Техника безопасности на уроках технологии

Рекомендуем

«Основы безопасности жизнедеятельности являются базовыми знаниями влияющими на безопасность и обороноспособность населения и страны».

Скворцов Владислав Александрович
к. , преподаватель и эксперт по поисково-спасательной деятельности

Уроки труда для девочек

Правила безопасности на технологии в кабинете для девочек свои, но учитель тоже должен все время находиться с классом. У разных типов работ свои риски — в кулинарии можно обжечься, во время шитья пораниться.

Важно! Ношение формы для девочек на уроках труда является обязательным, как и для мальчиков.

  • К уроку допускаются те учащиеся, которые изучите правила ТБ.
  • Применять инструменты, плиты можно только с разрешения учителя.
  • Наличие формы обязательно, девочкам нужно убирать волосы.
  • Сломанный, поврежденный инвентарь применять нельзя.
  • Рабочее место следует содержать в полной чистоте, мусор убирать своевременно.
  • По не прямому назначению инструмент не используют.
  • Инвентарь держат так, чтобы опасные острые части были направлены от себя.
  • На случай получения травмы школьница должна сразу сообщить об этом учителю.

После окончания урока рабочие места приводятся в порядок, руки моются с мылом.

Техника безопасности на уроках технологии

Уроки шитья (труд в школе) для девочек

Ткани

Возможные опасности при работе с тканями — травмы глаз, повреждения пальцев иголками, булавками, ножницами, спицами. Вещи для рукоделия нужно хранить в шкатулке, сумочке или другом специально оборудованном месте. Для булавок, иголок обязательно использовать игольницы.

Во время работы с инструментами обращаться бережно, иглы не брать в рот и не накалывать на одежду. Длина нити не должна превышать длину локтя. Ученицы не должны ронять ножницы на пол лишний раз, нитку следует только обрезать, а не обрывать либо откусывать. Во время работы размахивать крючками, спицами, ножницами нельзя.

Важно! После завершения шитья проверяется число булавок и иголок — их должно быть не меньше, чем в начале работы. Сломанные инструменты заворачивают в бумагу и выбрасывают в мусорник.

Инструкция
№ 14

по охране труда при работе с электрическим утюгом

Общие требования безопасности

К работе с электрическим утюгом допускаются
лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране
труда. К работе с электрическим утюгом
учащиеся допускаются с 5-го
класса.

Опасные производственные факторы:

— 
ожоги рук при касании нагретых металлических частей  утюга
или паром при обильном смачивании материала;

— 
возникновение
пожара при оставлении включенного в сеть утюга
без присмотра;

— поражение электрическим током.

При
работе с электрическим утюгом используется спе­циальная одежда: халат
хлопчатобумажный или фартук, косынка, а также диэлектрический коврик.

При
получении учащимся травмы оказать первую по­мощь пострадавшему,
сообщить об этом администрации учрежде­ния и родителям пострадавшего, при
необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

Требования безопасности перед началом
работы

Надеть
спецодежду, волосы убрать под косынку или использовать заколки для волос.

Проверить
исправность вилки, розетки и изоляции электрическо­го
шнура утюга.

Убедиться
в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического
коврика на полу около места для глажения.

Требования безопасности во время
работы

Включать
электрический утюг в сеть и выключать сухи­ми руками
только за вилку.

При
кратковременных перерывах в работе электричес­кий утюг ставить на
термоизоляционную подставку.

При
работе следить за тем, чтобы горячая подошва утю­га не касалась
электрического шнура.

Во
избежание ожогов рук не касаться горячих металли­ческих частей утюга и
не смачивать обильно изделие водой.

Во
избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без
присмотра.

Следить
за нормальной работой утюга, устанавливать терморегулятор в соответствии с
видом ткани, при необходимости использовать проутюжильник.

При
перегреве – утюг выключить и остудить, проводя подошвой утюга по влажному
проутюжильнику.

Требования безопасности в аварийных
ситуациях

При
возникновении неисправности в работе электричес­кого утюга,
появлении искрения и т. немедленно отключить утюг из
электросети и сообщить об этом учителю.

При
возникновении пожара немедленно отключить электрический утюг от
электросети и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами
пожаротушения.

При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему,
сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить
пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

Требования безопасности по окончании
работы

Отключить
электрический утюг от электросети.

Очистить
подошву утюга от загрязнения (при необходимости) специальными средствами.

Привести
в порядок рабочее место.

Снять
спецодежду и вымыть руки с мылом.

Инструкцию
разработал____________________________________ учитель технологии

ПРИНЯТО:на заседании МО технологии МБОУ «СОШ №
71»                                                                                                               
_____________________ Н. Мартынова
УТВЕРЖДАЮ:Директор МБОУ «СОШ № 71»                                                      
                                                         _______________   
А. Серафимов

Организаторы и партнёры

Группа компаний «Просвещение»

Центр экстренной психологической помощи МЧС России

Техника безопасности на уроках технологии

Всероссийское добровольное пожарное общество

Центр организации дорожного движения Правительства Москвы

Экспертные системы мониторинга и анализа СМИ и соцмедиа

ФИЦ питания и биотехнологии

Добрая Дорога Детства

Техника безопасности на уроках технологии

Всероссийский урок безопасности — лауреат II степени всероссийской премии «Золотой медвежонок» в номинации «Устойчивое развитие, КСО и благотворительность»

Суть подхода

Программы трудовой подготовки школьников реализуются практически во всех классах, обязательно учитывая правила техники безопасности на уроке технологии. Создаются все необходимые для реализации курса условия — оборудование помещений, закупка инвентаря, пр. Так, в классе должно быть достаточно столов, станков, швейных машин, хорошее освещение. От условий в мастерской во многом будет зависеть работа учеников.

Техника безопасности на уроках технологии

Дети на школьном уроке технологии

Важно! Дети в начальной и старшей школе должны правильно организовывать рабочее пространство, следить за исправностью инструментов, оборудования. При этом основная контрольная функция все равно остается за преподавателем.

Безопасным выполнение работ должно быть на любой стадии творческой деятельности. Наличие в кабинетах журналов регистрации, инструктажей обязательно. Каждого школьника до начала выполнения работ следует ознакомить с техникой безопасности. Ответственное лицо за трудовым процессом — преподаватель.

ТБ на уроках охраны труда рассматривает базовую модель поведения, которая сведет риски получения травм во время занятий к минимуму. Инструкции касаются обращения со станками, молотками, гвоздями, иглами, булавками, ножницами, утюгами, машинками для шитья. Действует отдельный свод правил по оказанию первой помощи пострадавшим во время уроков по технологии.

Техника безопасности на уроках технологии

Мальчик и девочка в защитных фартуках перед уроком труда

Нормы выполнения работ:

  • Сначала всегда проводится первичный инструктаж по ТБ — преподаватель знакомит класса с программой, методическим материалом, требованиями к уроку.
  • В ходе обучения школьники консультируются по вопросу возможности избежать травмирования при проведении работ.
  • Находиться во время занятий на уроке нужно строго в форме.

Обязательно наличие знаний по основным аварийным ситуациям и способам их предотвращения в будущем.

Все ли перемены к лучшему?

Один из самых «модных» и востребованных модулей — это робототехника. Однако некоторые родители не считают, что конструирование «умных» машин важнее умения работать руками.

«В школе не хватает нормальных уроков труда, — считает Павел В. , отец семиклассника, изучающего робототехнику в школе г. Королёва. — Роботы — это хорошо, за ними будущее. С другой стороны, мы все больше отходим от практики. Где еще детям эту практику получать? Всегда было два варианта: семья и школа. Хорошо, если мама умеет шить и готовить, а папа — менять проводку. Отлично, если в школе учитель ведет уроки по программе, включающей вышеперечисленное. А если нет? Современные дети не могут ни работать отверткой, ни вбить гвоздя, они их и в глаза не видели. А работе с компьютером они и сами научатся».

Однако, по мнению учителя технологии высшей категории лицея № 19 г. Королева Татьяны Григорович, отказ от классических «трудов» — это ответ на требования времени:

«Многие школы делают упор на цифровые компоненты образовательной программы и отходят от практической деятельности. И это обоснованный шаг. Дети должны адаптироваться к современному, быстро меняющемуся миру. Сейчас даже швейные машинки новые, универсальные, программируемые».

При этом педагог все же считает, что полностью отказываться от обучения ручному труду нельзя:

«Если упор будет делаться только на информационные технологии, мы рискуем в недалеком будущем остаться, например, без швейной промышленности. Возможно, никто из нынешних школьников не пойдет на швейное или кулинарное производство. Но умение заштопать порвавшуюся деталь одежды, приготовить ужин или разобраться с электрической розеткой все равно пригодится в жизни».

Материалы по теме:

  • Нужна ли школе религиозная грамотность?
  • От эпиграмм до мемов: три века школьных баек;
  • Как приучить ребенка к физическому труду.

Техника безопасности на технологии

  • Суть подхода
  • Для мальчиковУроки за станкамиРабота с металломРабота с деревом
  • Уроки за станками
  • Работа с металлом
  • Работа с деревом
  • Уроки труда для девочекТкани
  • Ткани
  • Пожарная безопасность

Уроки труда связаны с высокими рисками травмирования учащихся, в особенности если речь идет о работе со специальными станками, обработке металла и дерева. Учитель должен внимательно следить за действиями подопечных, контролировать состояние применяемого инвентаря. Техника безопасности на технологии предполагает также знание правил безопасности проведения работ.

Гендерный вопрос

Как и в СССР, в современной школе на уроке технологии преобладает гендерное разделение. По новым ФГОСам скоро оно будет упразднено. Классы поделят не на девочек и мальчиков, а на подгруппы (как в случае с иностранным языком). Мальчики смогут разобраться в домоводстве, а девочки попробуют себя в программировании и деревообработке. Такой подход в современном мире более актуален. Некоторые учреждения уже перешли на этот формат преподавания.

Но возможность перейти из одной группы в другую есть уже сейчас. Если девочке интереснее собирать роботов, а мальчик хочет научиться готовить, достаточно написать заявление и перевестись.

«Технология моему сыну очень нравится, он с удовольствием ходит на занятия, — говорит Елена, мама шестиклассника лицея № 19 г. Королева. — Ребята программируют роботов, устраивают гонки радиоуправляемых машинок. А недавно в группу к мальчикам попросились и две девочки».

Инструкция
№ 15

по охране труда при
работе с тканью

К выполнению работ с тканью
допускаются лица, про­шедшие медицинский осмотр и инструктаж по
охране труда. К выполнению работ с тканью в швейной
мастерской допускаются учащиеся с 4-го класса.

— 
уколы пальцев рук иголками и булавками при работе без наперстка;

— 
травмирование рук при неаккуратном обращении с нож­ницами,
при работе на швейной машине и утюге;

— 
поражение электрическим током при работе на электри­ческой
швейной машине и утюге.

При выполнении работ с тканью используется
специаль­ная одежда: халат хлопчатобумажный или фартук, косынка.

При работе на электрической швейной машине и утюге
используется диэлект­рический коврик.

При получении учащимся травмы оказать первую
по­мощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения
и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в
ближайшее лечебное учреждение.

После выполнения работ с тканью тщательно вымыть руки
с мылом.

Надеть
спецодежду, волосы убрать под косынку.

Проверить
отсутствие ржавых иголок и булавок.

Убедиться
в наличии и исправности инструментов и оборудования, используемого при работе с
тканью: защитного заземле­ния (зануления) корпуса электрической швейной
машины, нали­чие диэлектрического коврика на полу около машины и утюга.

Требования
безопасности  во время работы

Хранить иголки и булавки в определенном месте (поду­шечке,
специальной коробке и пр. ), не оставлять их на рабочем месте.

Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками,
ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.

Шить иголками только с наперстком.

Выкройки к ткани прикреплять острыми концами була­вок в
направлении от себя.

Ножницы
хранить в определенном месте, класть их со­мкнутыми острыми
концами от себя, передавать  друг другу руч­ками (кольцами) вперед.

Не
наклоняться близко к движущимся частям швейной машины.

Не держать пальцы рук около лапки и иглы швейной машины

Требования
безопасности в аварийных ситуациях

В случае поломки
или неисправности используемого в работе с тканью оборудования – прекратить
работу и сообщить учителю о случившемся. Работу продолжать после устранения неисправности.

В
случае поломки швейной иглы или булавки, обломки их не бросать на пол,
а убирать в урну.

При
порезах, уколах, ушибах воспользоваться аптечкой и обратиться в медпункт.

В
случае тяжёлых травм учитель должен вызвать “скорую помощь”, сообщить
администрации школы, оказать первую помощь.

Отключить
электрооборудование  от сети.

Проверить
наличие рабочего инструмента, убрать его в отведённое для хранения место и
привести в порядок рабочее место.

Снять
спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.

Инструкцию разработал____________________________________
учитель технологии

ПРИНЯТО:на заседании МО технологии МБОУ «СОШ №
71»                                                                                                               
_____________________ Н. Мартынова
УТВЕРЖДАЮ:Директор МБОУ «СОШ № 71»                                                                                                                _______________   
А. Серафимов

Инструкция № 16

по охране труда для учащихся при
выполнении различных работ со спицами и крючком в кабинете технологии

1 Инструкция предназначена для
учащихся на уроках технологии при вязании на спицах и крючках.

2 Рабочее место должно быть
оборудовано специальными коробками или пеналами для хранения спиц и крючков.

К самостоятельной работе
допускаются учащиеся, прошедшие медосмотр, изучившие правила безопасной работы,
имеющие знания выполняемого вида работ, одетые в рабочую форму.

4 Рабочая форма для учащихся:
индивидуальный халат или фартук с нарукавниками и головной убор (берет или
косынка)

5 Опасные факторы: уколы остриём
спиц или крючком.

Требования безопасности перед началом работы

Расположите коробку или пенал
для спиц и крючков в месте, установленном учителем.

Убедитесь в отсутствии ржавых,
гнутых спиц и крючков. В случае обнаружения сдать учителю.

Требования безопасности во время работы

Следить за соблюдением
правильной осанки: сидеть, прижимаясь спиной к спинке стула.

Держать спицы на расстоянии
не менее 30-45 см от глаз.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

Немедленно прекратить работу и
доложить учителю об аварийной ситуации.

2 Оказать первую помощь
пострадавшим и вызвать медсестру.

Требования безопасности по окончании работы

Сдать коробки или пеналы со
спицами (крючками) учителю или сложите в отведённое для этого место.

Привести в порядок рабочее
место.

ПРИНЯТО:на заседании МО технологии МБОУ «СОШ №
71»                                                                                                               
_____________________ Н. Мартынова
УТВЕРЖДАЮ:Директор МБОУ «СОШ №
71»                                                                                                               
_______________    А. Серафимов

Инструкция № 17

по
технике безопасности при работе с клеем

Клей необходимо открывать
осторожно, чтобы не разлить его на стол, пол; не испачкать одежду; не порезать
руки, чтобы он не попал в глаза.

Налить клей в специальную баночку и
использовать с помощью кисточки.

Излишки клея на изделии убрать
салфеткой, а не руками.

Необходимо помнить, что клей ядовит
и нельзя испачканными руками ничего есть и вытирать глаза.

Если клей попал на одежду, то
необходимо немедленно сообщить учителю и глаза следует промыть большой струей
воды.

Клей после работы следует закрыть и
убрать на хранение.

После работы руки тщательно вымыть
водой с мылом.

Инструкцию
разработал____________________________________ учитель технологии Н. Мартынова

Инструкция № 18

по технике безопасности при оказании
первой доврачебной помощи при характерных травмах и повреждениях

Первая
помощь при ранении

Оказывающий
помощь при ранении должен чисто с мылом вымыть руки, а если сделать это не
возможно – смазать пальцы йодовой настойкой. Прикасаться к самой ране не
разрешается. Не разрешается обмывать рану водой.

Очищать
рану механически можно, только применяя стерильный бинт или пинцет.

После
очистки смазать поверхность кожи вокруг раны йодовой спиртовой настойкой.

Если
порез небольшой, то присыпать его белым стрептоцидом или порошком другого
сульфаниламидного препарата, покрыть стерильной марлей и забинтовать.

При
серьезном порезе и сильном кровотечении вызвать врача, до его прихода наложить
жгут выше раны, покрыть рану стерильной повязкой.

Первая
помощь при термических ожогах

Обожженное
место надо присыпать двууглекислым натрием или тальком. Хорошо помогают
примочки из свежеприготовленного 2% раствора питьевой соды или
марганцовокислого калия. Другим средством для примочек является 96% этиловый
спирт. При более тяжелых ожогах  необходимо немедленно отправить пострадавшего
в лечебное учреждение.

Первая
помощь  при ушибах и растяжениях

При ударе о твердый предмет или
падении может произойти повреждение мягких тканей, растяжение связок. Проявляется это в виде припухлости в месте ушиба, синяка.

Для оказания первой помощи
необходимо создать покой поврежденному участку и положить на него 3-4 раза
холод.

При ушибе носа, сопровождающемся
кровотечением, нельзя разрешать сморкаться. Голову наклонить вперед, зажать
крылья носа пальцем на 10-15 минут.

При ушибе головы необходимо
обеспечить покой. При транспортировке уложить на спину , подложить под голову
подушку. Нельзя разрешать учащимся при этой травме  идти в больницу
самостоятельно.

Первая
помощь при вывихах и переломах

При
подозрении на перелом, вывих, подвывих нельзя делать попыток к вправлению,
тянуть за поврежденное место.

Необходимо
создать максимальный покой, неподвижность поврежденной части тела с помощью
транспортной шины- твердого материала, обернутого в мягкую ткань. Шину необходимо
прибинтовать так, чтобы она захватывала суставы ниже и выше места повреждения. При переломе костей голени,  две шины укладывают по наружной и внутренней 
поверхности  ноги от стопы до верхней трети бедра.

При
переломе бедра одну шину располагают по наружной стороне от мышечной впадины,
поврежденной стороны до стопы, а вторую по внутренней стороне от паха до стопы.

Шины
туго прибинтовывают к ноге бинтом или  полотенцем в 3-4 местах. Стопу фиксируют
тугой повязкой.

При
переломе руки, ключицы или вывихе костей в плечевом или локтевом суставе руку
прижимают к туловищу, закрепляют повязкой. Пострадавший должен быть доставлен в
лечебное учреждение.

ПРИНЯТО:на заседании МО технологии МБОУ «СОШ №
71»                                                                                                               
_____________________ Н. Мартынова
УТВЕРЖДАЮ:Директор МБОУ «СОШ № 71»                                                                                                                _______________   
А. Серафимов

Инструкция № 19

по
технике безопасности для учащихся на кружковых занятиях

по
технологии ведения дома

К занятиям 
допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и

инструктаж по
технике безопасности.

—  при работе с
острыми и режущими инструментами;

—    при работе со
швейными иглами

—    при работе с
электрической швейной машиной

—    при работе с
утюгом

В кабинете 
должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми

медикаментами и
перевязочными средствами для оказания первой помощи

Требования
безопасности перед началом занятий

Приготовить
необходимые материалы и инструменты.

Внимательно
выслушать инструктаж по ТБ при выполнении работы.

Входить в кабинет
спокойно, не торопясь.

При слабом зрении
надеть очки.

Надеть  рабочую
одежду – нарукавники, фартук.

Требования
безопасности во время занятий

Выполнять все
действия только по указанию учителя.

Ножницы
передавать друг другу острым концом вниз.

При резании ткани
не направлять ножницы к себе или товарищу.

Не делать резких
движений во время работы.

Соблюдать
порядок на рабочем месте и дисциплину.

При работе
швейной иглой одеть напёрсток.

Осторожно
пользоваться утюгом, соблюдая инструкцию по эксплуатации.

Не включать
электрошвейную машину без разрешения учителя.

Не трогайте
кабельные соединения приборов электропитания.

Пользоваться
только исправным оборудованием и инструментами

Не покидать
рабочее место без разрешения учителя.

При плохом
самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю.

При возникновении
пожара в кабинете, немедленно прекратить занятия,

по команде учителя
организованно, без паники покинуть помещение.

При получении
травмы немедленно  сообщить о случившемся учителю.

Требования
безопасности по окончании занятий

После окончания
работы произведите уборку своего места.

Отключите все
электроприборы, снимите рабочую одежду.

Вложите ножницы
в футляр, швейные иглы в подушечку-игольницу.

Проверьте безопасность
рабочего места, убраны ли все иголки.

Вымойте лицо и
руки с мылом.

О всех
недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.

Стенды

Красочно оформленные стенды помогут донести до учеников правила техники безопасности в кабинете технологии в ненавязчивом виде.

Они будут «работать» эффективно, если разместить их в правильном месте, лучше, непосредственно в классе. Информация о работе за станком пригодится в столярном цехе, а техника безопасности при работе с электроплитой будет полезна там, где проходят уроки по кулинарии.

Для мальчиков

Правила безопасности на уроке технологии для мальчиков касаются проектов по обработке металла, дерева, особенностей применения специальных станков.

Уроки за станками

Перед выполнением работ за станками нужно:

  • Надеть спецодежду и сделать это правильно — убрать волосы, если нужно, застегнуть рукава халата.
  • Проверить надежность креплений фрез, сверл, резцов.
  • Закрепить обрабатываемую заготовку максимально прочно.
  • Проверить работу оборудования сначала вхолостую.

Во время обработки заготовок их подачу осуществляют без рывков и усилий, максимально плавно. Патрон руками трогать нельзя, оправку, сверло тоже. Перед тем, как отходить от станка, его нужно обязательно выключить, предварительно отведя инструмент.

После завершения работ стружку убирают щеткой, стружку протирают, инструменты, прочие приспособления приводят в порядок, место сдают учителю либо дежурному.

Важно! Игнорирование ТБ при работе со станками чревато серьезными последствиями — травмы глаз, рук, ожоги.

Работа с металлом

До ручной обработки металла нужно:

  • Надеть спецодежду.
  • Защитить глаза очками.
  • Проверить наличие инвентаря.
  • Осмотреть инструмент на предмет наличия повреждений, об обнаруженных неисправностях сообщить преподавателю.
  • Протестировать верстачные диски (нужна нормальная, не сработавшаяся насечка и плотно прикрученные губки тисков).

В ходе проведения рабочих операций деталь крепко зажимают в тисках, рычаги опускают медленно и плавно во избежание травмирования рук. Следить нужно за поверхностью кувалд (она должна быть выпуклой), инструментов (никаких заостренных хвостовиков, обязательное наличие плотно прилегающих деревянных ручек), режущих ударных инструментов (поверхность не должна быть сбитой). Зубило берут не меньше 150 мм в длину.

Техника безопасности на уроках технологии

Мальчики на уроке труда выполняют обработку металла

После завершения работ инструмент нужно проверить, при обнаружении неисправностей сообщить учителю. Рабочее место в порядок приводят школьники, отходы складываются в ящик, инструменты выкладываются по установленным учителем правилам. Губки тисков не следует зажимать очень плотно во избежание порчи насечек.

Работа с деревом

Перед началом обработки дерева нужно:

  • Надеть полный комплект спецодежды, обязательно с головным убором.
  • Проверить наличие необходимого инвентаря (сметка, совок, сидение, решетка).
  • Проверить инструменты, верстачные тиски.

При выполнении работ обрабатываемую деталь прочно закрепляют в тисках, применяют исправные, налаженные инструменты. Во избежание травм следите за тем, чтобы инструменты с острыми хвостовиками имели плотно прилегающие деревянные рукояти без трещин, сколов. Отвлекаться в ходе обработки нельзя, чтобы не создавать потенциально травмоопасные ситуации. Для запила ножовкой рекомендовано применять специальные приспособления.

Техника безопасности на уроках технологии

Инструмент для работы с деревом

Когда урок будет завершен, проверяется состояние инструментов, о любых неисправностях сообщается учителя. Рабочее место нужно будет тщательно убрать, а отходы сложить в ящик. Выкладывать инструменты следует в установленном учителем порядке. Чтобы насечки не портились, тиски, как и в случае с металлом, сильно не зажимают.

Правила работы за станками

Для начала нужно ознакомить мальчиков с общими правилами безопасности работы с любым видом станков.

Перед началом работы:

  • Надеть одежду, защищающую от загрязнений, волосы спрятать под головной убор.
  • Проверить, надёжно ли закреплён инструмент.
  • Закрепить деталь для обработки в тисках, патроне или иной части инструмента.
  • Проверить, как работает станок «вхолостую».

Во время работы:

  • Подавать заготовку к вращающемуся инструменту нужно плавно, не допуская резких движений.
  • Если нужно отойти от станка, его следует выключить.
  • Трогать руками патрон, оправку или сверло нельзя.
  • Перед тем, как остановить работу станка, нужно достать заготовки, это позволит избежать поломки оборудования.

После окончания работы:

  • После полной остановки работы станка удалить стружку щёткой (ни в коем случае не руками.
  • Протереть инструменты и станок, показать рабочее место преподавателю.

Зачем принимать участие в уроке безопасности?

  • Как действовать при чрезвычайных ситуациях и террористических атаках?
  • Какие правила дорожного движения необходимо знать всем?
  • Я и социум. Как вести себя с окружающими, чтобы не попасть в беду?
  • Основные правила финансовой и информационной безопасности?
  • Как жить здоровой жизнью без зависимостей и вредных привычек?

И помните: личная безопасность — в руках каждого из нас!Примите участие в акции УРОКБЕЗОПАСНОСТИ

Техника безопасности на уроках технологии

Примерная инструкция по технике безопасности при ручной обработке древесины

Травмирование рук при работе неисправным инструментом.

Травмирование рук при запиливании без применения приспособлений.

Требования безопасности до начала работы

Наденьте спецодежду (фартук с нарукавниками или халат) и головной убор (берет или косынку). Тщательно подберите волосы и заправьте концы косынки.

Проверьте наличие инвентаря (сиденье, щетка-сметка, совок), исправность верстака (зажимные коробки, упор для пиления, зажимные клинья, приспособления для чертежа).

Разложите на верстаке инструменты индивидуального пользования в порядке, установленном учителем. Удалите с верстака все лишнее.

Надежно закрепите обрабатываемый материал (древесину) в зажимах верстака.

Пользуйтесь только исправным, хорошо налаженным и наточенным инструментом. Используйте инструмент только по назначению.

Работайте лучковой пилой только после того, как убедитесь, что полотно хорошо разведено и надежно закреплено в шаховках, а шнур обеспечивает необходимое его натяжение.

Работайте строгальными инструментами, имеющими исправные рожок (шерхебель, рубанок, фуганок) или вывеску (зензубель, калевка, галтель) и округлую и гладкую заднюю часть колодки. Расщепленные части стругов немедленно заменяйте. Ручки инструментов должны быть удобными для работы.

На верстаке в установленных местах, используя приспособления, упоры, подкладные доски.

Не допускайте захламленности верстака отходами, стружками. Своевременно возвращайте учителю инструмент общего пользования.

Не отвлекайтесь во время работы, следите за правильными приемами работы.

Приготавливайте и разогревайте клей только под наблюдением учителя в изолированном от мастерской и хорошо вентилируемом помещении.

Не пользуйтесь в деревообрабатывающей мастерской открытым огнем и электрообогревателями.

Применяйте при запиливании направитель для опоры полотна инструмента.

Очищайте струги (рубанок, шерхебель, фуганок) от стружек деревянными клиньями.

В случае порчи инструмента во время работы немедленно замените его.

Требования безопасности после окончания работы

Остатки материалов, незаконченные изделия сдайте дежурному или учителю.

Проверьте состояние инструментов и положите их в порядке, установленном учителем.

Уберите свое рабочее место, пользуясь щеткой-смет- кой. Не сдувайте стружку ртом и не сметайте ее рукой.

Проверьте наличие и состояние клиньев на верстаке, зажимные коробки (заднюю и переднюю) завинтите до установленного зазора (не более 2—5 мм).

Приведите себя в порядок, проверьте карманы верхней одежды.

Выходите из мастерской только с разрешения учителя.

Вымойте руки с мылом.

Рекомендуем посмотреть

Инструкция по ТБ для учащихся на уроке технологии

Инструкция по ТБ при организации внеклассной работы

Инструкция по ТБ для учащихся при проведении культурно-массовых мероприятий

Инструкция по ТБ при проведении занятий со спортивными и подвижными играми

Инструкция по ТБ для учащихся при кулинарных работах

Положения техники безопасности на уроках физической культуры

Уроки по физической культуре подразумевают вероятность получения различного рода травм, что накладывает на учителя дополнительные обязанности по обеспечению безопасности учащихся. Поэтому учитель должен ежедневно перед началом урока напоминать о ТБ на уроках, в зависимости от места, где проходит урок (спортивный зал, спортивный манеж, улица и т. ), а также от тех видов упражнений, которые будут выполнять дети.

Вводные положения техники безопасности на уроках физической культуры:

  • К уроку физической культуры допускаются дети, которые прошли полностью инструктаж по ТБ.
  • На уроках по физической культуре могут заниматься только те дети, которые имеют необходимый уровень здоровья.
  • Дети, которые имеют частичное или полное освобождение от занятий физической культурой, должны присутствовать на уроках и заниматься теоретическим изучением дисциплины.
  • После болезни, для допуска к уроку физической культуры, ученик должен представить учителю справку из медицинского учреждения, где проходил лечение.
  • Для занятий физической культурой ученики должны иметь специальную сменную одежду и обувь.
  • На занятиях строго запрещено жевать жвачку, а также принимать пищу.

Техника безопасности на уроках физической культуры до начала занятий:

  • Посещать уроки физической культуры ученик должны в специальной спортивной форме и обуви.
  • Переодеваться на занятие необходимо в специально отведенном месте (раздевалке; мальчики и девочки переодеваются в разных раздевалках).
  • В карманах спортивной формы не должно быть предметов, которые могут представлять опасность во время проведения занятия.
  • Подготовка спортивного инвентаря к уроку осуществляется с разрешения и под руководством учителя.
  • Во время занятий ученик должны точно выполнять все указания и команды учителя.

Инструкция по технике безопасности на уроках физической культуры во время занятий:

  • Каждый ученик должен перед началом урока прослушать инструктаж по ТБ, только после этого он может быть допущен к уроку.
  • Запрещено покидать спортивный зал или спортивную площадку без разрешения учителя.
  • Запрещено самостоятельно выполнять упражнения и брать спортивный инвентарь без разрешения учителя.
  • Во время выполнения задания находится на отведенном для этого месте (во время бега, бежать по своей дорожке; во время зарядки стоять на своем месте, на безопасном расстоянии от соседа и т.д.).
  • При выполнении заданий (бег, прыжки и т.д.) минимизировать столкновения и падения (соблюдать дистанцию, не останавливаться резко, не менять траекторию и т.п.).
  • Не выполнять упражнения на мокром полу или скольком и рыхлом грунте.
  • Прежде, чем приступить к выполнению ряда упражнений (метание) убедиться в том, что в секторе броска нет людей.
  • При ухудшении состояния или получения травмы, прекратить выполнение задания и обратиться к учителю.

Техника безопасности на уроках физической культуры после занятий:

  • Нельзя покидать спортивный зал или площадку до звонка.
  • Убирать спортивный инвентарь только с разрешения учителя.
  • Покидать место занятий спокойным шагом.
  • В раздевалке вести себя тихо, не кричать, не мешать другим ученикам.
  • После занятий обязательно вымыть руки с мылом.

Во время занятий на улице, категорически запрещено покидать спортивную площадку, где проходит урок и тем более территорию школы.

Безопасность дома, на улице, в школе

Все мы живем в современном и сложном мире, где, к сожалению, существует много опасностей, которые подстерегают нас на жизненном пути. Для того, чтобы обезопасить детей в той или иной сложной ситуации или вообще ее избежать необходимо знать: какие бывают чрезвычайные ситуации и как себя вести, если случилась беда.

Соблюдение техники безопасности в кабинете технологии для девочек также является обязательным условием занятия. Избежать травмирования позволят правила, описывающие работу:

  • при приготовлении пищи;
  • при работе, связанной с кройкой и шитьём;
  • при пользовании электрическим утюгом.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *