уроки по экономической безопасности

Видеолекции записаны в рамках ведомственного проекта  «Новая финансовая культура (МоиФинансы: просто о сложном)» государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».

Дополнительная профессиональная программа (повышения квалификации) «Финансовая грамотность в математике» (24 часа)

Лектор – Муравина Ольга Викторовна, к. , доцент, заведующий кафедрой начального образования Института развития образовательных технологий

Цели, содержание, результаты обучения финансовой грамотности в курсе математики 5-11 классов

Игры по финансовой грамотности

Финансовые задачи в курсе математики 5-6 классов и методы их решения

Финансовые задачи в курсе математики 6 класса

Урок математики в 5 классе с элементами финансовой грамотности по теме “Своя игра”

Уроки с использованием финансовых задач в 5-6 классах

Финансовые задачи в курсе алгебры 7-9 классов и методы их решения

Финансовые задачи в курсе алгебры 8 класса и методы их решения

Финансовые задачи в курсе алгебры 9 класса и методы их решения

Урок с использованием финансовых задач в курсе алгебры 9 класса

Финансовые задачи в курсе алгебры и начал математического анализа в 10-11 классах, методы их решения

Финансовые задачи в курсе алгебры, начал математического анализа 10-11 классов в разделе ЕГЭ

Проведение и анализ урока в 10 классе с использованием финансовых задач

Урок с использованием финансовых задач в курсе алгебры и начал математического анализа в 11 классе

Дополнительная профессиональная программа (повышения квалификации) «Финансовая грамотность в обществознании» (24 часа)

Лектор – Лобанов Илья Анатольевич, к. , заместитель заведующего лабораторией социально-гуманитарного общего образования Института стратегии развития образования РАО

Функциональная грамотность, гибкие навыки и финансовая грамотность

Дидактические подходы и методика финансовой грамотности на уроках обществознания

Содержание по финансовой грамотности, включенное в курс «Обществознание» (дидактические единицы)

Формы и приемы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках обществознания при изучении тем по финансовой грамотности

Кейс «Урок по финансовой грамотности»

Оценка качества усвоения программы по финансовой грамотности

Форматы заданий по финансовой грамотности

уроки по экономической безопасности

«Железная дорога – зона повышенной опасности!» – каждый из нас не единожды слышал эти слова предупреждения, возвращаясь домой на пригородной «электричке» или путешествуя в поезде дальнего следования.

Слушали, но к сожалению, не услышали их и те 47 детей, которые пострадали на Восточно – Сибирской железной дороге только за последние 3 года; 25 из них погибли, остальные остались инвалидами. И в каждом случае – нарушили правила поведения на железной дороге. И в каждом случае – вопрос к взрослым, которые не смогли, не захотели, а может не нашли времени, чтобы по-настоящему научить ребенка, как беречь свою жизнь и здоровье.

Надеемся, что наши «Уроки безопасности» будут полезны как специалистам, работающим с несовершеннолетними, так и родителям, заботящимся о безопасности своего ребенка.

Правила нахождения граждан в зонах повышенной опасности

Ответственность за совершение правонарушений на транспорте

Комикс “Супер Тройка на страже

Памятка “Безопасное селфи”

Справочник /
Лекторий Справочник /
Лекционные и методические материалы по экономике /
Экономическая безопасность

Конспект лекции по дисциплине «Экономическая безопасность»,
pdf

уроки по экономической безопасности

Лебедев С. Угрозы экономической безопасности

Другие Экономические предметы

1998 год. Россия еще лишь слегка оправилась от последствий развала СССР, люди только начали учиться работать в новой формации, страна не перестроила систему хозяйствования, когда многое держалось на бартере. Базиса для надстройки в виде идеалов неолиберализма точно не было. В ответ на инфляцию могли предложить только сокращение денежного предложения, в первую очередь через невыплаты зарплат и пенсий, завышение рубля и бесконечные займы.

Дефолт 1998 года

В этой обстановке за считаные месяцы с конца 1997-го до декабря 1998-го из-за коллапса на рынках Восточной Азии цена нефти упала вдвое: с 22 до 11 долларов за баррель WTI.

Как только нефть рухнула, стало нечем платить по долгам, в том числе по ГКО и ОФЗ с бешеной доходностью, доходившей до 140% годовых перед кризисом. Цифры ЦБ показывают, что к моменту, когда структура развалилась, резервы составляли 24 млрд долларов, а обязательства по бумагам — более 36 млрд долларов (с годовой суммой выплат в пользу нерезидентов 10 млрд). Правительство не могло расплатиться и объявило дефолт, причем по внутреннему долгу в национальной валюте. Московский банковский союз подсчитал в 1998 году, что общие потери российской экономики составили 96 млрд долларов, а некоторые эксперты считают эту цифру заниженной.

ВВП сократился втрое — до 150 млрд долларов, совокупный внешний долг вырос до 220 млрд. Рубль девальвировался втрое, а поскольку был привязан к доллару, с июля по ноябрь 1998 года продукты подорожали на 63%, а непродовольственные товары — на 85%. Бедность взлетела, потому что реальные доходы сократились больше чем на 30%, а безработица приближалась к 12%.

Новое правительство Евгения Примакова и руководство Центробанка отказались от ограничения денежного предложения, стали выполнять все обязательства по зарплатам и пенсиям: объем задолженности по зарплатам бюджетникам сократился почти в три раза. Ввели практику сдерживания роста цен на продукцию естественных монополий. Они повышались вдвое медленнее инфляции. Рубль стал рыночным, а не коридорным, а это в целом укрепило стабильность финансовой системы и сыграло положительную роль для предприятий. Предприняли меры для увеличения бюджетной дисциплины: дефицит сократили почти вдвое, отказались от финансирования дефицита через долг, в результате, поскольку доходность бумаг упала, появились вложения в реальный сектор.

В целом кризис был краткосрочным и сменился весьма масштабным подъемом. Тем не менее доверие народа и инвесторов к государству и банковской системе было подорвано на долгие годы. Многие банки и предприятия разорились, а население опять потеряло почти все свои сбережения.

Тучные годы и мировой финансовый кризис 2007–2009 годов

Это целиком привнесенный в Россию кризис, связанный с тем, что американские высоко-рисковые инвестиционные структуры, в первую очередь ипотечные (не зря символом кризиса стал финансовый гигант Lehman Brothers), начали избавляться от активов за рубежом, что вызвало резкий отток ликвидности с рынков развивающихся стран.

Конечно, резко снизились иностранные инвестиции и в российские предприятия и банки. У банков возникли проблемы с ликвидностью. А самое главное, резко снизились нефтяные цены, на рынке произошел катастрофический обвал. Итоговое падение составило 2/3 докризисного объема.

К середине 2008 года затормозилось производство, в 2009-м уже был зафиксирован спад ВВП более чем на 8%. В 2008 году бюджетные антикризисные меры составили 1089 млрд рублей, на поддержку банков пошло 785 млрд рублей, на поддержку реального сектора — 304 млрд рублей. Кроме того, было снижено налоговое бремя, целенаправленно поддержаны отрасли экономики и, частично, население. В 2009 году на борьбу с кризисом отвели 1834 млрд рублей.

Финансовые проблемы потянули за собой снижение производства, спроса, безработицу и иже с ними. Россия к тому моменту была на пике «жирных лет», связанных с высокими темпами роста и высокими ценами на сырье. Страна и люди накопили хоть какую-то подушку безопасности. К тому моменту у страны был очень небольшой внешний долг, крупные резервы и профицит бюджета. Это дало ресурсы и время для маневра и того, чтобы принятые меры подействовали.

Вместе с тем экономический спад был самым большим из стран «Большой двадцатки». Резко снизились темпы роста, доходы людей упали. И хотя после кризиса был эффект отскока, начиная с 2013 года, в значительной степени из-за посткризисной экономической политики, экономика вошла в стагнацию.

Стагнационный тренд, геоэномика и кризис 2014 года

Стагнационный тренд был подстегнут позже внешнеполитическими событиями, которые привели к валютному кризису, а очередное снижение нефтяных цен усугубило положение. Модель, основанная на нефти и потребительском буме, исчерпалась задолго до санкций. Но вкупе все это привело к событиям знаменитого «черного вторника», когда курсы доллара и евро взлетели за день на 20–30%. При этом банки завышали курсы вообще вдвое.

Темпы роста ВВП снизились практически до нуля, инвестиции в основной капитал перешли в отрицательную зону, а доля капиталовложений в экономику сократилась с 22,6% в 2013 году до 16,7%. Все это падение происходило за счет обрабатывающей промышленности.

Экстренные меры позволили стабилизировать ситуацию. Но рубль не оправился до конца, и это привело и к снижению реально располагаемых доходов, и к инфляции. Средний россиянин в 2016 году стал проигрывать среднему китайцу.

Официально экономика вышла из падения в 2017 году, но рост был близок к статистической погрешности и в лучшие годы едва превышал 2%. Стагнация продолжилась. Доходы деградировали, повышались тарифы. В 2019 году экономисты нащупали положительные изменения, речь пошла о возможном выходе на более позитивную траекторию, на реализацию оптимистических прогнозных сценариев, но тут как раз началась пандемия.

Россия и мировой пандемический кризис

Члены Международного Союза экономистов, ООН и ее структуры, занимающейся социально-экономическим анализом, ЮНКТАД, обсудили уроки пандемии и вызванного ею экономического кризиса на презентации одного из наиболее цитируемых экономических документов организации — Доклада о торговле и развитии. Этот форум прошел на площадке МСЭ в Москве, а через Zoom к нему присоединились сотни экономистов из академических институтов и правительственных структур.

Президент МСЭ Сергей Бодрунов в начале дискуссии отметил, что пандемия добавила мировой экономике высокий элемент непредсказуемости, поставила под вопрос прогресс полутора-двух десятилетий относительно устойчивого развития и в то же время усугубила накопившиеся проблемы. Это в том числе и высокий уровень бедности, и достигшее беспрецедентных размеров неравенство не только отдельных страт населения, но и целых стран в доступе к общественным благам.

«Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН, который мы имеем честь представлять в России, сообщил, что в 2020 году за чертой бедности в мире оказался дополнительно 131 миллион человек. Кроме того, пандемия привела к ужесточению продовольственной проблемы. Уже сейчас, по данным Всемирной продовольственной программы ООН, на грани голода находятся 41 млн человек в 43 странах. Это на 7 миллионов больше, чем в 2019 году. Мы вплотную приближаемся к глобальному продовольственному кризису», — подчеркнул профессор Бодрунов.

Выйдет ли мир на траекторию устойчивого развития, зависит не только от того, насколько эффективно правительства будут реагировать на вызовы кризиса. Ключевой вопрос вынесен в этом году в тему доклада ЮНКТАД: как страны будут решать проблемы, катализатором которых стала пандемия, — солидарно или порознь?

Академик Александр Дынкин, президент ИМЭМО им. Примакова РАН и вице-президент МСЭ, заметил, что Россия перенесла шторм 2020 года лучше, чем любой другой мировой кризис в постсоветской истории за последние 30 лет.

«Мы убедились в том, что у нас сложился развитый и стабильный внутренний рынок, оказалась устойчивая к стрессам банковская система, которая была очищена от нескольких сотен проблемных банков, достаточный уровень самообеспечения сырьем, энергией, продовольствием. При минимальном по сравнению с другими странами суверенном долге (он у нас на уровне 17%) и значительных золотовалютных резервах мы сумели провести перевооружение армии и переоснащение стратегических сил по опережающим инновационным траекториям. Вы понимаете, что это достаточно дорогое, капиталоемкое удовольствие. Наша национальная инновационная система смогла первой создать одну из лучших вакцин в мире. Позднее была создана целая линейка вакцин. И это все в условиях 103 раундов только американских санкций», — подчеркнул ученый.

Четыре главных урока

Авторы Доклада о торговле и развитии считают, что из кризиса пандемии важно извлечь четыре специфических урока.

Первый урок состоит в том, что глобальное единение, с которого началась борьба с ковидом, закончилась. И новая возможность масштабных международных отношений, которые включали бы все страны мира, понимающие важность устойчивого развития, исчезает.

«Многие комментаторы сейчас пишут о новой версии Бранденбургского соглашения, о том, как важно не упустить этот момент. Но желание сбалансировать мировую экономику по-прежнему отсутствует. Может показаться, что раз в период пандемии не случились финансовые кризисы и дефолты, самое плохое уже позади. К сожалению, это не так», — отметила Анастасия Нестветайлова, руководитель Департамента макроэкономики и политического развития ЮНКТАД, которая представила доклад.

По ее словам, важная проблема состоит в том, что проблемы платежного баланса не прекращаются. В ближайшем будущем это приведет развивающиеся страны к тяжелому долговому бремени, потому что многие из них должны будут выплачивать свои суверенные облигации на мировых рынках. Несветайлова отмечает, что в свете этого ЮНКТАД призывает к новым более серьезным мерам для снижения долгового бремени развивающихся стран, включая списание долгов в тех случаях, когда это необходимо и критически важно.

Кроме того, как полагают эксперты ЮНКТАД, в числе уроков возрождение института государства в экономической системе на разных уровнях и в новых функциях. Государство пока действует против циклических спадов и тушит пожары на рынках, поглощая риски, спасая должников и рынок труда. Но это должно вырасти в новый баланс развития.

«Доклад призывает использовать уникальное политическое пространство, которое было открыто в пандемию, для серьезной переоценки роли налоговой и бюджетной политики в мировой экономике на всех уровнях развития, а также практики, которая привела к существенному усилению неравенства. Фраза о безнаказанности финансовых и корпоративных лиц очень подходит к текущей ситуации, потому что их привилегированная позиция в мире и в национальных масштабах с конца 60-х — начала 70-х годов отчасти привела к кризису, который мы имеем», — отметила Несветайлова.

Важно также, по мнению международной группы аналитиков, не забывать о реформе глобальной финансовой архитектуры, поскольку существует очень высокий риск того, что потрясение, которое придет после пандемии, превратится в очередной финансовый кризис, который будет болезненным и разрушительным для любой экономической системы.

Главная навигация

Например: освоение Сибири, Лаврентьевская летопись, Конституция России

Имя пользователя *Укажите ваше имя на сайте Президентская библиотека имени Б. Ельцина. Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя. Или войдите через.

Соединенные Штаты и Китай ведут ожесточенную борьбу за экономическое и технологическое лидерство в мире. Соединенные Штаты стремятся заручиться помощью Японии в обеспечении поставок передовых технологий и стратегических товаров, однако защита конфиденциальной информации и управление логистикой остаются слабыми местами Японии. Как в условиях поиска оптимального решения по экономической безопасности будет поддерживаться надлежащий баланс между свободой экономической деятельности и усилением ее контроля?

Что такое экономическая безопасность

Экономическая безопасность – это концепция, обладающая множеством смыслов. Когда мы думаем об экономической безопасности, обычно в голову приходит процветание нации и общества, сохранение рабочих мест для людей, обеспечение доходов и повышение уровня жизни. Именно такой подход исповедует Министерство внутренней безопасности Соединенных Штатов. МВБ рассматривает растущую зависимость от внутреннего и международного распределения товаров и технологий с точки зрения экономической безопасности. Министерство обороны США, напротив, определяет экономическую безопасность как способность защищать или продвигать экономические интересы США, формировать международные интересы в соответствии с американским видением и обладать материальными ресурсами для противостояния неэкономическим вызовам.

Соединенные Штаты давно интересует вопрос экономической безопасности. В XX веке США участвовали в Первой мировой войне из-за угрозы торговле в Атлантическом регионе со стороны немецких подводных лодок. Одной из причин «холодной войны» стало расхождение экономических систем стран Запада и Востока. В 1995 году, уже после окончания «холодной войны», администрация президента Билла Клинтона опубликовала «Стратегию национальной безопасности посредством вовлечения и расширения», где в качестве одной из стратегических основ было указано экономическое процветание. В смежном документе, озаглавленном «Стратегия национальной безопасности в области науки и техники», предлагалось укреплять экономическую безопасность.

Стратегии экономической безопасности администрации Клинтона удивительным обращом перекликаются с нынешними дискуссиями об экономической безопасности. В «Стратегии национальной безопасности в области науки и техники» озабоченность по поводу снижения доли США в мировой экономике стала основой для выявления проблем, с которыми сталкиваются промышленные отрасли США в контексте глобализации и обострения глобальной конкуренции. Эта стратегия подчеркнула экономическое и военное значение сохранения передовых позиций в области технологий для американских компаний. В стратегии также перечислены конкретные программные меры, которым следует уделять первоочередное внимание, а именно: стимулирование частных высокотехнологичных инициатив и укрепление позиций научно-технического образования.

Меры по обеспечению экономической безопасности Соединенных Штатов

Если рассмотреть политический курс США в области науки и техники со времен холодной войны, включая меры, предпринятые администрацией Клинтона, можно заметить один общий момент. Это идея, что экономика США является жизнеспособной и конкурентоспособной благодаря технологическому развитию частных предприятий. Даже администрация Дональда Трампа, несмотря на ее общую слабую заинтересованность в развитии науки и техники, поддерживала этот курс. Важность новых технологий для обеспечения национальной безопасности была подчеркнута в Стратегии национальной обороны 2018 года и в принятом в том же году Постановлении о реформе экспортного контроля. Кроме того, Национальная стратегия в отношении критически важных и новых технологий, обнародованная в октябре 2020 года, установила два фактора успешности, заключающиеся в развитии инновационной технологической базы национальной безопасности и защите технологических преимуществ Соединенных Штатов в целях сохранения мирового лидерства.

Национальная стратегия 2020 года содержала перечень ключевых технологий. Администрация Джо Байдена также обнародовала список критически важных и новых технологий, который впоследствии несколько раз пересматривала. В феврале 2022 года перечень технологий, опубликованный в национальной стратегии 2020 года, был в очередной раз пересмотрен и дополнен такими важными инновациями как искусственный интеллект и квантовые технологии.

Помимо приоритетных технологий, не меньшее значение для экономической безопасности имеет защита технологических достижений. Что касается американо-китайских отношений, в докладе Кокса, опубликованном в 1999 году Специальным комитетом Палаты представителей США по национальной безопасности и вопросам военного и коммерческого взаимодействия с Китайской Народной Республикой, упоминалось, что Китай незаконно приобретал американские ядерные технологии. В результате появились призывы обеспечить более строгий контроль за технологиями, знаниями и информацией. В 2009 году администрация Барака Обамы запустила Инициативу по реформе экспортного контроля. Первоначальная цель реформы заключалась в сохранении технологического преимущества США и защите критически важных технологий. Во время второго президентского срока Обамы интерес к защите технологических преимуществ только вырос. В ежегодном докладе Наблюдательного комитета по вопросам экономики и безопасности американо-китайских отношений за 2016 год упоминаются усилия Китая по приобретению технологий и содержится предупреждение о деятельности компаний, связанных с Народно-освободительной армией Китая.

Основываясь на этих событиях, акцент мер экономической безопасности, направленны х на сохранение технологических преимуществ, сместился к реформированию системы экспортного контроля США. Первоначальная цель заключалась в том, чтобы выработать такие меры национальной безопасности, которые содействовали бы экспортным усилиям компаний, одновременно не нанося ущерб их конкурентоспособности. Однако с принятием Закона о реформе экспортного контроля 2018 года и укреплением авторитета Закона о модернизации системы оценки рисков, связанных с иностранными инвестициями, на повестку дня были вынесены меры по усилению контроля.

Вопросы экспортного контроля

Для укрепления экспортного контроля необходимо решить два вопроса. Первый из них связан со сложностями разработки мер в отношении новых технологий. Предполагается, что некоторые технологии, чья значимость для национальной безопасности уже установлена, имеют несколько путей утечки еще до достижения ими стадии готового для экспортирования коммерческого продукта или стадии передачи технологии.

Эта трудность также является проблемой для экономической безопасности Японии. С политической или правовой точек зрения создать препятствия на пути передачи технологий определенным странам не так уж сложно. Жесткий контроль возможен благодаря мерам, предусмотренным действующими законами об экспортном контроле в области национальной безопасности, а именно: внесение в перечень стран, чьи действия вызывают озабоченность, а также связанных с ними лиц и организаций. Однако, учитывая одновременное стремление всех наций к экономическому процветанию, возникает проблема четкого определения действий, вызывающих обеспокоенность. Кроме того, запреты на прямые инвестиции, корпоративные приобретения и перемещение студентов, стажеров и сотрудников компаний могут препятствовать обычной коммерческой и научной деятельности. Поскольку контролируемая технология располагается внутри страны, а не за рубежом, мишенью контролирующих органов окажутся отечественные компании и организации.

Вторая проблема заключается в том, что передача технологий, будь то законная или нет, существует столько, сколько существует само человечество. Без каких-либо четких соображений национальной безопасности, таких, как начало войны, запрещение передачи технологий по политическим соображениям противоречило бы системе свободной торговли современного глобального общества. Хотя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле Всемирной торговой организации содержится статья 21, описывающая исключения по соображениям безопасности, неясно, можно ли использовать озабоченность по поводу баланса военной мощи для оправдания мер повышенного контроля. Злоупотребление статьей 21 положило бы конец глобализации.

Это подводит нас к более широкой проблеме мировой истории, выходящей за рамки озабоченности отдельных стран по поводу безопасности. Речь идет о том, возможно ли сохранить без изменений существующий международный порядок при технологическом неравенстве, и как это может быть оправдано с точки зрения истории человечества. Также возникает вопрос, будет ли возможным по субъективным соображениям безопасности исключать из политического или экономического контекста глобализации и либерального мирового порядка определенные государства или отдельных лиц, учитывая расширение либеральной модели длящееся по меньшей мере на протяжении трех десятилетий после окончания “холодной войны”. Этот последний вопрос может в значительной степени изменить форму международного сотрудничества в отношении таких международных норм, как вопросы нераспространения ОМП и изменения климата. Вопрос об обосновании таких изменений нуждается в обсуждении.

Сравнение стратегий экономической безопасности США и Японии

В Законе о содействии обеспечению экономической безопасности Японии предусматривается усиление по четырем направлениям – укрепление логистических цепочек, обеспечение безопасности и надежности основной инфраструктуры, технологическое сотрудничество между правительством и частным сектором и неразглашение патентных заявок. Основная цель этого закона заключается в защите технологий. В нем предусмотрены меры по предотвращению утечек и кражи технологической информации в процессе разработки и коммерциализации продуктов. Закон также включает политические меры, обсуждаемые и изучаемые в Соединенных Штатах. При администрации Трампа из американских сетей передачи данных была исключена продукция китайской компании Huawei. Хотя в законе о стимулировании мер безопасности не оговариваются конкретные технологии, которые Япония должна исключить, он представляет собой попытку подвести под это правовую основу.

Однако в отношении четырех вышеперечисленных направлений, меры контроля, которые могут быть усилены с точки зрения экономической безопасности, будут ограничены обеспечением безопасности и защиты экономической деятельности национальных компаний. Такие ограничения не приведут к изменению политики в отношении определенных стран, вызывающих озабоченность. Если взглянуть на ситуацию шире, то в случае отсутствия критической ценности японского рынка, компании страны, вызывающей озабоченность, просто начнут искать замену поставщикам, и весьма вероятно, что такая страна вообще не понесет экономического ущерба. Международное сотрудничество будет иметь критически важное значение для усиления мер, предпринимаемых Японией в области экономической безопасности, и осуществление такого сотрудничества потребует как минимум консенсуса соответствующих государств.

Для его формирования потребуются дополнительные политические усилия. Нынешняя политика экономической безопасности Японии сосредоточена на охранительных мерах, а политические условия не позволяют применять эти меры в контексте активного воздействия. Следовательно, политику экономической безопасности Японии лучше всего рассматривать как комплекс мер экстренного реагирования. Необходимо создавать новый комплексный политический механизм экономической безопасности, взяв за основу Закон о содействии экономической безопасности.

Статьи по теме

  • Премьер-министр Японии Кисида Фумио и президент США Джо Байден договорились о расширении сотрудничества для усиления экономической безопасности
  • Премьер-министр Кисида Фумио: уроки прошлого и насущные проблемы
  • Транс-тихоокеанское партнерство и его резонанс в АТР: праздновать ли победу японскому автопрому?
  • Транс-тихоокеанское партнёрство и Япония в глобальной экономике

Справочник /
Лекторий Справочник /
Лекционные и методические материалы по экономике предприятия /
Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов

Конспект лекции по дисциплине «Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов»,
docx

Благодарим за ожидание, осталось немного. Конспект лекции по дисциплине «Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов». docx

Конспект лекции по дисциплине «Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов», текстовый формат

Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов
Тема 1. Теоретические основы экономической безопасности хозяйствующих субъектов. Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов в системе национальной и экономической безопасности государства
2. Классификация хозяйствующих субъектов
3. Сущность экономической безопасности хозяйствующих субъектов, ее структурные элементы
4. Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности хозяйствующих субъектов
Комплексный подход к обеспечению экономической безопасности хозяйствующих субъектов
1. Экономическая безопасность многоаспектна, включает в себя множество подвидов (организационная(управленческая), кадровая, технико-технологическая, информационная, финансовая, инвестиционная, научно-техническая, энергетическая, экологическая, правовая, транспортная, безопасность личности)
2. Для конкретной организации не все виды экономической безопасности актуальны
3. Идентификацию (выявление) и оценку потенциальных угроз экономической безопасности необходимо осуществлять с точки зрения финансово-экономических последствий для организации
4. Финансово-экономические последствия угроз по отдельным видам и аспектам экономической безопасности не поддаются точной количественной оценке (ошибочная стратегия, нерациональный выбор организационной структуры, неадекватные стили управления, деловые качества кадрового состава и т. )
5. Обеспечение отдельных видов экономической безопасности требует привлечения профильных специалистов (технико-технологическая, информационная, энергетическая, экологическая, правовая, транспортная)
6. Коммерческая организация в рыночной экономике является открытой системой (вход-преобразование-выход), поэтому необходимо исследовать факторы не только внутренней, но и внешней среды
7. Во внешней среде следует выделять дальнее и ближнее окружение. Дальнее окружение – PEST-факторы, ближнее окружение – система 3С или 5С
8. Для крупных компаний приоритетное значение может иметь дальнее окружение, для небольших коммерческих организаций – ближнее окружение. При формировании системы экономической безопасности следует учитывать принцип четырех ролей (любой элемент вне и внутри предприятия может выступать одновременно в четырех ролях: субъект и объект обеспечения ЭБП, источник и объект угрозы)
10. Экономическая безопасность формируется на шести уровнях: 1) собственники; высшее руководство; 3) организационная структура и система управления; 4) построение бизнес-процессов; 5) текущая ФХД; 6) учет, контроль, анализ ФХД. Анализ практики предприятий показывает, что все роли более высоких уровней имеют приоритетное значение перед теми же ролями менее высоких уровней. Эффективная система экономической безопасности должна обеспечивать создание такой ситуации, при которой предупредительные меры преобладают над мерами реагирования. Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 г. Термины и понятия:
• Экономическая безопасность;
• Экономический суверенитет РФ;
• Национальные интересы;
• Угроза экономической безопасности;
• Вызовы экономической безопасности;
• Риск в области экономической безопасности;
• Обеспечение экономической безопасности. Экономическая безопасность – состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов РФ (Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 года). Ключевые понятие экономической безопасности
Объекты экономической безопасности: экономическая система в целом и ее составляющие: природные богатства, производственные и непроизводственные фонды, недвижимость, финансовые ресурсы, хозяйственные структуры, семья, отдельная личность и др. Субъекты экономической безопасности: государство и его институты (министерства, ведомства, службы и др. ), законодательные структуры, должностные лица как в государственном, так и в частном секторах экономики. Угрозы экономической безопасности: явления и процессы, оказывающие негативное воздействие на хозяйство страны, ущемляющие экономические интересы личности, общества и государства. Основные понятия экономической безопасности бизнеса (предприятия)
Экономическая безопасность организации (предприятия) – состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается эффективная реализация коммерческих интересов и устойчивое развитие бизнес-процессов. Объекты экономической безопасности бизнеса (предприятия) – система управления бизнес-процессами в целом, эффективность управления, технологическая структура, кадровая, финансовая и инвестиционная политика, деятельность сотрудников, потенциально создающая угрозы экономической безопасности и др. Субъекты экономической безопасности бизнеса (предприятия) – непосредственно специально созданные службы экономической безопасности, руководство предприятий и их структурных подразделений. Критерии экономической безопасности – это признаки, на основании которых делается заключение о состоянии экономики предприятия с позиций важнейших процессов и сторон его деятельности, определяющих возможность достижения тактических и стратегических целей. Классификация хозяйствующих субъектов. Многообразные хозяйствующие субъекты группируются по разным классификационным признакам, а их разграничение оказывает существенное влияние на методы управления бизнес-процессами и обеспечение экономической безопасности. В деловом обороте используются следующие синонимы понятия «хозяйствующий субъект»: фирма (итал. – подпись), организация (лат. сообщаю, устраиваю, стройный вид), предприятие (компания, корпорация (лат. объединение)). В настоящее время понятия «предприятие» и «организация» используются как синонимы. Компания – это предприятие разнообразного профиля, основанное на долевом участии вкладчиков. Чаще всего заняты торговой и промышленной деятельностью. Корпорация – организационно-экономическая форма объединения предприятий. Корпорация – общее название разнообразных объединений (картель, синдикат, трест, траст, концерн, холдинг, консорциум, финансовая группа). Картель – объединение фирм одной отрасли, которые вступают в соглашения о совместной коммерческой деятельности, например, регулирование сбыта. Синдикат – разновидность картели, которая предполагает сбыт продукции через единый сбытовой орган. АО или ООО
Трест – предприятия, которые принадлежали ранее разным предпринимателям, сливаются в единый комплекс, теряя свою самостоятельность, юридическую обособленность (производители промежуточной и конечной продукции). Траст – система отношений, при которой имущество, принадлежащее учредителю, передается в распоряжение доверительного собственника. Концерн – объединение самостоятельных предприятий, связанных с системой того или иного участия патентно-лицензионного соглашения, финансирования, инвестиционного сотрудничества. Консорциум – временное объединение независимых предприятий. Финансовая группа – финансовая совокупность независимых предприятий разных отраслей. По отношению к реальному и финансовому секторам выделяют коммерческие финансовые организации и коммерческие нефинансовые организации. Официальное разграничение по видам хозяйственной деятельности осуществляется по ОКВЭД (от A до U). ОКВЭД применяется для определения кода при регистрации ООО, ИП, а также применяется при изменении видов хозяйственной деятельности. В большинстве стран по правовому положению все фирмы можно разделить на единоличные предприятия и объединения предпринимателей. Единоличное – собственность лица, которое несет ответственность по обязательствам всем капиталом и располагаемым имуществом. Объединение предпринимателей включает полное товарищество, коммандитное товарищество, ООО, АО, ПАО. Товарищество – объединение лиц, общество – капиталов. В ЕС классификация на частные и публичные. По характеру собственности – частное (принцип самоокупаемости), государственное. Государственные компании – унитарные (ФГУПы, ГУПы, МУПы, смешанные варианты – государственное-частное партнерство). Государство в лице уполномоченного министерства осуществляет контроль за деятельностью и оказывает поддержку. На практике по видам экономической деятельности различают промышленные, торговые, транспортные. Официально признаны в ГК РФ – организация и фирма. Цели системы экономической безопасности хозяйствующих субъектов
• Выявление реальных и прогнозирование потенциальных опасностей и угроз
• Нахождение способов предотвращения или ликвидации последствий воздействия угроз
• Обеспечение ресурсами и средствами, необходимыми для реализации функций экономической безопасности
• Организация взаимодействия с правоохранительными и контролирующими органами в целях пресечения правонарушений, направленных против интересов предприятия
• Создание собственной службы безопасности, соответствующей опасностям и угрозам. Задачи экономической безопасности организации
• Прогнозирование потенциальных угроз экономической безопасности
• Организация деятельности по предупреждению потенциальных угроз (превентивные меры)
• Выявление, анализ и оценка возникших реальных угроз экономической безопасности
• Принятие решений и организация деятельности по реагированию на возникшие угрозы
• Совершенствование и развитие системы обеспечения экономической безопасности
Одна из ключевых особенностей рыночной экономики – это полная экономическая самостоятельность хозяйствующих субъектов. Предприятия и организации определяют собственную экономическую политику, организуют производство и сбыт продукции, полностью отвечают за результаты хозяйственной деятельности и по своим обязательствам. Объекты и субъекты экономической безопасности
Объекты экономической безопасности – система управления по субъектам в целом, ее эффективность, технологическая структура, кадровая, инвестиционная политика, деятельность сотрудников, потенциально создающая угрозы экономической безопасности и т. Субъекты экономической безопасности – лицо либо группа лиц, осуществляющих предметно-практическую деятельность, направленную на объект. При осуществлении деятельности субъект принимает решение относительно объекта и несет за них ответственность. Субъектом экономической безопасности относятся специально созданные службы экономической безопасности, руководство хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений. В практической деятельности не всегда возможно разделить субъект и объект. Элементы экономической безопасности
• Организационная (управленческая) безопасность – это система организации хозяйственной деятельности, основанная на рациональном выборе организационной структуры, методов и стилей управления. Это обеспечивает скоординированность всех управленческих функций и достижение тактических и стратегических целей организации
• Кадровая безопасность – система предотвращения рисков и угроз хозяйствующих субъектов, связанных с квалифицированностью, деловыми качествами персонала, его интеллектуального потенциала и трудовыми отношениями в целом. Реализуется при условии соблюдения ТК РФ. • Технико-технологическая безопасность
1) комплексная система мер защиты человека на производстве от опасностей, создаваемых производственными процессами, при этом должны быть исключены угрозы, влияющие на состояние технической базы предприятия и здоровья человека. 2) создание и использование такой технической базы и оборудование, таких технологий и бизнес-процессов, которые усиливают конкурентоспособность предприятия. • Техногенная безопасность – защищенность внутренней и внешней среды предприятия от воздействий и последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера (крупные техногенные аварии и катастрофы). • Информационная безопасность – способность хозяйствующего субъекта обеспечить устойчивые действия информационных систем в любых сложных условиях, а также способность противодействовать угрозам по отношению к информационным ресурсам, техническим средствам, сетям передачи и обмена информацией. • Финансовая безопасность – состояние финансов предприятия, при котором обеспечивается его независимость от внешних источников финансирования и стабильное финансовое состояние даже при неблагоприятных условиях внешней среды (наличие запасов финансовой прочности). • Инвестиционная безопасность – обеспечение такого уровня инвестиций, который позволяет оптимально удовлетворять финансирование текущих потребностей предприятия и обеспечить реализацию стратегических целей его развития. • Научно-технологическая безопасность (инновационная) – конкурентоспособное состояние научно-технической сферы предприятия, зависящее от развития и результативности мероприятий НИОКР, а также его готовности к осуществлению инновационной деятельности. • Энергетическая безопасность – достаточный объем предоставленной мощности энергии, стабильность физических поставок энергоносителей и способность предприятия адаптироваться к изменениям цен на электроэнергию. • Экологическая безопасность – технологическое состояние производства, при котором обеспечивается защищенность природной среды, биосферы от любых экологически неблагоприятных воздействий. • Правовая безопасность – юридическое обеспечение деятельности предприятия, гарантирующее правовую защищенность отношений с государством, партнерами, конкурентами, поставщиками, т. с контрагентами. • Транспортная безопасность – ФЗ № 16 «О транспортной безопасности»
• Безопасность личности – состояние физического и социального благополучия человека, которое определяется техногенной, социальной средой, психологическим климатом, соблюдением прав и свобод, определенных законодательством
Ключевой особенностью внешней среды является ее изменчивость, что обусловлено действием на рынке факторов неопределенности и риска. Дальнее окружение включает в себя факторы, на которые организация не может значительно повлиять – PEST-факторы.

Право и юриспруденцияАграрное право

Дедкова Т. Государство

Смотреть все

Тематический план

  • Модуль 2. Интересы в экономической сфереПояснения: 4Файлы: 15Тесты: 8Глоссарий: 1Страницы: 3Задания: 3Гиперссылка: 1
  • Модуль 3. Угрозы интересам в экономической сфереПояснения: 4Файлы: 16Тесты: 9Глоссарий: 1Страницы: 3Задания: 3Гиперссылка: 1
  • Модуль 4. Система обеспечения экономической безопасностиПояснения: 4Файлы: 23Тесты: 11Глоссарий: 1Страницы: 5Задания: 2Гиперссылка: 1
  • Модуль 5. Правовая основа обеспечения экономической безопасностиПояснения: 3Файлы: 16Тесты: 9Глоссарий: 1Страницы: 4Задание: 1Гиперссылка: 1
  • Модуль 6. Количественные методы оценки состояния экономической безопасностиПояснения: 3Файлы: 13Тесты: 7Глоссарий: 1Страницы: 4Задания: 2Гиперссылка: 1
  • Модуль 7. Концепция и стратегия экономической безопасностиПояснения: 3Файлы: 16Тесты: 9Глоссарий: 1Страницы: 5Задания: 2Гиперссылка: 1

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *