессе.
- Инструмент следует оставлять ручкой к себе.
- А подавать — ручкой от себя.
- Хранение требуется производить в чехле лезвиями вниз.
- Запрещено баловаться с инструментом, особенно размахивать близко к лицу.
- Применять инструмент по назначению.
С пластилином
- Избрать для процесса подходящий цвет выбранного материала.
- Отрезать специальным ножом требуется количество выбранного материала.
- По завершению процесса тщательно почистить при помощи руки сухой тряпочкой и только потом вымыть их с мылом.
Техника безопасности на уроках технологии для мальчиков
Четкое выполнение правил и требований охраны труда и техники безопасности на уроках технологии у мальчиков в кабинете технологии (учебной школьной мастерской) обезопасит учащихся и учителя от травмирования и сбережет здоровье. Вместе с изучением требований техники безопасности учащимся необходимо получить навыки безопасного выполнения работ.
Инструкции
по охране труда для учителя технологии (мальчики)
Учебные мастерские являются в школе наиболее травмоопасными среди учебных кабинетов. В них могут быть установлены электрические столярные и слесарные станки с вращающимися и движущимися узлами, острыми элементами. Учитель технологии обязан изучить инструкции по охране труда в кабинете – учебной мастерской, систематически проверять работоспособность и безопасное функционирование станков, вентиляции, электроосвещения, защитную изоляцию кабелей электропитания, заземления, а также безопасное состояние инструмента.
- Инструкция по охране труда учителя технологии у мальчиков
- Инструкция по охране труда для мастера производственного обучения
- Инструкция по охране труда в учебных мастерских
- Инструкция по охране труда в столярной мастерской
- Инструкция по охране труда в слесарной мастерской
- Инструкция по охране труда в комбинированной мастерской
- Инструкция по пожарной безопасности в школьной мастерской
- Инструкция “О порядке содержания, осмотра, приведения школьных помещений в пожаробезопасное состояние поле окончания учебных занятий”
- Инструкция по оказанию доврачебной помощи пострадавшему в школе
- Инструкция при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации террористического характера
Преподаватель обязан строго соблюдать инструкции по охране труда и технике безопасности для учителя технологии (технического труда) у мальчиков в вверенной ему учебной мастерской.
Инструкции
по охране труда при работе на станках в учебных мастерских
Залогом безопасной работы станка является правильное его содержание и обслуживание, что ложится на плечи учителя технологии. Необходимо проверить работоспособность станков, их безопасное функционирование, крепления узлов, целостность подводящих кабелей и заземления. При этом педагогу необходимо быть максимально осторожным, соблюдать инструкции по охране труда и технике безопасности при работе на станках в учебных мастерских школы.
- Инструкция по охране труда при работе на заточном станке
- Инструкция по охране труда при работе на фрезерном станке по дереву
- Инструкция по охране труда при работе на фрезерном станке по металлу
- Инструкция по охране труда при работе на сверлильном станке
- Инструкция по охране труда при работе на фуговальном станке
- Инструкция по охране труда при работе на циркулярном станке
- Инструкция по охране труда при работе с ручным электроинструментом, абразивным и эльборовым инструментом (болгаркой)
Учитель имеет право допускать к занятиям в учебных мастерских только тех учащихся, которые не имеют медицинских противопоказаний к выполнению предусмотренных работ и прошли вводный инструктаж по охране труда, а также первичные инструктажи по технологии перед изучением новой темы.
Инструкции по технике безопасности
для учащихся в учебных мастерских (мальчики)
Данный раздел также четко представляет правила и требования техники безопасности на уроках технологии для мальчиков, во время которых обязанностью учителя является проведение с детьми инструктажей согласно инструкциям по охране труда и технике безопасности для учащихся (мальчиков) в учебных мастерских школы. Учителю технологии необходимо проинструктировать учеников в плане техники безопасности, обучить безопасным приемам и методам работы с инструментами и на станках.
- Вводный инструктаж для учащихся в учебной мастерской
- Инструкция по охране труда для учащихся при работе на токарном станке по дереву
- Инструкция по охране труда для учащихся при работе на токарном станке по металлу
- Инструкция по охране труда для учащихся при работе на сверлильном станке
- Инструкция по охране труда для учащихся при работе на фрезерном станке
- Инструкция по охране труда при ручной обработке древесины
- Инструкция по охране труда при ручной обработке металла
- Инструкция по охране труда при выполнении работ с ручным инструментом
Согласно ФГОС кабинет технологи для мальчиков должен быть оснащен специализированной мебелью и станками, а также иметь достаточное освещение, благодаря чему представляется возможность проводить практические занятия на территории общеобразовательного учреждения прямо в учебное время.
Инструкции по охране труда при выполнении общественно-полезного труда
- Инструкция по правилам безопасности для обучающихся при выполнении общественно-полезного труда
- Инструкция при организации общественно-полезного труда обучающихся
- Инструкция по технике безопасности при работе на пришкольном участке
- Инструкция по охране труда для учащихся при уборке пришкольной территории
Журналы и акты для работы в учебной мастерской
- Журнал регистрации инструктажа учащихся на уроках технологии
- Журнал учета и содержания средств защиты (образец)
- Журнал учета, проверки и испытаний электроинструмента и вспомогательного оборудования к нему
- Акт-разрешение на проведение занятий в учебной мастерской
- Акт приемки комбинированной учебной мастерской на готовность к новому учебному году
- Акт приемки слесарной учебной мастерской на готовность к новому учебному году
- Акт приемки столярной учебной мастерской на готовность к новому учебному году
- Акт-разрешение на ввод в эксплуатацию оборудования в учебной мастерской
Рекомендуем также просмотреть:
Охрана труда в кабинете технологии для девочек
Журнал техники безопасности
Журнал по технике безопасности в кабинете технологии должен присутствовать всегда. В нём регистрируются инструктажи и указываются:
- фамилии и инициалы учеников;
- даты рождения проинструктированных;
- класс, в котором они учатся;
- дата инструктажа;
- номер инструкции и её название;
- подписи учеников;
- фамилия и инициалы учителя, проводившего инструктаж;
- подпись преподавателя.
Правила подготовки парты к работе
Убранное рабочее место – залог безопасной работы на уроке, поэтому к рабочему месту тоже выдвигается ряд требований.
- Требуется всем девочкам вначале убрать волосы, чтобы не повредить их и не замарать.
- Все дети должны надеть фартуки, оберегающие форму от пятен и порчи.
- Учитель проверяет приспособления и средства на исправность.
- Достать все принесенные материалы осторожно, в извлечении приспособления и размещении на столе на защитной клеенке или доске есть правила и особенности в зависимости от работы.
- Перед процессом требуется приготовить все нужные для работы материалы и прослушать инструкции от учителя, как с ними правильно и безопасно осуществлять взаимодействие.
- Всегда с собой требуется иметь тряпочку и набор салфеток.
Уроки труда для девочек
Правила безопасности на технологии в кабинете для девочек свои, но учитель тоже должен все время находиться с классом. У разных типов работ свои риски — в кулинарии можно обжечься, во время шитья пораниться.
Важно! Ношение формы для девочек на уроках труда является обязательным, как и для мальчиков.
- К уроку допускаются те учащиеся, которые изучите правила ТБ.
- Применять инструменты, плиты можно только с разрешения учителя.
- Наличие формы обязательно, девочкам нужно убирать волосы.
- Сломанный, поврежденный инвентарь применять нельзя.
- Рабочее место следует содержать в полной чистоте, мусор убирать своевременно.
- По не прямому назначению инструмент не используют.
- Инвентарь держат так, чтобы опасные острые части были направлены от себя.
- На случай получения травмы школьница должна сразу сообщить об этом учителю.
После окончания урока рабочие места приводятся в порядок, руки моются с мылом.
Уроки шитья (труд в школе) для девочек
Ткани
Возможные опасности при работе с тканями — травмы глаз, повреждения пальцев иголками, булавками, ножницами, спицами. Вещи для рукоделия нужно хранить в шкатулке, сумочке или другом специально оборудованном месте. Для булавок, иголок обязательно использовать игольницы.
Во время работы с инструментами обращаться бережно, иглы не брать в рот и не накалывать на одежду. Длина нити не должна превышать длину локтя. Ученицы не должны ронять ножницы на пол лишний раз, нитку следует только обрезать, а не обрывать либо откусывать. Во время работы размахивать крючками, спицами, ножницами нельзя.
Важно! После завершения шитья проверяется число булавок и иголок — их должно быть не меньше, чем в начале работы. Сломанные инструменты заворачивают в бумагу и выбрасывают в мусорник.
Техника безопасности
в кабинете технологии для девочек
В распоряжении учителя технологии (обслуживающего труда) может быть кабинет швейного дела и кабинет кулинарии, где на уроках технологии для девочек должны соблюдаться основные правила и требования техники безопасности. В кабинетах технологии расположено электрооборудование, которое при несоблюдении правил и инструкций по охране труда может привести к травмированию.
Инструкции по охране труда для учителя технологии
Учитель должен строго соблюдать требования охраны труда в кабинете технологии, внимательно изучить инструкции по охране труда для учителя в кабинете технологии, при эксплуатации швейного и кухонного оборудования, надлежащим образом оформить уголок охраны труда для учащихся, укомплектовать аптечку первой помощи и разместить первичные средства пожаротушения. Учитель технологии несет полную ответственность за безопасность образовательных отношений в кабинете.
- Инструкция по охране труда учителя технологии у девочек
- Инструкция по охране труда для учителя на замене (при замещении)
- Инструкция по охране труда для заведующего учебным кабинетом
- Инструкция по охране труда для руководителя кружка (студии)
- Инструкция по охране труда на уроках труда в начальной школе
- Инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинетах технологии
- Инструкция пожарной безопасности в кабинете технологии
- Инструкция “О порядке содержания, осмотра, приведения школьных помещений в пожаробезопасное состояние поле окончания учебных занятий”
- Инструкция по охране труда при работе на персональном компьютере (ноутбуке)
- Инструкция по охране труда при проведении внеклассных мероприятий
- Инструкция для оказания первой помощи при несчастном случае в школе
- Инструкция при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации террористического характера
Перед началом урока учитель технологии должен выполнить требования по охране труда, осмотреть помещение кабинета, проверить исправность электроприборов и технологического оборудования, убедиться в безопасности рабочих мест, проверить на устойчивость и исправность мебель, убедиться в исправности освещения и соответствия температуры воздуха санитарным нормам.
Инструктаж
Инструктаж по технике безопасности в кабинете технологии проводит учитель перед допуском учеников к работе. В случаях, когда учитель технологии не может этого сделать, он должен организовать проведение инструктажа другим педагогом.
Инструктаж проводится в следующих случаях:
- вводный – в самом начале года;
- первичный – перед началом изучения новой темы;
- повторный – раз в полугодие;
- внеплановый – если есть необходимость или появляется травмоопасная ситуация;
- целевой – когда предстоит изучение темы, предусматривающей работу на особенном оборудовании.
Обработка древесины
Обрабатывать древесину вручную – процесс не менее сложный, чем работа с металлом, поэтому правил техники безопасности здесь тоже много.
- Надеть спецодежду (халат, головной убор).
- Проверить состояние инвентаря (совка, сметки, сиденья, подставной решётки).
- При обнаружении неисправности инструментов или оборудования следует уведомить об этом педагога.
- Проверить исправность верстачных дисков (не сработана ли насечка, плотно ли привинчены губки тисков).
- Плотно закрепить в тисках деталь, подвергаемую обработке.
- Следить за исправностью оборудования (прежде всего, за наличием неповреждённой рукоятки у заострённых инструментов).
- Не отвлекаться на посторонние дела.
- Пользоваться инструментами строго по назначению.
- Проверить исправность оборудования, в случае их повреждения сообщить учителю.
- Убрать рабочее место, отходы поместить в предназначенный для этого ящик.
- Разложить приборы в последовательности, обозначенной учителем.
- Чтобы не испортить насечки на губках тисков, оставить зазор в пару миллиметров.
- Покинуть кабинет с разрешения преподавателя.
Доклад «Техника безопасности на уроках технологии»
Техника безопасности на уроках технологии.
Программа трудовой подготовки школьников реализуется во всех классах. У нас имеются определенные условия, обеспечивающие выполнение изучаемой программы. Это мастерская, где находится достаточное количество швейных машин. Расстановка оборудования и состояние, в котором оно находится, соответствует требованиям техники безопасности. В кабинетах имеются соответствующие инструкции, журналы регистрации инструктажей. Стараюсь приучать детей к правильной организации рабочего места, к заботе об исправном состоянии оборудования и инструментов. Требования безопасности жизнедеятельности должны учитываться на всех стадиях творческой деятельности.
Уроки труда сопряжены с повышенным риском травмирования школьников. Именно поэтому учителю крайне важно держать на постоянном контроле поведение своих подопечных, не допускать неадекватного и опасного поведения, контролировать работоспособность и безопасность школьного инвентаря. Каждый школьник, перед тем как приступить к выполнению учебных заданий, должен быть ознакомлен с техникой безопасной работы с инструментами.
Во всех случаях ответственным лицом является преподаватель, он следит за наличием и исправностью оборудования.
Прежде чем приступать к урокам труда учитель должен ознакомить детей с правилами безопасности, которые расписаны в инструкциях к этим урокам.
Техника безопасности на уроках труда в мастерской описывает базовую модель поведения ученика, которая поможет свести к минимуму потенциальные риски
В рамках охраны труда на уроках в кабинете технологии представлены инструкции по охране труда при работе с ножницами, иголками и булавками, при работе с утюгом, со швейными машинками. Также, представлены инструкции по оказанию первой помощи пострадавшему в кабинете технологии, другие необходимые инструкции по технике безопасности в кабинете технологии школы.
На первых уроках и в дальнейшем учащиеся проходят первичный инструктаж по технике безопасности. Учитель знакомит с программным материалом всего учебного года и по данной четверти, с требованиями к уроку, что нужно иметь на уроках, с формой, санитарно-гигиеническими нормами, с требованиями к дисциплине и организации учащихся на уроке. В течении учебного процесса проводится текущий инструктаж по технике безопасности с целью ознакомления со способами предупреждения травмы. Во время занятий учащиеся находятся на уроке в форме. Урок начинается и заканчивается по звонку согласно расписанию.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ УРОКА. Перед началом урока учащиеся готовятся к уроку, одевают форму. Урок начинается по звонку.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ. На уроках учащиеся выполняют программные виды работ, согласно которым получают текущие, итоговые и четвертные оценки. В подготовительной части урока учащиеся получают знания о безопасной организации труда, о приёмах и методах безопасности работы. В течении урока учащиеся должны придерживаться определённым правил:
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ УРОКА. Урок заканчивается подведением итогов работы, сообщаются оценки, выдаётся домашнее задание, после чего учащиеся убирают свои рабочие места.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. В процессе работы предупреждать возникновение аварийных ситуаций: – не оставлять включённым утюг, электроплиты, электронагревательные приборы, электромашинки. – ставить утюг на подставку; – следить за исправностью электрических приборов.
Техника безопасности
на уроках технологии для девочек
В рамках охраны труда на уроках в кабинете технологии (обслуживающий труд, делопроизводство) для девочек представлены инструкции по технике безопасности на уроках при работе с ножницами, иголками и булавками, при работе с утюгом, со швейными машинками и оверлоком, при работе по приготовлению пищи, при работе на пришкольном опытном участке.
Инструкции для учащихся в швейной мастерской
При работе со швейными машинами учащимся необходимо знать и строго соблюдать данные инструкции по охране труда и технике безопасности для учащихся (девочки) в кабинете технологии (обслуживающего труда). Первоочередной задачей учителя является обучение учащихся безопасным методам и приемам работы со швейным оборудованием в швейной учебной мастерской.
- Вводный инструктаж для учащихся в кабинете технологии
- Инструкция по охране труда для учащихся в кабинете технологии
- Инструкция по охране труда при работе в швейной мастерской
- Инструкция по охране труда при работе с ножницами, иголками, булавками в кабинете технологии
- Инструкция по охране труда при работе с утюгом в кабинете технологии
- Инструкция по охране труда при работе с электрическим утюгом
- Инструкция по охране труда при работе с тканью
- Инструкция по охране труда при работе на оверлоке
- Инструкция по охране труда при работе со швейными машинками в кабинете технологии
- Инструкция по охране труда при работе на универсальной промышленной швейной машине
- Инструкция по охране труда при работе на бытовой швейной машине с ручным приводом
- Инструкция по охране труда при работе на бытовой швейной машине с ножным приводом
Помимо соблюдения общей инструкции по охране труда при работе с технологическим оборудованием учитель должен знать и ознакомить учащихся с производственной инструкцией по эксплуатации оборудования, используемого на уроках технологии.
Инструкции по охране труда в кабинете кулинарии
Данные инструкции по охране труда в кабинете кулинарии предназначены как для учителя технологии (обслуживающего труда), так и для учащихся при приготовлении пищи на уроках технологии. В помещении находится электроплита и иное кухонное электрооборудование, что подразумевает строгое соблюдение требований инструкции по охране труда и технике безопасности в кабинете кулинарии.
- Инструкция по охране труда при работе в кабинете кулинарии
- Инструкция по охране труда при кулинарных работах
- Инструкция по охране труда при приготовлении пищи в кабинете технологии
- Инструкция по охране труда при работе с кухонной электроплитой
- Инструкция по охране труда при эксплуатации микроволновой печи
- Инструкция по охране труда при работе с миксером
- Инструкция по охране труда при работе с блинницей
- Инструкция по правилам безопасности для обучающихся при выполнении общественно-полезного труда
- Инструкция при организации общественно-полезного труда обучающихся
- Инструкция по технике безопасности при работе на пришкольном участке
По окончании работ в кабинете кулинарии требуется отключить электропитание в последовательности, указанной в инструкции по эксплуатации на оборудование, приспособления и бытовую электротехнику с учетом характера выполняемых работ. К уборке рабочего места можно приступать только при отключении всех токонесущих устройств.
Журналы и акты для работы в кабинете технологии
- Журнал регистрации инструктажа учащихся на уроках технологии
- Журнал учета и содержания средств защиты (образец)
- Акт-разрешение на проведение занятий в кабинете технологии
- Акт приемки кабинета технологии на готовность к новому учебному году
Техника безопасности на технологии
- Суть подхода
- Для мальчиковУроки за станкамиРабота с металломРабота с деревом
- Уроки за станками
- Работа с металлом
- Работа с деревом
- Уроки труда для девочекТкани
- Ткани
- Пожарная безопасность
Уроки труда связаны с высокими рисками травмирования учащихся, в особенности если речь идет о работе со специальными станками, обработке металла и дерева. Учитель должен внимательно следить за действиями подопечных, контролировать состояние применяемого инвентаря. Техника безопасности на технологии предполагает также знание правил безопасности проведения работ.
Техника безопасности – простая формальность?
Освоение теоретических знаний невозможно без практики. Лучше всего это правило учитывается в школьной программе по технологии. Очень важно создать для учеников условия, исключающие возникновение опасных ситуаций, поэтому техника безопасности в кабинете технологии должна быть известна всем ученикам и соблюдаться ими.
Если чётко следовать указаниям, прописанным в нормативных документах , то можно избежать травмирования учеников горячими поверхностями, оборудованием и инструментами, используемыми на уроке.
Воспринимать технику безопасности в кабинете технологии как простую формальность в корне неправильно, ведь правила пишутся для того, чтобы обезопасить детей.