оформление доски к уроку безопасности

Современные технические средства обучения на уроках окружающего мира в начальной школе (на примере интерактивной доски).

Методическая разработка.

Ожегова Ирина Николаевна,

учитель начальных классов

Оглавление

ГЛАВА 1. Общие подходы в использовании современных технических средств в учебном процессе

1 Роль и место современных технических средств в начальной школе4

Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе

Характеристика интерактивных ресурсов по начальной школе

Глава 2. Использование интерактивной доски на уроках окружающего мира

Методика использования интерактивной доски на разных этапах урока

ГЛАВА 3. Результаты использования интерактивной доски в проведении уроков окружающего мира

Конспекты уроков с использованием интерактивной доски48

Введение.

Начало XXI века в России отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования. Концептуальной основой процесса модернизации российского образования являются Федеральные государственные стандарты второго поколения. Стандарты выступают важнейшим средством формирования новой системы школьного образования, предъявляя требования не только к структуре основных образовательных программ, но и к условиям их реализации.

Одной из главных задач современного общего образования является формирование информационной компетентности: владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон, способность критически оценивать информацию, распространяемую массмедийными средствами и рекламой. Таким образом, включение новых технологий в образовательный процесс стало социально обусловленной необходимостью.

Процесс перехода на новые образовательные стандарты резко повысил значимость доступа образовательных учреждений к информационно-коммуникационным технологиям. Достижения научного прогресса позволили за короткое время существенно расширить линейку средств обучения. Последнее особенно справедливо для технических средств обучения (ТСО), новое поколение которых (ноутбуки с мультимедийными образовательными программами, интерактивные доски, мультимедийные проекторы, цифровые программные образовательные ресурсы и др. ), обладают наиболее широкими возможностями для решения учебно-воспитательных задач. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Рамки ФГОС предусматривают переход от репродуктивных форм освоения учебного материала к деятельностной представленности содержания образования и формированию универсальных учебных действий. Вне всяких сомнений, что достижение отмеченных выше планируемых результатов возможно при условии активного применения инновационного технического оборудования.

Цель работы: на примере интерактивной доски показать возможности использования современных технических средств на уроках окружающего мира.

  • раскрыть сущность понятия « технические средства обучения».
  • проанализировать научно-методическую литературу ;
  • проанализировать тематическое планирование с целью возможности использования для интерактивной доски;
  • дать характеристику каждого этапа урока с использованием интерактивной доски;
  • показать методику использования интерактивной доски на уроках окружающего мира;
  • представить эффективность результатов обучения с использованием современных технических средств (на примере интерактивной доски).

ГЛАВА 1. Общие подходы в использовании современных технических средств в учебном процессе.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применять. Использование современных технических средств и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД. Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Современные технические устройства дают возможность учителю эффективно планировать свою работу, заниматься подготовкой к уроку, проводить занятия, осуществлять комплексный контроль успеваемости учащихся, принимать своевременные меры для корректировки «проблемных зон» в знаниях учащихся, формировать портфолио достижений учащихся.

Рассмотрим несколько определений «техническим средствам обучения».

Технические средства обучения – этоустройства, которые помогают учителю объяснять новый учебный материал, обеспечивая учащихся информацией.

Учитель должен умело применять наиболее нужное в каждом конкретном случае учебное пособие. Поэтому ему необходимо знать основы методики работы в классе с различными техническими средствами обучения.

Рассмотрим, каким образом использование технических средств обучения в педагогическом процессе способствует реализации принципов его организации.

Целенаправленностьзаключается в том, что педагогическим процесс взаимодействия учителя с воспитанниками становится только в том случае, если есть четко осознаваемая обеими сторонам цель. Технические средства обучения, как видно из всего, что было написано про них выше, имеют четкое целевое назначение, определяемое, прежде всего их содержанием (литературным, историческим, биологическим, географическим и т. ), характером и сложностью материала, которые определяют возрастные рамки их применения, местом в процессе обучения или воспитания (подготовить к восприятию нового, передать новую информацию, проиллюстрировать, способствовать выработке общих представлений или системы понятий и суждений, закрепить, обобщить или проверить уровень усвоения полученных знаний или вырабатываемых умений и навыков).

Гуманизация и демократизацияучебно-воспитательного процесса – обращенность к личности субъектов педагогического взаимодействия, расширение их участия и сотрудничества в нем. Современные технические средства расширяют возможности использования самых различных методов и приемов в работе с детьми с учетом их возраста и уровня развития и подготовленности.

Культуросообразность, суть, которой состоит в том, что в процессе обучения и воспитания необходимо, прежде всего, знакомить подрастающее поколение с богатством культуры и самобытностью того народа и общности, в которой оно растет и развивается, с мировой культурой и ее неисчерпаемым потенциалом. Без технических средств обучения реализовать данный принцип довольно трудно. Один учебный фильм о культуре любой страны даст информации столько, сколько учитель не сможет дать за много уроков, не говоря уже о яркости, образности, точности и насыщенности получаемых знаний и представлений.

Природосообразность заключается в том, что воспитание и обучение должны строиться в соответствии с природой и спецификой каждого возрастного этапа развития человека и в соответствии с природой и индивидуальными возможностями каждого ученика. Для реализации этого принципа технические средства обучения, особенно современные, обладают неисчерпаемыми возможностями вплоть до создания индивидуальных программ обучения и интеллектуальных программ, которые подстраиваются под особенности конкретного ученика.

Научность, доступность, систематичность и последовательность. Принцип научности реализуется, когда с помощью технических средств обучения передаются прочно установившиеся в науке знания и показываются самые существенные признаки и свойства предметов в доступной для учащихся форме. Принцип доступности обучения, т. соответствия содержания и методов изложения материала возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, также лежит в основе применения современных технических средств обучения: привлечение их на занятие или урок прежде всего вызвано необходимостью облегчить усвоение учебного материала.

Принцип сознательности, активности также имеет непосредственное отношение к техническим средствам обучения. С их помощью учащиеся лучше разбираются в фактах и явлениях, они пробуждают инициативу, учат применять получаемые в школе знания.

Активность мышления стимулируется с помощью технических средств путем создания проблемных ситуаций: учащихся направляют по поисковому пути приобретения знаний, когда умышленно создается такое положение, выход из которого ищут сами ученики. Открывая неизвестное и решая поставленные в фильме или передаче задачи, учащиеся сами извлекают знания и делают выводы.

Активизация обучения тесно связана с формированием устойчивого познавательного интереса. Технические средства обучения вызывают такой интерес своими изобразительными возможностями, тем, что даже известный материал, представленный в экранно-звуковом виде, приобретает новые стороны, выглядит иначе, чем представлялось. Стимулирует интерес учащихся к обучению и включение в учебно-воспитательный процесс документального материала: фотографий, рисунков, рукописей, старинных книг, фонозаписи голосов.

Творчество и инициатива учеников в сочетании с педагогическим руководством. Современные информационные технологии в большинстве своем ориентированы на раскрытие творческого потенциала и учителя, и ученика. Среди разрабатываемых в настоящее время программных педагогических продуктов практически нет ориентированных лишь на формальное воспроизведение. В той или иной степени , в них во всех заложены элементы развивающего обучения.

Принцип наглядности – принцип, породивший всю систему технических средств, определяющий их направленность, отбор содержания, разработку соответствующих дидактических средств и технических устройств.

Волохова Е. выделяет следующий ряд функций технических средств обучения:

  • это одновременно и источник, и мера учебной информации;
  • они по-новому организуют и направляют восприятие учащихся;
  • благодаря им у учащихся появляется больше интереса к знаниям;
  • они способствуют проведению контроля самоконтроля знаний;

Ключевым критерием отбора технических средств обучения для начальной школы является содержание учебной деятельности. Как известно, в начальной школе на первые места выходит учебная и игровая деятельность, характеризуемая способом изменения собственных возможностей учащихся в ходе реализации универсальных учебных действий. В связи с этим, учебное оборудование для начальной школы должно быть представлено максимально простыми в освоении и удобными в использовании учащимися младшего школьного возраста техническими устройствами, позволяющими обеспечить возможность реализации не только учебной, но также игровой деятельности учащихся, имеющей высокую степень значимости в жизнедеятельности учеников начальной школы. Минимальный комплект технических средств обучения для начальной школы включает в себя:

Интерактивную доску.

Документ- камеру.

Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий может быть достигнуто в условиях специально организованной учебной среды, основанной на применении технических средств обучения.

Появление современных технических средств дает возможность поднять процесс обучения на значительно более высокий качественный уровень. Качество проведения занятий в школе зависит от наглядности и изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями:

– являются источником информации;

– рационализируют формы преподнесения учебной информации;

– повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;

– организуют и направляют восприятие;

– обогащают круг представлений учащихся, удовлетворяют их любознательность;

– наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам учащихся;

– создают эмоциональное отношение учащихся к учебной информации;

– усиливают интерес учащихся к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий;

– делают доступным для учащихся такой материал, который без технических средств обучения недоступен;

– активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;

– являются средством повторения, обобщения, контроля знаний;

– иллюстрируют связь теории с практикой;

– создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);

– экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение учебного материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем учитель.

Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям технических средств обучения, к которым относятся:

а) информационная насыщенность;

б) возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;

в) возможность глубокого проникновения в сущность изучаемьих явлений и процессов;

г) показ изучаемых явлений в развитии, динамике;

д) реальность отображения действительности. выразительность;

ё) богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность.

Эффективность технических средств в обучения определяется их соответствием конкретным учебно-воспитательным целям, задачам, специфике учебного материала, формам и методам организации труда преподавателя и учащихся, материально-техническим условиям и возможностям.

Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе.

Оснащение начальной школы высокотехнологичным учебным оборудованием – объективное требование времени. Наряду с кадровыми, финансовыми и информационными ресурсами, учебное оборудование создает основу для успешной реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения

Использовать интерактивную доску можно на всех уроках в начальной школе. Интерактивная доска позволяет сделать уроки более живыми, интересными, наглядными и красочными. А ведь для младших школьников наглядность наиболее важна. Новые возможности появились для объяснения материала урока: на интерактивной доске можно смоделировать любую диаграмму, схему, показать связь между объектами. Учитель и ученики могут переносить объекты в любое место экрана, добавлять или удалять их. Это улучшает понимание материала, позволяет активизировать познавательную активность учащихся. Интерактивная доска позволяет рациональнее использовать время на уроке. Материал можно готовить заранее, не тратя на это время урока. Особенно удобно, что весь подготовленный материал останется в памяти компьютера, и его можно использовать при повторении и при работе с другими классами. На уроках русского языка можно открыть страницу с разметкой – линейка. Можно вынести на экран заранее распечатанные задания и провести, например, разбор упражнения не по учебнику, а на интерактивной доске. Ученики могут вставлять пропущенные знаки и буквы, подчёркивать необходимые слова. Интерактивная доска позволяет двигать буквы, слова, картинки. Следовательно, можно готовить задания на соответствия, логические цепочки, удалять лишнее, собирать в группы по определенным признакам.

Интерактивная доска в образовательном процессе используется чаще всего как средство фронтальной работы с учащимися и предполагает тщательную подготовку к любому уроку или его фрагменту. Интерактивные доски имеют больший потенциал раскрытия темы урока, чем простая доска и даже компьютер с проектором. Но извлечь максимальную пользу от использования интерактивной доски можно только грамотно спланировав урок, приготовив подходящие материалы. При создании занятия с использованием интерактивной доски необходимо пользоваться определенными критериями отбора информации:

  • Содержание, глубина и объем научной информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности учащихся, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности.
  • При отборе материала для зрительного ряда описания модели избегать дальних планов и мелких деталей.
  • Каждая деталь представляемого материала должна быть видна из любой точки класса.
  • Материал должен иметь высокую контрастность. Следует учесть, что при воспроизведении его на ИД конечная контрастность падает.
  • Зрительный ряд и дикторский тест должны быть связаны между собой, создавать единый поток информации и подавать ее в понятной учащимся логической последовательности, порционно шаговым методом в доступном для восприятия темпе.

При создании и демонстрации презентаций (флипчартов), выполненных с помощью программного обеспечения интерактивной доски и предназначенных для работы с учащимися, должны учитываться их возрастные и индивидуальные особенности восприятия информации.

Материал должен быть легок в восприятии соответствовать той аудитории, на которую рассчитан. Дизайн должен быть простым, а текст — коротким.

Совместное использование единого гиперпространства обеспечивает возможность творческого сотрудничества учителя и учащихся при обучении практическим навыкам.

Здоровьесберегающие требования к учебным занятиям с использованием интерактивной доски в начальной школе.

Учителю, который использует на своих уроках новые информационные технологии необходимо учитывать требования современного санитарного законодательства (СанПиН 2. 2/2. 1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»).

Для занятий с детьми допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности для здоровья детей. Важным показателем эффективности урока с использованием ИКТ является режим учебных занятий. Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут, а для детей 7-10 лет – 15 минут. Количество уроков с применением ИКТ – не более 3-4 уроков в неделю.

Режим учебных занятий с использованием компьютерных средств представлен в таблице

оформление доски к уроку безопасности

Характеристика интерактивных ресурсов по начальной школе.

В работе с интерактивной доской учитель может использовать и другой цифровой образовательный ресурс « Окружающий мир. Живая и неживая природа». Авторы А. Малышевский, Г. Ловецкий.

Использовать предлагаемый цифровой ресурс можно в различных режимах:

  • в обучающем режиме;
  • в режиме графической иллюстрации изучаемого материала (использование видеофрагментов, фотографий, анимации)
  • в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков
  • в диагностическом режиме тестирования качества усвоения материала;
  • в режиме самообучения.

Учитель может использовать ЦОР «Окружающий мир. Живая природа» при подготовке к уроку, при проведении урока, для организации самостоятельной работы учащихся.

При подготовке к уроку ЦОР используется для:

  • моделирования урока из отдельных цифровых объектов;
  • подготовки контрольных и самостоятельных работ,
  • подготовки творческих заданий;
  • подготовки поурочных планов, связанных с цифровыми объектами.

При проведении урока:

  • демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
  • компьютерные наблюдения – после того, как объяснён новый материал, или во время объяснения имеет смысл предложить учащимся 1-2 наблюдения. Работая с интерактивной моделью во время изучения нового материала, учитель может продемонстрировать данное свойство через проекционную аппаратуру.
  • дидактические игры – учебный материал используется в качестве средства игры; при помощи игровых приёмов и ситуаций учитель может стимулировать учащихся к математической деятельности. В процессе игры развиваются внимание, наблюдательность, сообразительность.
  • компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;

Цифровые образовательные ресурсы можно эффективно применять в образовательном процессе, организованном с использованием интерактивной доски. Объясняется это тем, что ЦОРы изначально были созданы не просто для визуализации учебного процесса, но и для организации фронтальных форм работы в классе, где не только учитель, но и ученики являлись бы активными участниками познавательной деятельности.

Интерактивная доска позволяет разнообразить формы учебной работы, поверх демонстрируемых учебных иллюстраций использовать собственные дополнительные данные, с помощью маркера (карандаша) активно влиять на учебное содержание, включать учеников в активный познавательный процесс с помощью постановки учебных задач. Пользуясь интерактивной доской, ученики могут на экране создавать собственные макеты, схемы, записывать ответы, которые можно в дальнейшем использовать для сравнения или проверки ответа ученика с помощью имеющихся наглядно-познавательных иллюстраций.

Пошаговое построение учебных ЦОРов, каждый из которых состоит из соответствующих учебных эпизодов, позволяет учителю гибко ориентироваться в построении уроков. ЦОРы позволяют учителю не только выстраивать собственный алгоритм изложения учебного материала, но с помощью интерактивной доски дополнять его содержание. В течение всего урока учитель сможет поддерживать высокую мотивацию учащихся, которые будут чувствовать себя не просто пассивными созерцателями, а полноправными творцами познавательного процесса.

Глава 2. Использование интерактивной доски на уроках окружающего мира.

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят современные технические средства , а именно , интерактивная доска. Использование интерактивной доски на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Интерактивную доску можно использовать как при работе в большой аудитории, так и в маленьких группах. С их помощью можно разнообразить процесс обучения: учитель может проектировать урок, используя одновременно текст, аудио и видео материалы, DVD,CD-ROM и Интернет-ресурсы. Писать и делать пометки можно поверх всех документов, диаграмм Любую информацию, отображенную на интерактивной доске, можно распечатать и сохранить.

Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения урока одни и те же. Прежде всего, любой урок, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должен иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Среди основных этапов можно выделить следующие:

Определить тему, цель и тип занятия;

Составить временную структуру урока, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения.

Составление структуры урока, определение этапов, на которых планируется использовать инструментарий интерактивной доски.

Анализ целесообразности использования интерактивного оборудования на конкретном уроке в сравнении с традиционными средствами обучения.

Отобрать наиболее эффективные средства из возможностей компьютера и интерактивной доски;

Отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала. Таким образом, составляется временная развертка (поминутный план) урока. Работа с интерактивной доской вписывается в тематическое планирование как «работа с ИКТ»;

При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала проводится поиск в библиотеке или интернете или составляется авторская программа. Из найденного материала собирается презентационная программа – электронный конспект. Он состоит из «кадров», которые будут проецироваться на экран. Каждый «кадр» – основа, заготовка для решения какой-либо задачи на доске. В ходе урока на «кадре» будет что-либо дописано, отмечено, перемещено и так далее.

Рекомендации по оформлению слайдов, предназначенных для работы на интерактивной доске:

  • Фон слайдов не должен быть слишком ярким;
  • Изображения в слайдах должны быть высокого качества, не допускается использование нечетких или размытых иллюстраций;
  • Изображения должны быть достаточно крупными, позволяющими четко их видеть с любого места;
  • На каждом слайде может быть размещено не более 7–9 объектов (под объектами понимаются рисунки и текстовые фрагменты);
  • Для успешного усвоения содержания слайда изображение не должно быть перегруженным мало существенными деталями, загромождающими картину и отвлекающими внимание детей от главного;
  • Объекты иллюстраций должны изображаться в их естественных положениях;
  • Должны соблюдаться масштабные соотношения частей иллюстрации;
  • Необходимо учитывать соразмерность объектов относительно друг друга при одновременном размещении на слайде (например, лошадь больше овцы);
  • Надписи на слайдах должны давать понятие о том, что изображено в кадре, не раскрывая его содержания в подробностях (например, название иллюстрации);
  • Общее количество слайдов, демонстрируемых на занятии, должно соответствовать возрастным особенностям учащихся (например, для учащихся начальных классов количество слайдов не должно превышать 8–12).

При демонстрации слайдов очень важно выполнять следующие правила:

  • Следить, чтобы разработка была хорошо видна всем учащимся;
  • Сопровождать иллюстративный материал пояснениями учителя, поскольку синхронность устного изложения и демонстрации содействуют прочному закреплению материала в памяти детей;
  • Стремиться вовлечь в процесс восприятия, возможно, все органы чувств: зрение, слух, осязание.

На интерактивной доске можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику.

Изучая новую тему, можно использовать функцию «шторка», которая позволяет закрывать часть (или полностью) экрана, как сверху вниз, так и справа налево. Например, учащиеся на уроке размышляют, решают проблемный вопрос, а ответ на него прячется за «шторкой». После коллективного обсуждения всем классом проверяется верность ответа: учитель опускает «шторку», за которой находится верный ответ.

Формы работа с интерактивной доской:

Упражнения на исправление ошибок или на определение «лишнего» в группе слов, уравнений, формул, рисунков может быть дано с целью закрепления материала (перемещая его в сторону или отмечая маркером).

Задания на установление соответствия могут использоваться на разных этапах работы и позволяют выработать умение обобщения знаний, выявления причинно-следственных связей и т. (отмечая маркером)

Задания позволяют сформировать умения выстраивания логических связей между изучаемыми объектами, явлениями и процессами (перемещение объектов)

Деление материала на группы

Умение деления материала на группы необходимо при выполнении заданий на классификацию, при этом используется функция перемещения объекта.

Задания данного типа позволяют вставить пропущенные слова в текст, исправить ошибки, составить текст из предложений в правильной логической последовательности и могут применяться на разных этапах урока с использованием инструментов «перо», «шторка», «непрозрачный геометрический объект», функции перемещения объектов.

Работа с изображениями

При изучении нового материала – поэтапное открытие структурных компонентов рисунка.

При обобщении и первичной проверке знаний может использоваться прием подстановки правильных ответов, либо выполнения надписей к рисунку с помощью пера.

Работа со схемами

Упражнение позволяет структурировать изученный материал, систематизировать и обобщить, может использоваться на разных этапах урока (инструменты «шторка» или «непрозрачный геометрический объект», перо, функция перемещения объектов).

Работа с таблицами

Поэтапное заполнение таблицы при изучении нового материала, исправление ошибок при обобщении, систематизации и контроле знаний (инструменты «шторка» или «непрозрачный геометрический объект», функция перемещения объектов).

Работа с кроссвордами

Данное упражнение позволяет в игровой форме проверить знание основных понятий темы. Заполнение кроссворда осуществляется одним или несколькими учениками.

Возможность работы одновременно двум ученикам(двухпользовательский режим работы ).

Использование«прожектора», инструмента интерактивной доски, который позволяет выделить только небольшой участок изображения, чтобы обратить на него внимание учащихся. Например, берётся два или три варианта какого-либо изображения. Детям предлагается тщательно изучить первое. Затем он все больше и больше открывает изображение и просит учащихся прокомментировать то, что они видят,задавать вопросы.

Методика использования интерактивной доски на разных этапах урока.

Использование интерактивной доски на этапе актуализации знаний и постановке проблемы на уроке в 1 классе по теме «Растения и грибы».

На данном этапе я использую флипчарт , приготовленный к этому уроку на основе видеоматериалов из ИУМК «Открываем законы родного языка, математики и природы», учебного пособия.

Актуализация знаний. Учитель предлагает схему на интерактивной доске.

-Что изучаем на уроках окружающего мира ? (в верхнем прямоугольнике открывается слово«природа»).

-На какие группы делится природа? (открываем- живая и неживая ).

– На какие царства делится живая природа ? (открываем- животные и растения).

-Почему же здесь ещё один прямоугольник? (выслушиваются мнения ,предположения учеников).

-В гости к какому царству отправимся сегодня, как оно называется ,где встретить объекты этого царства ,узнаем посмотрев фильм(схема остаётся не открытой до конца ).

оформление доски к уроку безопасности

Учитель предлагает посмотреть фильм « Многообразие грибов»(длит. 30 сек

оформление доски к уроку безопасности

После просмотра фильма задаётся вопрос: «Догадались ,что за царство? Какое оно разнообразное. Как по-разному выглядят грибы.

– А вы как думаете, к какому царству относили грибы?

Переходим к следующей странице

Итак, мы отправляемся в царство грибов – клик на прямоугольник, открываем слово грибы.

Использование интерактивной доски на этапе совместного открытия знаний на уроке в 1 классе по теме « Весна- пробуждение природы».

На этапе совместного открытия знаний использую флипчарт, подготовленный к этому уроку.

Какие изменения в неживой природе и как влияют на пробуждение

– Можем ли мы сейчас сразу ответить на главный вопрос урока? Почему?

Совместное открытие новогознания

-Перенесите в область «Весна», признаки, по которым мы понимаем, что наступило время года-весна.

оформление доски к уроку безопасности

Стало холоднее. Стало теплее

Образовались проталины. Земля покрылась снегом.

День уменьшается. День увеличивается.

Река замерзает. Лёд на реке тает.

Листья распускаются.

Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд.

– Давайте послушаем песню. ( Дети слушают песню « Весна» ). После прослушивания песни учитель задаёт вопрос: « Ребята, попробуем выделить самый главный признак. (День увеличивается и становится теплее)

Работа с картиной А. Саврасова « Грачи прилетели».

оформление доски к уроку безопасности

( С помощью инструмента « прожектор» картина открывается постепенно ).

– Рассмотрите иллюстрацию знаменитого русского художника Саврасова, который рисовал картины родной природы.

– Что изображено? Как бы вы озаглавили?

Художник озаглавил эту картину «Грачи прилетели»

– Назовите объекты неживой природы.

– А теперь назовите объекты живой природы

– Сегодня на уроке мы с вами будем искать взаимосвязь между неживой и живой природой весной. Далее работа идёт в форме диалога ученики- учитель.

– А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)

– Как потепление связано с состоянием снега? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны – проталины ; снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твёрдая плотная корка – наст; начинает таять снег – половодье: река переполняется водой, выходит из берегов – наводнение, которое приносит много бед)

Использование интерактивной доски на этапе контроля знаний на уроке во 2 классе по теме « Глобус и карта».

Начиная с середины 2 класса в конце четверти или после изучения большой темы , предусмотрены проверочные работы. В первой половине урока детям предлагается разгадать кроссворд, это позволит подготовиться к проверочной работе , которую ученики будут выполнять во второй половине урока.

Ход этапа урока.

Мы с вами изучили тему « Глобус и карта». Узнали что такое план, глобус, карта, где используют глобус, для чего нужна карта. Сегодня на уроке вы проверите, на сколько успешно усвоили данную тему. Сейчас мы с вами попробуем разгадать кроссворд ,для того чтобы каждый вспомнил пройденный материал, а затем вам будет предложена проверочная работа по вариантам и вы будете её выполнять.

Кроссворд предлагается на интерактивной доске, дети по одному вписывают правильные ответы. ( Кроссворд в приложении на диске « Повторение и контроль знаний»).

П о г о р и з о н т а л и:

Изображение предметов такими, как мы их видим сверху.

Модель Земли.

Определяется на карте по оттенкам синего цвета.

Огромное водное пространство. На Земле их четыре.

Показывает, во сколько раз уменьшены размеры предметов на карте и плане.

Самая длинная параллель.

На карте показаны коричневым цветом.

Часть суши, со всех сторон окруженная водой.

Сторона света. На карте находится вверху.

П о в е р т и к а л и:

Часть суши, с трех сторон окружена водой.

На выбор учителя можно предложить вместо кроссворда решить по этой же теме филворд, который предлагается также на интерактивной доске. Двигаясь по горизонтали или вертикали ,соберите из букв слова. Каждая буква может использоваться только один раз ,двигаться можно только по горизонтали или по вертикали.

В результате освоения основной образовательной программы в области информационных технологий младшие школьники должны:

– использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

– активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

– использовать различные способы поиска (в справочных источниках и в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; уметь вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме и анализировать изображения, звуки; готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Внедрение в работу учителя современных технических средств способствует улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве.

Использование технических средств в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

ГЛАВА 3. Результаты использования интерактивной доски в проведении уроков окружающего мира.

Используя эти комплекты, можно демонстрировать анимированные сюжеты, дидактические средства, медиаиллюстрации, видеосюжеты. В результате я собрала материал к урокам окружающего мира для первого класса и к части уроков для 2 класса.

С целью выявления эффективности использования интерактивной доски на уроках окружающего мира среди учеников второго класса было проведено анкетирование : Нравятся ли тебе уроки окружающего мира ,проводимые с интерактивной доской? (Текст анкеты, ответы учащихся находятся в Приложении №3).

По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:

  • познавательный интерес к предмету с использованием на уроке интерактивной доски у детей повышается;
  • уровень знаний по предмету с использованием современных технических средств возрастает (Диаграмма №1 и Диаграмма №2)
  • интерактивная доска на уроках позволяет достичь такие метапредметные результаты, как:развитие коммуникативной компетенции;умение определять области знаемого и незнаемого;умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;
  • развитие коммуникативной компетенции;
  • умение определять области знаемого и незнаемого;
  • умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;
  • развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);

осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

Заключение.

В данной методической разработке я, опираясь на авторскую программу курса « Окружающий мир» под редакцией А. А Вахрушева и набор информационных средств по данному предмету, составила тематический план для 1 класса с использованием интерактивной доски и сценарии уроков по разным темам. Мною были изготовлены мультимедийные продукты: тесты, флипчарты и разработаны методические рекомендации по использованию интерактивной доски на различных этапах урока окружающего мира.

Использование на уроках интерактивной доски превращает его в настоящий творческий процесс, позволяет осуществлять принципы развивающего обучения, имеется возможность включения детей в учебно-исследовательскую деятельность.

В перспективе ставлю себе задачу разработать уроки с использованием современных технических средств для 2 класса, 3 и 4 классов по русскому языку, математике и окружающему миру.

Список литературы

  • Вахрушев А.А. Методические рекомендации для учителя. 1 , 2 .классы. «Баласс»2017г.
  • Вахрушев А.А. «Окружающий мир. Наша планета Земля» 2 класс. «Баласс» 2017г.
  • Вахрушев А.А. « Окружающий мир. Я и мир вокруг»1 класс. «Баласс» 2011г.
  • Волохова Е.Ю. Дидактика, Конспект лекций. Издательство «Феникс» 20014.- 288с.
  • Интерактивные дидактические материалы «Повторение и контроль знаний. Окружающий мир 1-2 класс». CD.
  • Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. – М.: Академия, 2013. – 256 с.
  • Кондаков А.М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (Стандарты второго поколения). И: Просвещение, 2009г.
  • Кравченя Э. М. « Технические средства обучения в школе». М.2006 г.-275с.
  • Крысина М.В. « Использование возможностей интерактивной доски на уроках в начальной школе. Информационные технологии в образовании».Саратов-2012 г.
  • Методическое пособие с электронным интерактивным приложением «Повторение и контроль знаний .Окружающий мир 1-2 классы» Интерактивные дидактические материалы. М ,Издательство « Глобус»2018.
  • Методические рекомендации для учителя к интегрированному учебно-методическому комплексу « Открываю законы родного языка, математики и природы» Москва 2017 г.
  • Мулярчик С.Е. « Методические рекомендации для участников образовательного процесса по работе с интерактивной доской : описание, возможности, методическое применение».М. 2011 г.
  • Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя / М.: “Российское педагогическое общество” / 2007г.
  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях от 29 декабря 2010 г.№189
  • Электронное интерактивное приложение «Уроки окружающего мира с применением информационных технологий».Издательство «Планета» 2016 г.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *