ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ 5: УРОКИ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ
Урок технологии в начальных классах, его специфика.
Подготовка и проведение уроков технологии.
Контроль знаний и умений, учащихся по технологии.
Внеурочная работа по труду в начальной школе.
Урок является центральным звеном классно-урочной системы организации учебной работы. Уроки отличаются типом и структурой.
Типы уроков определяются на основании какого-нибудь признака:
1) по материалам используемых в работе (работа с бумагой, работа с тканью и т.
2) по способам проведения (экскурсия, лабораторная работа, самостоятельная работа и т
3) по дидактическим целям (уроки: изучения нового материала; повторения и закрепления полученных знаний и умений; уроки обобщения; контрольные уроки; и самый распространенный тип комбинированный урок)
4) по содержанию работы:
– рационально-логические (решение логических задач);
– эмоционально-художественные (создание художественного образа)
– формирующие приемы и навыки практической работы.
5) по характеру познавательной деятельности учащихся
Наиболее эффективными уроками являются последние два типа.
Все перечисленные типы уроков имеют различную структуру, т. последовательность этапов урока.
Их количество и последовательность зависит от содержания, поставленных задач. А так же особенностей урока ручного труда:
1)основная масса времени (80%) отводится для практической работы
2)практическая работа имеет общественно-полезную направленность, соблюдение т/б и правил работы с инструментами и материалами.
3)разные виды деятельности на ушках труда требуют гибкого использования норм, методов и приемов обучения
4)связь с другими предметами
Эффективность урока зависит от подготовки учителя к занятиям, которая состоит из двух этапов:
– изучение программы или программ.
– изучение методических пособий и учебников к данной программе.
– на основе данной программы намечается перечень изделий, какие свойства материалов и приёмы работы должны освоить учащиеся на том или ином уроке.
– изучение материалов, предназначенных для обработки, ознакомление с промышленным производством этих материалов, способами их обработки.
– подготовка материальной базы уроков.
На этом этапе предполагается составление перспективного и календарного плана. Данный план можно выполнить в виде перечисления тем, изделий и указания количества часов на их изучение. Но более удобно делать планирование в виде таблицы
№
п/п
Тема урока
Изделие
Количество часов
Знания и умения
Материалы и оборудование
После этого определяется последовательность прохождения материала в объеме установленного времени (весь раздел программы не может быть пройден одним блоком, они чередуются в течение четверти
Кол-во часов
в четверти
Раздел программы. Порядковый номер урока. Вводный урок
Раб. с бумагой
Раб. с тканью
Раб. С мат. Технич. Модел. Сх труд
1 четверть
1-9 часов
6,7
–
5,8
–
2,3,9
2 четверть
11-7 часов
–
15,16
–
–
10,11,12,13
–
3 четверть
10-11часов
–
23,24
17,20
25,26
–
–
21,22
4 четверть
14-7 часов
–
29,30
31,32
33,34
–
–
При распределении часов учитывается, что в I четверти больше работы с природным материалом, а во II и III больше с бумагой и тканью.
Можно в эту таблицу включить графу «экскурсии».
После определения темы и изделия учителю небходимо составить конспет урока технологии
Структура урока технологии.
Структура урока определяется в зависимости от темы, поставленных задач, содержания, а также большое значение имеет уровень развития учащихся и учебно-материальной базы школы. Выбирая структуру конкретного урока, учитель должен продумать все особенности урока: количество этапов, переходы от одного этапа к другому, виды заданий, виды наглядных пособий и др. В практике школы наибольшее распространение получила структура комбинированного урока труда (технологии), состоящая из четырёх основных этапов:
Организация урока, настрой учеников на работу, проверка готовности к уроку; 2. Подготовка учащихся к практической работе (изложение нового материала, анализ изделия, знакомство с технологией изготовления изделия, техника безопасности); 3. Практическая работа (выполнение технологических операций); 4. Подведение итогов урока, оценка проделанной работы.
Рассмотрим более подробно эти этапы.
Организация урока(1-3 мин
На данном этапе важно установить порядок в классе, так как дети после перемены возбуждены. Для этого можно произнести рифмовки, прочитать стихотворение или просто на несколько секунд оставить детей стоять возле парт, после чего посадить их со словами «садитесь, начинаем наш урок». Возможен вариант, когда учитель предлагает проверить готовности учащихся к уроку, перечисляя, что должно быть на парте.
Подготовка учащихся к практической работе (8-12 мин
Назначение данного этапа – актуализация тех знаний, умений и навыков учащихся, которые необходимы в практической работе.
На данном этапе происходит объяснение нового материала и закрепление пройденного. Сообщение учащимся каких-либо сведений, как правило, происходит в процессе беседы. Эффективность беседы определяется, прежде всего, содержательностью и логикой предлагаемых вопросов. Вопрос должен иметь чёткую формулировку и каждый следующий вопрос, логически связан с предыдущим.
Для активизации младших школьников во время беседы можно использовать различные приемы: обращение к опыту учащихся; постановка вопросов проблемного характера; использование различных видов наглядных пособий (иллюстраций, коллекций, чертежей, таблиц, видеозаписей, образцов изделия); проведение опытов и наблюдений; чтение отрывков из художественных произведений, прослушивание музыкальных фрагментов, заранее подготовленных учащимися сообщений; использование пословиц, поговорок, загадок и решение кроссвордов.
На данном этапе также производится показ образца изделия и его анализ, который заключается в определении назначения, конструкции изделия, определение числа деталей, способов соединения или крепления, а также подбор материалов и инструментов, необходимых для изготовления изделия. Анализ образца изделия может быть выполнен одним или несколькими учениками по плану, предложенному учителем или самим учителем.
Планирование трудовой деятельности предполагает определение последовательности технологических операций, подбор инструментов и материалов, чтение чертежей, схем и эскизов. На данном этапе целесообразно проводить инструктаж по технике безопасности, особенно это важно, если дети встречаются с инструментом в первый раз.
Инструктаж – это объяснение или показ правильных трудовых действий и способов контроля за ними. Виды инструктажа бывают: по форме изложения (устный, письменный, смешанный); по охвату учащихся (индивидуальный, групповой, коллективный); по времени проведения на уроке (вводный, текущий, заключительный).
Привлечение учащихся, использование плакатов и памяток по технике
безопасности, как правильно повышает эффект инструктажа.
В целом, как мы видим, именно этап подготовки учащихся к практической работе определяет весь образовательный смысл урока. Если урок нацелен на выработку практических приемов, на точное копирование образца изделия, то составляется единый план работы, подбираются одинаковые материалы и способы соединения. Если же на уроке будут развиваться творческие способности учащихся, то нужны задания творческого характера. В основном это задания на усиление прочности, устойчивости и надежности, на определение оптимальной формы, числа деталей, способа их крепления, на внесение изменений в размеры с сохранением соразмерности частей и деталей изделия; на расширение или ограничение параметров действия изделий, на выбор рациональных способов разметки и контроля, на выбор технологии, позволяющей экономно использовать материал и свои усилия, на рациональную организацию труда в бригаде, на рационализацию рабочего места.
Практическая работа по изготовлению изделия(20-25 мин
Данный этап занимает основное время урока. Практическая работа школьников может быть реализована в различных организационных формах: индивидуальной или коллективной. Выбор той или иной формы определяется задачами урока. Большая часть работ выполняется учениками индивидуально, т. каждый из них самостоятельно выполняет планируемую работу на предыдущем этапе и осваивает весь технологический процесс изготовления изделия.
Коллективные работы имеет смысл проводить в тех случаях, когда необходимо сделать единый макет или единую композицию. В этом случае все равно каждый индивидуальный элемент сохраняет свою относительную самостоятельность.
Например, дети выполняют композицию «Аквариум» именно как коллективное панно. За урок каждый из них успевает сделать одну-две рыбки или другого жителя аквариума, решая при этом совершенно определенный комплекс задач. Потом, объединив их в общую композицию, мы получаем вполне завершенную работу.
Коллективная работа в небольших группах (обычно от двух до шести человек) будет выглядеть немного по-другому. На таких уроках обычно сдвигают по два-три стола вместе и рассаживают детей вокруг, лицом друг к другу, чтобы действия учеников были согласованы. Также в данном случае учащиеся должны определить роли и задания в группе.
Хотелось бы отметить роль учителя на данном этапе. Учитель осуществляет оперативный контроль за работой каждого ученика, оказывает индивидуальную помощь, при необходимости проводит дополнительный инструктаж. В процессе инструктажа учитель указывает на типичные ошибки учащихся и объясняет, как их устранить.
Подведение итогов урока, оценка проделанной работы (5-10 мин
Смысл этого этапа урока заключается в привлечение внимания детей к полученным результатам; повторение и обобщение пройденного на уроке; формирование умения рассматривать и оценивать изделия друг друга; развитие интереса и внимательного отношения к творчеству других; формирование доброжелательных взаимоотношений в коллективе; выставление отметок ученикам; уборка рабочих мест.
Данный этап можно провести как очередной просмотр учителем работ и выставление отметок в журнал. А можно организовать выставку работ учащихся с их коллективным просмотром и обсуждением. По мере завершения работы ученики выносят свои работы к доске или ставят на стол учителя. Когда экспозиция будет готова, учитель высказывает общую оценку работам учеников, отмечает творческие идеи, сообщает требования к изделию, а затем даёт слово ученикам. Наряду с оценкой положительных сторон ученики должны уметь высказать и критические замечания, но в плане совета или пожелания к улучшению работы.
Подведение итогов урока можно организовать в виде защиты изделий, когда каждый автор по отдельности представляет свою работу на общий суд.
В конце урока необходимо подвести итоги урока, т. вспомнить, что делали и чему научились. После этого урок заканчивается, и ученики убирают рабочие места. Каждый ученик приводит в порядок рабочие инструменты, собирает со стола мусор и собирает материалы и инструменты.
152 с.
Под уроком технологии понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками.
Каждый урок представляет собой составную часть, ступень или звено в учебном процессе.
Вместе с тем, урок – это относительно самостоятельный и логически завершенный этап на пути овладения учащимися ЗУН, формирования УУД.
Урок технологии в начальной школе имеет свои особенности. К ним предъявляются особые требования: Урок технологии в начальной школе имеет свои особенности. К ним предъявляются особые требования: Простановка четких учебно-воспитательных целей, которые должны быть достигнуты в результате проведения урока. По достижению целей урока судят об его эффективности.
Соответствие учебного материала программе. Правильный подбор материала для урока, каждой его части исходя из целей, темы, уровня подготовленности учащихся. Знакомство с различными профессиями. Полезность изготавливаемого изделия. Основная масса времени (70-75%, не менее 30 мин) – это практическая работа. Организация рабочего места, уборка.
Работа режущим инструментом – строгое соблюдение правил ТБ. Выбор наиболее целесообразных форм, методов и приемов обучения. Организационная четкость (время, рабочее место, культура труда). Значительная доля самостоятельной работы учащихся, усиленный контроль учителя, своевременное предотвращение травм, типичных ошибок. Обратная связь на каждом этапе урока.
Реализация межпредметных связей.
Структура урока – последовательное сочетание этапов урока. Структура урока зависит от содержания и поставленных задач.
Каждый этап урока несет на себе определенную смысловую и эмоциональную нагрузку, а все вместе они должны быть сведены в единое, логически стройное целое. Урок не может быть калейдоскопом разрозненных заданий, он должен иметь свое начало, развитие и завершение.
Не всегда нужно использовать одну и ту же схему построения урока. Зависит от цели и задач.
Основные структурные компоненты, которые так или иначе всегда присутствуют на уроке: организационный момент; мотивация учебной деятельности; подготовка учащихся к практической работе, обратная связь; практическая работа; физкультминутка; рефлексия, подведение итогов урока, оценка проделанной работы; уборка рабочего места.
1) Организационный момент 1 – 2 мин. Проверка готовности к работе, наличие материалов, инструментов, клеенки, тряпки. Дежурные. Порядок на протяжении всего урока. 2) Мотивация учебной деятельности 1 мин. Сообщение темы, цели, содержания деятельности, области применения получаемых знаний. Настрой на работу.
3) Подготовка к практической работе 7 — 10 мин. Актуализация знаний и способов действий, создание проблемной ситуации. Актуализация тех знаний, умений, способностей учащихся, которые будут использоваться, пополняться и развиваться в процессе работы, анализ трудового задания, планирование хода предстоящей работы.
Беседа, рассказ, обобщение и пополнение знаний, выполнение опытов и наблюдений, использование раздаточного материала, компьютерных средств, опрос, карточки-задания, презентации, видеоряд. Если предусматривается творческая работа, добавляются элементы, подготавливающие конструкторскую деятельность учащихся.
Связать материал урока с предыдущим, обобщать, использовать знания учащихся по другим предметам, показать необходимость этих знаний, способ их применения.
Анализ и планирование работы проводятся для создания у учеников общего представления об объеме и характере заданий для полного и четкого представления детьми конструкции изделия.
Вопросы для анализа образца изделия могут быть следующие: Что это за изделие? Каково его назначение? Из каких частей оно состоит? каково назначение каждой части? Какая часть самая (трудоемкая) главная? Какова форма каждой части? Из каких деталей собрано изделие? Количество его частей? Сколько одинаковых из них? Сколько разных? Какова форма деталей? Как соединены детали в изделии: подвижно, неподвижно, вразъем? С помощью чего сделано соединение? Нужны ли дополнительные части или детали для сборки? Какова особенность в конструкции изделия? Из каких материалов выполнено изделие? Каковы их свойства? Почему именно они использованы для изготовления изделия? Какие инструменты понадобятся для работы?
Анализ помогает обосновать необходимость и назначение объекта, уточняет конструкцию изделия, развивает навыки наблюдения, выделения и сравнения частей и целого, увеличивает словарный запас. Ребенок должен четко понять: что, как в какой последовательности следует делать, продумать образ и оформление будущего изделия.
Далее планируется предстоящие трудовые действия и операции, определяется последовательность, условия выполнения. Составляется план работы, инструкционно -технологические карты. Возможно построение чертежа развертки (выкройки). Обращение внимания на трудные моменты.
Если ученику предстоит создать новые образы, осмысливать средства их воплощения, то подготовительная работа должна пробудить художественно-образное представление, создание особого эмоционального настроения.
Привлечение внимания детей к полученным результатам, общая оценка достижений, повторение и обобщение пройденного на уроке, формулирование умения рассматривать и оценивать свою работу друг друга, развитие интереса и внимательного отношения к труду других, оценки. Учитель задает тон обсуждению.
Важно работу ребенка оценивать с его же прежними достижениями. Пожелание по улучшению.
Систематизация уроков технологии возможна по различным основаниям: по обрабатываемым материалам, по учебным операциям, дидактическим целям, по преобладающим методам обучения и т.
Классическая классификация по дидактическим целям: 1) уроки изучения нового материала; 2) уроки повторения и закрепления полученных знаний и умений; 3) контрольные уроки; 4) комбинированные; 5) экскурсии; Нетрадиционные уроки: урок-игра, урок путешествие, урок- аукцион, ярмарка, урок – защита проектов и т.
Методы обучения: Пассивные Активные Интерактивные Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом.
¨ Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. ) ¨ Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.
) ¨ Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. ¨ Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилам и творчески.
¨ На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). ¨ Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
¨ Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. ¨ Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. ¨ Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
¨ Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. ¨ На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.
В плане урока технологии должны быть отражены следующие положения и разделы: Тема урока. Цель урока: должна быть четко сформулирована и направлена на разрешение определенных образовательно-воспитательных задач. Задачи урока: список должен быть не слишком большим, но реально осуществимым.
Продумывая задачи урока, следует предельно конкретно сформулировать те, исходя из которых будет разрабатываться содержание и весь ход урока. Образовательные, развивающие, воспитательные. Используемое оборудование: необходимо перечислить необходимые для проведения данного занятия инструменты, материалы. При этом отмечается, что должно быть у детей и что у учителя.
Наглядные пособия и дидактические материалы: учебники, рабочие тетради, дополнительная литература, плакаты, таблицы, карточки, схемы, шаблоны, видеоматериалы, ЦОР, технологические карты, образцы объектов труда, материалы для контроля. Тип урока.
Методы обучения: должны быть предусмотрены целесообразные методы обучения, обеспечивающие активность учащихся и глубокое понимание ими изучаемого материала. Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная). Межпредметные связи: необходимо показать связь изучаемого материала с другими предметами.
Результаты обучения, в т. УУД (лучше планировать небольшое количество важных результатов, чем множество второстепенных). Специальная подготовка: Это задания для учащихся на предварительные наблюдения, подготовку сообщений.
Фгос начального общего образования дидактические основы урока технологии в начальной школе. , лутцева е. , канд. пед. наук, профессор кафедры начального. — презентация
1 ФГОС начального общего образования Дидактические основы урока технологии в начальной школе. , Лутцева Е. , канд. пед. наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования АПКиППРО
2 Ведущие виды деятельности Дошкольное детство – игра 7 – 9 классы – общение Начальная школа + 5, 6 кл. – учебная деятельность классы – учебная деятельность, самоопределение
3 Учебная деятельность Умения : Мыслить (наблюдать, сравнивать,, анализировать, проводить аналогии синтезировать, обобщать) Планировать свою деятельность (искать возможные пути решения учебной задачи, выстраивать последовательность решения) Выполнять самоконтроль и итоговый контроль
4 Этапы формирования мышления предметное (до 3- х лет) образно (наглядно)-предметное (дошкольники) абстрактно-логическое (к 12-ти годам, +,-) НШ от предмета или образа к слову, понятию Ребенок начальной школы не имеет физиологической возможности мыслить абстрактно-логически, т. у него еще не сформированы соответствующие структуры мозга (Внимание! Математика, русский язык). Дошкольник словесно-логическое (сравнение, классификация, описание наблюдаемого процесса) образно-логическое (до 12-ти лет +,-)
- 5 Планируемые результаты ФГОС НОО Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: (управление своей деятельностью) принятие цели, планирование, контроль и коррекция;, оце нка Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символи- ческих средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие определение границ собственного знания и «незнания» Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ ЛЧт ИЯ Мат Ок М Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом ПРЕДМЕТНЫЕЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
- 6 Программа формирования УУД самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собствен- ного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) Регулятивные управление своей деятельностью планирование контроль и коррекция оценка Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знако-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества М е т а п р е д м е т н ы е Л и ч н о с т н ы е наглядность
- 7 Методика реализации содержания ФГОС объяснение, наглядный показ, пошаговый диктант работа по инструкции создание ситуаций для открытия учениками нового знания и практического умения (проблемное введение нового) Два пути в обучении Цель ФГОС – научить добывать знания Предметные результаты Предметные, метапредметные и личностные результаты Передача знаний (репродуктивный) Обучение умению добывать знания (продуктивный)
- 8 Цель Формирование ЗУН Основной дидактический подход Репродуктивный Содержание От готового правила, образца к упражнениям на закрепление Методика Объяснение учителя правила, способа Организационн ые формы Max фронтальные, min групповые Сравнение дидактических подходов Научить добывать ЗУ Продуктивный Нет готового знания — -предметная и иллюстративная среда; — вопросы для поиска ответа (правило или способ деятельности). После «открытия» упражнения на закрепление Поиск учащимися нового правила, способа Max групповые, min фронтальные
9 Механизм освоения нового понятия и способа действия: «Как без внешних предметов нельзя сформировать понятие, так и без внешнего действия (предметно-практической деятельности) не может быть сформировано мыслительное действие» (Талызина Н. ) Предметдействие с нимспособ Технология
10 уроки технологии — уникальная психологическая и дидактическая база – предметно-практическая деятельность, как основной путь (для дошкольников и младших школьников) познания окружающего мира, формирования универсальных учебных действий (УУД); на уроках технологии сочетаются устные рассуждения с продуктивными практическими действиями с реальными объектами; уроки технологии создают важный противовес тотальному вербализму основных учебных предметов начальной школы Окружающий мир младший школьник познаёт, хочет и может познавать только в реальной предметно-практической деятельности Почему учебный предмет «технология» обладает мощным развивающим потенциалом?
11 Анализ задания (выделение известного и неизвест- ного ) Затруд- нение (проблема) Само- контроль Само- оценка Мотивация, познавательная информация осозна ние форм улиро вание Практиче ский поиск решения проблемы Самостоятель ное выполне- ние задания Планирование практической деятельн-ти выбор решен ия «Не мыслям, а мыслить надо учить» Иммануил Кант Структура учебной деятельности на уроке технологии Самостоятельная поисковая деятельность
12 Элементарные знания о технологии ручной обработки материалов Элементы материаловедения Технологические операции (знаю как) 1. Разметка деталей (по шаблону, с помощью чертежных инструментов, копирование и др. ) 2. Выделение деталей из заготовки (разрывание, отрывание, резание и др. ) 3.
Формообразование (сминание, сгибание и др. ) 4. Сборка изделия (склеивание, сшивание и др. ) 5. Отделка деталей, изделия (окраши- вание, аппликация, вышивка и др. ) Это изучается на уроках технологии.
(примерные темы) Элементы конструирования Виды и свойства материалов Детали, их форма, вид соединения (подвиж- ный, неподвиж- ный)
13 Изучение основных технологических знаний и умений по классам (темы уроков) 1 класс Разметка: — свободным рисованием; — сгибанием, — по шаблону, трафарету. Выделение детали из заготовки: — отрывание; — резание ножницами. Сборка изделия: — склеивание. Отделка: — раскрашивание; — аппликация; — рисование и др.
4 класс Освоение новых технологий и художественны х техник на основе изученных. Использование освоенного для выполнения творческих проектов. Сборка изделия: — сшивание (петельная и крестообразная строчки). 2 класс Разметка: — с помощью чертежных инструментов (плоские формы), — копирование.
Выделение детали из заготовки: Сборка изделия: — сшивание (прямая строчка). Отделка: — вышивка; -блестки; — бусины и др. 3 класс Разметка: -с помощью чертежных инструментов (объемные развертки). Выделение детали из заготовки: -резание канц. ножом.
Сборка изделия: — проволока; -щелевые замки; — сшивание (косая и петлеобразная строчки).
17 Методические приёмы открытия учениками нового знания и практического умения (проблемное введение нового) Анализ источников информации (изделия, образцы, учебник, рабочая тетрадь, инструкционная карта, схема, информация на электронных носителях-CD, Интернет и др.
Демонстрация сложной конструкции в разборе (использование полуфабриката для разборки конструкции перед учащимися). Пробные поисковые, тренировочные упражнения (поиск способа выполнения технологического приёма). Перенос известного в схожую, новую ситуацию (изучение нового материала в сравнении с известными).
18 Критерии оценки деятельности учащихся на уроке Качество (отдельного нового изученного приема, операции и в целом работы). Творчество (оригинальные конструкторско- технологические решения, предложения).
Самостоятельность (при открытии нового знания, и в целом в процессе всей работы): — вместе с учителем; — с помощью учителя, детей; — полностью самостоятельно (предметный) (метапредметный) (личностный, метапредметный — УУД)
19 Как составить основу конспекта урока технологии (см. брошюру) Общая схема обучающего урока – с. 32, 33 Темы уроков – с. 25, 27 Задачи уроков – с. 31 Анализ образца (-ов) – с. 32 Метод. приемы открытия нового – с
Организация уроков технологии и способы развития творческих способностей
Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников.
Социальный заказ общества в области обучения технологии выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.
Урок — гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.
Предмет «Трудовое обучение» в младших классах органически входит в образовательную область «Технология», поскольку всегда содержательно представлял собой технологию ручной обработки материалов.
Его название полностью соответствует смыслу учебной деятельности по этому предмету; детей учат трудиться, как трудятся взрослые, т.
лично осознавать задачу, лично разбираться в возможности ее реализации, лично выполнять все, что нужно, чтобы получить продукт, лично отвечать за качество своего труда.
На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс. Каждый урок имеет свою структуру, состоящую из нескольких этапов.
Изучения нового материала, закрепление знаний, проверка знаний, умений, навыков, обобщение и систематизация знаний, задания на дом. Соотношение этапов урока зависит от содержания, дидактических и познавательных целей урока, выбора методов и использование технических средств обучения.
В зависимости от цели, содержания и выбранных для него методов обучения выделяют типы уроков: вводный, комбинированный, изучения нового материала, обобщающий, предметный. При выделении видов необходимо учитывать источник знаний и специфику деятельности учителя, и познавательную деятельность учащегося. Виды уроков: объяснительный, лабораторный, телеурок, киноурок, зачетный урок.
Вводный урок. Основная дидактическая цель: формирование у учащихся общих представлений об учебном предмете. Структура урока такова:
- 1. беседа с целью выявления уровня подготовки учащегося к изучению темы
- 2. изложение учителем основных задач данной темы и ее ведущих понятий
- 3. знакомство с методами работы, формами и видами деятельности учащегося в процессе изучения темы.
Обобщающий урок. Основные функции данного урока, служат целям повторения, закрепления, систематизации знаний, осмыслению отдельных элементов, систематизация знаний учащихся и раскрытие важной идеи, темы курса. Структура урока состоит из следующих этапов:
- — постановка задач,
- — повторение основного вопроса темы,
- — выявление ведущих понятий и систематизация знаний,
- — дальнейшее развитие и углубление понятий,
- — обсуждение наиболее важного материала темы,
- — итог урока.
На всех этапах урока проводится итог.
Урок изучения нового материала. Данный урок раскрывает содержание новой темы, изучение нового материала. Можно организовать по — разному, в зависимости от его сложности, уровня подготовки учащихся. В нем могут сочетаться различные методы работы, обязательным моментом является вводная беседа. творческий способность мышление урок
Особое место в типологии уроков занимают предметные уроки. Особенностью предметного урока является работа учащихся с предметами живой и неживой природы. Особенности предметных уроков:
- 1. Наличие на уроке конкретного предмета, о котором формируется понятие. Изучение предмета может быть организовано как индивидуально, так и группами.
- 2. Сочетание самостоятельной работы класса с объяснением учителя, при этом учитель не может раскрывать сущность явлений и закономерностей, которые будут установлены в результате наблюдений и постановке опыта. Результат экспериментальной деятельности обязательно фиксируется в виде схем, таблиц, схематичных рисунков.
- 3. Проведение предметных уроков требует от учителя тщательной подготовки: подбора оборудования, раздаточного натурального материала и других наглядных пособий. Готовясь к уроку учителю необходимо определить структуру вида деятельности учащегося с предметом, сформировать вопросы и задания по теме.
На предметном уроке иногда отсутствует проверка знаний, умений, навыков. Основная часть урока посвящается изучению нового материала, методами самостоятельной работы учащихся, после чего проводится закрепление изученного.
Классификация уроков по основному типу обучения следующая:
Традиционный (целью урока является формирование знаний, умений и навыков. Деятельность учителя на уроке — передача и закрепление знаний по образцу, без применения содержания знаний).
Развивающий (проблемно-поисковый урок: цель формирование мыслительной деятельности для более эффективного накопления и применения знаний. Деятельность учителя: выявление метода связывающего изучение понятия в единую систему обобщенных знаний для развития мыслительной деятельности. Это уроки общей методологической направленности рефлексии и контроля).
Интегрированные (цель: формирование целостной мыслительной деятельности на основе межпредметных и внутрипредметных связей. Деятельность учителя: интеграция различных видов предметов и знаний).
Интеграция предметов искусства — альтернативная система обучения школьников предметам искусств, альтернативная система их эстетического воспитания и развития творческих способностей.
Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы — изобразительное искусство, литературное чтение, музыку, имеет общие для каждого из них цели, не нарушает принципов диалектики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные способности учащихся, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии красоты окружающего мира. «Дети мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе».
Нетрадиционные (цель: развитие познавательного интереса на основе необычных средств представления учебного материала и включение учащегося в деятельность по частичному изменению содержания учебного материала. Деятельность учителя: изменение способов в организации учебной деятельности и содержание изучаемых знаний), но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда.
Уроки труда в начальных классах должны носить ярко выраженную творческую окраску. Агаркова предлагает следующую структуру урока технологии.
Организация начала урока предполагает:
- · Обеспеченность рабочих мест необходимыми материалами и инструментами;
- · Установление дисциплины
- · Объявление темы урока, первичное знакомство с образцом
Планирование трудовых действий детьми включает в себя:
- · Беседу, которая поможет учителю выявить знания детей о предмете, углубить и расширить их
- · Анализ образца изделия
- · Определение технологии изготовления изделия (пользуясь чертежами или инструктивно-технологической картой, ее «дубль» деталями)
- · Составление плана работы детьми
- · Определение критериев оценки изделия, с повторением правил выполнения трудовых операций.
III. Самостоятельная работа учащихся весьма специфична. Именно здесь «рождается» новый предмет, который должен соответствовать ранее указанным критериям.
Во время его изготовления закрепляются политехнические знания школьников, вырабатываются их умения реализовывать составленный план, экономить время и материалы, соблюдать чистоту на рабочем месте; совершенствуются познавательные процессы учащихся: внимание, память мышление, речь, воображение; оптимизируются отношения с учителем и одноклассниками.
Итог урока дает учащимся возможность:
- · обобщить полученные знания;
- · проанализировать выполненную работу и оценить ее.
Задание на дом определяется учителем и должно носить поисковый характер.
Итак, разрабатывая урок технологии, необходимо ориентироваться на указанные положения.
Рассмотрим пути примерной их реализации. Известно, что любой урок начинается с его организации. Как показывает практика, учителя решают этот вопрос по-разному. Остановимся на особенностях первого этапа урока, рациональном варианте материального обеспечения рабочего места каждого ученика. Для этого необходимо:
- 1. Все материалы и инструменты на ближайшую четверть закупить заранее для всего класса. Это возможно, если родители учащихся не только точно знают, какие изделия дети должны выполнить за указанный период, но и знакомятся с образцами, сделанными учителем.
- 2. Материал, необходимый для изготовления определенного изделия, также подготавливать накануне урока для каждого ученика, с учетом уровня сформированности его трудовых умений и раздавать непосредственно перед началом занятия
- 3. Наглядность урока должна соответствовать предъявляемым требованиям. Изделие, выполненное учителем — эталон для учащихся, подготавливается в трех экземплярах.
- 4. Инструкционно-технологическая карта, раскрывающая всю последовательность технологического процесса, является демонстрационной и должна быть видна ученикам всего класса, вне зависимости от нахождения их рабочего места. Она может быть собрана на единое полотно или состоять из отдельных «дублей».
Умело организованная материальная база создает определенные предпосылки для творческой работы учителя и учащихся. Первичная демонстрация учителем эстетически и грамотно выполненного образца, усилит мотивацию выполнения изделия детьми.
Как и любой урок в начальной школе, урок технологии может быть традиционным и нетрадиционным.
В последнее десятилетие нестандартные формы уроков прочно заняли свое место в учебно-воспитательном процессе. Схематично их классификацию можно представить:
- 2. Трансформируемые уроки (лекция, семинар, зачет)
- 3. Уроки с нестандартным построением содержания (игра, проблемное и модульное содержание)
- 4. Уроки с нестандартным оформлением (экскурсия, путешествие, сказка).
Весьма значимым являются периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков. Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок, и его анализ.
Подготовительный. В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность лишь учитель (написание плана, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение ит.
), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся.
Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала.