Урок безопасности при возникновении пожара

по пожарной безопасности

«Пусть огонь в сердцах пылает, а пожаров не бывает»

  • сформировать  отношение к лесным пожарам как к вредной деятельности человека.
  • научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях.
  • сформировать у обучающихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.
  • научить предвидеть, распознавать и правильно действовать в экстремальных ситуациях в природе и в обществе.
  • формирование у обучающихся понимания единства человека и природы,
  • воспитание экологической культуры у подрастающего поколения,
  • закрепление знания детей о положительной и отрицательной роли огня в жизни человека, о пожарной безопасности, о профессии “пожарный”;
  • привитие навыков осторожного обращения с огнем;
  • воспитание чувства ответственности, навыков безопасного поведения;
  • воспитание людей, ориентированных на мужество, находчивость, самоотверженность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, индивидуальные памятки.

Оформления зала: выставка художественной и научно-популярной литературы; выставка фотографий “Живая ель”; картина И. Шишкина “Корабельная роща” (репродукция); на бутафорских листьях высказывания замечательных людей о лесе, народные пословицы, поговорки, афоризмы, рисунки по пожарной безопасности.

“Много леса — не губи, мало леса — береги, нету леса — посади!”

“Без леса не было бы жизни на земле”. Леонов

“Озеленять жилища, насаждать бульвары, парки – это творчество. Это устроение человеческой жизни, это воспитание человека”. Гладков

“Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. ” (Л. Толстой

“Любовь к родной стране без любви к природе невозможна”. Паустовский

“Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша”. Чехов

“Каждый обязан в жизни вырастить дерево, выстроить дом, воспитать человека”. (Восточная мудрость)

Думы о зелени — думы о будущем.

Яблоко съешь, а семена сохрани и посей.

Сажай лес в поле — будет хлеба боле.

Сухое дерево горит — сырое урожай дарит.

Участники:Учащиеся 5, 10, 11 классов.

На сцене появляются вожатые с группой учеников

Вожатый ___ :

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, а куда, вы скажите сами, отгадав загадку:

Там всегда полно чудес,

Там деревья до небес,

Птички весело поют,

Звери разные живут.

В чаще волка встретить можно –

Там гуляйте осторожно.

Куда ведет нас интерес?

Дети: В лес!

Мы с вами отправимся сегодня на экскурсию в лес, все готовы?

Желаю хорошо погулять.

– Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер, – предложил Никита.

– Зачем здесь?

– Идёмте вон под то дерево, там уютнее.

– Мальчики подошли туда, куда им показали девочки, выкопали яму, землю откинули подальше, чтобы не мешала. Ребята, как вы думаете, правильно ли поступили дети? Обоснуйте ответ.

Вожатый ___ : Ой, ребята, в лесу почему-то пахнет дымом! Чувствуете? Вот треск какой то! Слышите? И что это происходит?

Дети предполагают что происходит.

Ученик 1 читает стихотворение:

Ветер гонит тучу дыма,Словно грузного коня. Вслед за ним неумолимоВстало зарево огня.

Только в редкие просветыТемно-бурых тополейВидно розовые светыОбезумевших полей.

Ярко вспыхивает маис,С острым запахом смолы,И, шипя и разгораясь,В пламя падают стволы.

Резкий грохот, тяжкий топот,Вой, мычанье, визг и рев,И зловеще-тихий ропотЗакипающих ручьев.

Все страшней в ночи бессонной,Все быстрее дикий бег,И, огнями ослепленный,Черной кровью обагренный,Первым гибнет человек.

Ребята! Что же делать? Беда!

Надо позвонить спасателям.

Вожатый ___:(звонит по телефону)

Служба 911! Пожар в лесу! Координаты 45/69.

Все закончилось благополучно. Могло быть хуже. А знаете ли вы, как появился огонь? Хотите расскажу?

Горит костер. Дети сидят около огня.

Вожатый___ (рассказывает легенду) :

Легенда о Прометее

«Давным-давно люди не знали огня. Они бродили по лесам, нападая на диких животных. Если охота была удачной, они разрывали зверя на части и съедали мясо сырым. Убежищами служили холодные пещеры. Миром правили Боги, живущие на горе Олимп. Сильные, красивые и всемогущие. Всего у них было в достатке. Юный Прометей был наделен чутким сердцем и храброй душой. По дороге на Олимп он встречал людей, дрожащих от холода и страдающих от болезней. Прометей не побоялся облегчить их жизнь. Он незаметно взял тлеющий уголек из очага богов. Спустившись на землю, он вынул его и раздул своим могучим дыханием. А люди увидели огонь и взяли себе. Они кормили его сухими ветками, защищали от ветра. Они делились друг с другом его теплом. Человек изгнал из пещеры хищников, научился жарить мясо, обжигать горшки и многое другое, необходимое для жизни. Отец богов Зевс удивился. Люди больше не бродили стадами, а жили семьями в домах. Приказал тогда Зевс отвести Прометея в холодную землю скифов и приковать его там к скале. А люди будут вечно благодарны Прометею за принесенный им огонь».

Этой легенде посвящены стихи.

Красный факел для людей,

Чтобы жаром всех он грел,

Чтоб в светильнике горел,

Мясо жарил и варил,

Страх на зверя наводил,

Обжигал горшки, игрушки,

Правил бронзовые пушки.

Но, к несчастью, этот дар

Вызывал не раз пожар.

Как в костре трещат дрова,

Загорелись лес, дома.

И кидалось то огнище

С адским ревом на жилище.

Легче не пожар тушить,

А его предупредить!

Краткий видеофрагмент до пожарного с ребенком на руках

Что такое огонь?

Причины его возникновения.

Вожатые приводят статистические данные о пожарах в России

Ребята, вы не забыли, что мы находимся в лесу?

И основной причиной возникновения лесных пожаров является безответственное отношение людей.

Вожатый ____ :

Почему так происходит? Давай те разберёмся, вместе.

Учащимся зачитываются различные ситуации. Нужно дать правильный ответ.

  • Собирая осенью грибы в лесу, вы почувствовали запах дыма. Затем видимость стала быстро ухудшаться из-за задымления. Вы поняли, что оказались в зоне лесного пожара. Каковы ваши дальнейшие действия?
  • Собирая в лесу ягоды, вы вдруг стали замечать, что почва под ногами становится горячей и местами из-под неё выходит дым. Что это означает и как вы будете действовать дальше?
  • Оказавшись в зоне задымления при лесном пожаре вам стало трудно дышать. Что вы будете делать дальше?

Вожатый ___ (делает вывод):

Основную роль в профилактике лесных пожаров играет разъяснительная работа, воспитание бережного отношения к природе, введение ограничений, а при особой пожароопасной обстановке и полного запрета на посещение лесных угодий.

С наступлением в лесу пожароопасного сезона население предупреждается об этом с помощью газет, радио, телевидения, а также наглядных пособий, вывешиваемых в наиболее людных местах.

Сейчас мы в лесу, а скоро вернемся домой. Но и дома мы используем огонь и там также могут возникнуть разные ситуации.

Ученик ___ :

Мне бабуля говорила,

Что огонь нам друг и враг.

Без него темно бы было

Жили б мы совсем не так.

Телевизора б не знали,

Ни поесть и ни попить,

В «Sony» тоже б не играли

В общем, плохо было б жить.

Но бывает огонь и другим:

Не согреет ладошек он ваших,

Спичек в руки не бери!

Коробка спичек хоть мала,

Видеофрагмент о причинах возникновения пожара в квартире.

Мы увидели, какой вред наносит огонь, если не соблюдать правила, а теперь давайте поиграем.

При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди.

Страшнее огня бывает дым. В задымленной комнате легко заблудиться и не найти выход. Трудно дышать.

Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т. ; если играть со спичками, шалить с огнем.

СЦЕНКА С ПРИБОРАМИ.

Выходит группа ребят. В руках у них рисунки с изображением: огонь, огнетушитель, ствол, коробок спичек, газовая плита, электроплитка, электроутюг.

Я – Огонь! Я – друг ребят.

Но когда со мной шалят,

Становлюсь тогда врагом

И сжигаю все кругом!

В рубашке ярко-красной,

В работе безотказный.

Школьник обязан знать!

Ствол пожарный с рукавом.

Познакомьтесь со стволом –

Спички не тронь,

В спичках – огонь!

С газом будь осторожен.

От газа пожар возможен!

Не играй с электроплиткою.

Спрыгнет с плитки пламя прыткое!

И рубашки, и штанишки

Глажу я для вас, детишки,

Но запомните, друзья,

Что со мной играть нельзя!

Давайте поговорим о тех, кто борется с огнем и без них с огнем не справиться.

«101» самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер легко набрать даже в темноте и на ощупь.

Почему пожарная машина красная?

Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу.

Красный цвет – цвет огня.

Как одеваются пожарные?

Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.

Звучит пожарная сирена.

Вожатый ___: Что случилось? Почему? Ничего я не пойму?

Кто услышав запах гари,

Сообщает о пожаре?

Знать обязан каждый гражданин –

Если что-то загорелось,

На себя возьмите смелость:

Срочно 101 звоните,

Точно адрес назовите,

Что горит? Давно ли? Где?

Несколько минут промчится –

К вам пожарная примчится.

И поможет вам в беде.

Быть не должно привычки!

Играть с огнем и спичкой!

Огонь – опасная игра,

Будь осторожен с огнем –

Предупреждаем всех вас строго.

Пускай все реже с каждым днем

Звучит пожарная тревога.

Кто с огнем не осторожен,

У того пожар возможен,

Дети, помните о том,

Что нельзя шалить с огнем!

Ребята! Мы, находясь в лесу, многое узнали, вспомнили, представили. Но нам пора возвращаться.

Выходит инспектор по пожарной безопасности. Делает обобщение, вывод.

Ребята, я так много всего узнал, у меня такое хорошее настроение, что хочется петь. А у вас?

Выходя из леса, группа учащихся поет частушки.

То, что спички не игрушка Знает каждый, знают все Не бросай горящей спички, А то быть большой беде. Не пугайте журавлей Не губите аистов А не то всех этих птиц Вовсе не останется. Всем напомнить здесь уместно, Что шалить с огнём нельзя. Выполняйте повсеместно Эти правила, друзья! Выполняйте повсеместно Эти правила, друзья! И тогда беды не будет в вашем доме никогда. Мы частушки вам пропели Правила сказали, Как дружить, друзья с огнём Вы теперь узнали.

Вожатый ___: Вот и всё. Никогда не забывайте, что с огнем шутки плохи.

Вожатый ___: Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом! Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, лес, природу, дом, в котором вы живете, и школу, в которой вы учитесь.

Всем участникам мероприятия раздаются памятки

Памятка для учащихся

Как вести себя на пожаре

Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.

Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону “1О1” или попроси об этом соседей.

Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону “101” и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.

Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком – внизу меньше дыма.

При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт, он может отключиться, и ты задохнешься.

Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут.

Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся, они лучше знают, как тебя спасти.

Тема урока: Пожарная безопасность 5 класс

Выполнила : Савенкова Т. – преподаватель ОБЖ МКОУ «Малиновская СШ» Ачинского района Красноярского края

Изучить причины пожаров в жилых и общественных зданиях, правила безопасного поведения и способов эвакуации.

Моделирование ситуаций, требующих знаний противопожарной безопасности.

Формирование ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих.

Планируемый результат обучения:

Образовательный продукт: Перечень причин пожаров в жилых и общественных зданиях, ряд общих правил пожарной безопасности, ряд общих правил при пожаре.

Проблемно-поисковый, контроля и самоконтроля, метод наблюдения, метод смыслового видения, метод конструирования правил.

Фронтальная, групповая и индивидуальная

Особенности структуры урока:

Активное участие учащихся с объектом изучения, в постановки и решении проблемы; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Приветствие, настроить на работу и получение нового материала

Мифы Древней Греции гласят: Титан Прометей сотворил первых людей по образу бессмертных богов. Он научил людей строить дома и корабли, охотиться, считать, читать и писать, приносить жертвы богам и гадать о будущем. Когда бог Зевс отнял у людей огонь, Прометей похитил у богов искорку пламени. Он спрятал ее в стебле тростника и принес людям.

Вопрос на целеполагание:

Скажите, ребята, а зачем нам, людям, нужен огонь?

(обсуждение, выдвижение версий)

Вы правы в жизни человека огонь играет очень важную роль. При помощи огня человек обеспечил себя теплом и светом. Без огня сегодня невозможна жизнь человека на нашей планете: огонь плавит руду, приводит в движение автомашины, пароходы, самолеты, ракеты, помогает вырабатывать электроэнергию. Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая необходимые меры безопасности.

К чему может привести небрежное отношение с огнем?

(обсуждение, определение проблемы)

Главная проблема урока:

Определить причины пожаров и ряд общих правила поведения при пожаре.

Давайте уточним и запишем определение пожара.

Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий опасность для жизни людей.

Наиболее часто пожары возникают в жилых домах.

– Как вы думаете, почему?

(обсуждение проблемы, анализ, рефлексия)

В каждом доме увеличивается количество электроприборов. Это холодильники, телевизоры, стиральные машины, электронагревательные приборы, то есть все, что стало необходимым и привычным в повседневной жизни. Нарушение правил пользования любым прибором может привести к пожару. Запомните! Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, от их небрежности в обращении с огнем. Пожар может возникнуть всюду, где огонь оказался без контроля.

– Как вы думаете, что может стать причиной пожара?

(Обсуждение проблемы, моделирование ситуаций, их анализ, образовательный продукт – перечень причин возникновения пожаров, ряд общих правил пожарной безопасности).

Перечень причин возникновения пожаров:

  • Причиной пожара может стать и игра с огнем. В нашей стране из-за этого вспыхивает примерно каждый шестой пожар.
  • Дети ради забавы поджигают тополиный пух и смотрят, как бежит по нему огонь. В начале лета начинается обильное цветение тополя. Улицы, дворы покрываются тополиным пухом. Он проникает в окна чердаков, забивается в подвалы домов, сараи. Часто такие игры заканчиваются пожаром.
  • Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями – хлопушками, петардами, фейерверками и бенгальскими огнями Не меньшую опасность представляет. Если искры от них попадут на легковоспламеняющиеся предметы, может вспыхнуть пожар.
  • Брошенная горящая спичка или незатушенный окурок представляет пожарную опасность .
  • К пожару может привести нарушение правил пользования легковоспламеняющимися жидкостями, проведение опытов с неизвестными химическими веществами и аэрозольными баллонами.

Помните! Пожар легче не допустить, чем тушить.

Образовательный продукт ряд общих правила пожарной безопасности. Вот основные из них:

  • Не играйте со спичками, следите, чтобы с ними не играли ваши товарищи;
  • Не устраивайте игр с огнем вблизи строений, в сараях, на чердаках и в подвалах домов;
  • Соблюдайте меры пожарной безопасности при пользовании пиротехническими изделиями;
  • Не нагревайте на огне незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны;
  • Не оставляйте без присмотра включенные электронагревательные приборы;
  • Не оставляйте без присмотра включенный телевизор; при любом нарушении его работы немедленно отключите его от сети, вынув вилку из розетки;
  • Не поджигайте тополиный пух и сухую траву;
  • Соблюдайте меры предосторожности при пользовании газовой плитой; ею лучше пользоваться, когда дома есть взрослые.

Практическая работа по группам

(обсуждение модельных ситуаций, анализ, дополнение, исправление, рефлексия, образовательный продукт – ряд общих правил при пожаре)

Ряд общих правил при пожаре:

  • Нельзя открывать окна, так как приток кислорода поддерживает горение;
  • Нельзя тушить водой включенные в сеть электроприборы и лить воду на электрические провода. Во избежание поражения электрическим током необходимо отключить электроэнергию. Или отключить от сети, то есть вынуть вилку из розетки, загоревшийся электроприбор.
  • Очаг возгорания можно тушить подручными средствами – водой, плотной мокрой тканью.
  • Легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин) тушат мокрой тканью, огнетушителем, песком, землей из цветочных горшков.
  • В лесу, парке возгорание можно потушить, засыпав землей или сырыми ветками.

– Молодцы, ребята. Помните всегда, что нарушение любого из названных правил пожарной безопасности может привести к пожару в доме.

– Если же так случилось, что начался пожар, кого мы должны вызывать, куда позвонить?

( ответы ребят)

– В нашей стране в настоящее время создана специальная система, направленная на борьбу с пожарами – пожарная охрана. Пожарная охрана в нашей стране подразделяется на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану.

Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны. Государственная противопожарная служба организует и осуществляет охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров, осуществляет их тушение. Главная задача государственной противопожарной службы – профилактика пожаров.

В случае необходимости вызова пожарной охраны, какой номер телефона мы набираем? (01 или 112). Запишем и запомним эти важные телефоны.

Когда вы звоните диспетчеру, сообщите ему следующие данные: причину вызова; точный адрес, где произошел пожар; свою фамилию и номер телефона, с которого вы звоните. Также необходимо записать фамилию или номер дежурного, принявшего вызов. Если проезд к месту пожара затруднен, указать наилучший маршрут, по возможности встретить пожарную машину и проводить пожарных к горящему объекту.

Давайте отработаем наши действия в случае возникновения пожара.

Тест на компьютере:

  • Учебники
  • Фейерверки
  • Одежду
  • Игрушки
  • Залить водой заднюю стенку
  • Сообщить в пожарную охрану
  • В жилых и общественных зданиях
  • На остановках общественного транспорта

– Ребята, мы с вами говорим о правилах поведения во время пожара, если пожар случился у нас дома или на улице. А что мы делаем, если слышим, что в школе сработала сигнализация. (Эвакуируемся)

– Для заблаговременной подготовки на случай пожара или взрыва на предприятиях и в учреждениях, в том числе и в школах, разрабатываются планы эвакуации людей и спасения имущества и вывешиваются на видном месте.

У нас в школе есть такие планы эвакуации? Где они расположены?

(обсуждение, рассмотрение плана эвакуации школы)

– Если в нашей школе сработала система оповещения о пожаре, а мы с вами находимся на уроке ОБЖ в данном кабинете, то мы с вами должны собрать свои вещи, покинуть класс. Мы выходим из кабинета, поворачиваем направо и спускаемся по лестнице. Отходим от здания школы на безопасное расстояние.

Итог урока.

Что узнали нового и интересного? Понравился ли урок?

Домашнее задание.

Выучить определение пожара и правила пожарной безопасности. Составить план эвакуации из вашего дома на случай возникновения пожара.

  • Пожар в квартире
  • Пожар на балконе
  • Пожар в подъезде
  • Пожар в лифте

«Меры пожарной безопасности.

Правила безопасного поведения при пожарах»

– правила безопасного поведения при пожарах и способах эвакуации из горящего здания;

– основные мероприятия по защите учащихся при пожаре в здании школы;

– об основных причинах и последствиях пожара;

б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от пожаров;

в) иметь представление о последствиях пожаров и мерах, принимаемых по защите от них.

Воспитательная – формировать культуру безопасности жизнедеятельности, коллективизм, навыки взаимопомощи, находчивость в трудных ситуациях

* Цель использования информационной технологии на уроке:

– сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

– приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, который больше смотрит и слушает, чем читает и говорит, предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

– расширить возможности эмоционально и образно подать материал.

– добиться ясных представлений у учащихся о пользе, опасностях и вреде, которые может принести огонь, и способах обеспечения пожарной безопасности в повседневной жизнедеятельности;

-продолжать формирование привычки к соблюдению правил пожарной безопасности, бережного отношения к своей жизни, таких качеств, как осмотрительность, находчивость, собранности

Оборудование: 1. презентация; 2. компьютер; 3. проэктор; 4. экран; 5. прогивогаз;

Организационный момент.

Здравствуйте! Сегодня мы собрались для очень важного и интересного разговора. Посмотрите на экран. -(слайд 1. видеоролик)

-Как вы думаете, о чём сегодня на уроке мы будем говорить? (о пожарной безопасности)

В нашей стране существует мощная структура – МЧС России, готовая действовать в сложной обстановке чрезвычайных ситуаций различного характера. И ее сила заключается не только в современном высокотехнологичном оборудовании, но и в кадровом потенциале. В МЧС России работают подготовленные сотрудники, искренне любящие свое дело (слайд 2)

Урок безопасности при возникновении пожара

Постановка учебных целей. Сообщение темы урока.

В мощную структуру МЧС входят пожарные подразделения. На этом уроке речь пойдёт о пожарах, о правилах поведения во время пожара, об оказании первой медицинской помощи, о защите здоровья и жизни.

III. Основная часть урока.

-Что обозначает слово «пожар»?

Исторический экскурс. ( сообщение учащегося)

Пожар – старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет горьким дымом. В жизни человека огонь играет исключительно важную роль. Согревание наших жилищ, приготовление пищи, развитие науки и техники – связано с огнем. Но было время, когда люди не знали огня. Они питались сырой пищей, в зимнюю стужу мерзли от холода, крупные хищные звери нападали на человека. Тысячелетия потребовались человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. Это нашло отражение в многочисленных легендах, сказаниях и сказках прошлых лет.

Древнегреческие мифы рассказывают о том, как Прометей украл огонь у Зевса, передал его людям и за это был жестоко наказан (слайд 3)

Урок безопасности при возникновении пожара

Огонь – друг. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом.

Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимися за Родину. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира (слайды 4,5)

Урок безопасности при возникновении пожара

Урок безопасности при возникновении пожара

Огонь – враг. Вследствие пожаров труды предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.

С незапамятных времен огонь был спутником больших и малых войн. Его использовали тираны для достижения своих честолюбивых целей, инквизиторы, отправлявшие на костер еретиков, крестоносцы, порабощавшие народы.

Летопись рассказывает, как княгиня Ольга в 946 году при помощи огня жестоко расправилась с людьми, которые поднялись на борьбу против великокняжеской власти. Она подвергла осаде их главный город – Искоростень, но многодневная осада не сломила сопротивление восставших. Тогда Ольга потребовала от горожан уплаты долга голубями и воробьями. Когда птицы были собраны, дружина Ольги привязала к их лапам куски промасленной и подожженной пакли. Птицы полетели в свои гнезда, и через несколько минут город был объят пламенем. Народ бросился спасать свои дома и имущество, дружина Ольги ворвалась в Искоростень и разрушила его (слайд 6)

Урок безопасности при возникновении пожара

Урок безопасности при возникновении пожара

Законы Российской Федерации.

Так что же такое пожар? (слайд 7)

18 ноября 1994 года был принят закон о пожарной безопасности. Он гласит, что в образовательных учреждениях необходимо обучать детей пожарной безопасности по специальным программам. Этим занимаются уроки ОБЖ (слайды 8,9)

Статья 34. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности

  • соблюдать требования пожарной безопасности;
  • иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
  • при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
  • до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
  • выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;

Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

Граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Правила пожарной безопасности в школе.

Средства индивидуальной защиты при пожаре.

В учебных классах образовательных учреждений пожар распространяется со скоростью 1-1,5 метра в минуту, в коридорах – 4-5 м/мин. При горении мебели и бумаги в учебных помещениях в воздухе скапливается оксид углерода, который при вдыхании его в течение 5-10 минут становится смертельным. Поэтому, в таких ситуациях необходимо использование индивидуальных средств защиты (слайд 23).

Как же правильно надевать противогаз? Для надевания необходимо: снять головной убор; вынуть противогаз; взять шлем-маску обеими руками за утолщение края у нижней части так, чтобы большие пальцы ладони были снаружи, а остальные внутри ее; задержать дыхание; закрыть глаза; приложить нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением рук вверх и назад натянуть шлем-маску на голову так, чтобы не было складок, а очковый узел располагался против глаз; устранить перекос и складки, если они образовались при надевании шлем-маски, сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание.

Для надевания противогаза в положении лежа необходимо: задержать дыхание, закрыть глаза; снять головной убор; достать противогаз из сумки и надеть его; сделать выдох, открыть глаза, возобновить дыхание.

При надевании противогаза на раненого необходимо посадить или положить раненого, учитывая его состояние и обстановку, вынуть его противогаз из сумки и надеть на голову раненого.

Практическая часть – надевание противогаза.

Желающие могут продемонстрировать надевание противогаза.

Выполнение тестовых заданий по теме «Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия» ( работа в парах)

а) возгорание различных материалов и веществ с большим выделением тепла и дыма;

б) процесс горения, обусловленный наличием горючего материала, окислителя и температуры;

в) неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Ответ: в.

Наибольшее количество пожаров в быту обусловлено:

а) неосторожным обращением человека с огнем;

б) неправильной эксплуатацией печного отопления;

в) неисправностью и неправильной эксплуатацией электроприборов.

Ответ: а.

Самые опасные поражающие факторы пожара — это:

а) открытый огонь и пониженная концентрация кислорода;

б) большое задымление;

в) температура среды и токсичные продукты горения.

Наибольшую опасность представляют пожары, возникающие:

а) в транспорте;

б) в жилом секторе и общественных местах;

в) на объекте экономики.

Ответ: б.

Как правильно покинуть помещение, если в нем произошли пожар и задымление?

а) пригнувшись к полу;

б) дыша через мокрую ткань;

в) используя оба указанные выше приема.

Подведение итогов.

– Перечислите основные факторы пожара;

– Что является главным врагом при эвакуации из горящего здания?;

– Чего требует закон от граждан в области защиты населения от пожаров?

– Для чего создана пожарная служба? Ее сущность и значение; (ответы учащихся)

Действительно пожарная охрана создана для защиты населения от пожаров, для оказания помощи пострадавшим при пожаре. Известно, что без пожарной охраны не может существовать не одно государство, ни один город, поселок, любой населенный пункт. Пожар для любого из нас – это страшная беда. И в этот момент самый нужный человек на свете – это пожарный.

Просмотр видеоролика о значимости профессии «Пожарный»

Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Чем пожары нам тушить, лучше их предупредить».

Мы много говорили о том, как правильно вести себя во время пожара. Вы многое знаете и умеете. Но мы всё-таки надеемся, что эта ЧС в нашей школе не случится (слайд 25). Я желаю всем удачи. Спасибо за внимание!

Открытый урок по ОБЖ

Урок безопасности при возникновении пожара

Урок безопасности при возникновении пожара

Учитель: Далаев Р.

«ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРЕ»

Тема урока: «Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре»

Цели урока:После изучения темы учащиеся должны:а) знать:• об основных причинах и последствиях пожара;• об основных мерах пожарной безопасности в быту;• о правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения;б) уметь:• правильно действовать в случае пожара в доме;• эвакуироваться из горящего здания;• пользоваться первичными средствами пожаротушения (пенными и углекислотными огнетушителями);в) иметь представление:• об основных поражающих факторах пожара, воздействующих на людей;• об огнестойкости строительных конструкций. Оборудование: доска, мел.

План урока:1. Поражающие факторы, причины и последствия пожаров. Правила безопасного поведения при пожаре в доме, способы, эвакуации из горящего здания. Первичные средства пожаротушения.

Ход урока:1. Организационный момент. Мотивационно–целевой блок:

Огонь был и остаётся одним из первых помощников человека. Но если дать огню волю, не соблюдать правила пожарной безопасности, то добро превращается в зло. Часто причиной пожара становятся:• неосторожное обращение с огнём;• нарушение правил эксплуатации и неисправность электроприборов;• детская шалость с огнём;• курение и т.

В результате пожара у пострадавших возможны ожоги, отравления продуктами горения, травмы от обрушения сооружений и мебели, падение тяжёлых предметов. В ряде случаев возникает паника. Предупреждение пожароопасных ситуаций является нашей главнейшей задачей, но если вдруг возникнет такая ситуация, мы должны знать, как нужно действовать в сложившейся обстановке, как помочь пострадавшим и избежать паники.

Этап освоения материала:При возникновении пожара люди погибают не только от огня, но и от поражающих организм человека вредных факторов (угарный газ, высокая температура среды, токсичные продукты горения, понижение концентрации кислорода, потеря видимости – результат паника).

Основные поражающие факторы пожара и их действие на организм человека:Открытый огонь: Опасны лучистые потоки, испускаемые пламенем уже через 30 секунд после возникновения пожара. Температура среды: Опасно вдыхание горячего воздуха (поражение верхних дыхательных путей, удушье и смерть) и ожоги кожи. Токсичные продукты горения: опасна окись углерода, а также продукты горения, выделяющиеся из синтетических и полимерных материалов. Нарушается координация движения, наступает кислородное голодание, приводящее к остановке дыхания и смерти. Потеря видимости вследствие задымления: Опасно нарушение эвакуации людей. Эвакуация затрудняется или становиться невозможной, при возникновении паники. Потеря видимости вследствие задымления: Опасно нарушение эвакуации людей. Эвакуация затрудняется или становиться невозможной, при возникновении паники. Понижение концентрации кислорода: Опасно уменьшение концентрации кислорода в воздухе при сгорании различных веществ и материалов. Понижение содержания кислорода на 30/0 вызывает ухудшение двигательных функций организма.

Основными причинами возникновения пожаров в доме являются следующие факторы:• неосторожное обращение с огнем;• нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами;• нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;• утечка бытового газа;• беспечность, небрежность и недисциплинированность при пользовании огнем;• неосторожное обращение с пиротехническими изделиями. Обратите особое внимание на опасность, которую представляют собой хлопушки, петарды, бенгальские огни и фейерверки.

Мы с вами разобрали основные причины возникновения пожаров в жилых зданиях, пожалуйста, на основании этого сделайте выводы, какие необходимо принять меры по обеспечению пожарной безопасности в доме, школе, на улице и в лесу (Чем больше учащиеся дадут предложений, тем полнее удастся с ними составить перечень основных правил пожарной безопасности; перечень составляется на классной доске):• не играть с открытым огнем (спичками, зажигалками, не жечь бумагу, не зажигать свечи и т. );• пользоваться только исправными электроприборами и электрооборудованием;• не оставлять без присмотра включенными электронагревательные приборы (утюг, электрический чайник, электроплитку, отопительные приборы и др. );• не пользоваться без разрешения взрослых горючими и легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, керосином, растворителем, ацетоном, бытовыми аэрозолями и проч. );• не включать без необходимости газовые плиты и не оставлять без присмотра зажженные газовые конфорки;• соблюдать меры безопасности при обращении с пиротехническими изделиями (петардами, бенгальскими огнями, хлопушками, фейерверками и т. );• устанавливая новогоднюю елку, не украшать ее игрушками из горючих материалов (бумаги, ваты, марли), не вешать на нее самодельные электрогирлянды и бенгальские огни. Не забывать отключить электрогирлянды, уходя из комнаты, где установлена елка.

Как должен вести себя человек, если в его доме (квартире) начался пожар?1. Не бояться позвать на помощь взрослых, даже если вы являетесь виновником пожара;2. Немедленно покинуть помещение, проверив, не остались ли в квартире те, кто не может выбраться сам (маленькие дети, больные, старики);3. Если нет взрослых, позвонить в пожарную охрану по телефону 01 (112), сообщить точный адрес, что и где горит, свою фамилию и номер телефона. Основное правило тушения огня следующее: накрыть горящий предмет плотной тканью или одеялом и немедленно выйти из помещения, плотно закрыв за собой дверь. Особое внимание необходимо обратить на то, чего нельзя делать при пожаре:• тушить огонь до вызова пожарных (за это время может разгореться большой пожар);• тушить водой электрические приборы, т. вода хорошо проводит электричество;• пытаться выйти через задымленную лестничную клетку (горячий воздух обжигает легкие, а дым очень токсичен);• использовать лифт;• спускаться с верхних этажей по водосточным трубам и стоякам с помощью простыней и веревок, если в этом нет острой необходимости, ведь при отсутствии навыков падение почти всегда неизбежно;• открывать двери, окна и выпрыгивать из них (по статистике, начиная с 4-го этажа, каждый второй прыжок смертелен).

При возникновении пожара нужно быть готовым ко всему, потому что успешная эвакуация здания, ваша жизнь будет зависеть от ваших правильных действий.

Давайте с вами рассмотрим разные ситуации, которые могут произойти:

Действия при эвакуации из горящего или задымленного помещения:1. Защитить глаза и органы дыхания. Накрыться плотной влажной тканью и двигаться, пригнувшись или ползком. Взять с собой фонарик, так как в задымлённом помещении плохо видно. Не входить туда, где большая концентрация дыма. Если из-за густого дыма и высокой температуры вы не можете выйти на улицу, нужно немедленно вернуться обратно, плотно прикрыв за собой дверь. Если концентрация дыма увеличивается, то, передвигайтесь по помещению, пригнувшись или ползком. В многоэтажных зданиях идите в сторону незадымляемой лестницы и далее к выходу. Держитесь за стены, поручни, дышите через влажный платок. Пользоваться лифтом во время пожара категорически запрещается.

Действия в случае, если нет возможности покинуть квартиру при пожаре в доме:1. Позвонить в пожарную охрану, назвать свой адрес и сказать, что выход на лестницу закрыт. Закрыть дверь в квартиру, заткнуть все щели и вентиляционные отверстия тряпками. Создать запас воды в ванной комнате. Закрыться в дальней от входа комнате. Приготовиться подавать сигналы спасателям куском яркой ткани с балкона или фонариком из комнаты (если дым снаружи). Если концентрация дыма высока или резко повысилась температура, выйти на балкон, плотно прикрыв за собой дверь. Захватить с собой намоченное одеяло или другую плотную ткань, чтобы защититься от огня в случае его проникновения через окно или дверь. Если у вас нет балкона, остаётся последний рискованный шанс – встать на подоконник (выступ, карниз), держаться за стену и ожидать спасателей.

Что делать в ситуации, если загорелся или взорвался телевизор? В первую очередь необходимо обесточить телевизор (вытащить вилку из электрической розетки или полностью отключить электропитание в квартире). Если телевизор продолжает гореть, его нужно накрыть плотной тканью, чтобы прекратить доступ кислорода. Заливать водой даже отключенный от электрической сети телевизор нельзя, так как большое остаточное емкостное напряжение может стать причиной электротравмы.

При взрыве телевизора или усилении горения необходимо срочно покинуть помещение, закрыть за собой плотно двери и окна и сообщить о возгорании в пожарную охрану. Распространение огня по зданию при возгорании зависит от огнестойкости здания и сооружения, что распространение пожара в них во многом зависит от того, из какого строительного материала они сделаны. Используя рисунки в учебнике, поясните, в каких случаях огонь может распространяться через строительные конструкции.

Подведение итогов беседы: повторное краткое повторение пройденного материала.

Согласно требований пункта 1. 4 Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ 101-89) практические занятия по отработке плана эвакуации должны проводиться не реже одного раза в полугодие (в детских учреждениях сезонного типа – в начале каждой смены)

Одну из таких эвакуаций, по согласованию с органами пожарной охраны можно совместить с пожарно-тактическими занятиями.

Нормативную документацию на проведение пожарно-тактического занятия разрабатывают сотрудники пожарной части и утверждают в соответствующем порядке. Для проведения такого занятия (ПТЗ) имеет смысл заранее обратиться с письмом в Управление МЧС России по городу (округу города Москвы) с просьбой о проведении ПТЗ на учебное заведение. Как показывает практика должностные лица Управления МЧС России обычно идут на встречу и включают учебное заведение в список объектов, подлежащих изучению.

Однако ошибочно считать, что весь процесс тренировочной эвакуации возложен исключительно на пожарных, и он должен проходить стихийно. Для решения этого вопроса предлагаю рассмотреть систему обеспечения безопасности в образовательном учреждении:

  • охранное предприятие в лице одного или нескольких сотрудников охраны;
  • комиссия по чрезвычайным ситуациям;
  • эвакуационная комиссия;
  • добровольная пожарная дружина;
  • антитеррористическая группа;
  • уполномоченный по делам гражданской обороны;
  • заместитель директора по обеспечению безопасности;
  • дежурный администратор;
  • дежурный учитель.

Все перечисленные должностные лица и структуры должны принимать участие в проведении тренировочной эвакуации. На практике нередки случаи, когда одно должностное лицо входит сразу в несколько структурных подразделений, например, является членом и добровольной пожарной дружины и эвакуационной комиссии. Совмещение может привести к тому, что должностные обязанности ни по одному из направлений не будут выполнены в полном объеме, что в итоге может привести к гибели людей.

Перед проведением ПТЗ и тренировочной эвакуации следует согласовать план-конспект с должностным лицом МЧС России для обеспечения наиболее плотного взаимодействия.

Далее предлагается один из вариантов проведения совмещенного ПТЗ и тренировочной эвакуации.

План-конспект проведения тренировки по эвакуации людей при пожаре

Тема тренировки: эвакуация сотрудников, обучающихся школы в случае возникновения пожара

Цель тренировки: Отработка плана эвакуации, действий должностных лиц и добровольной пожарной дружины по тушению условного загорания в кабинете 3-его этажа и управления эвакуацией

Дата проведения: Указывается точная дата тренировочной эвакуации

Время проведения: Указывается время начала эвакуации

Состав участников: Все сотрудники, обучающиеся школы

ВремяВводнаяОжидаемые действия
ЧПроизошло загорание в школеСрабатывание пожарной сигнализации
Ч+1Сотрудник охраны: оповещает дежурного администратора, затем открывает главный выход. Ч+2Задействовать систему оповещенияДежурный администратор: включает систему оповещения о пожарной тревоге, а также производит звуковое оповещение через радиоузел
Дежурные учителя: руководство эвакуацией на этажах
Заместитель директора по ОБ: сообщение в пожарную охрану (имитация), входит в состав ДПД, приступает к тушению загорания
Ч+3Проведение эвакуацииЧлены эвакуационной комиссии: надевают светоотражающие жилеты, открывают все эвакуационные выходы, руководят эвакуацией на выходах. При скоплении людей, перенаправляют их на главный выход
Учителя: построение обучающихся в классах, выдают защитные капюшоны «Феникс», выводят обучающихся согласно планам эвакуации
Сотрудники: покидают помещения, согласно планам эвакуации
Заместитель директора по АХР: отключение электроэнергии
Члены добровольной пожарной дружины: под руководством заместителя директора по обеспечению безопасности приступают к тушению загорания
Дежурный администратор: встреча прибывающих подразделений пожарной охраны
Ч+7Построение обучающихся и сотрудников на улице по классамКлассные руководители: лично проверяют по списку обучающихся, затем докладывают в штаб
Заместитель директора по АХР: развертывание штаба
Члены комиссии по чрезвычайным ситуациям: входят в состав штаба
Врач (медсестра) школы: развертывает пост оказания первой медицинской помощи
Ч+10Окончание тренировки, разборПредседатель комиссии по чрезвычайным ситуациям: доклад директору о произведенной эвакуации
Директор: объявление окончания тренировки, разбор занятия

План-конспект подписывается должностными лицами школы.

При подготовке такой документации следует иметь в виду, что план-конспект ПТЗ готовится пожарной охраной.

Рекомендации при проведении тренировочной эвакуации:

  • следует обратить особое внимание обучающихся на необходимость передвижения только по внешней стороне лестницы, так как по внутренней стороне будут передвигаться пожарные подразделения и прокладываться рукавная линия;
  • при использовании защитных капюшонов «Феникс» следует обратить внимание, что они не предназначены для использования при тушении пожара, это ограничение может касаться и иных индивидуальных средств защиты;
  • перед использованием защитного капюшона «Феникс» необходимо в обязательном порядке провести инструктаж и практические занятия с обучающимися по его использованию;
  • в состав добровольной пожарной дружины имеет смысл включать около пяти сотрудников школы со следующим распределением обязанностей: первый – тушение загорания, второй – вызов пожарной охраны, третий – управление эвакуацией, четвертый – встреча прибывающих подразделений, пятый – помощь в тушении. Однако в рассмотренном варианте привлекалось всего три человека: первый – открытие пожарного крана и тушение загорания огнетушителем, второй – тушение ручным стволом от пожарного крана или огнетушителем, третий – руководство эвакуацией на этаже, на котором происходит загорание;
  • на улице имеет смысл развернуть штаб, в котором будут находиться заранее подготовленные документы: поэтажный план здания, схемы расположения пожарных гидрантов и пожарных водоемов, пофамильные списки обучающихся по классам, список телефонов экстренного реагирования. Такие документы изготавливаются в сентябре месяце с началом учебного года; рекомендуется защитить их от порчи, в частности можно провести ламинацию. Наличие такой документации в штабе Комиссии по чрезвычайным ситуациям школы позволит дать наиболее полную информацию руководителю тушения пожара по прибытии пожарных подразделений;
  • руководителем тушения пожара является первый прибывший начальник караула пожарной охраны, с момента его прибытия все должностные лица школы подчиняются руководителю тушения пожара;
  • должностные лица пожарной охраны могут развернуть штаб, в который в обязательном порядке входит представитель администрации школы; рекомендуется, чтобы помимо директора вошел в состав штаба, например, заместитель директора по административно-хозяйственной работе, как человек, наиболее полно владеющей информацией по техническим вопросам;
  • двери эвакуационных выходов закрываются на легкооткрываемые запоры, на окнах не должно быть глухих решеток – только распашные;
  • наличие у членов эвакуационной комиссии светоотражательных жилетов позволит, в первую очередь, выделить их из числа эвакуируемых, а во-вторых, привлечет к ним дополнительное внимание;
  • имеет смысл после или во время проведения эвакуации выделить человека, имеющего соответствующий допуск, который произведет отключение электроэнергии в здании, при этом системы оповещения, управления эвакуацией и пожарной сигнализации должны автоматически перейти на режим работы от резервного источника питания;
  • перед проведением эвакуации особое внимание нужно обратить на подготовку обучающихся начальной школы; классный руководитель обязан лично проверить детей по списку перед выходом в коридор для того, чтобы избежать ситуации, когда ребенок прячется от пожара под партой, в шкафу;
  • при проведении тренировочной эвакуации в зимний период времени обучающиеся проходят через раздевалку, которая имеет два выхода, берут верхнюю одежду в руки и начинают одеваться только тогда, когда окажутся на улице.

Представленные выше рекомендации позволят должностным лицам школы провести эффективную эвакуацию обучающихся и этим спасти их жизни в экстремальной ситуации.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *